Основы философии для спо учебное пособие. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В учебнике раскрыты вопросы, которые осознанно или подсознательно волнуют каждого: что такое человек, в чем смысл жизни, что такое добро и зло, может ли человек обладать достоверным знанием о мире, каковы критерии правильного мышления и правильного поведения, почему мы должны подчиняться законам и др. В издании изложен полный курс философии. Рассмотрены общие проблемы истории философии и основных разделов философии. Учебник включает контрольные вопросы, которые позволят студентам проверить качество усвоения теоретического материала.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
- специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления РЧЧС» - 60 часов: 48 аудиторных часов, 12 часов самостоятельной работы студентов
- специальность 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» - 60 часов: 48 аудиторных часов, 12 часов самостоятельной работы студентов
- изучение нового материала (лекции, беседы, дискуссии, теоретическое исследование)
- применение и совершенствование знаний (выполнение творческих заданий)
- обобщение и систематизация знаний (семинар, философский турнир)
- комбинированные занятия (сочетание различных типов занятий)
- контроль знаний, умений и навыков (урок-зачет)
- Студент, в результате усвоения курса, должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов.
- Студент должен понимать - стать человеком можно, лишь научившись философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.
- Студент должен знать историю философии, представителей философской мысли и основные философские идеи, проблемы изучения человека, основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, социальные аспекты развития общества.
- Студент должен знать основные концепции исторического развития, особенности Российской самобытности, проблемы массовой культуры, глобальные проблемы.
- Студент должен уметь анализировать философские и научные представления о природе человека и общества, понимать связь между философским учением о познании и науками, которые он изучает.
- Студент должен уметь критически анализировать источники информации, систематизировать полученные знания, четко формулировать свои доводы и доказательства на семинарах и зачете.
- подготовить рефераты «Философия в системе культуры», «Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании», «Теория государств Платона», «Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии», «Философия Византии».
- подготовка к семинару «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена» по плану:
- Гераклит и Парменид – два великих философа древности. Учение о бытии Парменида. Диалектика Гераклита.
- Сократ и Платон – учители европейской цивилизации. Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.
- Древнегреческие циники, их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни. Скептицизм и его значение для человеческого познания.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.
- Хрестоматия по истории философии. В 3т. Т.1. – М., Владос, 2000.
- подготовить рефераты «Декарт: очевидность как критерий истины», «Эпикур и его учение о счастье», «Моральная философия Канта», «Философия пессимизма Шопенгауэра», «Гегель и Фейрбах: вершина и конец немецкой классической философии».
- подготовка к семинару «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия» по плану:
- Философия нового времени. 17 век – утро рационализма.
- Эпоха просвещения – торжество рационализма
- Г.Гегель и Л. Фейербах: вершина и конец немецкой классической философии
- Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
- Философия. Учебник. 2-е издание. / Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: ТОН, 2001.
- Хрестоматия по истории философии в 3т. Т.2,3. – М.: Владос, 2000.
- подготовить рефераты «Современная наука и философия о проблеме происхождения человека», «Фундаментальные характеристики человека».
- подготовка к семинару «Человек как главная философская проблема» по плану:
- Философия о происхождении и сущности человека.
- Основные отношения человека.
- Фундаментальные характеристики человека
- Основополагающие категории бытия.
- подготовить рефераты «Сознание, мышление, язык», «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»
- подготовка к семинару « Проблема сознания» по плану:
- Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).
- Идеальное и материальное.
- Сознание, мышление, язык.
- Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.
- Губин В.Д. Основы философии. – М.:, ТОН, 1999. Ч.2, гл.»
- Философия. Учебник. 2-е издание под редакцией В.Д. Губина. – М.: ТОН, 2001. Ч.5 , гл.7.
- Фрейд З. Психоанализ, Религия, Культура. – М, 1992.
- специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления РЧЧС» - 48 аудиторных часов
- специальность 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» - 48 аудиторных часов
- Философия в системе культуры.
- Философия и наука: родство и различие функций
- Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае.
- Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании
- Теория государства Платона
- Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.
- Философия Византии
- Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм.
- Декарт: Очевидность как критерий истины. «Мыслю - следовательно, существую».
- Эпикур и его учение о счастье
- Стоическая философия об идеале мудрой жизни
- Моральная философия Канта.
- Философия пессимизма А. Шопенгауэра.
- Современная наука и философия о проблеме происхождения человека.
- Фундаментальные характеристики человека.
- Основополагающие категории человеческого бытия.
- Сознание, мышление, язык.
- Культ и культура.
- Проблемы современной массовой культуры.
- Культура и контр культура, основные контр культурные движения.
- Проблема «конца истории».
- Губин В.Д. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Москва «Форум инфра-М», 2005 г..
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М. 1979 год
- Хрестоматия по истории философии в 3т. «Владос», Москва, 2000 г.
- Фрейд «Психоанализ, религия, культура», Москва 1992 год.
- Бердяев Н. «Основные проблемы русской мысли», Москва. Наука 1990 год
- Бердяев Н. «О назначении человека», Москва 1996 год
- Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция», Москва 1996 год
- Лосев А.Ф. «Платон. Аристотель», Молодая гвардия 1993 год.
- Паскаль Б. «Мысли» Из-во Сабашниковых, 1995 год
- Сорокин П.А. «Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество», Политиздат 1992 год.
