Свято - Смоленская Зосимова мужская пустынь (Владимирская область). Воскресная школа для детей

Обитель расположена в 90 верстах от Москвы, 20 верстах от Троице -Сергиевой Лавры и в 3,5 верстах от станции Арсаки Ярославской железной дороги, на границе Московской и Владимирской областей. Среди дивной лесной природы, на берегу небольшой речки Молохчи возвышается живописный холм. К нему-то в последней четверти XVII века и пришел инок Троице - Сергиевой Лавры схимонах Зосима, искавший молитвенного уединения.

Обитель расположена в 90 верстах от Москвы, 20 верстах от Троице -Сергиевой Лавры и в 3,5 верстах от станции Арсаки Ярославской железной дороги, на границе Московской и Владимирской областей. Среди дивной лесной природы, на берегу небольшой речки Молохчи возвышается живописный холм. К нему-то в последней четверти XVII века и пришел инок Троице - Сергиевой Лавры схимонах Зосима, искавший молитвенного уединения. Он поставил тут деревянную часовню и келлию и начал вести безмолвную жизнь. Старец Зосима славился своей святой жизнью, мудростью и чудесами. Он, несомненно, обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Временами пустынь, названная по имени основателя Зосимовой, приходила в упадок и запустение; бывало, что и вовсе упразднялась. Но каждый раз - по молитвам почившего отца Зосимы - пустынь восстанавливали благочестивые почитатели памяти этого подвижника. Во второй половине XIX столетия в деле возрождения обители принимал живейшее участие известный юродивый Филиппушка и его сын Порфирий (в иночестве - Прокопий).

Тогда же участок земли вокруг "Святого холма" был подарен Троице-Сергиевой Лавре. Заботами наместника Лавры архимандрита Павла, строителя Зосимовой пустыни, обитель стала возобновляться. Над могилой старца Зосимы был сооружен собор во имя Смоленской иконы Божией Матери, и монастырь стал называться Смоленской Зосимовой пустынью. Обитель обнесли кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями. Рядом с собором построили трапезную с церковью во имя преподобного Сергия. Вдоль западной стены вырос братский корпус, в деревянной части которого находились палаты игумена. Святой колодец, вырытый самим старцем Зосимою, оказался за западной стеной около речки.

Вдоль северной стены соорудили кирпичные братские корпуса. В середине между ними помещались Святые ворота, прямо против дороги на станцию Арсаки. Над ними была сооружена церковь в честь Всех святых. Над восточной стеной поднялась высокая колокольня с башенными часами. Строительство пустыни продолжалось более десяти лет, хозяйственные постройки за оградой возводились в последующие годы. Обитель имела обширное хозяйство: сенокосные угодья, большой огород, скотный двор, фруктовый сад и пасеку на 200 ульев...

В 1897 году в пустынь был назначен первый и, как оказалось, последний настоятель - игумен Герман, знаменитый старец, впоследствии схиигумен, делатель Иисусовой молитвы, устроитель Зосимовской школы старчества. За 26 лет своего игуменства отец Герман научил иноческому пути многих людей. Среди духовных чад старца были святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна; ректор Московской Духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий; + 1936), впоследствии митрополит; архимандрит Чудова монастыря Арсений (Жадановский; +1937), впоследствии епископ Серпуховский; игумения Иоанна, настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря - "женской Оптиной пустыни", и многие другие. В конце XIX - начале XX века Зосимова пустынь получила широкую известность как выдающийся центр духовничества и старчества. В этом - немалая заслуга отца Германа. (Число братии в то время простирается до 100 человек).

В годы тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви Господь послал России знаменитого "утешителя", великого старца Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия, ученика и сотаинника схиигумена Германа, великого молитвенника и знатока человеческой души. В эти годы у отца Алексия получали духовное окормление святая мученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и сестры Марфо- Мариинской обители, члены Императорского Дома, высшие сановники государства, иерархи Церкви. Так высок был авторитет старца, что именно ему было поручено вытаскивать жребий при избрании патриарха; жребий указал на святителя Тихона.

