Основной вопрос и основные направления философии. Марксизм - основная философская концепция, последовательным сторонником которой был В.И

Агностицизм – философское учение, сторонники которого отрицают способность человека к объективно-истинному познанию.

Аксиология – философское учение о происхождении и эволюции ценностей, их структуре и месте в обществе.

Антропоморфизм одна из фундаментальных характеристик мифологического сознания, которая заключается в переносе психо-физиологических качеств человека на предметы природы и уподобление их человеку.

Антропоцентризм – характеристика философских концепций, рассматривающих человека как центр и высшую цель Вселеннойэ

Артефакт – понятие, обозначающее все созданное человеком.

Герменевтика – (от греческог – объяснять) – искусство и теория истолкования текстов, название одного из направлений в современной философии, которое понимание рассматривает как условие социального бытия.

Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий возможности, формы и способы познания мира человеком.

Гуманизм – фундаментальная характеристика философии Возрождения, система представлений о самоценности человека, его праве на свободное творчество в сфере природного и социального бытия с целью его совершенствования в соответствии с принципами разума.

Дуализм – философское учение, сторонники которого признают существование двух равноправных и независимых друг от друга субстанциальных начал мира: духа и материи.

Диалектика – философское учение о фундаментальных закономерностях развития мира и человека, философский метод, основанный на принципах противоречивости всего сущего, взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости явлений и процессов.

Идеализм – понятие для обозначения философских учений, авторы и сторонники которых атстаивают первичночть духовного (сознания) над материальным. Родоначальником идеализма в философии традиционно считают Платона.

Иррационализм – (от латинского irrationalis – неразумный) – философский принцип, ограничивающий либо отрицающий разумность человека и рациональность мира и утверждающий алогичность бытия.

Креационизм – (от латинского creatio творить) – фундаментальный принцип средневековой философии, религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего.

Логос – понятие древнегреческой философии, введенное Гераклитом для обозначения космического закона, придающего миру единство, гармонию и красоту.

Логика – наука о правилах и законах мышления.

Монизм – философская концепция, сторонники которой отстаивают существование одного и единого (материального или идеального) начала бытия.

Материализм – направление в философии, сторонники которого отстаивают первичность материи над духом (сознанием).

Метафизика – философская теория о первых условиях бытия, началах всего сущего, которое постигается не чувствами а разумом. В новоевропейской философии выступает как метод, основанный на требовании рассматривать вещи обособленными, неименными и постоянными.

Миф – архаическое повествование о деяниях богов и героев, в которых отображены представления древних людей о происхождении и существовании мира. Исторически первый тип мировоззрения, основывающийся на вере в существование сверхъестественных сил. Характерными чертами его являются антропоморфизм, синкретизм, и супранатурализм.

Номинализм – философское учение средневековой схоластики, утверждающее, что реально существуют только отдельные, единичные вещи, а понятия (универсалии) существуют только в мышлении как имена (латинское nomen – имя) этих вещей.

Натурфилософия – первая форма античной философии, философия природы, объектом которой выступали умопостигаемые условия ее существования.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога с миром, растворяющее Бога в мире.

Плюрализм – философская концепция, которая признает и отстаивает наличие нескольких и даже множества субстанциальных начал бытия.

Провиденциализм – один из фундаментальных принципов средневековой философии, религиозно-философское учение о предопределенности всего сущего, его подчиненности воле Бога, который перманентно правит миром, человеческой историей и судьбой каждого человека.

Психоанализ – влиятельное направление в постклассической философии, которое природу человека выводит из бессознательного как главного мотиватора его поведения.

Рационализм – способ философствования, который основой познания и поведения человека признает разум.

Реализм – философское учение средневековья, отстаивающее реальное существование общих понятий (универсалий), образующих иерархию духовных сущностей во главе с Богом.

Ревеляционизм – принцип средневековой философии, религиозное учение о божественном откровении как источнике всех возможных истин и самом надежном способе познания.

Редукционизм (от лат. Reduktio – отступление назад, возвращение к первоначальному состоянию) – методологический принцип сведения высших форм существования к низшим.

Религия – исторический тип мировоззрения, основанный на вере в существование потустороннего мира, заселенного сверхъестественными силами, которые обуславливают существоание мира и определяют поведение человека.

