“Православие в Латинской Америке”. Светлый вечер с Мигелем Паласио (18.11.2015)

«У парагвайцев есть понимание, что русские – великие люди»

Беседа с почетным консулом России в Парагвае И.А. Флейшером-Шевелевым

15 лет в Латинской Америке

Посол Доминиканской Республики в России Хорхе Альварадо: «Каждый вечер я читал Библию на русском языке»

Частичка Русского мира на Острове свободы

Беседа с протоиереем Вячеславом Бачиным, настоятелем Казанского храма в Гаване (Куба)

«Русским в Коста-Рике недостает только православного храма»

Беседа с Н.И. Захаровым, старостой Богородице-Владимирской общины в г. Сан-Хосе (Коста-Рика)

«Эквадорцы доброжелательно реагируют на православного священника»

Беседа с протоиереем Алексием Карповым, настоятелем Свято-Троицкого прихода в Кито

«Многие клирики и миряне Южно-Американской епархии изолированы от остальной Церкви»

Беседа с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом Восточно-Американским и Нью-Йоркским

«Воспоминания о служении в Аргентине для меня священны»

Беседа с митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком)

«Православная Церковь занимает привилегированное место в мексиканском обществе»

Беседа с митрополитом Антонием (Шедрауи Таннусом), архиепископом Мексики, Венесуэлы, Центральной Америки и Карибов (Антиохийский Патриархат)

«Русский и бразильский народы роднит сильное религиозное чувство»

Беседа со священником Василием Гелеваном, настоятелем храма во имя св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро

«Индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви»

Беседа с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Ионой

«Мы должны проявить корректность и терпение к раскольникам»

Беседа с И.Н. Андрушкевичем, публицистом и общественным деятелем русского зарубежья

«Перед Русской Церковью стоит задача сплочения россиян»

Беседа с Р.В. Ордовским-Танаевским Бланко, членом Попечительского совета о нуждах Русской Зарубежной Церкви

«Наша церковь впитала в свои стены страдания русских эмигрантов»

Беседа с Ю.Н. Кузнецовым, старостой строящегося храма в честь святых царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата (Аргентина)

Наша церковь впитала в свои стены страдания русских эмигрантов, наших отцов и дедов. Несмотря на восстановление демократии в России, подписание Акта о каноническом общении двух ветвей матери-Церкви, не все раны и обиды уврачеваны. Лучший способ воссоединить разные фланги русской диаспоры – привести всех наших соотечественников в храмы Московского Патриархата, который с любовью заботится о своей пастве, где бы она ни находилась. Раскол России и Русской Церкви начался с убийства императора Николая II и его родных и, верю, завершится возведением церкви в их честь.

17 апреля Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь посетила сербская делегация во главе с руководителем Управления по общественным связям и протоколу Московской Патриархии Мигелем Паласио. Игумен Георгий (Станкович), настоятель кафедрального собора в Карловце (Сербия), и иподиакон Милян Никитович из Белграда – студенты Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Московского Патриархата. Находясь в Москве, они вместе с друзьями обители, Мигелем Паласио и Ольгой Морозовой, заместителем руководителя по общественным связям и протоколу, несколько дней Светлой седмицы посвятили паломничеству в святую обитель Святителя Николая в г. Малоярославец.

Знакомство с монастырем началось с небольшой экскурсии и посещения Православной Гимназии и детского Православного приюта «Отрада» на территории обители. Гостей встречали самые младшие воспитанницы – шестилетние Анечка и Мира, – так как старшие девочки в это время репетировали и усердно готовились к предстоящему выступлению в Киноцентре Малоярославца (благотворительные концерты воспитанниц приюта в Киноцентре в Пасхальные и Рождественские дни стали доброй традицией монастыря и города).

Яркий пасхальный концерт музыкального коллектива «Отрада» в этот раз состоял из пасхальных песен и различных танцев (русские классические и народные, национальные греческий и немецкий танцы, а также шуточные детские). В завершение дети исполнили песни Свт. Николая Сербского «Наша вера» и «Христос воскресе» на сербском языке. Пасхальная радость, переполняющая чистые детские сердца, щедро излилась на всех присутствующих в зале.

После концерта и трапезы в монастыре гости приняли участие в Пасхальной вечерней службе в Никольском соборе монастыря. Пасхальное Богослужение, особенностью которого является то, что почти все поется, а не читается, прошло на одном дыхании. Многократное «Христос Воскресе!», тихий вечер в лучах заходящего солнца, стройное Византийское пение и, главное, соборная молитва помогли ещё раз с новой силой пережить радость Воскресения Христа.

Кульминацией паломничества сербской делегации стала Пасхальная Божественная Литургия, совершенная игуменом Георгием на следующий день. О. Георгий был глубоко тронут и впечатлен посещением обители, её внутренней и внешней устроенностью согласно древним монашеским традициям и канонам, и сам попросил благословение послужить в этом святом месте. Торжественное и вместе с тем прикровенное, благоговейное монашеское служение о. Георгия было примечательно еще и тем, что проходило на трех языках: славянском, сербском и греческом. Возвышенная соборная молитва, Божественное Причащение Пречистых Тела и Крови Спасителя, радостное «Христос Воскресе» и Пасхальный Крестный ход объединили всех молящихся живым ощущением присутствия Бога. «В этом монастыре живет Христос!» – отметил о. Георгий по окончании Божественной Литургии.

Затем все гости были приглашены в праздничную трапезную монастыря. По завершении трапезы воспитанницы приюта вместе с сёстрами исполнили для гостей несколько духовных и народных песней на сербском языке. На молитвенную память о посещении Свято-Никольского монастыря, знакомстве с девочками и их незабываемом творчестве, матушка игумения подарила гостям вышитую сестрами и детьми картину райских птиц – символ детского хора «Отрада». Любовь, внимание, гостеприимство матушки игумении, сестер и детей, сама семейная атмосфера добра и любви сильно умилили и восхитили сербских гостей. «Этот монастырь дотрагивается до небес», – отметил в своем благодарственном слове о. Георгий. Мигель Паласио обратился к матушке игумении со словами глубокой благодарности за жертвенные труды в деле возрождения и развития монастыря, воспитании детей и многой помощи всем людям, посещающим святую обитель. Мигель и Ольга в эти трогательные минуты расставания подарили каждой девочке небольшой пасхальный подарок в знак своей любви и дружбы. Милян Никитович, иподиакон и студент, выразил признательность за возможность посетить святую обитель и гостеприимство матушке игумении Николае и своему преподавателю, Мигелю Паласио. Милян назвал эти несколько дней пребывания в Свято-Никольском монастыре уроками истинной Божественной Любви на всю жизнь, превосходящими по силе и глубине теорию в книгах и различные лекции: здесь евангельский гимн любви, как отметили гости, воплощен в жизнь.