- Толстой Л.Н. «Путь жизни», Высшая школа, 1992 год
- Чаадаев П.Я. «Философские письма», Современник, 1989 год
- Фрак С.Л. «Смысл жизни. Духовные основы общетва», Республика, 1992 год.
- Фромм Э. «Искусство любить», Педагогика, 1990 год
Учебно-методический комплекс
дисциплины
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Специальность
Форма обучения
ОЧНАЯ
Сыктывкар 2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Колледж экономики, права и информатики
Рабочая программа дисциплины
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Специальность
ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Квалификация углубленной подготовки
БУХГАЛТЕР, СПЕЦИАЛИСТ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Форма обучения
ОЧНАЯ
Сыктывкар 2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 апреля 2010 г. №282).
Составитель рабочей программы:
Преподаватель ________________________ Н.Л.Максимова
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании УМС
Председатель УМС ____________________ Н.А. Шевчук
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. Приказ Минобрнауки РФ от 06.04.2010 N 282).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель – формирование у студентов общекультурных компетенций в области современного знания о взаимоотношениях в системе «мир – человек», необходимых для понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Студент должен знать:
основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Студент должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 108 часов, в том числе:
· обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 72 часа;
· самостоятельная работа обучающегося – 36 часов.
1.5 Результаты освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (компетенции) выпускника ОПОП, на формирование которых ориентировано изучение дисциплины «
Основы философии»
(в соответствии с ФГОС СПО):
Общие компетенции (ОК) |
Результат изучения дисциплины |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
· Видеть объективную картину мира. · Быть политически грамотным и политкорректным. · Понимать роль государства и его политики (законодательства) в духовной, социальной и политической сферах. · Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства. · Качественно выполнять свои профессиональные функции. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
· Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий. · Планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
· Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации, находить в источниках выводы и аргументы, выделять признаки в соответствии с заданными критериями. · Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию. · Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
· Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
· Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
· Проявлять уважение к окружающим. · Учитывать и понимать психологические особенности собеседника и проявлять терпимость к его мнению. · Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
· Создавать коллективные проекты с целью решения различных проблем. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
· Систематизировать и организовывать информацию для выполнения профессиональных задач. |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
· Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации. |
OK 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
· Знать основы функционирования общества как системы. · Основополагающие ценности, ориентирующие человека в обществе. · Проявлять социальную толерантность. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
Раздел 1. Что есть философия |
||||||
Тема 1.1. Предмет философии |
Философия, ее предмет и основные темы: бытие и сущее, человек и мир. Природа и специфика философских проблем. Главные философские направления – материализм и идеализм. Изменение представлений о предмете, методах, целях и задачах философии в истории культуры. Структура философского знания. |
Тема 1.2. Специфика и функции философии |
Исторические типы и формы мировоззрения. Практические и духовные способы освоения мира. Эволюция мировоззренческих проблем. Структура мировоззренческого сознания. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Миф, религия, философия. Мифологическое понимание мира. Природа и функции мифа. Религиозное мировоззрение. Культура и религия. Философское мировоззрение. Философия как логическая интерпретация мировоззренческих проблем. Функции философии, ее значение в жизни человека и общества. Философия и наука. Взаимосвязь и взаимодействие философии и науки. Роль научного познания в развитии философского мировоззрения. |
|||
Практическое занятие |
||||||
Самостоятельная работа (по разделу) |
||||||
Раздел 2. Основные вехи мировой философской мысли |
||||||
Тема 2.1 Философия Древности |
Философия Древней Индии. Общая характеристика древнеиндийской философской традиции. Ортодоксальные и неортодоксальные школы философии. Философия Древнего Китая. Основные черты и принципы древнекитайской философии. Философские школы: даосизм, конфуцианство, легизм и моизм. Античность. Отличительные черты. Первые философские школы античности: ионийская и италийская. Проблема первоначала мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Анаксагор). Оформление понятия бытия в Элейской школе (Парменид и Эмпедокл). Атомистические идеи Левкиппа и Демокрита. Расцвет философской мысли Античности. Софисты. Сократ. Проблема человека, морали и познания. Объективный идеализм Платона. Аристотель о бытии и познание. Эллинизм: основные идеи. Философские школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Тема 2.2 Философия Средних веков и Возрождения |
Специфические черты философии средних веков. Патристика. Августин Блаженный о мире и Боге, человеке и Боге, концепции исторического прогресса, о добре и зле. Схоластика. Фома Аквинский о вере и знании. Доказательства бытия Бога. Философские, научные и гуманистические идеи эпохи Возрождения. Натурфилософия. Антропоцентризм. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Тема 2.3 Философия Нового времени |
