Православный календарь успенский пост. Смысл и традиции Успенского поста

Успенский Пост является третьим важнейшим в году. Он начинается и заканчивается праздниками и, как любой пост, требует духовного роста. В какие числа он длится и с чем он связан, вы узнаете из нашей статьи.

Успенский пост в 2016 году продлится с 14 по 27 августа. Свое название он получил, потому что завершается важной для христиан датой - праздником Успения Богородицы. Однако самый первый день Успенского поста также является праздничным. В народе его называют Медовым Спасом, а в православном календаре этот день значится как Происхождение честных древ Животворящего Креста. Ежегодно этот пост не меняет своих дат.

Успенский пост длится всего две недели и нередко оказывается самым коротким постом в году. Он был установлен достаточно давно -как специальное время воздержания для тех, у кого не было возможности соблюсти Великий Пост. Раньше Петров и Успенский посты не были разъединены и представляли собой один общий и продолжительный период приобщения к Богу и воздержания от пищи.

По своей строгости Успенский пост не уступает Великому Посту. Также исключаются мясо и рыба, не употребляются в пищу яйца и молочные продукты. Примерное содержание поста такое: в понедельник, среду и пятницу исключительно сухоядение, то есть, растительная пища без приготовления и растительного масла. Во вторник и четверг позволяется термически обработанная пища без растительного масла. В выходные дни позволяется употреблять пищу с растительным маслом и даже вином. Есть также день, когда разрешена рыба: это праздник Преображения Господня, который отмечается 19 августа.

Воздержание от пищи важно, так как это позволяет смирить плотские потребности человека и больше внимания обращать на духовную составляющую жизни. Конечно же, молиться в это время и посещать церковь намного важнее. Одно только воздержание от вкусной и полезной пищи животного происхождения не является постом. Это - только диета. Если же вы думаете именно о посте, то в первую очередь читайте библию и молитвословы, чтобы понимать суть поста и ближе соприкасаться с верой.

На период Успенского Поста выпадает два важных праздника, которые в народе называют медовым и яблочным Спасами. Иногда этим словом называют и весь Успенский Пост. Первый праздник отмечается 14 августа и в этот день в церкви освящают мед, почему так и прозвали этот праздник в народе. Второй отмечается 19 августа и в церковном уставе называется Преображением Господним. В теплых местах к этому времени созревает виноград и в церквях освящают его, а в более холодных местах используют яблоки. Так, в народе этот день получил название яблочный спас. На протяжении всего времени поста, конечно же, ведутся особенные богослужения, на которых стоит побывать.

Хотите узнать о том, когда будет начало Успенского поста в 2016 году? Ответ на этот вопрос и небольшая историческая справка ждёт вас в этой статье!

Начало Успенского поста в 2016 году

14 августа по новому стилю, 1 августа по старому, в день, когда православная церковь отмечает праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, у православных христиан начинается .

Преображение

Обычай непрерывно поститься в дни от 1 до 15 августа по старому стилю был «официально» закреплен для всех православных христиан на Константинопольском Соборе, проходившем в 1166 году. , единственный посвященный православной церковью Богородице, был установлен в подражание Ей, пребывавшей перед своим успением на небо в посте и молитве. И хотя сама Божия Матерь, конечно же, как чистая и всенепорочная, в посте не нуждалась, «Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею ходотайницею, и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для нея время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к Сыну» (протоиерей Г. С. Дебольский).

В отношении еды достаточно строг. В идеале в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть принимать сырую пищу без варки. Во вторник и четверг – вареную пищу, но без масла. А в субботу и в воскресенье можно кушать вареную пищу с маслом и дозволяется вино. В праздник Преображения Господня, который празднуется 19 августа по новому стилю, разрешается рыба.

Но такая мера поста сегодня под силу немногим, поэтому меру строгости своего личного поста лучше всего обсудить со своим духовником: каждый человек уникален и для каждого человека будет своя мера поста. Мера поста может зависеть и от духовного состояния человека, и от его болезней и от множества других обстоятельств. Только нужно помнить, что без духовника есть риск пойти на крайности: либо установить для себя слишком строгое, непосильное, правило, либо, наоборот, установить слишком простое или вообще отказаться от поста (что для православного христианина неприемлемо – хоть в чем-то пост должен соблюдаться). Но и в том, и в другом случае человек себе может нанести такой вред, что с ним впоследствии будет достаточно тяжело справиться.