Секуляризация – процесс освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии и церкви, а социальных институтов и отношений от религиозного санкционирования.

Сенсуализм – способ философствования, рассматривающий чувства в качестве единственного источника истинного познания.

Скептицизм – философское учение, сторонники которого отрицают наличие механизмов соотношения знаний и объективной реальности и на этом основании сомневаются в способности человека к истинному познанию и утверждают его гипотетический харктер.

Субстанция (от лат. Substantia – сущность, то, что лежит в основании) – то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.

Субъективный идеализм – направление в философии, отстаивающее зависимость мира и его свойств от сознания человека. Крайним выражением субъективного идеализма является солипсизм, признающий только существование единственного Я.

Схоластика – этап в развитии средневековой философии, форма религиозного философствования, для которой харктерно принципиальное подчинение философии,азума богословию и стремление соединить религиозные догматы с рационалистическими средствами познания.

Философия – теоретическая форма мировоззрения, наука об универсальных законах развития природы, общества и мышления.

Экзистенциализм – влиятельное направление в постклассической филдософии ХХ в., философия существования.

Эмпиризм направление в теории познания, представители которого признают опыт источником познания и утверждают, что содержание его представляет собой описание этого опыта.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия в системе культуры

Раздел і философия в системе культуры.. тема философия как феномен культуры цель изучения темы усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии ее структуру и статус в современной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии, ее структуру и статус в современной культуре
Социокультурные предпосылки возникновения и развития философии, ее связь с историческими формами социальной практики. Проблема генезиса философии. Основные концепции происхождения философии. Связь

Определение путей эволюции социально-политической и философской мысли Беларуси в национальном и общеевропейском контексте
Социокультурные условия формирования белорусской философской мысли, яе духовные источники и основные этапы развития. Философско-эстетические и этические исследования на территории Беларуси Х – ХІІІ

На основе анализа онтологической проблематики осмыслить роль философии в рациональбном постижении мира человеком
Мир как объект философского постижения, основные стратегии его познания. Метафизика и онтология, эволюция их статуса в историко-философской традиции. Бытие как философская категория и культурологич

Понять сущность человека и способы и формыего присутствия в мире
Человек как предмет философского познгания. Эволюция философских представлений о человеке. Образ человека в истории философии и культуры. Философская антропология, ее предмет, цели и задачи.

Раскрыць сущность сознания как способа духовной ориентации, познгания и преобразования мира человеком
Проблема сознания и способы ее решения в философии. Субстанциальный, функциональный и социокультурный подходы к анализу сознания. Способы асмысления проблемы сознания в современной философии.

Определить место социальной проблематики в рамках философских знаний и выявить специфику общества как саморазвивающейся системы
Общество как предмет философского познания, его специфика. Эволюция представлений о природе общества в истории философии. Основные исследовательские программы в обществоведении: натуралистическая,

Осмыслить феномен культуры как содержания социальной жизни и сферы осуществления человеческой свободы
Понятие культуры, варианты его интерпретации. Аксиологический, семиотический, социологический, деятельностный подходы к анализу и оценке культуры. Культура как сфера специфически человечес

Философия и мировоззрение
Так что же такое философия? Чтобы понять это, необходимо обратить внимание на те вопросы, которые с самого начала она ставит перед собой. Философия сориентирована не на исследование конкретных пред

Предмет философии в его исторической динамике
Ответ на вопрос о том, что изучает философия, необходимо искать в ее статусе теоретического типа мировоззрения. Мировоззрение же всегда обращеноь к основаниям мира и человека, к первичным условиям

Структура философии
Одновременно с процессом формирования и исторических модификаций предмета философии происходит и ее структуризация, те есть становление и развитие основных разделов философских знаний. Уже античная

Методы философского исследования
Своеобразие и специфика предмета философии подводит нас к выводу о том, что 1) этот предмет существенно отличается от предмета конкретных наук и 2) что познание этого предмета требует иных, чем кон

Статус философии в современной культуре
Отличительной чертой нашего времени является его трагичность. ХХІ век, в который мы недавно вошли, только подчеркивает эту трагичность. А нарастающее осознание того, что это не просто хронологическ

Философская мысль цивилизаций Древнего Востока
Предпосылки возникновения и развития философии формировались в период перехода древнего общества от века бронзы к веку железа. По мнению Чанышева все древние сообщества века бронзы имеют р

Основные этапы развития античной философии
Предпосылки возникновения античной философии формировались в IX – VII вв. до н.э. в процессе становления и укрепления общества века железа. Этот процесс в европейском средиземноморье происходил зна

Периодизация античной философии
Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этапохватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим.

