Судьба философии в современном мире эссе. Роль философии в обществе

Философия/ 3 . История философии

Жидий М.В., к.ф.н. Галкина Л.И.

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко , Украина

Роль философии в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. человечество оказалось на пороге больших перемен. Уже сегодня можно проследить некоторые контуры развития мировой цивилизации в будущем: невиданные возможности информационных технологий, новых способов коммуникаций, ускоренную интеграцию мира, его разнообразие и многополярность. Перед каждой страной встала проблема выбора: как войти в будущую цивилизацию и занять в ней достойное место, обеспечить высокое качество жизни и развитие личности? Выбор пути развития всегда предусматривает определение определённых мировоззренческих ориентиров, в формировании которых важную роль играет философское мышление. Философия непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в неё, отвечает на её запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Чем выше уровень исторического развития и чем более неотложным является решение общественных проблем, тем ответственнее становится роль философии. Она составляет мировоззренческую и методологическую основу поиска средств и направлений движения к будущему, раскрывает социальные черты крупнейших осложнений, предупреждает об опасной иллюзии недооценки сложностей социальных преобразований.

В современных условиях задачи философии связаны, прежде всего, с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, порождённых человеческой цивилизацией в XX в. К ним относятся: во-первых, проблема предотвращения войны и обеспечения мира. Она обусловлена вступлением человечества в ядерную эпоху. Сегодня предотвращение ядерного самоубийства стало ценностной установкой, с которой должны сравниваться любые программы организации и перестройки общественной жизни.

Во-вторых, глобальные экологические проблемы и обусловленная ими необходимость радикальных изменений в отношении людей к природной среде. В-третьих, вследствие ускорения социального развития в XX в. чрезвычайно остро встала проблема человеческих коммуникаций, общения, преодоления отчуждения человека от порожденных им социальных условий жизни. Усложнение социальных процессов и расширение поля человеческих коммуникаций часто вызывает усиление стрессовых нагрузок, дегуманизацию социальных связей.

Эти и другие жизненные проблемы современности имеют мировоззренческий характер, и поэтому трансформируются в постановку тех философских вопросов, которые каждая эпоха по-своему формулирует и решает: вопросы смысла человеческого бытия, человеческого, проблемы свободы, справедливости, морали. Никогда в прошлом человек не обладал такими знаниями, столь технически вооруженными и мощными, как теперь, но никогда он не был столь уязвимым и растерянным перед глобальными и локальными проблемами.

Такое противоречие и сложность бытия человека и общества в XX - начале XXI в. обусловили большое разнообразие философских направлений, течений и школ. Одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии является философская антропология, в частности функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой являлся Эрнст Кассирер (1874-1945). Он утверждал, что сущность человека можно познать только через её функциональные проявления, например, через деятельный труд, культурную и творческую деятельность.

Экзистенциалисты провозгласили наиболее важной проблему существования человека, смысла его жизни. Они искали ответ на вопрос: заслуживает ли жизнь того, чтобы прожить её? Так, А. Камю подчёркивал, что

люди, подобно Сизифу вынуждены заниматься бессмысленным, монотонным трудом всю свою жизнь и потому несвободны.

Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и изучение проблем человека с мировоззренческих позиций. Научно-философский анализ новых реалий жизни, роли сознательно-деятельного фактора играет решающую роль в понимании современного мира. Кризис современного общества показывает насущность главной проблемы философии – проблемы человека.

Доктор физико-математических наук С. П. Капица, занимавшийся и проблемами демографии, справедливо отмечал, что в настоящее время у общественных наук есть колоссальный задел, причём в мировой науке по значимости на первый план выходит не физика, а биология человека. Наиболее существенное отличие людей от животных заключается в способности «думать, мыслить, переносить эти мысли из поколения в поколение…» .

В современных условиях, когда усиливается духовный кризис общества, растет потребность в соотнесении целей и результатов самых различных видов деятельности с гуманистическими идеалами, с задачами выживания человечества. Проблема противостояния собственного «Я» и внешнего мира - общечеловеческая и глубоко индивидуальная проблема, в XXI веке она стоит особенно остро.

Философские идеи не стареют со временем. Каждое новое поколение даёт им новую интерпретацию. Философия способствует формированию у человека целостной мировоззренческой позиции, формированию качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту; расширению кругозора человека, развитию духовных потенций.

