Сообщение об иуде кратко. Иуда Искариот

Иу́да Искарио́т (Иуда Искариотский ; ивр. ‏יהודה איש קריות‏‎, ʾîš-qrijjôt; Иуда сын Симона ) - в христианстве один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа; единственный выходец из провинции Иудея среди апостолов, остальные были галилеяне. Согласно Евангелию от Иоанна, был казначеем их общины: ему был вверен ящик, в который опускались приношения. На последней трапезе Иисус ему подал, обмакнув, кусок хлеба и «сказал ему: что делаешь, делай скорее». После чего Иуда вышел и предал его, выдав первосвященникам за 30 сребреников. Загадка его перехода от апостольства к предательству - сюжет многочисленных богословских и художественных произведений.

Часть папируса «Кодекс Чакос», обнаруженного в Египте в 1970-х годах, - текст, получивший название «Евангелие Иуды» (современный перевод 2006 года) - представляет Иуду Искариота единственным учеником Христа, понявшим происхождение учителя, и которому Иисус Христос открыл все таинства Царства Небесного.

Этимология

Иуда (Йехуда ) - восхваление Господа , «хвала или прославленный ».

Искариот (ивр. ‏אִישׁ־קְרִיּוֹת‏‎, иш-кериййот , где ивр. ‏אִישׁ‏‎ - человек, муж ; ивр. ‏קְרִיּוֹת‏‎ - города, слободы, кериоф, кериофа, кириаф ).

  • «человек из Кариота », по месту своего рождения в г. Кариоте (Кариофе) - возможно, тождественен городу Кариот в Иудее, в связи с чем существует точка зрения, согласно которой Иуда Искариот принадлежал к колену Иуды и был единственным учеником Иисуса из этого колена, остальные ученики были евреями из Галилеи.
  • По другой теории, поскольку слово «кериййот» имеет значение пригород, то «Иш-Кериййот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот»
  • Иногда значение слова выводят из арам. иш кария «лживый», или от корня греч. σκαρ равного евр.-арамейск. sqr «красить» (Искариот - «красильщик»).
  • Либо Искариот - это искаженное греч. σικάριος («сикарий»; «вооружённый кинжалом», «убийца»), как иногда называли зелотов - участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее.

Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем.

Из евангелистов только Иоанн называет четырежды Иуду Симоновым. Иоанн прямо не называет апостола сыном Симона, а значит, Симон мог являться Иуде и старшим братом, если отец Искариота преждевременно умер.

Новозаветная история

Ученик Иисуса

После того как Иисус Христос призвал двенадцать учеников, «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь » (Мф. 10:1). Вместе с Симоном Кананитом Иуда Искариот составляет последнюю пару среди 12 апостолов (10:4).

В Вифании

Иуда Искариот присутствовал в Вифании во время помазания Иисуса миром, которое в Евангелиях описано по-разному:

1) «в доме Симона прокажённого приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим » (Мф. 26:6-8); 2) за шесть дней до Пасхи в доме Марфы и Марии, сестры Лазаря, когда Мария, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира », тогда ученик Иуда сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? » (Ин. 12:1-5).

Предательство

Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников.

Смерть

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную ». Они же сказали ему: «Что нам до того? » (Мф. 27:4) И бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился (27:5).

Замена Иуды новым апостолом

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды, - на собрании «человек около ста двадцати» (Деян. 1:2). С таким условием, чтобы был «один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его » (Деян. 1:21). Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия » (1:23) и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был «сопричислен к одиннадцати Апостолам » (Деян. 1:26).

Имя нарицательное

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (сравнимо со стоимостью раба в то время), которые также часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.

По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа» .

Жизнеописание Иуды Искариота в апокрифах и легендах

Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у лужичан и поляков - этот день считается несчастливым.

О молодых годах Иуды Искариота повествует «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорождённого в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведённых на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью.

После раскаяния (например, 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа.

Согласно апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» (глава 35 [Иуда]) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной. Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелен. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили».

О годах апостольства Иуды Искариота народные сказания умалчивают, словно боятся соперничать с рассказами евангелистов, и далее повествуют лишь о погибели предателя. Согласно наиболее распространённой версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на берёзе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому её древесина имеет красноватый цвет. По одной из легенд, осина после повешения Иуды стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке.

В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса.

По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать падучую .

Каноническое и неканоническое восприятие Иуды Искариота

Неоднозначность мотивации предательства

Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие Сатаны. Но богословы не имеют единого мнения:

  • Матфей считает мотивом предательства сребролюбие : «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников »;
  • Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия : «И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники »;
  • Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбие и участие Сатаны : «Вошел же сатана в Иуду », «…и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег »;
  • Иоанн умалчивает о деньгах и настаивает на участии Сатаны : «И после сего куска вошел в него сатана ».

М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота »:

  • Евангелисты сами «не придают сребролюбию Иуды первенствующего значения, если прямо и ясно указывают на сатану как на главного виновника »;
  • Из рассказов евангелистов «не видно, чтобы предатель ставил на первом плане сребреники »;
  • Иуда довольствовался всего тридцатью сребрениками;
  • Иуда с лёгкостью расстался с деньгами;
  • «Неужели жалкий поклонник золотого кумира » отважился бы на сделку, веря в божественность Иисуса?

В той же статье М. Д. Муретов указывает на три довода, опровергающих мнение, что Сатана управлял Иудой, который не обладал свободой воли:

  • Не ведая, что творит, Иуда не мог тяжело раскаиваться;
  • Перед синедрионом Иуда обвиняет себя, а не Сатану;
  • Иисус предрекает, что будет предан человеком, а не Сатаной.

Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:

  • Организация бунта против римского гнета (Феофилакт, Лайтфут Д., Нимейер, Андреев Л. Н., Борхес Х. Л. и др.);
  • Разочарование в учении Иисуса (Муретов М. Д., Брентано Ф.);
  • Самопожертвование (Борхес Х. Л.);
  • Божья воля (Франс А., Борхес Х. Л., Братья Стругацкие);
  • Иуда - тайный агент Рима или синедриона (Булгаков М. А., Пиджаренко A. M., Еськов К. Ю.).
  • Иуда выполняет просьбу Иисуса (Евангелие Иуды; Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»)

Противоречие о «земле крови»

Из всех евангелистов-синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…». Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника»

Согласно Деяниям Апостолов, Иуда «приобрел землю неправедною мздою…».

Фонд «Лютеранское наследие» объясняет противоречие следующим образом: землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде.