Философия европейского средневековья
Путь к пониманию средневековой философии проходит не через строго очерченные хронологические границы ее развития. Такое ограничение просто невозможно. Действительно, когда начинается средневековье?

Философия Возрождения: особенности и круг проблем
Пенессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Основой этой цивилизации является промышленность с широким разделением т

Новоевропейская философия
Основные черты философии XVII века и ее связь с исторической практикой XVII век был периодом мощного подъема новой индустриальной цивилизации, основания которой формировались в э

Идеалы просветительской философии
Просвещение как эпоха и как интеллектуальное движение, в которое были втянуты все страны цивилизованной Европы,– явление такое сложное и многозначное, что его характеристику можно начинать с самых

Западноевропейская философия второй половины ХІХ века
Переосмысление классического философского наследия вообще и классической немецкой философии, в частности, начинается примерно в середине ххІ в. и осуществляется в двух направлениях

Социокультурные предпосылки формирования белорусской философской мысли
Интеллектуализация духовной жизни Беларуси осуществляется под мощным влиянием христианства. Крещение старобелорусских земель не только укрепляло торгово-экономические связи с христианским миром, но

Основные этапы развития белорусской философской мысли
Ранний этап становления белорусской философской мысли связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климентия Смолятича. Этическая тематика здесь преобладает над всеми другими тем

Философское учение о бытии
Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами,

Проблема субстанции в философии
Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, адиной первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субс

Философское учение о материи
Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессенеоднократно меняло свое содержание. Первоначально под матеорией понимали опре

Основоположниками марксизма стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их труды легли в основу этого мировоззрения. Основная идея теории состоит в необходимости создания такой политической и экономической системы, которая упразднила бы частую собственность и всеми материальными лагами люди пользовались сообща. Это, конечно, очень грубое пояснение теории, но отражает ее весьма полно. Марксизм затрагивает не только политику и экономику, но и этику, историю и религию. Это целостное мировоззрение.

После Маркса и Энгельса Ленин внес самый большой вклад в развитие марксизма. Несмотря на то, что Ленин, как никто другой был последовательным сторонником марксизма, он расходился с Марксом в некоторых вопросах. Прежде всего, Ленин был убежден, что не надо ждать, пока рабочий класс совершит революцию своими силами. Он считал, что коммунистическая партия должна взять на себя руководства революцией. Более того, после ее победы, именно коммунистическая партия должна руководить обществом.

И, кроме того, Ленин полагал, что капитализм вовсе не распался, а успешно развивается, поэтому революция скорее произойдет в аграрной стране, как Россия, чем в развитых промышленных странах.

Но эти расхождения вполне объясняются тем, что Ленин жил гораздо позже в исторических аспектах, поэтому он видел, как развивается общество, начало формирования которого было описано основоположникам марксизма. И, более того, еще Энгельс писал, что философия марксизма « дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования».

Материалистическое восприятие действительности

В природе нет ничего сверхъестественного или нематериального. Реальность изначально материальна. При этом признается существование разума, который не просто физиологический процесс. Это продукт деятельности мозга, который прекращается после смерти человека. Ф.Энгельс: «Не если возникает вопрос, что же такое мысль и сознание и откуда они берутся, то становится очевидным, что они являются продуктом человеческого мозга и что сам человек есть продукт самой природы».

Таким образом, отрицается существование Творца и поддерживается дарвиновская теория эволюции. Марксизм подчеркивает особое значение науки в познании окружающего мира и что все идеи должны проверяться практикой.

