Рецепт выпекания просфор. Так бывал ли классик в просфорне? Живое молитвенное слово

Вряд ли найдётся сегодня человек, которому не знакомы такие слова: "хлеб наш насущный". Но к сожалению, далеко не все знают, что они из молитвы «Отче наш», которая подчёркивает особое почтительное отношение к хлебу, предстающему здесь не в качестве тривиального продукта питания, а как символ, означающий все необходимое для поддержания души и тела человека. Одним из таких его воплощений является просвирка церковная.

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют — просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как "приношение". В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.

Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.

Позднее слово «просфора» стало применяться только в качестве названия хлеба, который употребляется для совершения литургии. Его стали выпекать специально для этой цели.

Символичность просфоры

Она представляет собой хлеб, который силой Бога меняет свою сущность или, как говорят христиане - пресуществляется в Тело Христово. Происходит это во время совершения в тот момент, когда священник вынутые на проскомидии частички погружает в Чашу, в которой Тело и Кровь Христова, произнося при этом особую молитву.

Круглая форма просфоры не является случайной, она делается такой, выступая символическим выражением вечности Христовой. В дополнение есть и другие, схожие толкования. Многие полагают, что это знак вечной жизни как отдельного человека, так и всего человечества во Христе.

Просвирка церковная состоит из двух частей: верхней и нижней. Это также имеет свой смысл. Собранные вместе две части символизируют особую природу человека, которая предстаёт в единстве двух основ: Божественной и человеческой.

Верхняя часть являет собой духовное начало человека. Его плотское, земное состояние символизирует нижняя, которую имеет просвирка церковная.

Фото позволяет разглядеть на верхней её части печать, состоящую из креста и надписи. Последняя в переводе с греческого знаменует победу Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние — побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15-20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода - его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода - Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Всякий, кто посещает церковь, знает, когда едят просвирки церковные. Происходит это после первой Литургии, если в этот день верующий причащается, то немного раньше - после Евхаристии. Вкушают этот священный хлебушек с особым чувством - смиренно и благоговейно. Делать это следует до приёма пищи.

Всякому верующему полезно начинать свой день с пития святой воды и вкушения просфоры. Для этого необходимо расстелить чистую скатерть или салфетку. На ней приготовить освящённую Богом трапезу, состоящую из просфоры и святой воды. Перед тем как употребить их, непременно нужно сотворить молитву, которая произносится специально для этого случая. Просвирка церковная вкушается над тарелкой или листом бумаги. Делается это для того, чтобы её крошки не упали на пол и не были попраны.

В от уже больше месяца назад в просфорне нашего храма полностью отказались от испоьзования магазинных термофильных дрожжей, и просфоры теперь пектся исключительно на закваске, как и положено по церковным правилам.

В " " (расположено в конце второй части Служебника), о веществе для Евхаристии сказано так: "Веществом для Таинства Тела Господа нашего Иисуса Христа является хлеб из чистой пшеничной муки, замешанный на простой воде и хорошо испеченный, квасной, не пересоленный, свежий и чистый; имеющий приятный и свойственный для хлеба вкус. Пресный же хлеб, даже если будет и пшеничным, во Святой Восточной Православно-кафолической Церкви веществом для Тела Христова служить не может. И служить на таком хлебе не следует". Именно квасной , а не дрожжевой .


Первая выпечка на закваске в нашей просфорне состоялась перед Пасхой. Тогда половина наших Артосов была в том изготовлена на закваске. Главная проблема всех Артосов в ом, что он долго хранится, при этом не должен плесневеть. Этот первый опыт прошел блестяще: ни один из наших Артосов этого года не заплесневел! Более того, те Артосы, для приготовления которых использовалась закваска оказались значительно мягче дрожжевых, от чего резать их в Светлую субботу было значитеьно легче. Многие храмы даже обращались с благодарностью.



Закваску для хлеба можно приготовить на хмелю, изюме, солоде, но для просфор у нас используются только мука и вода, поскольку добавлять в просфоры иные ингридиенты канонически недопустимо.