– Сегодня много говорится об исторической роли и миссии Фиделя Кастро. Как бы Вы оценили его личность и заслуги с точки зрения историка, специалиста по Латинской Америке?

Мне трудно говорить о Фиделе как о политике, все-таки я занимаюсь религиозными и культурными вопросами, и сквозь эту плоскость смотрю на историю и современное положение Латинской Америки. Но нельзя не отметить, что при всей спорности идеологических взглядов Фиделя, он и сегодня очень популярен. О нем много говорят, спорят, как правило, либо резко со знаком плюс, либо резко со знаком минус. Вне всяких сомнений, это самый крупный и выдающийся государственный деятель латиноамериканского региона прошлого столетия. Неслучайно многие журналисты и эксперты сейчас пишут, что именно с его смертью ХХ век окончательно закончился.

До прихода к власти Фиделя Куба была зависимой экономически, политически и психологически от США республикой, островом для развлечений иностранцев. После революции 1959 года эта небольшая страна обрела правительство, отражающее национальные интересы. Более того, мнение кубинских властей стало заметным в обсуждении международных вопросов, а Фидель Кастро превратился в фигуру мирового масштаба. Он – человек-символ для многих поколений.

Кубинская революция дала толчок к созданию в 60-70-х годах партизанских организаций во многих странах Латинской Америки – Колумбии, Перу и других. Современная Куба внесла существенную лепту в завершение самого давнего внутригосударственного конфликта в истории Западного полушария – вооруженного противостояния между правительством Колумбии и так называемыми Революционными вооруженными силами Колумбии, длившегося более полувека. Совсем недавно в Гаване колумбийский президент и глава РВСК, по результатам трехлетних переговоров, пришли к согласию по тексту мирного соглашения, торжественно подписанному в столице Колумбии Боготе 24 ноября, за день до смерти команданте. В своем соболезновании в связи с кончиной Кастро президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос подчеркнул, что Фидель сыграл важную роль в урегулировании гражданского противостояния (в котором пострадала в разной степени каждая колумбийская семья). Кстати, российские власти официально выражали поддержку переговорам об установлении мира на родине Габриэля Гарсиа Маркеса.

– Бесспорна заслуга Фиделя Кастро в появлении русского православного храма в Гаване. Повлияла ли его позиция на православную миссионерскую деятельность на Кубе и в Латинской Америке?

– История Казанского храма в Гаване началась со встречи Фиделя с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в ноябре 2004 года, во время второго визита тогдашнего председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Кубу (первый состоялся в 1998 году). Будущий Святейший Патриарх перед встречей планировал поднять вопрос о возведении в Гаване храма Русской Церкви. Интересно, что митрополит Кирилл, обладающий несомненным даром оратора и дипломата, а также способностью убеждать собеседника, настолько впечатлил Фиделя рассказом о Русской Православной Церкви, о ее роли в жизни российского общества, что к концу встречи Фидель сам предложил построить в Гаване православный храм как «памятник российско-кубинской дружбе». Более того, команданте заявил, что будет «комиссаром этой стройки».

Фидель предоставил будущему Святейшему Патриарху возможность выбрать место строительства храма. Святейший, как он впоследствии вспоминал, сказал, что не знает Гаваны, после чего на помощь пришел Эусебио Леаль – главный историк Гаваны (он имеет немалый общественный и политический вес на Кубе). По совету господина Леаля был выбран небольшой участок земли в Старой Гаване, исторической части города, где находятся основные культурные и исторические достопримечательности. На этом участке и начали строить храм.

На той же судьбоносной встрече митрополит показал команданте заранее подготовленные грамоты о возведении храма на русском и испанском языке, которые он планировал заложить в основание храмового здания. Под грамотами была поставлена подпись владыки Кирилла. Кубинский лидер внимательно изучил документ и тоже подписал обе грамоты. По просьбе Фиделя грамота, составленная по-испански, осталась у него.

Строительство заняло четыре года. Кубинское государство вложило свои средства и усилия в то, чтобы вблизи моря, на набережной Малекон появился пятиглавый белокаменный храм в древнерусском стиле – невиданное доселе на Кубе творение архитектуры. Фидель не застал в качестве главы государства и в добром здравии окончание строительства храма. В августе 2006 года, буквально за несколько дней до 80-летия, ему была сделана тяжелейшая операция на кишечнике, после которой он так и не смог оправиться. Через два года команданте официально передал бразды правления своему младшему брату Раулю, много лет возглавлявшему министерство обороны Кубы.

Казанский храм был освящен в октябре 2008 года, в ходе Дней России в Латинской Америке, в которых делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Кириллом сыграла ключевую роль. На освящении присутствовал Рауль Кастро, другие представители руководства Кубы.

Символично, что впервые после длительного перерыва архиепископ Гаваны и примас Кубы кардинал Хайме Ортега встретился с главой Кубы Раулем Кастро на освящении русского православного храма. (Когда в 1961 году кубинская революция была провозглашена социалистической, произошло резкое охлаждение в отношениях правительства под руководством Фиделя Кастро и иерархии Католической Церкви Кубы, сохранившееся надолго.)

В рамках своего третьего визита в Гавану митрополит Кирилл вручил Раулю орден святого благоверного князя Даниила Московского, а Фиделю передал орден «Слава и честь» – вторую по старшинству награду Русской Православной Церкви, которой к тому времени были удостоены только Святейший Патриарх Алексий II и Владимир Путин. Фидель тогда чувствовал себя не очень хорошо, но, тем не менее, встретился с митрополитом Кириллом и поздравил его с открытием храма.

