Понятие. Значение слова понятие

Общие, единичные, пустые понятия. Объемы понятий могут быть разными. Прежде всего, нельзя путать понятия общие и единичные; их различие в логических свойствах не допускает одинакового обращения с ними при выполнении операций. В целом ряде случаев для них действуют разные правила. Общие понятия охватывают много предметов. Причем "много", как и множественное число в грамматике, начинается с двух. Иными словами, даже если в объеме только два явления или две вещи, то этого достаточно, чтобы охватывающее их понятие считать общим. Так, "полюс Земли" представляет собой общее понятие, хотя полюсов всего два - северный и южный. Тем более общими являются понятия "книга", "ракета", "морское млекопитающее" - в объеме каждого из них далеко не один предмет. Самая примечательная черта этих понятий состоит в следующем: то, что сказывается об общем, то одновременно может сказываться о каждом элементе из объема. Прежде всего, для науки важны общие понятия; все научные основоположения формулируются с их помощью. Единичные понятия, в отличие от общих, охватывают только один предмет. Таковы "Атлантический океан", "атомный ледокол "Ленин", "Эйфелева башня", "Царь-пушка". В логике рассматриваются также пустые понятия. Они имеют нулевой объем: "вечный двигатель", "Баба-Яга", "четыре, умноженное на сонату Бетховена", "повышение продуктивности сельского хозяйства в России в результате фермеризации".

Взаимоотношение понятий по объему удобно отображать графически. Для этого разработано несколько способов. Наиболее употребительный - круги Эйлера (рис. 1). Возьмем такую совокупность понятий: 1)"дорога", 2)"мост", 3) "железнодорожный путь", 4)"шпала", 5)"рельс", 6)"узкоколейка", 7)"виадук". Их изображение кругами представлено на рисунке. Железнодорожный путь (понятие 3) является разновидностью дороги (понятие 1) и поэтому весь объем понятия 3 полностью входит в объем понятия 1; в свою очередь узкоколейка (понятие 6) - разновидность железной дороги, значит, понятие 6 полностью входит в понятие 3. Остальные из упомянутых предметов представляют собой конструктивные элементы дорог, их составные части, но не могут рассматриваться как их разновидности. Все они находятся вне кругов 1, 3, 6. Но виадук, как известно, относится к мостовым сооружениям. Это значит то, что входит в понятие виадука, является одновременно и мостом, поэтому круг для "виадука" полностью помещается внутри круга для "моста". Можно сказать и так: совокупность понятий 1-3-6 и понятий 2-7 образуют две линии ограничения.

Собирательные и разделительные понятия. Собирательные понятия в отличие от разделительных характеризуют совокупности предметов и вещей со стороны преобладающих в них свойств. Такие свойства, являясь типичными для всего множества, не являются, однако обязательными для каждого предмета в отдельности. Так, называя рощу березовой, мы вовсе не предполагаем, что каждое дерево в ней - береза и никаких иных деревьев там нет. Собирательные понятия потому и надо отличать от обычных разделительных, что с собирательными понятиями невозможно совершать логические операции, так как общие высказывания о них не позволяют делать выводы о каждом из отдельных предметов, входящих в их объем. Если нам, к примеру, говорят: избиратели проголосовали за такого-то кандидата в депутаты, то само собой ясно, что отсюда нельзя делать вывод, будто за него голосовали все. Стало быть, здесь слово "избиратели" употреблено в собирательном смысле. В другом случае то же самое слово может иметь разделительный смысл, скажем, в высказывании: "Избиратели - граждане совершеннолетнего возраста". В обыденной речи и в художественной литературе могут не обращать внимание на отмеченную разницу в смысле понятий. Для логики же она существенно важна. Только у разделительных понятий то, что говорится об общем, относится к каждому в отдельности. Приложение же логических законов к разделительным понятиям и осуществление логических преобразований над ними имеют значительные ограничения.

Соотносительные и несоотносительные понятия. Существует целая группа примечательных в теоретическом отношении явлений и предметов, а также обозначающих их понятий, которые мыслятся только парами; на их логическое своеобразие в свое время указал немецкий философ Гегель. Причина - следствие, учитель - ученик, раб - господин, восход - закат. Одно не бывает без другого. Учитель, у которого нет и не было учеников, никак не может считаться учителем; равным образом и учеников без учителя не бывает. Так же нерасторжимо связаны и другие пары. Конечно, можно отвлечься от того, что у причины есть следствия, но тогда она не причина, а просто событие. И отец может, разумеется, существовать и вне соотношения с сыном, но тогда он не отец, а мужчина вообще. Большинство понятий являются несоотносительными; для раскрытия их содержания не требуется привлекать какие-то сопряженные с ними, в некотором смысле противоположные им понятия.

Философия может указать немало трудных проблем, связанных с соотносительностью. Например, добро и зло - можно ли их считать соотносительными или нет? Есть много оснований считать, что добро осуществляется как преодоление зла, и если бы не было второго, то и первое не имело бы смысла, во всяком случае, мы бы просто перестали его замечать. Однако, если мы с этим согласимся, то трудно будет отделаться от циничного оправдания всякого рода злодейства, каковое в таком случае становится необходимым условием проявления доброты. Ведь эдак можно договориться до того, что фашизм, начав войну на порабощение всего мира, доставил тем самым нашему народу повод прославиться на веки вечные в качестве спасителя цивилизации.