Литература :

1. Капица С. От общества знания к обществу понимания [ Электронный ресурс ] /Сергей Капица. – Режим доступа: http://portal21.ru/1691/

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся та­кие проблемы, как постижение своеобразия человека и его мес­та в универсальном целостном бытии, смысл и назначение че­ловеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и соз­нания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно органи­зованной, одновременно целостной и внутренне дифференци­рованной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретиче­ское ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философ­ская антропология) и учения об обществе (социальная филосо­фия). С другой стороны, вокруг этого теоретически системати­зированного фундамента достаточно давно сформировался це­лый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия нау­ки, философия религии, философия права, политическая фи­лософия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодейст­вии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззрен­ческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогно­стическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточ­нялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды кру­тых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное челове­чество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основ­ном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информацион­ном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается от­крытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие воз­можность лучше понять как собственное содержание филосо­фии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, опре­деляя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.


По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности че­ловека, ориентированной на решение коренных мировоззрен­ческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на иссле­дование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взя­той во всем многообразии ее типов и форм, а также на иссле­дование природы и функций языка в его современном обоб­щенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того спе­цифического типа реальности, каковой является так называе­мая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем буду­щем усилится тенденция к обретению философией своего ста­туса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В пе­риод своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относи­тельно законченных систем преимущественно чисто теоретиче­скими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд кон­кретного живого человека. Философия, по-видимому, попыта­ется вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего вре­мени - необходимой человеку в осмыслении и решении про­блем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Литература и источники

А.В. Апполонов, Н.В. Васильев и др. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009 – 672 с.

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2008- 592 с.

Спиркин А.Г., Философия. Учебник.- М.: Гардарика, 2009 – 736 с.

Гришунин С.И. Философские науки. Основные концепции и проблемы. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Либроком» 2009 -224 с.

Нужна ли философиясегодня, в век скоростей и высоких технологий, не устарела ли? А в условиях сплошного потокаинформациии хронической нехватки времени не вытесняется ли она конкретнымзнанием? Такие вопросы вполне правомерны, но ответы на них дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших.

Так, начало III тысячелетия мировое сообщество встретило, все больше осознавая свое единство и ответственность за состояние биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществоми природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность прежде всего состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит в основе большинства современных проблем, в преодолении которых призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек гонит от себя философию, когда ему хорошо, и обращается к ней, когда ему плохо.

Философия как способ постижения мира

Сегодня уже не только отдельные народы, но и мировое сообщество в целом как никогда нуждается в философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в жизни. Подтверждением тому являются и ежегодно проводимые во всем мире дни философии ЮНЕСКО, и последние Всемирные философские конгрессы, которые акцентируют внимание, как правило, на самых актуальных, жизненно важных для современного мира вопросах.

Так, ХХ Всемирный философский конгресс, состоявшийся в 1998 г. в Бостоне (США), был посвящен теме «Пайдейя. Философия в воспитании человечества», а на ХХI, состоявшемся в 2003 г. в Стамбуле (Турция), главной темой была «Философия лицом к мировым проблемам». Следующий, XXII Всемирный философский конгресс будет проходить в Сеуле (Южная Корея) в 2008 г. под общей темой «Переосмысливая философию с позиции современности».

Как видно уже из названий конгрессов, философия тесно связана с реальной жизнью и всегда направлена на осмысление наиболее актуальных проблем человеческого бытия. Именно поэтому отдельная (заключительная) глава настоящей книги будет посвящена важнейшей проблеме современности -глобализации и ее философскому осмыслению, как принципиально новой теме в философии. Другая тема, также заслуживающая особого внимания при обсуждении предмета и проблем философии, - ее роль и значение в деле воспитания, образования и становления человека как личности.

О воспитательной функции философии уместно сказать уже теперь, учитывая итоги широкого и всестороннего обсуждения этого вопроса на международном уровне, когда участники ХХ Всемирного философского конгресса обратились к этой теме, опираясь на богатый историко-философский материал, в том числе и на работы античных мыслителей.

