Притчи иисуса христа. Толкования на Мф Притча о званых

30 декабря евангельское чтение на Литургии будет рассказывать о том, как хозяин устроил пир, не смог собрать на него своих друзей и тогда призвал нищих, увечных и слепых. Чему нас учит эта притча, как услышать Божий призыв и можно ли понуждать к вере, объясняет протоиерей Геннадий ФАСТ.

Дионисий. Притча о брачном пире. Фреска собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Фото: Музей фресок Дионисия

«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». (Лк. 14:16-24)

Комментирует протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора свв. Константина и Елены, автор книг по библеистике:

Та же притча о званных и призванных есть и у евангелиста Матфея (Мф. 22:2-14). Там некий человек-царь, которому подобно Царство Небесное (Мф.22:2-14), сделал пир для сына своего. У евангелиста Луки мы слышим о человеке и его рабе, посланном звать на ужин гостей. Сопоставляя обоих евангелистов, мы понимаем, что речь идет о Боге-Отце, пославшего своего Сына, Господа Иисуса Христа звать людей в Царство Небесное. У св. Луки эта притча прямо предваряется словами некоего из возлежавших: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Небесном (Лк.14:15). О Царстве Небесном были и первые слова проповеди Христа на земле: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2).
Итак, Господь зовет нас на Свой пир, в Царство Небесное и приглашает: «Идите, все уже готово».

Он обо всем позаботился - дело за приглашенными. Что же Домовладыка слышит в ответ? Все, как бы сговорившись, начинают отказываться. На самом деле никакого сговора не было, все произошло, как это бывает в жизни, стихийно. Все начинают отказываться, у всех находятся причины, которые они посчитали достаточными для отказа Богу.

Первый говорит, что я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня. Вроде бы вежливо. В славянском переводе это звучит: имей мя отреченна, то есть, попросту, - отстань от меня, не приставай. Поскольку притча - повествование иносказательное, под землей здесь понимается собственность, все, что есть у человека своего, принадлежащего ему.

Второй говорит, что купил пять волов и идет испытать их. Волы в то время - это сила, с помощью которой возделывалась земля. Потом это бы назвали трактором или комбайном. Под волами понимается труд, призвание, деятельность, общественная активность.
Третий говорит: «Я женился и не могу прийти». И даже не извиняется. Здесь понятно без иносказаний, что речь идет о семье.

Ни первый, ни второй, ни третий не грешат. Собственность - не грех, труд - не грех, семья - не грех. Более того, все это людям Самим Богом дано и заповедано: Господь дал людям землю, велел трудиться, благословил брак. Что же не так?

То, что все, полученное человеком от Бога, становится между Богом и человеком, разделяет их. У человека много собственности, кипучей деятельности, которая наполняет его жизнь, делает его бодрым, востребованным, значимым, богатым, у него семья, заботы о которой также наполняют его жизнь, ведь столько всего надо успеть, чтобы и у детей все было не хуже, чем у других, чтоб жена была довольна, так что для Бога уже не остается места. И все полученные от Бога дары становятся причиной к Богу не идти.

Так было и во времена земной жизни Христа, и в наше время. Нередко можно услышать от очень хороших, добрых, нравственных людей, как они из-за собственности, труда и семьи не могут найти время для Бога. Да и не только время не могут найти - Он им неинтересен!

Результат - гнев Божий. Когда мы Божии дары используем, о Подателе же благ забываем, то становимся чадами гнева Божия и то, что было даром Божьим, начинает разрушать нашу жизнь.

Дальше Господь зовет уже не богатых, но нищих, хромых, убогих. Кто это такие? Те, у кого что-то не сложилось: с собственностью, работой семьей. Мы не знаем, по каким причинам это произошло. Они были недостаточно талантливы или трудолюбивы? А может быть, просто кротки и уступчивы?

Так или иначе, они оказались отзывчивее, чем те, у кого все было в порядке. Нередко приходится делать вывод о том, что люди, которые в мире сем оказались не у дел, не преуспели в земной премудрости, чувствительнее к мудрости небесной. А Бог, как мы знаем из Евангелия, как раз и пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Как писал апостол Павел: «Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог...» (1 Кор.1:26).

