Что означает крест голгофы. У подножия креста голгофы

Голгофа означает холм, гору, которая круглая, словно череп. В христианской традиции Голгофа связывалась с черепом Адама, который был похоронен именно там. Крест Голгофа - это основной символ христиан во всем мире. Богатство его изготовления и обрамления, украшательство в большинстве произведений церковного искусства указывает на историческую достоверность, а символизирует трепетное отношение к нему верующих людей, сложившееся в Христианской Церкви.

Для Церкви Крест и Гологофа являются самыми драгоценными сокровищами, с которыми не сравнятся никакие богатства всего мира.

Особую запоминающуюся красоту убранству русских церквей придает церковная мебель: это и иконостасы, и аналои, киоты, гробницы, а также столики для благословения хлебов, свечные лавки, ограждения клироса, голгофа (крест с распятием), облачения на престол и прочая церковная утварь.

Чёрная круглая пещера с точкой, которая располагается внизу - это символ горы Голгофы, на которой римляне распяли Христа, и где, по сохранившимся преданиям, появился череп Адама, чтобы омыться Божественной кровью от грехов.

Могут быть и надписи: словоНИКА, что означает победил и буквы МЛБР, которые можно расшифровать так - Место Лобное Распят Бысть (то есть лобное место, на котором был распят Иисус Христос).

Голго́фа или Кальва́рия (лобное место букв. череп; лат. Calvaria ) - небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.

Крест шестиконечный Русский-православный

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия. Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику низводимому во ад тяготою хуления , произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: днесь со Мною будеши в раю (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.

Шестиконечный православный крест наряду с другими использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в Российском гербовнике (стр. 193), изображается серебряный Русский крест (рис. 26).

Крест осмиконечный православный

Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе, - обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала распяли Его (Ин. 19; 18), а потом только Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили одежды Его воины распявшие же Его (Мф. 27; 35), а уж только потом поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский Мф. 27; 37

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евнгелии все же крестом Его (Мф. 27; 32, Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы (рис. 27) употреблялся чаще других.

Крест терновый венец

Изображение креста с терновым венцом (рис. 29) употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе Прославление Креста XII-го века из Третьяковки (В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на покровце Голгофа - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т.д.

Бог сказал согрешившему Адаму, что проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3; 17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.

Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53; 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: венец правды (2 Тим. 4; 8), венец славы (1 Пет. 5; 4), венец жизни (Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).

Крест схимнический или Голгофа

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.

С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - лобное место), где и был распят Христос. На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп, - пророчествовал Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения Голгофы следующие обозначения: М.Л.Р.Б. - место лобное распят бысть, Г.Г . - гора Голгофа, Г.А . - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы К и Т означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: ХС - имя Иисуса Христа; а под ней: НИКА -Победитель; на титле или около нее надпись: СНЪ БЖIЙ - Сын Божий или аббревиатура I.Н.Ц.И. - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: ЦРЬ СЛВЫ - Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

Крест Голгофа (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва, - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Голгофский Крест: фото, значение надписей

Голгофский Крест. Фото. Значение надписей на нём. Основные элементы Креста. Трость, копьё и череп. Частица Божьей Благодати.

В православном вероисповедании символ креста несет в себя глубочайший иделогическо-духовный смысл. Крест символизирует великое ректификационное самопожертвование, которое совершил Иисус во имя человечества и даровал им право на вечную жизнь, которым они были обделены в следствии первобытного греховного действия, которое совершили первые люди Адам и Ева. Крест имеет довольно много изображений, и любое из них несет в себе уникальный духовный смысл. Одним из видов начертания креста, считается Голгофский Крест, речь о котором и пойдет в нашей статье.


Крест – картина великого события

Контуры креста известны всем людям, которые тем или иным образом сталкивался с христианскими символами, знак креста зачастую наносят на одеяния священников, на вещи храмовой посуды, а еще в символах, которые используются для освещения домов и автомобилей.


Голгофский Крест символизирует собой имитированное изображение случая, который случился две тысячи лет назад в Палестинском государстве, и который в корне изменил всю историю мира .


В такой вид Креста включает в себя: очертание Креста - на котором распяли Мессия, Господнего Сына, и горной возвышенности Голгофы, на самом пике которой и случилось эта казнь, и очертание Адамовой главы, находящейся в пещерах этой горы, обычно расположенной в низу Креста. Помимо этого, тут изображают текст, который несет в себе объяснительный, и определенный философский смысл.