Какие преимущества имеет закваска перед магазинными термофильными дрожжами? Хлебобулочные изделия приготовленные на закваске имеют более выраженный, не пресный вкус, улучшается эластичность мякиша, увеличивается срок хранения. Мы проводили эксперимент: несколько просфор на дрожжах и несколько на закваске положили в отдельные пакеты в одинаковые условия - в тепло и периодически их проверяли.





Оказалось, что просфоры на закваске без специальных условий могут храниться, как минимум, в два с половиной раза дольше, чем дрожжевые.



Да, приготовление просфор на закваске проблематично и рисковано: тесто ведет себя иначе, чем дрожжевое, время подхода труднее угадать, да и просфоры не редко получаются кислыми, приходится пробовань различные варианты постановки теста. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом: в настоящий момент отрабатывается технология приготовления бездрожжевого хлеба собственного производства.

В дар Богу нужно приносить самое лучшее! И мы не думаем, что термофильные дрожжи - это лучшее, что мы можем принести в дар Творцу... Мы хотим вернуться к истокам.


Подготовил Стареев Михаил.

Среди символических предметов, используемых в богослужении, просфора занимает особое место. Она ассоциируется с телом Господним и является приобщением к таинству жертвы Иисуса Христа, принесённой Им ради спасения людей. Имея огромную культовую ценность, просфора, однако, стала ритуальным хлебом ещё задолго до распятия. История обрядов с её использованием уходит в глубь веков.

Значение слова

Во-первых, выясним точнее, просфора - что это такое? Само слово имеет древнегреческие корни и переводится как "приношение". Её второе название - хлеб для литургии, литургический. Основное назначение - применяется во время Евхаристии для освящения и вкушения вместе с вином как частицы тела и крови Христа. Широко используется и для обряда Проскомидии просфора. Что это значит: во время особой литургии вспоминаются рождение и смерть Христа, поминаются все христиане, живые и умершие. В основу обряда, помимо слов Иисуса, произнесённых на Тайной Вечере, положено и чудо, когда Он накормил несколькими хлебами тысячи голодных. Но ещё задолго до Рождества Христова в ветхозаветных текстах упоминалась жертвенная просфора. Что это должен был быть за хлеб, указано прямо: квасной, т. е. дрожжевой. Об этом пишется в «Книге Левита». В Моисеевых скиниях (походный храм) тоже использовался священный хлеб, только пресный, приготовленный по-особому. Две его части знаменуют человеческое, земное начало и высшее, небесное.

Древний культ

Во времена первых христиан верующие приносили в церкви или молельные дома пищу, оливковое масло, воск для свечек, которые были необходимы для литургий и других обрядов или просто служений. Обязательной была и просфора. Что это был не обычный хлеб, а особый, символический, подтверждают такие факты, как, например, описание общих трапез - агапов. На заре христианства, в эпоху рабовладения, было принято всеми членами местных церквей собираться для совместных вкушений пищи. За одним столом сидели свободные граждане и рабы. Агапы играли роль Тайной Вечери, во время них совершались Евхаристии, поэтому трапезы имели строго религиозный характер. В то же время они подчёркивали, что перед лицом Христа все равны, независимо от социального положения. Собравшиеся лобызали миру, молились, отправляли послания другим таким же церквям и общинам. Позднее, когда такие «вечери» стали делать отдельно от Литургий, просфорой назвали не приносимую пищу вообще, а только хлеб, нужный для Евхаристий.

Вкус хлеба

Каким же образом готовятся просфоры? Рецепт может быть разным, но технология одинакова для всех. Берутся обязательно именно пшеничная мука, соль, вода, квасцы или дрожжи. Никаких жировых добавок - молока, сыворотки, масла - просфора не требует. И вкус её должен быть просто слегка солоноватым. На верхнюю корочку хлеба наносятся особые символические изображения на религиозную тематику. Состоят просфоры из двух частей - половинок, о чём писалось выше. Их сакральный смысл указывает на связь мира человеческого и Господнего. Мука, хлеб и соль ассоциируются со Святой Троицей, а квасцы - с жизнью духа. Святой Симеон Солунский проводит и такую аналогию: мука и закваска (опара) - это душа, вода - крещение её, а соль - великое слово Божие. Иисус своих учеников называл «солью». А процесс выпечки сравнивается с соединением Господа с нами, людьми, «человеческим естеством». Потому хлеб цвелой, заплесневевший на роль просфоры не годится.