Безусловно, личное расположение Фиделя к Русской Церкви способствовало укреплению ее позиций на Острове свободы. При Казанском храме действует культурный центр, где регулярно проводятся мероприятия. Настоятель храма приглашается на основные государственные мероприятия. Одним словом, Русская Православная Церковь заняла видное место в жизни кубинского общества.

В Казанском храме неоднократно бывал Рауль Кастро. В феврале этого года он находился там в течение всей Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. Я помню, с каким вниманием он следил за происходящим. По окончании проповеди Патриарха Рауль подошел к Святейшему, и они троекратно обнялись.

Как вспоминал Святейший Патриарх Кирилл, Фидель рекомендовал президентам Венесуэлы (Уго Чавесу) и Эквадора (Рафаэлю Корреа) встретиться с иерархом Русской Церкви в рамках его тогдашней поездки в Латинскую Америку. Естественно, рекомендации Фиделя были встречены позитивно. Тогда же, в октябре 2008 года, в Каракасе будущий Предстоятель Русской Православной Церкви был тепло принят венесуэльским президентом. Уго Чавес провел экскурсию по своей резиденции, показал домовый храм и был впечатлен подарком митрополита – иконой Пресвятой Богородицы.

Затем владыка Кирилл направился в Эквадор (хотя эта страна не входила в программу Дней России в Латинской Америке). В Кито только-только был создан русский приход, для становления которого визит председателя Отдела внешних церковных связей стал весомой поддержкой. Помимо богослужения в Свято-Троицком приходе, владыка встретился с президентом Корреа. Впоследствии Корреа дважды посещал Россию и оба раза запрашивал аудиенцию у Святейшего Патриарха Кирилла.

Во всем этом немалую роль сыграло слово Фиделя, его уважение к Русской Православной Церкви и лично к Патриарху Кириллу.

– В феврале 2016 года Вам посчастливилось присутствовать при исторической встрече Святейшего Патриарха Кирилла и Фиделя Кастро. Чем Вам запомнилось это событие? Какое впечатление произвел на Вас кубинский лидер?

– Это была очень запоминающаяся встреча. Меня всегда восхищала личность Фиделя Кастро. Благодаря Святейшему Патриарху я имел честь выступить его переводчиком на встрече с Фиделем. Когда Святейший приехал к дому Кастро – простому, особо ничем не выделяющемуся – у ворот его встретила супруга Фиделя, Делив. Она провела Святейшего в гостиную, где его уже ожидал команданте. Несмотря на слабость, Фидель встал и сердечно, по-дружески поприветствовал Предстоятеля Русской Церкви. В комнате находился также сын Фиделя и Делив, Алехандро, и кубинская пресса.

Беседа длилась не меньше часа. Фидель поделился со Святейшим своими последними изысканиями – изучением некоторых произрастающих в Латинской Америке растений, которые были бы очень полезны в медицине и экономике. Команданте показал на стоявший рядом столик, где лежала кипа распечаток статей из Интернета, газетных материалов, книг. Все эти публикации касались, судя по всему, тех самых растений, о которых он так увлеченно рассказывал. Отойдя от государственного управления, Фидель, помимо того, что следил за событиями на Кубе, размышлял о международных проблемах, писал для газеты «Granma» – самого читаемого кубинского издания, еще и изучал вопросы, никак не касающиеся политики и экономики.

Одной из основных тем беседы стала прошедшая накануне встреча Святейшего Патриарха с Папой Франциском. Сверху кипы бумаг, которая лежала рядом с Фиделем, я увидел свежий номер газеты «Granma» с передовицей об исторической встрече Предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической Церквей.

Чем запомнился мне Фидель? Он – харизматичный и обаятельный человек. Понятно, что он был уже не тот, что раньше. Мне довелось видеть его в 2005 году на международной конференции в Гаване. Кастро выступал, по-моему, около четырех часов во Дворце съездов. Потом мне удалось приблизиться к нему, немного поговорить. Он был в силе, сохранил крепкое рукопожатие. Теперь же Фидель был глубоко пожилым и нездоровым человеком. И вместе с тем я бы каждому пожелал не только в 90-летнем, но и в более раннем возрасте иметь такую ясность и четкость ума.

Говорил Фидель доступно, не отвлекаясь. Меня поразили его глаза – глаза человека, живущего максимально полно для своего состояния. Чувствовалось, что команданте хочет жить. Он внимательно слушал все, что говорил Святейший, реагировал мимикой, задавал вопросы. Например, когда встреча только началась, он спросил у Святейшего, как называется его «шапочка» (имелась в виду скуфья). Святейший ему объяснил.

Святейший Патриарх преподнес Фиделю медаль, отчеканенную к его интронизации, и иллюстрированный ежегодник «Предстоятель» о Патриаршем служении. Cупруга Фиделя хотела забрать эти подарки, куда-то положить. Но Фидель сказал: нет, дай мне, и стал с интересом их рассматривать. Сам же он подарил Святейшему свою фотографию. Когда команданте делал дарственную надпись, я попросил его сына Алехандро заснять этот момент на мой смартфон.

Любопытная деталь. Когда Патриарх покидал дом команданте, Алехандро подошел к нему и попросил благословить православный нательный крестик, который он купил в Москве, сопровождая Рауля Кастро в ходе официального визита в Россию. Святейший благословил.

– Фидель Кастро не считал себя христианином. Но, как Вы считаете, был ли он христианином по духу, по поступкам?

– Вопрос религиозности Фиделя – весьма неоднозначный, как и многое в его личности. Он воспитывался глубоко верующей мамой, учился в трех католических колледжах, хорошо знал Библию и догматы Католической Церкви. Само имя Фидель происходит от испанского слова fidelidad – «верность». В 80-90-е годы в Латинской Америке была очень популярна книга «Фидель и религия», представляющая собой расшифровку записи бесед (в общей сложности они заняли 23 часа) лидера кубинской революции и бразильского католического священника Фрея Бетто, последователя так называемой теологии освобождения. Фидель, в частности, заявил: «Я мог бы сказать, что, прежде всего, вышел из религиозной нации и, во-вторых, вышел также из религиозной семьи». Кстати, эту книгу Кастро подарил Папе Франциску на их встрече в сентябре 2015 года.

