Святыни Киево-Печерской-Лавры (5). Современные чудеса киево-печерских святых

В самом центре Киева находится большой монастырь - Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется… под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, - пещерным.

Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи - это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. - Ред.) киевских святых - от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.
Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси…

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы - служители древнерусских богов - Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.
Хозяин дома - Тур - сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов - суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.
А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!
Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира - княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.
Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».
Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги - Тор и Один - воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести - принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…
Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:
- Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.
Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг - христианин? Конечно, он долгое время прожил
в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя - Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.
Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство - вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.
Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов - отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.
А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…
В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел - со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.
Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна


Святой равноапостольный князь Владимир

Антоний - отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот - шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного
времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!
Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство - даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.
Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков - монах-славянин. По всему видно - местный. Только сильно загорел на южном солнце.
И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.
На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.
В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Преподобный Антоний Печерский
Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…
Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества - Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.
Потом зашел в свою келью - и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.
Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.


Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли - Община.
- Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, - громко произнес Дионисий.
- Воистину воскрес Христос! - неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.
Так кто же сказал, что монахи - все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, - Киево-Печерском патерике - немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…
Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку,
сам готовил себе лепешки.
Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.
Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли - вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, - это куда ближе от Киева… Точно неизвестно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко - Муромец.

Илья Муромец
Когда-то он славно сражался - все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя - собственная душа…
В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями - смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.
В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.
Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников - 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.
Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить - страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.


Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Первый мученик революции

Поздним холодным январским вечером 1918 года несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Лавры человека в монашеском облачении. Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?
Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной
гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.
Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку - хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно.
Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это - митрополит Киевский Владимир. И ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Помнится, был он епископом в Самаре, и когда весь город прятался по домам во время страшной холерной эпидемии, владыка Владимир лично ходил исповедовать людей, умиравших в холерных бараках. Потом в Тифлисе (Так раньше называлась столица Грузии - Тбилиси. - Ред.), когда при похожей эпидемии он устраивал в храмах столовые для нуждающихся, на него бросился с ножом какой-то безумец. Разве он испугался и решил отказаться от своего служения, посмотрев тогда в глаза смерти?
Нет. Уже после, будучи митрополитом Московским, он лично проповедовал среди рабочих, не боясь спорить с воинственными революционными агитаторами.
А сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…
На следующий день, 26 января, всюду, даже в большевистской газете «Известия» появится сообщение о трагедии. «От рук неизвестных лиц» убит Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Считается, что Киевский митрополит сталпервым священнослужителем, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…
Но смерть их не была бессмысленной, ведь теперь все они молятся за нас на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда-то гибель варягов Феодора и Иоанна.
Несмотря на все усилия, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?
Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.
***
Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.
Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.
Потом еще не раз Лавру сжигали и грабили. Но она пережила все. И борьбу между Польшей и Москвой. И очередные нашествия на Киев, которых было немало.
Были в ее истории времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда были люди, которые помнили, для чего пришли в монастырь. И всегда находилось здесь место монашескому подвигу. Начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший под южным солнцем монах по имени Антоний.

Если вы планируете побывать в Киеве, обязательно посетите святыню православия — Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, что находится недалеко от ст. метро «Арсенальная». Лавра основана в XI веке преподобными отцами Антонием и Феодосием Печерскими. С тех давних времен стало распространяться христианство на Руси. Есть книга — Киево-Печерский патерик, которая рассказывает о жизни этого монастыря, о судьбах подвижников. И это удивительно — пример смирения, доброты, терпения показывали все насельники Киево-Печерской лавры, а среди них были и князья, и обычные крестьяне. Их добрые дела утешали многих людей, и отеческие настояния исцеляли тех, кто приходил в лавру за духовной помощью. Эта духовная благодать передается из столетия в столетие.

Когда вы попадаете в лавру, то ощущаете особый мир — здесь сияют купола храмов, внизу видна река Днепр. В любое время года здесь удивительно красиво. В лавре красивый сад — весной в нем цветут фруктовые деревья, кусты сирени, летом расцветает розарий, созревают яблоки.