Как в действительности связаны названные понятия, является вопросом, решение которого не может быть получено в логике. Здесь просто указывается на наличие проблемы.

Абстрактные и конкретные понятия. Всякое понятие, строго говоря, обязательно является абстрактным в том смысле, что оно оставляет в себе только наиболее важные с какой-либо точки зрения признаки и отбрасывает все остальные (абстрагируется от них). Однако собственно абстрактными принято называть такие понятия, в содержание которых входит какое-нибудь свойство или действие, - белизна, возбудимость, демократичность, светимость. Выпадают из рассмотрения в этом случае сами вещи, являющиеся возможными носителями данных свойств (абстрагируются, следовательно, от самих предметов). Такие понятия противопоставляются конкретным, которые, наоборот, отображают предметы и явления сами по себе. "Стол", "небо", "экватор", очевидно, относятся к понятиям конкретным, в то время как "храбрость", "стоимость", "доступность", "новизна" - к абстрактным.

Иногда не так просто отнести то или иное понятие к первой или второй разновидности. Больше всего это характерно для философских понятий, скажем, таких как: "бесконечность", "случайность", "свобода". Представляет ли собой то, что образует их содержание, какое-то самостоятельное образование или же каждое из них есть всего лишь состояние либо характеристика состояния, например человека, материального мира и т.п.? Однозначный ответ на такой вопрос трудно дать. В целом ряде случаев поэтому, относя то или иное понятие к разряду абстрактных или конкретных, надо пояснять, по какой причине выбирается именно данный вариант.

Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Разделение понятий на эти два вида вызвано развитием математической логики и компьютеризацией. Здесь речь идет о возможности хотя бы в принципе пересчитать предметы, входящие в объем соответствующего понятия. В зависимости от этого меняются свойства программ и алгоритмов, с помощью которых эти объемы обрабатываются. Если охваченные понятием предметы можно пересчитать или хотя бы указать способ их пересчета, то понятие является регистрирующим. Если же пересчет невозможен, то тогда оно нерегистрирующее. В одних случаях разделение на эти разновидности очевидно: "звезда", "осенний желтый лист", "книга", "война" относятся к нерегистрирующим понятиям, "персонаж рассказа Чехова "Злоумышленник", "сыновья Владимира Мономаха", "герой Советского Союза", "здание на Крещатике в Киеве" - к регистрирующим. В других случаях определить данную характеристику понятия труднее. Что, например, входит в объем понятия "закат"? Учитывая, что Земля вращается непрерывно и поэтому в каждый момент где-нибудь можно видеть заход Солнца, мы не в состоянии даже указать, сколько закатов бывает за одни сутки. Но если отнести это понятие к какому-нибудь конкретному месту, то тогда за год их бывает 365, а общее число не превышает количество лет существования нашей планеты, умноженное на 365.

В общем и целом надо помнить, что отнесение понятий к тому или иному виду должно начинаться с определения его содержания. Пока оно не задано, говорить и тем более спорить о его характеристиках бессмысленно.

Понятие - это выражение языка (см. ), которое фиксирует в мышлении (см. ) отражение эмпирического или абстрактного объекта посредством выделения его существенных свойств или отличительных признаков. Указывая на некоторый объект, понятие фиксирует не только способ бытия какого-то предмета (или совокупности предметов), но в то же время представляет его как объект мышления. Объект при этом может трактоваться расширительно: как единичный объект (предмет или явление), группа объектов, отношения между ними, как связи свойств, абстрагированных от объектов, и так далее. Каждое понятие имеет своё смысловое содержание, которое составляет концепт (см. ).

Понятия возникают, функционируют и развиваются в процессе деятельности человека (см. ), поэтому в них соприсутствуют предметные, коммуникационные и рефлексивные аспекты. В этом смысле понятия выполняют две основные функции: коммуникационную и познавательную . Понятие имеет тем большую познавательную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по которым в нём обобщается предмет (или предметы). По мере того как из признаков, составляющих основное содержание понятия, выводятся другие общие признаки обобщённых в понятии предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), понятия трансформируются в системы знаний. С этой точки зрения, развитие знаний выражается в развитии понятий, в переходах от одних понятий [о тех или иных предметах] к другим, фиксирующим более глубокую сущность данных предметов и, таким образом, представляющим более адекватное их отражение. Понятия фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл соответствующих выражений языка. Благодаря тому, что понятия связывают слова с теми или иными предметами, становится возможным определение точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов из некоторой предметной области посредством указания на их общий отличительный признак и кодирование этих предметов в понятиях является необходимым условием познания действительности.

Понятие, наряду с суждением (см. ) и теорией (см. ), - одна из основных форм отражения мира на уровне рационального, логического познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека. В естественном языке они выражаются в виде существительных или составных имён (см. ), то есть описательных терминов вида «объект из универсума (рода) U , обладающий признаком Α » (первую часть этой конструкции называют родовым термином, а вторую - видовым отличием), а в прикладном языке логики предикатов (см. ) они могут быть представлены выражениями типа αΑ (α ), где α - переменная (или кортеж переменных) по объектам из универсума, а Α (α ) - запись признака, на основе которого производится обобщение объектов. Логическая форма понятия получается замещением в αΑ (α ) каждого нелогического термина параметром соответствующей семантической категории.

