Соловьев эрих юрьевич. Соловьев э «Самое трудное время»

Эпоха религиозных войн, фрагментами которой оказались и первые буржуазные революции (нидерландская и английская), привела к глубокой секуляризации общественного сознания. К концу XVII столетия религия перестала быть универсальной организующей формой социального космоса. Она сделалась теперь, с одной стороны, идеологией в тесном смысле слова; с другой - неотчуждаемой личной верой, которая лишь огрубленно и условно оформляет себя в узаконенных конфессиях. Этот процесс сопровождался еще невиданным идейно-нравственным кризисом.

Но появилась новая ценностно-нормативая система -- система правосознания, основными компонентами которой стали:

  • * обостренное внимание к проблематике распределительной и карательной справедливости (к выполнению принципа "каждому свое" в практике властных третейских решений);
  • * развитие контрактной этики, то есть культуры соблюдения договоров, соглашений, обоюдных обязательств;
  • * идея неотчуждаемых прав-свобод, от рождения дарованных каждому.

Все эти представления рождались на свет как этически значимые, как новые "нравственные абсолюты" (Ю. Н. Давыдов).Соблюдать справедливость, чтить договоры, уважать чужую свободу -- в этом стали видеть безусловные, как бы надвременные требования, которые противостоят нравственным предписаниям враждующих вероисповеданий и вменяются в обязанность всем без исключения.

ГМ. Сервет, Кастеллион, Л. и Ф. Социны, П. Шаррон, М. Монтень, Р. Браун, У. Пенн, П. Бейль нашли универсальный нормативный язык, пригодный для всех и масса людей, отчаявшаяся в человеколюбии каждого из христианских вероисповеданий, духовно оживала благодаря надконфесснональной идее прав человека.

Об этом выразился в "Первом философическом письме" П. Я. Чаадаев:

"Пускай поверхностная философия сколько угодно шумит по поводу религиозных войн, костров, зажженных нетерпимостью, -- что касается нас, мы можем только завидовать судьбе народов, которые в этом столкновении убеждений, в этих кровавых схватках в защиту истины создали себе мир понятий, какого мы не можем себе даже и представить, а не то что перенестись туда телом и душой, как мы на то притязаем".

Лишь в XVI-XVII веках впервые появляется на свет действительное правосознание в его отличии от нравственности, от религиозного суждения о запретном и греховном.

Это была грандиозная работа, включавшая в себя:

  • * обоснование понятия частной собственности;
  • * договорную интерпретацию полномочий государственной власти;
  • * коренное переосмысление концепции "естественного права" (Джон Локк).

Локк оказался великим толкователем нарождающегося правосознания, сумевшим зафиксировать и высказать такие его установки, которые не только сохранили свою социальную действенность на протяжении всего XVIII столетия, но в известном смысле вообще оказались "навечными".

При создании политико-правового учения Локк работал прежде всего, как философ-аналитик, выражавший на отчетливом языке рассудка такие очевидности, которые неявным образом уже подчиняли себе актуальное политическое сознание. По словам Маркса, сочинение Локка о происхождении человеческого разума было встречено как "давно и страстно ожидаемый гость". А чтение в XVII-XVIII веках его четырех писем о веротерпимости и двух трактатов о государственном правлении сопровождалось максимальным эффектом узнавания того, что уже витало в воздухе и подразумевалось.

Маркс выразил это следующим образом: Локк "представлял новую буржуазию во всех ее формах в противоположность феодализму".

В философско-правовой теории Локка впервые высказал граждански-правовой идеал. Государственно-правовая теория Локка оказывается философски концептуальным построением, посредством которого революции XVI-XVII сменяются на буржуазно-демократические перевороты.

Локковская конструкция "естественного права " -- это уже не просто система теоретических постулатов существующего государственно-правового порядка, а это прямая декларация "неотчуждаемых прав". На учение Локка прямо опирается конституционная практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах. Локк -- первый философ, участвовавший в составлении первоучредительного государственного акта : он написал конституцию для Сев. Каролины в 1669 году.

Можно сказать, что учение Локка впервые угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократическую законодательную волю.

Раннебуржуазная интерпретация равенства

Живой субъект правопорядка у Локка - это индивид, ищущий частную выгоду. "Естественное состояние" (2ой локковский трактат о государственном правлении) -- это прежде всего состояние "честной" конкуренции, основанной на взаимопризнании.