Осенью золотые убранства деревьев подчеркивают красоту обители, а зимой здесь как в заснеженной сказке, очень спокойно, тишину нарушает лишь звон лаврских колоколов. В какое бы время года вы не приехали в лавру — на душе у вас будет незабываемый праздник.

На территории лавры находится много храмов, которые обязательно нужно посетить, здесь много чудотворных икон, это и храм «Всех скорбящих радость», и храм недалеко от Ближних пещер. Верующие люди обязательно должны увидеть святые мощи подвижников Печерских, что покоятся в подземных Ближних и Дальних пещерах.

Перед тем, как спускаться в пещеры, православные люди молятся, прося: «Святые отцы Печерские, молите Бога о нас!», и со свечой в руках, идут медленно вниз по подземным коридорам. И в Ближних, и в Дальних пещерах есть старинные подземные храмы, где в большие праздники служатся службы. В пещеры нужно входить с молитвой и смирением, а также в определнной одежде — что по уставу монастыря — женщины в длинной одежде, с покрытой головой, мужчины — без головных уборов.

В Ближних пещерах находятся раки с нетленными мощами святых подвижников (всего 73). Монахи добровольно уходили в кельи, день и ночь молились, и лишь кусочек хлеба и немного воды были их пищей. Именно молитвы святых затворников считаются особенно ценными.

Здесь покоятся мощи Антония Печерского, основателя монастыря; святого Ильи Муромца, его просят болящие об исцелении рук, тяжелых болезней; преподобного Нестора Летописца, автора «Повести временных лет», ему молятся об успешной учебе и работе; княгини девы Юлиании — ей молятся о хорошем замужестве и счастливой семейной жизни. Преподобный Прохор Лободник помогает перенести нужду и трудности; болезни исцеляет Преподобный Агапит врач; в бездетности обращаются в молитвах к святому мученику Иоанну младенцу.

Медленно пройдя коридорами Ближних пещер, вы выйдете в храм, здесь можно заказать молебны Печерским святым, поклониться чудотворным иконам. Далее — выход на улицу и по галереям можно выйти к Дальним пещерам.

Дальние пещеры также находятся в храме, и спускаться в них нужно длинными подземными глубокими коридорами со свечами. Здесь находится 51 рака, где покоятся мощи святых. Среди них — мощи Феодосия Печерского, одного из основателей лавры, покровителя обиженных; часть мощей св. Младенца за Христа от Ирода убиенного, ему молятся о деторождении, легких родах. Здесь поклоняются мироточивым главам — чтобы исцелиться от тяжелых болезней, молятся в трудностях преподобному Моисею чудотворцу, преподобному Григорию чудотворцу.

На территории лавры находится Трапезный храм, где проходят праздничные богослужения и Свято-Успенский собор, неповторимый по своей красоте и богатству росписи. С лаврской колокольни (поднявшись на нее по скрытой лестнице) можно увидеть всю красоту Киева с высоты птичьего полета.

Для групп паломников и туристов на территории лавры предусмотрены трапезные, где готовят вкусную постную пищу, гостиницы, здесь есть источники, где можно набрать освященной воды.

А перед большими православными праздниками в Киево-Печерской лавре всегда проходит православная ярмарка, где можно купить вкусный мед со всех уголочков Украины, продаются украинские платки и вышивка, православные книги, сюда съезжаются с различных храмов и монастырей — привозят чудотворные иконы, которым можно поклониться.

В Киево-Печерскую лавру организовываются как паломнические, так и туристические поездки. Как и все религиозные святыни, лавра ежегодно пропускает через себя сотни посетителей.

Оригинал взят у inok_arkadiy в Для меня «первенство константинополя» - ничто!

Константинопольский Патриарх, к которому обратились украинские политики за разрешением на создание т.н. единой поместной церкви, не обладает реальным влиянием в православном мире. Об этом рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел в интервью сайту монастыря.