Каждое понятие имеет две основные логические характеристики - экстенсиональную (объём) и интенсиональную (содержание). Объём понятия αΑ (α ) - это класс объектов, выделяемых из универсума и обобщаемых в данном понятии (обозначается как WαΑ (α ) или {α : Α (α )}). Отдельные объекты из данного класса называются элементами объёма понятия. Содержание понятия αΑ (α ) - это признак Α (α ), с помощью которого производится выделение и обобщение объектов.

В современной теории понятия различают фактические и логические его содержание и объём:

  1. Фактическое содержание понятия αΑ (α ) - это информация, которую имеет выражение Α (α ) с учётом значений входящих в его состав нелогических терминов. Логическое содержание понятия - это информация Α (α ) без учёта значений входящих в него дескриптивных терминов, то есть информация, которую содержит логическая форма выражения Α (α ).
  2. Фактический объём понятия - это часть универсума, состоящего из определённых объектов, которая выделяется фактическим содержанием понятия, то есть конкретным признаком, которым обладают обобщаемые объекты. Для определения логического объёма понятия конструируется особый универсум - множество абстрактно возможных объектов. Простые признаки задаются на данном универсуме независимо друг от друга, то есть для любых простых признаков Ρ 1 (α ), Ρ 2 (α ) … P n (α ) в составе Α (α ) пересечение множеств WαP 1 (α )∗, WαΡ 2 (α )∗ … WαР n (α )∗, где WαP i (α )∗ есть либо само WαP i (α ), либо дополнение к нему, полагается непустым. При этом P 1 , P 2 … Ρ n не являются знаками конкретных характеристик объектов, а играют роль абстрактных параметров этих характеристик. Под логическим объёмом понятия подразумевают подмножество универсума абстрактно возможных объектов, выделяемое логическим содержанием данного понятия. Наиболее адекватным средством представления и установления логических объёмов понятия являются диаграммы Эйлера - Венна .

Объёмы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из наиболее важных проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержаниями и объёмами: если одно понятие шире другого по объёму, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объёму, то оно богаче его по содержанию. Данная формулировка закона требует существенных уточнений. Прежде всего, действие данного закона распространяется лишь на понятия с одинаковым родом (универсумом).

Отношение «быть ýже (шире) по объёму» между понятиями есть не что иное, как строгое включение одного класса в другой класс: понятие αΑ (α ) ýже понятия αB (α ) (a αB (α ) шире αΑ (α )) по объёму, если и только если WαΑ (α ) ⊂ WαB (α ), то есть каждый элемент объёма αΑ (α ) является элементом объёма αB (α ), но некоторые элементы объёма αB (α ) не содержатся в объёме αΑ (α ).

Понятие αΑ (α ) богаче понятия αB (α ) (a αB (α ) беднее αΑ (α )) по содержанию, если и только если из информации о том, что произвольный объект из универсума этих понятий обладает признаком Α можно с использованием знаний Г о взаимосвязях, имеющихся в данной предметной области, извлечь информацию о том, что он обладает признаком B , но из информации о наличии признака B у объекта нельзя извлечь информацию о наличии у него признака Α . В современной теории понятия отношение «быть богаче/беднее по содержанию» уточняется с использованием отношения логического следования: αΑ (α ) богаче по содержанию αB (α ), если и только если Г , Α (α ) ⊧ B (α ) и Г , B (α ) | ≠ Α (α ) (из Г и высказывательной формы Α (α ) логически следует B (α ), но из Г и B (α ) не следует Α (α )), где Г - множество истинных высказываний, воспроизводящих взаимосвязи между объектами универсума. В науке (см. ) роль множества Г , как правило, играет некоторая научная теория.

Уточнённая формулировка закона обратного отношения выглядит так:

WαΑ (α ) ⊂ WαB (α ), если и только если Г , Α (α ) ⊧ B (α ) и Г , B (α ) | ≠ Α (α ).

В свете проводимого в современной логике различения фактических и логических объёмов и содержаний понятия данная формулировка справедлива в том случае, когда WαΑ (α ) и WαB (α ) представляют собой фактические объёмы понятия, а Α (α ) и B (α ) - записи их фактических содержаний в прикладном языке логики предикатов.

Закон обратного отношения действует и для логических объёмов и содержаний:

WαΑ (α ) ⊂ WαB (α ), если и только если Α (α ) ⊧ B (α ) и B (α ) | ≠ Α (α ).

В данном случае множество Г пусто, Α (α ) и B (α ) представляют собой логические формы языковых выражений, соответствующих содержаниям исследуемых понятий, а WαΑ (α ) и WαB (α ) - их логические объёмы, то есть подмножества универсума абстрактно возможных объектов, выделяемые на основе той информации, которую содержат указанные логические формы.

Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Типологизация понятий, то есть выделение и систематизация различных их видов, может проводиться по разным основаниям - их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний и, во-вторых, учитывая специфику их объёмов и элементов объёмов.

В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они делятся на простые понятия (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства, например «разумное существо») и сложные понятия (их содержание фиксирует связь между свойствами, например «существо, способное летать и плавать»), на безотносительные понятия (объект характеризуется сам по себе, например «древний город») и относительные понятия (объект характеризуется через отношение к другим объектам, например «город, расположенный южнее Москвы»). В общем случае выделение безотносительных и относительных понятий основано на том, имеется ли в содержании понятия признак, фиксирующий отношение одного предмета к другому. Если такой признак есть, понятие считается относительным, если нет - безотносительным.

