Православие или смерть. Как правильно трактовать девиз «Православие или смерть»

В начале февраля Черёмушкинский суд Москвы, удовлетворив запрос городской прокуратуры, признал экстремистскими и обязал провайдера удалить изображения футболок с лозунгами «Православие или смерть!» и «Россия для русскихъ», выложенные на интернет-сайте мастерской-студии Союза православных хоругвеносцев «Русский символ».

Как сообщает сайт Генпрокуратуры РФ, лингвистическая экспертиза, проведённая сотрудниками Российского института культурологии, установила, что надписи на футболках «содержат призывы к негативным действиям против общественности, возбуждают национальную и религиозную вражду, пропагандируют превосходство граждан одной религии по отношению к другой». Православная общественность возмущена подобным решением суда и не намерена соглашаться с ним.

Прокурорский запрос был направлен в Черёмушкинский райсуд в июле 2010 года. Месяцем ранее с аналогичным представлением в Люблинский суд обратилась Люблинская межрайонная прокуратура Москвы, просившая включить изображения футболок, обнаруженных в одном из альбомов группы «Антирелигия» популярной социальной сети «В Контакте», в Федеральный список экстремистских материалов.

История лозунга «Православие или смерть!» однозначно свидетельствует, что в нём нет ничего экстремистского. С начала семидесятых он начертан на знамени афонского монастыря Эсфигмен (кстати, девиз пользуется популярностью не только среди монахов: его можно увидеть, например, на ветровом стекле обычных греческих рейсовых автобусов). Этот монастырь известен в православном мире своим консервативным мировоззрением, отказом от богословского диалога с католической церковью и от экуменических контактов в целом, а также отказом принять новый стиль церковного календаря. Поводом для конфликта древнего монастыря автономной монашеской республики Афон с Константинопольским патриархатом стала встреча Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и его дальнейшее сотрудничество с католиками, в которой насельники увидели отступничество от православной веры.

Как отмечает в своем экспертном исследовании известный религиовед Роман Лункин, «монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти». «В России, - отмечает специалист, - этот лозунг с девяностых годов стали использовать православные консерваторы, сторонники монархических движений, противники экуменизма, а также православные музыканты и актёры». «Лозунг "Православие или смерть!" стал символом приверженности религиозному консерватизму, просто православию как религии в целом, православию как единственному спасению России», - отмечается в экспертном заключении.

Отмечая, что «восприятие лозунга "Православие или смерть!" во многом зависит от его религиозной, богословской интерпретации в православном сообществе», Роман Лункин резюмирует, что «символы и образы, изображённые на футболке, и написанный на ней лозунг "Православие или смерть!", не несут в себе негативных коннотаций, ассоциаций и в целом негативной нагрузки в силу исторических и культурных причин, составляющих историко-религиозную основу и происхождение данной символики». По его мнению, ни лозунг, ни символы не направлены на возбуждение религиозной розни или пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии или религиозной принадлежности.

«Проповедь спасительности того или иного учения, в данном случае православия при помощи лозунга "Православие или смерть!", не может рассматриваться как пропаганда исключительности граждан по признаку их отношения к религии, поскольку любое религиозное объединение вправе свободно и без ограничений проповедовать именно своё вероучение в качестве истинного, - убеждён религиовед. - Свобода совести и вероисповедания в этом отношении защищается и гарантируется ст. 28 Конституции РФ, Федеральным Законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также нормами международного права».

Получается, что тысячи наших новомучеников, отдавших жизни за веру православную, - экстремисты? И солдат Евгений Родионов, не отказавшийся от православия и убиенный чеченскими бандитами, - тоже экстремист?!

К сожалению (и причины этого остаются непонятными), суд предпочёлприслушаться к мнению экспертов-культурологов, походя отыскавших в лозунге и «разжигание», и экстремистские призывы. Между тем, ничего подобного в девизе «Православие или смерть!» не содержится. Иноверцев и неверующих он просто не касается. «Если не спасёшься со Христом, то погибнешь, потому - Православие или Смерть, - формулирует своё понимание этого призыва один из участников православного форума. - Это скорее констатация факта, но никак не угроза». «Лозунг и символика не призывают к насилию над представителями других религий или над безбожниками, - разъясняет сопредседатель Славянского правового центра, адвокат Анатолий Пчелинцев. - Они обращены, прежде всего, к субъекту, который использует этот лозунг, то есть православному человеку, и являются напоминанием, что надо жить по христианским заповедям».

С такой интерпретацией согласны большинство представителей Русской православной церкви и православных мирян. По словам рок-музыканта, лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, часто выступающего в футболке с надписью «Православие или смерть!», он всего лишь повторяет слова святителя Феофана Затворника, сказавшего некогда: «Не знаю, как кому, а мне без православия не спастись».