Поэтому, даже тогда, когда нет духовника, не стоит принимать решения о посте самостоятельно. Нужно помнить, что каждый человек уникален и то, что разрешено постом одному человеку, другому может быть только во вред. Именно поэтому, когда мы читаем проповеди священнослужителей, когда обращаемся к опыту других православных верующих, нужно помнить, что священнослужители давали советы конкретным людям в конкретных обстоятельствах. В иных обстоятельствах и иных людям они могли бы дать совсем другие советы. И потому есть риск даже самые мудрые проповеди и советы обратить себе во вред, если воспринимать их без размышлений и поправок на себя и свою ситуацию.

Посоветоваться о мере своего поста лучше всего во время личной беседы со священником. Но сделать это лучше всего не «на бегу», а заранее договорившись о такой беседе с конкретным священником. Современная ситуация такова, что у священников очень много обязанностей и забот и часто им не хватает времени для того, чтобы сию минуту обстоятельно поговорить с пришедшим человеком. Но редко кто из священников откажется от подобной беседы, если о ней договориться заранее.

Впрочем, нужно помнить и то, что пост не исчерпывается одним лишь воздержанием в еде. Сама по себе еда нас не удаляет и не приближает к Богу. Можно употреблять в пищу формально постные блюда, например, постные торты, соевое мясо, пить соевое молоко, но при этом объедаться так, что все тело становится тяжелым и ленивым, а сам человек теряет способность четко и ясно мыслить. Современные технологии позволяют формально соблюдать пост, но при этом доставлять радость от вкусной пищи своему желудку. Такой пост принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому нужно помнить, что смысл поста – не в отказе от какой-то еды, что пост – это не диета. Смысл поста заключается в другом: очистить свое сердце от всякого зла, научить его любить Бога и окружающих нас людей. А это достигается через духовное совершенствование, которое немыслимо без молитвы к Богу и без воздержания от разнообразных телесных удовольствий, и прежде всего – еды.

Старец Зосима Верховский говорил: “Не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то мои ученицы; но аще любовь имате между собою. И диавол никогда не ест и не спит, но все он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом”.

Поэтому Церковь во дни поста предлагает как можно чаще приходить в храм на богослужение, а если нет такой возможности, то как можно чаще прибегать к молитве дома или в других местах. Часто мы этого не делаем под тем предлогом, что у нас нет времени. Но если честно посмотреть на распорядок своего дня, можно увидеть, что у нас находится время на пустое общение, на какую-то деятельность в интернете, находится время смотреть развлекательные телепередачи. Даже просто ограничивая себя в этих и многих других развлечениях, отказываясь от излишней заботы о своем насущном хлебе, мы можем выделить время на молитву. Впрочем, следует отметить, что и в молитве следует избегать крайностей: не брать на себя слишком легкое или слишком тяжелое правило, о чем тоже следует посоветоваться со своим духовником.

В эти дни Церковь призывает нас внимательно следить за своими поступками и мыслями. Стараться по мере своих возможностей с любовью и вниманием относится к родным и близким, друзьям и знакомым, коллегам по работе. Стараться сдерживать свои эмоции, гнев, зло, учиться прощать оплошности и дурные поступки других. Стараться не пускать в голову дурные мысли, отгонять их по мере своих сил и возможностей. И, конечно же, не забывать постом об исповеди и причастии – стоит хотя бы раз исповедоваться и причаститься.

В этом году приходится на пятницу, а это значит, что этот день тоже будет постным. Правда, по случаю праздника, в этот день дозволяет вкушать рыбу, но разговеться после поста можно будет только лишь на следующий после день, в субботу 29 августа.

К старцу Порфирию (Баирактарису) однажды пришли молодожены и поведали о своем разногласии: муж соблюдал посты, а жена – нет, потому что была воспитана иначе и просто не привыкла соблюдать постов. Старец дал такой совет супругу: “Постись, как ты всегда постишься, но не заводи разговора о постах со своей женой. Во время постов всегда держи свой холодильник полным еды. Пусть твоя жена ест, а ты храни свой пост.” Вскоре супруга тоже начала поститься, созревши для этого.

Старец Паисий Святогорский говорил о посте: “Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница - и надо поститься», то он себя мучает. А вот вникнув в смысл и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. «В этот день, - будет думать такой человек, - Христос был распят. Ему не дали пить даже воды - Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки.Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи. “

Преподобный Дорофей Палестинский говорил: “Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела.”