Каким же образом можно испечь просфоры? Рецепт, которым пользовались в старину, содержит такие указания: замес теста делается с добавлением святой воды, выпечка сопровождается молитвами, пением псалмов, работа выполняется женщинами благочестивыми, специально для этого приглашёнными. Их называют просфорницами. Процесс же происходит следующим образом. Для одной партии выпечки требуется муки-крупчатки 1200 г. Тщательно её пересейте, чтобы была пышной, наполненной воздухом. В таз, где собираетесь месить тесто, влейте немножко освященной воды. Затем высыпьте примерно 400 г муки и обдайте её кипятком. Для чего это делают: во-первых, чтобы пшеница отдала тесту имеющуюся в ней сладость, т. к. сахар в такой хлеб не кладётся. Во-вторых, чтобы просфора долго не плесневела. Массу нужно перемешать и оставить немного остыть. Далее в святой же воде разводится соль (несколько столовых ложек), это вливается в мучную кашицу, добавляется 25 г дрожжей, их растворяют и хорошенько вымешивают. Теперь таз накройте и оставьте опару на полчаса для подъёма. Досыпьте оставшуюся муку, ещё раз вымесите и вновь дайте тесту подойти. Спустя указанное время, если масса хорошо поднялась, из неё должна получиться отличная просфора. Что с ней делать - читайте дальше.

Выпечка изделия

Тесто выложите на рабочий стол, хорошо присыпав его мукой. Раскатайте пласт толщиной в 3 см. Нарежьте из него специальными формочками кружки большего и меньшего диаметра. Подправьте их руками, чтобы получилась аккуратной каждая будущая просфора. Что с ней делать теперь, точнее, с ними? Накрыть влажным вафельным полотенцем, сверху - сухим, и снова на полчаса оставить для «отдыха». Потом накладывайте печати на меньшие кружки, соединяйте с большими, предварительно смочив слегка поверхности водой. Чтобы во время выпечки в тесте не образовалось пустот, каждая святая просфора обязательно прокалывается насквозь. Затем их переложите на присыпанный мукой противень и поставьте в предварительно разогретую духовку. Как печь просфоры? Они должны подрумяниться, но не подгореть. Время - от 15 до 20 мин. Готовую выпечку выложите на стол, накройте сухим, влажным и сухим полотенцами и чем-то тёплым. В таком виде просфоры должны остыть. Их складывают в специальные корзины и употребляют по назначению. Хранят в холодильнике.

Живое молитвенное слово

Как уже отмечалось, весь процесс работы с тестом сопровождает молитва. Просфора - хлеб святой, а с Богом всякое дело спорится. Первая молитва, традиционная для всякого дела: «Господи, помоги!» Она предшествует началу работ. Во время замеса следует читать молитвы пяточисленные, обращения к святым Спиридону, Никодиму и Прохору, а также к Господу. Когда просфоры прокалываются, действие сопровождается традиционным: «Во имя Отца, Сына…» Пока идёт выпечка, следует читать: «Богородице Дево…» Завершается труд благодарственным обращением к Богу. Есть также молитва на принятие просфоры.

Священная печать

На верхнюю часть святого хлеба наносится особый рисунок - «печать». Как она выглядит? Рисуются очертания креста - четырёхконечного, равностороннего. Над перекладиной вырезаются инициалы Христа - IC XC, а под ней - слово «победа» на древнегреческом: ника. Естественно, что от руки всё это делать слишком долго, особенно если выпечь нужно большое количество изделий. Добрую помощь сослужит вам печать для просфор. Купить такую можно в церковных лавках. Оттиски, сделанные ею, хорошо видны на тесте. И когда просфора уже испечена, рисунок красиво смотрится на подрумяненной корочке.

