Православный пост петра и павла. Суть и значение поста

Какого числа будет Петров пост в 2019 году? В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2019 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Петров (или Апостольский) пост -один из основных многодневных церковных постов (наряду с Великим, Успенским, и Рождественским постами). Цель каждого из этих постов - подготовить человека к достойной встрече великих праздников и способствовать преображению, обновлению души, подобно тому, как четыре раза в год обновляется и сама природа. Традиция поститься родилась у древних христиан, дабы людям было легче ощутить величие праздника. К соблюдению Апостольского поста мы призваны по примеру святых апостолов Петра и Павла , великих угодников Божиих (недаром они названы первоверховными, то есть особо значимыми).

Из истории установления Апостольского поста
Об установлении этого поста впервые упоминается в III веке. В «Апостольском предании» святого Ипполита Римского сказано, что данный пост, следующий через неделю после Троицы (поэтому Петров пост ранее имел также название поста Пятидесятницы), призван выполнять своего рода компенсаторную функцию: если «ниву» человеческой плоти не обрабатывать постоянно, то на таковой легко могут произрастисорняки, которые принесутхудой плод, закономерно отправляемый на сожжение. Апостольский пост был установлен в память святых апостолов Петра и Павла, ведь сами они, согласно библейской истории, восприняв Святого Духа в день Троицы (Пятидесятницы), постом и молитвой, подобно Господу, приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия.
Об Апостольском посте упоминается, в частности, в связи с постройкой в Риме (тогда еще пребывавшем в лоне Православия) и Константинополе церквей в честь первоверховных апостолов. Константинопольский храм, согласно истории, освятили именно в день памяти святых Петра и Павла, ставших мучениками 29 июня (12 июля - согласно новому стилю).
С начала IV века святоотческие свидетельства о Петрове посте встречаются все чаще, например, о нем упоминают святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский, позже –святитель Лев Великий и блаженный Феодорит Кирский (это уже V век).

Почему святые апостолы Петр и Павел именуются первоверховными?
Апостолов, как известно, изначально было двенадцать. Хотя некоторые из них (например, Петр, Иоанн, Павел и Иаков) в Евангелии упоминаются чаще остальных, по традиции, ни один из них не являлся главным и не превосходил честью других.
Поскольку в книге Деяний Апостольских рассказывается преимущественно о трудах, совершенных апостолами Петром и Павлом, ведомые Духом Святым, святые отцы Церкви, преклоняясь перед каждым из апостолов, именно Петра и Павла особо отметили, наделив их эпитетом «первоверховные».
Церковь воспевает апостола Петра как первого из апостольского сообщества, кто исповедал Господа нашего Иисуса Христа в качестве Сына Бога живаго; Павла же - поскольку тот более всех потрудился на ниве Христовой; первого - за твердость духа, второго - за мудрость.

Длительность Петрова поста
Продолжительность Апостольского поста находится в зависимости от даты Святой Пасхи. Традиционно он начинается спустя неделю после Троицы, и завершается 28 июня по старому стилю, если день памяти первоверховных апостолов не выпадает на среду или пятницу (в противном случае и в праздник должно соблюдать пост). Самый продолжительный Петров пост может быть сроком в шесть недель, а самый короткий - сроком в восемь дней.
Сводом законов Православной Церкви всем христианам (и мирянам, и монашествующим) предписано обязательно поститься за семь дней и больше до дня почтения памяти первоверховных (то есть минимум неделю до праздника), а непостящихся было положено отлучать от общества православных христиан.

Значение Апостольского (и не только) поста
Однажды некий мудрец сравнил душу человека с музыкантом, а тело - с его инструментом. Когда инструменту нанесен вред, музыкант, как бы он ни старался, не в состоянии извлечь из него стройных звуков. И наоборот, если музыкант заболел, инструмент, как правило, безмолвствует. Но это лишь метафора. В здоровом теле душа поет и славословит Бога, ведь тело и душа составляют единую человеческую личность.
Жизнь христианская немыслима без подвига. Пост - это своеобразный малый подвиг. Благодаря ему тело делается изысканным инструментом, который способен улавливать каждое движение музыканта - души. Образно выражаясь, оно из африканского барабана превращается в прекрасную скрипку, принадлежащую Страдивари. Пост способствует восстановлению иерархии внутренних сил человека, подчинению сложной душевной организации высшим духовным целям.

