Собор святого семейства барселона испания. История создания собора саграда фамилия

Если задать в интернет-поиске вопрос о достопримечательностях Барселоны, то первое, то вы можете увидеть в списке – Храм Святого семейства, Саграда Фамилиа – величайшее творение мастера Гауди, которое поражает воображение и вызывает неоднозначные ощущения.

Церковь Святого Семейства (полное название церкви – Искупительный Храм Святого семейства) или же Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) – одно из наиболее известных творений архитектора Антонио Гауди, знаменитый испанский долгострой.

Из-за того, что Храм строился исключительно на пожертвования, возникали долгие перерывы в строительстве. Сравнительно недавно к строительству привлекли инвесторов, в том числе и иностранных, и стройка получила второе рождение.

Храм Святого Семейства сочетает в себе всевозможные архитектурные стили – от готического до модернизма, причудливо воплощенные в задумке мастера Гауди. Архитектор сильно изменил существующий на то время проект, добавив массу ниш и ажурных элементов, благодаря которым здание сегодня выглядит столь необычно и величественно. Если присмотреться к Храму издалека – он напомнит замок из песка, таким его видел Антонио Гауди.

Очень многие сравнивают Гауди с великим итальянским мастером Леонардо да Винчи: Гауди никогда не полагался на чертежи, многое рождалось у него в голове и лишь схематически изображалось на бумаге. Задумай мы сейчас воплотить подобное, нам понадобились бы сложное компьютерное моделирование и долгие расчеты.

История происхождения

История Храма берет свое начало в 1874 году, когда на щедрые пожертвования было решено построить Церковь искупления. Строительство было начато неподалеку от Барселоны, где был выкуплен обширный земельный участок. Свершилось это в 1882 году по благословению епископа Барселоны, который и заложил первый камень в основание фундамента Храма.

Первоначальный автор проекта – Франсиско дель Вильяр . Но из-за многих разногласий между архитектором и заказчиками они никак не мог прийти к единому мнению, к единой концепции строительства Храма. И уже спустя год после начала строительства архитектором Храма стал 31-летний Антонио Гауди.

«Я хочу, чтобы Храм дышал, мягкий свет лился сквозь окна, и вам казалось бы, что вы видите свет звезд» — писал Гауди.

По проекту:

  • высота Храма должны была быть 170 метров,
  • над Храмом должны возвышаться 18 башен,
  • которые символизируют 12 апостолов,
  • четырех евангелистов
  • и самого Христа.

Все статуи в Храме, надписи и резьба на колоннах и фасаде должны служить католическому символизму.

Все декоративнее элементы на фасадах Храма представляют собой тексты Евангелия. Очертания Храма менялись с каждым этапом строительства, привнося неожиданные и смелые решения. Порталы и башни Храма богато декорированы мелкими деталями, фигурами, надписями. Гауди добился эффекта, что камень кажется невесомым, будто сплетенным из паутины.

По замыслу архитектора храм должен состоять из трех фасадов:

  • Рождества,
  • Страстей Христовых
  • и Славы.

Все фасады должны были облицованы камнем разного цвета и иметь разные витражи. При жизни Гауди было начато первым строительство фасада Рождество, но он немного не успел довести его до завершения.

Два остальных фасада достраивали его ученики, но разница между воздушным творением Гауди и работой его учеников все же заметна. Фасад Страстей начали строить только в 1954 году, по чертежам и наброскам, оставшимся от Гауди.

Примечательно, что архитектор Гауди не оставил после себя подробных чертежей строящегося здания, оставив место воображению. По ходу строительства он оставлял первоначальные замыслы и перестраивал концепцию.

Последние 15 лет своей жизни Гауди посвятил только этому своему творению, проводя на стройке почти все время . Гауди не дожил до завершения строительства (умер в 1926 году), и дело его продолжили ученики, стараясь придерживаться той архитектурной линии, к которой стремился мастер Гауди.

В ноябре 2010 года Папа Римский Бенедикт освятил Храм, назвав его Малой папской базиликой, и с тех пор в Храме официально могут проходить богослужения.