Термином «пайдейя» (от греч. pais - ребенок) древние греки обозначали всестороннее образование и воспитание, т. е. гармоничное телесное и духовное формирование человека (как детей, так и взрослых), реализующее все его способности и возможности. Тогда пайдейя считалась отличительным признаком аристократии; теперь, выдвигая на первый план проблемыобразования ивоспитания , философы вновь вспомнили это понятие, пытаясь определить роль философии в решении насущных проблем. Так, французский философПьер Обенк , сделавший на бостонском конгрессе один из основных докладов, задался вопросом: «Насколько возможно перейти от варварской природы человека к цивилизованной?» Единая природа человека двусмысленна, полагает он, и только образование (пайдейя) делает человека таковым в полном смысле этого слова, т. е., как говоритПлатон , пайдейя открывает ему глаза.

Но образование заключается не в том, чтобы дать глазу зрение, а призвано дать ему правильный взгляд . Ссылаясь на авторитет Платона,Демокрита и других известных мыслителей,П. Обенк полагает, что посредством образования можно создать другую природу человека, если направить образование против насилия и культивировать в человеке разум. Понятие «пайдейя» акцентирует внимание на процессе образования, в результате чего ребенок становится взрослым. Механизм же такого процесса можно лучше понять, если обратиться к авторитетам античной философии, утверждавшим, что «божественную природу человека необходимо выращивать так же, как хороший виноград».

Древние греки проводили различие таких понятий, как «техне» и «пайдейя»; если первый термин означает знание, т. е. то, чему можно учить, то второй -источник правильного суждения , а не источник передачи знания. При этом пайдейя, как считалАристотель , должна склонить человека к саморазвитию. Исходя из этогоПротагор , Сократ, Платон в преподавании философии акцентировали внимание на том, чтобыобучать не искусству убеждения, а искусству правильного суждения .

Философия: Учебник для вузов Миронов Владимир Васильевич

Философия в современном мире (вместо заключения)

Философия в современном мире

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия – это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего – продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Многое до сих пор остается непроясненным и в понимании тех универсалий культуры, которые ныне выдвигаются на первый план в философских исследованиях. Надо, например, разобраться с составом, набором самих универсалий культуры, их взаимоотношениями друг с другом и с философскими универсалиями (категориями), глубже обрисовать взаимоотношения философского подхода к осмыслению природы, оснований и универсалий культуры с теми исследованиями культуры, которые осуществляются в таких специализированных отраслях современного научного знания, как культурология, история культуры, социология и психология культуры, текстология и т. д.

Скорее всего, будет продолжаться и дифференциация философского знания. При этом важно, чтобы в философии, как и в других наиболее продвинутых отраслях специально-научного знания, процесс дифференциации осуществлялся одновременно с интеграцией философского знания вокруг его собственного теоретического ядра – онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Это позволит избежать наблюдаемого ныне растворения содержания философии в проблематике смежных с нею дисциплин – политологии, философии и истории науки (науковедении), социологии. Особо важную роль в интеграции философского знания призваны сыграть систематические и углубленные историко-философские исследования. Именно в огромном познавательном потенциале многовековой истории философской мысли, содержится один из важнейших внутренних источников постоянного прироста того специфического вида знания, каким является философия.

И здесь на первый план все больше будет выдвигаться необходимость усвоения опыта и традиций не только западноевропейской, но и всей мировой философской мысли. Прежде всего речь идет об опыте и традициях развития философии в странах Востока – в Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Средиземноморья, с их акцентом на духовное, нравственное самосовершенствование человека, установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с природой. Это же можно сказать и относительно опыта развития отечественной философской мысли, включая ее религиозно-философское направление. Начиная с А. С. Хомякова, через В. С. Соловьева, плеяду выдающихся представителей Серебряного века и вплоть до середины XX в. русская философская мысль накопила огромные духовные богатства, вмещающие в себя многообразие всего человеческого опыта, достижения духовных сил и способностей человека, идеи русского космизма, нравственные искания многих выдающихся представителей русской литературы, художественной культуры в целом.

Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской мыслью, прочно закрепились в языке и арсенале методов и средств, используемых в современном научном познании. Это касается, например, философских интерпретаций взаимоотношений части и целого, особенностей строения и структуры сложно организованных развивающихся систем, диалектики случайного и необходимого, возможного и действительного, многообразия типов и форм закономерности и причинности. Особенно важно то, что предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально-научных подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом можно с большой степенью вероятности утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в этом смысле глобальным. Но эта тенденция к углублению внутренней целостности и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно-технических средств, в особенности своего превосходства в мировых информационных технологиях и потоках (телевидение, все многообразные средства видео– и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу-бизнес). Потому возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Серьезную угрозу представляют обострившиеся во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно-нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование человечества. Возникла потребность в новых стратегиях отношения к природе и к человеку, в более гармоничном сочетании всех форм реализации его творчески созидательной и преобразовательной деятельности.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему, правда по большей части обозначая и осмысливая имеющиеся здесь трудности, нежели предлагая конкретные пути и способы решения. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что одна из наиболее фундаментальных предпосылок как постановки и осмысления этой проблемы, так и поисков путей и средств ее решения заключается в развитии диалога философских традиций Запада и Востока и в более общем виде – межкультурного диалога, жизненно необходимого в условиях плюралистической цивилизации.