Рассказывая об истории праздника перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар, митрополит Павел указал, что греки, жители Мир, были наказаны за свое вероотступничество и за то, что не послушались явившегося в видении свт. Николая, повелевшего отбросить страх перед турками, вернуться в Миры и восстановить храм, где почивают его мощи. Свт. Николай их оставил, потому и ныне греки не празднуют этот день, не считают его за праздник.

"Николай Угодник, как и сказал, покинул Миры. А вместе с ним ушла и благодать Господня, уступив место мерзости запустения. Мы видим, в каком положении сейчас находится Константинопольская кафедра и как попираются права Вселенского патриарха. <...> Если раньше Вселенский Патриарх всячески добивался, чтобы весь Православный мир признал его первенство, то сейчас бьется над тем, чтобы его хоть как-то признали турецкие власти. Лично я не признаю деления Церквей на первую и последнюю. Для меня первая - это Иерусалимская Церковь-Мать, а все остальные первенства - ничто. Если сегодня взять по количеству храмов и числу прихожан, то первенство должно быть у Русской Православной Церкви. Но греки всегда любили славу, любили, чтобы им поклонялись. Поэтому так и попущено им от Господа.

Что мы видим сейчас? Некогда могущественного Вселенского Патриарха уже чуть ли не в открытую называют Патриархом Стамбульским. И этому есть причины: по турецкому законодательству Константинопольский Патриарх является всего лишь лидером небольшой греческой общины Стамбула, насчитывающей чуть более трех тысяч человек. А за пределами Турции у него вообще нет никаких прав.

Константинопольской Церкви запрещена любая деятельность, кроме богослужебной: миссионерская, проповедническая, благотворительная… А единственную семинарию и ту закрыли. Да что говорить, если даже свою резиденцию Патриарху удается сохранить только за счет западных покровителей".
<...>В одной из бесед Патриарх Варфоломей пожаловался, что чувствует себя гражданином второго сорта. Что уже говорить о простых священниках и мирянах! А причины такого бедственного положения лежат за тысячу лет от нас, в Мирах, оставленных малодушными ликийцами, бросившими святые мощи Божьего Угодника на растерзание сарацинам.

<...>Кстати, вы знаете, что и в Киеве могла повториться такая же ситуация, как в Мирах Ликийских? Правда, преподобные Печерские в тот раз защитили себя сами. Я не стану утверждать истинность этого рассказа, я не историк и не постоянный житель Киева — здесь я чуть более 20 лет. Но лаврское предание хранит память о таком событии. В начале 1960-х годов киевские власти решили вывезти из нашей обители все святые мощи. Привели лошадей, поставили гробницы на воз - не идут лошади. Пригнали автотехнику. Поставили мощи в кузова - машины не завелись. В конце концов, вынесли мощи через боковые ворота, и пустили по Днепру. И вот, рассказывают, три дня они крутились по воде на одном месте. А еще через какое-то короткое время случилась Куреневская трагедия 1961 года - прорвало дамбу, и грязевый поток затопил почти весь район. Так Господь явил нам чудо и явно показал, как не стоит относиться к святым мощам. <...>

— Владыка, а то, что мощи великого православного святого (свт. Николая, - прим. ред.) покоятся почти в самом центре католичества, это тоже Промысл Божий? Может быть такое, что их перенесли в Бари для того, чтобы святитель Николай не дал католикам окончательно отпасть от истинной веры?

— Куда уже дальше отпадать? Дальше - только ад. Именно из католицизма пошли практически все секты - от христианских до тоталитарных. Я уже не говорю о последних протестантских безумиях типа женского священства или венчания гомосексуальных пар. Это такая насмешка, такое кощунство, что об этом даже говорить больно. Да, святитель Николай может уберечь, может помочь… Но для этого он должен видеть желание самих людей. А где оно возьмется, если мир все дальше и сильнее катится в пучину греха. Да что там католицизм!.. Давайте приведем в пример православный Киев, который тоже становится безбожным.