Сияние в римском небе

Главным элементом изображения считается именно Крест. Согласно, историческим фактам, очертание креста в качестве магического знака и ко всему прочему как символ бога существовало ещё у верующих древнейших религий. Только во времена Римской империи крест стал символом унизительной и жестокой смерти, к которой чаще всего приговаривались рабы и жестокие злоумышленники. Очертание креста стали появляться на катакомбах, в которых во втором и третьим столетии первые православные верующие проводили подпольные службы. Такие изображения креста изображались ввиде оливковой ветви, кнута и сокращённого варианта имени Всевышнего. В традиционном, «очевидном виде», Крест стали изображать в начале четвертого столетия, именно в это время православие в Римской империи признали как официальное вероисповедание. Как говорится в Священном Писании, правителю Константину во сне пришел Иисус Христос и сказал нанести очертание Креста на флаг, под которым его армия готовилась выйти против врага. На восходе солнца в Римском небе возникло видение в виде креста, разогнав императорские колебания. Выполнив приказ Спасителя, Константин в скором времени выиграл бой.


Три памятных креста

Знаменитый римский ученый Евсевий Памфил описывал этот флаг с начертанием Креста в образе пике с пересекающими брусьями и написанной вверху аббревиатуры имени нашего Спасителя. Безусловно, то что Голгофский Крест, которому посвящена данная статья, является итогом нескольких модификаций знака, нанесенного на королевский флаг римского правителя. После выигранной битвы императором Константином, и во имя признательности Всевышнему Константин отдал приказ поставить три скульптуры Креста и подписать их «Иисусе Христос триумфатор». На греческом языке этот текст звучит так: IC.XP.NIKA. Этим же текстом, однако лишь на русском языке, подписаны все христианские Голгофские Кресты. В середине трехсотых годов произошло судьбоносный случай: Согласно Миланского приказа,созданного по велению императора Константина, в Римском государстве была провозглашена религиозная свобода. Православие спустя более трёх столетий нахождения в подполье, наконец было признано государственным вероисповеданием, наконец, и христианской атрибутики доровали сильнейший толчок для последующего усовершенствования.


Основные элементы Креста

Не взирая на то что у основного христианского знака существует разнообразные изображения, православный Голгофский Крест обычно изображается трёхсоставным, то есть восьмиконечным. Такой Крест имеет вид комбинирование вертикального бруса и огромной доски, которая располагается, обычно, на отметке, которая составляет чуть болен две трети от высоты креста. Именно так, изображается орудие страданий, на котором был казнен Всевышний. Вверху длинного горизонтального бруса расположена параллельно ей короткая перекладина, которая символизирует доску, которую прибили к орудию казни перед самым началом. На этой доске были начертанный текст, созданным самим Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Правитель Иудеи». Такой же текст, но уже в славянском языке, имеют абсолютно все христианские Голгофские Кресты.


Символическое мерило греховности

В низу вертикального бруса располагается короткая кривая дощечка, обозначающая условный пьедестал, прибитый уже после того как Всевышнего приколотили к Кресту. Голгофский Крест, как и в целом все христианские кресты, рисуются с брусом, у которого правая сторона немного выше левой. Этот обычай берет корни из текста в Священном писании, рассказывающий о том, что по бокам от Всевышнего были казнены два преступника, и тот, кто находился в правой стороне, раскаялся, отыскал право на вечную жизнь, а другой, находящийся в левой стороны, ругал Всевышнего и нашел себе на вечные страдания. Таким способом, кривой брус означает символическое мерило людских грехов.


Символ Лобного места


Изображение Голгофского Креста обычно изображается на подножье которое подразумевает горную возвышенность Голгофу, имя этой горы в древнееврейском языке означает «череп». Именно это стало причиной для иного имени, встречаемого в славянских и русских вариантах Священного Писания, как «Лобное место». Примечательно, что в древности это место использовали для исполнения наказаний жесточайших злоумышленников. Существуют упоминания, согласно которых серая известняковая шорная возвышенность на самом деле имела вид черепа. Обычно, Голгофа имеет два вида изображения: Чаще всего это полушарие или же многогранник с ровными или ступенчатыми сторонами. В последнем варианте такие выступы имеют название «ступеньки божественного восшествия », и определенной ступени есть свое специальное имя: Самая нижняя носит имя Веры, средняя – Любови, а последняя – Милосердие. С двух боков Голгофы, наносят изображение Голгофского Креста, пишут две заглавные буквы - «ГГ», это обозначает «Гору Голгофу». Написание таких букв считается необходимым элементом.