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать – конечно, с учетом всех реалий нашего времени – необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Из книги Философское автора Джин Нодар

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Кто умеет правильно говорить, - может правильно и молчать. Шломо Габирол Не известно - будет ли лучше, если всё будет по-иному, но всё должно быть иначе, если всё должно быть лучше. Георг Лихтенберг Говорят, что правильно думать - это думать о многих

Из книги САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ И ПРИЧИННОСТЬ автора Украинцев Б С

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Завершая книгу, следует высказать мнение философа об одном специальном вопросе, имеющем, как мы полагаем, большое теоретическое и практическое значение. Речь идет о разработке методов исчисления результатов целевого причинения в процессе

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

Заключение Философия в современном мире В заключение обратимся к тем тенденциям современной философии, которые увлекают ее в будущее и, возможно, определят его. Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего. Философия направлена

автора Канке Виктор Андреевич

Заключение. Философия в современном мире Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.Философия есть творчество в понимании человеком

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Тема 17 Философия в современном мире Философия является спутницей мировой цивилизации, её порождением и отражением. Это происходит потому, что человек даже в самые трудные периоды своего личностного бытия продолжает оставаться человеком, т.е. быть деятельным, ищущим,

Из книги Толпа, массы, политика автора Хевеши Мария Акошевна

Вместо заключения Как мы стремились показать в своем изложении, в социально-философской литературе XX век оценивается как век толпы, как восстание масс. Сама констатация этого явления, не говоря уже об оценке его, ставит вопрос о том, что же будет в этом плане дальше, как

Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О многом шла речь в этой книге. Еще больше интересных и важных тем осталось по необходимости за ее пределами.Логика - это особый, самобытный мир со своими законами, условностями, традициями, спорами и т. д. То, о чем говорит эта наука, знакомо и близко

Из книги Петрици автора Панцхава Илья Диомидович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Перевод философских произведений Иоанна Петрици представляет необыкновенную трудность. Н. Я. Марр показал, каким образом пользовался Петрици ресурсами грузинского языка для передачи сложных оттенков философской терминологии античности. Вследствие

Из книги Искусство правильно мыслить автора Ивин Александр Архипович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О многом говорилось в этой книге. Но не случайно мышление называют «вселенной внутри нас». Охватить даже наиболее важные его особенности в одной книге, конечно же, невозможно. Большинство рассматривавшихся тем тяготеет к тому, чем занимается наука о

Из книги Этьенн Бонно де Кондильяк автора Богуславский Вениамин Моисеевич

Из книги Дени Дидро автора Длугач Тамара Борисовна

Из книги Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет автора Маяцкий Михаил А.

Вместо заключения Многое из того, что сегодня выглядит абсолютно неприемлемым у георгеанцев, они разделяли с университетским миром своего времени. Анахроничные параллели с современностью любил, как известно, и Виламовиц. Поэтому неудивительно, что два-три десятилетия

Из книги Истины бытия и познания автора Хазиев Валерий Семенович

Единичка (вместо «Заключения») Сколько помню себя, столько помню и единичку, которая играла в моей жизни преогромнейшую роль. Как только мне не доставалось от нее! Чего только не вытерпел из-за нее! Из-за страниц тетрадей, дневников, табелей - отовсюду, где только могла

Из книги Фрэнсис Бэкон автора Субботин Александр Леонидович

Вместо заключения Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил, что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признанного и канонизированного литературного

Из книги Генри Торо автора Покровский Никита Евгеньевич

Вместо заключения. Торо в меняющемся мире ыне, когда Генри Дэвид Торо по праву стал рассматриваться в числе наиболее выдающихся представителей американской культуры, а его книга «Уолден, или Жизнь в лесу» повсеместно признана классическим произведением мировой