Православные из года в год свято соблюдают различные праздники, включая и длительные, и непродолжительные. О времени, когда начинается и как правильно питаться во время него, можно узнать из специального календаря, который есть в православных храмах. В нём церковники подробно описывают правила соблюдения этого непродолжительного периода.

История Успенского поста

В первые века христианства уже признавали Успенский пост. Еще папа Римский святой Лев I Великий (был во на протяжении 21 года - с 440 по 461) ясно указывал даты, когда начинается Успенский пост. Уже тогда он был в перечне 4 самых важных

Но окончательно его установили лишь в 1166 году. Он ознаменовался проведением знаменитого Константинопольского Собора. Тогда же был выбран праздник, к которому приурочен данный период.

Начало Успенского поста

Информацию, с какого числа начинается Успенский пост, можно запомнить раз и навсегда, ведь она, в отличие от многих других православных дат, не изменяется. Пост начинается 14 августа. Он довольно непродолжительный и длится всего 2 недели. Заканчивается 27 числа того же месяца. В 2016 году начало и конец поста приходятся на выходные дни. Это невероятно удобно, ведь так проще изменять свой режим.

Название этого летнего праздника появилось благодаря Успению Пресвятой Богородицы. Собственно говоря, именно к нему и приурочен пост. Торжество приходится на 28 августа - следующий день после периода ограничений. Это единственный пост, который посвящен Деве Марии.

Время, когда начинается Успенский пост, знаменуется торжеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сопровождается данное празднование крестным ходом и освящением различных мест. Предполагается, что такие мероприятия смогут предупредить или избавить от болезней, если отнестись к ним с великой верой.

Приходится на еще один большой православный праздник - Медовый спас. С этого дня соблюдающие церковные правила люди получают благословение употреблять в пищу мед.

Питание во время поста

Душевное состояние - самое важное при соблюдении поста. Священники утверждают, что необходимо максимально посвятить время молитве, вести себя прилежно и служить в угоду Бога.

Но питание также чрезвычайно важно. Тем более что указанный пост является одним из 4 самых строгих, а церковники приравнивают его к Великому по необходимости ограничений. Именно поэтому соблюдающим пост рекомендуют отказаться от мясных и молочных продуктов, а также яиц.

Но список разрешенных продуктов достаточно большой, и вмещает:

  • фрукты,
  • овощи,
  • отвары,
  • компоты,
  • серый хлеб,
  • грибы,
  • крупы,
  • орехи.

За все время, когда начинается и заканчивается Успенский пост, можно употреблять в пищу только вышеперечисленные продукты.

Подробное питание по дням

Существуют ограничения по питанию и по дням недели. Понедельник, среда и пятница, к примеру, у соблюдающих пост - это время, когда необходимо придерживаться сыроедения. В этот день стоит довольствоваться только фруктами и овощами, сухофруктами и орехами, а также медом. Запрещено использование растительного масла.

Вторник и четверг - время горячей пищи, но добавление масла также запрещено.

Суббота и воскресенье - самые простые дни. В это время разрешены все вышеперечисленные продукты с добавлением масла. Также разрешено в употребление вино.

Небольшое послабление и снятие ограничений возможно для:

  • беременных,
  • больных,
  • детей.

Кроме того, разрешено употребление рыбы в день Преображения Господнего, который празднуется 19 августа.

Правда, специалисты по питанию не рекомендуют в первый раз строго придерживаться поста. Так можно только испортить своё самочувствие, не получив духовного очищения. Священники также утверждают, что при любых проблемах со здоровьем лучше придерживаться поста не строго и усиленно молиться, ведь душевное ограничение гораздо важнее телесного. Исходя из этого, даже в дни, когда разрешено исключительно сыроедение, можно есть горячую пищу, а иногда добавлять масло. От основных запрещенных продуктов всё же стоит отказаться.

Дополнительные ограничения во время поста

14 августа начинается Успенский пост. На протяжении всего указанного периода церковь не приветствует проведение каких-либо торжеств. И свадьба входит в данный перечень. Рекомендуется посвятить это время молитвам, позаботиться о телесном и духовном очищении, а не предаваться развлечениям.