Особенности философии Нового времени. Индуктивный метод Ф. Бекона и дедуктивный метод Р.Декарта. Проблема существования врожденных идей: теория идолов Ф. Бекона, учение о врожденных идеях Р. Декарта. Проблема определения критериев истинности: специфика постановки и варианты решения: рационализм Р. Декарта, эмпиризм Ф. Бекона и сенсуализм Дж. Локка. Учение о субстанции Б. Спинозы и проблема единства мира в новоевропейской философии (монизм Б. Спинозы, дуализм Р. Декарта и плюрализм Г. Лейбница). Эпоха Просвещения. Эволюция новоевропейского антропоцентризма и гуманизма в идеях исторического прогресса и господства человека над природой: Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, К.А.Гельвеций и П.Гольбах. Немецкая классическая философия: основные представления и проблемы философии нового типа мышления. Характерные черты этического учения Канта. Философия Ф. Шеллинга. Субъективный идеализм в философии И. Фихте. Гегель: предмет и задачи философского сознания. Л.Фейербах: антропологический материализм. Основные положения и идеи марксизма. Позитивизм в истории философии (XIX в.): Философская программа О. Конта, его классификация наук. Иррационалистические идеи в европейской философии XIX века. Мир как воля и представление А. Шопенгауэра. Философия жизни Ф. Ницше. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке. С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Самостоятельная работа |
||||||
Тема 2. 4 Современная философия Запада |
Особенности философии ХХ века. Сциентизм и антропологизм как доминирующие философские программы. Эволюция позитивизма в ХХ веке: неопозитивизм и постпозитивизм. Феноменология Гуссерля. Прагматизм Ч.Пирса и У. Джеймса. Х.-Г. Гадамер: герменевтика как способ философствования. Структурализм. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю. Постструктурализм и постмодернизм в философии ХХ века. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Тема 2. 5 Отечественная философия |
Русская философия как особый тип философствования. Исторические предпосылки развития русской философии: осмысление русской государственности в контексте христианской истории («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, концепция «Москва – третий Рим» монаха Филофея), формирование философских идей в рамках секулярной духовной культуры XVIII века.Философские системы XIX века. «Западники» (П.Чаадаев, А.И Герцен). «Славянофилы» (К.Аксаков, А.Хомяков). Материализм и марксизм в истории русской философии. Русская религиозная философия: В.С. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев и др. «Западники» (П.Чаадаев, А.И Герцен). «Славянофилы» (К.Аксаков, А.Хомяков). Основные тенденции развития русской философии в ХХ веке: софиология (С. Булгаков), космизм, евразийство, русский экзистенциализм (Н.Бердяев, Л.Шестов) о принципе человеческой свободы как творчестве, феноменология (Г.Шпет, А.Лосев). |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Самостоятельная работа (по разделу) |
||||||
Раздел 3. Философия бытия |
||||||
Тема 3. 1 Картина мира |
Учение о бытии. Картины мира. |
|||||
Тема 3. 2 Свойства и формы бытия |
Разнообразие форм бытия (природное бытие, бытие человека, социальное бытие). Проблема единства мира и варианты ее осмысления: монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие субстанции в философии. Понятия материального и идеального. Историческое развитие понятия материи. Пространство, время. Понятие развития. Движение и развитие. Основные формы движения. Самоорганизация бытия. Диалектика: понятие и виды. Структура диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Закон. Динамические и статические закономерности |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Раздел 4. Философия познания |
||||||
Тема 4.1 Сознание и познание |
Философский смысл проблемы сознания. Природа идеального. Структура сознания. Сознание и бессознательное (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм). Сознание, самосознание и личность. Сознание и мышление. Функции сознания. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Тема 4.2 Сущность познания, его структура. Проблема истины |
Практическое и познавательное отношение к миру. Субъект и объект познания. Проблема границ познания. Абсолютный и относительный агностицизм. Скептицизм. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание, творчество, практика. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Тема 4.3 Научное познание, его методы и формы |
Виды познавательных способностей (чувственное, рациональное и интуитивное познание). Знание как необходимая основа и результат познавательного процесса. Знание и информация, знание и вера, знание и мнение. Проблема истины в философии. Истина и оценка. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда. Истинность и правильность мысли. Действительность, мышление, логика, язык. Сущность науки. Структура науки. Научное и вненаучное знание, критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Тема 4.4 Наука и техника |
Происхождение и природа техники. Основные вопросы философии техники. Научные революции и смены типов рациональности. Взаимоотношения науки и техники. Характеристики научно-технического познавательного процесса. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Самостоятельная работа (по разделу) |
||||||
Раздел 5. Философская антропология и аксиология |
||||||
Тема 5.1 Сущность человека. Человек, индивид, личность |
Человек как главная философская проблема. Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Индивид, индивидуальность, личность. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Основные подходы в проблеме взаимоотношений человека и общества; соотношение понятий человек, индивид, личность; взаимосвязь свободы и ответственности |
|||||
Тема 5.2 Человек и культура, ценности человеческой жизни |
Культура в философском измерении. Представление о совершенном человеке в разных культурах. Смысл человеческого бытия. Многообразие жизненных идеалов: гедонистический, аскетический, религиозный, гуманистический и т.д. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Самостоятельная работа (по разделу) |
||||||
Раздел 6. Социальная философия |
||||||
Тема 6.1 Общество и его структура |
Общество и его структура, элементы, функции. Понятие государства. Понятие гражданского общества и его политико-правовое оформление. Взаимодействия гражданского общества и государства. Основные вопросы о характере развития общества. Движущие силы исторического прогресса. роль личности и масс в истории, взаимосвязь свободы и необходимости. Сущность формационного подхода и основные идеи цивилизационного подхода. |
|||||
Тема 6.2 Взаимоотношения общества и природы, культуры и цивилизации |
Место человека в информационном мире. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Проблема поиска новых ценностей и философские перспективы в ХХI веке. |
|||||
Практическое занятие |
||||||
Самостоятельная работа (по разделу) |
||||||
Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Мебель и оборудование:
1. Доска классная
2. Стул преподавателя
3. Стол преподавателя
4 .Столы для студентов
5. Стулья для студентов
6. Компьютер
7. Проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Горелов А. А.
