Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей? Как Господь ожесточил сердце фараона.

На мой взгляд, в описании этой истории есть два важных и ключевых текстов, на которые нельзя не обратить внимания для понимания исследуемого вопроса. Рассмотрим каждый из них по порядку.

Первый ключевой текст - Исх. 3:19

Цитировать

15. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.
16. Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и [увидел], что делается с вами в Египте.
17. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.
18. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.
19. Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою;
20. и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.
(Исх.3:15-20)

Итак, если смотреть на ст.19 в контексте, то мы можем увидеть, что Бог является Моисею и поручает ему вывести народ Израиля из Египта. Для этого Бог повелевает Моисею пойти к фараону, царю Египетскому с требованием, отпустить Израиль из Египта (см. ст. 18). Но, фараон не захочет отпустить Израиль! Давайте более подробней теперь рассмотрим ст. 19.

Во-первых, из этих слов явствует, что Бог знает на перед, как отреагирует и как себя поведет фараон на просьбу отпустить Израиля из Египта - он не захочет отпустить! Бог уже это знал. Еще до того, как Моисей пойдет к фараону и вообще в Египет, Бог уже знает это. Он говорит - НО Я ЗНАЮ! (ст. 19). Дело тут не просто во всеведении Бога, но, что Бог знает как и что будет происходить, когда Моисей придет к фараону со своим требованием или просьбой.

Во-вторых, из этих слов также явствует, что фараон был не из тех людей, которых можно попросить и он сделает, но из тех, которых можно лишь силой заставить сделать что-либо. Бог говорит - ЕСЛИ НЕ ПРИНУДИТЬ ЕГО РУКОЮ КРЕПКОЮ! *(ст. 19). Т.е. здесь нам раскрывается состояние самого фараона, что еще прежде прошения Моисея и еще прежде чем Бог станет ожесточать его сердце, он уже был таким человеком с непростым сердцем - упрямым, непокорным, жестоким.

В-третьих, Бог говорит, что Он заставит фараона подчиниться и отпустить Израиль. Бог собирался сделать это "рукою крепкою", поразив Египет чудесами Своими (ст. 19-20). Т.е. Бог силой заставит фараона отпустить Изриаля, потому что иначе никак, т.е. фараон такой человек, которого только силой нужно заставить подчиниться.

Итак, это первый важный стих.

Может возникнуть вопрос - если Бог все знал, т.е. знал, что фараон такой упертый и прочее, и Бог является всемогущим Богом, то почему Он сразу не заставил фараона "рукою крепкой" подчиниться и отпустить Израиля, вместо разыгрывания всех тех многочисленных сцен с карами и чудесами многими?

Это логический вопрос, вытекающий из предыдущих размышлений и на него отвечает второй ключевой текст из этого повествования, к которому я сейчас и перехожу. Итак.......

Второй ключевой текст - Исх. 9:13-16

Цитировать

13 И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
14 ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой,
15 так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле ;
(Исх.9:13-16)

Итак, Бог обращается через Моисея уже в который раз к фараону и говорит ему -

Во-первых, Он мог бы поразить и его и всю его страну в одно мгновение, что для всемогущего Бога не составило бы ни малейшего труда (ст. 15). В этом мы ясно усматриваем МИЛОСТЬ Божью к фараону и ко всему египетскому народу того времени. Бог мог бы запросто их умертвить, но Он этого не сделал. В этих словах ярко показывается НЕ ДЕСПОТИЧНОСТЬ БОГА, А ЕГО МИЛОСТЬ! Поэтому, все, что Бог делал тогда - это не деспотизм, а милость и справедливость Его.

Во-вторых, все это делал Бог с целью, которая заключена в стихах 14 и 16. Давайте их подробней рассмотрим.

ст. 14 - дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;
Это первая цель, с которой Бог делал все то, т.е. чтобы язычники узнали, что нет другого Бога кроме Господа Бога евреев. Это и понятно, потому как язычники поклонялись многим разным богам. Поэтому, совершая все те чудеса и суды над египтянами, Бог показывал им ошибочность их верования в ложных богов.

ст. 16 - но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле;
Бог не только хотел показать египтянам, что только Он есть истинный и подлинный Бог, а боги язычников - идолы. Но, Он также хотел показать и доказать это явив силу Свою, свою "крепкую руку", что Он могущественный Бог, что Он может делать все, что пожелает, что Ему никто не может противостоять. Также, мы видим из этого текста, что Бог хотел, чтобы о Нем узнали все народы, чтобы среди всех народов было возвещено Его имя. Это что-то вроде евангелизации среди язычников о Истинном Боге.