Трость, копьё и череп


Помимо всего вышесказанного, Голгофский Крест, означает прежде всего, олицетворение самопожертвование и избавление от грехов людей путем мучений Иисуса, обычно, изображают с символикой карателей, отмеченных в Библии. Такими атрибутами является жезл, на одной стороне которого находилась тряпка смоченная в уксусе, и пика, которая проткнула телеса Иисуса. Как правило они отмечаются двумя буквами - «Т» и «К». Одно из главных мест в изображении принадлежит черепу, который изображают в недрах Голгофы. Эта глава означает голову отца всего человечества - Адама, о чем указывают написанные подле неё буквы «Г» и «А». Считается, что священная кровь Иисуса, которая протекла в недра горы, смыла с нее первородный грех. Что касается того как глава Адама, появилась в пещерах Гольгофы, имеется пару вариантов. Согласно первому- считается, что труп Адама принесли сюда святые духи, по второй версии, Адама похоронил в недрах это горы наследник Сиф, а согласно более известному свидетельству, труп Адама оказался здесь вследствии Всемирного потопа.


Прочие надписи

В христианской религии существуют и другие церковные надписи, которые изображаются возле Голгофского Креста. Объяснение таких начертаний (написанных обычно на славянском языке) в полном объеме поясняется библейской историей о мучениях Иисуса Христа. В верху креста принято писать «Господний Отрок». В других вариантах эта надпись может звучать так «Правитель Хвалы». Длинная горизонтальная перекладина подписывается как «IC XP» – что означает «Иисус Христос», а снизу, помещается надпись, «НИКА» – означающая «Победу». Место где был распят Иисус и результат этого действия подписываются буквами «МЛ» – «Место лобное», и «РБ» – «Рай будет».


Частица Божьей Благодати


Наглядное изображения места казни Иисуса, которыми является Голгофский Крест, исподний, нагрудный и антиминс и которые стали самыми популярными и почитаемыми атрибутами православной религии. В наше время такое изображение считается не лишь символом монашеской жизни, а и реликвией, заботливо сохраняемой праведными верующими. Практически все люди, а в некоторых случаях и те, которые не относят себя к числу верующих, соблюдают, так или иначе христианские обычаи и одевают на шею атрибуты православия, в большинстве случаев представленной Голгофским Крестом. И не важно из какого материала он сделан: Серебра, золота или же других веществ. Благословенный в храме Иисуса, такой крест завсегда обладает частицей Господней Милости, которая так нужна в жизни всякого верующего.


Согласно христианского религии Крест символизирует искупление смертью Спасителя все греховные деяния всего человечества. Однако распятие отличается от иных способов лишение жизни, в том, что даровало способность Спасителю принять смерть с раскрытыми объятьями, символизирующие «все уголки земли».


Именно это и положило традицию в православной вере показывать Иисуса Христа в образе Ожившего носителя Креста, который держит и призывает под свою защиту весь земной мир и несет на Себе новозаветный символ алтаря Крест.


Серебряный нательный крест с Голгофой и молитвой на лицевой стороне и растительным орнаментом на обороте выполнен в стиле русских крестов эпохи царствования Петра I. Подобные кресты, украшенные в средокрестии завитками и красными или металлическими бусинами, появились в России в конце XVII - начале XVIII века. Они соединили в себе два вида крестов: процветшего и «солнца». Завитки символически изображают одновременно солнце с лучами, ветвь с ягодами, обвивающую крест, и терновый венец с каплями крови. Это образ прославления Христа, Отрасли праведной (Иер. 23, 15), Венца правды (Тим. 4, 8), Венца славы (Петр. 5, 4), Солнца правды (Мал. 4, 2); а также Животворящего Креста Господня, о котором Церковь говорит, что «водруженный посреди Вселенной» и «насажденный на лобном месте» Крест Христов «произрастил гроздь жизни» и «просветил всю Вселенную, разогнал тьму и возвестил свет»; что по евангельскому обетованию он первым явится на небе перед Вторым Пришествием Христа, «озаряя всю землю от концов и до концов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа» (прп. Ефрем Сирин, †373).