Люди возлюбили тьму. Ересь, раскол, хуление имени Господнего стали обычным делом даже среди православных киевлян. А бесчинства Филаретовской секты, по-другому и не назовешь. Вдумайтесь, человек, называющий себя духовным лидером нации, просит и даже требует оружие для убийства себе подобных. Это же поистине сатанинское желание…

И при этом, сколько святых мощей почивает у нас в Киево-Печерской Лавре. И не только у нас. Святые мощи возлежат по всему Киеву: в Покровском храме - Софии и Анастасии, во Флоровском - Елены, в Голосеевском - Алексия, в Китаево — Феофила, Ионы — в Ионовском. Почти везде и всюду мы видим святыни - Почаев в Тернополе, Святогорье в Донецке, а в Крыму сколько!

Но люди не хотят видеть святых, для них святые - уже не авторитет. Для них авторитетом стали бандиты, святотатцы, кощунники. А ведь мы знаем, что у человека внутри, то и изливается наружу. Какой источник, такая и вода.

А католики… Вспомните их крестовые походы. Прикрываясь именем Господним, они развязали мировую войну, грабеж всех и вся. Они тащили все, что имело хоть какую-то ценность: от мощей и святынь до драгоценностей и золотой посуды. При этом не гнушались нападать на своих единоверцев: баряне вели кровопролитные сражения с венецианцами, венецианцы - с жителями Пизы, а те, в свою очередь, с другими латинянами. Венецианская республика принимала прямое участие в первых крестовых походах. Венецианцы организовали и полностью оплатили самый печально известный поход — Четвертый, который был направлен исключительно против… Византии и Православия. И до сих пор в храмах Венеции покоится великое множество мощей православных святых, захваченных в Константинополе.

Хотя с другой стороны, вы, наверное, правы. Святитель Димитрий Ростовский, которого мы сегодня уже вспоминали, писал, что похищение мощей святителя Николая было попущено для того, «чтобы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, получаемых благодаря ходатайству великого архиерея». Не скажу, что в великом благолепии находятся мощи святителя Николая в Бари. Постепенно место их упокоения превращается из предмета поклонения в какой-то бизнес-центр, где роль главного бизнесмена отводится святителю Николаю. Ведь не будь его, кто бы и знал про такой город? <...>

Олег Афонин
Фото Дмитрия Михно

В Петров пост происходит последнее переоблачение преподобных Печерских в этом году. Какие цвета одеяний у преподобных, как переоблачают святые мощи и что при этом происходит. Рассказывает хранитель тайны Лаврских пещер, архимандрит Дамиан (Радзиховский), блюститель Дальних пещер Киево-Печерской Лавры.

– Как часто переоблачают преподобных в Киево-Печерской Лавре?

– Переоблачения совершаются несколько раз в году. Первый раз – перед началом Великого поста, преподобных Печерских переоблачают в одежды черного цвета либо фиолетового. Именно в таком одеянии священнослужители совершают богослужения в этот период церковного года. Точно так же и преподобные отцы облачены в ознаменование Великого поста.
Второй раз – к окончанию Страстной седмицы, а точнее – в Великую субботу, преподобных переоблачают в одежды красного цвета, после закрытия пещер перед Пасхальной заутреней. Потому что наступает великий праздник Воскресения Христова, и в ознаменование этого священнослужителями используются праздничные красные одежды.

И после седмиц, которые празднуются по Пасхе, преподобных переоблачают в одежды зеленого цвета, которые символизируют праздник Троицы. В зеленом облачении преподобные находятся весь оставшийся церковный год до следующего Великого поста.

– Есть ли какая-то разница между этими переоблаченями?

– Есть существенный момент: когда преподобных переоблачают в зеленые одеяния, их мощи выносят наверх из гробниц на некоторое время, из рак, в которых они почивают на протяжении всего года, в специальные помещения в Дальних пещерах (простонародное название – мощесушилка), где полностью разворачиваются и просушиваются одежды внутренние. Не только сами облачения, а и внутренняя одежда, которая полностью обвивает мощи. Потому что сами мощи преподобных не просто лежат непосредственно в раке и не просто накрыты облачениями и больше ни во что не завернуты. Их мощи находятся в гробницах, в раках точно так же, как преставленных монахов: их традиционно облачают в специальное постригальное одеяние (мантия и т. д.), которое монах хранит всю свою жизнь. Преподобных сначала заворачивают в рубашечку, знаменующую нижнюю монашескую одежду, затем в мантию монашескую и другие одеяния. А сверху полагается облачение.