«Надпись сия отнюдь не "экстремистская", - считает епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, в прошлом году открыто выступивший в защиту опального лозунга. - Без святого православия нам и правда смерть! Более того, считаю, что русская православная символика должна быть везде. Это куда полезнее ныне в России, нежели чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая "и всех, и вся!"».

«Я считаю лозунг "Православие или смерть!", при адекватной церковной трактовке, вполне правильным, - подчеркнул в интервью « » известный московский протоиерей Максим Козлов. - Если любого православного поставить перед выбором: останешься православным или умрёшь - какой выбор должен сделать православный человек, если он, конечно, православный? Ответ однозначный: остаться православным. Если же этот лозунг пытаются трактовать в том смысле, что мы к другим выдвигаем такое требование - это абсурд». Он выразил «определённую тревогу» за трактовку соответствующих статей УК, заметив, что «мы (православные) как раз знаем представителей других мировых религий, которые стоят на таких позициях, на которых православие никогда не стояло». Священнослужитель высказал опасение, «как бы у нас не получилось так, что утверждение об исключительной истинности христианства, а в рамках христианства об абсолютной чистоте только православия, не стали бы восприниматься как оскорбление религиозных чувств».

Аналогичные чувства вызывает признание лозунга «Православие или смерть!» экстремистским у большинства участников посвящённой этому вопросу интернет-дискуссии. Приведём лишь два мнения из глубины «простого народа». «Во времена массовой миграции людей из мусульманских стран на Русскую землю признание православия ещё одним проявлением экстремизма - шаг довольно логичный и последовательный», - иронизирует один из беседующих. «Для мiра сего учение о кресте есть безумие, - смотрит в корень другой. - Для светского общества такой лозунг противоестественен, и оно вправе защищаться. Но для православного наоборот - такой лозунг естественен, и он вправе его исповедовать. Просто православный должен понимать, что это - вызов обществу и должен быть готов понести соответственное возмездие за этот вызов».

По мнению координатора Союза православных братств РПЦ Юрия Агещева, «человек, провозглашающий сей девиз, подчёркивает верность Святому Православию», и в этом нет ничего дурного и экстремистского. Он выразил надежду, что нелепое решение будет отменено вышестоящими судебными инстанциями. Изъять «экстремистские» футболки, полагает Юрий Агещев, будет проблематично. «Я и сам никому не отдам их, и буду носить, как и раньше носил», - говорит он. Что касается истинных целей организаторов судебного преследования православного лозунга, то, убеждён координатор СПБ, если это делается ради «профилактики православного экстремизма», то такой подход «глуп и безпочвенен». «Экстремисты - это те, кто несёт нам смерть, а не православные, - констатировал Юрий Агещев. - Запрет лозунга "Православие или смерть!" - это скандал и полная дискредитация самой прокуратуры».

Как сообщил «Русскому Дому» автор дизайна знаменитых футболок, руководитель «Русского образа» художник Игорь Мирошниченко, абсурдное решение суда далеко не в первую очередь вызвано безграмотностью судей. «Основная причина - стремление искусственными и незаконными способами сдержать, заглушить, искоренить неизбежное пробуждение и рост национального самосознания русских и самоидентификацию их как православного народа, - убеждён он. - Воскресающая в генетических недрах триада "Православие, самодержавие, народность" вселяет страх и ужас в сердца власть предержащих. Сильный образ, совершенно-истинное слово пробуждает, устрашает, укрепляет одних и доводит до инфаркта других».

Но православные не намерены сдаваться. В настоящее время согласуются пикеты, в том числе у здания Люблинского суда. Рассматривается вопрос о подаче встречного иска за оскорбление православной веры и разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Как отмечается в заявлении Союза православных хоругвеносцев (как известно, на его знамени начертан именно этот «экстремистский» призыв), СПХ намерен продолжать судебную борьбу за оба запрещённых лозунга. По мнению членов Союза, «настоящий экстремизм - это логический вывод из решения Черёмушкинского суда, по которому выходит, что Россия - не для русских, а православные не имеют права отстаивать до смерти верность Христу».

«Православный человек в этой ситуации должен вести себя достойно - спокойно следить за развитием ситуации, возвышать по возможности свой голос в защиту православной веры и свободы защищать её, делать посильно то, что велит совесть, дабы потом не пришлось убирать аватарки с символами исповедания веры и крестами, - уверен Игорь Мирошниченко. - Думаю, "Православие или смерть!" - пробный камень, о который они разобьются или разобьют нас... Так же я думаю по поводу лозунга "Россия для русскихъ!"». По словам художника, «даже если наш лозунг попадет в список экстремистских материалов, борьба будет продолжена», - ведь ранее из него всё же удалось исключить изображение знамени с православным крестом.