Дополнительная литература:
1. Горелов А. А.
2. Канке В. А. Основы философии: учебник для студентов средних спец. учебных заведений. Рек. МО РФ / В. А. Канке.- М. : "Логос", 2004 .- 288 с.
3. Аблеев С. Р.
4. Губин В. Д. Основы философии: учеб.пособие. Рек. МОПО РФ / В. Д. Губин.- 2-е изд. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 .- 288 с
5. Волкогонова О. Д. Основы философии: учебник для студ-в учреждений средн. профобразования. Доп. МО РФ / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова.- М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2006 .- 480 с.
6. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие; Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М.: Гардарики, 2004 .
7. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие. Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М.: Гардарики, 2005 .
8. Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецов.- М. : ИНФРА-М, 2005.- 731 с.
9. Философский энциклопедический словарь / Ред.сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2004 (2006).- 576 с.
10. Скирбекк Г.
11. История русской философии: учебник для вузов. Рек. УМО / Б. В. Емельянов, К. Н. Любутин, В. М. Русаков и др. - Екатеринбург; М. : Деловая книга: Академический Проект, 2005 .- 736 с.
12. Хрестоматия по истории философии (русская философия): учеб.пособие для вузов. В 3 ч.: Учебное пособие. Рек. МО РФ. Ч.3. От Нестора до Лосева.- М.: Владос, 2001. - 672с.
13. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие для вузов. В 3-х ч. Рек. МО РФ. Ч.2. От Шопенгауэра до Дерриды.- М.: Владос, 2001.- 528с.
Электронные ресурсы
Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека oнлайн». Для доступа необходимо получить соответствующего логина и пароля на абонементе Научной библиотеки СыктГУ.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста |
Практические занятия; Проверочные работы; Самостоятельная работа; |
Знания: |
|
Роль философии в жизни человека и общества; Основы философского учения о бытии; Сущность процесса познания; Основы научной, философской и религиозной картин мира; Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
Практические занятия; Устный ответ у доски; Проверка домашних заданий; Проверочные работы; Экзамен по теоретическому материалу; Тестирование; Самостоятельная работа; Работа по индивидуальным заданиям |
4.2 Вопросы к экзамену
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Предмет и функции философии.
3. Место и роль философии в культуре.
4. Философия Античности, ее особенности.
5. Основные идеи философии Платона.
6. Основные идеи философии Аристотеля.
7. Средневековая философия: периодизация, проблемы, представители.
8. Становление научного метода познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта (эмпиризм и рационализм).
9. Немецкая классическая философия: основные представления и проблемы философии нового типа мышления.
10. Теория познания И.Канта, сущность понятия «категорический императив» в его философской системе
11. Основные идеи философии Г.Гегеля.
12. Марксистское понимание общества и истории.
13. Русская философия XIX – XX вв.
14. Русский космизм.
15. Неклассическая философия ХХ в.: основные течения.
16. Философские идеи психоанализа.
17. Позитивизм XIX века и его трансформации в философии XX века.
18. Экзистенциализм: основные идеи, представители.
19. Учение о бытии: основные концепции.
20. Материальное и идеальное бытие: проблема соотношения.
21. Философские концепции пространства и времени.
22. Сущность движения. Движение и развитие.
23. Философские концепции пространства и времени.
24. Диалектика как теория развития и как метод познания. Основные законы диалектики.
25. Человек и природа.
26. Общество и его структура.
27. Государство и общество.
28. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
29. Человек в системе социальных связей (человек и общество).
30. Человек и исторический процесс
31. Природа и сущность человека. Проблемы человеческого существования.
32. Ценности, их роль в человеческой жизни.
33. Проблема сознания в философии.
34. Культура и цивилизация в философском понимании.
35. Человек, личность и массы.
36. Свобода и ответственность личности.
37. Проблема познания в философии
38. Субъект и объект познания.
39. Знание и истина. Критерии истины.
40. Специфика научного познания.
41. Взаимодействие человека и техники в современной цивилизации.
42. Человечество перед лицом глобальных проблем
4.3 Темы контрольных работ
1. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов.
2. Формирование атомистики. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки.
3. Учение Сократа – рождение философии нового типа.
4. Философия Платона: общая характеристика.
5. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Сократ, Платон).
6. Аристотель: его труды и учение.
7. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм). Проблемы этики.
8. Философия. Ее предназначение в понимании греческих и римских философов.
9. Античность и философия последующих эпох.
10. «Бог – мир – человек» в средневековой философии.
11. Философское учение Августина Блаженного.
12. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.
13. Учение Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья.
14. Лоренцо Валла. «О наслаждении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура.
15. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании».
16. Пико делла Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Антропоцентризм.
17. Натурфилософия эпохи Возрождения (Николай Коперник, Джордано Бруно).
18. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм.
19. Френсис Бэкон. Обоснование эмпиризма.
20. Рене Декарт. Обоснование научного познания с позиций рационализма.
21. Рене Декарт. Принцип методологического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания.