Можно ли из этого сделать вывод, что «вера - для слабых» или что к Богу «всегда приходят скорбями», как иногда доводится услышать? Мне как-то не по себе, когда я слышу такое. Разве скорбями пришел к Богу Авраам, Никодим, учитель иудейский, Иосиф Аримафейский, богатый человек, - все они были людьми с землей, женами и волами. Или разве от скорби и убожества шли на смерть за Христа мученики, среди которых были и богатые, и знатные, и царские дети? Да и нигде в Евангелии не говорится, что нищета и хромота - добро, а богатство, успех - зло. Конечно, сказано, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», но это значит то, что идущие в Царство Божие должны терпеть те скорби, которые Бог пошлет, потому что этот путь тернистый. А среди нищих и убогих мы видим достаточно таких, кого совершенно не интересует слово Божие, озлобленных и угрюмых.

Нищета бывает разной. Есть нищие по лени, есть - по несчастному случаю, а есть нищие духом, о которых говорится в первой из Заповедей Блаженств, самом сердце Евангелия. Такая нищета открывает к Богу прямой путь: ни волы, ни земная любовь, ни заботы житейские не могут заглушить призывающий Божий глас, потому что душа больше всего алчет Божией правды. И конечно, о такой нищете мы не должны забывать, читая эту притчу.

Но вот все призваны и еще осталось место. И Господь посылает пойти по дорогам и собрать всех, кого только найдет, чтобы наполнился «дом Мой». В святоотеческих толкованиях здесь говорится о мире языческом. Первые два раза Господь зовет людей иудейского благочестия, призванных ответить на Его зов, и среди которого оказались состоявшиеся и несостоявшиеся. А третий раз - ни те, ни другие, но язычники, которые, казалось бы, вообще далеки от Царствия Божиего и ничего не знали о Едином Боге, никто их не научил. Но Господь все равно их призывает. Потому что Господь стучится в сердце каждого человека, или через Свое Слово, или через голос совести.

Здесь есть одно интересное место: Господь говорит посылающему: «убеди (их) прийти». «Убеди» в данном случае - ослабленный по значению синодальный вариант греческого глагола, который звучит скорее как «понуди прийти».

Еще блаженный Августин обратил на это внимание и высказывал мысль о позволительности понуждения в том, чтобы приводить людей к вере. Во времена позднего средневековья на этот текст ссылались те, кто считал оправданным физическую борьбу и даже уничтожение еретиков, противников веры. Можно ли понуждать людей к вере, добру? Бог весть! Может, иногда человек и нуждается в каком-то понуждении.

Однако, в основном речь может идти лишь о понуждении духовном. Слово Божие действует неотразимо. Человек порой и не хочет, и далек от всего, но вдруг услышит Слово Божие и покоряется высшему голосу в себе самом. Сердце уязвляется любовью Божией, красотой Божьей жизни и истиной Христовой и люди идут. И тогда наполняется дом.

Но почему же «мало избранных»? Иногда говорят: не все избраны для Царства Божия. Это как раз тот момент, когда на словах притчи нельзя строить некий догмат, делать вероучительный вывод, как нельзя делать такой же вывод на основании псалмов, являющихся духовной поэзией. Господь зовет всех. И состоявшихся, и несостоявшихся по разным причинам, всех, кого только найдут. Он даже «понуждает» прийти. И никто из откликнувшихся Богом не отринут. И потому слова: «много званных, но мало избранных» означают, что званы все, а избраны только те, кто услышал зов Божий и ответил на него. Избран ли ты - это от тебя зависит, потому что ты позван. Но Дом Божий еще наполняется, еще есть время. Хотя мы и не знаем, сколько его у нас.