Представляется, что «они», о которых говорит автор знаменитых футболок - это не только светские власти, отчего-то «не разобравшиеся» в совершенно ясном вопросе. Показателен диалог, состоявшийся у Игоря Мирошниченко в ходе одного из сетевых обсуждений. «Я вот как вижу эти футболки, у меня сразу приступы начинаются... Не поможете? Нет?», - насмешливо вопрошает девушка-атеистка, рьяно набросившаяся на лозунг «Православие или смерть!». «Да, мои футболки не для слабонервных, а для людей, крепких в вере, - отвечает ей Игорь Мирошниченко. - Бесов от них прямо-таки крутит, для того они и делались». «Очень странно, что от вас идёт очень частое упоминание про бесов, - реагирует бедная девушка, не забывая поставить множество «смайликов». - Вы что, в них верите? Я лично - нет». Однако объективная реальность, частью которой, увы, являются и бесы, не зависит от нашей веры в неё. За борьбой против ненавистных футболок так или иначе стоит враг рода человеческого. Прокурорским и судейским стоило бы повнимательнее изучить этот довод.

Поправки в УК, призванные защитить чувства верующей части российского общества от преступных посягательств, были приняты пока только в первом чтении. Но некоторые соотечественники, вдохновлённые подвижками законодательства, уже кинулись защищать свои чувства отнюдь не богоугодными способами.

В конце сентября во временную опалу попала библейская история, рассказанная Эндрю Ллойдом Уэббером и Тимом Райсом – рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Руководствуясь ещё не принятыми поправками в УК, с величайшим возмущением её потребовали отменить православные верующие Ростова-на-Дону, как произведение, не соответствующее каноническим представлениям о Спасителе.

Продажа билетов на театральную постановку была даже временно приостановлена, а ростовские партнёры Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» уверяют, что распоряжение об отмене спектакля последовало сверху в приказном тоне.

Куда категоричнее отстаивали свои права южане в центре столицы: по словам сотрудников музея эротики «Точка G», несколько мужчин азиатской внешности набросились на них с кулаками прямо на Арбате во время раздачи рекламных листовок. Оказалось, что на этот раз деятельность многострадального заведения оскорбила мусульман, поскольку полностью противоречит Корану. «Неверных» порядком отвалтузили, одному из них разбили голову.

На волне религиозных скандалов, вот уже полгода сотрясающих российское общество, столь показательное отстаивание своих позиций вызывает вполне обоснованный вопрос. Что получит ортодоксально верующая часть россиян с принятием поправок в УК – правовой механизм защиты мировоззрения или же оружие массового поражения людей, воспитанных вне религиозного контекста?

Этот вопрос корреспондент «Нашей Версии на Неве» обсудил с ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН, религиоведом, доктором исторических наук Ириной Левинской, выступавшей экспертом во многих знаковых процессах, включая дела Душенова и неонацистской банды Боровикова-Воеводина.

– Ирина Алексеевна, в начале октября вы присутствовали при рассмотрении кассационной жалобы на приговор Хамовнического суда в отношении панк-группы «Pussy Riot». Какой была обстановка в Мосгорсуде? «Сочувствующих» опять «кошмарили» ротвейлером?

– На этот раз всё выглядело несколько лучше. По крайней мере, рвущейся с поводка собаки и вооружённых автоматами людей там не было. Пришло много православных женщин в платочках, и по-военному одетых мужчин в майках с надписью «Православие или смерть». Но они вели себя достаточно спокойно. Как вы знаете, заседание было отложено – от своих адвокатов отказалась Екатерина Самуцевич. Думаю, что это обстоятельство серьёзно осложнит процесс, вряд ли новые защитники успеют в короткий срок ознакомиться с делом. Ведь там колоссальный объём информации, один только обвинительный приговор занимает 150 страниц.

– Это правда, что в отместку за критическую публикацию на официальную экспертизу по делу «Pussy Riot» вас пытались привлечь к ответственности за экстремизм?

– Заявители даже настаивали на моём аресте за «антисемитофобские взгляды». Якобы, я могу сбежать в Великобританию. Основания для заявления «выкопали» из интервью радиостанции «Свобода», где мы с ведущим обсуждали ситуацию с РПЦ, которая забирает у детей школы, лицеи, больницы. И ещё – ситуацию с часами Патриарха Кирилла. Я сказала, что Патриарх, дабы отделаться от пресловутого «подарка», может продать часы на благотворителъном аукционе. Думаю, что желающих приобрести хронометр, побывавший на руке Кирилла Гундяева, нашлось бы предостаточно.

– А кто выступил заявителем?

– Это была женщина, которая требовала запретить книгу про Гарри Поттера, мультсериал «Южный парк», картину Александра Савко «Нагорная проповедь» с участием Микки-Мауса. Последнее, как вы, наверное, знаете, удалось.

– Если поправки в УК будут приняты, попрание чувств верующих людей может грозить преступникам пятью годами лишения свободы. На ваш взгляд, это остановит разрастающийся конфликт внутри нашего общества или усугубит его?