В период партизанской войны на Кубе (1956-1959) против режима Фульхенсио Батисты лагерь партизан посещали священники, что было бы нереально без разрешения команданте. Сам он носил крестик (это был подарок девочки, чьих родителей убили батистовцы), нередко становился крестным отцом. Хотя впоследствии у Фиделя были непростые отношения с Католической Церковью, он, насколько я знаю, не позволил себе ни одного резкого и тем более оскорбительного высказывания против института Церкви и ее догматов. Более того, Фидель неоднократно говорил о пересечениях между марксизмом и христианством, цитировал Евангелие (например, на встрече с протестантами на Ямайке в 1977 году привел слова Христа из «Нагорной проповеди»). В упоминавшихся интервью Фрею Бетто Кастро ассоциировал любовь с революционными требованиями – солидарностью, духом братства.

Фидель и его преемник Рауль поддерживали хорошие официальные взаимоотношения с Церковью. Дипломатические связи социалистической Кубы и Святого Престола не прерывались. В 1996 году, в рамках визита в Италию, Кастро посетил Папу Иоанна Павла II. Через два года римский понтифик приехал на Остров свободы. В 2013 году в апостольской нунциатуре в Гаване состоялась встреча Фиделя с Папой Бенедиктом XVI. А в 2015 году Папа Франциск посетил команданте у него дома.

В 2004 году по приглашению Фиделя Кубу посетил Патриарх Константинопольский Варфоломей. Он совершил освящение храма святителя Николая Чудотворца, который находится недалеко от нашего Казанского храма.

У Русской Православной Церкви давние отношения с Кубой. Еще в 1971 году на Острове свободы побывал исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, принявший в юрисдикцию Московского Патриархата группу православных, рукоположивший священника и диакона (оба были кубинцами) и освятивший храм во имя равноапостольных Константина и Елены. Владыку Никодима принимали в государственных учреждениях Кубы.

Фидель в 2000-х годах приглашал приснопамятного Патриарха Алексия II, но он не смог приехать на Кубу. Святейший Патриарх Кирилл был в Гаване четыре раза. В ходе визита в феврале 2016 года, состоявшегося по приглашению Рауля, нашему Предстоятелю были оказаны самые высокие почести. Рауль Кастро встретил его в аэропорту и в завершающий день визита проводил до трапа самолета. Помимо официальных переговоров во Дворце революции, Рауль дал обед в честь Патриарха Кирилла. Святейшему была вручена высшая награда Кубы – орден Хосе Марти. Перед началом церемонии награждения почетный караул торжественно пронес кубинский флаг и Патриарший штандарт – подобный протокол предусматривается при встрече глав иностранных государств.

Что касается вопроса о том, был ли Фидель христианином по духу и поступкам, то, на мой взгляд, команданте являлся человеком, которому ценности и высокие принципы были дороги и важны.

Записал Евгений Коген

Пресс-служба РПЦ МП

Какой компромат на Папу Римского Франциска нашли в Московском патриархате перед эпохальной встречей двух предстоятелей?

Осанна, сошлись Восток и Запад! Вот она, многовековая мечта! Западники - Чаадаев с Герценом - провозгласили «самодержавие, православие, народность». Славянофилы - Уваров с Хомяковым - по-французски спели гимн Liberte, Egalite, Fraternite - «Свобода, Равенство, Братство».

Папа Римский и Патриарх Московский впервые за 500 лет встретились и по итогам этой встречи (сретения) обнялись и подписали совместную историческую декларацию . Не прошло и полутысячи лет - с тех пор, когда Русская православная церковь обрела самостоятельность! Тем и славно это событие, что оно переворачивает с головы на ноги (или наоборот) все наши представления о «Граде и Мире». Переворачивает уже тем, что сошлись Восток и Запад на противоположной стороне земного шара, в Латинской Америке. Когда-то латиняне основали Рим, а теперь имя «латинос» носят здесь все, включая индейцев. И Папа Римский Франциск отсюда родом, из Аргентины. А Патриарх Московский рядом с континентом нашёл маленький остров, чтобы даже географическая символика не смела указывать, кто гость, а кто хозяин положения.

«Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрёстке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова - символа надежд Нового Света и драматических событий истории ХХ века - мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов», - говорилось в декларации. Правда, над островом по-прежнему витает революционный дух Че Гевары. Но духи латиноамериканских писателей-постмодернистов Хорхе Борхеса, Хулио Кортасара и Габриэля Маркеса не отвергают никого, приемлют всё и всех: «магический реализм» - так называется этот стиль.

Смешение эпох и выспренний тон оправданы тем, что впервые в многовековой церковной истории состоялась встреча двух заклятых преемников Христа - предстоятелей Римско-католической (РКЦ) и Русской православной церквей (РПЦ). Они встретились 12 февраля 2016 года, накануне великого церковного праздника Сретения Господня, в международном аэропорту кубинской столицы Гаваны - Папа Римский Франциск и Патриарх Московский Кирилл. Казалось бы, их официальные титулы несоизмеримы: с одной стороны, «викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви», с другой - правящий архиерей Московской епархии и всея Руси, чьё владычество, правда, распространяется далеко за административными границами Российской Федерации.

Но ничто не помешало папе перешагнуть первому через титульную пропасть: «Наконец-то», - по-испански промолвил папа Франциск, «Приветствую вас как истинного брата моего», - сказал патриарх Кирилл по-русски. Папа троекратно расцеловал патриарха.

В историческом документе, подписанном ими, всего 14 000 букв, 2300 слов, 43 абзаца и 30 пунктов. В первую очередь декларация требовала защитить гонимых христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Затем констатировала дискриминацию христиан, идущую от «агрессивной идеологии секуляризма», и осуждала однополые браки, эвтаназию и аборты. В последних строках этого документа говорилось о «противостоянии на Украине» (обратите внимание, что в документе использована грамматическая форма с предлогом «на», которая категорически отвергается официальным Киевом). Работа над совместным заявлением, по словам патриарха Кирилла, завершилась всего за два часа до начала встречи. Ещё через час в торжественной обстановке папа и патриарх подписались под документом.