Итак, вот оказывается для чего или зачем Бог все это делал, все эти чудеса и суды, которые Он совершил над египтянами. Видимо только так можно было достичь все эти цели. Да, Бог мог бы умертвить фараона и весь Египет с ним, но, тогда бы не была бы проявлена Божья милость и не были бы достигнуты указанные цели.

Ожесточил Бог сердце фараона...

Недельная глава "Ваера" практически полностью посвящена одной-единственной теме – так называемым "казням египетским", которым Всевышний подверг фараона и его подданных, не желавших отпускать народ Израиля.

Нетрудно догадаться, что для Лютера и его последователей рассказ о египетских казнях служит прекрасным подтверждением их теории. Те же, кто верит в свободу воли, оказываются в данном случае в серьезном затруднении. Ибо если Бог сам заставил фараона поступить определенным образом, то о какой свободе выбора можно в данном случае говорить?

Впрочем, Маймонид и сам прекрасно понимал, какую проблему создают для него соответствующие стихи Торы, а потому решил "сыграть на опережение":

"Но бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство свое, и погибнет он за грехи, в которых повинен... И поэтому написано в Торе: "И Я ожесточу сердце фараона". За то, что он грешил прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране, по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать за все грехи".


Фараон и египтяне, угнетая евреев, действовали совершенно свободно и, следовательно, должны были понести наказание за свои преступления. Однако Писание неоднократно подчеркивает, что в случае раскаяния наказание может быть уменьшено или даже совсем отменено (вспомним хотя бы книгу Ионы). Поэтому, чтобы наиболее опасные преступники не смогли избежать наказания, Бог лишает их возможности раскаяться.

Иными словами, Маймонид был согласен, что фараон в данном случае действовал несвободно. Однако, по мнению философа, отсутствие свободы воли является в данном случае исключением, а не правилом.
Маймонид был не единственным еврейским комментатором, полагавшим, что фараон действовал несвободно. Аналогичной точки зрения придерживались, к примеру, Рамбан и Раши. Причем если Нахманид в целом следовал той же логике, что и Маймонид ("За великое зло, совершенное сынам Израиля без всякой причины, фараон заслужил, чтобы его лишили возможности совершить тшуву ", Раши объяснял политику Всевышнего иначе: Бог заставил фараона продержаться до конца, дабы евреи полностью осознали Его могущество ("Он обрушивает кару на народы, чтобы сыны Исраэля услышали и прониклись страхом ").

К сожалению, никто из комментаторов не объяснил, каким, по его мнению, был «механизм», с помощью которого Всевышний лишил фараона возможности раскаяться. Возможно, они полагали, что имело место сверхмощное внушение, подобное гипнозу. Однако, на наш взгляд, можно предложить и иное объяснение.

Рассмотрим три случая, когда фараон отказался отпустить евреев. И попробуем понять, можно ли объяснить эти решения при помощи обычных политических и/или экономических соображений:

1. Шмот, 7:10-13
Логика фараона представляется здесь очевидной: поскольку его волхвы могли воспроизвести чудо, сделанное Моше и Ароном, - значит, перед ним обычные волшебники, а не посланники какого-то неведомого Бога. Следовательно, нет никаких оснований относиться к нему серьезнее, чем к любому другому волшебнику, который подчиняется фараону, а не приказывает ему. В этой мысли фараон имел возможность укрепиться еще дважды – когда волхвы сумели воспроизвести первые две казни, которые Всевышний обрушил на Египет (Шмот 7:20-22, Шмот, 8:2-3).

2. Шмот 10:8-11
B древнем мире жертвоприношения могли совершать только взрослые здоровые мужчины (смотри, например, законы о священниках в книге Ваикра). Что же до маленьких детей, то их участие в жертвоприношениях, особенно в Канаане, нередко заключалось в том, что в жертву приносили их самих. Так что, услышав, что евреи собираются взять на жертвоприношение детей, фараон имел все основания продемонстрировать «культурность» и «гуманность», запретив «подобное варварство»: Да будет так с вами Бог, как я отпущу вас и детей ваших. Смотрите, беда перед вами! (Шмот, 10:10).

3. Шмот, 10:24-27 В этот момент «моральный облик» евреев уже перестал волновать фараона. Однако израильтяне заявили, что заберут с собой свой скот. А фараон не мог не понимать, что для разоренной страны это будет еще одним экономическим ударом. Так что не удивительно, что отпустить евреев на таких условиях правитель Египта не согласился.