В Православной Церкви всегда существовали нательные кресты как с изображением Господа, так и без него, потому что сам крест как великое и победоносное оружие Христово с апостольских времен почитался главным священным символом христианства.

На данном кресте тоже нет изображения Господа. Но на лицевой стороне на горе Голгофе, обозначенной полукружием и буквами МЛРБ (Место Лобное Рай Бысть), рельефно изображены орудия страстей Христовых: восьмиконечный крест, трость с губкой и копие. С двух сторон сокращенно написано святое имя Христа «IС ХС» и слово «НИКА», что значит «победил». По воскресении Господь произнес его, обращаясь к ученикам: «Дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33).

Форма восьмиконечного креста чаще других употребляется в православной традиции, а старообрядцами почитается как един-ственно верная. Она соответствует евангельскому описанию, в котором говорится, что после казни к четырехконечному кресту Христа прибили еще две перекладины: подножие и табличку с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Полна символизма и основная четырехконечная форма. «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - писал великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.). То есть в каждом кресте есть и мистический образ Господа, Его Царства Славы, и образ преображенного святостью земного мира, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3, 18).

Основная поперечная балка, простирающаяся вширь, знаменует собою земное, вертикальная указывает на преисподнее и Небесное и на возрастание земли к Небу. Верхняя часть креста - это область Божественного бытия, которая как бы отделяется короткой верхней перекладиной.

Земное и Небесное царствия часто изображались в христианском искусстве в виде деревьев или других растений. В земном мире они являются символами духовного обновления, возрождения, а также Божией Матери, в Небесном - рая и Христа. Растительный орнамент на обороте креста как бы изображает весь мир, все концы земли, тянущиеся к Богу, стремящиеся соединиться во Христе, символически обозначенном крестоцветом по центру. Побеги, тянущиеся к центру, состоят из двенадцати сочленений. Это образ двенадцати апостолов, учеников Христа. Они были призваны проповедью Евангелия во всех концах земли привести мир к Богу.

Главная идея художественного замысла креста - прославление Животворящего Креста Господня и его спасительной силы для человека. Этому посвящена и молитва, написанная на лицевой стороне: «Крестъ хранитель всея вселенныя, крестъ красота Церкве, крестъ царей держава, крестъ вернымъ утверждение, крестъ ангеловъ слава, крестъ демонов язва». (На изделии молитва пишется в сокращении).

Крест - символ веры и любви к Богу, личный священный знак Таинства Крещения, совершенного над человеком, в котором он получил второе, духовное рождение. Крещеный человек усыновлен Богу, является членом Его Церкви и живет с надеждой на спасение и жизнь вечную, ведь «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Крест охраняет человека от всякого зла, особенно от невидимых врагов, помогая стать ближе к Богу.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), - говорит Господь

Дело спасения человечества Господом нашим Иисусом Христом началось именно на Голгофе, где пролилась Его Кровь во искупление человеческих грехов.

После неправедного суда и бичевания Спасителя мiра повели на гору Голгофу, находившуюся вне стен Иерусалима. Называлось это место Лобным, как полагают одни, потому что имело вид человеческой головы. Другое предание гласит, что на Голгофе была могила единственного человека, жившего в раю, — Адама (именно поэтому на православных распятиях под изображением Креста Господня можно видеть череп Адама).

Распятие на кресте (crucifixion) было мучительнейшей и позорнейшей казнью, которую римляне позаимствовали у персов. Мучительна она была потому, что пригвожденный ко кресту и находившийся в этом положении человек испытывал тяжелейшие физические страдания, любое движение причиняло нестерпимую боль, насекомые тучами садились на кровоточащие раны, кровь постепенно истекала из тела, и смерть наступала нескоро. Чтобы ее ускорить, распятым перебивали голени, и они, не имея возможности опираться ногами на перекладину, умирали от удушья. Позорна эта казнь была потому, что распятый обнаженным висел перед толпой равнодушного народа. Обнажение наготы считалось у иудеев величайшим позором. А смерть на древе считалась проклятием (“проклят пред Богом всякий повешенный на древе” Вт. 21:23). И именно эту тяжелейшую и позорнейшую смерть принял Сын Божий, чтобы уничтожить Своей смертью первородный грех и открыть человечеству возможность вечного спасения.