Серьёзные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:

  • Слово «поле» (др.-греч. agros), стоит после глагола agorazo - «купить на открытом рынке» (от agora - «рыночная площадь»);
  • Слово «участок» (др.-греч. chorion - земельная собственность или небольшое хозяйство) стоит после глагола ktaomai - «получить во владение».

Плата за предательство

Единственный из евангелистов Матфей утверждает: «Они предложили ему тридцать сребреников». Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на неё можно было приобрести участок земли в черте города.

Шекель (сребреник) равен 4 динариям. Динарий - дневная плата рабочего на винограднике или стоимость хиникса пшеницы (дневного рациона мужчины).

Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса, стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.

Противоположность сведений о смерти Иуды Искариота

Канонические версии гибели Иуды Искариота:

  • «…бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился»;
  • «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды.

Папий примиряет обе версии, говоря о том, что Иуда повесился, но верёвка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его».Папию же приписывают версию рассказа о том, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).

Иуда Искариот в литературе и искусстве

Литература

«Поцелуй Иуды»
(Чимабуэ, конец XIII века)

История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени.

«Мемуары Иуды» (1867) Фердинандо Петруччелли делла Гаттина были одной из первых современных интерпретаций истории Иуды. Он описывается как революционер, который боролся против римлян за свободу евреев. Книгу обвинили в богохульстве.

Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлёвы», в повести Т. Гедберга «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме Н. Н. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944); рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предатель» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г.; СССР, 1989 г.), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвящённых осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Сына Божьего» Н. Мейлера (1997) и «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).

Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа.

Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос даёт чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова - красивый молодой человек, влюбленный в Низу. Совершает предательство, чтобы на полученные деньги увезти Низу от нелюбимого ею мужа. Но Низа предаёт Иуду, после чего полученные деньги утрачивают для него ценность и он идёт на смерть.

В романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания» Иуда - высококвалифицированный сотрудник специальных служб Римской империи, внедренный в окружение Христа в рамках реализации операции «Рыба» и устранённый по указанию прокуратора формально за «двойную игру», а фактически в связи с изменением планов руководства.

В романе «Пелагия и красный петух» персонаж, выдающий себя за Христа, рассказывает, что Иуда решил спасти своего учителя от казни и подговорил остальных апостолов. Двоюродный брат Иисуса - Иуда Фаддей - выдал себя за Христа, что Иуда подтвердил перед римскими солдатами поцелуем, и был распят. Иуда же повесился для того, чтобы его муки совести выглядели правдоподобно.

Живопись

В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с чёрным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах, называемых «Страшный суд», Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашёптывающий ему дьявольские слова. Один из распространённейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, - повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях). По крайней мере три гравюры Жана Дюве изображают самоубийство Иуды, причины пристального интереса придворного художника и ювелира королей Франциска I и Генриха II к этому достаточно редкому сюжету неизвестны.

Фильмы

  • Фрэнк Гейлор («Игра страсти Обераммергау» The Passion Play of Oberammergau США, 1898)
  • Джордж Ларкин («Священный город» The Holy City США, 1912)
  • Аугусто Мастрипетри («Христос», Италия, 1916)
  • Георг Фабнахт («Галилеянин» Der Galiläer Германия, 1921)
  • Александр Гранах («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский (фильм)»], Германия, 1923)
  • Йозеф Шильдкраут (Царь царей, 1927)
  • Лука Гридо («Голгофа», Франция, 1935)
  • Джеймс Гриффит («День триумфа» Day of Triumph (1954)
  • Рип Торн (Царь царей, 1961)
  • Отелло Сестили (Евангелие от Матфея, 1964)
  • Ежи Зельник (Пилат и другие, 1972)
  • Карл Андерсон (Иисус Христос - суперзвезда, 1973)
  • Иэн Макшейн (Иисус из Назарета, 1977)
  • Харви Кейтель (Последнее искушение Христа, 1988)
  • Игорь Верник (Мастер и Маргарита, 1994)
  • Дмитрий Нагиев (Мастер и Маргарита, 2005)
  • Лука Лионелло (Страсти Христовы, 2004)
  • Исследуются мотивы поступка в фильме Фолькера Шлёндорфа (Девятый день, 2004)
  • Джерард Батлер («Дракула 2000»)
  • Алексей Шевченков («Иуда», 2013)
  • Андрей Богатырев, «Иуда» 2013
  • Джо Редден (eng. Joe Wredden) («Сын Божий» 2014)

Музыка

  • Judas Iscariot - американская блэк-метал-группа
  • Judas Priest - британская рок-группа
  • Judas Christ - седьмой студийный альбом группы Tiamat
  • Judas - второй сингл Леди Гаги из альбома «Born This Way»
  • Judas - песня немецкой группы Dschinghis Khan (пятнадцатый сингл из альбома «The Jubilee Album»)
  • Judas - песня британской группы Depeche Mode (альбом Songs of faith and devotion 1993 год)
  • Молитва Иуды - песня российской группы Ольви (четвёртый сингл альбома Последнее небо)
  • Ария Иуды - рок-опера Э. Л. Вэббера «Иисус Христос - суперзвезда»
  • «Иуда» - песня российской группы Чёрный кузнец, российской группы Пилигрим, российской фолк-бард исполнительницы Йовин (сингл из альбома «Rosa Alba - Новый день»), российской группы Animal ДжаZ
  • Иуда будет в раю - песня группы Гражданская оборона
  • Judas Be My Guide - песня британской группы Iron Maiden (сингл из альбома «Fear Of The Dark» 1992 года)
  • Монолог Иуды - песня бардов Вадим Мищук и Валерий Мищук на стихи Михаила Квливидзе
  • The Kiss Of Judas - песня финской группы Stratovarius (1997 год)
  • The Judas Kiss - песня американской треш-метал группы Metallica
  • Поцелуй Иуды - песня российской группы Korea
  • Judas - mini-LP германской power-metal группы Helloween
  • Words Of Judas - песня испанской Harsh EBM формации Dioxyde c одноимённого альбома (2006 год.)
  • Please Don`t Judas Me - песня шотландской группы Nazareth с альбома Hair Of The Dog (1975 год.)
  • Judaskuss - песня немецкой фолк-метал группы Subway to Sally
  • В песне ирландской рок-группы U2 «Until The End Of The World» в иносказательной форме описывается история взаимоотношений Иуды и Христа.
  • Blitzkid - Horror Punk группа 6 студийный альбом Apparitional (2011) песня под номером 14 (The Iscariot)

Существуют противоречивые свидетельства о воздвижении памятников Иуде на территории РСФСР в первые годы Советской власти.