– Давайте будем точны в формулировках. Поправки говорят об оскорблении религиозных убеждений и чувств граждан, а это принципиальный момент. Специфика русского языка такова, что данное определение может быть применимо, как к верующим, так и к атеистам. Представим человека, который ненавидит православие. По смыслу статьи, она должна защищать его чувства в отношении религии. То есть, в данном случае чувство ненависти. Всё это может привести к безумному потоку самых разнообразных, в том числе и абсурдных жалоб. Вы слышали о том, что Таганский суд признал «Золотой ключик» экстремистским произведением?

– Да, такое сложно пропустить...

– Совершенно верно, и многие люди поверили, хотя информация прилетела с сайта «фейковых» новостей. На удочку клюнул даже Николай Сванидзе, разразившийся гневными речами в своём блоге. Согласитесь, эта «новость» очень правдоподобна в контексте обсуждаемых поправок. Ведь религиозные чувства и переживания многообразны.

Возьмём нашумевшую историю с «Pussy Riot». Радикально-настроенные православные верующие, включая и представителей духовенства, говорили о том, что девушек необходимо лишить материнских прав, выпороть, сослать в Сибирь. Мнение дьякона Андрея Кураева оказалось иным – женщин нужно было накормить блинами (ведь Масленница же!) и по-доброму поговорить с ними. Правда после такой откровенности Кураева попросили замолчать. Третья реакция – открытое письмо Протоиерея Вячеслава Винникова – иерархам РПЦ. В частности, он пишет: «Мерзкое бесчеловечное судилище совершается в Хамовническом суде (...) Девочек Церковь посадила за молитву, а молитва бывает разная. Кто как умеет, так и молится. Если вам не понравилась их молитва, показалась неправильной – позовите их на беседу и научите правильной молитве. И вопрос был бы разрешён. Ведь это дело выеденного яйца не стоит. А их обвинили в оскорблении святынь, вандализме, святотатстве, экстремизме, начали сравнивать с безбожными коммунистами, которые взрывали церкви, расстреливали и сажали в тюрьмы верующих, террористами и фашистами. Уму непостижимо! Опомнитесь!»

Итак, перед нами одно событие и три разных мнения. Подчёркиваю – в каждом случае речь идёт о религиозных чувствах верующих людей. Кого в данном случае мы будем защищать?

– По этому поводу суд уже сказал своё слово.

– Вот именно. Видите ли, сегодня нам часто пытаются представить, будто в нашем обществе идёт война между верующими и атеистами. Я бы так не ставила вопрос. Думаю, происходит столкновение между двумя моделями православия.

Первая модель – святого Иосифа Волоцкого, который был уверен, что богатство церкви демонстрирует торжество православия. И вторая – святого Нила Сорского. Он говорил, что церковь должна быть бедной, ведь христианство – это любовь, а не стяжательство. К сожалению, сегодня побеждает первая модель. То же самое наблюдалось в начале XX века – был даже такой термин «казённое православие». Храмы рушили не большевики, а те самые воцерковлённые люди, составлявшие большинство в царской России. И я очень боюсь, что поправки в такой формулировке будут защищать ту самую казённость и граждан, готовых рвать всех на своём пути, защищая оскорблённые чувства.

Но христианство – это религия любви. Истинно верующего человека невозможно оскорбить, потому что он уже находится под защитой Бога. Разумеется, вынужденное уважение к агрессивным верующим, под страхом уголовного наказания, породит ещё больший раскол в обществе.

– А каков реальный круг лиц, которых должны защитить эти поправки? Церковные иерархи утверждают, что наше общество на 80% состоит из православных. Но о чём здесь идёт речь – о верующих или же о людях, которые исторически идентифицируют себя с определённой конфессией?

По теме

В Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга в четверг, 11 мая, состоялось слушание о продлении срока ареста администратора так называемых «групп смерти» в соцсетях Филиппа Будейкина. На заседании обвиняемый признал себя виновным.

– Речь действительно идёт о самоидентификации. Реально воцерковлённых людей у нас не более 5%, и об этом прекрасно знают иерархи РПЦ. Кстати, если вы послушаете заявление Церкви, сделанное после вынесения приговора участникам панк-группы, станет очевидно, что православие пытаются превратить в признак этнической принадлежности. И это страшно.

– Как у Достоевского – «русский – значит православный»? Но во времена Фёдора Михайловича это заявление было отражением реалий дня. А сегодня? Может ли лозунг «Православие. Самодержавие. Народность» лечь в основу модели современного российского государства, которое находится в поисках смыслов и путей развития?

– Думаю, что нет. Большое достижение человечества в том, что оно сегодня дозволяет человеку жить в соответствии со своей совестью и самостоятельно выяснять свои отношения с Богом.