В первые века Христианства крест не изображался ни на предметах, ни на священных изображениях в первохристианских храмах. Тем не менее, были широко распространены символические изображения рыб, хлебов, корабля, Евхаристии, пастыря, несущего на своих плечах заблудшую овцу. Этому есть свое объяснение. Первохристианские общины жили в окружении язычников, для которых крест был позорным символом казни. Поэтому, чтобы не смущать неофитов, первохристиане избегали изображать крест, хотя и почитали его.

«Сим победишь»

Особенное прославление Креста Господня связано с именем святого равноапостольного императора Константина Великого (274-337 гг.) и происшедшими в его царствование многими знаменательными событиями. Родившийся от Констанция Хлора и Елены, Константин занял престол, будучи провозглашенным солдатами Британии (Англии), входившей тогда в состав Римской империи, императором.

В начале IV столетия римской империей правили несколько кесарей. Максентий правил Италией и Римом, а Константин — Галлией (Францией), Британией и Испанией. Римляне в то время были язычниками, и римские императоры жестоко гнали христиан. Но, несмотря на притеснения, число христиан в римской империи все более умножалось. Константин, хотя и был язычником, тем не менее, уважал христиан за благочестивую жизнь и, по примеру своего отца Констанция, был к ним добр и справедлив.

В 312 году Максентий объявил войну Константину. Силы Константина были несравненно слабее Максентия, и он чувствовал, что один не может одолеть неприятеля. “Поэтому,- говорит писатель того времени Евсевий,- Константин стал думать, какого Бога призвать себе на помощь. И пришло ему на мысль, что немалое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманывались в своих ожиданиях и претерпевали поражение, и что, напротив, отец его, во всю свою жизнь почитавший Единого Всевышнего Бога, имел знамения Его покровительства. Константин начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его и в предстоящем деле простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и приношения, получил он удивительнейшее, посланное от Бога знамение.

“Идя против Максентия, который заключился в Риме, в часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил сам царь, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: “Hoc vince” (т.е. “сим победишь”).

Это видение объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним. И продолжало созерцать явившееся чудо. Константин недоумевал, что бы значило такое явление? В следующую ночь во сне явился ему Христос, Сын Божий, с виденным в небе знамением, и повелел по подобию его устроить воинское знамя и употреблять его для защиты от нападения врагов. Едва только показался дневной свет, Константин рассказал приближенным свою тайну и потом. Призвав людей, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, и описав им образ знамения, приказал по подобию его сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя случалось видеть и нам своими глазами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом, копье был вверху поперечник, образовавший с копьем образ креста. На самой вершине копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на венке знак Спасительного наименования: две первые буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква р. Эти буквы впоследствии царь имел обыкновение носить и на шлеме своем. На поперечине копья висел тонкий белый плат — царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями, блиставшая лучами света. Вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на поперечнике, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, над знаком креста, при самой верхней части ткани висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезного царя и его детей.

Этим-то спасительным знамением, как оборонительным оружием, всегда пользовался царь для одоления противной и враждебной силы и повелел во всех войсках носить подобные знамена. Пораженный дивным видением и решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденного, Константин призвал к себе таинников Его слова и спросил их, кто тот Бог и какой смысл знамения, которое он видел. Они отвечали ему, что Бог, явившийся ему, есть единородный Сын Единого и единственного Бога. А явившееся знамение есть знамение бессмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал Он в дни Своей земной жизни…

Призвав Бога всяческих и призвав, как Спасителя и Помощника, Христа Его, также поставив пред своими латниками и телохранителями победную хоругвь со спасительным знамением, Константин выступил против Максентия, укрепившегося в Риме. Силою Божиею Константин низложил неприятеля, который, спасаясь бегством, был низринут с Нитвианского моста в Тибр, в пятнадцати верстах от Рима, и утонул. Победитель с торжеством вступил в царствующий город, где все встречали Константина с веселыми лицами и сердцами, с благословениями и невыразимою радостью. Но, обладая врожденным благочестием, он нисколько не тщеславился народными восклицаниями и не возгордился похвалами, но, сознавая помощь Божию, тотчас же вознес благодарственную молитву к Виновнику победы. Всенародными памятниками и подписями он поведал всем силу спасительного Христова знамения. Среди царственного города он воздвиг эту священную хоругвь и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель римской империи и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке следующую надпись: “Сим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил город наш от ига мучителя и возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость”. Впоследствии Константин и воины его неоднократно испытали силу и помощь креста По сказанию Евсевия, “где знамя креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их”.