Агнец жертвенный

Следует отметить, что во время богослужения используется хлеб не целиком, а его частицы. «Копьём» (в память о том, как на кресте этим орудием было проткнуто сердце Христа) просфора делится на кусочки, которые знаменуют собой Агнца Божьего, жертву, принесённую Иисусом ради людей. Обычно для Проскомидий пекутся 5 хлебцов. Один используется как Агнец, и во время литургии им причащают верующих. Остальные разделяются батюшкой в память о Матери Божьей. Частицы этих просфор едят, вспоминая о ней, о святых мучениках, о составителях литургии. Но это количество ориентировано именно на официальную часть служения. Для нужд храма, прихода печётся столько просфор, сколько прихожане подают записочек «Во здравие» и «Во упокоение».

Правильное употребление священного хлеба

Как правило, прихожане стараются принести домой из церкви кусочки просфоры, чтобы все в семье могли причаститься. Но её употребление регулируется несколькими правилами. Во-первых, едят такой хлеб перед основной пищей, никак их не смешивая. Во-вторых, обязательно нужно помолиться перед тем, как положить кусочек в рот. Итак, вернувшись с литургии, постелите на стол чистую скатерть. На тарелочку выложите просфоры. В стаканы или чашки налейте понемногу святой воды - примерно на 3 глотка. Затем старший в семье должен прочесть ту самую молитву, которая предназначена для принятия хлеба святого. Начинается она так: «Господь Боже мой, да будет Твой святой дар, Твоя святая вода препятствием для моих грехов, просвещением моего ума, укреплением сил духа и плоти…» Прочтя эти заветные слова, нужно каждому домочадцу поднести тарелочку. Он должен осторожно, чтобы на пол не упало ни крошечки, положить частицу в рот, медленно разжевать, запить освящённой водой. Думать в этот момент, конечно, желательно не о мирской суете, а о Господе, Иисусе, святой Церкви, ощущая себя её членом. Ведь просфора - хлеб небесный, принимать его нужно смиренно и в страхе перед Богом. Ещё Георгий Задонский проповедовал, что вкушение её и запивание святой водой располагает к добрым делам, защищает человека от дурных мыслей и поступков, от искушений нечистого и прочей скверны.

Вот такая интересная история у просфоры - православной и католической.

Хлеб в Церкви - символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.

Неотъемлемой частью литургической жизни Церкви является просфора, и поэтому послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания. Об этом нам рассказывает один из старейший насельников московского Сретенского монастыря игумен Киприан (Патрс).

Мы узнаем о том, для чего Господь создал пшеницу, почему на Земле везде можно испечь просфору и почему послушание просфорника, которое отец Киприан несет уже более десяти лет, считается в монастырях таким важным.

- Батюшка, почему в монастырях послушание просфорника считается одним из самых главных?

Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, место, второе после храма, - просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии.

- Кто должен и может печь просфоры? Как это было принято на Руси?

В монастырях, понятно, на это послушание ставились насельники - или насельницы. А для приходских храмов просфоры, как правило, пекли либо благочестивые вдовицы, либо девицы, жившие в безбрачии, - их так и звали: просвирни.

Так происходило из благоговейного отношения к просфоре. Так же, из благоговения, стали добавлять в замес просфор святую воду - по сути дела, это не является необходимым требованием, но ради благоговения и так поступают.

Если на сельском приходе служит «белый» священник и его матушка знает, как печь просфоры, то, конечно, она и будет это делать - а кому еще? И это нормально. Надо исходить из реальных условий.

В монастырях сейчас, конечно, в основном пекут просфоры сами - и для себя, и на продажу. Приходские храмы либо тоже пекут сами, либо, что чаще, покупают.

В древности просфоры могли печь все - это было приношение в храм: из них отбирались лучшие, на которых и служили Литургию. Практически все хозяйки знали, как печь хлеб, потому что это было обычным делом, и любая из них, будучи церковным человеком и зная требования (это должен быть квасной хлеб, соль, вода, мука), могла испечь дома просфору и принести ее в церковь.

В Греции и сегодня просфору можно купить в магазине и принести ее в храм как свое приношение.

А что нужно делать для того, чтобы благоговейное, молитвенное отношение к выпечке просфор не прекращалось? Чтобы это не становилось ремеслом?

Оно и не прекращается. Не замечал, чтобы прекращалось: ни на приходах, ни в монастырях, где мне приходилось бывать на просфорнях, ни в частной просфорне, не видел, чтобы это как-то деградировало. Не думаю, что тут есть какая-то опасность. Я такого не наблюдал.