Я, например, не хочу жить в предложенной религиозной модели государства. Понятно, что сейчас российскому обществу предлагается единая модель поведения, вокруг которой оно должно сплотиться. Формула «Православие. Самодержавие. Народность» вполне приемлема для религиозного государства, но сегодня она устарела. Весьма странно слышать аргументы, относительно десяти заповедей как основных правил жизни. Эти правила уже давно адаптированы современным обществом, сегодня они лежат в основе европейской цивилизации.

– Историк Соловьёв приводит идеальную формулу сосуществования государства и церкви: государство занимается своими делами, церковь своими. Может ли при таком раскладе РПЦ претендовать на роль духовного лидера общества?

– РПЦ упустила свой шанс, хотя у неё были поистине фантастические возможности. В 90-е годы туда пришли очень многие: им показалось, что среди всеобщего хаоса именно там они найдут свой якорь. К сожалению, Церковь от них отвернулась. Она так и не стала меняться, перестраиваться, пытаться достойно ответить на вызов времени.

В этом смысле мы деградировали даже по сравнению с концом Х века. В те времена, когда на Западе все службы велись на латыни, у нас они проходили на славянском языке. И это был огромный прогресс. Сегодня всё более мрачно. Череда недавних скандалов отвернула от Церкви много умных, думающих, чувствующих интеллигентных людей. Но и внутри самой РПЦ идёт борьба консервативного большинства с прогрессивно мыслящими людьми. Пока побеждают первые.

– Тем не менее, в обществе идеи Бога всё больше получают распространение. Возможно дело в том, что религия теоретически предлагает модель, позволяющую устойчиво держать людей в рамках нравственных и моральных категорий?

– Эти идеи давно опроверг эмпирический опыт человечества. У каждого из нас есть знакомые – высоконравственные атеисты или агностики. Поставьте рядом с ними того же ряженого хоругвеносца и спросите последнего – почему он дошёл до такого скотского состояния? Почему он, вопреки заповедям Христа, позволяет себе быть злобным, агрессивным по отношению к людям?

К сожалению, в нашем обществе вера заменяется обрядовостью. Боюсь, что и новеллы законодательства будут защищать не верующих, а обрядоверов. Пока статья за оскорбление религиозных чувств у нас существует в КоАП. Заметьте, в спящем состоянии. Сегодня её не только будят, но и пытаются перевести в разряд уголовной законодательной нормы. Это может привести к катастрофе. Тогда Буратино действительно признают экстремистом. Что произойдёт с радугой в небе я даже не представляю... Неверное в неё будут стрелять из зенитных установок...

Мосгорсуд признал девиз «Православие или смерть !» экстремистским, а решение Люблинского районного суда об отклонении иска столичных прокуроров против гражданина П., разместившего на своем сайте черную футболку с таким логотипом, подлежащим отмене.

Судебные споры вокруг лозунга длятся уже полгода, причем два районных суда в Москве принимали по этому вопросу противоположные решения.

12 мая 2011 года Минюст, сославшись на решение Черемушкинского районного суда Москвы, принятое 21 декабря 2010 года, занёс девиз «Православие или смерть!» в список экстремистских материалов. Однако в апреле 2011 года Люблинский районный суд столицы отказался признавать фразу «Православие или смерть!» экстремистской. Суд тогда принял во внимание экспертное заключение, в котором указывалось, что «монахи трактовали этот лозунг как отстаивание Православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти ». И вот 10 августа Мосгорсуд отменил это решение районной судебной инстанции.

Выступивший в Мосгорсуде в качестве доверенного лица ответчика протоиерей Александр Добродеев (заведующий правовым сектором Синодального отдела по работе с вооруженными силами, органами правопорядка и исполнения наказаний Московского Патриархата) представил экспертные заключения о том, что лозунг не несет в себе противоправного и антихристианского подтекста. Но Мосгорсуд они не убедили.

Как рассказал «Русской народной линии» о. Александр, выступить в суде подвигло его просьба адвокатов. «Прочитав материалы, которые связаны с этим делом, я не увидел там ничего экстремистского, - сказал священник. - Тем более, что полгода видными учеными делалась экспертиза, в которой аргументировано доказано, что в лозунге "Православие или смерть" нет ничего экстремистского. Помимо лозунга, в экспертизе разбирается и сама эмблема с черепом, кинжалами и православным крестом.

Моя аргументация была проста. Я ознакомился с выводами комиссии и посчитал, что ее аргументация более компетентна, чем выводы, которые были сделаны в Черемушкинском суде (том самом, который ранее признал девиз эктремистским. – Прим. KM.RU). Что касается "смертельной эмблемы", то я напомнил на суде, что на нас ежедневно обрушивается поток информации, где постоянно идет речь о смерти, где постоянно взрывают и убивают. Куда не придешь – везде информация о смерти. Люди к самому слову "смерть" и к этим образам - черепа, демонические физиономии, - уже давно привыкли» .