К слову, праздник Успения Пресвятой Богородицы трактуют как возможность избавления от страха смерти. Согласно приданию, Дева Мария заранее знала о времени своего перехода в другой мир. Поэтому она решила подготовиться к нему усиленной молитвой и постом. И это несмотря на то, что вся её жизнь была образцом жертвенности.

Время, когда начинается Успенский пост, - одно из самых значимых для православных. В этот период церковники пытаются соблюдать все традиции и ограничения, связанные с праздником.

Успенский пост, в отличии от Великого поста, наступает в одно и тоже время. И как Великий пост предшествует великому празднику Воскресения Христова, так и Успенский пост предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский пост начинается 14 августа 2016 года и заканчивается 27 августа 2016 года. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. Успенский пост длится ровно две недели. Это самый короткий многодневный пост на протяжении года. о По своей строгости Успенский пост приравнивается к Страстной Седмице Великого Поста. Но не смотря на это он считается среди православных и самым легким: и короткий, и сладкий. Самый лёгкий - потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас лёгким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Самый сладкий потому, что начинается этот Пост с освящения мёда, а потом - освящение плодов: чтобы через сладость, которую Господь даёт для тела, мы вкусили и увидели, как благ Господь.

14 августа, в первый день Успенского Поста, износится для поклонения Крест Христов. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры по слову Господню опускалось древо, и они становились сладкими, так и горечь нашей жизни - от прикосновения к ней Креста Христова - да изменится в сладость. 14 августа - день Крещения Руси. А крещение - это и есть такое погружение в крестную воду - благодать Христову, когда открывается тайна Креста. И кто узнаёт её, тот готов всё принести Господу - и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Потому Святые Мученики (на Иконах - они всегда с Крестом в руке) идут впереди всех в сонме Святых. Наша Русская Церковь, как никакая другая, прославилась подвигами мученичества. И в ней всегда было особенное почитание Божией Матери, Её святого Успения, которому издревле посвящались многие Монастыри. В Успении Божией Матери, как в Пасхе Господней, смерть - то, что считается самой великой скорбью, - становится самой великой радостью.

Существует благочестивый обычай Успенским постом ежедневно читать Акафист Успению или совершать Параклисис - молебное пение Канона ко Пресвятой Богородице «Воду прошед, яко сушу...». В Успенский Пост мы благодарим Бога за то, что мы приблизились к концу лета, и просим Его. чтобы сподобил нас провести осень в мире и безмятежии. Божия Матерь в Успении была сохранена от разрушения тела и взошла со Своим воскресшим телом в Царство Божие. Так и мы в Праздник Успения чаем воскресения мертвых и вечного нашего пребывания рядом с Божией Матерью там, где Воскресший Христос.

Что можно есть в Успенский пост

Согласно церковному уставу люди, придерживающиеся Успенского поста должны следовать таким ограничениям в еде:

  • Понедельник, среда, пятница в период Успенского поста - сухоядение. В дни сухоядения можно есть следующие продукты: сухой пресный хлеб (сухари), сырые овощи, фрукты и сухофрукты, мед, орехи, воду, из приправ разрешается соль.
  • Вторник и четверг во время поста - горячая пища без масла. В эти дни можно есть блюда, приготовленные на огне и без употребления растительного масла. К таким блюдам относятся овощные и грибные супы, чай, кофе, компоты, отвары.
  • Суббота и воскресенье во время Успенского поста - разрешается употребление в пищу растительного масла и вина.
  • 19 августа, в праздник Преображения Господня , разрешается принимать в пищу Рыбу и морепродукты.

Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а 28 августа разрешается есть рыбу и морепродукты.

Традиции и приметы в Успенский пост

Начало Успенского поста в народе ассоциировалось со сбором урожая и началом осени. Праздник Медового Спаса, на который приходится первый день поста - время освящение нового меда и разрешения употребления его в пищу. Также 14 августа в церквях совершается малое освящение воды, потому часто Медовый Спас называют Спасом на воде. Верующие люди в этот день последний раз в году купались в реках и озерах, смывая таким образом с себя все грехи.Согласно традициям после начала Успенского поста уже не купались.

Можно ли играть свадьбу во время Успенского поста?

Как известно, август - наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако если вы наметили свадьбу на август, обязательно играйте ее или до 14 числа или после 28.

Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост - это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста никогда долго вместе не живут.

14 августа начинается Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Заканчивается он 27 августа .