Диалектика

Это представление о том, что действительность находится в непрерывном изменении и движении. Развитие происходит в результате взаимодействия противоборствующих сил: тезиса и антитезиса. В результате их столкновения возникает «синтез». Примером синтеза» является эволюция биологических видов, например. Этот же принцип действует и в процессе экономического и социального развития человечества. Процесс неизбежных изменений идет в соответствии научно-обоснованными законами развития общества.

Экономический детерминизм

Это идея о том, что все в жизни и развитии общества определяется экономикой. Все: религия, форма правления, доминирующие мировоззрения и взгляды, законы, - все определяют не «идеи», а экономическая система. Даже «человеческую природу».

Классовая борьба

«Вся история человечества была историей борьбы классов» писал Ф.Энгельс. В результате диалектического взаимодействия классов (тезис и антитезис) возникает новый социально-экономический строй (синтез). Потом новый строй проходит цикл развития и после эпохи своей зрелости, снова возникает противостояние классов, которое приносит изменения и наступает новый экономический строй.

Маркс и Энгельс утверждали, что наступление социализма и коммунизма неизбежно. Потому что в соответствии с открытыми ими законами Маркс диалектика гарантирует неизбежный приход социализма. Однако он наступит тогда, когда капиталистическое общество до конца израсходует свой потенциал в развитии средств производства и эксплуатации пролетариата. Когда же это произойдет, рабочий класс непременно восстанет. Причем именно в развитых странах.

Маркс, опускал мирный переход от капитализма к социализму. Но при этом понимал, что капиталисты не отдадут власть без борьбы, поэтому революции неизбежны.

Марксистская этика

Как любые атеисты, марксисты отрицают любую мораль, основанную на заповедях образе бога. Основной этики является экономика. Мораль - просто служит отражением классовых интересов буржуазии. Для марксиста нравственным является то, что приближает коммунизм. Следовательно, ложь, террор, убийства являются нравственными, если они служат делу коммунизма.

Основной недостаток марксизма - это то, что он считает, что в человеческой природе нет ничего неизменного, за исключением нескольких биологических инстинктов. То есть природа человека зависит от того, какая экономическая ситуация в стране, какая экономическая система господствует. Из этого следует тот вывод, что со сменой экономической системы меняется и природ человека.

Мы видим, что еще с самого начала возникновения, марксизм позиционировал себя как развивающееся учение. Так и Ленин рассматривал его не только как систему принципов и положений, но и как инструмент развивающегося познания, методом анализа и обобщения нового исторического опыта.

Структурно марксизм состоит из трех частей: философии, политэкономии и научного коммунизма. Рассматриваемый нами аспект, философский, на примере основной философской работы В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Прежде всего, обратим внимание на то, что философы высказывали и высказывают свое философское осмысление общества с позиции своего мировоззрения, интересов определенных социальных сил, которые они выражали. Это наглядно проявилось в различных их идеях, концепциях, школах.

Иррационализм

Это философское направление наложило большой отпечаток на мышление многих философов, на концепции, школы. По высказываниям самих сторонников иррационализма, это понятие обозначает то, что находится по ту сторону человеческого разума, что непостижимо ему и не может быть понято (Шеллинг, Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор). Игнорируя веру в человеческий разум, созидательную деятельность человека, иррационалисты утверждают, что в окружающей людей действительности, в самом обществе, его истории все хаотично, лишено закономерностей управления, ибо все подчинено так называемой «слепой воле». В этом философском направлении игнорируется объективный ход истории, отрицается, как было сказано, деятельная роль человека, его содействие социальному прогрессу в соответствии с требованиями социальных законов.

«Философия жизни»

Представителем этой концепции был немецкий философ Ф.Ницше (1844-1900 гг.). Ницше сделал попытку внести в историю так называемый «поток жизни» «естественный, ничего реально не содержащий». Он подвергает критике демократизацию, христианство, идеологию. Философия Ницше складывается в период усиления иррационалистических направлений в буржуазной философии. Основными понятиями в его философии были «мир», «жизнь», «вещь», «становление», «человек». Ницше считал, что в основе мира лежит воля - движущая сила «становления» как стремления к власти и расширению своего «Я». В философии Ницше «жизнь» подменяет понятие «бытие», которым оперирует материалистическая философия. У Ницше эти понятия противопоставляются, отрываются друг от друга. Ницше утверждал, что жизнь есть становление бытия. Он пишет: «Нет бытия, есть только становление - жизнь», понятие «жизнь» - это первооснова всего, в том числе самого общества. Он считал, что «жизнь» есть такое творческое созидание, в котором человек познает самого себя, свои силы, возможности, находит путь к душе, космосу, абсолюту.