Также священник подчеркнул, выступая в Мосгорсуде, что слова «Православие или смерть» написаны по-русски, а не по-английски или по-арабски, потому что это «охранительный, предупреждающий знак для русских, которые читают по-русски» . «Смысл лозунга таков: "или Православие, или смерть", "если не Православие, то смерть". На суде я подчеркнул, что для большинства людей такая постановка вопроса не покажется странной. В нашей стране большинство – православные люди. То есть это знак, в первую очередь, для православных, а не для представителей каких-то других конфессий. Мы ведь не призываем к "православному джихаду"», - заключил протоиерей Александр Добродеев.

В мае этого года KM.RU в материале «Православие объявили вне закона. Следом будет Родина » уже ставил вопрос перед Черемушкинским судом и Минюстом: с какой это стати девиз «Православие или смерть!» объявлен «экстремистской»? Всем известно, что НИКОГДА из недр Православия не исходили призывы к «походу на неверных», как это водится у иных религий. Одно из центральных требований Православия – аскеза, т.е. исключительно «истязание» самого себя (а не других) ради достижения состояния молитвы. Это у других «в моде» «джихад».

Да, Православие сопротивлялось вторжению врагов с оружием в руках, но не более того. В остальном оно покоряло пространства исключительно мирным способом – миссионерством. Сколько коренных жителей уничтожили пришлые в Северную Америку колонизаторы, юридическое право которых ныне считается образцом мирового правопорядка? И какой из коренных народов России исчез за все века «российской колонизации» с карты нашей страны? Да нет ни одного такого народа.

Но для того, чтобы встать на путь Православия и не сбиться с него, нужно быть последовательным, не отступать от выбранной дороги. Да и к тому же, задавалась вопросом на страницах журнала «Русский дом» публицист Яна Амелина, что же это теперь получается - «теперь тысячи наших новомучеников, отдавших жизни за веру православную, – экстремисты? И солдат Евгений Родионов , не отказавшийся от Православия и убиенный чеченскими бандитами, – тоже экстремист?!»

Напомним, что летом прошлого года в защиту девиза «Православие или смерть!" выступил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. «Надпись сия отнюдь не "экстремистская" , - заявил епископ Питирим на епархиальном сайте. - Без святого православия нам и правда смерть! Более того, считаю, что русская православная символика должна быть везде. Это куда полезнее ныне в России, нежели чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая "всех и вся"!» Владыка отметил, что поддерживает подобные лозунги, «а то создается впечатление, что за русское православие и его символику некому постоять» . «Русь вымирает... Прекратим это отравляющее люциферово дыхание, этот геноцид нашего народа!» - призвал тогда архиерей .

Российский институт культурологии, проведя "комплексное психолого-лингвистическое исследование", пришёл к выводу, что данный лозунг, начертанный на русском и греческом языках, в окружении православных крестов, трех черепов с кинжалами в зубах, буквами "Г" и "А" и аббревиатурой "СПХ" является "материалом, содержащим пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии".

Первое уголовное дело против обладателя подобных маек возбуждено по 282-й статье (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

На наш взгляд, произошло нечто очень важное, имеющее далеко идущие последствия. В России лозунг "Православие или смерть!" признан экстремистским.

Итак: почему это произошло? И к чему это приведет?

В ответе на первый вопрос мнения уважаемых нами людей радикально расходятся.

Одни считают, что речь идет об очередном прокурорском ляпе. То есть о ситуации, когда безуспешные попытки себя занять, желание отчитаться перед начальством привели московских прокуроров на скользкую дорожку безудержной борьбы с обществом. То, что возникший юридический курьёз касается фундаментальных основ сознания огромных слоев населения; то, что подобные меры могут сдетонировать колоссальные энергии - деятели из районной прокуратуры никак де не могли просчитать.

Другие не без оснований полагают, что подобная акция не могла пройти без согласования или прямой команды "сверху". И это - очередной пробный камень, брошенный русскому народу. Если смолчат, не заметят, отмахнутся - значит, готовы к любым преобразованиям, в том числе и в церковной сфере, к отказу от собственной религиозной идентичности .

Третьи же думают, что это начало наката на "огненное православие", сигнал к репрессиям против потенциальных противников либеральных реформ в церковной сфере. Ведь история с майками бьёт в самую сердцевину идеологии стояния за веру.

Смысл лозунга прозрачен и ясен даже прокурорам. В переводе на язык бюрократов этот лозунг звучит так: "Я лучше умру, чем откажусь от Святого Православия!". Лозунг "Православие или смерть!" колеблется на черном знамени афонского монастыря Эсфигмен .

Этот монастырь стал известен своим отказом от богословского диалога с католической церковью, отказом от экуменических контактов и принятия нового стиля в церковном календаре. Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, стал притчей во языцех. Поводом для разрыва стала встреча в 1965 году Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и дальнейшее сотрудничество с католиками константинопольского духовенства.