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

13. Вместо заключения В данной работе, я стою на позиции необходимости преобразования общества. Общество выступает для всех нас, зеркалом, отражением человека, своеобразным мерилом, критерием правильности наших собственных изменений. Мы должны действовать в этом

Выходные данные сборника:

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Мирошникова Галина Александровна

преподаватель общегуманитарного цикла ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж» г. Астрахань

Мы живем в достаточно сложное время, хотя, если подумать, т вряд ли на Руси когда - либо было время «легкое для проживания». Но особенно XX век, на мой взгляд, потряс нас такими переменами во всех сферах жизни, неопределенность достигла небывалых масштабов, что человек «потерялся» на какое–то время в этом множестве проблем. Ответы на вопросы «Что же с нами происходит?», «Что нас ждет в будущем?» повисли надолго в воздухе без ответа. Мифы ушли в прошлое, влияние религии значительно ослабло, а обыденное мировоззрение никак не могло ответить на много­численные вопросы, которые, как сначала могло показаться, вдруг всплыли перед человеком. Но, с другой стороны, если бы у человека не было проблем, забот, переживаний, и философии, как таковой, могло бы не быть. Ведь именно философия всегда играла значительную роль в решении человеческих проблем. Главная её функция - формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на принятие практических решений. Одна из основных задач философии, на мой взгляд, изменить человека. Жизнь не стоит на одном месте, меняется, то быстрее, то медленнее и ее надо изучить как можно глубже.

Человеческие потребности настолько велики, что и сама философия становится многофункциональной сегодня. Роль философии в жизни человека очень велика. Еще Платон говорил, что под влиянием философии душа человека очищается и «человек становится подлинно совершенным». Каждый человек, когда-либо, задавался вопросом: «Что такое философия? И зачем она нужна?» Философия, как наука, основывается на познании сути мироздания. Она плотно переплетается с наукой, религией, искусством, помогая человеку познать себя и окружающий мир.

Сегодня основы философии изучают со школьной скамьи. Хотя есть мнение, что философия слишком сложна для понимания и не стоит в таком юном возрасте «засорять» головы сложными понятиями. Возможно, поэтому в некоторых учебных заведениях преподавание философии перенесли на последние курсы, считая, что студенты вторых и третьих курсов еще не «созрели» до изучения этой дисциплины, и мой многолетний опыт преподавания подтверждает правоту таких действий.

С одной стороны, истины философии может постичь только человек с большим жизненным опытом. Хотя с другой стороны, человек мудрый может уже и не задает себе столько вопросов, сколько их возникает у юного. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но юность - лучшее время для вопросов и попыток получить ответ на них. Юность - это возраст, когда совершается одно из важнейших открытий - открытие самого себя.

Философское знание своим происхождением обязано такой способности человека, как способность удивляться, так считал Аристотель. Философия, пожалуй, больше спрашивает, чем отвечает, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. И юность чаще удивляется, спрашивает чаще, чем другие возрасты, и вопросы ее бывают острее, чем вопросы людей, которые ко многому привыкли, многое знают, и масса вещей им уже кажется вполне естественными. Подросток более критично относится ко всему, что его окружает, хочет многое понять и оценить. Вот здесь и нужна ему философия, которая поможет сформировать его мировоззрение, даст ценностные установки, которые определят направленность его деятельности. Есть кризис, всеохватывающий, глобальный, можно говорить и о духовном кризисе в частности, и навряд-ли кто-то уже нашел ту тропинку, по которой человечество дойдет до «светлого завтра», но искать пути решения этих проблем жизненно важно для человечества.