В Зосимову стекались тысячи богомольцев со всей необъятной России. Старчество было тем магнитом, который привлекал в пустынь многих паломников. Обитель стала одним из духовных центров Православия того времени. Старчеством Зосимова пустынь стала как бы Оптиной в миниатюре, Оптиной для столицы, куда могли добраться по железной дороге, а далее пешком. Приток паломников ширился, они обновлялись духом, принимая наставления старцев Зосимовой пустыни, и уносили с собой в мир ее особенный свет - отблеск Света Невечернего. Схиигумен Герман предсказывал, что, пока он жив, обитель его не закроют. И действительно, Зосимова пустынь была закрыта в конце сентября 1923 года (схиигумен Герман окончил свой земной путь 17/30 января 1923 года). Началось жестокое уничтожение мирной обители. Первым делом выгнали всех ее насельников, предварительно изъяв у них серебряные ризы с личных икон и другие ценные вещи. Все они разъехались кто куда. Многих ждали ссылки, издевательства, расстрелы...

В настоящее время по молитвам первоначальника обители схимонаха Зосимы, старцев Германа и Алексия Зосимова пустынь возрождается... В 1992 году настоятелем Зосимовой пустыни был назначен игумен Порфирий (вспомним сына блаженного Филиппушки!), потихоньку стала собираться братия. Затем во главе обители был архимандрит Нил.

В настоящее время настоятель монастыря - игумен Петр. 13/26 июля 1994 года состоялась канонизация преподобного Зосимы как местночтимого святого. В 2000 году канонизированы: на Всецерковном уровне - преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах, старец Зосимовой пустыни; на Епархиальном уровне - преподобный Герман (Гомзин), схиигумен, Зосимовский. Целая плеяда старцев вышла из стен Зосимовой пустыни. В 2001 году канонизирован преподобномученик Игнатий (Лебедев), схиархимандрит (+ 1938 г.). Известные старцы Зосимовой пустыни: игумен Платон (Климов); архимандрит Исидор (Скачков); иеромонах Макарий, келейник старца Алексия, расстрелян в 1930 г.; иеросхимонах Иннокентий (Орешкин); схиигумен Митрофан; архимандрит Мелхиседек; схимонах Симон (Кожухов); архимандрит Никита (Курочкин); архимандрит Зосима (Нилов) и многие другие.

В самые страшные годы гонений на Церковь окормляли они верующих, несли слово Истины и утешения. Дальнейшая история пустыни, история Отечества нашего зависит от нас.

    СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ, мужская, в Александровском районе Владимирской области. Расположена в 25 километрах к северо востоку от Сергиева Посада на живописном холме близ речки Молохча, в местечке под названием Ульянова пустошь. Основана… … Энциклопедический словарь

    Владимирская еп., в Александровском у. Восстановлена в 1896 заботами наместника Сергиевой лавры архим. Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в к. XVII и… … Русская история

    Смоленская Зосимова пустынь монастырь во Владимирской области. Зосимова пустынь основана схимонахом Зосимой, выходцем из Троице Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Однако после кончины старца большая … Википедия

    Зосимова пустынь: Монастыри Смоленская Зосимова пустынь, Владимирская область Троице Одигитриевская (Зосимова) пустынь, Троицкий административный округ Москвы Другое Зосимова Пустынь ж/д платформа Киевского направления МЖД в Московской… … Википедия

    Смоленская Зосимова - мужская пустынь, находящаяся во Владимирской губ., в 19 в. от гор. Александрова, основана в XVII в. В 1722 г. упразднена, в 1728 – восстановлена; опять упразднена и разорена в 1764, в 1869 – снова восстановлена. Храмов 3,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ЗОСИМОВА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ - Зосимова пустынь. Литография. 70 е гг. XIX в. (ЦИМ МДА) Зосимова пустынь. Литография. 70 е гг. XIX в. (ЦИМ МДА) (Московской епархии), находится близ с. Руднева Наро Фоминского р на Московской обл. Основана в 1826 г. по благословению митр.… … Православная энциклопедия

    Монастырь Лукианова пустынь Страна Россия Местоположение Владимирская область … Википедия

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь основана в последней четверти ХVII века ищущим уединения и молитвенного подвига схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиевой лавры. Не сохранились точные даты рождения и блаженной кончины старца. Известно только, что при жизни он стяжал великий дар советования и молитвенного дерзновения ко Господу, что уже при жизни почитался народом, за советом к которому шли и простолюдины и особы царской семьи. Глубоко почитала старца царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Её стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После кончины старца жизнь в основанной им пустыни замерла, рассеялась или почила немногочисленная братия. Лишь могила старца, с построенной над ней часовней, привлекла к себе страждущие души, искавшие помощи и утешения.