В настоящее время Храм, хоть и считается недостроенным, однако он открыт для посещений туристами. В начале 2000-х годов начато строительство третьего фасада – фасада Славы. По предварительным расчетам, если все будет проходить по намеченному плану, строительство планируется завершить к 2026 году. Храм Саграда Фамилия внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО, даже невзирая на тот факт, что здание не достроено.

Где расположен, как добраться

Адрес, по которому расположен Храм: Calle Mallorca 401, 08034, Barcelona.

Самостоятельно добраться до него можно:

  • на метро (станция Sagrada Familia),
  • автобусами 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51,
  • или туристическим автобусом (остановка Sagrada Familia).

Можно заказать экскурсионную поездку в местной туристической компании – вас не только довезут до места и доставят обратно в отель, но и расскажут немало любопытного про строительство Храма.

Как попасть, билеты, стоимость, режим работы

Режим работы делится на два сезонных периода:

  • первый длится с апреля по сентябрь (Храм открыт для посещений с 9.00 до 20.00),
  • второй сезон – с октября по март (работает с 9.00 до 18.00).

Стоимость входа в Храм равна 13-14 евро .

  • Если вы заказываете прогулку с гидом, это будет чуть дороже – 18 евро, зато можно узнать все любопытные факты о Храме и его создателе.
  • Для детей в возрасте от 10 до 18 лет, студентов и пенсионеров предусмотрена скидка на входной билет – обычная стоимость 11-12 евро и 15 евро с услугами гида.
  • Дети до 10 лет на экскурсию проходят бесплатно.

Кстати, все деньги, собранные от продажи билетов, также идут на финансирование дальнейшего строительства Храма.>

Если вы заказываете экскурсию в местной туристической компании – стоимость ее будет порядка 32-35 евро с человека.

Билеты лучше приобрести заранее и на утреннее время, утром в Храме много света, почти не бывает народа, и можно спокойно полюбоваться всеми красотами внутреннего убранства Храма. Плюс к этому вы не будете стоять в очереди на посещение Храма, так как в билете всегда указывается точное время посещения.

Билеты можно заказать и с помощью Интернета на официальном сайте Храма http://www.sagradafamilia.cat , а затем забрать их в специальных банкоматах либо получить в отдельной специальной кассе у входа в Храм. Кстати, на официальном сайте можно посетить храм с помощью виртуальных экскурсий, но истинного впечатления, конечно, такая экскурсия не создаст – нужно вживую увидеть всю мощь, грандиозность и величие архитектурного шедевра.

А еще на сайте можно отслеживать акции (приуроченные к празднованию определенных католических праздников), в течение которых можно приобрести бесплатный билет на экскурсию в Храм.

Продолжительность экскурсии по Храму – от 1,5 до 3 часов. Под небольшой залог можно взять аудиогид, слушая его по ходу экскурсии, можно узнать немало любопытного. Аудиогиды есть и на русском языке.

В Храме разрешена видео- и фотосъемка, главное – взять запасные батарейки для фототехники.

Можно подняться на одну из башен Храма на лифте, расположенным слева от входа (билет на лифт стоит 3 евро), Лифт вознесет вас на смотровую площадку башни, откуда открывается великолепный вид, а спуститься обратно можно пешком по винтовой лестнице, проникаясь величием постройки и великолепием скульптур и деталей. Детей до 6 лет на башни не пускают из-за соображений безопасности.

Посещение Храма доступно и людям с ограниченными возможностями – посетителям могут быть предоставлены инвалидные кресла, а также при необходимости и сопровождающий.

Кроме самого Храма можно посетить и Музей при храме, где находятся чертежи и планы строительства, макеты Храма, а также посетить мастерскую и своими глазами рассмотреть гипсовые макеты храмовых скульптур.

Необычный внешний вид Храма привлекает множество туристов со всего мира и входит в тройку самых посещаемых мест в Испании после музея Прадо (Мадрид) и дворца Альгамбра (Гранада).
Многие люди ошибочно именуют Храм Собором, однако это не самое главное церковное сооружение в Барселоне.

Главным епархиальным храмом Барселоны является Собор святой Евлалии , а вовсе не Саграда Фамилия.
Строительство идет медленно не только из-за недостаточного финансирования, но отчасти и из-за того, что многочисленные детали и каменные блоки требуют точной и кропотливой подгонки. Как без компьютерного моделирования обходились мастера 19 века – остается загадкой.