Язык церковного бюрократа мало чем отличается от дипломатического волапюка - та же причёсанность мыслей, та же напомаженность целей, та же расплывчатость выводов. Разница только в виртуозной отточенности формулировок, освоенной за тысячелетия яростных богословских споров и предполагающей не два и не три, а двадцать и тридцать скрытых значений. Декларация совсем не богословская, а скорее геополитическая, может быть, богословско-геополитическая. Смысл её в том, что двум церквям надо прорвать кольца «безбожного» окружения и двигаться на выручку друг другу.

И сам папа Франциск как-то сказал, что этот документ - манифест «экуменизма на крови», то есть движение за сближение и единство различных христианских церквей, к которому подталкивают беспрестанные кровавые события в мире. Церковные круги в России тут же переиначили это в «кровавый экуменизм».

Вообще спектр толкователей заявления папы и патриарха был широким и взаимоисключающим. В голову невольно приходило, что самый главный итог P. plus P. - это не 2300 слов, а факт эпохальной встречи сам по себе. И дальнейшее журналистское расследование подтвердило догадки о том, что за встречей предстоятелей крупнейших конфессий стояли совсем другие цели и мотивы.

Третий Рим

О том, что кубинское сретение может иметь самоценное значение, говорит вся церковная история. Русь (тогда ещё Киевская) крестилась за 66 лет до «великой схизмы», то есть до официального отделения в 1054 году Древнего Рима от Византии, жители которой, между прочим, всегда считали себя подлинными римлянами и назывались ромеями. Около 450 лет после Крещения русские христиане принадлежали Вселенскому патриархату Константинополя. В 1448 году русская церковь объявила о своей автокефалии (самостоятельности). Через пять лет Константинополь пал под натиском турецких орд - отчаянные взывания православных к западным единоверцам натолкнулись на стену отчуждения. В обмен на военную помощь Византии предложили признать главенство Папы Римского.

Тогда же единственным оплотом вселенского православия становится Москва, получившая «достоинство Третьего Рима». Перешедший на роли бедного родственника, чуть ли не приживалы, Константинопольский патриарх Иеремия II в 1589 году поставляет русского епископа Иова в патриархи московские.

Ватикан ни на минуту не оставлял попыток подчинить себе православный Восток. Опустошительный 4-й Крестовый поход на христианский Константинополь, освящённый Папой Римским Иннокентием III, и жестокие набеги тевтонских рыцарей на Русь, совершённые с санкции того же папы; скандальный Ферраро-Флорентийский собор и Брестская уния, породившая Украинскую греко-католическую церковь, - это были католические «операции по принуждению схизматиков». Ватикан пролил моря крови и воздвиг горы подлостей с единственной целью - заставить православных патриархов поцеловать перстень Папы Римского.

Груз исторической памяти, накопившийся веками, был неподъёмным для предстоятелей Русской православной церкви, не позволял легко переложить прошлое на дальние полки архивов. Политическая власть Российской империи также всегда относилась к Ватикану с глубочайшим подозрением. И только в начале XXI столетия настал момент, который исподволь готовился последние пять веков, это, без преувеличения, встреча тысячелетия.

Завещание митрополита Никодима (Ротова)

Правда, иногда в Ватикан приезжали православные митрополиты - вторые по значимости лица в церковной иерархии. Об этом, в частности, писал епископ Православной церкви в Америке Василий (Родзянко) (1915-1999), оставивший свои воспоминания, которые сейчас почти никому не известны. В его записях говорится о митрополите Ленинградском Никодиме (Ротове) (1929-1978), председателе отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.

«Он бывал в нашем доме, - писал епископ Василий (Родзянко), - будучи ещё архимандритом (т. е. до 10 июля 1960 года), а затем приехал к нам сразу после хиротонии во епископа. Это была действительно памятная встреча с владыкой Никодимом. Как всегда, мы открыто обменивались мнениями, и владыка говорил о самом главном. В то время он был занят проблемами, стоящими перед православной церковью, в особенности его церковью, в связи с взаимоотношениями с римской церковью. Однажды, в присутствии посвящённого (в 1957 году) за два года до этого в сан епископа Антония (Блюма), разговор зашёл об этом. Мы оба (епископ Антоний и я) не скрывали от владыки Никодима, что многие люди на Западе, и мы в том числе, удивлены враждебными и односторонними статьями о Ватикане в «Журнале Московского патриархата». Это чересчур, считали мы, это слишком несправедливо и не по-христиански. Владыка Никодим ответил, что ему также не нравится тон этих статей, но делать он ничего не станет, чтобы изменить это. Он, однако, подчеркнул, что, если бы он мог, он бы сделал это. «Время ещё не пришло», - сказал он.

На следующий год (то есть 1961-й) во время совещания центрального комитета Всемирного совета церквей в Париже, где моя покойная жена, мой сын и сам я были переводчиками у русской делегации, владыка Никодим неожиданно сказал мне, что вынужден на один день покинуть это совещание». Он широко улыбнулся и сказал: «Когда вернусь, всё расскажу».

Когда владыка на следующий день появился на приёме, он вдруг повернулся ко мне и шепнул: «Я только что из Рима. Виделся с «ним» лично», - и владыка, многозначительно посмотрев на меня, улыбнулся той же улыбкой».

Можно догадаться, что происшедшая 55 лет назад встреча Папы Римского с русским митрополитом не предполагалась церковным протоколом и, скорее всего, была тайной. Увлечение митрополита Никодима (Ротова) католичеством было настолько глубоким, что он даже практиковал и переводил на русский язык «Духовные упражнения» основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Интригует и то, что митрополит скоропостижно скончался в 1978 году во время официальной аудиенции у Папы Иоанна Павла I. Через 22 дня скончался и сам понтифик, что породило слухи об отравлении его и митрополита (якобы по ошибке).

И необходимо отметить, что митрополит Никодим был наставником и духовным учителем действующего патриарха Кирилла. Удивительно, с какой точностью совпадают сформулированные митрополитом ещё в середине 1960-х причины, по которым якобы должны сблизиться Ватикан и Московский патриархат. «Митрополит Никодим обладал видением христианства как единого целого, стоящего перед лицом секулярного и атеистического мира», - вспоминал епископ Василий (Родзянко).

В 2009 году только что избранный патриарх Кирилл первым делом отдаст должное своему учителю, проведя в Санкт-Петербурге не лишённое помпезности мероприятие в память митрополита Никодима (Ротова).

