Змей искуситель. Но причем здесь Атлантида? Каким образом были сотворены животные? Люди – Адам и Ева

Август 26, 2017

Третья глава Берейшит (Бытие) повествует нам о трех персонажах – это Адам и Ева, Змей искуситель. Если происхождение Адама и Евы мы читаем в первых двух главах, о происхождении змея, нет информации. И традиционно принято считать, что змей – это Сатан, Дьявол. Однако если мы рассмотрим природу Змея, то увидим, что он не является Сатаном, а является одним из творений – животным.

Люди – Адам и Ева. Змей искуситель – кто он?

26 И сказал Элоhим: создадим человека но образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Элоhим человека по образу Своему, по образу Элоhим сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их.

(Берейшит 1)

Теперь посмотрим, как происходило сотворение человека.

7 И создал Элоhим Йеhова человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым.

18 И сказал Элоhим Йеhова: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему.

21 И навел Элоhим Йеhова крепкий сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл плотию то место.

22 И перестроил Элоhим Йеhова ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел ее к человеку.

(Берейшит 2)

Мы видим, что человек, был, создам из тех же элементов, из которых состоит и планета. Жена же человека была сотворена из плоти человека.

Рассмотрим теперь природу змея.

1 Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Элоhим Йеhова.

(Берейшит 3)

На что следует обратить внимание – Змей же был хитрее всех зверей полевых. Если считать, что Сатан был хитрее всех зверей полевых, то, что же это за ангел такой, которого по разуму приравняли к зверям полевым? Но речь идет об одном из творений, у которого было тело животного, лапы, он говорил с человеком. Он был особый. Слово хитрей, нужно понимать в прямом смысле, а как разумней всех зверей полевых .

Каким образом были сотворены животные?

19 И образовал Элоhим Йеhова из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; а для человека не нашел Он подмоги соответственной.

(Берейшит 2)

Все они были сотворены из элементов земных.

14 И сказал Элоhим Йеhова змею: за то, что ты сделал это, проклят ты из всех скотов и из всех зверей полевых ; на чреве твоем ты будешь ходить и прах будешь есть все дни жизни твоей.

(Берейшит 3)

В этом стихе недвусмысленно говорится, что змей был проклят один единственный из всех зверей и скота. Это доказывает, что змей был сотворен из праха земного и ни в коем случае не являлся падшим ангелом – Сатаном, Диаволом.

Если же считать, что змей – это Сатан, то что должен делать Сатан после проклятия – он должен жить на земле, ползать на брюхе и питаться на протяжении всего своего существования землей (на чреве твоем ты будешь ходить и прах будешь есть все дни жизни твоей. ). Но все эти наказания понес на себе не Сатан, а змей – один из зверей полевых, обладающий бо’льшими способностями, чем другие твари.

Всевышний положил вечную вражду между человеком и змеем – потомство змея будет жалить человека в ногу, а потомство человека будет убивать их ударами в голову, потому что только голова у змеи является наиболее уязвимым местом.

15 И вражду положу между тобою и женою, и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

(Берейшит 3)

Итак, мы видим, что как Адам и Ева, Змей искуситель – это одно из животных, которого Всевышний сотворил из праха земного, наделил его бо’льшим разумением.

Зачем змею понадобилось обольщать человека? – это уже совсем другая история, о которой мы поговорим обязательно, но в другой раз в статье .

Змий-искуситель

Змий-искуситель
Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, как змей (змий), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие, гл. 3, ст. 1), уговорил Еву сорвать запретный плод с дерева познания добра и зла и тем самым нарушить запрет Бога.
Иносказательно: соблазнитель, вкрадчивый, коварный и опасный.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Змий-искуситель" в других словарях:

    ЗМИЙ, я, м. (стар.). То же, что змей (в 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Змий искуситель, змия искусит еля … Орфографический словарь-справочник