Когда царь узнал об этом, то спасительное знамя как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим При этом знамении победа тотчас восстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемые свыше. Посему тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силою души и благочестивым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не более пятидесяти; они не имели другой обязанности, как стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи; обыкновенно каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, Евсевию, рассказал об этом сам царь и к своему рассказу присоединил следующее: “Однажды, в самом жару сражения произошел в войске шум и распространилось смятение. В это время несший знамя сильно страдал от робости и потому передал свою ношу другому, чтобы бежать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился и находился уже вдали, пущенная стрела пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязливость неверия, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранительницей его жизни, так что, сколько ни пускали в него стрел, он остался невредим”.

Таким образом, крест, считавшийся самым позорным орудием казни, сделался знамением торжества и победы христианства над язычеством. С тех пор Константин запретил наказывать крестной казнью; знамена и оружие украсил изображением на них креста; устроил палатку вне лагеря, где поставил крест, и там часто уединялся, чтобы возносить молитвы Богу.считавшийся Вскоре после этого Константин крестился, разрушил все языческие храмы и объявил христианскую веру господствующей во всей римской империи.

Обретение Честного Креста святою Еленою

Царь Константин, в благодарность за одержание им победы и чудные явления благодати Божией, пожелал построить храм в Иерусалиме на том месте где был распят Господь, чтобы сделать это место предметом всеобщего благоговения. В этом предприятии много содействовала ему мать его св. Елена. В 326 году она приехала в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и отыскать Крест, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи мира. Предполагали найти Крест на Голгофе, потому что у иудеев было обыкновение зарывать орудие казни на том месте, где совершена была казнь. Но где была Голгофа?

В 119 году, по повелению Адриана, пещера, куда христиане собирались на поклонение святому Кресту, завалена была землею, замощена камнем, и здесь воздвигнуто было идольское капище. Св. Елена, с патриархом Иерусалимским Макарием, долго отыскивала Крест Господень. Наконец, указали ей на одного престарелого иудея, именем Иуду, который знал место нахождения Креста, но он стал отговариваться незнанием. Тогда его посадили в глубокий ров и стали томить голодом. Пробыв там без пищи шесть дней, он, наконец, вынужден был показать искомое святое место, о коем слышал в младенчестве от своего деда. Находящееся здесь идольское капище было разрушено, и, когда место это расчистили, открыта была пещера, где был гроб Господень, и тут же найдены три креста, и отдельно от них доска с надписью еврейской, греческой и римской, о которой свидетельствовал евангелист Иоанн: ИИСУС НАЗАРЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.

Но как было отличить крест Господень от других крестов, когда все три креста лежали вместе и надпись находилась отдельно от них? Тогда Бог чудом указал на тот Крест, на котором распят был Спаситель. Вот что предание повествует об этом. В то время, когда святая Елена и Макарий недоумевали, который именно Крест Господень, мимо проносили тело умершего. Святая Елена велела остановить шествие и положить по очереди кресты на тело умершего; и когда положен был Крест Господень, мертвый ожил.

Положен был также Крест на больную женщину, и она тотчас же исцелилась. Святая Елена, патриарх и все присутствующие при этом чуде с радость и благоговением поклонились и целовали животворящий Крест; но стечение народа было так велико, что не позволяло каждому подойти к Нему, и многие желали, по крайней мере, видеть Его. Тогда патриарх Макарий взошел на возвышенное место и оттуда показывал святой Крест, поднимая Его. Народ с благоговением молился и взывал: “Господи, помилуй”. И многие язычники при этом уверовали во Христа и крестились.

Таким образом день обретения креста сделался началом ежегодного праздника ВОЗДВИЖЕНИЯ. На самом том месте, где был найден святой Крест, воздвигнут был храм во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Событие обретения Креста Господня случилось 3 мая 326 года. Первоначальное празднование его совершилось во второй день святой Пасхи. Когда же Константин Великий, в благодарность Богу за дарованную ему победу над Максентием, выстроил храм Воскресения Христова в Иерусалиме, тогда празднование Кресту перенесено было на 14 сентября, так как освящение новоустроенного христианского храма на месте страдания и смерти Спасителя мира происходило 13 сентября.

Возвращение Креста Господня из Персии

Почти 300 лет святой Крест Христов находился в Иерусалимском храме Воскресения, оставаясь предметом особенного почитания всех христиан. Но в 612 году над Иерусалимом, по неисповедимым судьбам Божиим, разразилось страшное бедствие.