22. Монадология Лейбница и его вклад в логику и теорию познания.
23. Сенсуализм Джона Локка.
24. Скептицизм Давида Юма.
25. Субъективный идеализм Джорджа Беркли.
27. Проблема «человек – общество – государство» в трудах мыслителей ХУП века (Томас Гоббс, Дж. Локк).
28. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма.
29. Этика Канта. Постулаты «практического» разума.
30. Гегель: общая характеристика учения.
31. Гегель: проблемы морали, права, государства.
32. Гегель: система «абсолютного идеализма».
33. Философия Л.Фейербаха: опыт преодоления гегелевского идеализма.
34. Л.Фейербах. «Сущность христианства». Антропологический материализм.
35. Философия К.Маркса: общая характеристика.
36. Философская антропология Маркса. Отчуждение человека в социальной истории.
37. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».
38. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей».
39. Особенности «антихристианства» Ницше.
40. Философия Ницше в России.
41. Позитивизм ХIХ-ХХ веков: направления, представители, идеи.
42. Логический позитивизм («Венский кружок»). Проблема разграничения науки и метафизики.
43. Аналитическая философия ХХ века (Б.Рассел, Л.Витгенштейн).
44. Парадоксы теории множеств и логическое исследование оснований математики (Б.Рассел).
45. Л.Витгенштейн. «Логико-философский трактат». Его место в философской мысли ХХ века.
46. Феноменология Э.Гуссерля. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии.
47. Герменевтика, ее основные идеи и источники.
48. Творчество М.Фуко. «Слова и вещи». Структурализм как направление мысли и тип метафизики.
49. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Основные представители.
50. Экзистенциализм в Германии. М.Хайдеггер.
51. Французский экзистенциализм. Ж.-П.Сартр, А.Камю.
52. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия.
53. Русская философия Х1Х – начала ХХ вв.: ее особенности, основные темы и представители.
54. Философия всеединства Вл. Соловьева.
55. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века. Условия его формирования и идейные источники.
56. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества.
57. Экзистенциализм Н.А.Бердяева и Л.Шестова.
58. Русский космизм (Н.Федоров).
59. Чему учит история философии? (Природа философских проблем).
60. Философия в системе культуры.
61. Мир как целокупная реальность. Мифологические, религиозные, научные, философские «картины» мира.
62. Проблема бытия в истории философии.
63. Материализм и идеализм – альтернативные способы миропонимания.
64. Универсальные связи бытия. Принципы диалектического миропонимания.
65. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение.
66. Поиск «позитивной» диалектики (Гераклит, Н.Кузанский, Гегель и др.).
67. Философия природы – обобщение исторического опыта ее освоения.
68. Микро-, макро-, мегамир, их взаимосвязь.
69. Случайность и закономерность, гармония и хаос в природе.
70.Познавательные, технические, философские, ценностные аспекты отношения людей к природе.
70.Природа сознания (философские аспекты).
71. Формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое).
72. Политика и власть. Философские концепции государства.
73.Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.)
74. Гипотеза общественного прогресса (за и против).
75. Тема смысла истории в философии ХХ века.
76. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
77. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики.
78. Созерцательный (Дж.Локк) и активно-деятельностный (И.Кант) подходы к познанию (сравнительный анализ).
79. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.
80. Классические и современные концепции философии науки и техники.
81. Исторические типы научной рациональности.
82. Проблемы обоснования науки в философии ХХ века.
83. Проблема истины, ее критерии.
84. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса.
85. Наука и человеческие ценности.
86. Познавательно-теоретическое отношение к миру: стремление к истине, объективному постижению сущего.
87. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функции и структура.
88. Основные понятия этики: добро и зло, долг, совесть, смысл жизни, счастье и др.
90. Основные этические учения в истории философской мысли.
91. Великие моралисты: Конфуций, Будда, Моисей, Христос.
92. Тема Бога в истории философии.
93. Обоснование идеи Бога Августином и Ф.Аквинским.
94. Религиозная философия в ХХ веке (неотомизм, персонализм, русская религиозная философия и др.) (можно по выбору).
95. Человек как предмет философии.
96. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы.
97. Проблема смысла жизни в истории философии (можно по выбору рассмотреть отдельные этапы).
98. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни.
99. Новая постановка проблемы человека в ХХ веке.
100. «Экзистенциальная» философия и ее варианты: философская антропология, экзистенциализм (русский, европейский), персонализм (можно по выбору).
101.Свобода и несвобода, необходимость, ответственность человека, их диалектика.
102. Постиндустриальное общество, его идеалы и тенденции развития.
103. «Сценарии» будущего: русский космизм, теория пределов роста, гипотеза ноосферы (В.Вернадский), коэволюция человека и природы.
104. Познание мира, развитие духовной культуры общества, самореализация личности в гармонии с эволюцией Вселенной и Разумом как высшая ценность бытия человека.
105. Роль философской мысли в современном мире.