    Змий-искуситель - Разг. Ирон. О коварном, опасном человеке. Какая голова у вас, Виталий Кузьмич! Ах, какая голова!.. Если бы к этой голове да другой язык, цены бы вам не было… Так, змий искуситель, так! Язык мой враг мой (Мамин Сибиряк. Горное гнездо) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    змий-искуситель - змий искуси/тель, зми/я искуси/теля … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    змий-искуситель - зм ий искус итель, зм ия ис кус ителя … Русский орфографический словарь

    змий-искуситель - (2 м 2 м), Р. зми/я искуси/теля … Орфографический словарь русского языка

    ЗМИЙ, я, муж. (стар.). То же, что змей (в 1 и 2 знач.). Змий искуситель (книжн., часто ирон.) тот, кто вводит в искушение, искуситель [по библейскому сказанию о грехопадении Адама и Евы, к рых искусил змий]. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    Змия; м. Книжн. 1. = Змей (1 2 зн.). * Как вдруг, откуда ни возьмись, В окно влетает змий крылатый (Пушкин). До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения). Зелёный з. (разг.; о спиртных напитках, водке). 2. В… … Энциклопедический словарь

    змий - зми/я; м.; книжн. 1) = змей 1), 2) * Как вдруг, откуда ни возьмись, В окно влетает змий крылатый (Пушкин) * До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения) * Зелёный зми/й. (разг.; о спиртных напитках, водке) 2) В… … Словарь многих выражений

    Я; м. Книжн. Тот, кто искушает кого л.; соблазнитель. Коварный и. Змий искуситель (сатана, дьявол). ◁ Искусительница, ы; ж. Искусительный, ая, ое. И. шёпот … Энциклопедический словарь

Книги

  • Дюнас и его записки. Змий-искуситель , Богданов А.А.. В очередной книге записок путешественника Дюнаса действие происходит в конце XIX века. Покой маленького провинциального городка Большое Дно нарушен: богом забытоеместо посещает молодой…

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:1-6).

Таинственная фигура змея-обольстителя давно возбуждает неослабевающий интерес читателей Библии. Кто он такой? Откуда появился? Какова его природа? Постараемся разобраться.

Прежде всего, Священное Писание сообщает, что он – «зверь полевой». В подлиннике используется фраза חַיַּת הַשָּׂדֶה (хайят хассаде) , которая перед этим встречается в книге Бытие дважды:

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:19,20).

В этих двух стихах исследуемая фраза переводится как «животные полевые» и «звери полевые», описываются обычные созданные Богом представители фауны. Исследуемый змей, поэтому – представитель животного мира. Как таковой, он разделяет все признаки животных.

Первый из них – это подвластность человеку:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:26-28).

Это означает, что змей как «зверь полевой» не имел власти манипулировать человеком, провоцировать его, возноситься над ним и т.д.

Еще один важнейший признак животных согласно Библии – это бессловесность:

«Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся» (2 Послание Петра 2:12). «А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Послание Иуды 1:10).

Это важное обстоятельство косвенно продемонстрировано и в 3 главе книги Бытие, которая описывает грехопадение. После того, как наши прародители съели от запретного плода, состоялся разговор Творца с творением (Бытие 3:8-15). В этом разговоре Бог задает вопрос Адаму, тот отвечает, Еве, та отвечает, но диалог между Всевышним и змеем отсутствует – змей бессловесен!!! Речь является свидетельством о разуме, это уникальная способность человека, который создан по образу Божию. Животные этой способностью не обладают.

Коль скоро это так, кому же тогда принадлежали слова, ставшие гибельными для первых людей на Земле? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим слово «змей», которое используется в оригинале для описания этого «зверя полевого».

В подлиннике Танаха есть четыре разных слова, которые переводятся в Синодальной Библии как «змея». Вот они:

תַנִּין (таннин) – «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном- он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Исход 7:8-12)

.

נָּחָשׁ (нахаш) – «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых» (Числа 21:6).

פטן (пэтэн) – «Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны» (Иов 20:16).

צֶפַע (цэфа) – «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Исаия 11:8).