"Естественный закон" понимается Локком в первую очередь как требование равнопартнерства: природа предписывает, чтобы каждый индивид принимал другого в качестве свободного и независимого контрагента, соревнующегося с ним на поприще искания выгоды.

Равенство и свобода, которые входят в локковскую трактовку "естественного состояния" и "естественного закона", -- это товарно-меновые отношения . Речь идет о равенстве возможностей и притязаний.

Суть сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние, не может быть исключен из конкуренции, отторгнут от свободного обмена благами и услугами.

Парадоксальная идея "равенства без уравнивания ", равенства, допускающего естественное несходство людей.

В трактате "О гражданине" Гоббс следующим образом обозначил один из основных модусов "естественного закона":

"...каждый должен представлять собой выгоду для остальных. Для того, чтобы понять это, нужно обратить внимание на то, что при образовании обществ среди людей наблюдаются различия в способностях".

А.Смит: лишь благодаря обмену природные различия индивидов становятся общественно значимыми, а сами индивиды -- равнодостойными в своей ограниченности и особенности.

"Тройственная формула" гражданских прав

В "Трактате о государственном правлении" Локк формулирует три основных прирожденных права личност и, которые индивиды признают друг за другом в "естественном состоянии" и которые затем гарантируются самим государством: это право на жизнь, свободу и собственность.

Эти три права образуют, согласно Локку, конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу.

Тройственная правовая формула Локка (свобода, жизнь, собственность) вошла во многие раннебуржуазные конституции и явилась "клеточкой", из которой развилось затем более дифференцированное содержание "прав человека и гражданина".

Права, означенные в "тройственной формуле" Локка, рефлектируют друг в друга: свобода в узком смысле слова и право на жизнь уже как таковые суть право собственности, ибо в них предполагается, что индивид есть владелец своих целей и жизненных сил.

И наоборот, право на собственность и право на жизнь уже как таковые суть свободы, ибо обеспечивают простор для реализации той же самой воли, которая выражает себя в выборе призвания, в полагании целей, в нестесненной совести и слове.

1. Право собственности . Включает в себя право на жизнь и свободу и нередко фигурирует в тексте локковского трактата как наиболее общее обозначение политико-юридического статуса личности. "Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства, -- заявляет Локк, является сохранение ими собственности".

Велика роль труда

Мысль Локка о происхождении всякой собственности из труда, как ни наивна она, не просто заблуждение.

Во-первых , она выражает иллюзию, которая становится истиной при некоторых исключительных ("идеальных") условиях организации экономической практики.

Во-вторых , мысль эта, ошибочная как суждение о действительных фактах экономической истории, содержит в себе тем не менее момент нормативной истины.

Именно полагание труда в основу всякого частного владения позволило Локку слить воедино три основных прирожденных права личности.

2. Труд, нацеленный на достижение индивидуального благополучия и выгоды, признается Локком определяющей формой человеческой жизнедеятельности, которая в первую очередь имеет в виду право на жизнь.

Право это, как оно трактуется Локком, не может быть сведено к простому запрету на убийство.

Нарушением права на жизнь является, согласно Локку, уже всякое закабаление индивида, всякое насильственное присвоение его производительных способностей. Не убийство как таковое, а рабство, когда человек получает в полное свое распоряжение жизненные силы другого и волен совершить над ним все что угодно, вплоть до убийства.

Для Локка самоочевидно, что подлинное право на жизнь существует лишь там, где общество состоит из экономически независимых производителей, часть которых (под давлением "потребностей и обстоятельств", а не в силу чужого приневоливания) на время продает себя в работу. При любых иных социальных условиях жизнь, по строгому счету, уже не является гарантированной.

Жизнь сводится Локком к деятельности, подчиненной счастью и выгоде как неотчуждаемо-личным целям каждого отдельного индивида.

3. Отсюда делается понятной внутренняя связь, существующая между этим правом и последним членом локковской "тройственной формулы", а именно свободой в узком смысле слова.

Свобода, поясняет Локк, существует там, где каждый признается "владельцем собственной личности".