«Ты позвони мне и я приеду»

Возможно, патриарх Кирилл вскоре почувствовал, что текст декларации не вызвал того интереса, который соответствовал бы эпохальной встрече Запада и Востока. А иначе зачем он вдруг заявил во всеуслышание, что «есть мощные силы», которые препятствовали этой встрече? Тем более это сенсационное заявление было сделано уже в бразильском городе Сан-Паулу, после другого беспрецедентного решения патриарха - поездки в Антарктиду, которая должна была возгнать до небес интерес к латиноамериканскому турне предстоятеля. Но ожидания этого, видимо, не оправдались, и тогда-то Патриарх Московский Кирилл стал рассказывать о секретности, сопровождавшей подготовку его встречи с Папой Римским.

С просьбой прокомментировать заявление патриарха о «мощных силах» обозреватель «Совершенно секретно» обратился сразу к нескольким сотрудникам отдела внешних церковных связей: 1) заместителю председателя ОВЦС, 2) заведующему сектором межрелигиозных контактов, 3) секретарю по межхристианским отношениям, 4) куратору латиноамериканского направления. Все они как по команде почему-то онемели. Не исключено, что им запрещены любые контакты с прессой. Но сперва надо было проверить версию о том, что церковным дипломатам просто нечего было сказать, а значит, сенсационное заявление патриарха могло быть всего лишь блестящим пиаровским ходом.

Из западных источников сразу же выяснилось, что организация встречи Папы Римского Франциска и патриарха Кирилла шла в течение двух лет и что окончательное решение было принято осенью 2015 года.

О том, что эта встреча непременно состоится , сообщил 26 января 2016 года итальянский эксперт Сандро Магистер в блоге газеты «Репубблика»: «Меньше чем через месяц они приблизятся друг к другу: Франциск будет в Мексике, Кирилл - на Кубе. То, что надо для исторической встречи».

Магистер схематично показал, как была организована встреча, что главным лицом «челночной дипломатии» оказался кубинский лидер Рауль Кастро: «Первая встреча в истории между главой римской церкви и главой «Третьего Рима» может неожиданно пройти под тропическим солнцем. В самом деле, в те же сроки, что папа будет в Мексике, Кирилл будет на Кубе, куда его лично пригласил Рауль Кастро ещё в мае прошлого года, во время своего визита в Москву. Тогда, в 2015 году, Рауль Кастро на обратном пути из Москвы посетил Рим, где встречался с Франциском. Они обсудили визит папы на Кубу, который и состоялся в сентябре 2015-го. Вероятно, Кастро проинформировал папу о своих переговорах с патриархом Кириллом и российским президентом Путиным».

Публично об этой встрече впервые заговорили в ноябре 2014-го, когда по возвращении из Турции папа Франциск сообщил: «Что касается патриарха Кирилла… я считаю, что есть общее желание встретиться, и я знаю, что он с этим согласен. Я сказал ему: «Я приеду туда, куда ты хочешь. Ты позвони мне, и я приеду». И он также имеет такие намерения».

Понтифик тогда же назвал два основных препятствия для такой встречи: Украинская греко-католическая церковь и война на Украине. «В украинском вопросе, - писал Сандро Магистер, - Франциск всегда делает всё, чтобы не нанести ущерба Московскому патриархату и политике Путина в этом регионе, даже несмотря на опасность посеять сильное недовольство среди украинских католических епископов, клириков и мирян. Итак, и в Ватикане, и в Московском патриархате начали тайно изучать возможность встречи».

Патриарх благодаря этой встрече, по словам итальянского эксперта, приобретает образ «глобального духовного лидера»: «В самом деле, Кирилл, который ранее тесно сотрудничал с Путиным в возрождении православия в России, теперь хотел бы приобрести большую самостоятельность и снискать международное доверие. Для этого Кирилл формирует свой новый харизматический образ глобального духовного лидера, эдакого «русского папы Франциска». Это должно помочь Кириллу в его соперничестве с Константинопольским патриархом, который в Ватикане чувствует себя как дома, но которого в России считают утратившим специфическую восточную духовность».

Российский церковный эксперт Роман Вершилло также высказался по этому поводу в интервью «Совершенно секретно»: «Слова патриарха о «могущественных силах», скорее всего, относятся к политическим кругам США, которые практически одинаково холодны как к Ватикану, так и к РПЦ. Для российского президента встреча папы и патриарха несёт только выгоды, хотя, возможно, Патриархия в чём-то нарушила обычный порядок согласования с российскими властями. Патриарх является вполне самостоятельной и равновесной Путину персоной, и здесь он в любом случае действовал на пользу имиджу Путина. Очевидно, что встреча вызвала сильное недовольство среди рядовых верующих Московского патриархата. Но в России у патриарха нет сильных противников, которые могли бы ему даже возразить. Франциска могла бы заботить реакция украинских униатов, но на настоящий момент лоббисты союза с православной церковью гораздо влиятельнее в Ватикане, чем лоббисты униатов, которые очень давно раздражают Ватикан своей самостоятельностью».

Компромат митрополита Никодима (Руснака)

«Об этой встрече знали 5 человек - не буду называть их имена», - сказал патриарх в Сан-Паулу. Это ещё один секрет, полуоткрытый русским предстоятелем. Двух из этих пяти можно назвать было сходу - это председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), правая рука патриарха Кирилла, и его заместитель архимандрит Филарет (Булеков). Имя третьего «посвящённого» стало полной неожиданностью: Мигель Паласио, 31-летний сотрудник ОВЦС, лицо которого не могло не запомниться всем, кто наблюдал за гаванской встречей.

О Паласио известно, что он происходит из семьи колумбийского дипломата, окончил исторический факультет Московского педагогического университета. Затем много путешествовал по Латинской Америке, сотрудничал с различными журналами. Че Гевара - его кумир, образец для подражания. Габриэль Гарсиа Маркес дал ему интервью, в котором пожалел, что написал роман «Сто лет одиночества». Этот всемирно признанный классик постмодернизма совсем не выказал сожалений по поводу другого романа - «Осень патриарха».