Таким образом, у Моисея при написании Торы был выбор в терминологии – в древнееврейском есть более чем одно слово для обозначения змеи. Какое же слово выбрал Моисей? 3 глава Бытие использует термин נָּחָשׁ (нахаш) , и это чрезвычайно важно. Дело в том, что слово «нашах» в Библии напрямую связано с сатаной и бесами. Приведем в качестве примера несколько отрывков, где используется исследуемое нами слово. Оно переводится так:

«Гадать» – «Не та ли это чаша, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали» (Бытие 44:5).

«Ворожить» – «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте» (Левит 19:26).

«Волшебство» – «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!» (Числа 23:23)

«Волхвование» – «Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне» (Числ. 24:1).

Все эти действия описывают духовную сферу. Те, кто совершает гадание, ворожбу, волшебство, волхвование, являются по своей природе посредниками между материальным и духовным миром, а совершаемые ими магические акты суть каналы связи с сатаной и бесами. Об этой связи подробнее пойдет речь в главе «Оккультные источники проклятий», однако уже сейчас очевидно, что значение термина «нахаш» выходит за пределы определения простой змеи.

Поскольку все, кто занимается колдовством, являются по сути посредниками между духовным и материальным, для их обозначения в современной литературе часто используется слово «медиум». Само слово «посредник» означает «находящийся посередине», «медиум», «от латинского medium – середина, нечто среднее, промежуточное, посредствующее, в спиритизме – посредник между миром "духов” и людьми, через которого в состоянии транса передаются "сообщения” умерших» (Иллюстрированный энциклопедический словарь).

Слово «нахаш», таким образом, имеет двойную природу – может обозначать как ползучую тварь, так и медиума, совершающего оккультные действия, которые, по определению, являются сферой сатаны и бесов. Находясь под вдохновением свыше, Моисей выбрал термин, который прекрасно раскрывает природу грехопадения на земле. Змей, обычная тварь, стала медиумом, посредником, каналом действия сатаны. Вот кому на самом деле принадлежали слова, которые Ева услышала из уст змея! Сатана использовал бессловесное животное, чтобы незаметным образом, маскируясь, совершить свою грязную работу.

Для тех, кто имеет доступ к оригиналу Танаха, напомним, что в 6-8 веках нашей эры в текст Священного Писания на древнееврейском языке были внесены огласовки в помощь читателю. Изначально же текст Пророческих Писаний содержал только согласные буквы. Свитки Торы, использующиеся на богослужении в синагогах, не содержат огласовок. В них написание слова «змей» и «гадать, ворожить, волшебство, волхвование» идентично!

Виталий Олийник,

Центр изучения Торы,

Первые слова хитреца Еве (Быт. 3:1-5), которая символизирует женскую часть каждого из нас, были в форме вопроса. Подобное человеческое усомнение в заповеди Господа - клин, вбитый в эфирное тело Евы. Вопрос Змея: «Подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю"?» прозвучал с целью запугать ее невинную душу. Он был задан для того, чтобы заронить в ней сомнение в Слове и Законе Гуру. Это запугивание души, это оспаривание авторитета Майтрейи было призвано побудить Еву по-иному истолковать Слово Гуру, заявленное как Закон на пути посвящений:

«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Ева абсолютно точно цитирует слова Закона. Она знает, что есть праведно, а что неправедно. Ей известны законы правостороннего пути. Она знакома с правилами игры и знает, какое наказание ждет тех, кто их нарушит.

Теперь Змей готов впрыснуть в ментальное тело Евы собственную версию Закона Майтрейи. Он знакомит женщину с алогичной логикой Падшего, с антиподом Логоса: «Нет, [верно] не умрете».

Что это означает? «Вы умрете, но не наверняка»? Или это вопрос: «Верно ли вы не умрете»? Или это намек на то состояние, которое не назовешь ни жизнью, ни смертью, подземельное, подсознательное существование, в которое Змей хотел ввергнуть Еву? Это астральное состояние, когда душа, более не живущая в Христе, умирает, становится невосприимчивой к Слову Бога, хотя и продолжает влачить свое квазисуществование, синтетическое существование синтетического «я».

Змей на этом не останавливается и делает следующий ход: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Змей приводит Еве тот же аргумент, который Люцифер выдвинул ангелам, когда толкнул их поступиться своим космическим пламенем чести.