Разумеется, Писание далеко не каждый раз называет мотивы очередного отказа. Однако на основании вышеприведенных текстов мы можем предположить, что и в остальных случаях фараон действовал, исходя из тех или иных политических, экономических, "моральных" или личных соображений. Всякий раз у него появлялось рациональное обоснование того, почему он никак не может разрешить еврейскую эмиграцию.
Не найди фараон подобных обоснований, он, возможно, и отпустил евреев гораздо раньше. Однако "Бог ожесточил сердце фараона", и правителю Египта не было дано свернуть с пути, в конце которого его и его подданных ожидала заслуженная гибель.

"17. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22. Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23. дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе…
(Рим 9:17-23)"
Я бі не торопился так однозначно говорить о фараоне. То что фараон виноват - без сомнения. Но Господь унизил его из-за отказа смириться даже после 9 казней. Уверен что в этой истории все гораздо глубже и инициатива исходила как от фараона так и от Господа чтобы явить надменному фараону и всему Египту а также израильтянам Свою славу. Уверен что также будут посрамлены надменные и гордые политические лидеры сейчас в 21 веке и квинтэссенцией этого будет посрамление, унижение и гибель от "духа уст Господа" самого антихриста.

Многое в Ветхом Завете - есть интерпретация прошлых событий, то есть записано по воспоминаниям лиц, которые вполне возможно сами не были свидетелями тех или иных событий.

Привожу пример.
Моисей будучи на горе говорил:
17 Не убий . Втор 5
А потом сказал будучи перед соплеменниками:
9. Но убий его.
10 Побей его камнями
15. Порази жителей того города острием меча
Втор.гл 13.
16 ... не оставляй в живых ни одной души . Втор. гл 20.

И какая противоположность у Христа.
51. ...И коснувшись уха исцелил его. Лк. гл. 22.
Он исцелил того, кто пришел его арестовывать, то есть по логике врага.

Сам Христос про Ветхий Завет сказал:
37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие.
39 И никто пив старое вино (из мехов ветхого завета) не захочет молодого (из уст Христа), ибо говорит старое лучше.
Лк 5.

Убить - это плохо. Но не убить, когда Бог говорит убить - ещё хуже.
Библия - это Истина.
У тебя должно быть такое к ней отношение.
Ты не должен оспаривать её, подвергать сомнению.
Подвергни сомнению сначала себя, свой разум.
Подойди в смирении к Истине и спроси: что не так со мной ? почему я не понимаю? объясни мне, пожалуйста.
И тогда Истина выйдет навстречу тебе.
Не подвергай сомнению, искажению - Слово Божье, иначе тебя ждёт крах.

Все эти ченнелинги - это общение людей с падшими ангелами. Все до единого. Библия запрещает это делать.

Кстати, во времена ВЗ занимающихся ченнелингом убивали. И это было повеление Бога.

Кстати, если ты потрудишься изучить историю Церкви, то найдёшь, что все эти знания, которые получают от наставников, занимающиеся ченнелингом, были осуждены ещё ранней Церковью, как ереси.
В самом начале христианства было столько еретиков... что многим и не снилось. Церковь несколько столетий упорно с этим боролась. Кто тогда в христианстве только не был... Тоже были ребята, которые занимались ченнелингами. Просто почитай и ты всё поймёшь.
Сегодня читал про Маркиона. Тот ещё кадр... Он, не разумея смысла ветхозаветных событий, внутренней связи Заветов, пришёл к заключению о двух богах: злом, описанном в Книгах Ветхого Завета, и добром – Отце Иисуса Христа.
Кстати, ты ничего не замечаешь? Я и сегодня встречаю эту же информацию от тех, кто ченнелингует.
В итоге он вообще отверг Ветхий Завет, а Новый в посланиях существенно урезал. И из Евангелий оставил только одно, от Луки. Тоже считал как и ты, что Христос многое не говорил, Ему приписали...

Как видишь, нет ничего нового под солнцем. Всё повторяется. Всё кружится. В начале был наплыв ересей. В конце (сейчас) наплыв ересей. Тогда они были такие и сегодня они такие же... И как тогда это был дьявол, так и сегодня это он. Просто изучай историю. Кто не знает историю, тот обречён на её повторение...

И ещё: на Маркиона оказали влияние учения другого гностика - Кердона. Ну а Кердон, как известно, был последователем Симона Волхва. Так что как ни крути, а видно откуда растёт.

Поэтому не чуди. Тебе решать, кем ты войдёшь в историю. Маркионом (которого предали анафеме за дело) или каким-нибудь нормальным.