Много званных, да мало избранных
Из Библии. Евангелие от Матфея (гл. 20, ст. 16): «Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных». Иносказательно: о многих соискателях чего-либо, что достанется лишь немногим, истинно достойным; о деле, которым занимаются многие, но успеха добиваются лишь истинно талантливые люди, настоящие мастера.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Много званных, да мало избранных" в других словарях:

    МНОГИЙ, великой числом, в большом количестве; избыточный, изобильный; чаще употребляется во мн. числе: многие, или как нарение: много, обильно, южн., зап. богато, калуж. жуть, сев. дородно; в высшей степени пропасть, бездна, вволю. Многий зверь… … Толковый словарь Даля

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Апостол из 12 ти, брат ап. Петра, священномученик (ск. 62). «Много званных, но мало избранных», говорил Спаситель. Рыбак Андрей, с юности всей душой обратившийся к Богу, сохранивший девство, что было редкостью у иудеев, первым последовал за… … Русская история

    Ибо много званных, а мало избранных. Мат.20:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных. Мат.19:30 Мат.22:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Апостолы Иисуса Христа особо отметили в своих Евангелиях притчи Христа, которыми

Христос говорил со своими учениками и с людьми, слушающими его. Он с горечью

Говорил о том, что среди людей «много званных да мало избранных» (Евангелие от

Матфея, 20-16. 22-14; Евангелие от Луки, 14-24).

Эти слова заключают в себе великую знаковость для христиан. В слове «З-в-АН-ных»

Четко видно, что званные – это те люди, которые находятся в состоянии «трижды»-

В-«АН». Тандем «АН» есть перевернутое сатаной Божественное слово «НА». А слово

«НА» предлагает людям все самое лучшее от Создателя человечества.

Поэтому силы Света показывают нам начертаниями слова «З-в-АН-ные», что эти люди

Являются НЕ ведающими правды Творца, а значит, они находятся во власти сатаны и

Выполняют его желания.

И, как подчеркнул Христос в притче, таких «звАНных» много. Очень много. Вот

Почему государства того времени назывались, к примеру, АН-тичным Римом, АН-тичной

Грецией, а то далекое время – АН-тичным временем.

Слово «избранные», наоборот, заключает в себе Божественные знаки и показывает

Собой, что «и-З-б-РА-нные» есть те из людей, кому дана Божественная правда, и кто

Носит в своем сердце Имя Солнечного бога «РА» Вечно Живого. Это те, кто

Откликается на зов Создателя в притче, рассказывающей о «званных» на пир. К

Сожалению, таких людей очень мало. О чем с горечью и говорит Христос.

Словом «ПИ-Р» Христос показывает слушающим его притчу, что на «пиру» присутствует

Дьявольское, опустошающее разум человека, «число ПИ».

И потому в АН-тичные времена, в царстве сатаны, «избранных» мало. То есть мало

Тех людей, над которыми сатана НЕ имеет власти. А значит, притча показывает

Людям ситуацию в человечестве в пользу сатаны.

Таким образом, смысл притчи о званных на пир в том, что «слуг» сатаны в

Человечестве находится гораздо больше, чем «рабов» Творца.

Обратите внимание, что слово «христи-АН-е» также несет в себе сатанинский тандем

«АН». Это произошло потому, что сатана поработил человечество своей ложью, и

Скоро его власть над людьми завершится его апофеозом торжества, так как в Библии

Прямо говорится о приходе к власти «АН-тихриста» и его «царстве».

Узнав знаковый смысл слова «званный», начинаешь видеть бессмысленность широко

Известной поговорки «НЕзванный гость хуже татарина». Ведь в слове «НЕзвАНный»

Сатанинский тандем «АН» отрицается.

Рецензии

Видимо, так и есть.
Вот примерно о том же:

Помилованье Божие - удар
высоким током
иль смертельной хворью:
тебя какой-то вычислил радар,
когда ты тень влачил по лукоморью.

Помилованный избран -
в этом суть.
Он блАжен,
неусыпен,
многим странен...
Он иноходец, инопланетянин
среди
предпочитающих
уснуть.