Публикации 1919-1923 годов

В 1917-1923 гг об установке памятников Иуде в Советской России писали некоторые белогвардейские и эмигрантские газеты.

В июле 1919 года газета «Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов» в статье под заголовком «Крестовый поход против рабочих и крестьян» перепечатала (со своими комментариями) выдержки из колчаковских газет «Сибирский стрелок» и «Великая Россия». Перепечатка (из газеты «Великая Россия» № 41) о памятнике Иуде в Тамбове была оставлена редакцией без комментариев:

«Памятник Иуде Искариотскому». Омск, 5 мая. По словам Советских газет исполком тамбовского Совета постановил поставить в Тамбове памятник «Иуде Искариотскому».

Никакого опровержения этой информации в указанной статье «Известий Петроградского Совета» нет.

В те же годы об установке памятника Иуде в Свияжске писали в своих воспоминаниях датский дипломат Хеннинг Келер и писатель-эмигрант А. Вараксин, которые, согласно их текстам, были свидетелями установки памятника Иуде в Свияжске в августе 1918 г. Выдержки из книги Х. Келера (о памятнике Иуде в Свияжске) были опубликованы в 1920-х годах в английских и французских газетах - и ни Лев Троцкий, ни Всеволод Вишневский, ни Демьян Бедный (бывшие в августе 1918 г. в Свияжске) эти публикации не опровергали. Более того, Демьян Бедный позже написал (а газета «Правда» опубликовала) антирелигиозную поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», написанную в глумливо-издевательской манере, где как раз и возвеличил Иуду Искариота.

Современники, настроенные против Советской власти, считали сообщения о памятниках Иуде вполне правдоподобными (ведь хотел же Ленин поставить памятник Бруту в Москве). Бунин заметил в 1924 году:

Планетарный же злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству и равенству, высоко сидел на шее русского дикаря и весь мир призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие, в прах дробить скрижали Моисея и Христа, ставить памятники Иуде и Каину, учить «Семь заповедей Ленина»

Современные публикации и мнение критиков

В новой России публикации о памятниках Иуде тех лет начали появляться с середины 1990-х годов и особенно много - в 2000-х.

Критики считают все публикации о памятниках Иуде сомнительными, так как в них, по их мнению, либо вообще нет ссылок на первоисточники, либо, по мнению критиков, всё сводится к единственной ссылке на книгу Х. Келера об установке памятника Иуде в Свияжске, а этот источник, по мнению критиков, очень сомнителен и мало достоверен.

Критики указывают, что книга малоизвестного датского писателя Хеннинга Келера «Красный сад» содержит множество ошибок. Так, по Х. Келеру, дело происходило якобы в городе Свиагороде, который был отождествлён со Свияжском комментаторами. В некоторых эмигрантских журналах и газетах 1920-х годов имела место полемика относительно книги Х. Келера.

Современные критики книги Х. Келера ссылаются также на доклад казанского краеведа Льва Жаржевского на экспертном совете РИСИ «Лев Троцкий и памятник Иуде в Свияжске: миф и реальность», который якобы доказал, что «автор „Красного сада“ никогда не был ни в Свияжске, ни в Казани, а историю про памятник Иуде просто-напросто придумал» . Однако, вскоре после заседания экспертного совета РИСИ, в июне 2012 г. состоялись «Третьи Свияжские чтения», на которых главный архитектор проектов Центра разработки генплана Казани С. П. Саначин в своём докладе фактически оппонировал Л. Жаржевскому и, согласно мнению одного из участников этих чтений, «предоставил огромный срез информации о событиях 1918 года в Казани и достаточно аргументировано показана возможность пребывания Хеннинга Келера в Казани весной-летом 1918 года и тех событий, которые он описывает в своей книге, хотя вопрос о памятнике Иуде, по словам самого Саначина, остался открытым» .

В 2000 году был опубликован второй источник о памятнике Иуде в Свияжске - в журнале «Казань», это выдержки из брошюры («Дорогами русской смуты») писателя-эмигранта А. Вараксина, изданной в Берлине в 1923 году, который также описал установку памятника Иуде в Свияжске. В описании А. Вараксина содержатся некоторые детали, которые отсутствуют в книге Х. Келера. Так, А. Вараксин описывает основание памятника (чего нет у Х. Келера) как обитую досками деревянную тумбу, выкрашенную суриком. Кроме того, А. Вараксин упоминает среди участников митинга командарма Петра Славена, участвовавшего позже во взятии большевиками Казани.

Этот эпизод в Свияжске упоминается также (как курьёз в ходе реализации плана монументальной пропаганды) в современной научно-популярной энциклопедии «Кругосвет», в статье «План монументальной пропаганды».

Критики публикаций об установке памятника Иуде в Свияжске выдвинули также гипотезу о том, что миф о памятнике Иуде в Свияжске мог появиться среди малограмотных местных жителей после установки в этом городе памятника комбригу Яну Юдину, который погиб под Казанью 12 августа 1918 года. Однако этот памятник стоял ещё и в 1961, и в 1997 годах, о чём свидетельствуют постановления Совета министров ТатССР и Кабинета министров Республики Татарстан об охране памятников. А тогда ещё были живы местные свияжские бабушки, которые рассказывали о памятнике Иуде, и о том, что его снесли вскоре после установки.

Современные публикации рассказывают также о памятниках Иуде в Козлове (ныне - Мичуринск) и в Тамбове - как «борцу с христианством» и «лжерелигией». Памятник в Козлове якобы был установлен в 1918 году, и был разбит спустя несколько дней при невыясненных обстоятельствах местными жителями. В 1919 (или в 1921) году памятник Иуде якобы был установлен в Тамбове.

30 июля 1918 года Ленин подписал постановление Совнаркома (правительства) об установке в Советской России «памятников великих деятелей социализма, революции и проч.». Ленинский план монументальной пропаганды был дополнен Пролеткультом, который якобы включил в список новых монументов и памятник Иуде как «борцу с христианством». Революционные памятники начали устанавливаться большевиками в августе 1918 года в соответствии с этим постановлением Совнаркома и планом. Памятник Иуде Искариоту в Свияжске был установлен, если верить Х. Келеру и А. Вараксину, через 10-12 дней (около 11 августа 1918 г.) после подписания В. Лениным этого постановления Совнаркома, и на следующий день день после убийства большевиками настоятеля Свято-Успенского Свияжского монастыря священномученика епископа Амвросия.