Но право это имеет еще и свое собственное глубинное содержание. Речь идет о том, что в разумном обществе ни один человек не может быть невольником, вассалом или прислужником самого государства. (Локк против деспотизма и теократии)

Кроме того Локк считает сомнительной всякую декларацию права собственности и права на жизнь, которая не опирается на гарантии свободного индивидуального самоопределения.

Люди не могут быть на деле ни полными собственниками своих имуществ, ни независимыми товаропроизводителями, если им не обеспечена свобода совести. Это утверждение достаточно ясно высказывают более его работы: "Опыт о законе природы" и знаменитое "Письмо о веротерпимости".

"Опыт о законе природы ": утилитарная редукция этики, право человека самостоятельно ориентироваться в проблемах, относящихся к его удовольствию и страданию, пользе и вреду. Всякая попытка решать за индивида, что для него выгодно, а что -- пагубно, является морально несостоятельной.

С этой важнейшей установкой "Опыта..." перекликается центральная идея "Письма о веротерпимости ", одного из произведений XVII века, где принцип толерантности доведен до прямого отстаивания свободы совести и отделения церкви от государства.

Локк пишет: "Никого нельзя заставить быть богатым или здоровым вопреки его воле"; в том же смысле следует признать, что "попечение о собственной душе принадлежит каждому человеку и должно быть предоставлено ему самому...

"Я утверждаю, -- пишет Локк, -- что власть государя не доходит до установления истин веры и форм богослужения силой его законов. Ибо законы бессильны без наказаний, а наказания в этом случае абсолютно нетерпимы, ибо они не в состоянии убедить душу... Лишь свет и доказательства могут способствовать изменению во мнениях".И далее: "Не различия во мнениях, которых нельзя избежать, но отказ от терпимости по отношению к тем, кто держится иного мнения, породил все свары и войны, которые были в христианском мире...".

Обретение веры есть для Локка процесс сокровенный и неотъемлемо личный .

Нестесненная совесть образует базис всех прав. Вера проектирует себя в целях, цели реализуются в предприятии (труде), труд воплощается в собственности.

Данная картина, если ее понимать, как изображение реального социально-экономического явления не учитывает постоянно совершающегося в условиях классового общества отчуждения собственности от труда.

Дело, однако, будет выглядеть по-иному, если эту же самую картину трактовать как утверждение некоторой нормы и образца.

Только та деятельность достойна названия "труда", которая покоится на независимом суждении, выборе и целеполагании. Локк сумел первым увидеть в свободе совести элементарное условие, соблюдение которого только и делает сам труд личным трудом.

"Естественное право" Локка формулировало новый политико-юридический идеал: идеал общества, в котором каждый человек с самого начала признается в качестве индепендента-труженника-собственника.

Наиболее важно - обнаружение Локком глубокого смыслового единства всех прав-свобод.

Локковская концепция естественного права противостоит не просто феодальным социально-политическим воззрениям, но и образу мыслей, вообще характерному для докапиталистических обществ. Она требует от государства не просто "мудрой опеки над подданными", не просто отеческой заботы и рационального сочетания "общей выгоды с частной". Она ставит во главу угла уважение к дееспособности и гражданской самостоятельности индивида.

Соловьев Эрих Юрьевич - доктор философcких наук, главный научный сотрудник Института философии Российской Академии наук. Автор 120 научных работ, в числе которых книги: Экзистенциализм и научное познание. М.: Высшая школа, 1966; Непобежденный еретик (Мартин Лютер и его время). М.: Молодая Гвардия, сер.: «ЖЗЛ», 1984; Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991; И. Кант: взаимодополнительность морали и права. M.: Наука, 1993; Категорический императив нравственности и права. М.: «Прогресс-традиция», 2005.

Публикации

  1. + - Судьбическая историософия М. Хайдеггера

    Ранние экзистенциалистские работы сегодня забыты. В юбилейные годы на их титульные листы еще возлагаются гвоздики, но в актуальной полемике уже никто не поминает ни "Метафизических дневников" Г. Марселя (1918), ни "Хасидских тетрадей" М. Бубера (1919), ни "Психологии миросозерцаний" К. Ясперса (1922), ни "Воображения" Ж.-П. Сартра (1939). Даже трехтомная ясперсовская "Философия" (1929), которая в 50-60-х годах имела статус настольной книги, в наши дни редко вовлекается в живую беседу о человеке, истории и мироздании. И все-таки существует первично-экзистенциальный текст, который не канул в Лету. Это хайдеггеровское "Бытие и время". Написанный в 1927 году, он появляется на сцене современной философской полемики в новых и новых режиссурах, зачастую совершенно неожиданных. "Бытие и время" - одно из самых загадочных произведений в истории философии.