Главное украшение Храма – это его башни. Желающих подняться туда немало, но вид на Барселону с высоты птичьего полета того стоит.

Одно ясно: Храм Святого Семейства – творение настоящего Гения. Путешествие по Барселоне будет неполным без посещения Саграда Фамилия, которое по праву считается величайшим архитектурным сооружением.



Церковь Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) в — один из самых знаменитых храмов мира. Правильней называть сооружение — Искупительный храм Святого Семейства. Какое-то совершенно неземное здание, как и многие творения Гауди, впрочем…

Башни храма видно из многих точек города. Мелькающий среди деревьев храм вызывает ощущение попадания в другой мир.

Уникальное здание было заложено в 1882 году и строится на частные пожертвования до сих пор. В последние годы работы идут значительно быстрее, так как подключились крупные инвесторы.

Первый проект Собора Святого Семейства был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (Francisco de Paula del Villar). В конце 1883 года возглавить работы был приглашён Антонио Гауди, значительно изменивший первоначальный замысел.

Законченный фасад «Рождество» — истинный шедевр Антонио Гауди. Это единственный фасад, законченный великим мастером. Скульптурные группы изваяны в натуральную величину с необыкновенным мастерством. Чтобы получить максимально натуральные изображения для сцены избиения младенцив Антонио Гауди даже делал слепки с умерших младенцев.

После смерти Гауди строительство собора продолжили его ученики, затем ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании чертежи Антонио Гауди были уничтожены. Стройку остановили, долгое время были споры о целесообразности продолжения строительства.

Второй фасад собора «Страсти Христовы» был выполнен испанским скульптором и художником Иосифом Марией Субирачесем, в кубическом стиле и кардинально отличается от стиля Гауди, подчеркивая таким образом, что создать подобие уже созданному шедевру невозможно. Хотя, надо отдать должное скульптору — он тоже создал, несомненно, очень значимое произведение.

Субирачес сейчас возглавляет работы по строительству третьего фасада.

Виноград на небольших башнях слева от строящегося фасада символизирует Святое причастие. В декоре храма Святого Семейства вообще очень много всякой символики, можно увидеть даже нумерологию.

У законченного собора будет 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов. Самая высокая центральная башня — символ Иисуса Христа.

О соборе Саграда Фамилия столько всего сказано и написано, что, наверно, можно было бы вести отдельный блог о ходе строительства. Дарю кому-то идею…

Собор Святого Семейства не так велик по площади, но быстро обойти его не удается, забываешь о реальном времени. Начинала обход храма под дождем, с каплями на стекле объектива фотокамеры, а заканчивала под ярким солнцем…

Ежегодно к собору Саграда Фамилия приезжают около 3 миллионов туристов со всего мира. Вокруг собора — огромная очередь желающих попасть внутрь.

Несомненно, Собор Святого Семейства — самая известная достопримечательность Барселоны и одна из наиболее известных достопримечательностей Планеты, создаваемая на наших глазах.

Рядом с храмом расположены сувенирные магазины. Все доходы магазинов идут в фонд строительства собора.

Здесь в стеклянной витрине можно увидеть точный макет Искупительного храма Святого Семейства.

В магазине приобрела золото Толедо (традиционные испанские украшения). Надеюсь, мой вид в новых серьгах ускорит завершение строительства, которое сейчас ожидается в 2026 году.

Вступление к данной достопримечательности хотелось бы написать в ключе эмоций, которые вызывает этот храм! Казалось бы – есть фотографии, снято много видео о Саграде Фамилии, но личное посещение Саграды Фамилии (или Храма Святого Семейства) впечатляет до глубины души!

Поэтому при посещении Барселоны крайне необходимо посетить этот храм, благо способов добраться до Саграды Фамилия – масса, начиная с метро и заканчивая туристическими автобусами.

Всё, про эмоции написали, теперь перейдём к самой Саграде Фамилии, благо о ней можно рассказать очень многое, потому что спроектировал и начал строить это монументальное строение настоящий гений, имя которому Антонио Гауди. Мы ещё неоднократно затронем его творения в других статьях про Барселону, так как они являются визитной карточкой этого города.