Трапеза Апостольского поста
Петров пост считается менее строгим, нежели Четыредесятница, - из рациона питания, согласно церковному уставу, традиционно исключаются только продукты животного происхождения (то есть мясное и молочное). Разрешено использовать в пищу растительные продукты и рыбу, вино. Кроме того, мирянам по средам и пятницам возбраняется употреблять рыбу и растительное масло, а также вино (монашествующим - еще и в понедельник). По субботам и каждое воскресенье Петрова поста, а также в дни почтения памяти великих святых или дни престольных праздников также разрешается рыба.
Однако пост, как и некоторые церковные положения, особенно в наше время, находится в опасности утратить свой истинный смысл и стать бесполезным - при формальном его соблюдении он ничем не отличается от так называемой диеты.

Тропарь (святым первоверховным апостолам Петру и Павлу), глас 4:
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим вели милость.

Кондак (святым первоверховным апостолам Петру и Павлу), глас 2:
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо о нех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.

Величание :
Величаем вас, /апостоли Христовы Петре и Павле, /весь мир ученьми своими просветившия /и вся концы ко Христу приведшия.

Молитва святому апостолу Петру:
О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховной увязших и волнами житейскаго моря заливаемых, подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления в страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, пролияти слезу покаяния, да плачемся горько деяний наших в веце сем. И аще твою слезу, в покаяние излиянную, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, с дерзновением апостольским, прощения в буести нашей ежечаснаго от Христа отречения. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в онь же имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвергни вопля нашего и стенаний к тебе о заступлении нас пред Христом, да выну славим Его милосердие к нам со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва святому апостолу Павлу:
О святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго (имя), возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех храмаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Во время Петрова поста следует воздерживаться от продуктов животного происхождениям, а по средам и пятницам еще и от рыбы. Совсем строгий монастырский устав предполагает более строгие ограничения в рыбе и отказ от растительного масла в некоторые дни. Но это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся в Петров пост мягче. Традиционно установилось правило исключения животной пищи во все дни поста и рыбы по средам и пятницам.

При этом, если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «всенощное бдение», то в эти дни также разрешается употребление рыбы.

Также мы должны понимать, что у каждого могут быть свои личные обстоятельства, влияющие на меру поста. Такие ситуации лучше всего обсуждать со своим духовником.

Петровский (Петров) пост - летний многодневный пост, готовит христиан к дню памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православная церковь празднует 12 июля

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически - апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел - обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты - он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) – в 2018 году выпадает на 4 июня.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна - эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост - это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии - одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять - высший духовный подвиг.

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2018 году он выпадает на 4 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2018 году он длится 38 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости – разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что «истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много».

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост - это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака - венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься - волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием - руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

Брак, заключенный в пост, - недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, - то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост - не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день - год обещает быть богатым на радостные события.

Данный календарь приводится в соответствии со строгим монастырским уставом. На его основе можно понять, какие дни в пост являются более строгими, какие - менее. Но каким именно ограничением будет измеряться ваша мера строгости поста следует опредять из личного опыта, обстоятельств и посоветовавшись с духовником или знакомым священником.

Петров пост по дням

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Подробно о каждом дне Петрова поста — в нашем материале.

В ответ на вопрос «Как правильно провести Петров пост?», в первую очередь, я бы посоветовал читателям сайта «Фомы» не пропустить этот пост вовсе. Не будем делать вид, что в это время летнего поста мы также будем готовы сосредоточиться на личном покаянии, как в дни печальные Великого поста. Но это не значит, что нужно махнуть на него рукой. Здесь стоит подойти с несколько иной стороны. Найти некую цель, помимо пищевых ограничений, которые тоже должны быть согласованы с вашими силами.