Но это не все и, пожалуй, не главное в его философии. Главное в том, что, как пишет Ницше, «жизнь есть стремление к чувству власти», а это стремление, но Ницше, требует переоценки морали общества. По его учению, человек должен быть свободен от норм морали и моральных обязательств перед другими, ибо это не сочетается с «волей власти», ибо стремлению человека к власти должно быть подчинено сознание человека, его чувства, мораль. По учению этого философа, стремление к власти должно быть жизненным девизом человека, власть должна проявляться, - писал Ницше, - даже тогда, когда вы идете к женщине и берете с собой плетку. Однако, по мнению Ницше, на это способен не каждый человек, не каждый удовлетворяет этим требованиям; на это способен лишь так называемый сверхчеловек, причем человек арийской расы, способный подчинить себе другого.

Концепция «Мировой воли»

Выступая против историзма, автор этой концепции немецкий философ А. Шопенгауэр считал, что началом всего является мировая воля. Сущность мира, общественная жизнь проявляются как мировая воля на разных ступенях ее объективности. В своем труде «Мир как воля и представление» он выступал против диалектики Гегеля и против гегелевского историзма. Шопенгауэр считал, что жизнь человека обречена на вечное страдание и оно неотвратимо. То, что считается счастьем, - лишь временное освобождение от страдания, за которым неизбежно следует новое страдание, поэтому и напрасны борьба, стремление людей к счастью, благополучию. Он утверждал, что человек изолирован от окружающей его среды, в том числе и социальной. Он сам создает свой мир, свое суеверие, богов, демонов, святых. С растворением индивидуальной воли, считал Шопенгауэр, в воле мировой человек переходит в ничто, в небытие, а за ним в небытие переходит весь окружающий мир, так как без субъекта нет объекта.

Экзистенциализм. (Философия существования)

Из этой концепции мы выделим те ее положения, которые относятся к обществу и его жизни. Одним из видных представителей этой концепции является Ж. П.Сартр. Касаясь социальных проблем, он считал, что кризисы в обществе как катастрофические события происходят по причинам неустойчивости, уязвимости индивидуального бытия, существования человека, а также в силу хрупкости, неустойчивости бытия общественного. Сартр утверждал, что за все, что происходит в обществе, его истории несет ответственность «свободный человек» свободный от морали, нравственных норм поведения, которые он сам определяет. Свободно существующий человек существует независимо от общественных обязательств, потому что он есть сам по себе и ничто, кроме него самого, не определяет ни его мораль, ни мотивы его поступков, желаний. Во всем этом «самосуществующая» личность противопоставлена социальной среде, в которой она живет, - это во-первых. Во-вторых, суть экзистенциализма - индивидуализм, переоценка себя, своих возможностей, своей роли в обществе.

Философия истории А.Тойнби (1889-1975 гг.)

В философии истории английского философа Тойнби очевидно влияние Шопенгауэра. В свою очередь идеи, воззрения Тойнби оказали влияние на многих западных философов и получили широкое распространение. По утверждению Тойнби, каждая цивилизация проходит ряд этапов: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и гибели, уступая место другой цивилизации. Движущей силой развития цивилизаций он называл «творческое меньшинство» как носитель жизненною порыва - это социальная верхушка, элита, стоящая во главе общества и увлекающая за собой остальную массу людей.

Рассматривая цивилизации в их движении, изменении, Тойнби отрицал единую цивилизацию, по его же мнению, не существует и единой истории человечества, а есть, как уже сказано, лишь история замкнутых отдельных цивилизаций. В качестве критерия развития он считал Божественный Логос, а ответ людей на Логос и есть содержание общественного прогресса, самоопределения и движения цивилизаций, в том числе развития и самоопределения личности.

Взгляды Тойнби на общественную жизнь нашли свое конкретное проявление в том, что, как уже было сказано, не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных, замкнутых цивилизаций, которых, по его мнению, было много (более 20), а затем он свел их к пяти цивилизациям: китайской, индийской, исламской, русской и западной.