Промыслом Божием в 1896 году в обитель назначается настоятелем духовник Гефсиманского скита игумен Герман (Гомзин). С его приходом обитель расцветает. Строится новый Смоленский собор, братские корпуса, заводится образцовое хозяйство. Но, и это главное, обитель растёт духовно. Отец Герман, воспитанник Гефсиманского старца иеросхимонаха Александра (Стрыгина) вводит в обители строгий монашеский устав, совершаются длительные, с умилительным «Зосимовским» пением, богослужения. В помощь к отцу Герману Бог посылает в обитель ещё одного великого подвижника, протопресвитера Большого Успенского Собора Московского Кремля Феодора Соловьёва, который принимает в обители монашеский постриг с именем Алексий и становится духовником Пустыни. Оба старца неустанно трудятся над спасением душ братии и многочисленных поломников-богомольцев, ищущих совета старцев. Много раз приезжала в пустынь Великая княгиня Елизавета, всячески помогая в различных нуждах монастыря. В те времена Зосимова пустынь снискала среди православных славу духовного центра России, её с любовью называли «Северной Оптиной».Так велик был авторитет её дховника, иеросхимонаха Алексия (Соловьёва), что именно ему на историческом Поместном Соборе в 1917 году было доверено вынимать жребий с именем будущего Патриарха. Тогда нелёгкий жребий Патриаршего служения выпал на святителя Тихона.

Смоленско-Зосимова пустынь (Александровский район). Фотограф — Евгений «Sonic_Off» Гидица

Свято-Смоленская Зосимова пустынь - мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

Год основания: между приблизительно 1680 и приблизительно 1680.

Адрес: 600601, Владимирская область, Александровский район, п. Арсаки

История основания

Смоленско-Зосимова пустынь — внутреннее убранство. Фотограф — Евгений «Sonic_Off» Гидица

Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897-м над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма — Всех Святых и Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы.

При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м — не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового патриарха Русской Православной Церкви.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами.

Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.

Смоленско-Зосимова пустынь Александровский район — внутри. Фотограф — Евгений «Sonic_Off» Гидица

Как добраться?

От Москвы до поселка Арсаки на электричке можно добраться за 2 часа. От железнодорожной станции Арсаки пешком или на автомобиле на юг от ж/д путей по асфальтированной дороге 2км до ворот КПП режимного объекта. Спросить телефон для связи с настоятелем, вход/въезд с благословения. Поскольку монастырь находится на территории войсковой части — проход осуществляется только по документам с записью в журнал.

Расписание электричек Арсаки — Москва

Расписание электричек Арсаки — Москва

Смоленская Зосимова пустынь



Смоленская Зосимова пустынь

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь - православный монастырь во Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

Преподобный старец схимонах Зосима, пустынножитель и чудотворец Александровский

На берегу небольшой речки Молохчи, возвышается холм, чьи склоны некогда были покрыты густым еловым бором. Тишина и безмолвие царили здесь. Лишь неугомонный щебет птиц да завывания метелей - все о свою пору - нарушали царящее затишье. Место это укрылось в стороне от торговой, так называемой «средней», дороги из Александрова к Троице, в Переяславль-Залесском уезде, в Кинильском стане, в даче пустоши, называемой Ульянина, издавна принадлежавшей сельцу Каравайкову и составлявшей до 20-х годов XVIII столетия вместе с двадцатью тремя пустошами, родовую вотчину господ Тимоновых.

Не без воли Божией, в неведомый день последней четверти XVII века, посетил эту пустошь старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. По душе пришлось старцу покойное место, значительно удаленное от людского жилья. Отшельник помолился Богу, испросил откровения Его святой воли и, познав в своем чистом сердце, что именно этот уединенный уголок предназначен ему для подвижничества и пустынножительства, остался здесь навсегда. Он поставил тут деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь, руководствуясь в своих подвигах и лишениях примером подвижничества преподобного Сергия, житие которого ему,как добродетельному иноку Свято-Троицкой Сергиевой обители, было хорошо известно не только по книгам, но и по преданиям.