    Http://scepsis.net/library/id_2661.html

  2. + - Экзистенциализм. Статья в журнале Вопросы философии №3 1966 год

    В настоящем очерке мы вовсе не претендуем на подведение итогов этой критической работы, на обобщающую характеристику широкого комплекса проблем, которые экзистенциализм выдвигает перед марксистским исследованием. Мы хотели бы привлечь внимание к сквозной, узловой теме всех вариантов экзистенциализма - к вопросу "личность в ситуации". Нам представляется, что именно эта локализация проблемы позволяет рассмотреть экзистенциалистское учение в действии и проследить, как оно выдержало экзамен эпохи. Строго говоря, история уже вынесла экзистенциализму свой приговор, обошлась с ним беспощаднее и строже любой теоретической критики, и первоочередная задача состоит, по нашему мнению, как раз в том, чтобы выявить содержание этого исторического суда. Цель настоящей работы не в концептуальных возражениях, не в разъяснении того, почему экзистенциалистская концепция личности, "вообще говоря", является неправильной. Мы хотели бы рассмотреть, как экзистенциализм испытывался временем. Мы хотели бы объяснить эту философию из условий ее широкой влиятельности в недавнем прошлом и из обстоятельств, обусловивших ее сегодняшний кризис.


Статьи




  • О трафаретных предрассудках в толковании генезиса и смысла прав человека // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция. 2010. С. 136-154.

  • Антитетика массового сознания // Открывая Грушина. М.: МГУ. 2010. С. 129-139.

  • Кант на все времена // Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика А. А. Гусейнова. М.: Альфа-М. 2009. С. 104- 120.

  • Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили // Мераб Константинович Мамардашвили [серия Философия России второй половины XX века]. М.: РОССПЭН. 2009. С. 174-202.

  • Предопределение и твердая воля в теологии Жана Кальвина // Философия и культура. 2009. № 10. С. 31-42.

  • Реформация и становление новоевропейской цивилизации // Вестник РГНФ. 2009. № 1 (54). С. 68-75.

  • Реформация как цивилизационный «геологический сдвиг» // Берестень (философско-культурологический альманах). 2009. № 1 (3). С. 79-87.

  • Человек под допросом (нелживость, правдивость и право на молчание) // Логос. Спецвыпуск. 2008. № 5 (68). С. 23-34.

  • Критико-верификационная функция философии // Актуальные проблемы сквозь призму философии. Ежегодник МИОН. Вып. 2. Новгород Великий. 2008. С. 77-89.

  • Вторая формула категорического императива в морально-правовом учении Вл. Соловьева // Иммануил Кант: Наследие и проект / Под ред. В. С. Степина, Н. В. Мотрошиловой. М.: Канон+. 2007. С. 550- 558.

  • Самосознание против самолюбования // Проблемы российского самосознания: Материалы 1-й Всероссийской конференции, Москва-Орел, 2006 / Под ред. С.А. Никольского. М.: ИФРАН. 2007. С. 38- 43.

  • И. Кант: этический ответ на вызов эпохи секуляризации // Историко-философский ежегодник"2004. М.: Наука. 2005. С. 209-226.

  • Провидение против фатума // Философия и история философии: актуальные проблемы. К 90-летию академика Т.И. Ойзермана. М.: Канон+. 2004. С. 382-396.

  • Переосмысление талиона. Карательная справедливость и юридический гуманизм // Новый мир. 2004. № 4. С. 123- 143.

  • Секуляризация-историцизм-марксизм (тема человекобожия и религии прогресса в философской публицистике С.Н. Булгакова // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2004. № 2.

  • Момент дикости (о правах человека, правосудии и водке) // Индекс: Досье на цензуру. 2003. № 18.

  • Человекобожие и религия прогресса в публицистике С.Н. Булгакова // Вопросы философии. 2002. № 7.

  • Гуманитарно-правовая проблематика в философской публицистике В.С. Соловьева // Соловьевский сборник. Материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие» (Москва. 28- 30 августа 2000 г.) / Под ред. И. Борисовой и А. Козырева. М.: Феноменология-Герменевтика. 2001. С. 29- 51.