Змей разъясняет, что падшие ангелы стали богами, не пройдя через тяготы христических посвящений и все же вкусив от света Христа. Они украли этот свет – так почему бы и Еве не сделать то же самое? Именно этим похвалялись люцифериане сначала перед детьми Бога, а потом, много позже, перед Адамом и Евой в саду: они хвастались, что им открылось знание добра и зла, что они стали вершителями судеб целых жизневолн в этой и других системах миров, что они – часть огромной иерархической цепочки, простирающейся даже в галактику Андромеды. И вот – как до падения Люцифера, так и после – люди восхищенно смотрят на него, его когорты и их механистическое творение как на величественных существ, а некоторые упорно продолжают верить в их величие и по сей день.

Настоящий «первородный грех»

Вопреки лжи, популяризированной Архиобманщиком человечества, первородный грех совершили не Адам и Ева, а сам Люцифер. И этот первородный грех заключался в осквернении Христа, единородного Сына Бога, «полного благодати и истины» (Ин 1:14).

Первородный грех люцифериан состоял в их отказе поклониться Христу, Сыну Бога. Их мятеж был направлен именно против Сына и сознания Сына. Они уже являлись сотворцами с Господом Богом; с какой стати – они сказали – им оказывать почтение Его Сыну? И тем более склоняться перед светом Христа в детях Бога, которые стояли намного ниже их в эволюционной и иерархической цепочке?

Падшие ангелы презрели Закон. И в самом деле, сотворив человека, Господь «не много умалил его пред ангелами [в иерархической цепочке]», однако поскольку человек наделен сознанием Сына, после прохождения своих посвящений в Христосознании он может быть увенчан большей «славою и честью», чем ангелы (Пс 8:5). Настанет день, и человек, к которому люцифериане отнеслись с таким презрением, растоптав образ Сына, воспрянет, дабы утвердить суд Господень над их великим мятежом против Господа Христа и сонмов Господних.

Три искушения Евы

Падший ангел Змей уготовал мужчине и женщине искушение, предложив им использовать по своему усмотрению священный огонь и трехлепестковое пламя прежде того, как они пройдут посвящения этим огнем под покровительством Гуру Майтрейи. Прельстив Еву, падший ангел Сатана толкнул ее (Быт 3:6) вкусить от энергий Отца, Сына и Святого Духа – силы, мудрости и любви Бога – и использовать их для увековечивания эгоцентричного существования вне Бога.

Через пытливый взгляд Змея женщина видела, что (1) дерево было «хорошо для пищи». Аспект силы может быть использован для получения всех материальных благ в мире, обретения богатства и всего того, что удовлетворяет запросы и прихоти материалиста.

Она видела, что (2) оно «приятно для глаз». Гордый очами стремится ублажить свои эмоции, предаваясь чувственным удовольствиям, взаимодействуя эмоционально с другими людьми и тем самым обмениваясь с ними энергией на уровне человеческих привязанностей.

Наконец, она видела, что (3) это дерево «вожделенно, потому что дает знание». Чтобы контролировать экономики мира и мировое сообщество, она вожделела использовать энергии Христа для покорения интеллектуальных вершин, для реализации политических амбиций, а также обретения смертных сил плотского ума – блестящего манипулятора, вооруженного смертоносной логикой и дедукцией.

Еву искусили ступить на пути мира. Ее искусили (как пытались искусить и Иисуса) пасть и поклониться плотскому уму в лице Змея и Сатаны, которые посулили ей владычество и силу над всеми царствами мира и над всем, что она возжелала получить, над всем, чем ей хотелось управлять в людях. Когда она увидела, что именно ей откроется через злоупотребление священным огнем, «она взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

Итак, Адаму и Еве – единственным в саду – была дана возможность избрать духовное единство с Богом через послушание Христу или же путь падшего Архангела через послушание закону греха. Использовав дар свободной воли, данный им Богом, они предпочли тьму свету. Они сделали выбор в пользу преходящих удовольствий этого мира, поступившись непреходящей радостью благодати нынешнего и грядущего миров.