Критика неканонического восприятия Иуды Искариота

Согласно сторонникам канонической версии предательства, мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: „Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».

  • архим. Никифор
  • митр. Кирилл
  • свт.
  • свт. Иоанн Златоуст
  • свт.
  • Том Райт
  • проф. Д.И. Богдашевский
  • Библейская Энциклопедия Брокгауза
  • проф.
  • преп.
  • Иу́да Искарио́тский – один из 12 , предатель Богочеловека .

    «Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего – Предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего ». святитель

    Было ли предательство Иуды необходимым звеном в деле Искупления человека?

    В настоящее время нередко приходится сталкиваться с предубеждением относительно роли Иуды в Божественном Промысле. По мнению ряда мыслителей, если бы он не предал Спасителя, Его бы не схватили и не распяли, а значит и не было бы Искупительной Крестной Жертвы, не было бы прощения грехов и спасения. В более осторожном варианте эта философская идея подменяется другой: в случае отказа Иуды от предательства, его роль непременно должен был исполнить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искупления.

    В русле подобных концепций нравственная оценка Иуды варьируется.

    По одной версии, он был мотивирован вовсе не жаждой наживы (тридцать сребреников – цена раба), а желанием скорейшего проявления Божественной славы Христа. В рамках этого суждения, Иуда будто бы полагал, что когда Господь сделается добычей врагов, тогда непременно проявит и всенародно обнаружит скрытую мощь Своего Божества, чем вызовет всеобщее признание, послушание и спасение.

    Ещё более оригинальное утверждение гласит, что Иуда, продав Христа, в действительности Его не предавал, а совершил подвиг смирения и самоуничижения, будто бы он, исполнив задачу предателя, осуществил поручение Господа, чем и послужил реализации Божьего замысла, включавшего взятие Христа под стражу, допрос, Крестные Страдания, смерть. Стало быть, будучи поругаем за предательство, он поругается незаслуженно. Следовательно, комментарий к этой истории следует переписать, ведь в очах Божьих Иуда - великий святой.

    Что можно на это сказать? Мнение о том, что Иуда Искариот - как бы и не предатель, является скверным. Следуя этой вольной интерпретации легко прийти к заключению, что заслуга Спасения лежит и на убийцах Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) сказать: если бы не убийцы, не было бы Крестной смерти, не было бы победы над адом и Воскресения.

    Но это - не так. И дело здесь вот в чём. В отличие от людей детали земного служения Сына Божия были известны Ему ещё прежде творения мира. Он от вечности знал, что многие иудеи, в силу жестокосердия и безрассудства, не примут Его Благовестия, и от вечности знал, что один из Его учеников, польстившись наживой, не устоит. Если бы событиям тех времен, по каким-либо причинам, суждено было развиваться иначе, это повлияло бы на отдельные детали плана , но не на замысел в целом. Спасение все равно состоялось бы.

    Злодейство Иуды прямо запечатлено словами Евангелия, свидетельствующими, что предательство он совершил не по душевной простоте и, тем более, не по тайному благословению Божию, а осознанно, по наитию сатаны (). Кроме того Спаситель лично назвал его диаволом (в то время как подстрекатели к Его убийству были названы «лишь» детьми сатаны , ).

    Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа вопроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь.

    протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии

    Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невозможно было произвести арест?

    Роль была ключевой. Предательство Иуды не ограничилось только тем, что в среду он пришел к первосвященникам, сообщил некую информацию и получил за нее тридцать сребреников. Нет, за эти деньги от него требовалось большее: он должен был руководить всей «спецоперацией». То есть, во-первых, привести храмовую стражу и римских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, показать, кого именно следует арестовать, кто из собравшихся на Елеонской горе - Иисус. Для римских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хватать. В-третьих, Иуде следовало «разрулить» проблемы, если те вдруг возникнут.

    И проблемы действительно возникли. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем важную подробность, которой нет у других евангелистов. Когда эта вооруженная толпа подходит, то Христос, зная намерения их сердец, спрашивает: «Кого ищете?» Они отвечают: «Иисуса из Назарета». Он отвечает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, включая римских солдат.

    Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в греческом переводе переданные как «Я есть», по-еврейски звучали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было произноситься вслух, и, услышав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали римляне, для которых все это ничего не значило? Комментируя это место, святитель предполагает, что в момент, когда Господь назвался, что-то произошло, каким-то образом Он явил Свою власть. Проняло даже римских солдат, возникли сумятица, смущение. И тогда Иуда, чтобы пресечь возможную панику, решительно вмешивается, выходит на первый план. Он приветствует Иисуса - и чтобы показать воинам, кого хватать, и чтобы успокоить их: мол, все в порядке, все под контролем, это обычный человек, раз я так по-свойски его приветствую.

    А целовать-то было зачем? Недостаточно было просто ткнуть пальцем?

    В то время в Иудее это было обычное приветствие между друзьями. И, прибегая к такой форме обращения, Иуда тем самым показывает свою особую близость к Учителю (возможно, преодолевая тем самым собственное смущение, робость) - и одновременно дает солдатам знак, кого хватать. Но мало того: он тем самым как бы подчеркивает, что это не Бог, перед Которым они только что падали ниц, а обычный человек, с которым он, руководитель группы захвата, там панибратски здоровается. В этом-то и заключается изощренность Иуды, который хочет подчеркнуть свою близость к тому, Кого предает.

    На этот его цинизм, кстати, указывает и Сам Господь словами: Целованием ли предаешь Сына Человеческого? ().

    Библейские истории - самая изученная часть мировой литературы, тем не менее они продолжают привлекать к себе внимание и вызывают горячие споры. Герой нашего обзора - Искариот, предавший Искариота как синоним предательства и лицемерия давно стало нарицательным, но справедливо ли данное обвинение? Спросите любого христианина: «Иуда - это кто?» Вам ответят: «Это человек, виновный в мученической смерти Христа».

    Имя - не приговор

    К тому, что Иуда - мы давно привыкли. Личность данного персонажа одиозна и бесспорна. Что касается имени, то Иуда - это очень распространённое еврейское имя, и в наши дни им часто нарекают сыновей. В переводе с иврита оно означает «хвала Господу». Среди последователей Христа есть несколько человек с этим именем, следовательно, ассоциировать его с вероломством, по меньшей мере, бестактно.

    История Иуды в Новом Завете

    В история о том, как Иуда Искариот предал Христа, представлена предельно просто. Тёмной ночью в Гефсиманском саду он указал на Него слугам первосвященников, получил за это тридцать серебряных монет, а когда осознал весь ужас содеянного, не выдержал терзаний совести и удавился.