  • Секуляризация-историцизм-марксизм: тема человекобожия и религии прогресса в философской публицистике С.Н. Булгакова // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 31- 37.

  • Понятие права у Канта и Гегеля (вгляд из русской традиции и современности) // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном / Под ред. П. Козловски и Э. Соловьева. М.: Республика. 2000. С. 272-286.

  • Благослови свой синий окоем. Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина // Русский журнал. 1998 (март).

  • Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили // Историко-философский ежегодник"1998. М.: Наука. 2000. С. 387-407.

  • Права человека в политическом опыте России (вклад и уроки XX столетия) // Реформаторские идеи в социальном развитии России. М.,: ИФРАН. 1998. С. 131- 199.

  • Философский журнализм шестидесятых: завоевания, обольщения, недоделанные дела // Вопросы философии. 1997. № 8 (перепечатано в кн.: Как это было: Воспоминания и размышления / Под ред. В.А. Лекторского. М.: РОССПЭН. 2010).

  • Позвольте объявиться // Там же. № 8. С. 68- 71.

  • Толерантность как новоевропейская универсалия // Философьска думка. Киев. № 3- 4. 1997.

  • Только после Владимира Соловьева русская либеральная мысль смогла обрести программную последовательность // Либерализм в России / Под ред. В. Пустарнакова и И. Худушиной. М.: ИФ РАН. 1996.

  • Правовой нигилизм и гуманистический смысл права // Квинтэссенция: философский альманах. М.: Политиздат. 1990.

  • Индивид, индивидуальность, личность // Коммунист. 1988. № 17. С. 50- 63.

  • Попытка обоснования новой философии истории в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Новые тенденции в западной социальной философии. М.: ИФАН (ротапринт). 1988. С. 11- 50.

  • Морально-этическая проблематика в «Критике чистого разума» // «Критика чистого разума» Канта и современность / Отв. ред. В.А. Штейнберг. Рига: Зинатне. 1984.

  • Биографический анализ как вид историко-философского исследования // Вопросы философии. 1981. № 7. С. 115- 126. № 9. С. 132- 143.

  • Предпринимательство и патриотическое сознание // Культура российского предпринимательства. М., 1977. С. 58- 70.

  • Экзистенциализм // Вопросы философии. 1966. № 3. 1967. № 1.

Энциклопедии




  • «Критика практического разума » (Кант), «О рабстве воли » (Лютер), Пуфендорф , Разум практический // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль. 2000- 2001.

Статьи на иностранных языках




  • The Existential Soteriology of Merab Mamardashvili // Russian Studies in Philosophy. Summer 2010. Vol. 49, no. 1. P. 53- 73.

  • Die zweite Formel des kategorischen Imperatives in der moralischen Lehre von W.S. Solowjew // Kant in Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. N. Motroschilowa, N. Hinske. Stuttgart; Bad Cannstatt: Vroman Verlag. 2007.

  • The Humanistic-Legal Problematic in Solov"ev"s Philosophical Journalism // Studies in East European Thought. Special Issue / Ed. by Evert van der Zweerde. Vol. 55, No. 2. 2003. P. 115- 139.

  • Sekularisation- Historizismus- Marxismus. Menschgottum und Fortschrittreligion in der philosophischen Publizistik S.N. Bulgakovs // Das Christentum und die totalitä ren Herausforderunden des 20. Jahrhunderts / Hrsg. L. Luks. Koeln; Weimar; Wien: Boehlauverlag. 2002.

  • Der Begriff des Rechts bei Hegel und Kant // Die Folgen des Hegelianismus (Philosophie, Religion und Politik im Abschied von der Moderne / Hrsg. P. Koslowski. Muenchen: Fink. 1998.

  • Ethische Begruendung des Rechts bei Vladimir Solovi"ev // Russisches Denken im europaeischen Dialog / Hrsg. M. Dippermann. Innsbruck; Wien: Studien-Verlag. 1998. S. 311- 318.

  • Law as Politians Morality // Justice and Democracy. Honolulu . 1997.

  • Die Entstehung einer personalistischen Philosophie im heutigen Russland // Studies in Soviet Thought 44. 1992. P. 193 - 201.

Loading...Loading...