Вспомним, что Петров пост посвящён памяти апостолов. Апостолы – первые проповедники христианства, первые миссионеры. Так вот, если бы мы в эти недели несколько больше сосредоточились на том, чтобы своей жизнью не давать соблазна людям, не отталкивать их от церкви – это то, что точно может сделать каждый. Постарались бы свою веру сделать более сознательной. Несколько расширили свои познания относительно церковных традиций, чтобы ответы окружающим были не от ветра головы, а от некоторого знания церковного предания. Если мы хотя бы 2-3 книжки прочитаем, которые сделают несколько глубже наше осознание православия, потрудимся немного вместо сидения в социальных сетях или перед телевизором, тогда смысл поста будет этим исполнен.

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Предлагаем читателям «Фомы» небольшой рассказ о каждом дне Петрова поста со ссылками на публикации сайта о некоторых святых и святынях.

Первый день Петрова поста.

Мч. Василиска (308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).
Свв. отцов II Вселенского Собора (381). Сщмч. Михаила пресвитера (1942).

Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прмч. Михаила черноризца (IX). Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460).Обретение мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (2001).

Прп. Симеона столпника Дивногорца (596). Прп. Никиты, столпника Переяславльского (1186). лж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста, и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218).

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850) . Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857).Прмц. Елены (1938). Прмч. Тавриона (1939).

Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мч. Георгия Нового (1515). Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп (IX). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521).Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667). Прав. Иоанна Русского, исп (1730).
Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304). Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского (1597).

Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832).
Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Свт. Германа, епископа Парижского (576). Сщмч. Елладия, епископа (VI-VII). Свт. Геронтия, митрополита Московского и всея Руси (1489). Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.
Прмч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931). Прп. Ираклия, исп. (1936). Прмц. Гермогены (1942).
Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

Прмц. Феодосии девы, Константинопольской (730).Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса Анзерского (2000).Мц. Феодосии девы, Тирской (ок. 307-308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии. Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938). Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961).
Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и Недремлющее Око

Память Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской, сщмч. Василия пресвитера.

Память ап. от 70-ти Ерма Мч. Ермия. Мч. Философа. Сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая.

14 июня:
Память мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана. Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Прав. Иоанна Кронштадтского. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного. Прп. Иустина Поповича, Челийского. (Серб.) Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры.

Память свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского. Вмч. Иоанна Нового, Сочавского. Сщмча Пофина, епископа Лионского и с ним пострадавших Мц. Бландины и мч. Понтика Лионских. Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской. Киево-Братской иконы Божией Матери.

Память мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы, прп. Варлаама Хутынского. Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии прмч. Киприана. Сщмч. Михаила пресвитера.

Также в этот день Церковь вспоминает перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву и чествует образы Югской иконы Божией Матери, Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери.

Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых.

В Вологде этот день празднество всем преподобным отцам Вологодским.

Память Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского, мчч. Фронтасия, Северина, Северина и Силана, мч. Конкордия. Сщмч. Астия, еп. Диррахийского. Прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского, сщмч. Георгия пресвитера (Серб)., сщмч. Иоанникия, митр. Черногорско-Приморского (Серб.), сщмч. Петра пресвитера. Обретение мощей сщмч. Петра, архиепископа Воронежского.

Память сщмч. Дорофея, еп. Тирского, Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона. Прп. Анувия, пустынника Египетского. Прп. Феодора чудотворца. Прп. аввы Дорофея, из обители аввы Серида. Перенесение мощей блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского. Свт. Константина, митр. Киевского и всея России. Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского. Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших. Сщмч. Михаила пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.
Также в этот день Церковь чествует образ Игоревской иконы Божией Матери.