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Дни Успенского поста уже считаются осенними, и, действительно – они открывают врата нового времени года, а завершают церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Дополнительная нагрузка и лишние расходы?

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет - проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

– Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в Успенский пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

– Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

– Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

– Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя в Успенский пост в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

– В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

– Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

– В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

– В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

– Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Источник: журнал Нескучный сад

Освящение урожая в Успенский пост

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий Карпенко

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил Воробьев

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

Иерей Александр Рябков

Успенский пост. О почитании Пресвятой Богородицы.

С иереем Димитрием Туркиным беседовала Анна Данилова

– Пресвятая Богородица – почему мы почитаем Ее?

Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она – Одна из живших людей и, вместе с тем, Она выше всех людей.

Поэтому мы почитаем Ее особым образом. Мы почитаем святых угодников, почитаем власть: мы почитаем все, что выше нас, все, что выше, достойно почитания. Но каждому уровню соответствует особенное почитание. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных – херувимов и серафимов. Это очень важно – Она была избранная Божия, Та, Которая была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может не почитать Пресвятую Богородицу.

Как прекрасно говорил об этом свт. Филарет Московский: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, – слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное “буди”, – едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, – слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: «Зачнеши во чреве и родиши Сына… Сей будет велий… Воцарится в дому Иаковли во веки.» Но – что опять дивно и непостижимо – самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: Како будет сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное: да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему,» и производит столь необычайное действие? – Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием» (Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.).

Если мы испытываем сомнения на этот счет или слышим протесты против почитания Пресвятой Девы, то мы видим в этом не столько неверное рассуждение, сколько глубокое непонимание сути того, что сотворил Ее Сын и того, что сотворила Она.

Она склонила главу под святое иго Господне, приняла высочайшую святыню, самого Сына Божия в Себя и этого достаточно, чтобы объяснить почитание Пресвятой Богородицы.

– Иногда от прихожан слышишь: «Я верую в Господа, Богородицу и свт. Николая» или «св. Николай – он как второй Бог». Такое отношение близко язычеству? Каким должно быть правильное почитание Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих?

Да, конечно, это в своем роде, язычество, но мало так просто сказать, надо объяснить, почему такое отношение неверно.

В силу многих причин в человеческом обществе суждение человека о мире, об обществе, о горнем мире утратило понятие об иерархии. Это глубочайший корневой ответ. Весь мир построен иерархически. Он устроен так Богом? Высшее главенствует над низшим. Это устроено с нисходящими ступенями – едва ли человеку возможно в полной мере осмыслить эту Божественно установленную иерархию. Она имеет место. Любой ученый, всматриваясь в устроение мира, видит эту иерархию, описывает ее научными терминами, но если его философия и миропонимание неверны, он не увидит истинной иерархии, того, что вся картина мира, со всей соподчиненностью исходит от Бога. Так происходит и здесь. Человек, почитая то, что ему понятно, он престает возносить свою молитву туда, куда она и может быть направлена.

Через святых, через Божию Матерь, через царя мы возносим молитву у Всевышнему. Конечно, это не получится через мирскую власть – через президента или муниципалитет.

Мы видим наш мир – повседневный, устроенный неправильно и это неправильное построение мира мы переносим и на мир Божий.

Нужно смотреть на наш мир через иерархию Божественную.

Как помочь людям правильно увидеть мир? Нужно сначала помочь им разглядеть, что неправильно устроено в их жизни, их душах, тогда и мир Божий они будут видеть по–другому. Тогда они и увидят, что только Ты, Господи, и можешь все поправить, только Ты – моя надежда и мое упование на Твою Матерь Пречистую Богородицу и Твоих святых.

– Часто приходится слышать, что почитание святых в Православной Церкви ничем не отличается от язычества? В чем разница?

Конечно, так думать неправильно.

Во–первых, мы верим, что святые молятся о нас – не сами, своей силой, помогают нам. Святые не являются богами, но ходатайствуют за нас перед Богом. Можно привести аналоги: когда нам нужно что–то от большого начальника мы будем надеяться не столько на силу нашего убеждения, но будем просить тех, кто стоит выше нас и ближе к нему, замолвить о нас слово, попросить за нас. Все чудеса, которые они совершают, происходят не некой личной их силой, но благодатью Божией: Господь действует через святых.