По количеству элементов объёма различают пустые понятия (не содержащие элементов объёма) и непустые понятия (объём которых имеет по крайней мере один элемент). Понятие может оказаться пустым по разным причинам: во-первых, в силу сложившихся обстоятельств (например, «король, правивший во Франции в XX веке») или в силу законов природы (например, «вечный двигатель»), такие понятия называют фактически пустыми ; во-вторых, в силу логической противоречивости его содержания (например, «режиссёр, поставивший все пьесы А. Чехова и не поставивший чеховской «Чайки»), их называют логически пустыми . Непустые понятия бывают единичными понятиями (их объём содержит ровно один элемент) и общими понятиями (объём содержит более одного элемента). В свою очередь, общие делятся на регистрирующие понятия и нерегистрирующие понятия (в зависимости от того, поддаётся ли на практике точному подсчёту количество элементов их объёмов). Так, если в содержании понятия имеются признаки, отвечающие на вопросы «где?», «когда?», «какого типа?», такое понятие считается регистрирующим, или закрытым . Если такие вопросы поставить нельзя, понятие считается нерегистрирующим, или открытым . Как правило, к ним относятся понятия, определённые лишь качественно. Понятие объёма по отношению к открытым и закрытым понятиям играет различную роль. Относительно первых объём включает индивидов (в логическом смысле слова); относительно вторых элементами объёма являются виды понятий, на которые подразделяется данное понятие, выступающее, таким образом, как понятие большей степени общности. Иными словами, среди качественных понятий различают всеобщие понятия, относящиеся к другим как род к виду, и особые (частные) понятия, которые могут и не подразделяться на виды.

На основании отношения объёмов понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные понятия и неуниверсальные понятия (объёмы первых совпадают с родом, у вторых они уже роды). Различают фактически и логически универсальные понятия. Объёмы первых совпадают с родом в силу обстоятельств нелогического характера (например, «металл, проводящий тепло»), содержания вторых - логически необходимые признаки, логическая форма которых представляется общезначимой формулой (например, «человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь»).

По структуре элементов объёма различают несобирательные понятия , элементами объёмов которых являются отдельно взятые объекты (например, «человек, родившийся в 1900 году») или их кортежи - пары, тройки и так далее (например, «люди, родившиеся в одном и том же году»), подобные понятия имеют вид α 1 … α n Α (α 1 , … α n)), и собирательные понятия , элементами объёма которых являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (например, «политическая партия»).

По природе обобщаемых объектов понятия делятся на конкретные понятия и абстрактные понятия . Конкретные понятия обобщают индивиды (например, «электропроводное вещество»), кортежи индивидов (например, «изотопы») или множества индивидов (например, «пучок параллельных прямых»). В абстрактных понятиях обобщаются отдельные характеристики индивидов - свойства, отношения и так далее (например, «способность вещества проводить электричество»), кортежи характеристик (например, «взаимно обратные отношения») или множества характеристик (например, понятие фенотипа - «совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды»).

По наличию определённых признаков различают положительные понятия и отрицательные понятия . В первых мыслится наличие определённого признака у предмета, а во вторых - отсутствие этого признака. Но если нет признака, то не ясно, как образовано понятие, поэтому речь должна идти в первую очередь о том, что «положительность» и «отрицательность» понятия являются соотносимыми характеристиками. Тогда в понятиях, называемых отрицательными, мыслится не отрицание признаков соотносительного положительного понятия, а только отличие видового признака первого от видового признака второго при наличии одного и того же родового признака у обоих понятий.

Понятия могут находиться в различных логических отношениях друг к другу. Отношения устанавливаются между понятиями с одинаковым родом (между сравнимыми понятиями) посредством сопоставления либо их объёмов, либо содержаний.

Можно выделить три фундаментальных отношения между двумя понятиями по объёму:

  1. совместимость (в объёмах понятий имеется по крайней мере один общий элемент);
  2. исчерпываемость (объединение объёмов совпадает с родом);
  3. включение (каждый элемент объёма первого понятия входит в объём второго).

Все остальные объёмные отношения можно рассматривать как комбинации фундаментальных. Среди них особый интерес представляют отношения между непустыми и неуниверсальными понятиями. Они используются в качестве модельных схем в традиционной силлогистике (см. ). Имеется всего семь такого рода отношений:

  1. равнообъёмность;
  2. подчинение (первое понятие включается во второе, но не наоборот);
  3. обратное подчинение;
  4. перекрещивание (совместимость, отсутствие включения в обе стороны и неисчерпываемость рода);
  5. дополнительность (совместимость, отсутствие включения в обе стороны и исчерпываемость рода);
  6. соподчинение (несовместимость и неисчерпываемость);
  7. противоречие (несовместимость и исчерпываемость).

Классификация отношений между понятиями по содержанию разработана в меньшей степени. Один из возможных подходов к ней состоит в следующем: для установления такого рода отношений между понятиями αΑ (α ) и αB (α ) средствами логики предикатов выясняют, в каком отношении находятся высказывательные формы Α (α ) и B (α ). Если, например, последние контрарны (совместимы по ложности и несовместимы по истинности), то сами понятия находятся в отношении противоположности; если из Α (α ) логически следует B (α ), но не наоборот, то первое понятие информативнее второго, и так далее.

Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения.