    Для повествования о периоде земной жизни Спасителя иерархи христианской церкви отобрали только четыре сочинения, авторами которых были Лука, Матфей, Иоанн и Марк.

    Первым в Библии стоит Евангелие, приписываемое одному из двенадцати ближайших учеников Христа - мытарю Матфею.

    Марк был одним из семидесяти апостолов, и его Евангелие относится к середине первого века. Лука не был среди учеников Христа, но, предположительно, жил в одно с Ним время. Его Евангелие относят ко второй половине первого века.

    Последним идёт Евангелие Иоанна. Оно было написано позднее других, но содержит сведения, отсутствующие в первых трёх, из него же мы узнаём больше всего информации о герое нашего повествования, апостоле по имени Иуда. Это сочинение, как и предыдущие, было отобрано Отцами Церкви из более чем тридцати других Евангелий. Непризнанные тексты стали называть апокрифами.

    Все четыре Книги можно назвать притчами, или воспоминаниями неизвестных авторов, так как доподлинно не установлено, ни кто их написал, ни когда это было сделано. Авторство Марка, Матфея, Иоанна и Луки исследователи ставят под сомнение. Фактом же является то, что Евангелий было не менее тридцати, но их не стали включать в каноническое Собрание Священного Писания. Предполагается, что часть их была уничтожена во времена становления христианской религии, а другие хранятся в строгой секретности. В трудах иерархов христианской церкви встречаются упоминания о них, в частности у Иринея Лионского и Епифания Кипрского, живших во втором-третьем веках, говорится о Евангелии Иуды.

    Причина неприятия апокрифических Евангелий - гностицизм их авторов

    Ириней Лионский - знаменитый апологет, то есть защитник и во многом основатель зарождающегося христианского вероучения. Ему принадлежит установление самых основных догматов христианства, как-то: учение о Святой Троице, а также примат Папы Римского как преемника апостола Петра.

    Он высказал следующее мнение относительно личности Иуды Искариота: Иуда - это человек, придерживавшийся ортодоксальных взглядов на веру в Бога. Искариот, как считал Ириней Лионский, боялся, что с благословения Христа вера и установления отцов, то есть Законы Моисея, будет упразднены, поэтому и стал соучастником ареста Учителя. Из лишь Иуда был родом из Иудеи, по этой причине предполагается, что он исповедовал веру евреев. Остальные апостолы - галилеяне.

    Авторитет личности Иринея Лионского не вызывает сомнений. В его сочинениях есть критика в адрес сочинений о Христе, бытовавших в то время. В «Опровержении ересей» (175-185 гг.) он пишет и о Евангелии Иуды как о гностическом произведении, то есть таком, которое не может быть признано Церковью. Гностицизм - это способ познания, основанный на фактах и реальных доказательствах, а вера - явление из разряда непознаваемых. Церковь требует повиновения без аналитических размышлений, то есть агностического отношения к себе, к таинствам и к Самому Богу, ибо Бог априори непознаваем.

    Сенсационный документ

    В 1978 году во время раскопок в Египте было обнаружено захоронение, где среди прочего находился папирусный свиток с текстом, подписанным как «Евангелие Иуды». Подлинность документа не подлежит сомнению. Все возможные исследования, в том числе текстологический и радиоуглеродный методы, выдали заключение, что документ написан в период с третьего по четвёртый век нашей эры. Исходя из приведённых выше фактов, сделан вывод, что найденный документ является списком с того Евангелия Иуды, о котором пишет Ириней Лионский. Конечно, его автор - не ученик Христа апостол Иуда Искариот, а некий другой Иуда, хорошо знавший историю Сына Господня. В этом Евангелии более ярко представлена личность Иуды Искариота. Некоторые события, присутствующие в канонических Евангелиях, в этом манускрипте дополнены подробностями.

    Новые факты

    По найденному тексту выходит, что апостол Иуда Искариот - святой человек, а отнюдь не негодяй, втёршийся в доверие к Мессии с целью обогатиться или прославиться. Он был любим Христом и предан ему едва ли не больше, чем другие ученики. Именно Иуде Христос открыл все тайны Неба. В «Евангелии Иуды», например, написано, что людей сотворил не Сам Господь Бог, а дух Саклас, помощник падшего ангела, имеющий грозный огненный облик, осквернённый кровью. Такое откровение противоречило основным доктринам, которые согласовывались с мнением Отцов христианской Церкви. К сожалению, путь уникального документа, прежде чем он попал в бережные руки учёных, был слишком длинен и тернист. Большая часть папируса оказалась разрушенной.

    Миф об Иуде - это грубая инсинуация

    Становление христианства - поистине тайна за семью печатями. Постоянная жесточайшая борьба с ересью не красит основателей мировой религии. Что такое ересь в понимании священников? Это мнение, противоречащее мнению тех, у кого власть и сила, а в те времена власть и сила были в руках папства.

    Первые изображения Иуды были сделаны по заказу церковных чиновников для украшения храмов. Именно они диктовали, как должен выглядеть Иуда Искариот. Фотографии фресок Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, изображающие поцелуй Иуды, представлены в статье. Иуда на них выглядит низким, ничтожным и отвратительнейшим типом, олицетворением всех самых гнусных проявлений человеческой личности. Но можно ли представить себе такого человека в числе ближайших друзей Спасителя?

    Иуда изгонял бесов и исцелял больных

    Мы хорошо знаем, что Иисус Христос исцелял больных, воскрешал мёртвых, изгонял бесов. В канонических Евангелиях сказано, что этому же Он научил и Своих учеников (Иуда Искариот - не исключение) и велел им помогать всем нуждающимся и не брать за это никаких подношений. Бесы боялись Христа и при Его появлении покидали тела мучимых ими людей. Как получилось, что демоны жадности, лицемерия, предательства и прочих пороков поработили Иуду, если он постоянно находился подле Учителя?

    Первые сомнения

    Вопрос: «Иуда - это кто: вероломный предатель или самый первый христианский святой, ожидающий реабилитации?» задают себе миллионы людей на протяжении всей истории христианства. Но если в Средние века за озвучивание этого вопроса неминуемо полагалось аутодафе, то в наши дни мы получили возможность добраться до истины.

    В 1905-1908 гг. в «Богословском Вестнике» вышел цикл статей профессора Московской духовной академии, православного богослова Муретова Митрофана Дмитриевича. Назывались они «Иуда предатель».