Саграду называют "Библией в камне", она описывает основные этапы жизни Христа


Фасады и архитектурные элементы, построенные современными архитекторами, сильно отличаются от задумок Гауди, они более резкие, имеют много острых углов

Столица Каталонии является одним из главных туристических центров Европы. Этот город славится обилием достопримечательностей, своим дерзким характером и необузданной архитектурой. Такую славу Барселона приобрела во многом благодаря работам выдающегося архитектора Антонио Гауди, которые удивляют туристов со дня своего сотворения.

Одной из самых ярких и непостижимых работ зодчего является, конечно, легендарный собор Саграда Фамилия, или Храм Святого Семейства Антонио Гауди.

Храм Святого Семейства Барселоны

Sagrada Familia – самая известная достопримечательность столицы Каталонии. Этот костел строится уже без малого 140 лет. Строительство церкви началось в 1882 году, тогда церковь приобрела участок земли за границами города для постройки самого величественного собора за всю историю Испании, работать над проектом пригласили талантливого и неординарного архитектора А. Гауди, который на тот момент был никому не известным молодым проектировщиком, имевшим за своими плечами одну лишь постройку.

Антонио с энтузиазмом взялся за работу, даже не имея конкретного плана строительства. Все его решения были интуитивными, и нередко строителям приходилось переделывать уже готовые части базилики, когда зодчего посещали новые идеи. Строительству Храма Святого Семейства архитектор посвятил всю свою сознательную жизнь. Антонио просто жил на строительной площадке, ведь он ни на минуту не мог оставить работы без присмотра. Под его руководством работы продолжались целых 40 лет, до самой смерти зодчего.

Уникальность данного строения заключается даже не в необычных формах и смешении разных архитектурных стилей, которые использовал Гауди. На самом деле Саграда Фамилия в Барселоне – это библия, воплощенная в камне. Каждый из фасадов здания – это библейские истории, которые скрывают в себе тайны мироздания, секреты прошлого и будущего. Примечателен и тот факт, что для создания скульптурных композиций художник использовал слепки животных и людей. Так для картины убиения детей царем Иродом слепки делались с мертворожденных младенцев, а чтобы создать фигуры животных Антонио просто усыплял их на время.

Удивительно, но столь величественное строение было полностью построено на пожертвования горожан. Когда деньги заканчивались, зодчий сам выходил на улицы города собирать пожертвования. Огонь и энтузиазм в его глазах не оставляли граждан равнодушными, и каждый из них жертвовал на строительство даже последние сбережения. Так продолжалось до 1926 года. В этот год великий зодчий нелепо погиб под колесами трамвая, не оставив после себя ни единого чертежа готового проекта.

После смерти великого зодчего строительство Собора Святого Семейства перешло под управления ученика Гауди, Д. Сурганесу, но и он не успел закончить дело всей своей жизни. После его кончины работами руководили еще три архитектора, каждый из которых внес свои идеи в архитектуру и убранство здания.

Внешний интерьер и архитектурные особенности

Несмотря на то, что возведение костела продолжается, и по сей день, службы в нем начали проводить еще в 2010 году, тогда церковь стала доступной и для туристических экскурсий. Сегодня храм Саграда Фамилия (Барселона) признан самой необычной базиликой в мире, а значит и самой посещаемой достопримечательностью Испании.

Среди выдающихся архитектурных особенностей строения можно выделить несколько примечательных деталей, так, к примеру, башни, которые возвышаются над современной застройкой и видны практически из любой точки города, взмывают вверх из единого основания, как будто огромная скала разъединилась на несколько частей и устремила свои пики в бескрайнее небо.

Также удивляют своей необычностью и барельефы и скульптурные композиции, которые рассказывают о тех этапах жизни Христа, рождении, муках и воскрешении. В архитектуре базилики много неправильных форм и геометрических нонсенсов, что создает общую картину некоего хаоса, подчиненного архитектором своей воле.

Несомненно, внутрь идти стоит. Интерьер костела внутри, как и внешний его облик, поражают своей необычностью и необузданной фантазией архитектора. Вошедшим собор Саграда Фамилия открывает чудесные виды. Посетителей окружают причудливые ветвистые колонны, которые устремляясь под ажурные своды похожи на цветочные лианы, вьющиеся вдоль уникальных фресок и лепнин. Внутри очень светло и уютно. Солнце проникает внутрь сквозь многочисленные окна и витражи, что делает освещение мягким и каким-то сказочным.