Деление понятий - это процедура перехода от данного понятия к совокупности подчинённых ему с точки зрения некоторой характеристики, которая называется основанием деления. В ходе этой операции элементы объёма исходного делимого понятия распределяются по подклассам, которые образуют объёмы результирующих понятий - членов деления. В качестве основания деления может выступать, во-первых, факт наличия или отсутствия у элементов объёмов делимого понятия αΑ (α ) некоторого признака B (α ) (в этом случае в исходном множестве выделяются два подкласса объектов - обладающих и не обладающих данным признаком, членами деления являются понятия α (Α (α ) & B (α )) и α (Α (α ) & ¬ B (α )), а само деление называется дихотомическим); во-вторых, предметно-функциональная характеристика (например, масса, рост, возраст, цвет, национальность), модифицирующая свои значения в результате приложения к различным объектам исходного класса (такой тип деления называют делением по видоизменению основания). В логике выработан ряд правил корректного осуществления данной операции: требования соразмерности (равнообъёмности делимого понятия и совокупности членов деления), непустоты членов деления, их взаимной несовместимости по объёму, единственности основания. Операцию деления понятия следует отличать от процедуры мысленного разделения предмета на части (например, «Предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов»), последнюю иногда называют мереологическим делением. Деление понятия представляет собой необходимый элемент наиболее важной и широко используемой в науке познавательной процедуры - классификации (см. ), которую можно трактовать как систему вложенных друг в друга делений.

Обобщение понятий - это процедура перехода от понятия с данным объёмом к понятию с более широким объёмом, но тем же родом (например, понятие «роман, написанный русским писателем» можно обобщить до понятия «роман, написанный русским или украинским писателем»). Обратный переход от понятия с данным объёмом к более узкому по объёму непустому понятию называют ограничением (например, в результате ограничения понятия «роман, написанный русским писателем» можно получить, например, понятие «роман, написанный русским писателем в XIX веке»). Пределом ограничения являются единичные понятия, а пределом обобщения - универсальные понятия (объём которых совпадает с родом). Операции обобщения и ограничения можно осуществлять посредством модификации содержания понятия, опираясь при этом на закон обратного отношения между содержаниями и объёмами понятий: чтобы обобщить, необходимо перейти к менее информативному, а чтобы ограничить - к более информативному понятию.

Поскольку объёмы понятий суть множества (см. ), над ними можно осуществлять те же операции, что и над множествами. Особенность применения к объёмам понятий булевых операций - объединения, пересечения, разности множеств, взятия дополнения к множеству - состоит в том, что в результате получается множество, которое является объёмом нового, сложного понятия, образуемого из содержаний исходных. Так, дополнением к объёму понятия αΑ (α ) является объём отрицательного понятия α ¬ Α (α ). Объединение объёмов понятия αΑ (α ) и αB (α ) даёт объём разделительного понятия α (Α (α ) ∨ B (α )), пересечение их объёмов - объём соединительного понятия α (Α (α ) & B (α )), результатом теоретико-множественного вычитания второго объёма из первого будет объём соединительного понятия α (Α (α ) & ¬ B (α )).

Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике (см. ), которая начинала с анализа понятий, затем переходила к исследованию суждения, которое мыслилось составленным из понятий, и далее к описаниям умозаключения, составленного из суждений как более простых элементов. В современной логике термины «понятие», «суждение» и «умозаключение» употребляются редко, поскольку схема изложения логики «понятие → суждение → умозаключение» отброшена как устаревшая. После создания математической логики (см. ) проблематика понятия на длительное время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своём традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.

Современный вариант логической теории понятия разрабатывался усилиями Е. К. Войшвилло, который включил учение о понятии в контекст символической логики (см. ), применив к анализу понятия такие её средства, как формализованные языки (см. ), точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате была, в частности, уточнена специфика понятия как особого типа мысли, его логическая структура, введено различение логических и фактических объёмов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации понятия, построен особый, приближённый к естественному, формализованный язык, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций. В последнее время наблюдается рост интереса к теории понятия в связи с проблемой представления знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта . В русле указанного направления науки рядом исследователей предложены оригинальные экспликации понятийной формы.

Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени познаются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и многих других) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели точно фиксируются смыслы употребляемых терминов, то есть понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идёт речь, то есть знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.

    ПОНЯ́ТИЕ , -я, ср.

    1. Филос. Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность --- - таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Ленин, План диалектики (логики) Гегеля.

    2. Лог. Мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения. Понятие стоимости. Понятие о предмете. Понятие треугольника. У якутов нет слова плод, потому что не существует понятия. Под здешним небом не родится ни одного плода, даже дикого яблока: нечего было и назвать этим именем. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». --- общее марксистское понятие: «буржуазная революция» содержит известные положения, обязательно применимые ко всякой крестьянской революции в стране развивающегося капитализма ---. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова, оформлены в понятия. М. Горький, О литературной технике.

    3. Представление о чем-л., осведомленность в чем-л. Я питал особенное пристрастие к театральным сочинениям и по рассказам составил себе кое-какое понятие об их сценическом исполнении. С. Аксаков, Воспоминания. Молодой врач вел себя как человек, знающий что-то очень важное, о чем остальные понятия не имеют. Павленко, Счастье. || обычно мн. ч. (поня́тия , -ий ). Уровень понимания чего-л.; совокупность взглядов на что-л. Применяться к понятиям слушателей. Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Тургенев, Два помещика. Понятия и предрассудки того мира, из которого я вышел, еще были свежи во мне. Л. Толстой, Казаки. || Разг. Мнение о ком-, чем-л., оценка кого-, чего-л. Хотя, по рассказу штабс-капитана , 291 я составил себе о нем [Печорине] не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными. Лермонтов, Максим Максимыч. Публика Александринского театра не очень высокого понятия о драматическом таланте Гоголя - и это преимущественно по причине резких выражений, которыми преисполнены комедии Гоголя. Белинский, Александринский театр. || Прост. Способность разобраться в чем-л. Девчонка она была малая, без всякого понятия, дороги не знала и бежала так, куда глаза глядят. Чехов, Происшествие.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Классификация понятий

В быту, да и в науке, значение слова «понятие» может отличаться от его значения в философии или формальной логике.