В таком мероприятии есть определенная необходимость, связанная с уходом за мощами и эксплуатацией пещер: множество паломников, которые прикладываются, определенный температурный фон, влажность… Поэтому нужно один раз в год совершить данную процедуру не для того, чтобы сами мощи сушить (им это никаким образом не вредит), а лишь внутренние облачения, в которые мощи заворачивают.

– Сколько лет существует такая традиция?

– Испокон веков. В исторических источниках зафиксировано, что точно так же поступала братия до революции. Сложно сказать с точностью, когда эта традиция зародилась. Достоверно известно, что переоблачение преподобных отцов монахи совершали с момента открытия Лавры, а также в советское время. Эта традиция сохраняется до наших дней.

– Что-то необычное Вы наблюдали во время переоблачения?

– Ничего сверхмистического за время моего блюстительства не было. Сам процесс, безусловно, чрезмерно интересный. Ведь это соприкосновение с чудом! Почитание святых, их присутствие, заступничество… Вид мощей, их сохранность производят неизгладимое впечатление. А сам факт, что столько столетий эти мощи лежат нетленными, – истинное чудо нашего времени! Для тех священников, которые переоблачают мощи по послушанию, – это стимул для их монашеского делания: каждый воочию убеждается в том, что преподобные, будучи монахами, достигли святости, благочестия за их земную жизнь – и Господь их наградил нетлением мощей.

На протяжении всего церковного года случаются исцеления, разные виды помощи от преподобных. Люди обращаются к ним с молитвой, с просьбой – и преподобные отзываются на эти просьбы, и по их ходатайствам Господь посылает помощь.

– А когда открывается гробница, когда можно приложиться непосредственно к мощам?

– В день памяти святого открывается гробница.

– Где хранятся сменные одеяния?

– Для этого в Дальних и Ближних пещерах предусмотрены специальные помещения, ризницы. Одеяния отсортированы по цветам, и подписаны по именам для каждого преподобного. У каждого святого имеется своя одежда, в зависимости от размера, каждый прославлен в своем чине, в своем лике: один был монахом, второй – архимандритом и т. д. Есть мощи святителей, почивших в епископском сане. Их много, в особенности в Дальних пещерах. Среди последних – священномученик Владимир, день памяти которого мы недавно чтили и мощи выносили, также Феофил, епископ Новгородский, святитель Павел Тобольский. Они, соответственно, в епископских облачениях.

– И в этом году все проходило как обычно?

– Да. Единственное, по наблюдению братии Дальних и Ближних пещер, – прогноз погоды не сбывается, когда на день переоблачения мощей передают ливень, гром, молнии, град. Над Лаврой в этот день всегда солнечно. Если в Дальних пещерах есть специальное помещение, где мы можем эти одеяния просушивать, то в Ближних пещерах выносят часть одеяний на улицу. Поэтому запланированная сушка одеяний и переоблачение преподобных всегда проходит при хорошей погоде.

К примеру, на этой неделе братья как раз просушивали одеяния и переоблачали преподобных в Ближних пещерах, а в определенных районах Киева был огромный ливень, подтопило отдельные районы, но на территории Лавры не упало ни капли. Из года в год сопровождают нас такие чудеса.

Мы верим, что это определенный знак: преподобные облегчают работу братии, чтоб не замочить одеяния и в срок все успеть сделать.

– В Дальних пещерах когда совершалось переоблачение преподобных в этом году?

– Сразу после Троицы. На сплошной седмице между Троицей и началом Петрова поста. В Дальних пещерах несколько быстрее переоблачают, так как там мощей меньше, чем в Ближних. Соответственно, братии Ближних пещер требуется немного больше времени. Нам достаточно два дня.

Беседовала Наталья Горошкова

Подземные святыни Киево – Печерской Лавры, какие тайны они хранят.