С таким интеллектуальным бэкграундом Паласио оказался в министерстве иностранных дел Московского патриархата. Паласио был личным переводчиком патриарха с испанского, на котором говорит аргентинец папа Франциск (в миру Хорхе Марио Бергольо). На деле же обязанности этого похожего на индейца молодого человека не ограничивались ролью обыкновенного толмача. На самом деле, как утверждают эксперты, Мигель Паласио уже несколько лет собирал информацию о прошлом Хорхе Марио Бергольо (Франциска). Эта по-настоящему секретная деятельность и составляла главную часть подготовки встречи Папы Римского и Патриарха Московского.

Прежде всего Паласио отправился в… Харьков. Здесь за толстыми стенами Свято-Покровского монастыря доживал свой век глубокий старец, а некогда могущественный митрополит Харьковский Никодим (Руснак), который некоторое время даже возглавлял Украинскую православную церковь Московского патриархата. С 1964 по 1970 год архиерей Никодим (Руснак) был экзархом Центральной и Южной Америки, его резиденция находилась в аргентинской столице Буэнос-Айресе.

Кардинал Антонио Каджано (слева) и архиепископ Никодим (Руснак) в Благовещенском кафедральном соборе Буэнос-Айреса


Фото: из собрания исторического музея харьковской епархии УПЦ МП

Русский архиепископ познакомился с молодым иезуитом Хорхе Бергольо во второй половине 1960-х. В архивах Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка) должны храниться донесения Никодима, в которых фигурирует будущий папа Франциск. До наших времён долетели смутные слухи о некоем «неподобающем поступке», совершённом священником Хорхе Бергольо, рукоположенным в 1969-м. Большего сказать нельзя, не имея доступа в секретные архивы российских спецслужб. Известно лишь то, что аргентинского священника в 1970-м срочно перевели в Испанию, где он прошёл «третий монашеский искус» и принёс «вечные обеты». А русский архиепископ почти одновременно вернулся в СССР.

Что успел рассказать харьковский старец молодому сотруднику ОВЦС о Хорхе Бергольо? Какую роль сыграли полученные сведения в подготовке эпохальной встречи? Мы об этом рано или поздно узнаем.

Мнения

«Нас ожидает коренная реформа РПЦ»

Церковный эксперт, директор информационно-издательской группы «Два града» Роман Вершилло рассказал в интервью «Совершенно секретно» о личности Папы Римского Франциска, о подлинных причинах встречи патриарха и папы и её важных аспектах.

Роман Вершилло

- Существуют ли какие-то скрытые причины встречи папы Франциска и патриарха Кирилла?

Стратегической целью патриарха является коренная реформа РПЦ, причём её конечные цели пока точно не обозначены и в церкви никто не знает, какой именно представляет себе идеальную церковь сам патриарх. В реформах патриарх строго следует планам, очерченным его наставником митрополитом Никодимом (Ротовым). В них входит административная, литургическая, идеологическая, догматическая реформа, с уклоном в религиозный индифферентизм, социальное христианство и обмирщение церкви по образцу как раз католицизма. Эта реформа была сознательно несколько заторможена в связи с событиями 2013 года на Украине. Затем этому несколько помешали события в Крыму и Донбассе. С начала 2015 года, однако, начинает развиваться новый этап реформ - сначала литургических, догматических, а теперь в области экуменической и межконфессиональной. Как и в прошлом, в решающий момент патриарх берёт игру на себя - в РПЦ у него нет равных противников, никто открыто против него не выступит. Так оказалось и на этот раз.

Для Папы Римского эта встреча является значительным успехом, но ничего особенного к его имиджу не прибавляет. Гораздо важнее для папы его отношения с Латинской и Центральной Америкой, где происходят сложные процессы смены католицизма новыми харизматическими движениями.

- Какова реакция на эту встречу в различных церковных кругах?

Эти реакции можно разделить на три группы: 1) однозначное ликование и поддержка; 2) сдержанная аналитика, которая стремится успокоить церковное мнение за счёт различения в подписанной на встрече декларации того, что приемлемо для православных, от того, что неприемлемо; сюда же относятся соображения о том, что декларация не содержит в себе ничего нового; 3) резкая критика, которая, по сути, оформляет идейную основу для создания новой РПЦ. Все эти реакции наверняка были ожидаемы патриархом и не представляют для него ни малейшей опасности. Более того, даже резкая критика встречи может сыграть на руку патриарху и его реформаторской команде, поскольку оправдывает жёсткие меры по борьбе с опасностью нового раскола. Скорее всего, нас ожидает новое переформатирование церковного пространства.

- Имеет ли эта встреча глобальное (вселенское) значение для мира?

Встреча имеет скорее историческое, чем глобальное значение. И папа, и патриарх хотели бы предстать глобальными духовными лидерами, но этому препятствуют даже не личные их недостатки - например, оба они ни в коей мере не олицетворяют духовность, - а глобальная ситуация, которая, возможно, вообще не позволяет возникнуть такому лидерству.

- Как эта встреча может изменить отношения между РПЦ и Кремлём?

Встреча придала дополнительный вес и, соответственно, самостоятельность фигуре патриарха. Но зачем патриарху менять существующий расклад сил? Для его основной цели - коренной реформы русского православия - союз с властью абсолютно необходим.

Из совместного заявления Папы Римского Франциска и Святейшего патриарха Кирилла:

Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33).

Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. …Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом…

Мы скорбим о противостоянии на Украине, унёсшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. …Призываем наши церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.

Мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.

Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови неродившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10).

Выражаем озабоченность всё более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью - это покушение на основы бытия человека, сотворённого по образу Божию.

Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5).

Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сёстры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. …Мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времён вместе с другими религиозными общинами.




поделиться:
Русской Православной Церкви

Родился 17 ноября года в Москве , отец – колумбиец, а мать – русская, москвичка. Крещён в детстве. Сознательно пришёл в Православную Церковь в начале 2000-х.

В - годы был заместителем главного редактора по международным связям журнала «Развитие личности». Сотрудничал с рядом российских периодических изданий (среди них – журналы «Итоги» и «Экспресс», газета «Версия»).

В - годы - сотрудник Института Латинской Америки Российской академии наук.

В году с отличием окончил исторический факультет Московского педагогического государственного университета.

В - годы обучался в аспирантуре Института Латинской Америки Российской Академии наук.

В - годы – координатор общественных связей и прессы Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».