Раньше специальной просфорни у нас в монастыре не было и обеспечение храма просфорами лежало на мне, когда я был ризничным. В один «прекрасный день» по моему недосмотру оказалось, что маленьких просфор для народа для завтрашнего дня нет. Служебные были, а для народа заранее не запасли, не купили. Обнаружилось это в пятницу, просфоры нужны были в субботу утром, а ездили мы за ними только в субботу днем.

Оставить народ без просфор было невозможно. Что делать? У нас в трапезной была одна сотрудница, Любовь, которая раньше уже пекла просфоры и в этом деле разбиралась. Она заканчивала смену, когда я пришел к ней на кухню и говорю: «Тетя Люба, а вы ведь раньше просфоры пекли?» - «Да. А что, надо?» - «Да, у нас нет».

Нашли мы американскую муку - ужасная, отбеленная мука, - французские дрожжи, и вот на этом и пекли первые просфоры, в кухонной печи, где перед этим пеклось печенье. Просфоры, как я теперь понимаю, получились ужасными, пахли печеньем, но они были, и народ остался доволен.

А нас это дело захватило, и мы решили сами попробовать печь. У меня тогда в подчинении был отец иеродиакон , и вот мы начали печь по ночам на кухне. Конечно, мы смогли продержаться только месяц - потом просто свалились: по ночам не спали, не каждую ночь, но всё равно, - зато у нас появились свои просфоры. И тогда стали мы у отца наместника просить, чтобы у нас была своя просфорня. Он благословил, и после ремонта в новом корпусе мы ее обустроили. Это было в 2000 году.

Вот вы сейчас сказали: ужасная американская мука, французские дрожжи… А многие могут подумать, что это, наоборот, прекрасно. Какая же должна быть мука и какие дрожжи?

Почему я поругал американскую муку? Американцы не всю муку, но очень часто отбеливают хлором. Это делается просто ради цвета. Они, по сути, ее портят.

Французские дрожжи, инстантные, мало подходят к выпечке просфор. Они сразу дают очень много углекислоты, то есть быстро подходят, что для одновременной выпечки большой партии просфор не годится - за ними не уследишь, они просто «бегут». Поэтому лучше, конечно, брать наши, отечественные дрожжи.

«Люкс» вполне подходят. Хорошие - воронежские. И сушеные воронежские дрожжи тоже дают хороший результат. Сушеные дрожжи легче хранить, а прессованные хранятся не больше месяца, и то у них подъемная сила падает… Можно пользоваться закваской.

В какое-то время началась шумиха, что «только на закваске, раньше на закваске пекли, а теперь дрожжи…» Но это просто от незнания люди говорили: вообще-то в закваске работают те же дрожжи, только дикие. Молочнокислые бактерии и дрожжи, причем разных видов, есть практически везде. Если просто муку залить водой, поставить в тепло, чтобы создались необходимые условия, эти дрожжи начинают размножаться: вот, собственно, вам и закваска.

В свое время научились выращивать дрожжи в большом количестве на заводах. Потом путем селекции вывели дрожжи, дающие больше углекислоты, устойчивые к температурам.

Что такое дрожжи? Это одноклеточные грибки, которые можно подвергнуть селекции, выводя более устойчивые формы, способные легко сбраживать сахара, имеющиеся в муке, - вот, собственно, и всё.

Мало того: раньше закваску так и называли - дрожжи. Не было разделения. Если взять книгу Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» и посмотреть раздел «Хлеб», то мы увидим, что у нее даже слова «закваска» нет, она пишет: «дрожжи».

Но в нашем понимании это закваска. От заквасок отказались в хлебопечении потому, что они более капризны. Если есть желание печь просфоры на закваске, это вполне возможно. Только надо стартовую закваску чаще ставить, чтобы не закисали просфоры, не было большой кислоты.