Кельей схимонаха Зосимы была тесная, малая изба, в углу которой размещалось все его богатство - несколько образов. Пни в лесу служили сиденьем и местом отдыха. Близ речки Молохчи он собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду.

Старец Зосима

Старец Зосима был избранником Божиим. Жизнь в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров, не устраивается по произволу и разуму человеческому; она определяется по особому смотрению, призванию и откровению Божию. Блаженный подвижник был из числа тех людей, о которых св. апостол Павел говорит, что они скитались,… терпя недостатки, скорби, озлобления, и весь мир не был достоин их 1 . Мир, по своему недостоинству, сначала не понимает великих молитвенников, но затем в какой-то момент прозревает и начинает их ценить, ищет в пустынях.

Неизвестно, с каких лет был иноком блаженный старец схимонах Зосима, но, вероятно, он был призван Господом с малолетства. В этом убеждают нас его высокие добродетели. Чтобы достичь чистоты сердца, сделаться обителью Духа Святаго и быть призванным к уединенному жительству в пустыни - надо трудиться на пути духовного делания очень долго, много десятков лет быть истинным монахом. А истинный монах только тот, говорит св. Иоанн Лествичник, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божьими заповедями и Божьим словом. Только исполнители правды Божией могут возобладать над своим сердцем и своею плотию. Инок должен сперва обучаться деланию заповедей в обществе человеческом, где духовное делание сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигнув достаточного преуспевания, заняться исключительно и духовным деланием в отшельничестве или в безмолвии, если окажется способным к тому. Но далеко не каждый способен к безмолвию и отшельничеству.

Чтобы сделаться способным к пустынножительству надо много лет трудиться, терпеть искушения и скорби, бороться со cтрастями. Без сомнения, старец Зосима много лет монашествовал, жил сперва под руководством опытных старцев, стремился к совершенству, был исполнителем правды Божией, получил все блага и Дары, какие только мыслимо приобрести подвижническою жизнью в монастыре, но, по заповеди Христовой, восхотел окончательно распять свою плоть на кресте отшельничества, и удалился к совершенно уединенной созерцательной и мученической жизни, подражая вере великого и преподобного наставника Свято-Троицкой обители. Он явился на указанную ему Господом, благословенную Ульянину пустошь уже будучи схимонахом. Крестьяне окрестных сел, в числе которых был и Семен Ермолаев и Иван Прокофьев, жившие уже в XIX веке, показывали, что место это издревле называлось пустынькою; был тут монастырь и церковь, но в чье имя не известно; разрушена во время нашествия Литвы и поляков; после того остались тут только два отшельника: схимонах Зосима и его келейник Иона; на месте церкви Зосима приказал плотнику, крестьянину села Никульское Андрею Кляузину, построить часовню.

Неизвестно, сколько лет провел схимонах Зосима в отшельничестве, пока открыл его мир, и народ стал стекаться к нему толпами за советом и наставлениями, но, во всяком случае, слава его возросла не ранее, как за десять лет до смерти.
«Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему, если не примет предосторожностей, не попасть в плен».
«Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания святого,- по словам блаженного Епифания, ученика преподобного Сергия, описавшего его житие, - его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение, стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха, прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, лежании на земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови – ничего не было. Прибавим ко всему этому борьбу с бесами – видимые и невидимые сражения, столкновения, страхования от демонов, диавольские наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи и нападения свирепых зверей»

Все подвижники испытывают в пустынях, как говорили раньше, страхования и, конечно, отец Зосима прошел чрез ту же борьбу с демонами, как и преподобный Сергий, которого мучили полчища бесов. Об этом мог бы поведать сопутник его по отшельничеству, монах Иона, но, вероятно, он был неграмотный, а позднейшие пустынножители не озаботились описать житие своего мудрого духовного отца и наставника.