Память прп. Виссариона, чудотворца Египетского. Прп. Илариона Нового, из обители Далматской. Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны. Свт. Ионы, еп. Великопермского. Прп. Паисия Угличского. Прп. Ионы Климецкого. Прп. Рафаила исп.

Также в этот день Церковь чествует образ Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387).

В этот день Церковь прославляет Собор Иваново-Вознесенских святых и чтит память сщмч. Феодота Анкирского. Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина. Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны. Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской. Сщмч. Андроника, архиеп. Пермского. Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра. Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров.

Память вмч. Феодора Стратилата. Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского. Прп. Зосимы Финикийского. Свт. Феодора, еп. Суздальского. Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских.

Также в этот день Церковь чествует образ Ярославской и Урюпинской икон Божией Матери.

Память свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прав. Алексия Московского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Мцц. Феклы, Марфы и Марии Персидских. Прп. Александра, игумена Куштского и вспоминает обретение мощей прп. Рафаила исп (2005).

В этот день Церковь прославляет Собор Рязанских святых, Собор Сибирских святых.

Также в этот день Церковь вспоминает обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609).

Память свт. Иоанна, митр. Тобольского. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Мчч. Александра и Антонины девы. Прп. Феофана Антиохийского. Свт. Вассиана, еп. Лавдийского. Прп. Силуана, схимника Печерского. Сщмч. Тимофея пресвитера.

Собор преподобных отцев Псково-Печерских.

Память апостолов Варфоломея и Варнавы. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Прп. Варнавы Ветлужского. Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского.

Также в этот день Церковь чествует образ иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»).

Память Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских. Прп. Арсения Коневского. Прп. Онуфрия Мальского, Псковского. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Прп. Стефана Озерского, Комельского. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны Кашинской.

Память Мц. Акилины. Прп. Александры Дивеевской. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской. Мц. Антонины. Прп. Анны и сына ее Иоанна. Прпп. Андроника, Саввы, иконописцев Московских. Сщмч. Алексия пресвитера. Мц. Пелагии.

Память преподобного Мефодия, игумена Пешноского. Прославляет собор Дивеевских святых , а также вспоминает пророка Елисея и Святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского.

Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца. А также вспоминает святого пророка Амоса.

В этот день церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана Затворника. А также чтит память святителя Тихона, епископа Амафутинского, преподобного Тихона Медынского, преподобного Тихона Луховского, преподобного Моисея Оптинского.

Память святых мучеников Халкидонских - Мануила, Савела и Исмаила.

Память преподобного Варлаама Хутынского, мучеников Триполийских - Леонтия, Ипатия и Феодула, а также чествует образ Боголюбской иконы Божией Матери.

Память апостола Иуды, брата Господня, святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Второе воскресенье по Пятидесятнице. День памяти Всех святых в земле Российской просиявших.
Церковь вспоминает священномученика Мефодия, епископа Патарского, Благоверного князя Глеба Владимирского. А также прославляет Собор всех преподобных отцов во Святой Горе Афонской просиявших.

В этот день Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Максима Грека, а также чтит память святого мученика Иулиана Тарсийского.

В этот день церковь вспоминает священномученика Евсевия, епископа Самосатского.

В этот день церковь чествует образ Владимирской иконы Божией Матери.
А также вспоминает Собор Владимирских святых и чтит память мученицы Агриппины Римляныни.

Церковь празднует Рождество честного славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

В этот день церковь особым образом чтит память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

В этот день Церковь чествует образ Тихвинской иконы Божией Матери. А также вспоминает преподобного Давида Солунского.

В этот день Церковь вспоминает обретение мощей святого преподобного Амвросия Оптинского.

Память праведной Иоанны мироносицы и преподобного Сампсона странноприимца. А также прославляет: Собор Вологодских святых, Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых.

Память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, а также вспоминает перенесение мощей святых мучеников Александрийских - Кира и Иоанна.
Завершается Петров пост.