Приступая к изучению философии, в течение ряда лет задаю студентам вопрос о необходимости ее изучения и, к своему великому сожалению, часто слышу отрицательный ответ (в среднем 70-80 %). И что интересно, так отвечали студенты, которые уже перешли на старшие курсы, а вот процент отвечающих отрицательно из числа первокурсников, только поступивших после девятого класса, меньше. Сомневаюсь, что это свидетельствует о понимание значимости философии, скорее здесь срабатывает своего рода установка: раз предмет включен в перечень изучаемых дисциплин, значит, он нужен. Сегодня тенденция непонимания значимости философии снижается. Студенты, наконец-то, стали осознавать, что важно не только овладеть профессиональными знаниями, но и расширять свой интеллектуальный потенциал и такая дисциплина как философия очень даже помогает в этом. Ведь философия не отвлекает от изучения спецпредметов, а служит средством познания и преобразования мира и удовлетворяет многие духовные потребности и запросы человечества. Критический метод мышления, который является основой философствования, требует не только специальной теоретической подготовки, но и практики, точно так же, как и любая другая деятельностью. Пренебрежение этими требованиями часто является причиной жалоб на «непонятность», «трудность» философии, пренебрежительного, скептического отношения к ней. Способности к философскому мышлению вырабатывается не одноразовыми действиями. Умению мыслить философски надо учиться, как экономическому, математическому, историческому и другим формам мышления. Одной из бед нашего преподавания как раз и является желание дать знания в готовом виде и только в последние годы наметилась тенденция к искоренению такой методики обучения. Конечно, каждый человек «немножечко» философ, но задача предмета поднять студента с уровня «философствования» бабушек со скамейки, которые в тысяча первый раз утверждают, что до революции кипяток был горячее, до уровня человека, который способен использовать приобретенные знания в практической плоскости. Философию нельзя свести только к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным методам. Например, проблемы нравственности, бытия, смысла жизни, вопросы бессмертия, духовной сферы и другие.

Мир философии - это особый мир, где действуют свои законы, своя шкала ценностей, свой мерки. Из философии никогда не уходят проблемы, которые волновали предыдущие поколения. Понятия и категории философии не являются результатом опытных обобщений. Философская правда отличается от научной истины. Недаром русскую философию больше интересовала правда, а не истина. Критерием философии выступает всемирно-историческая практика в ее всеобщих результатах и значениях, т. е. мир в целом, его соответствие всеобщим нормам человеческого бытия. Таким образом, философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества. Причин невостребовательности философии несколько, и нет смысла винить студентов в непонимании значимости этой дисциплины. Кризис философии - это не столько результат творческой слабости профессиональных философов, сколько прямое проявление философского уровня данного общества. Каждое общество имеет такую философию, какой оно достойно. А некоторые даже полагают, что философия вообще устарела, что она якобы должна быть заменена чем-то другим, более совершенным. Но сам ход развития истории доказывает, что философия жизненно необходима. А проявления кризиса существуют во всех науках, они были, и будут проявляться всегда. Так что в этом смысле философия не исключение. Кризисные явления в философии сегодня в немалой степени являются следствием невнимания к ее запросам в советский период. Если в средние века философия была «служанкой богословия», то в период существования СССР она также обслуживала интересы власти, и это не могло не сказаться на ее содержании, развитии, вернее отсутствии таковом. И сегодня мы имеем то, что имеем. Четко обозначилась потребность современной философии в переосмыслении самой себя. И в преподавании философии это тоже явно ощущается. С одной стороны явное падение интереса к важнейшей из наук, падение уровня философского образования, с другой - «опасность сепаратизма, обусловленного и уровнем философской культуры преподавателя и его политической аганжированности». / См. Основы философии в вопросах и ответах. Учеб. пособие. Изд. «Феникс». 1997., с 4/.

Изначально философия объединяла все имеющиеся знания - географию, математику, астрономию, медицину, активно использовала сведения из мифов, религии, искусства. Недаром Аристотель, говорил о философии как единственной, самой развитой форме теоретического знания, называя ее «высшим благом и высшим добром» / см. Аристотель. Метафизика. М., 1934. С. 211/. Именно потому, что философия формирует наиболее общие законы развития общества природы, она способствуют интеграции научного знания молодежи. Благодаря философии есть возможность увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимо­обусловленность. И как результат всего вышесказанного появляется

возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам. Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия, счастья, свободы, вечности, разума…. Об этом самом важном люди всегда и размышляли.

Слово «философия» греческого происхождения и переводится как «любовь к мудрости». На Руси философию называли «любомудрием». Это понятие имело различные значения. Так, Геродот и Фукидид определяли его как стремление к знанию, образованию, умственным занятиям. Считается, что впервые это слово произнес Пифагор, который в ответ на вопрос о том, кто он есть, ответил: «Я философ» / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 334/. Окончательно закрепили использование термина "философия" связано Сократ, Платон, Аристотель. Вся история развития философии свидетельствует о том, что это учение всегда было связано с интересами людей, их желанием разрешить сложные проблемы. И все острее проявлялась необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которых являются не мифологические образы и разнообразные верования, а понятия, логика, рациональное мышление. Возникает теоретическое отношение к миру. Появляются новые формы мышления, с более высоким уровнем обобщения, абстрагирования.