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ
Дисциплина: «Основы философии»
По специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Колледж экономики, права и информатики
Форма обучения: очная
Блок дисциплин: общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Число студентов |
Список литературы |
на 1студента |
|
Основная литература: 1. Горелов, А. А. Основы философии: учебник [для студентов учреждений среднего профессионального образования] / А. А. Горелов. 13-е изд., стер. М. : Издательский центр "Академия", 2013. Дополнительная литература: 1. Горелов, А. А. Основы философии: учебное пособие. Доп. МО РФ / А. А. Горелов.- 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2005 .- 256 с 2. Канке, В. А. Основы философии. : учебник для студентов средних спец. учебных заведений. Рек. МО РФ / В. А. Канке.- М. : "Логос", 2004 . 288 с. 3. Аблеев, С. Р. Основы философии: вводный курс: учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. Доп. МО РФ / С. Р. Аблеев.- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 .- 264 с. 4. Губин, В. Д. Основы философии: учеб.пособие. Рек.МОПО РФ / В. Д. Губин.- 2-е изд. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 .- 288 с 5. Волкогонова, О. Д. Основы философии. : учебник для студ-в учреждений средн. профобразования. Доп. МО РФ / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова.- М. : ФОРУМ – ИНФРА-М, 2006 .- 480 с. 6. Гуревич, П. С. Основы философии: Учеб. пособие; Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М. : Гардарики, 2004 . 7. Гуревич, П. С. Основы философии: Учеб. пособие. Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М. : Гардарики, 2005 . 8. Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецов.- М. : ИНФРА-М, 2005 .- 731 с. 9. Философский энциклопедический словарь / Ред.сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2004 .- 576 с. 10. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2006 .- 576 с. 11. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. вузов. Рек. МО РФ / Г. Скирбекк, Н. Гилье; под ред. С. Б. Крымского; пер. с англ. В. И. Кузнецова.- М. : ВЛАДОС, 2003 .- 800с. 12. История русской философии: учебник для вузов. Рек. УМО / Б. В. Емельянов, К. Н. Любутин, В. М. Русаков и др. - Екатеринбург; М. : Деловая книга: Академический Проект, 2005 .- 736 с. |
Составитель, преподаватель______________ Н.Л. Максимова
Директор КЭПиИ ____________ Н.А. Шевчук
Дата составления карты «___»_________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Представитель библиотеки СыктГУ ___________
«___»________2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ДИСЦИПЛИНЕ « ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» для средних специальных учебных заведений, утвержденной управлением среднего профессионального образования Минобразования России от 17 июня 2002 года и отвечает требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (базовый уровень среднего профессионального образования).
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.
Цель программы – сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.
Задача курса – студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.
Программа составлена из расчета рабочего учебного плана:
Организация учебного процесса подчинена основным формам учебной деятельности (используются все типы и виды занятий) :
Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.
Программа реализует межпредметные связи с историей в темах «Философия Нового и новейшего времени», «философия античного мира и средних веков», «философия и история». Много общих изучаемых проблем у философии и обществознания в разделах «Духовная жизнь человека», «Социальная жизнь человека». Философия является началом многих наук. Философия находится в неразрывной цепи с психологией (тема «Сознание»), математикой (темы «Античные философы: Пифагор», «Научная картина мира. Цвет, ритм, числа»), информатикой (тема «Глобальные проблемы человечества). Региональный компонент реализуется в изучении тем русской философии XIX-XX веков (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев, И.Ильин), самобытности исторического пути России в мировой истории.
В первом разделе « Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» представлены темы: «Философия Нового и новейшего времени», «философия античного мира и Средних веков». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются идеи, определившие направление культуры в целом.
Во втором разделе «Человек – сознание – познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «учение о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.
В третьем разделе «Духовная жизнь человека» изучаются темы «Философия и научная картина мира», «философия и религия», «философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируются соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.
Четвертый раздел «социальная жизнь» раскрывается через темы «Философия и история», «философия и культура», «философия и глобальные проблемы». В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей 19-20 веков, сохраняющие свою актуальность и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах.
Требования к уровню подготовки студента
В результате изучения Основ философии студент должен знать/уметь:
Требования к минимуму содержания
(Основные дидактические единицы)
Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли, природа человека и смысл его существования, человек и Бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль в обществе. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Итоговый контроль знаний по дисциплине – устный зачет.
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Введение. (1 час) Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии.
Требования к знаниям: студент должен знать истоки философии, ее функции, основной вопрос философии.
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени. (11 часов)
Требования к знаниям : студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии, смысл и значение этой эпохи.
Требования к умениям : студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.
Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков (5 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать идеи семи мудрецов, которые положили начало всей античной науке, учение Фалеса, учение о Дао, теорию о числах и геометрических фигурах Пифагора, знать понятие бытия у Парменида. Студент должен знать сущность философии Сократа и Платона, киников, киренаиков, мегариков, стоиков. Студент должен знать содержание патристики и схоластики.
Требования к умениям : студент должен уметь прослеживать эволюцию философских учений, уметь рассуждать, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к семинару.
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур), циники, стоики, скептики.
Философия средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
Литература:
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени(6 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать сущность метода индукции Ф. Бэкона, рационализма Р. Декарта, основы немецкой классической философии, сущность материализма и диалектики, студент должен знать философию «пессимизма», теорию о сверхчеловеке, русскую философию XIX века, философию XX века.
Требования к умениям : студент должен уметь анализировать, сопоставлять, уметь определять мировоззренческие позиции, уметь работать с дополнительной литературой и самостоятельно готовиться к семинарскому занятию, доказывать свою точку зрения на семинаре.
Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (Кант и Гегель). Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).