Понятие считается составным , если оно опирается на другие понятия, и элементарным в противном случае (например: «Элементарные понятия статистики» )

Понятия можно разделить на абстрактные и конкретные, и, в каждом из них, на эмпирические и теоретические.

Понятие называется эмпирическим , если оно выработано на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, и теоретическим , если оно выработано на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.

Понятие называется конкретным , если оно относится к определённому объекту окружающего мира, и абстрактным , если оно относится к свойствам широкого класса объектов.

Название любого материального предмета одновременно является конкретным эмпирическим понятием. К конкретным теоретическим понятиям следует отнести, в частности, государственные законы.

Абстрактные эмпирические понятия отражают принятый стиль мышления или суждений, например: «В контексте логотерапии понятие духовного не имеет религиозной окраски и относится к собственно человеческому измерению существования».

К абстрактным эмпирическим понятиям можно отнести, в частности, неписаный и порой довольно расплывчатый кодекс поведения какой-либо социальной группы (зачастую приблатнённой или даже уголовной), который в общих чертах определяет, какие действия считаются «правильными» или «неправильными»). Чтобы увидеть разницу между теоретическими и эмпирическими понятиями, сравните 2 фразы:
«Приговоры… выносились в соответствии с действовавшими в те времена законами »

«Приговоры… выносились в соответствии с действовавшими в те времена понятиями »

В более специфических случаях понятие считается конкретным (хотя может оставаться вполне теоретическим), например: "Электрон - стабильная элементарная частица с зарядом −1.6021892(46)×10 −19 Кл , массой 9.109554(906)×10 −31 кг и спином 1/2. ".

Понятия в широком смысле и научные понятия

Различают понятия в широком смысле и научные понятия . Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами . В понятии выделяют его содержание и объём . Совокупность предметов, обобщённых в понятии, называется объёмом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, - его содержанием. Так, например, содержанием понятия «параллелограмм » является геометрическая фигура , плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом - множество всех возможных параллелограммов. Развитие понятия предполагает изменение его объёма и содержания.

Происхождение понятий

Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий , представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия - сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов , как сравнение , анализ , синтез , абстрагирование , идеализация , обобщение, эксперимент и др. Понятие - это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений , в суждениях , в составе определённой теории .

В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее , которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное . На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, то есть конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.

См. также

Понятие в истории философии

В подходе к понятию в истории философии выявились две противоположные линии - материалистическая, считающая, что понятия объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность , абсолютно независимая от объективной реальности . Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают понятия как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя понятия к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.

Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «… должны быть также обтёсаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 131). Научные понятия не есть нечто законченное и завершённое; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание понятия изменяется лишь на определённых этапах развития науки . Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся понятиях.

Определение понятия у Канта

Под понятием Кант разумел любое общее представление , поскольку последнее фиксировано термином . Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно - представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»

Определение понятия у Гегеля

Понятие в формальной логике

Понятие в формальной логике - элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие - это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то - членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры , 2) логической семантики , 3) математической логики .

  1. Результат процесса образования имени (понятия) естественно описывается в терминах гомоморфизма ; разбивающего интересующее нас множество объектов на классы «эквивалентных» в каком-либо отношении элементов (то есть игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактор-множество) по выделенному нами отношению эквивалентности . Фактор-множество может содержать всего 2 класса (элементов имени и всех остальных элементов), тогда его естественно называть именем, или большее число классов, тогда его естественно называть свойством. Например: имя - дом, свойство - цвет. В случае имени, описанный выше гомоморфизм принято называть характеристической функцией подмножества , соответствующего объему имени. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате «склеивания» всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один «комок». Эти «комки» отождествлённых между собой (образов) исходных объектов и есть то, что мы называем именами (понятиями), полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним «родовым» именем. В этом смысле имя совпадает с (бинарным) свойством . Совокупность имён и свойств задаёт отношение толерантности . Понятия, таким образом, составляют подмножество имен или свойств, выделенное в силу проверенной на практике важности их для процесса познания. Именно такое определение было формализовано в рамках теории решения задач, оно описывается ниже в соответствующем разделе. Стоит особо подчеркнуть, что приведенные выше соображения не имеют отношения к самому процессу образования имени или понятия, не дают для него четкого математически точного алгоритма. Поиски таких алгоритмов относятся к тематике распознавания образов .
  2. При рассмотрении семантического аспекта проблемы понятия необходимо различать понятие как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя , термин. Объёмом имени называется та самая совокупность «склеиваемых» в него элементов, о которой сказано выше, а содержанием имени - перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это «склеивание». Т. о., объём понятия - это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание - концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем ẏже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем ẏже содержание понятия, тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения .
  3. Формальнологическую проблематику, связанную с теорией понятия, можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект , то есть подлежащее, - то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат , то есть сказуемое, - то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения - «объекты»; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в том числе выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, «мобилизуемого» на выражение понятия, показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа «всякий», «любой», «некоторый», «существует» и т. п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов , позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена понятий: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, «пробегают» некоторые «предметные области», служащие объёмами понятий, и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты - это содержания понятий, а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, - объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных «представителей» некоторых понятий, либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией понятия, оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В -> A (здесь & - знак конъюнкции, -> - знак импликации) или её обобщения из логики предикатов x C (x)-> С (х)( - квантор всеобщности).