    В них профессор высказал сомнения, что Иуда, веря в божественность Иисуса, мог Его предать. Ведь даже в канонических Евангелиях нет полного согласия относительно сребролюбия апостола. История о тридцати сребрениках выглядит неубедительно как с точки зрения количества денег, так и с точки зрения сребролюбия апостола - слишком уж легко он с ними расстался. Если бы тяга к деньгам было его пороком, то другие ученики Христа вряд ли доверили бы ему распоряжаться казной. Имея в своих руках деньги общины, Иуда мог забрать их и уйти от товарищей. А что такое тридцать сребреников, полученных им от первосвященников? Это много или мало? Если много, то почему жадный Иуда не ушёл с ними, а если мало, то зачем он вообще взял их? Муретов уверен, что сребролюбие не было главным побудительным мотивом действий Иуды. Вероятнее всего, считает профессор, Иуда мог предать своего Учителя по причине разочарования в Его Учении.

    Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917 гг.), независимо от Муретова, высказал аналогичное суждение.

    Хорхе Луис Борхес и Анатоль Франс в действиях Иуды видели самопожертвование и подчинение воле Бога.

    Приход Мессии по Ветхому Завету

    В Ветхом Завете есть пророчества, рассказывающие о том, каким будет пришествие Мессии - Он будет отвергнут священничеством, предан за тридцать монет, распят, воскрешён, а потом Его именем возникнет новая Церковь.

    Кто-то должен был передать Сына Бога в руки фарисеев за тридцать монет. Этим человеком стал Иуда Искариот. Он знал Писания и не мог не понимать, что делает. Совершив заповеданное Богом и запечатлённое пророками в книгах Ветхого Завета, Иуда совершил большой подвиг. Вполне возможно, что он заранее обсудил предстоящее с Господом, и поцелуй - это не только знак слугам первосвященников, но и прощание с Учителем.

    Будучи самым близким и доверенным учеником Христа, Иуда взял на себя миссию быть тем, чьё имя будет навеки проклято. Получается, что Евангелие демонстрирует нам два жертвоприношения - Господь послал к людям Своего Сына, дабы Он принял на Себя грехи человечества и смыл их Своей кровью, а Иуда принёс себя в жертву Господу, дабы исполнилось речённое через ветхозаветных пророков. Кто-то ведь должен был выполнить эту миссию!

    Любой верующий скажет, что, исповедуя веру в Триединого Бога, невозможно представить человека, почувствовавшего на себе Благодать Господа и оставшегося не преображённым. Иуда - человек, а не падший ангел или демон, поэтому он и не мог быть злосчастным исключением.

    История Христа и Иуды в исламе. Основание христианской Церкви

    В Коране история Иисуса Христа представлена иначе, чем в канонических Евангелиях. Там нет распятия Сына Божия. Главная книга мусульман утверждает, что облик Иисуса принял некто другой. Этот некто и был казнён вместо Господа. В средневековых изданиях сказано, что облик Иисуса принял Иуда. В одном из апокрифов есть история, в которой фигурирует будущий апостол Иуда Искариот. Биография его, если верить данному свидетельству, с детства была переплетена с жизнью Христа.

    Маленький Иуда был очень болен и, когда к нему подошёл Иисус, мальчик укусил его в бок, в тот самый бок, который впоследствии пронзил копьём один из воинов, охранявших распятых на крестах.

    Ислам считает Христа пророком, чьё учение было искажено. Это очень похоже на правду, но Господь Иисус предвидел такое положение вещей. Однажды Он сказал своему ученику Симону: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» Мы знаем, что Пётр три раза отрекся от Иисуса Христа, по сути дела, три раза предал Его. Почему для основания Своей Церкви Он выбрал именно этого человека? Кто больший предатель - Иуда или Пётр, который своим словом мог спасти Исуса, но трижды отказался это сделать?

    Евангелие Иуды не может лишить истинных верующих любви к Иисусу Христу

    Верующим людям, испытавшим на себе Благодать Господа Иисуса Христа, трудно принять, что Христос не был распят. Можно ли поклоняться кресту, если открываются факты, противоречащие записанным в четырёх Евангелиях? Как относиться к таинству Евхаристии, во время которого верующие вкушают Тело и Кровь Господа, принявшего мученическую смерть на кресте во имя спасения людей, если не было мучительной смерти Спасителя на кресте?

    «Блаженны невидевшие и уверовавшие», - сказал Иисус Христос.

    Верующие в Господа Иисуса Христа знают, что Он реален, что Он слышит их и откликается на все молитвы. Это главное. А Бог продолжает любить и спасать людей, даже несмотря на то, что в храмах опять, как и во времена Христа, стоят лавки торговцев, предлагающих купить жертвенные свечи и прочие предметы за так называемое рекомендованное пожертвование, во много раз превышающее себестоимость продаваемых предметов. Лукаво составленные ценники вызывают ощущение близости фарисеев, предавших суду Сына Бога. Однако не стоит ждать, чтобы Христос снова пришёл на землю и погнал палкой торгашей из Дома Отца Своего, как Он это проделал две с лишним тысячи лет назад с торговцами жертвенными голубями и барашками. Лучше верить в Промысел Божий и не впадать в грех осуждения, а принимать всё как дар Бога для спасения бессмертных людских душ. Ведь не случайно же Он заповедовал основать Свою Церковь тройному предателю.

    Время перемен

    Вероятно, находка артефакта, известного как Кодекс Чакоса, с Евангелием Иуды является началом конца легенды о злодее Иуде. Пришло время пересмотреть отношение христиан к этому человеку. Ведь именно ненависть к нему породила такое отвратительное явление, как антисемитизм.

    Тора и Коран писались людьми, не привязанными к христианству. Для них история Иисуса из Назарета - лишь эпизод из духовной жизни человечества, причём не самый значительный. А совместима ли ненависть христиан к евреям и к мусульманам (подробности о крестовых походах заставляют ужасаться жестокости и алчности рыцарей креста) с их главной заповедью: «Да любите друг друга!»?

    Тора, Коран и известные, уважаемые христианские учёные не осуждают Иуду. Не будем и мы. Ведь апостол Иуда Искариот, житие которого мы вкратце затронули, ничем не хуже других учеников Христа, того же апостола Петра, например.

    Будущее - за обновлённым христианством

    Великий русский философ Николай Фёдорович Фёдоров, основоположник русского космизма, давший импульс развитию всех современных наук (космонавтики, генетики, молекулярной биологии и химии, экологии и прочих) был глубоко верующим православным христианином и считал, что будущее человечества и спасение его - именно в христианском вероучении. Мы должны не осуждать прошлые грехи христиан, а стремиться не совершать новых, быть добрее и милосерднее ко всем людям.