Почти тысячу лет назад днепровскому Иерусалиму уготовано было стать духовным началом, из которого выросла Печерская лавра, третий удел Богородицы. Именно из нее поднялось мощное древо монашества Руси. Здесь, начиная с первых веков после Крещения, покоятся нетленные мощи более сотни святых, стяжавших в этих местах подвигами и трудами небесные венцы. По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.

Люди и пещеры

При посещении Киево-Печерской Лавры богомольцы, паломники и туристы в первую очередь стремятся посетить пещеры. Место, это очень необычное. Пещеры имеют много ходов, некоторые из них – в рост человека, а кое-где такие низкие, что приходится нагибаться. Даже сейчас, когда стены укреплены и освещены, ходить в одиночестве там немного жутковато. И представить себе жизнь монахов, годами, жившими в темноте и безмолвии, наедине с собой и Богом, нам, сегодняшним просто невозможно…

Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных сегодня для паломничества - 383 м, Дальних - 293 м. В обоих комплексах есть по три подземные церкви с позолоченными иконостасами. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом.

Со временем маленькие пещерки первых монахов-отшельников были объединены между собой и превратились в составляющую часть огромного комплекса, который сейчас известен как Дальние или Феодосиевы пещеры. А та часть, которую заложил преподобный Антоний, уйдя от братии на другой холм, называется Ближние или Антониевы пещеры. За почти тысячелетнюю историю монастыря в нем подвизались тысячи монахов, но прославлены церковью как святые, прежде всего те, чьи подвиги описаны в древних редакциях Киево-Печерского патерика и чьи мощи остаются нетленными сотни лет. К собору Печерских святых причислены также подвижники, которые при жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи в полном или почти полном виде перенесены из других мест. Иконы и таблички с именами помещены у 122 раки и затвора, из них 73 - в Ближних и 49 - в Дальних пещерах.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу . Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

То, что в Лавре жили не просто монахи, а выдающиеся подвижники, очевидно. Это был духовный институт, где монахи только по обличью, рясе и клобуку - не задерживались. Святые люди Лавры обладали при жизни уникальными способностями, дарами прозорливости, исцеления и многих чудотворений. Те, к мощам которых мы сейчас прикладываемся, были настоящими воинами Христовыми, победителями в схватке с ордой тьмы, в ежедневном подвиге, превышающем человеческие силы и даже понимание. Годами они жили в темноте сырых пещер на одной просфоре и воде, носили на утружденных телах вериги и мечом молитвы отгоняли искушения лукавого. Сама природа тела, грубые «кожаные ризы» полученные при изгнании из рая настолько утончались от таких подвигов, что по милости Божьей они могли духовными очами созерцать своего Творца. Потому и зовутся они богоносные и духоносные отцы.

За сотни лет существования Лавры в ее хрониках разного времени описано множество удивительных историй - исцелений от мощей и изгнания бесов. «Святые гробы» на протяжении веков жаждут увидеть паломники со всего света. В ХVI-ХVII веках о них писали многие путешественники. «Уроженец веронский» Александр Гваньини делился в своих записках впечатлениями об огромных подземельях, где находятся гробницы с телами достойных мужей. С не меньшим удивлением о них рассказывал посланник немецкого императора Эрих Лясота, польский историк Станислав Сарницкий и другие просвещенные люди.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Подземное чудо

Археологическая наука в 70-90 годы минувшего века сделала полезное исследование лаврских подземелий. Например, в 70-е годы, когда в Ближних пещерах проводился ремонт и замена электроосвещения, под чугунными плитами пола обнаружили неизвестное раньше захоронение. Находка ученых подтолкнула к масштабному исследованию пещер, в стенах которых нашли по два-три яруса неизвестных раньше захоронений. Сейчас пещеры каждый день проветривают, а когда идет дождь, закрывают, чтобы туда не попадала вода.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и невоцерковленные. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами. Зерна пшеницы, которые прикладывали к мощам, а затем проращивали, отличались от контрольных повышенной всхожестью и ускоренным развитием до 30%. А зерна, облученные дозой радиации в 10 000 рад, побывавшие возле мощей, дали всходы не хуже, чем не облученные и росли быстрее. При проведении сравнительного анализа проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама, было обнаружено, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше! Чашки с осемененными микробами, которые пять минут стояли на мощах, снижали число колоний в 6-7 и даже в 10 раз. Более того, отмечалось полное исчезновение наиболее опасных болезнетворных бактерий.