Понятие в теории решения задач

Теория решения задач - теоретический раздел исследований по искусственному интеллекту - предлагает достаточно математически строгую и в то же время наглядную трактовку термина «понятие». Полное математически строгое описание можно найти в монографии Бенерджи

Можно дать менее строгое, но более лаконичное описание таким образом:

  1. Понятия образуются на основании свойств .
  2. Существует два основных класса свойств - внутренние и внешние. Внешние свойства выявляются непосредственно, их существование постулируется, вопрос об их происхождении не ставится. Внутренние свойства являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств.
  3. При решении задач используются преимущественно внутренние свойства. Использование это состоит в том, что в зависимости от значения свойства выбирается та или иная операция, ведущая к решению задачи.
  4. Понятие в традиционном его понимании - это особый вид внутренних свойств, получаемых в результате логической конъюнкции (логическое И) внешних свойств.
  5. Любое внутреннее свойство можно представить в виде дизъюнкции (логическое ИЛИ) понятий.

В такой трактовке закон обратного отношения действительно оказывается тривиальным следствием определения и одного из законов поглощения A&B->A. Стоит заметить, что закон обратного отношения не имеет места для произвольного свойства.

Бенерджи рассматривает модель задач, в которой задано некоторое множество ситуаций и множество преобразований (операций) одной ситуации в другую. Выделено также подмножество ситуаций, являющихся целью решения. «При этом мы стремимся перевести данную ситуацию в другую допустимую ситуацию, применяя последовательность преобразований, чтобы в конце прийти к целевой ситуации» Понятия в модели Бенерджи применяются для описания как целевого подмножества, так и стратегии выбора преобразований.

Понятия по Бенерджи логично было бы называть «протопонятиями», так как в общенаучном смысле понятия выделяются и фиксируются с помощью термина в ходе решения широкого класса однородных задач, в которых их применение оказалось полезным.

Понятие в психологии

Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий , в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий ; возрастное развитие понятий и т. п.

Методы исследования понятий

В психологии разработано множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент , метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал , метод формирования искусственных понятий.

В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения.

Возрастное развитие понятий

Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие различным возрастным стадиям.

Предпонятия

Ж. Пиаже обнаружил, что на дооперациональной стадии когнитивного развития (2-7 лет) понятия ребёнка представляют собой ещё не истинные понятия, но предпонятия . Предпонятия образны и конкретны, не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения, представляющего собой переход от частного к частному.

Исследование Выготского - Сахарова

Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров в своём классическом исследовании , пользуясь собственной методикой , представляющей собой модификацию методики Н. Аха , установили типы (они же - возрастные стадии развития) понятий.

Житейские и научные понятия

Основная статья : Житейские и научные понятия

Л. С. Выготский , исследуя развитие понятий в детском возрасте, писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях. Житейские понятия - приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении слова вроде «стол», «кошка», «дом». Научные понятия - это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами.

При использовании житейских понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет , на который они указывают, но не сами понятия, не их значение . Лишь постепенно ребёнок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных - к постепенному осознанию их значения, научных - в обратном направлении.

Приходящее с возрастом осознание значений связано с рождающейся систематичностью понятий, то есть с установлением логических отношений между ними. А поскольку научные понятия, которые ребёнок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то - полагает Выготский - их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские.

См. также

Ссылки

  • Войшвилло Е. К. Понятие. - М .: Изд-во МГУ, 1967. - 284 с.
  • Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. - М .: Изд-во МГУ, 1989. - 239 с.
  • Власов Д. В. Логические и философские подходы к построению теоретической модели образования понятия // Электронный журнал «

понятие

понятия, ср.

    Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.

    только ед. представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь понятия о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. - Когда он приезжает? - Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное понятие о математике.

    Умение разобраться в чем-н., разум, толк (простореч.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!

    чаще мн. То или иное представление о чем-н., способ понимания чего-н. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. Гончаров Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней. Чернышевский.

    Способность понимания, интеллект (устар.). Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Пушкин. Дать понятие о чем - познакомить с чем-н., сообщить нек-рые сведения о чем-н. Он дал мне понятие о поэзии.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

понятие

    Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-н, П. времени. П. качества. Понятия науки.

    Представление, сведения е чем-н. Иметь, получить п. о чем-н.

    обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. У детей свои понятия. * Понятия не имею (разг.) - не знаю, не имею представления о ком-чем-н. Когда уходит поезд? - Понятия не имею. С понятием кто (прост.) - об умном человеке. С понятием делается что (прост.) - делается что-н. умно, разумно. Без понятия кто (прост.) - ничего не понимает.

    прил. понятийный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Понятийные категории.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

понятие

    Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.

    Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л.

    1. разг. Мнение о ком-л., чем-л.

      Оценка кого-л., чего-л.