Здравствуйте, Екатерина! Рада видеть Вас! Большое спасибо за отклик и за рейтинг! Вы правы. Люди, избРАвшие путь к Богу, делают шаг в мир "избранных". Надеюсь, что читатели это увидят. Приходите в гости. С уважением,

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Двоеслов

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Устрашающе то, что за этим следует. Ибо много званых, а мало избранных ; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стены Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает «Христос», но каждого ли жизнь восклицает то же? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих. Потому и говорит Павел: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1:16) , и Иаков тоже: вера без дел мертва (Иак. 2:20) . И Господь говорит через псалмопевца: Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число (Пс. 39:6) .

По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и «агнцев» и «козлят», но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов. Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судия от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Блж. Иероним Стридонский

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Блж. Феофилакт Болгарский

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Евфимий Зигабен

Тако будут последнии перви, и первии последни: мнози бо суть звани, мало же избранных

Тако будут последнии перви, и первии последни

Это не заключение из притчи, потому что там последние уравниваются с первыми, а здесь последние являются первыми; но это особое изречение, показывающее, что подобно тому как сделавшиеся добродетельными в глубокой старости получают награду наравне с трудившимися от юности, так точно случается, что последние являются первыми и первые последними. Такими могут быть и христиане, и иудеи, или из верующих те, которые в начале были небрежны, а в конце становятся усердными, и те, которые в начале усердны, а в конце становятся небрежными. И не только в вере бывают такие перемены, но и в жизни.

Мнози бо суть званы, мало же избранных

многие призваны к вере, но немногие становятся угодными Богу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Слова, сказанные в 19:30 здесь повторяются, и это ясно показывает, что в них именно заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми, и наоборот; но что может быть и так, при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха ούως (так), которое может значить здесь: вот, в таких или подобных случаях (но не всегда). Для объяснения 16 стиха находят параллель во 2 Ин. 8 и думают, что она “дает ключ” для объяснения притчи, - с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова ст. 16-го: “ибо много званых, а мало избранных” следует признать позднейшей вставкой, как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениями. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф. 22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи.

Толковая Библия.

Спрашивает Алексей
Отвечает Александра Ланц, 07.05.2017


Мир вам, Алексей!

Евангелия донесли до нас 3 варианта притчи об избранности.

О владельце виноградника, который нанимал работников утром, днем и вечером

О царе, который звал людей на свадебный пир, устроенный для сына.

О богатом человеке, устроившем пир и позвавшем всех порадоваться с ним.

Все три притчи заканчиваются мыслью о том, что званных много, а избранных мало. Все три были рассказаны Господом Иисусом в качестве иллюстрации того, каково Небесное Царство или еще проще говоря: кто может спастись. Оказывается, спасение для Вечной Жизни предложено всем людям, про которых сказано: "много званных". Только проблема в том, что далеко не все они согласились откликнуться и придти на зов. По логике, предложенной притчей, избранными названы те, кто пришел.

Получается, что Бог даровал людям свободу выбирать, станут ли они избранными ко спасению. Бог позвал всех, приготовил для всех путь и духовную трапезу на этом пути, даровал всё необходимое, чтобы любой человек смог спастись и стать гражданином Его Царства. Теперь дело за каждым человеком в отдельности. Откликнешься и придешь? Будешь избранным. Про таких сказано в последней книге Библии:

...Агнец... есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним , суть званые и избранные и верные .

Для полноты картины нужно сказать, что в Библии слово "избранный" может так же употребляться и в несколько ином значении, то есть "избранный для какой-то миссии", в этом случае избрание происходит по воле Бога, Который Сам указывает, кто, когда и как должен исполнить то или иное дело. Но в случае с притчами, о которых вы спрашиваете, это слово использовано в контексте возможности спастись . Можете ли вы спастись? Да. Потому что Бог позвал вас ко спасению. Спасетесь ли? Решение за вами.

Благословенных вам решений, да будут они приняты под водительством Святого Божьего Духа ко спасению вашему и ваших родных!

Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев Не понимаю что значат слова Втор 23:2 Сын блудницы не может войти в общество Господне? Значит, он не имеет права на спасение, потому что не может быть крещён? (Лаура)
Loading...Loading...