Московский врач и скульптор, сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин провел пластическую реконструкцию внешности выдающихся подвижников, и в результате была создана галерея скульптурных образов Нестора Летописца, Ильи Муромца, врача безмездного Агапита, иконописца Алипия и других. Например, рост былинного богатыря Ильи Муромца - 177 см, который в то время считался высоким. Медэкспертиза установила, что герой преданий обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у преподобного были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. Многие монахи хворали разными ревматическими заболеваниями, что было следствием длительного пребывания в пещерах. Тела изучали и на предмет выявления антисептических веществ, использующихся при бальзамировании, и ни в одном случае консервирующие компоненты не нашли. А между тем самые древние мощи в Лавре датируются ХI веком.

В труде соборного монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например. «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу, ты, послушав святую литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился. Тотчас же начал славить Бога и благодарить святого Марка Печерского, молитвами которого исцеление принял». Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа по имени Вольский в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». «Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же Вольский весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Ночь в пещере

Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского». Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита. Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений». Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал: «Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».

После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо». После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Один человек, в истовых поисках Бога объехал все континенты. Он не раз бывал в Африке, Европе, летал в Северную и Южную Америку, искал в Азии. Десять лет он с упоением, переходящим в остервенение, истово искал следы Творца по джунглям, горам, ашрамам и древним индейским капищам. После всех рискованных практик и поисков он остался цел, хотя и не совсем невредим. Однако сказано: пути Господни неисповедимы. Так и путь этого человека, который живет в четырех километрах от Киево-Печерской лавры, лежал к ее вратам через весь земной шар. Когда в унынии он пришел в пещеры и получил помощь от преподобных, с ним случился шок. Теперь каждый раз, выходя из пещер, он повторяет: «Мощи - это мощь!»

Со временем этот искатель с изумлением обнаружил, что Божьи угодники живы духом. Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали просящих, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Современнику, у которого одно горе - от ума, (точнее его захламленности ненужной информацией), а другое - от маловерия, полезно помнить историю, случившуюся однажды с самим начальником Дальних пещер. На Пасху 1463 года при лаврском архимандрите Николе, Дионисий по прозвищу Щепа спустился в пещеры во время пасхальной утрени покадить преподобным. Когда он дошел до места, называемого община, его так переполнила радость, что окуривая кадильницей святые мощи, он в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!» И в ответ ему, разорвав тишину подземелья, из гробов громогласно грянули преподобные: «Воистину воскресе!» Благая весть эхом прокатилась по всем пещерам. В страхе и изумлении затрепетало сердце монаха. Это чудо так потрясло Дионисия, что после случившегося он удалился в затвор до конца своих дней. Сейчас его мощи находятся в Дальних пещерах.

Мироточивые главы.

В 1988 году, когда Киево-Печерская лавра восстановила свою молитвенную деятельность, монахи заметили, что с этого дня здесь замироточили главы и мощи святых, находящихся в ней! Тогда миро собиралось в чаши - его было так много! Видимо, Силы Высшие так реагировали на возвращение святынь церкви.

В российской истории, когда большевики уничтожили сотни храмов и убили десятки тысяч священников, главы и мощи святых в Киево-Печерской лавре мироточения не являли. Имена 24 святых, покоящихся здесь, неизвестны, но известно, что здесь находятся мощи Ильи Муромца, преподобного Нестора Летописца, автора, мощи преподобного Лонгина и Феодосия Печерского и глава Папы Римского Климента, она была подарена князю Владимиру по случаю принятия христианства.