Каждый год, через неделю после праздника Пятидесятницы, начинается Петровский пост. С какого числа он берёт своё начало, зависит от дня Пасхи и следующей за ним через 50 дней Пятидесятницы. Окончание же его всегда совпадает с днём памяти святых апостолов Петра и Павла, в честь которых он установлен ― 12 июля. Таким образом, начало Петровского поста меняется, а окончание - нет. По этой причине продолжительность его может быть от 8 до 42 дней. В народе этот пост часто называют Петровками.

и Павел

Эти величайшие служители Божьи, именуемые за свои заслуги первоверховными апостолами, в своей земной жизни были совершенно противоположными людьми не только по принадлежности к различным социальным слоям общества, но и по своему развитию и душевному складу. Причём если один из них ― Пётр ― был учеником Христа в дни его земной жизни, то другой ― Павел ― никогда не сподобился лично созерцать Спасителя и подвязался на служение ему уже после вознесения.

Об апостоле Петре, старшем брате апостола Андрея Первозванного, известно, что он был простым рыбаком, бедным и неграмотным. Никогда ничему, кроме своего ремесла, не учился, и все его жизненные заботы сводились к хлебу насущному, который он зарабатывал тяжёлым трудом. Пётр сразу всей своей душой уверовал во Христа и следовал за ним во все дни его земного служения. Он был обычным слабым человеком и по малодушию своему трижды отрёкся от Учителя, но глубочайшее покаяние позволило ему стать тем камнем, на котором было возведено здание Церкви Христовой.

В отличие от Петра имел благородное происхождение, был человеком начитанным, образованным и в начале своего жизненного пути непримиримым гонителем христиан. Когда же Господь исполнил его сердце истинной верой, то он весь жар своей души и силу разума направил на проповедь его учения. С тем же жаром, с каким он прежде преследовал учеников Христа, уверовав, он стал их наставником и опорой. Петровский пост установлен в память об этих двух людях, олицетворяющих собой беззаветную веру и холодный разум, помноженный на силу и энергию ― качества, из которых складывается истинный миссионер.

Установление Петровского поста

Почитание этих великих служителей Божьих началось ещё в первые века христианства. Тогда же был установлен церковью и Петровский пост. Особенно же широкое распространение он получил после того, как в Риме и Константинополе были воздвигнуты храмы в их честь. Именно день освящения Константинопольского храма ― 12 июля ― был выбран для празднования памяти этих первоверховных апостолов.

В России этот праздник и предшествующий ему Петровский пост появились в глубокой древности. В простонародье он часто назывался «Петрови», а порой даже «Петровки-голодовки». Здесь нет какого-либо непочтения к религии, просто в те дни, когда начинается Петровский пост, запасы прошлогоднего урожая подходили к концу, а до нового оставалось ещё очень долго ― отсюда и голод, и горько-ироническое название.

Объяснение названия

Иногда у людей не воцерковлённых, но проявляющих интерес к православным ценностям, возникает вопрос, связанный с названием этого поста. Их недоумение вызывает тот факт, что Петровский пост, установленный в преддверии праздника, посвящённого двум величайшим столпам церкви, носит имя лишь одного из них. Не говорит ли это о доминирующей роли апостола Петра? Разумеется, нет, они абсолютно равны в своих деяниях и заслугах, а название поста установлено исключительно в силу его благозвучия.

Установление Нового Завета Божьего

Следует подробнее остановиться ещё и на таком важно вопросе: почему день, когда начинается Петровский пост, следует за праздником Пятидесятницы? Ответ на него можно найти в трудах святых отцов церкви. Они указывают на то, что происшедшее на пятидесятый день после исхода из гроба Спасителя нашего Иисуса Христа является свершением Нового Завета Божьего с людьми.

Этот новый Сионский Закон, начертанный в сердцах людей, пришёл на смену ветхому - Синайскому, заповеди которого были высечены на каменных скрижалях. В этот день благодать Духа Святого была ниспослана для укрепления чад святой церкви в их брани Христовой. Именно для очищения души и тела перед выполнением столь важной миссии и установлен Петровский пост. Во дни же самого праздника Пятидесятницы он был бы неуместен, так как это период пребывания Спасителя со своими учениками.