Психологическое направление

Представители этого направления американский социолог Л.Уорд (1841-1913 гг.) и его последователь француз Г.

Тард (1843-1904 гг.) искали объяснение социальных процессов, событий в психологии общественных классов, социальных групп, наций.

Л.Уорд утверждал, что причиной, обуславливающей человеческую деятельность, являются желания, которые он рассматривал как первичное в удовлетворении потребностей людей в пище, одежде, тепле и т.д. Он писал, что в таких областях, как социальные свободы, творческая деятельность, эстетические потребности, действуют особо сложные желания. Эти желания, как пишет Уорд, порождают волю, а желание и воля - та сила, что определяет развитие общества. Далее он пишет о том, что человек, хотя и осознает свои желания, влечения, почти бессилен перед ними, не может ими управлять, по сути, слепо им следует. Но тут же пишет, что человек должен уметь управлять своими поступками, действиями, так как этого требует цивилизация. Л.Уорд выдвинул проблему законов и принципов социальных действий людей, осуществление которых происходит под влиянием все тех же желаний, влечений, воли.

Другой представитель психологического направления Г.Тард писал, что движущей силой социальных групп, общества в целом является индивидуальная и групповая психика людей, их психологический настрой. Он также считал, что в процессе взаимодействия человека и социальной группы они подражают друг другу, и это есть способ их существования и развития. Он пишет: «Подражание - таков основной элементарный общественный процесс» (Тард Г. Законы подражания. СПб, 1892. С. 141). История общества, по его утверждению, ° представляет собой непрерывную цепь подражания, а в едином процессе подражания действуют соответствующие законы, главный из которых выражает «стремление к бесконечному распространению».

Свое видение мы наблюдаем у сторонников теории «постиндустриального общества» (Д.Белл, У.Ростоу, Дж.Гелбрейт и др.). Вкратце содержание этой концепции в том, что на первое место ставятся не материальные основы, не движущие силы современного общественного процесса, а сфера обслуживания, информационность, стремление к прибыли, и как бы за скобки выносятся негативные явления такого общества, его духовное состояние и многое другое. В этой связи уместно сослаться на вредные и для общества в целом, и для конкретных людей те формирующиеся уродливые рыночные отношения начального этапа, которые можно наблюдать в России, складывающиеся вопреки ее национальным интересам, когда погоня за прибылью является самоцелью. Расширяется сфера криминального капитала, наступает кризис экономики, финансовой сферы, обвал духовности, надвигается угроза развала государства и т.д.

Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен только к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся. Природа, человек, общество – суть основные формы бытия. И, если природа является исторически первой предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности, она существовала до, существует вне и независимо от сознания, общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в процессе этого производства. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества и существует независимо от индивидуального или общественного сознания. В свою очередь, индивид застает его как «сумму условий и обстоятельств» своего конкретно-исторического существования. Общественное бытие – это объективная общественная реальность, первичная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Одной из важнейших категорий, характеризующих общественное бытие, является труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Испокон веков труд, его организация, осуществление и последствия находятся в центре человеческого существования. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Само общественное бытие рассматривается в неразрывной связи с другими формами бытия: неорганической и органической. Развитие общества невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материей) и органической формой бытия. В наличном бытии, бытии «здесь» и «теперь» три формы бытия (неорганическая материя, живая и социальная) существуют одновременно, воздействуя друг на друга. Конечность жизни отдельного человека сопряжена в рамках социального бытия с бесконечностью существования человечества в целом. В свою очередь, становление и развитие общественного бытия, в частности «мира искусственного», предполагает непрерывное «оттеснение природных границ».

Общественное бытие имеет конкретно-исторический характер и пронизано актуальными проблемами современности. Общественное бытие как онтология социальной жизни, отражает необратимый исторический процесс. Особенностью общественного бытия является его осознанное развертывание в социальном пространстве и историческом времени той или иной эпохи. Именно поэтому общество должно быть понято в единстве его предметности и процессуальности, т.е. не только как результат жизнедеятельности индивидов, но и как конкретно-исторический цивилизационный процесс развития.

Loading...Loading...