    Древнее и ныне не используемое имя Иуда давно уже стало нарицательным. Даже те люди, которые далеки от библейских текстов, прекрасно знакомы с данным персонажем и его деяниями. Но мы решили более подробно разобраться в том, кто такой Иуда, почему он совершил свой злополучный поступок и какие существуют версии его жизненного пути.

    Рассказывая долгую историю кратко, чаще всего говорят: «Иуда был одним из двенадцати учеников-апостолов Иисуса Христа, тем самым, что предал своего учителя за 30 серебреников .

    Совершив столь гнусный поступок, покончил с собой, предварительно вернув уплаченные за предательство деньги первосвященникам». Такую трактовку часто дает Википедия, а также ряд иных источников, которые позволяют бегло ознакомиться с сутью происходящего.

    Но больше интересует вопрос о том, кем был этот персонаж ранее, начиная с момента рождения и заканчивая суицидом? Почему решился на предательство собственного наставника? Где же логика в поступках?

    Библия очень скупа на описание жизненного пути этого человека, его деяний и помыслов. Писание дает ответы лишь на простейшие вопросы: «Кто это такой – Иуда Искариот?», «Что он сделал?», «Как погиб?». Остальные версии – наработки историков, археологов и исследователей в области старины. Все они одинаково правдивы и додуманы, так как докопаться до истины, увы, наверное уже никто не сможет.

    Исходя из длительных поисков, стало достоверно известно, что этот апостол обладал неплохими духовными качествами, был весьма умен и смекалист. А вот загадкой остается тот самый поступок, который не вписывается ни в рамки христианского мировоззрения, ни в логические соображения.

    Библейский образ

    В самом начале мы рассмотрим, кто такой Иуда в Библии и что пишут его побратимы – такие же ученики Христовы, как он.

    Стоит отметить, что из всех двенадцати апостолов о предателе удосужились сделать отметку лишь двое – Иоанн и Матфей. Первый дал характеристику самой крамоле, совершенной отступником, второй же описал момент смерти предателя.

    Все 11 учеников Иисуса Христа были выходцами из Галилеи (север Палестины), а вот Иуда – единственный уроженец Иудеи.

    Кстати, само название этой земли дано от тезки предателя, – человека, который считается праотцом всего иудейского народа. Более того, во времена жизни Христа данное имя было очень распространенным. Даже в Библии оно встречается более 14 раз в контексте о разных людях.

    Какими же еще качествами Иуда Искариот обладает согласно Святому Писанию?

    • Для ведения проповедей и исцеления больных был избран самим Господом. Обладал такими же качествами, как и все остальные ученики Христа, и был полноценным апостолом.
    • Иуда Искариот обладал недурными экономическими навыками и умением считать деньги. За это ему поручили опекать урну с капиталом Христовым, который Спаситель зарабатывал, спасая людей.
    • Сказано, что дата рождения предателя – 1 апреля. Этот день считается неблагоприятным во многих религиях мира.

    История же самого предательства описана кратко и сухо. Более того, не сказано, почему Иуда предал Христа и каким был мотив. Но достоверно известно, что, удаляясь с Последней трапезы (Тайной вечери), этот апостол отправился к первосвященникам, которые давно охотились на Мессию.

    Приведя их в то самое место, где Христос почивал со своими учениками, он сказал: «Кого поцелую – того и арестуйте». После чего поцеловал Христа, и того отправили на казнь.

    После этого некогда Иуда Святой, а теперь проклятый и даже бесноватый, явился вновь к первосвященникам с желанием вернуть плату в 30 серебреников. Промолвив: «Согрешил я, предав кровь невинную», получил ответ «И что с того?». Уходя, предатель бросил деньги на пол и, сожалея о содеянном, покончил с собой. Повесился Иуда на осине (бузине), а внутренности вывалились наружу.

    Что же, с библейской версией и фактами мы ознакомились, а теперь давайте обсудим то, что только узнали.

    Происхождение апостола и его имени

    Как уже говорилось выше, само имя в те времена было более чем распространенным. Его корни обращались вглубь веков, ведь именно так окликали самого родоначальника иудейского народа. Его, так сказать, «фамилия» – Искариот, указывала на родной город, в котором будущий апостол был рожден.

    Интересно знать! В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова указано, что предатель был из некого города Кириафа. Тут весь фокус кроется в расшифровке и транскрипции древних мертвых языков. По одной из версий родиной действительно был некий город под названием то ли Кириаф, то ли Кефира.

    Родители по неизвестным причинам увидели в младенце зло и выбросили его в реку. Назло им и природе ребенок выжил и даже неплохо устроился на новом месте. Позднее вернулся на родину, расправился с отцом и совершил грех кровосмешения с матерью.

    За это ему пришлось долго расплачиваться, прежде чем стать одним из учеников Мессии, совершая аскетичные поступки.

    После этого о том, святой Иуда или же нет, смог судить лишь Христос, и он, как мы знаем, приписал ему данное «звание».

    Века спустя образ Христа-Спасителя и всех, кто его окружал, включая предателя, изображались с нимбами над головой. Но только у нашего героя этот ореол имел черный, угольный окрас (фото икон и фресок подтверждают это). Более того, в византийской и православной церквях самого предателя никогда не изображают анфас, дабы человек не встретился с его лукавым взглядом.

    Библия дает четко понять, что сам Господь наделяет Иуду Искариота даром исцеления, тайными знаниями и умениями. Вместе с тем Иисус называл этого своего ученика несчастнейшим человеком, утверждая, что спасения нельзя добиться без предательства.

    Исходя из всех этих фактов, некоторые исследователи утверждают, что Иуда предал того, на кого указал Господь. Был своего рода оружием в руках Божьих, благодаря которому Христос смог воскреснуть и вознестись к Небесам, став настоящим и бессмертным Мессией.

    Мотивация и нелогичность поступков

    Большинство источников, которыми сегодня можно довольствоваться, утверждают, что
    предательство Иуды было сделано исключительно из-за денег.

    Это была единственная его страсть, более того, будучи казначеем при Христе, апостол нередко подворовывал из общей «копилки».

    30 серебреников – сумма весьма внушительная. На эти деньги можно было приобрести участок земли (что, собственно, и сделали первосвященники после того, как получили назад этот «дар»).