Сегодня Люблинская районная прокуратура города Москвы тоже предлагает православным сделать свой выбор.

Совершенно ясно, что выдвигаемая властью идеология тотальной глобализации, взятый курс на всемерное встраивание России в пул западных государств - несовместимы с духовным суверенитетом, с русским Православием. Попытки привести русское Православие к "общечеловеческим, цивилизованным" стандартам особенно активизировались в последнее время. Речь идет не только о желании изменить каноны церкви, снизить высокую планку церковных требований к верующим людям. То есть не о либерализации как таковой, способной превратить нашу церковь в подобие церкви англиканской.

Отчетливо видно, как определенные силы и определенные люди, пребывающие как в светской, так и в церковной власти, пытаются осуществить колоссальный проект религиозного сознания русского народа. Страстное желание получить на выходе "православие с человеческим лицом" ведет к урезанию не только смыслов, но самого духа народной веры. В этой новой, навязываемой народу, религиозности, высочайшие темы мученичества за Христа, пламенеющие эсхатологические горизонты, страстное переживание несовершенства и несправедливостей земного бытия - снимаются. Они на поверку заменяются словами известного шлягера: "Всё хорошо, всё будет хорошо…"

Прокуратура, взявшая в оборот лиц, надевших на себя упомянутые футболки, провела расследование и вышла на "источник экстремистской опасности", что нашло отражение в сообщении одного из информационных агентств: "Предметы одежды с лозунгом "Православие или смерть!" выпускает Союз православных хоругвеносцев (СПХ), объединяющий радикально настроенных православных. Активисты СПХ неоднократно участвовали в "Русских маршах", пытались разогнать гей-парады, а также публично сжигали книги про Гарри Поттера, как пропагандирующие сатанизм".

Наши друзья из Союза православных хоругвеносцев действительно в течение уже нескольких лет занимаются производством "опасных" футболок

(контактные данные: 8-916-845-34-27, http://www.pycckie.org/ ).

Воспользовавшись своими добрыми отношениями с Хоругвеносцами, дабы иные не считали нас "овцами в волчьих шкурах", мы, сотрудники "Завтра" , грешные и недостойные, получили в свое распоряжение и надели на себя запрещенные футболки с высоким лозунгом "Православие или смерть!" Сделали мы это не ради газетного эпатажа, и не для прославления собственных персон. Мы демонстрируем свою позицию, которая не предусматривает никакого иного выбора. Русские люди, вливайтесь в наши ряды!

:
А миф о нынешнем посмертном существовании в Раю, Аду и прочих Лимбо оставим католикам: им так думать приятно, а мы точно не знаем.

Сошествие Христа в ад - христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Церковь считает, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминает это событие за богослужением Великой субботы. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%88%D0...1%82%D0%B0_%D0%B2_%D0%B0%D0%B4
«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи»

Первым же человеком оказавшимся в Раю, как учит Церковь был один из разбойников, который даже не был христианином (не был крещен и пр.). (Лк 23. 39-43)

Нет желания прислушаться и к словам патриарха по поводу «Православие или смерть!» - дело ваше. Есть люди, которые "православнее всех православных"... их легко можно узнать по общности взглядов, у них своё православие, свои "суперправославные" лозунги... и пр. Те проповедники, которые проповедуют типа "Россия для Русских!", по моему мнению вряд ли причастны к христианству вообще.

И один вопрос: Считаешь ли ты тех людей, которые "кричат" «Православие или смерть!» (скажем носят футболки) лучше всех католиков (в глазах Божиих)?

И всё же про Ад и Рай...

Исходное сообщение Old_Dragon
А сейчас Ад существует? Томятся ли там сейчас люди?

"По греческому словопроизводству "ад" - от отрицания "a" и глагола eidein - видеть, оно обозначает место, лишенное света, или нечто невидимое.
В некоторых местах Св. Писания "ад" и "шеол" представляются местом или состоянием хотя и общим для всех умерших, но с некоторым различием для праведников и грешников. Первые здесь наслаждаются покоем, ожидают избавления отсюда и получают таковое (Псал. 15, 9 - 11; Лук. 18, 7; 1 Петр. 3, 18 - 19 и др.); вторые - покрыты вечным стыдом и не имеют никакой надежды на будущее (Иез. 32, 18 - 32). Иногда "ад" и "шеол" обозначают состояние только одних нечестивых и грешников (Прем. Сол. 3, 18 - 19; Иов. 24, 19; Лук. 16, 19).
Таким образом, по библейскому учению, "ад" является загробным состоянием душ после смерти .
Постигнуть тайну загробной жизни и развить представление об "аде" было много попыток со стороны христианских богословов и философов. Но все это не более, как простые умозрения, желающие проникнуть в непостижимое.
По учению православной церкви, "ад" является загробным состоянием грешных душ, которые в этом состоянии находятся во власти диавола и духов злобы. А кто со Христом, для того нет "ада" и смерть для того является переходом в жизнь вечную, в царство Христово (Лук. 23, 43; Филип. 1, 21 - 23).
Христос во время крестных страданий сошел во "ад", кратковременно приобщился общему для всех умерших загробному состоянию и разрушил ветхозаветную силу "ада", владычествовавшего над всем человечеством. Учение о сошествии Спасителя во "ад" является одним из твердых догматов Церкви и основывается на ясном свидетельстве Св. Писания (1 Петр. 3, 18 - 20; 4, 6; Эфес. 4, 8 - 10)."