свт.
  • под. ред. Лопухина
  • прот.
  • свящ. Вадим Маркин
  • Александр Ткаченко
  • мит. Калужский и Боровский Климент
  • Ка́зни еги́петские - десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход ().

    Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

    Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

    Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

    По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

    С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

    При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш » (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исход 9:16).

    Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

    1. Превращение воды в кровь ()
    2. Нашествие жаб ()
    3. Нашествие мошек ()
    4. Наказание песьими мухами ()
    5. Мор скота ()
    6. Язвы и нарывы ()
    7. Гром, молнии и огненный град ()
    8. Нашествие саранчи ()
    9. Тьма ()
    10. Смерть первенцев ().

    Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

    Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

    Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

    Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь , чтобы они не могли пить; послал на них насекомых , чтобы жалили их, и жаб , чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче ; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве ; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых »;
    Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак , и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые , скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град , палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их ».

    Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
    В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его ()? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. – «сердце фараона ожесточилось» ; ). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

    Коментарий Новой Женевской Библии:
    «Ожесточу сердце фараона» (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями».

    Толковая Библия Лопухина:
    Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (; ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

    Сергей Худиев:
    «Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.
    В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
    И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
    У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство».

    В книге Исход 7:3–4 написано: «Я заставлю фараона упорствовать [современный перевод, в Синодальном «ожесточу сердце фараоново» – прим. переводчика]. Я явлю в Египте множество чудес и знамений, но фараон не станет вас слушать. И вот тогда Я заставлю Египет познать всю тяжесть руки Моей! Я выведу из Египта Мое воинство, Мой народ – сынов Израилевых». Кажется несправедливым, что Бог ожесточал сердце фараона, а затем наказывал его и египетский народ за его решения, принятые с ожесточенным сердцем. Неужели Бог заставлял фараона упорствовать лишь для того, чтоб иметь возможность осудить Египет более жестоко при помощи дополнительных язв?

    Во-первых, фараон не был невинным или благочестивым человеком. Он был жестоким диктатором, ответственным за ужасное насилие и угнетение израильтян, которых в то время насчитывалось более 1,5 миллионов человек. Египетские фараоны порабощали израильтян в течение 400 лет. Предыдущий фараон – или, возможно, даже тот самый фараон – приказал убивать израильских младенцев мужского пола при рождении (Исход 1:16). Фараон, сердце которого Бог ожесточал, являлся злым человеком, и народ, которым он правил, соглашался, или, по крайней мере, не возражал против его злых поступков.

    Во-вторых, перед первыми несколькими язвами фараон сам ожесточал свое сердце, не позволив израильтянам уйти. «Фараон упорствовал» (Исход 7:13, 22; 8:19). «Но фараон, увидев, что беда миновала, снова стал упрямиться: не послушался он Моисея и Аарона» (Исход 8:15). «Но фараон снова стал упрямиться» (Исход 8:32). Фараон мог спасти Египет от всех язв, если бы сам не упорствовал. Бог давал фараону все более серьезные предупреждения о судах, которые должны были произойти. Фараон решил принять суды на себя и свой народ, противясь Божьим приказам.

    В результате этого Бог ожесточил сердце фараона еще сильнее, что привело к последним нескольким язвам (Исход 9:12; 10:20, 27). Фараон и Египет навлекли на себя эти суды за 400 лет рабства и массовых убийств. Так как возмездие за грех – смерть (Римлянам 6:23), а фараон и Египет ужасно согрешили против Бога, то это бы равнялось тому, если бы Бог просто полностью уничтожил Египет. Таким образом, факт ужесточения сердца фараона Богом не был несправедливым, как и факт дополнительных язв на Египет. Язвы, во всей их ужасности, на самом деле демонстрировали Божье милосердие, проявившееся в том, что Он не уничтожил Египет полностью, хотя это было бы совершенно справедливым наказанием.

    Послание к Римлянам 9:17–18 гласит: «В Писании Бог говорит фараону: «Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и Имя Мое сделать известным по всей земле». Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит». С человеческой точки зрения кажется неправильным, что Бог ожесточает человека, чтобы затем его наказать. Тем не менее, с библейской точки зрения мы все согрешили против Него (Римлянам 3:23), и справедливым наказанием за это является только смерть (Римлянам 6:23). Таким образом, ужесточение и наказание Богом человека не является несправедливыми – это на самом деле милосердно по сравнению с тем, что человек заслуживает.

    При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

    Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

    Loading...Loading...