На Афоне на закваске просфоры пекут, в Ватопеде, по крайней мере, и еще в ряде монастырей - как пекли раньше, так и пекут. Они закваску возобновляют, то есть ставят свежую, два раза в год - на Крестовоздвижение, например, и на Крестопоклонной неделе. Или в Великую субботу - не помню точно, но это можно уточнить, кому хочется. Эту закваску называют чудотворной, но дело не в том, что она поднимается без дрожжей. Дрожжи там есть.

Дело в том, что она очень быстро созревает - буквально пока идет служба. Вот в чем заключается благодать Божия - в том, что это очень быстро происходит.

Но также это произойдет в любом другом месте. Нет такого места на Земле, где живут люди - ну разве что кроме каких-то северных островов, где вообще ничего не портится, - где не было бы дрожжей и молочнокислых бактерий: Господь устроил так, что просфору можно испечь везде.

Причем удивительно еще вот что: мы совершаем проскомидию на пшеничном хлебе, но только пшеница имеет уникальные хлебопекарные качества. Ни один другой злак таких качеств не имеет. Господь и создал пшеницу, чтобы из нее можно было печь тот самый квасной хлеб, на котором может совершаться Литургия.

- Батюшка, а почему греки служат на одной просфоре, а у нас - на пяти?

Собственно, это традиция. Причем традиция, которая не является догматом. Что на одной просфоре служить Литургию, что на двух (как часто на Афоне служили), что на пяти, что на семи - принципиальной разницы нет. Можно на одной просфоре отслужить. Ну, нет просфор - есть только одна: куда деваться? Можно отслужить Литургию. Почему нет? Тогда из нее надо вынимать, как греки вынимают: центральная - Агнец, а из остальных частей остальные частицы: Матерь Божия, девять чинов святых, о здравии, о упокоении… У греков же на печати, если кто видел, все наши пять печатей изображены: в центре - Агнец, справа, слева - Матерь Божия, девять чинов святых.

Это дело местной традиции. В главном у нас должно быть единство, а в остальном разнообразие допускается. Вот как раз это и есть допустимое разнообразие. Старообрядцы приезжали во второй половине XIX века на Афон, чтобы выяснить все-таки, кто заблуждается: они или «никониане». Афон действительно был хранителем преданий церковных и обрядов. Они обратились к духовнику Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Иерониму - не помню точно фамилию, известный был подвижник. Он им ответил: «Как служили мы в древности на Афоне, так и сейчас служим». А они служили на двух просфорах: одна - Агничная, вторая - для остального. Причем объяснение этому очень простое дал: по бедности.

Нужно где-то на кельях служить, и, чтобы меньше расходовать, по бедности пустынникам давали служить на двух просфорах, и беды в этом никакой нет. Это вещь обычная, нормальная. У нас когда-то на семи просфорах служили. И тоже беды никакой не было. А сколько просфор готовится, если архиерей служит? Семь. Обычных пять и плюс две просфоры для архиерея. Те же самые семь просфор получаются. Это дело практики, и нет никакой необходимости приводить это к какой-то жесткой норме.

Если вернуться к той ночи, когда вы с тетей Любой в первый раз пекли просфоры… Все последующие знания вы получали опытным путем или где-то учились? И учат ли вообще где-нибудь этому?

Знаете, мы учились просто: во-первых, конечно, тетя Люба учила; во-вторых, учились на опыте и на своих ошибках.

Маленькие просфоры мы пекли, а служебные у нас долго не получались. Мы покупали их в Даниловом монастыре. И вот как-то в воскресный день пришел на службу, как обычно, отец наместник и спрашивает: «Отец Киприан, а чьи у нас просфоры служебные?» - «Батюшка, даниловские». - «Почему даниловские? У нас же своя просфорня». - «Батюшка, да мы еще не умеем, надо учиться…» Он говорит: «Так, всё. Просфоры не покупаем, печете сами».

Я тут же стал считать в уме, сколько у меня осталось даниловских просфор, и понимаю, что на будни еще хватит, а на следующее воскресенье Агничных просфор нет. Куда деваться? Где можно поучиться? Стал знакомую монахиню, просфорницу, просить. Позвонил ей в Зачатьевский монастырь - матушка Сергия такая была замечательная, уже покойная. Я - к ней: «Матушка, можно у вас поучиться просфоры печь?» Она говорит: «Может, лучше к отцу Адриану в Новоспасский?» Говорю: «Матушка, можно к вам?» - «Ну, можно, приходите». - «А когда у вас выпечка?» - «В четверг».