Т. е., другими словами, "ад" - это то состояние людей после смерти, при котором они лишены богообщения (Света).

Рай - в религиозном представлении: состояние блаженной жизни (бытия) в гармонии с Творцом и творением, не повреждённое злом, смертью и временем. Включает в себя два понятия: 1) Эдем - состояние до познания добра и зла, прародина человечества (например, «Рай в Ветхом Завете»); 2) Рай, небеса - состояние после познания добра и зла, прохождения через смерть и конец мира. Часто противопоставляется аду (например, «Царство Небесное»). В переносном смысле - совершенное состояние блаженства.

В христианстве раскрывается новый смысл Рая, как "Царства Небесного", уготованного от начала мира, завоёванного в результате победы Иисуса Христа над адом. Изначальное прошлое и конечное будущее смешиваются в идее рая. К первоначальному, утерянному райскому состоянию нельзя вернуться - рай в конце мирового процесса есть совсем иной. Это рай после познания свободы, после всех страданий и испытаний, в которых раскрываются новые возможности Бога и человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада.

Апостол Павел: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1)

В понимании церкви, небесный рай, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть еще небеса (Откр.6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об апостоле Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле - что он «по кончине отошел в место святое».

Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они «пребывают в подобающем месте у Господа». Ириней Лионский замечает, что «преложенные (то есть умершие на земле праведники) преложены в рай, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных».

Согласно Ефрему Сирину, все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Там они могут видеть «мысленное Солнце» (то есть Бога), светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими.

В учении Отцов Церкви , души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле.

Но Афанасий Великий замечает:
«Вопрос, где находятся отшедшие души - вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас»...

Люблинская межрайонная прокуратура подала в Люблинский районный суд заявление с требованием внести изображение футболки с надписью "Православие или смерть!" в список экстремистских материалов.

Думаю, ни фига ж себе. Российская прокуратура решила бороться с православным экстремизмом? Что-то тут явно не так. Но потом все встает на свои места.

Изображение футболки привлекло внимание представителей прокуратуры при проверке группы "Антирелигия" в социальной сети "ВКонтакте". Прокуратура требует, чтобы суд обязал администратора группы удалить изображение футболки. Полное имя администратора не приводится, известна только его фамилия - Нестеров.

Ну, вы поняли да? Если вы завтра разместит у себя скажем фотки вот этого чувака. , то претензии в экстремизме у прокуратуры будут не к чуваку, носящему эту футболку, а к вам)))

Депутат Госдумы, бывший нашист Роберт Шлегель, внес в Госдуму закон, запрещающий СМИ воспроизводить заявления террористов.

Сама я на прошлой неделе нарушила этот будущий закон раз десять, цитируя, например, слова Магомеда Тагаева о том, что русских на Кавказе надо вырезать дотла: «Здесь только один выход — мечом и огнем сжечь все дотла и дорезать, кто остался жив, чтобы ни один не уполз». Или слова Анзора Астемирова о том, что «признание конкретного человека неверным означает, что его надо убить».

По мнению депутата Шлегеля, мы не должны знать об этих заявлениях. А должны мы знать, что поезда взрывает оппозиция — как утверждает Грызлов, или грузины — как утверждает Патрушев.

«Еще осенью Докку Умаров, выступив на сайте «Кавказ-центр», заявил, что считает гражданские объекты и гражданских лиц дозволенной целью, поскольку население России платит налоги и поддерживает власть, ведущую войну в Чечне», — сказал Андрей Бабицкий на «Свободе» несколько дней назад.

Нетрудно заметить, что слова Бабицкого тоже подпадают под будущий закон. По мнению депутата Шлегеля, мы не имеем права знать, что с точки зрения Докку Умарова мы все подлежим смерти. Мы не имеем права знать, что на заглавной странице «Кавказ-центра» висит проповедь шейха ибн-Усеймина, в которой этот вопрос — об убийстве женщин и детей — специально разъяснен: «Нам разрешено убивать женщин и детей, потому что это ломает сердца врагу».

А знать мы должны, что террористы работают за деньги по заказу американских спецслужб.

Loading...Loading...