  1. перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

понятие

    в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

    В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие

форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. П. суть «... не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). П. не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, П. «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого. Различают П, в широком смысле и научные П. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные П. отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В П. выделяют его содержание и объём. Совокупность обобщённых, отражённых, в П. предметов называется объёмом П., а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в П., ≈ его содержанием. Так, например, содержанием П. «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом ≈ множество всех возможных параллелограммов. Развитие П. предполагает изменение его объёма и содержания. Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме П. По своему происхождению П. является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование П. ≈ сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. П. ≈ это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории. В П. выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное . На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное П. является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в П. относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания П., выражающего нечто существенное в предмете. В подходе к П. в истории философии выявились две противоположные линии ≈ материалистическая, считающая, что П. объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой П. есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля П. первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает П. как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают П. как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя П. к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания. Диалектический материализм исходит из того, что П. адекватно отражают действительность. «Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 190). Будучи отражением объективной реальности, П. столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «... должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 13

    Научные П. не есть нечто законченное и завершенное; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание П. изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения П. являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в П. предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся П.

    А. Г. Спиркин.

    П. в формальной логике ≈ элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. П. ≈ это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то ≈ членом предложения. Для трактовки проблемы П. (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры,

    логической семантики,

    математической логики.

    1) Процесс образования П. естественно описывается в терминах гомоморфизма; разбивая интересующее нас множество объектов на классы «эквивалентных» в каком-либо отношении элементов (т. е. игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате «склеивания» всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один «комок». Эти «комки» отождествленных между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем П., полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним «родовым» П.

    2) При рассмотрении семантического аспекта проблемы П. необходимо различать П. как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом П. называется та самая совокупность «склеиваемых» в это П. элементов, о которой сказано выше, а содержанием П. ≈ перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это «склеивание». Т. о., объём П. ≈ это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание ≈ концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание П., тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.

    3) Формальнологическую проблематику, связанную с теорией П., можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. е. подлежащее, ≈ то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, т. е. сказуемое, ≈ то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения ≈ «объекты»; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в т. ч. выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, «мобилизуемого» на выражение П., показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа «всякий», «любой», «некоторый», «существует» и т.п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена П.: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, «пробегают» некоторые «предметные области», служащие объёмами П., и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты ≈ это содержания П., а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, ≈ объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных «представителей» некоторых П., либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией П., оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В É ù A (здесь & ≈ знак конъюнкции, É ≈ знак импликации) или её обобщения из логики предикатов "xC (x) É С (х)(" ≈ квантор всеобщности).

    Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Курсанов Г. А., Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ развивающегося понятия, М., 1967; Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967; Копнин П. В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973.

Википедия

Понятие

Поня́тие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия.

Примеры употребления слова понятие в литературе.

Миссионер понятия не имел, куда подевался Абдулла после того, как взял у него расчет.

Мадам Роза понятия не имела, кем был Банания, которого еще звали Туре: малийцем, сенегальцем, гвинейцем или кем-нибудь еще, - его мать, перед тем как уехать в дом терпеливости в Абиджан, боролась за жизнь на улице Сен-Дени, а при таком ремесле поди-ка разберись.

Снова подняв пистолет, Абрахам вдруг сообразил, что понятия не имеет, где у халиан находятся жизненно важные органы.

Ваши понятия о Добре и Зле, родившиеся из церковных догматов и из абсолютистских учений отцов церкви, несколько расширились за время существования христианства.

Главными орудиями исследования были средства наблюдения фактов и логические средства - сравнение, отбор, обобщение, абстрагирование, классификация, определения понятий , умозаключения, гипотезы и т.

Брентано исследует понятия бытия в трудах Аристотеля, чтобы показать: Бог, в Которого верят, не является тем Богом, Которого мы хотим обрести на пути абстрагирования, вывести из полноты сущего.

Соединение эмпатии и абстракции дает именно ту функцию, которая лежит в основе понятия концептуализма.

Его абстракции и служат совершенно определенно той цели, чтобы уловить при помощи общего понятия все беспорядочное и сменяющееся и уложить в пределы закономерности.

Если признать, что все могущество понятия абсурда коренится в его способности разбивать наши изначальные надежды, если мы чувствуем, что для своего сохранения абсурд требует несогласия, то ясно, что в данном случае абсурд потерял свое настоящее лицо, свой по-человечески относительный характер, чтобы слиться с непостижимой, но в то же время приносящей покой вечностью.

Быть может, понятие абсурда станет яснее, если я решусь на такую чрезмерность: абсурд -- это грех без Бога.

И сколько бы лет ни прошло с тех пор, как погиб или умер близкий человек, абхазец, узнав место его захоронения, даже если оно за тысячу километров, даже если ему для этого придется продать все свое имущество, должен перевезти останки своего родственника, ибо по абхазским понятиям кости абхазца в чужой земле ждут, их надо предать родной земле, только в ней они успокоятся и отпустят душу близких.

Но я ведь понятия не имел, что получится не только автобиография, но и дневник.

Дао, Кундалини - понятия восточной мистики Аграмант - персонаж поэмы Л.

Что за унылое занятье - От скуки письма сочинять, Чтоб кто-то мог по ним создать Себе наглядное понятье О том, где был, куда глядел Их адресант, и что он ел Тому дней десть на обед?

Становилось очевидным, что Азбукин не только не имел понятия в навигационном ориентировании, но попросту не различал сторон горизонта.

Loading...Loading...