Злоупотребив священным огнем и трехлепестковым пламенем, Адам и Ева исказили энергии Бога в нижних чакрах. Поэтому когда Адам услышал голос Господа Бога «в саду» (копии чакры сердца Бога), он убоялся. Его энергии опустились до уровня солнечного сплетения. Именно там впервые на пути посвящений он познал страх – страх Закона и Законодателя перед лицом собственного греха. Он был наг, поскольку вследствие его поступка с души было сорвано одеяние праведности – праведного использования Закона.

Адам и Ева лжеиспользовали силу Отца в теле желаний и высвободили ее в виде негативной воронки страха в солнечном сплетении. Обещанная мудрость обернулась знанием души о том, в каком плачевном состоянии она находится, оставшись без Бога. Это и есть плач и скрежет зубовный, который настает, когда мужчина и женщина отходят от внутреннего света чувств души и вступают во внешнюю тьму, воспринимая жизнь исключительно через мир физических чувств.

Понимая суть духовного брака, Адам взваливает на себя бремя Евы

На самом деле именно женщина пала первой и вышла из состояния божественности. Мужчина, оставшись в одиночестве на плане совершенства, осознанно, по собственному желанию спустился до уровня несовершенства женщины, памятуя слова своего Гуру: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника» (Быт 2:18).

Мужчина последовал за женщиной, пойдя на сделку с Лжецом и его ложью. Он не был одурачен алогичной логикой Падшего. Ева пала через вожделение вкупе с невежеством, а Адам пал через непослушание по собственной свободной воле. Адам предвидел наказание, которое понесет Ева, однако остался верен завету их единства – переплетению кадуцея мужчины и женщины, сотворенных Господом, близнецовых змей кадуцея, которые суть проявление тайцзи сферы Духа Бога Отца-Матери в Материи.

Возрождение божественного единства в Материи – вот истинное значение брачного завета близнецовых пламен, опечатанного Майтрейей: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». Это тот самый завет, который Иисус увенчал словами: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Быт 2:24, Мф 19:6).

Брачный завет представляет собой опечатывание в огненном кольце энергий кадуцея мужчины и женщины. Они едины, подобно Богу Отцу-Матери, – как на земле, так и на небесах. Как Вверху в Духе, так и внизу в Материи, энергии близнецовых пламен вновь переплетаются для того, чтобы тело Господа в проявлении обрело целостность.

В этом единстве близнецовые пламена разделяют бремя света своих Каузальных Тел – свернувшегося в клубочек змея сфер Духа, включая карму Бога, которую они каждый по отдельности сделали своей собственной. Они также разделяют бремя тьмы своих электронных поясов – свернувшегося в клубочек змея сфер Материи, включая карму человечества и массового сознания, которую они каждый по отдельности сделали своей собственной.

Посему близнецовым пламенам дается наставление: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». И даже с учетом этого, когда приходит суд и отмеривается карма, «каждый понесет собственное [кармическое] бремя» (Гал 6:2, 5). Понимая этот закон, Адам добровольно разделил карму Еву, ибо в противном случае нарушил бы завет их единства.

Э. К. Профет
"Взойти на высочайшую вершину" Книга II.

Змей (Змей-искуситель , ивр .Нахаш ) - как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом - запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму. Так был совершен грех, который часто называют термином . В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

В чем состоял грех Первого человека?

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора - способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада - Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17 ). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор - выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра . Другой перевод «Эц а-Даат» - «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» - например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1 ) - в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» - форма прошедшего времени корня «даат» ). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально - как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал - йецер а-тов и йецер а-ра - тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Почему Адам совершил грех?

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу» , до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел?

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, - сказал Б-г, - не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз . Как сказал ей: “… откроются ваши глаза” ., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей?

Описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен» .

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить ).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны .

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных .

4. И более всех зверей .

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей ).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу .

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов .

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах .

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти .

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову .

10. И, наконец, ты умрешь .

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?

Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем - наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение - он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь - переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему ?!» (Берешит раба, 24:5 ).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят - Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу - поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») - в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» - «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама - во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44 . Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».

Loading...Loading...