Сегодня для осмотра доступен не весь собор Святого семейства в Барселоне. Билет можно купить в башни фасадов Рождества и Страстей, также открыт музей возведения костела, где выставлены уникальные наброски и чертежи великого зодчего. Большая часть экспозиции, к сожалению, была уничтожена во время войны, но и то, что осталось, поражает посетителей своей неординарностью.

Оказавшись в этом необыкновенном строении, обязательно поднимитесь на смотровую площадку. Попасть сюда можно на лифте, а также на площадку ведет уникальная винтовая лестница. Спираль уникальна тем, что при взгляде снизу создает впечатление искривленной реальности и полного ощущения, что свод передвигается вверх без остановки. Отсюда открывается действительно неповторимый вид на Барселону. От смотровой площадки по винтовой лестнице можно подняться к самой верхушке башни, туда, где по замыслу великого архитектора должны быть установлены колокола, которые будут издавать волшебную музыку при движении ветра.

Храм Саграда Фамилия – это удивительное строение, которое расположено в Барселоне , недалеко от её центра. Это здание привлекает людей со всего света по разным причинам. Кого-то интересует архитектура этого здания, а кто-то едет взглянуть на памятник истории – творение великого Антонио Гауди. Также интересно это здание тем, что до конца оно не построено. Известный во всём мире архитектор ушёл из жизни, не оставив чертежей и инструкций по дальнейшему строительству храма.


У храма Саграда Фамилия есть и другие имена. Полное его название - Искупительный храм Святого Семейства, иногда можно услышать как его называют церковью Святого Семейства. За всю мировую историю не было ни одного архитектора, который смог бы настолько сильно поражать своим творчеством воображение людей. Здания, выполненные по его чертежам, не похожи ни на какие другие. Известно, что Гауди изучал всевозможные стили архитектуры и брал для своего творчества то, что ему нравилось больше всего. Иногда в его строениях можно уловить элементы готического, мавританского стиля или стиля модерн. Но каждый раз в итоге получалось что-то удивительное, очередной шедевр, который нельзя было причислить ни к одному из известных стилей.

История строительства храма Саграда Фамилия

Пожалуй, чтобы лучше понять, как строилось это здание, нужно узнать немного больше и о самом архитекторе. Итак, Антонио Гауди появился на свет 25 июня 1852 года в городке Реус, который находился в Каталонии. Отец Антонио работал медником, и это сыграло немалую роль в жизни и творчестве будущего архитектора. С самого детства он любил наблюдать процесс отливания меди. Каталония славилась изделиями из кованого железа. Гауди с трепетом относился к ремеслу своего родного края и позже своими руками создал немало искусных изделий из этого металла.

Будучи ещё совсем молодым человеком Гауди поехал в Барселону, где сначала в течение пяти лет проходил обучение на подготовительных курсах, а затем поступил в Провинциальную школу архитектуры. В 1878 году молодой человек окончил своё обучение. В это время среди архитекторов особенно популярен был неоготический стиль. Одним из больших поклонников этого стиля был французский архитектор и писатель Виоле ле Дюк. Именно он в конце 19 века занимался реконструкцией собора Парижской Богоматери и других зданий, построенных в готическом стиле. Гауди стал последователем этого человека и принимал многие его идеи. Также молодого архитектора привлекал английский критик и искусствовед Джон Рескин, который ратовал за возвращение декоративности в искусстве. Можно сказать, что эти люди сыграли большую роль в дальнейшем творчестве Гауди. Однако его собственный стиль был не похож ни на один другой.


Гауди спроектировал множество прекрасных зданий, однако кафедральный собор, посвящённый Святому Семейству, занял основную часть в его жизни. В целом Антонио Гауди отдал этому сооружение около 43 лет своей жизни. Архитектор был не только талантливым, но и очень набожным человеком, истинным христианином. Он хотел возвести такое здание, которое бы показывало людям всю земную жизнь Христа и стать архитектурным воплощением Нового Завета.