Языческое сознание исходит из принципа предопределенности: некая сумма действий и ритуалов или жертвоприношений должна привести к определенному результату. Задача же христиан не обязать Бога сделать то, что нам хочется, а мы хотим, чтобы он сделал нас такими, как Он замыслил о нас, чтобы мы изменились под лучами Его света и благодати. В язычестве мы воздействуем на бога, а в христианстве Бог воздействует на нас.

– В католичестве есть догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Почему Православная Церковь считает его неверным, считает его ересью?

– Догмат о непорочном зачатии говорит о том, что Пресвятая Богородица, с точки зрения католической догматики, с момента зачатия была свободна от греха, была искуплена изначально. И поскольку Она была искуплена и не нуждалась в искуплении, получается, что если это было возможно для одного человека, то смерть Христова была уже не нужна. А мы знаем, что ни один человек не был свободен от первородного греха, все нуждались в искуплении кровью Сына Божиего и пока кровь не была принесена на Кресте, все, в том числе и Пресвятая Богородица, нуждались в этом искуплении.

– Батюшка, расскажите о самых первых иконах Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Первая икона – была икона Спасителя, которая сейчас нам известна как Нерукотворный Образ.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

Первые иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, были написаны евангелистом Лукой – он был среди первых апостолов. Были и нерукотворенные образы Божией Матери.

– Какие основные типы икон Пресвятой Богородицы?

1. «Молящаяся»

(»Оранта», «Панагия», «Знамение») Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки… В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

2. «Путеводительница» (»Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке. На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.

3. «Умиление» (»Елеуса»)

На иконе «Умиление» мы.видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери . Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар… Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление» находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

4. «Всемилостивая» (»Панахранта»)

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны - «Державная» и «Всецарица».

5. «Заступница» (»Агиосортисса»)

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.

– Что означают звезды на одеянии Богоматери?

– Звезды на челе и на раменах (на плечах) Божией Матери означают ее непорочность: Дева до Рождества, Дева в Рождестве и Дева по Рождестве.

– Батюшка, поясните, пожалуйста, если Пресвятая Богородица пребыла Девой и по Рождестве, а в Священном Писании говорится о братьях Христовых, о ком идет речь?

– Речь идет о детях праведного Иосифа, которые и называются братьями и сестрами Христа. Мать сынов Зеведеевых была одной из дочерей прав. Иосифа. По традиции тех времен, так могли называть и троюродных братьев и сестер.

– Почему икон Пресвятой Богородицы так много?

Много становится того, что достойно поклонения и почитании, то, что дорого, то Богом умножается. Достойно так чтить Божию Матерь, чтобы каждое чудо, которое случилось, было запечатлено в иконописном образе. Иконы Божией Матери часто являются чудесным образом, как, например, Тихвинская икона.

– Как относиться к современным иконам, например, к иконе «Воскрешая Русь»?

Икона как таковая – неотъемлемая часть жизни Церкви, которая есть «столп и утверждение истины». Поэтому всякая икона как старая, так и новая должна быть отражением истины, и, значит, отвечать определенным требованиям: 1) иметь известный источник происхождения по преданию Церкви: образец или «извод», историческое событие, иногда – благословение авторитетного духовного лица; 2) иметь богословское содержание; 3) быть принята полнотой Церкви; 4) если икона новая и отображает новое явление церковной жизни, то для ее написания необходимо архиерейское благословение. Создание новых икон явление крайне редкое, обычно новым является только название, а происхождение идет от более древнего образа (например, образ иконы Божией Матери Казанская происходит от более древнего образа Одигитрия). Так называемая икона «Воскрешающая Русь» – очевидно совершенно новая и по сюжету и по времени ее появления. За ней не стоит Церковное предание, у нее нет прообраза, отсутствует глубокий богословский смысл, она придумана неизвестно кем и не принята Церковью. Распространением этой иконы занимается люди, цели которых по-видимому, очень далеки от сохранения единства Русской Православной Церкви. Категорически рекомендую воздержаться от почитания этой иконы.

– Отец Димитрий, начинается Успенский пост. Для чего он был установлен?

– Святой Симеон Солунский пишет, что «пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас». Хочется еще сказать, чтобы православные не унывали: я читал, что на самом деле Успенский пост был продолжением поста апостольского – он начинался со второй неделе по Пятидесятницы и заканчивался на Успение. А потом, по немощи человеческой он был разбит на две части. Желаю всем пройти этот краткий пост во спасение души!

Loading...Loading...