Пост классическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).
Русская философия 19-20 веков.
Современная философия (Неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и пост структурализм).
Самостоятельная работа студентов:
Литература:
Раздел 2. Человек – сознание – познание (14 часов)
Требования к умениям: Студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.
Требования к умениям: Студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. Должен понимать связь между философским учением о познании приемами познания тех наук, которые он изучает.
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема (6 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать гипотезы о происхождении человека, фундаментальные характеристики человека, категории человеческого бытия.
Требования к умениям : студент должен уметь определять социальные позиции человека, связывать философские понятия с современной жизнью, уметь анализировать природу человека, уметь понимать связь философии с естественными науками. Студент должен уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.
Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: не сводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, неопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
Самостоятельная работа студентов:
Литература:
Губан В.Д. Основы философии. – М.: ТОН, 1999. Ч 2. гл. 1
Тема 2.2. Проблема сознания (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать философские представления о сознании, теории З.Фрейда и К. Юнга, современные научные интерпретации проблемы сознания и подсознания.
Требования к умениям : студент должен уметь анализировать, сопоставлять факты. Уметь должен самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.
Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Самостоятельная работа студентов:
Литература:
Тема 2.3. Учение о познании (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать о природе познания, методы и формы научного познания.
Требования к умениям : студент должен уметь различать взгляды сенсуалистов, рационалистов, агностиков на природу познания, уметь анализировать и определять свою точку зрения.
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм, научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.
Раздел 3. Духовная жизнь человека (10 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.
Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности с современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать категории научной картины мира, их философские интерпретации, философские представления о месте человека в космосе.
Требования к умениям : студент должен уметь анализировать факты, уметь использовать знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, уметь сопоставлять античные и современные представления о структуре мира.
Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить рефераты «Аристотель –энциклопедия античной философии», «Николай Коперник. Новые представления о мире», «Учение о Вселенной в трудах Джордано Бруно»
Тема 3.2. Философия и религия (2 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать мировые религии, сущность религии и ее влияние на человеческое общество, знать современные точки зрения о религиозном мировоззрении.
Требования к умениям : студент должен уметь размышлять, сопоставлять, доказывать свою точку зрения и уметь оценивать позиции людей в данном вопросе.
Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.
Тема 3.3. Философия и искусство (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать функции искусства, проблему гения, психологическое и визионерское искусство, знать проблематику кризиса современного искусства.
Требования к умениям : студент должен уметь анализировать предметы искусства, уметь выражать свое отношение к ним, уметь различать высокое и массовое искусство.
Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодернизма.
Раздел 4. Социальная жизнь. (12 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контр культура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.
Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать роль и место отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что, значит, быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современной цивилизации.
Тема 4.1. Философия и история (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать три современные концепции исторического развитии, взгляды философов на развитие истории, знать историческую самобытность России.
Требования к умениям : студент должен уметь использовать знания истории для анализа философских представлений о развитии человеческой цивилизации, уметь выражать свою точку зрения, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой по русской философии для подготовки к семинарам.
Философские концепции исторического развития: концепции прогрессивного однолинейного развития, концепции многолинейного развития, циклического развития. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Тема 4.2. Философия и культура (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать теории происхождения культуры, виды культур, кризисы культуры.
Требования к умениям : студент должен уметь сопоставлять факты, анализировать культурное наследие России, вырабатывать свою точку зрения на проблематику культуры.
Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контр культура. Основные контр культурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить доклады о современной массовой культуре и ее влиянии на современное общество, о контр культурах современности.
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать глобальные проблемы современного общества, влияние науки на нашу жизнь, пути развития мирового общества.
Требования к умениям : студент должен уметь выражать свою гражданскую позицию, уметь философски мыслить, уметь понимать свою ответственность за нашу планету перед поколением потомков, самостоятельно уметь работать с дополнительной литературой.
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить доклады о глобальном потеплении и его влиянии на будущее Земли, о глобальных проблемах человечества и путях их преодоления, о движении антиглобалистов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЖАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ № 57
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
(спо)
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:
Москва 2007
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
В.Л. Дупак
«__»_____________200___года
(Рабочая программа составлена в
соответствии с Государственными
требованиями к минимуму
выпускника по специальности)
Преподаватель ГОУ СПО Пожарного колледжа № 57
О.В. Максимчук ______________
Рецензенты:
СОГЛАСОВАНО
Протокол № _____заседания
Предметно-цикловой
Комиссии
От «___» ___________200__года
Председатель ПЦК
О.В. Максимчук
2. Тематика рефератов
Составлена преподавателем общественных дисциплин ГОУ СПО Пожарного колледжа № 57 Максимчук О.В.
Тематический план учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Наименование разделов и тем |
Аудиторные часы | Самостоятельная Работа студента | |||
Всего. | Практ. | Лабор. | |||
Тема 2.2. Проблема сознания | |||||
Тема 2.3. Учение о познании | |||||
Раздел 4. Социальная жизнь | |||||
Всего часов по дисциплине |
Преподаватель общественных дисциплин __________ О.В. Максимчук
Тематическое планирование учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
на 2006-2007 учебный год
преподавателя Максимчук О.В.
Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Самостоятельная работа студента | |||
Всего | Практические | Лабораторные | |||
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | |||||
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени | |||||
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков | |||||
Семь мудрецов, Фалес, Лао-Цзы, Пифагор, Парменид и Гераклит, атомисты. | |||||
Софисты и Сократ, киники, киренаики, мегарики, Платон, Эпикур, Стоики | |||||
Философская мысль средних веков (Августин Блаженный, Фома Аквинский) | |||||
Семинар «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена». | |||||
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени | |||||
Ф.Бэкон и Р.Декарт, И. Кант | |||||
А. Шопенгауэр, Серен Кьеркегор | |||||
Философские воззрения русских мыслителей XIX века, (Ф. Достоевский о природе зла и Л. Толстой «непротивление злу») | |||||
Философия 20 века (Ф.Ницше и Н.Бердяев). Современная философия, неопозитивизм, аналитическая философия. Структурализм, пост структурализм. | |||||
Семинар «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия» | |||||
Раздел 2. Человек – сознание - познание | |||||
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема | |||||
Происхождение и развитие человека | |||||
Что из себя представляет человек? | |||||
Макс Шелер: пять идей о человеке | |||||
Основные характеристики человека. Категории человеческого бытия | |||||
Семинар «Человек как главная философская проблема» | |||||
Тема 2.2. Проблема сознания | |||||
Сознание и человеческая природа | |||||
Мышление, его истоки сущность | |||||
Семинар « Проблема сознания» | |||||
Тема 2.3. Учение о познании | |||||
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. | |||||
Роль чувств, воли, памяти, воображения в познании. | |||||
Что такое знание? Наивный реализм, научное знание. | |||||
Методы и формы научного познания. Проблемы истины | |||||
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | |||||
Тема 3.1. Философия и научная картина мира | |||||
Объективный мир и его картина | |||||
Мир Аристотеля и Галилея | |||||
Научные конструкции Вселенной. Философские представления о месте человека в космосе | |||||
Тема 3.2. Философия и религия | |||||
Вера | |||||
Смысл жизни | |||||
Тема 3.3. Философия и искусство | |||||
Искусство как феномен, организующий жизнь. | |||||
Проблема гения | |||||
Психологическое и визионерское искусство | |||||
Кризис современного искусства | |||||
Раздел 4. Социальная жизнь | |||||
Тема 4.1. Философия и история | |||||
Философские концепции исторического развития: концепция однолинейного развития. Г.В. Гегель, К.Маркс. Стадии роста. | |||||
Концепция многолинейного развития. О. Шпенглер: три души истории | |||||
Концепция циклического развития. А.Тойнби: мировые цивилизации | |||||
Мировые культуры Питирима Сорокина | |||||
Исторический путь России | |||||
Тема 4.2. Философия и культура | |||||
Культура и культ | |||||
Проблемы массовой культуры | |||||
Культура и цивилизация | |||||
Культура и контркультура. | |||||
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности | |||||
Кризис современной цивилизации. Создание мировой системы хозяйства. | |||||
Гражданское общество и государство | |||||
Семья | |||||
ЗАЧЕТ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ | |||||
Всего часов по дисциплине |
Преподаватель общественных дисциплин ______ О.В. Максимчук
Преподаватель общественных дисциплин ________ О.В. Максимчук
Литература
Основная литература:
Дополнительная учебная литература:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Новосибирской области
НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Конспект лекций для студентов по курсу «Основы философии».
Разработала:Микичур Е.А.
Новосибирск 2012 г.
Пояснительная записка …………………………………….стр.3
План-конспект лекции 1 «Характер философского знания и задачи философии»……..стр.4-8
План-конспект лекции 2 «Философия как учение о человеке» ….стр.8-10
План-конспект лекции 3 «Философия как учение о человеке обществе и природе» ….стр.10-12
План-конспект лекции 4 «Философия как учение о бытии и сознании» ….стр.12-15
План-конспект лекции 5 «Философия как теория познания, научное познание» ….стр.15-19
Пояснительная записка.
Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы философии» для средних специальных учебных заведений и рабочей программы, разработанной Микичур ЕА. на основе типовой программы по данной дисциплине.
Цель работы заключается в том, что бы познакомить учащихся с базовыми философскими понятиями, содействовать формированию навыков теоретического анализа проблем, стоящих перед обществом и человеком в современном мире.
План-конспект лекции 1. Характер философского знания и задачи философии.
Основные вопросы лекции:
1. Определение философии.
2. Философия и мировоззрение.
3. Философия и наука
4. Специфические черты философского знания.
5. Предмет и методы философии.
6. Структура философии.
7. Функции философии.
1. Происхождение и предмет философии .
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла в 800-600 гг. до н.э. одновременно и на Западе (среднеземноморская, греческая культура) и на Востоке (Индия, Китай).
Философия- учение о мире в целом, о его сущности и общих закономерностях его бытия и познания .
Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках.
Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на поиск и нахождение всеобщих оснований бытия и ценностных ориентаций человека.
2. Философия и мировоззрение .
Мировоззрение – этоcистема общих взглядов человека на мир и свое место в этом мире, совокупность жизненных принципов и идеалов.Как сложное духовное явление оно включает в себя:убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.
Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания - политическим, религиозным и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников.
Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
мифология – исторически первая форма мировоззрения. Мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.
Религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.
Философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е опирается на доказательства в обосновании своих положений).