По воцарении греческого (византийского) императора Фоки, в 603 году, Хозрой II, царь персидский, вскоре объявил ему войну, продолжавшуюся много лет. Ираклий I, низложивший Фоку, продолжал войну с персами, которые в 614 году перешли Иордан и осадили Иерусалим, принадлежавший в то время Византийской империи. После кровопролитной битвы они овладели им, сожгли храм Воскресения Господня, умертвили многих священников, монашествующих и множество христиан, похитили все, что было в храме Воскресения ценного, и, между прочим, Крест Господень.

Четырнадцать лет персы владели святым Крестом. Наконец, в конце 628 года, Сароэс, сын Хозроя, побежденный Ираклием, принужден был возвратить Крест.

Ираклий сам, с патриархом, клиром и с множеством народа, встретил в Константинополе Крест Господень и потом сопровождал Его до Иерусалима, чтобы еще там принести благодарение Богу за возвращение святого Креста и за дарованную ему победу. Дошедши до горы Елеонской, Ираклий взял Крест на плечи, чтобы нести Его на лобное место. Но патриарх, сопровождавший царя, заметил ему, что Сын Божий нес Крест на Голгофу не в царском величии, но в смиренном образе раба. Тронутый внушением святителя, царь сложил с себя царскую одежду, надел убогую и с открытой головой и босыми ногами внес в храм Воскресения святой Крест и положил Его на то место, откуда Он был похищен персами.

Христиане с радостью взирали на торжество возвращения Креста Господня. В храме Иерусалимском, в подражание древнему Воздвижению, Честный Крест снова был воздвигаем руками патриарха, и народ опять в умилении восклицал: “Господи помилуй”.

Дальнейшая история Честного Креста

Когда Палестина была завоевана турками, тогда для освобождения Святой земли западные христиане снарядили большое войско — крестоносцев, которое подступив к Иерусалиму в 1099 году, взяло его у турков (11 июля). Иерусалимские христиане встретили своих освободителей — крестоносцев со Святым Крестом, взгляд на который восхитил крестоносцев, потому что они видели на Кресте как бы Самого распятого Господа Иисуса Христа. Радость христиан так была велика, что Святой Крест торжественно носили по улицам Иерусалима, Его лобызали, обнимали, обливали слезами радости, пока вновь не поставили в храме Воскресения Господня.

После этого турки несколько раз намеревались отнять у крестоносцев — христиан Иерусалим, но Крест Господень, носимый в рядах войска, ограждал и воодушевлял крестоносцев против турок, подавая победу за победой. Так Болдуин I, царь Иерусалимский, неудачи на войне всегда приписывал отсутствию Креста Господня в рядах войск. При Болдуине III, во время войны, турки зажгли тернии на полях, через которые необходимо было пройти крестоносцам, гибель их была неминуема, так как с одной стороны враги поражали христиан тучами стрел, а с другой — едкий дым не давал дышать защитникам Креста Господня. Тогда, в трудные минуты опасности, назаретский епископ, помолившись, воздвиг честный Крест Христов, — и ветер, переменив направление, погнал весь дым в сторону врагов.

Во время третьего крестового похода (1171-1188) против Саладина Крест Христов также находился в рядах войск. Будучи поставлен на возвышении, при битве тивериадской Он воодушевлял благочестивых воинов так, что сам Саладин отзывался о их храбрости и мужестве с нескрываемой досадой. Но когда во время этой битвы был убит птолемаидский епископ, державший Крест Господень, последний попал в руки врагов. Отчаянный крик раздался в рядах христианских воинов и, несмотря на все усилия христиан отнять у врагов Святой Крест, Он остался, по неисповедимым судьбам Божиим, в руках неверных турок. Тогда воины, кидая свое оружие, не думая более о спасении своей жизни, сами бросались на мечи и копья врагов. Поле сражения представляло зрелище отчаяния, скорби и страшного горя… Христиане, потеряв Животворящий Крест Господень, более уже не боялись потерять свободу и жизнь.

После битвы Крест Господень был отнесен врагами в Багдад, где находился более тридцати лет, так как Саладин и его приемники ни за какие сокровища в мире не хотели возвратить Его христианам.

Только в 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест. С сего времени начали отделять и отдавать большие части Креста Господня, как благословение, некоторым крупным городам…

© Виктор Васильев

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.


Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.
Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль


Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.
Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.
Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Loading...Loading...