Целый день я у них отработал. Конечно, некоторый опыт у меня был, а тут я увидел свои грубые ошибки, научили меня катать низы, чтобы шарики такие получались… Низы - это нижняя часть просфоры.

И вот еще какая загвоздка: отработал я у них на выпечке весь день, а они на продажу пекут, но я не могу матушке Сергии сказать: «Продайте», потому что отец-наместник покупать запретил, а «Так дайте» - у меня язык не поворачивается. Она, может, и дала бы, но я не попросил…

И осталась у меня для выпечки только пятница - вечер. Ну, слава Богу, увидел я свои грубые ошибки, скорректировал свой замес, и что вы думаете? В первый же вечер абсолютно нормальные просфоры получились. Милость Божия!

Конечно, и молился, и просил - великомученицу Варвару просил, потому что это была ее память вечером… Получились просфоры! Воскресенье, Литургия, отец-наместник видит просфоры, нормальные служебные… «Отец Киприан, чьи просфоры?» - «Батюшка, наши». - «Что с вами случилось?» - «Батюшка, милость Божия».

Видите как: если бы отец наместник не сказал: «Всё, печем сами», сколько бы я еще так «сидел» на маленьких?

Лучше всего учиться у других просфорников, прямо на просфорне работать, чтобы они на месте показывали, как надо печь, потому что в пособии всего не напишешь. Я не представляю себе, как можно показать, как те же низы правильно катать, если ты не будешь этого видеть, если руками не будешь чувствовать теста.

Чтобы научиться печь просфоры, нужно печь вместе с хорошим просфорником и даже разные просфорни посещать - обмен опытом очень важен.

- Что сегодня представляет собой просфорня Сретенского монастыря?

Цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.

- А кто печет? Монахи, послушники или вы кого-то нанимаете?

Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры… У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии - они помогают при разделке, потому что нам надо за два с половиной часа разделать около 3 тысяч просфор.

- Как часто происходит выпечка?

По потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.

- Студенты любят это послушание?

Сколько уже было у нас из семинаристов помощников, знаете, такого вопроса не возникает: «Ты любишь это послушание?» Трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят. Понимаете, выпечка просфор… человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к этому делу - к печению просфор - так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что понимаете, как? Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые… Так что вот такое дело. Должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.

- То есть механически не получится?

Механически - нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого - просфору испечь? Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, - говорю, - рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»

А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.

Кстати, очень мне помогли в выпечке просфор, в понимании процесса выпечки - по сути дела, хлеба, только специального - книги по хлебопечению, обычные книги, которые можно приобрести. Они дают понимание того, что там происходит, а это не лишнее. Мало того, эти книги нам помогли еще и в другом: мы ведь печем для братии хлеб в просфорне. В общем, для выпечки просфор первое - преемственность. А второе - свой опыт, незаменимый. И как пособие - книги по хлебопечению: они помогают.

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь.

Мука с закваской означают

ДУШУ
Вода - КРЕЩЕНИЕ
Соль знаменует УМ и УЧЕНИЕ .

Слова, которые сказаны ученикам: # ВЫ ЕСТЬ СОЛЬ ЗЕМЛИ #.

СТАРИННЫЙ СПОСОБ ВЫПЕЧКИ

Берут 1200 г. муки высшего сорта (крупчатки).

На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г. муки, обливают кипятком (для придания просфоре сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают.

После охлаждения -добавляют соль, разведенную в святой воде, и дрожжи 25 г.
Все тщательно перемешивают и после подъема -через 30 минут, добавляют оставшуюся
муку 800 г и снова все месят.

Через 30 минут тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше) покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут.

Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот.

Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые – 15 минут, служебные – 20 минут).

Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим.
Просфоры "отдыхают" час.


Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.
Разделение просфоры на две части обозначает невидимое разделение естества человека

на ПЛОТЬ (мука и вода) и ДУШУ (дрожжи и святая вода),

находящиеся в неразрывном, но и не слитном единстве.

Поэтому изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

Loading...Loading...