В - годы работал в Посольстве Республики Колумбия в Российской Федерации.

С августа 2009 года по настоящее время – сотрудник Секретариата по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

В сентябре года поступил в Сретенскую духовную семинарию (отделение экстерната).

С октября года преподаёт в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (курсы: история и теория дипломатии; международные отношения; испанский язык).

С ноября года – секретарь кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Занимается новейшей историей Русской Православной Церкви, историей Православия в Латинской Америке, историей и теорией дипломатии, внешней деятельностью Московского Патриархата, дипломатической службой Ватикана, российско-латиноамериканскими отношениями.

Принимал участие в ряде научно-практических и общественных конференций (в том числе: «Латинская Америка в XXI в.: универсализм и самобытность», март-апрель 2005 года, г. Гавана, Варадеро, Куба; VI Степановские чтения «Язык и культура», апрель 2007 г., г. Москва, Российский университет дружбы народов; IV Встреча преподавателей европейских университетов «Новый гуманизм для Европы. Роль университетов», июнь 2007 г., г. Рим, Италия; V Юбилейный Конвент Российской ассоциации международных исследований «Мировая политика: взгляд из будущего», сентябрь 2008 г., г. Москва, Московский государственный институт международных отношений (университет); «Под созвездиями Большой Медведицы и Южного Креста. Российско-латиноамериканские отношения XVII-XXI веков», ноябрь 2008 г., г. Санкт-Петербург, Комитет по внешним связям администрации Санкт-Петербурга; конференция, посвященная 125-летию установления дипломатических отношений между Россией и Аргентиной, ноябрь 2010 г., г. Москва, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации).

Сферы научных интересов: новейшая история Русской Православной Церкви; история Православия в Латинской Америке; история и теория дипломатии; внешняя деятельность Московского Патриархата; дипломатическая служба Ватикана; российско-латиноамериканские отношения. Автор ряда научно-популярных и публицистических статей и очерков, посвященных различным аспектам истории и культуры Латинской Америки и Западной Европы, российско-латиноамериканских отношений, а также биографий исторических деятелей.

Награды

В январе 2006 года награждён великим приорством российским Ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена) медалью в память 250-летия Государя Императора Павла I Петровича, Великого Магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского – «За усердное и ревностное служение идеалам исторической Российской Государственности, сохранение традиций Христианской Цивилизации и укрепление братских российско-колумбийских отношений».

Труды

  • Епископ Нифон: «Диалог и слово Божье помогут спасти мир». // Доктор Татьяна, июнь-август 2007 г., № 13;
  • Государство рыцарей. // Экспресс, октябрь 2007 г., № 10 (108);
  • Архиепископ Антонио Меннини: «Служение в России доставляет мне огромную радость». Беседа с Представителем Святого Престола в РФ. // Доктор Татьяна, январь-март 2008 г., № 14;
  • Колумбия, далекая и близкая. Православные в Латинской Америке все больше ориентируются на Русскую Церковь. // Независимая газета, 16 июля 2008 г., № 12 (228);
  • Пасха в Чили. // Церковный вестник, апрель 2009 г., № 8 (405);
  • Не мечом, но любовью… Русская Православная Церковь приходит в Колумбию. // Журнал Московской Патриархии, 2009, № 5;
  • Перевод статьи с испанского языка: священник Алексий Аэдо Вилугрон. Православие глазами южноамериканца. // www.pravoslavie.ru 7 мая 2009 года;
  • Молитва во время чумы. // www.pravoslavie.ru 14 мая 2009 года;
  • «Мы оказались в критическом положении». Беседа с епископом Каракасским Иоанном (Берзинем), управляющим приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке. // www.pravoslavie.ru 9 июля 2009 года;
  • «У Православия большое будущее в Гватемале». Беседа с игуменией Инес, настоятельницей Свято-Троицкого монастыря в Гватемале. // www.pravoslavie.ru 16 июля 2009 года;
  • Православный очаг в Сантьяго-де-Кали. // www.pravoslavie.ru 20 августа 2009 года;
  • «Наша церковь впитала в свои стены страдания русских эмигрантов». Беседа с Ю.Н. Кузнецовым, старостой строящегося храма в честь святых царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата (Аргентина). // www.pravoslavie.ru 4 сентября 2009 года;
  • «Перед Русской Церковью стоит задача сплочения россиян». Беседа с Р.В. Ордовским-Танаевским Бланко, членом Попечительского совета о нуждах Русской Зарубежной Церкви. // www.pravoslavie.ru 7 октября 2009 года;
  • «Мы должны проявить корректность и терпение к раскольникам». Беседа с И.Н. Андрушкевичем, публицистом и общественным деятелем русского зарубежья. // www.pravoslavie.ru 17 ноября 2009 года;
  • «Индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви». Беседа с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Ионой. // www.pravoslavie.ru 15 декабря 2009 года;
  • «Русский и бразильский народы роднит сильное религиозное чувство». Беседа со священником Василием Гелеваном, настоятелем храма во имя св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро. // www.pravoslavie.ru 22 декабря 2009 года;
  • «Православная Церковь занимает привилегированное место в мексиканском обществе». Беседа с митрополитом Антонием (Шедрауи Таннусом), архиепископом Мексики, Венесуэлы, Центральной Америки и Карибов (Антиохийский Патриархат). // www.pravoslavie.ru 18 февраля 2010 года;
  • «Воспоминания о служении в Аргентине для меня священны». Беседа с митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком). // www.pravoslavie.ru 2 марта 2010 года;
  • Чили: победа над адом. // www.taday.ru 1 апреля 2010 года;
  • «Многие клирики и миряне изолированы от остальной Церкви». Беседа с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. // www.pravoslavie.ru 22 апреля 2010 года;
  • «Эквадорцы доброжелательно реагируют на православного священника». Беседа с протоиереем Алексием Карповым, настоятелем Свято-Троицкого прихода в Кито. // www.pravoslavie.ru 4 июня 2010 года;
  • «Русским в Коста-Рике недостает только православного храма». Беседа с Н.И. Захаровым, старостой Богородице-Владимирской общины в г. Сан-Хосе (Коста-Рика). // www.pravoslavie.ru 16 июля 2010 года.
Loading...Loading...