В фильме Алексея Макеева, прошедшего по телеканалу ОРТ летом 2004 года, молодой архимандрит Киево-Печерской лавры Нифонт достал из чаши останки главы святого, которая первая начала мироточить. Перед праздником Вознесения Господня в 1988 году замироточила седьмая глава святого. Причем, когда главы мироточат, они становятся мягкими, как воск, а когда перестают мироточить, их кости становятся твердыми. Обычно чудесные исцеления приходящих сюда людей происходят в момент мироточения этих глав, если люди прикасаются к ним лбом и губами с молитвой и крестным знамением.

В декабре 1988 года ученые лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института провели химический анализ образцов миро, взятого из чаш с мироточивыми главами. Результаты анализов показали (эксперименты проводили ученые Ю.В. Хмелевский, И.И. Бабрик, И.В. Концевич), что все образцы являются высоконасыщенными маслами, не имеющими примесей высших жирных кислот. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле, в них не был выявлен неорганический фосфат. Это свидетельствует об отсутствии процесса распада органических веществ в миро. В образцах обнаружили до 73 миллиграммов белка на 100 милиграммов миро. Такой показатель свойствен только живому организму. Этот феномен вряд ли требует глубоких научных исследований, работы в этой области не проводились более тридцати лет, ведь Чудо Божие все равно никогда не будет объяснено наукой, его просто нужно принять в сердце, поверить в него, как и поверить в Христа.

Останки глав святых Киево-Печерской лавры обладают еще одним свойством - способностью изгонять бесов. В этом фильме старушка кричит, проклинает кого-то, ей на голову поставлена чаша со святыми мощами. Архимандрит Нифонт поясняет: Химический анализ показал, что под воздействием святых мощей менялся состав химических элементов. Как в растительном, так и в живом организме баланс химических элементов влияет на химические процессы. Вероятно, в результате этих реакций у пшеницы увеличивался рост, а у людей происходят исцеления.

После этих экспериментов киевские ученые поняли, что сила Святого Духа реальна! Что от икон идут благодать и исцеление, что нательный крест защищает от злых сил, а мощи святых исцеляют людей и убыстряют рост растений.

Этими феноменами несколько лет занимается академик Павел Васильевич Флоренский, внук ученого и священника Павла Флоренского, погибшего в сталинских лагерях. Тот в свое время писал:

Ученые, в том числе академик Павел Флоренский, после этих экспериментов в Киево-Печерской лавре не нашли ответа, почему даже высохший труп обыкновенного человека - это отнюдь не благоухание, а возле мощей святых праведников нет ни запаха тления, ни разложения, рядом с ними - благоухание. Это таинство никогда науке не постичь, в это нужно просто верить.

Народный духовный целитель ВИКТОРИЯ.

Добро пожаловать на мой сайт. celitel .kiev .ua

26 лет ко мне приходят люди, каждый со своими проблемами. После сеансов получают: исцеление, самых сложных заболеваний, встречают вторую половину, выходят замуж, женятся, муж, жена возвращается в семью, находят роботу, налаживается бизнес, у бездетных рождаются дети, уходит страх испуг особенно у детей, бросают пить,курить снимается негативная энергетика (порча сглаз), очищается жилье, офисы, машины.
.Моя методика- искренняя молитва к Богу, Пресвятой Богородице, и ко всем святым, за тех, кто обращается ко мне за помощью. Магией гаданием ворожбой не занимаюсь.

Звоните, пишите, я сделаю все возможное, чтобы быть для вас полезной. Принимаю лично, и оказываю помощь дистанционно желающим с других городов. Нет таких проблем и заболеваний, от которых невозможно избавится.
У меня есть опыты работы по скайпу с эмигрантами, проживающими во Франции, США, Швеции, Греции, Германии, Турции, Израиле, России, Швейцарии, Кипра, Японии.

В мире случайностей нет, вы зашли на мой сайт, у вас проблемы, вам нужна помощь. Звоните .

Телефоны в Украине.

E - mail/ почта : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Скайп - обращались ли Вы к целителям.

  • - что вас интересует (проблемы: со здоровьем, личные, семейные, бизнес, порча, страхи и т.д)
  • - отправить фото по электронной почте, и позвонить.
  • Loading...Loading...