Драгоценным вкладом в житие Зосимы служит небольшая тетрадь, вмещающая в себе рассказ уже слепого старца Симеона Ермолаева, который был несколько лет сторожем у могилы Зосимы и хорошо помнившего многое из рассказов своих предков. В ней говорится, что отец Зосима отличался большим умом, был человеком святой жизни; к нему стекались со всех сторон благочестивые люди за наставлением. Молва о подвигах отшельника привлекала к нему не только желавших подражать ему и следовать за ним по избранному пути жития иноческого, но даже и лиц Царской фамилии. Чтила старца сестра Петра Великого, царевна Наталия Алексеевна. Приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. На пожертвования царевны Натальи выстроили особую часовню, которую богомольцы разукрасили образами, двор с кельей и омшаник для пчел. Около отца Зосимы мало-помалу собрались иноки, в числе которых предание помимо Ионы называет и Кирилла. Здесь образовалось некое подобие пустынного общежития.

Несомненно, что схимонах Зосима обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Народ к нему притекал толпами; он с каждым беседовал, как проповедник и учитель; ему были искренно и сердечно преданы все окрестные жители, - почему крестьяне с такою любовью и хранили не только могилу схимонаха, но и передавали из поколения в поколение предания о его житии.

Среди источников своего очерка прп. Серафим указывает тетрадку, писанную со слов старца Симеона. В настоящее время не обнаружена. В одно из своих посещений царевна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила его келейника Иону дать ей знать в Москву в случае кончины пустынника. «Я приеду к нему на погребение», - сказала она. Вскоре после ее отъезда, в половине июня, старец скончался. Говорили, будто бы он завещал похоронить его без всяких почестей, а в случае же неисполнения этой его воли, он более ста лет не явится людям. Но известно, что сейчас же после его преставления отправили гонца в Москву. Известие о кончине старца застало Царевну больной; она не могла приехать, но будто бы пожертвовала большую сумму на погребение и прислала архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями. Могилу себе он ископал ранее и выложил ее кирпичом. Погребение, как передавали предки, было великолепное; народу стеклось очень много. Это было, по исследованию летописцев, в 1710–1713 гг.

Для богомольцев кончина блаженного старца, то, что они потеряли в его лице дивного молитвенника, было великим горем. Народ притекал в часовню Ульяниной пустыни, чтобы проститься со старцем, лежавшим нетленно в гробу, на виду всех, в продолжение трех недель. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему видети истления (Деян. 2, 27; Псал.15, 10.).

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине ХIХ века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать.

Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас.

Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет - кожа вскоре очистилась.

21 мая 2006 года Лазарева А.В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось.

Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

Память преподобному Зосиме, пустынножителю, Алксандровскому чудотворцу празднуется 15/28 июня .

Тропарь преподобному схимонаху Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Добродетелию препоясався, стяжал еси дух мирен в житии твоем, подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия, устроителя Троицкия обители, из нея же исшел в место пустынное и тамо, победив демонския полки, прославился еси яко истинный воин Христов. Темже почитающе память твою с верою вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш.

Кондак преподобному Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси, преподобне отче Зосимо. и яко финикс процвел еси в пустыном житии, сияя светом любве всем притекающим к тебе с верою, даруя просящим исцеления в болезнех душевных и телесных, сего ради усердно взываем ти: моли за ны ко Господу да спасет души наша.

Величание

Ублажаем тя, преподобне старче наш Зосимо, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Смоленская Зосимова пустынь была основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Однако после кончины старца большая часть братии покинула монастырь, который практически запустел. Тем не менее, могила праведника почиталась окрестными жителями как святыня.

Пустынь была восстановлена в конце 1890-х стараниями наместника Троице-Сергиевлой лавры архимандрита Павла (Глебова) и назначенного в 1896 году строителем пустыни духовника Гефсиманского скита иеромонаха Германа (Гомзина) († 30 января 1923 г.); явилась одним из центров старчества.


Так выглядела Свято-Смоленская Зосимова пустынь в начале ХХ века

С 1897 по 1923 годы обителью управлял схиигумен Герман. К тому времени относятся все сохранившиеся каменные здания монастыря.


Открытка начала XX-го века



Надвратная колокольня



Надвратная Всехсвятская церковь. 1899 г.