Размышляя над вопросом, почему студенты так бездумно отвергают значимость философии в их жизни, я пришла к пониманию того, что их пугает сложность этого предмета. Ведь для них философ - это вечно задумчивое, бородатое и говорящее непонятные вещи существо, которое столь далеко от современных проблем. Куда проще представить себе образ конкретного банкира, знаменитого спортсмена, выдающегося ученого и стремиться им подражать. Их идеи просты и понятны. А философское знание глубоко личностно, императивно. Ведь еще английский философ Б. Рассел определил место философии в духовной жизни человека как «ничейную землю». В науке познал конкретные законы, приобрел конкретные навыки и живешь спокойно. Если что-то устарело, изучил новое и опять все нормально. В философии кумулятивность исключена. Говоря упрощенно, закон Архимеда и в Африке остается таковым. А вот содержание предмета философии постоянно уточняется, изменяется, каждый философ - самостоятельная фигура, его философская концепция отражает и дух времени, в первую очередь, и характер, и опыт, и нравственные установки. Поэтому навряд ли можно будет когда-либо заявить, что идеи того или иного философа устарели, их не стоит изучать, примерять к сегодняшнему времени.

Философские размышления требуют глубокого изучения и осмысления, это диалог эпох, это единение многообразия. Все более продуктивным и разнообразным становится диалог различных философских течений. И в этом определенная сложность для понимания. Это не просто выучить таблицу умножения и потом автоматически ее использовать. Этот не прекращающийся процесс «самоосознания». Философию интересует взаимопроникающее единство мира в целом и универсального человека, которое проявляется затем в способах целостного видения мира и наиболее общих характеристиках человеческого бытия. Философия одна из древнейших наук, но остается на сегодня одной из востребованных в силу тех функций, которые она выполняет. Она никогда не устареет, она смотрит в будущее. Она направлена на спасение человечества от краха, хаоса. Философия это наука, направленная обеспечение будущего человечества. И это не громкие слова, а реалии жизни. Ни одна из других наук, в силу ограниченности объекта изучения, не может взять на себя эту функцию.

Да, добиться успехов в изучении философии, конечно же, трудно. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров создание целостного образа мира оказывается задачей невероятно сложной. Но задачу эту решать надо. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей. Философия нам нужна. Нам нужно воспитать новое молодое поколение, оптимистично оценивающее будущее своей страны, желающее само изменить к лучшему этот сложный мир, именно поэтому роль философии в современном мире неуклонно растет. Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку. Подлинная философия носит напряженный характер, она заложена в потребностях и запросах человеческого существования. Отсюда ее жизненная значимость и востребованность. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих действий, поступков, формирует стратегические цели. Величайшее значение в развитии человеческой цивилизации имела концепция идей, разработанная Сократом и Платоном. Главным в их учении является идея всеобщего блага. В конечном счете, именно эта идея стала основой современной цивилизации. В последнее время много говорят о философской концепции всеобщей ответственности. Концепция ответственности призвана противостоять действиям различного рода эгоистов и экстремистов, всех тех, кто пытается вести себя безответственно по отношению к обществу. В современном обществе это особенно актуально. Если современный человек знаком с философскими постулатами добра и ответственности, он не будет совершать безответственных, легкомысленных поступков, не будет приносить вред обществу и другим людям. Это еще одна причина значимости философии в настоящее время. Философия всегда личностна. Поиск человеком самого себя - дело сложное и индивидуальное. Здесь не может быть универсальных рецептов. И единой философии никогда не было. Но, тем не менее, мы можем четко обозначить ее функции - мировоззренческая, познавательная, гуманистическая, аксиологическая, критическая, выполняющая задачи преодоления устаревших догм и взглядов, праксеологическая, интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний. Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. И хочется надеяться, что в ближайшем будущем эта наука и дисциплина вернет себе и интерес со стороны студентов, и прежнее уважение

Список литературы:

  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 337 с.
  2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с. (с хрестоматией).
  3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. -М.: ФОРУМ: ИНФРА -М.: 2009. -288 с. (Профессиональное образование).
  4. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. -М.: Университетская книга; Логос. 2009. -286 с.
  5. Скирбекк Г. История философии: учебное пособие / Пер. с англ. В. Кузнецова. - М.: «Владос». 2008.
Loading...Loading...