    Поэтому до момента предательства история ясна и прозрачна. А вот суицид неверного ученика – загадка эпохи, которую никто и никогда еще не отгадывал.

    Существуют определенные версии, которые более-менее наглядно и внятно объясняют, в чем состояло предательство Иуды и почему все сложилось именно так:

    • Предателем овладел сатана. Подтверждением тому служат, во-первых, черный нимб над головой Иуды, во-вторых, на многих иконах его изображают сидящим на коленях у черта (или же черт сидит на его плече).
    • Вторая версия имеет более «земное» обоснование. Предательство Иуды было совершено в надежде на то, что Иисуса не осудят и не казнят. Апостол полагал, что Христос вознесется над народом не как дух, воскресший из мертвых, а как человек, который займет трон самого могущественного государства на планете. Он же, как и прежде, будет представителем государственной казны, то есть сможет овладеть таким богатством, которого ранее никто не видывал. Узнав о том, что Христа распяли, он понял, что деваться ему уже некуда, и совершил суицид.

    Конечно же, каноническая версия уверяет нас в том, что предатель Христа совершил самоубийство, и теперь душа, грешная и нечестивая, скитается меж мирами, не находя своего места ни в раю, ни в аду.

    Более менее даже ясен вопрос о том, на каком дереве повесился Иуда, – это осина, в некоторых источниках говорится, что дерево было бузиной.

    Беспокоить начинает иной факт: как случилось так, что его внутренности оказались вывернутыми наизнанку.

    Не нужно быть следователем, чтобы предположить, что самоубийство было сымитировано (причем весьма дурно), а самого Иуду убили, и уже мертвым повесили. Подобную версию подтверждает «Мастер и Маргарита», где мы видим, как посланники Афрания – начальника тайной службы при Пилате, убивают предателя с помощью ножа.

    Библия и христианство в целом позиционируют Иуду как персонажа негативного, склонного к темной силе . Но вместе с тем утверждается, что его выбрал в сопроводители Христа сам Господь, следовательно, на все была Его воля.

    Мы, проживая в веке гуманизма и плюрализма, можем сделать вывод: Иуда – человек, судьба которого была крайне сложной и тяжелой. В нем был как свет, так и тьма, он боролся со своими демонами, но побороть не смог.

    Интересно знать! Считается, что с Мессией он пересекался еще в младенческом возрасте. Тогда мальчиком, овладели бесы, и его на исцеление привели к малышу-Иисусу. Бесноватый набросился на Святого ребенка и укусил его за бок (тот самый бок, который проткнули Иисусу копьем на кресте).

    Полезное видео: Почему Иуда предал Бога?

    Вывод

    У медали всегда есть две стороны. Как у крайне добрых и положительных людей бывают свои «скелеты в шкафу», так и у злодеев и предателей можно отыскать светлые качества. Таковыми обладал и Иуда Искариот – некогда Святой апостол, ученик Иисуса, проповедник и целитель. Поддавшись воле лукавого, он сотворил зло, но дорого за это поплатился.

    Сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

    По другой теории, поскольку слово «крайот» имеет значение пригород, то «Иш-Крайот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот».

    Библейская история

    После того как Иисус Христос был приговорён к распятию , Иуда, предавший его, раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

    Иуда, возвращающий первосвященникам деньги.

    По одной из легенд, Иуда повесился на осине , которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая Иуду-предателя, и приобрела свойства магического оружия, способного поразить вампиров .

    После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды . Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия » и помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.

    Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства . По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей , это цена раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. Иудин поцелуй стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.

    Противоречие о «земле крови»

    Со смертью Иуды связано известное противоречие. Согласно Евангелию от Матфея, Иуда вернул деньги первосвященникам, и они купили на них землю у горшечника. Эта земля называется «землёй крови», или Акелдама . Согласно Деяниям Апостолов, сам Иуда приобрёл «землю крови» «неправедною мздою» .

    Согласно фонду «Лютеранское наследие», это противоречие объясняется следующим образом. Землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде .

    Неканоническое восприятие Иуды Искариота

    История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени , в произведениях которых поступок этого библейского персонажа подвергался различным толкованиям и интерпретациям в попытке уйти от воспринимаемой как нелепой мотивации. Например, получило распространение объяснение, что Иуда был должен предать своего учителя, чтобы Иисус смог выполнить свою миссию, и Иуда это осознавал. В таком понимании (и в нескольких других близких) Иуда тоже, как и Христос, приносит себя в жертву. В частности, так трактует поступок Иуды Искариота в своем романе Никос Казантзакис сценарную адаптацию которого осуществил режиссёр Мартин Скорсезе в своём фильме Последнее искушение Христа .

    Сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа, был создан в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».

    Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос дает чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

    Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.

    В православных толкованиях и в литургических (богослужебных) текстах подчёркивается, что Христос, зная о том, что Иуда часто ворует из тех денег, которые предназначались для раздачи нищим, не прогонял его от Себя и не лишал его благодатных даров , с помощью которых Иуда, как и все остальные апостолы , исцелял больных и изгонял бесов . И даже во время предательского поцелуя Христос не злится на предателя, обращаясь к нему: «друг», ожидая покаяния Иуды.

    Примечания

    Ссылки

    • Judas dans la littérature, des origines du christianisme au 20 siècle (Jacqueline SAYERLE) (фр.)
    • Et si Judas n’avait pas trahi Jésus ? 17 siècles après … la vérité sur la vraie personnalité de Judas(фр.)
    • Иуда Искариот и «Евангелия от Иуды». Паасо В. Т.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Иуда" в других словарях:

      ИУДА - (Иуда Искариот – апостол из двенадцати, предавший Иисуса Христа; тж в знач. нариц.; см. тж ИСКАРИОТ) А я, ничтожный смертный прах, У ног твоих смятенно буду Искать в глубоких небесах Христа, учителя Иуды. АБ899 (I,424.1); И было знаменье и чудо:… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

      Ы, муж. Стар. редк.Отч.: Иудич, Иудична.Производные: Иудка; Юда.Происхождение: (Др. евр. имя Iehuda он восхваляет бога. От hoda восхвалять.)Именины: 2 июля, 13 июля Словарь личных имён. Иуда Хвала Бога (евр.) и имя одного из колен Израилевых. 2… … Словарь личных имен

      См … Словарь синонимов

      - (Иуда), (И прописное), Иуды, муж. (бран.). Предатель, изменник. « Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?» Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      ИУДА, обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдешь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без … Толковый словарь Даля

    Loading...Loading...