Храм Саграда Фамилия начали строить ещё в 1883 году . Изначально главным архитектором был назначен Франсиско де Вильяр, который задумал создать собор в неоготическом стиле. Однако в 1891 году, когда работы по строительству сооружения только начинались, его сменил Антонио Гауди.


Архитектор занимался строительством храма до самых последних дней своей жизни. Несмотря на то, что здание должно было быть построено в неоготическом стиле, Гауди решил пойти своим путём. Он решил использовать готический стиль только в основе, выполнив чертежи здания в форме латинского креста. Однако всё остальное было выполнено в неповторимом стиле Гауди.

Интересно, что архитектор не любил продумывать все детали заранее. Он составлял общие чертежи и наброски, а детали появлялись сами собой по ходу строительства. По этой причине Гауди постоянно находился на строительной площадке, давая необходимые распоряжения, оценивая работу и постоянно создавая новые образы. В итоге для него была выделена уже готовая комнатка в здании будущего храма, где он и поселился. Нельзя сказать, что постройка здания шла легко или быстро. Постоянно обуреваемый новыми идеями и образами архитектор нередко заставлял работников остановить работы, а иногда и сломать уже сделанное, чтобы затем создать что-то совсем другое. Жители Барселоны с удивлением наблюдали, как в их городе появляется удивительное здание. Кто-то сравнивал его с муравейником, кто-то с каменными наростами в пещерах – сталагмитами.

С Годами Гауди всё более углублялся в строительство храма Саграда Фамилия, отдавая ему всё своё время. Он стал похожим на отшельника, живущего в здании будущего храма. Иногда он выходил на улицу и протягивал прохожим шапку, прося пожертвований на строительство собора. Ведь это был единственный источник финансирования его архитектурного шедевра. В 1926 году Гауди был сбит трамваем и умер в госпитале. А похоронили его там же, на территории собора. В дальнейшем было много споров о том, стоит ли продолжать дело великого архитектора. Ведь большинство его замыслов относительно этого сооружения ушли вместе с ним.


Особенности храма Саграда Фамилия

Гауди задумал создать собор с тремя фасадами. На каждом их них должны были возвышаться по 4 высоких шпиля, имеющие криволинейные очертания. В итоге на вершине здания должны были располагаться 12 высоких башен, каждая из которых должна была означать одного из 12 учеников Христа. Посередине должна была располагаться самая большая башня, символизирующая самого Христа, вокруг нее – ещё 4 башни поменьше в честь четырёх Евангелистов. Каждая из башен должна быть украшена их традиционными символами – тельца, орла, ангела и льва. А на башне Христа должен был располагаться большой крест. И ещё одна небольшая башня-колокольня в честь Девы Марии должна была возвышаться над апсидой, полукруглым выступом здания, завершающим алтарное пространство. На каждом из трёх фасадов должны были находиться рельефы и изображения, символизирующие один из трёх самых важных моментов в жизни Иисуса Христа. Так, один из фасадов получил название «Рождество», другой – «Страсти Христовы», а третий – «Вознесение». Все три фасада должны быть объединены клуатром – крытой обходной галереей, создающей что-то вроде внутреннего двора храма.

Строительство шло очень долго, и поэтому за жизнь Гауди удалось построить только часть, посвящённую Рождеству. До сих пор здание не построено и наполовину, а из 18 задуманных над ним возвышаются лишь 4 башни. Однако и в таком виде он поражает взгляды многих тысяч туристов.

Фасад, посвящённый Рождеству Христа, разделён на 3 портала, которые символизируют основные добродетели христианства – Надежду, Веру и Милосердие. Каждый из порталов украшен скульптурами, которые отображают различные сцены из жизни Христа. Над левым порталом, символизирующем Надежду, изображены сцены обучения Иосифа и Марии, их побега в Египет. А на самом верху изображена гора Монсеррат с надписью «Спаси нас». На правом портале, символизирующем Веру, располагаются скульптуры, изображающие встречу Иисуса с фарисеями, Елизаветы с Богоматерью и Иисуса, находящегося за работой в мастерской плотника. На портале, который занимает место посередине фасада, изображена большая рождественская звезда, а также скульптуры, отображающие рождение Иисуса, трубящих ангелов и волхвов, которые пришли поклониться Спасителю.

Loading...Loading...