Центральные ворота надвратной Всехсвятской церкви

Правые ворота надвратной Всехсвятской церкви

Оригинальная постройка псевдорусского стиля над северными Святыми воротами монастыря. Здание увенчано высокой епанчовой кровлей и фланкировано башенками. Возвращена монастырю в 1990-х, отреставрирована.


Икона Смоленской Божией Матери в Смоленско-Зосимовой Пустыни

В 1900 году в монастыре был освящен главный храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери.






Собор во имя Смоленской Богоматери Смоленской. 1894-1900 гг.

Первая церковь была перестроена из кирпичной часовни 1878 г., стоящей на месте существовавшей с XVIII в. часовни над захоронением прп. Зосимы, разобрана в 1893 г. Обширный краснокирпичный храм в псевдорусском стиле на ее месте выстроен по проекту А. А. Латкова. Боковые приделы Архангела Рафаила и Зосимы Соловецкого. Закрыт в 1920-х г., главы сломаны. Открыт в 1992 г., отремонтирован.

В храме мощи прп. Зосимы и старца пустыни прп. Алексия.



Северо-восточная башня ограды


Северо-западная башня ограды

Юго-восточная башня ограды


Надкладезные часовни. 1893 г.

Здания монастырской водокачки (нач. ХХ в.), построенные над артезианской скважиной в Смоленской Зосимовой пустыни.



Звонница






Западный братский корпус


Северное крыльцо церкви Сергия Радонежского. 1893 г.

Небольшой храм псевдорусского стиля в 2-этажном кирпичном корпусе монастырской трапезной, стоящем с юга от собора. Венчание сломано, здание используется военной частью.

С 1898 года до закрытия монастыря в 1923 году, здесь подвизался старец Алексий (Соловьёв).

В мае 1923 года монастырь (существовавший как артель) был окончательно закрыт.
Возобновлён в апреле 1992 года.
В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) , а в 2000 г. преп. Алексия (память 2 октября) .

Св. отец Алексий


Рака с мощами св. Алексия

Отец Алексий прожил долгую жизнь. По окончании Московской Духовной семинарии в 1866 г. он женился, но прожил со своей горячо любимой супругой всего четыре года до ее кончины. Батюшка, тогда диакон, остался с малолетним сыном Мишей на руках.
28 лет прослужил он диаконом в храме святителя Николая в Толмачах.
В 1895 г. он был рукоположен митрополитом Московским Сергием в пресвитеры к Большому Успенскому собору за свои душевные качества и необыкновенную музыкальность. Батюшка давно бы ушел в монастырь, если бы не его долг перед домочадцами.
Только в 1898 г., когда его сын окончил Высшее техническое училище и женился, он принимает монашеский постриг с именем Алексий в Зосимовой пустыни. Через восемь лет, после кончины старца Гефсиманского скита Варнавы, он начинает старчествовать. Духовная опытность, сила молитвы и необыкновенная прозорливость привлекали к нему многих. Иногда отец Алексий принимал по несколько сотен людей в день.
В мае 1916 г. он ушел в полный затвор, но через год нарушил его, так как его избрали на Поместный собор Русской Православной Церкви. Именно старец Алексий 5 ноября 1917 г. вытянул жребий с именем будущего патриарха Тихона.
В январе 1923 г. скончался игумен Герман, а на другой день после его погребения в монастырь нагрянула ликвидационная комиссия. Старец со своим келейником переехал в Сергиев Посад и жил на частной квартире до самой своей кончины 2 октября 1928 г.
В 1994 г. нетленные мощи иеросхимонаха Алексия были перенесены и поставлены в соборе возрожденной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни.

Память - 2 октября .
Празднуя память преподобного Алексия, должны просить, его святых молитв за нас пред Господом». По окончании литургии настоятель монастыря игумен Серафим поздравил всех с праздником и пожелал всем помощи Божией: «Господь говорит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Мы ищем мирских увеселений и забываем о том, что человек призван уподоблять свою жизнь Христу Спасителю. Преподобный Алексий стяжал мир душевный на земле. Мы видим плоды духа преподобного. Пусть молитвенный покров святого Алексия Зосимовского будет со всеми вами. Преподобный отче Алексие, моли Бога о нас. Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
. Александровский р-н, с. Лукьянцево
Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина
Упразднённые монастыри Александровского уезда .
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Loading...Loading...