И ещё важная для всех информация. Вопрос, который задают все, кто намерен впервые держать Петровский эти дни? Следует сразу отметить, что он не является столь же строгим, как Великий пост. Не благословляется лишь вкушение мясной и молочной пищи. Рыбные же блюда разрешены во все дни, за исключением среды и пятницы. Более того, по субботам, воскресеньям и в дни храмовых праздников не возбраняется употребление вина.

Важно учесть и такую деталь, что если календарь Петровского поста в какой-то определённый год сложился так образом, что его окончание ― праздник святых апостолов Петра и Павла - выпадает на среду или пятницу, то этот день также является частью поста, хотя и с некоторыми послаблениями. Во всех же прочих случаях в праздник поста нет.

Труд над самим собой

Но не только ограничения в пище включает в себя Петровский пост. Что можно есть, а что нельзя, выяснить несложно. Важно глубоко понять, что пост - это прежде всего работа над состоянием собственной души, при которой отказ от и обычных мирских развлечений является лишь вспомогательным средством. Это правило вполне соответствует каждому из постов, установленных православной церковью, но Петровский имеет в этом отношении свои особенности.

Послушание благовестия

Дело в том, что пост установлен в честь праздника святых апостолов ― провозвестников воскрешения Христова, отворившего двери Царствия Божия всем, кто уверовал в него. Именно в служении слову Божию определена основная задача апостольства. Со временем это послушание было возложено на иерархов церкви ― епископов и священников. Они стали преемниками апостолов и продолжают их великое дело. Однако это совсем не означает, что миряне вправе от него устраниться.

Нести людям слово Божие - это труд, достойный награды в любое время года, тем более в период поста, являющегося преддверием праздника первоверховных апостолов. Каждый православный христианин в эти дни мог бы попробовать свои силы на этом благородном поприще. Здесь открывается очень широкий простор деятельности.

Апостольство внутреннее и внешнее

Это апостольское служение каждый должен направить прежде всего на самого себя. Существует даже такой термин ― «внутреннее апостольство». Под ним подразумевается труд, цель которого - донести благую весть до собственного сознания. Успех в этом начинании даст возможность человеку внутренне принять все то, чему учит его святая церковь. Он обретёт способность искренне воспринимать Божью церковь как мать, и молитва станет для него истинным общением с Богом.

Преуспевший в апостольстве внутреннем способен будет и к трудам на ниве внешнего апостольства, то есть к проповеди христианских истин среди своих ближних. В этом, несомненно, состоит долг каждого православного человека, ведь мы ответственны перед Богом за всех, кто окружает нас, и за всё происходящее вокруг. Здесь очень важно не поддаться искушению, исходящему от врага рода человеческого и подчас старающемуся внушить нам, что наших немощных сил никогда не хватит на выполнение такой задачи. Главное - верить в Бога, а он, если будет на то его воля, ниспошлёт силы.

Что же касается тех пищевых и прочих ограничений, о которых говорилось выше, то они помогают нам на время поста отрешиться от суеты земной и всецело посвятить себя святому делу. Каждый в эти дни должен стать в той или иной степени апостолом и предварять своё служение постом и молитвой. Да, мы немощны, слабы и часто бываем попросту невежественны, но ведь такими были и апостолы. Их сила заключалась в вере, а всё остальное они стяжали нашествием Духа Святого и благодатью Божией, изливаемой на всех, кто готов её воспринять.

Когда был установлен Петров пост

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. , а в V веке – и .

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему этот пост назван апостольским

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. . — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.

Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ().

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого ().

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его ().

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. , это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки ().

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира () и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (), мертвые воскресали (), больные исцелялись () даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола ().

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (), себя же причисляет к ним ()

и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ().

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Loading...Loading...