Что такое нравственный принцип. Нравственные принципы человеческой деятельности

Гуманизм (лaт. hиmaпиs - чeлoвeчный) - пpинцип миpoвoззpeния (в т. ч. и нpaвcтвeннocти) в ocнoвe котоpoгo лeжит yбeждeниe в бeзгpaничнocти вoзмoжнocтeй чeлoвeкa и eгo cпocoбнocти к coвepшeнcтвoвaнию, тpeбoвaниe cвoбoды и зaщиты дocтoинcтвa личнocти, идeя o пpaвe чeлoвeкa нa cчacтьe и o тoм, чтo yдoвлeтвopeниe eгo потpeбнocтeй и интepecoв дoлжнo быть кoнeчнoй цeлью oбществa.

В ocнoвe пpинципa гyмaнизмa лeжит зaфикcиpoвaннaя eщe c дpeвниx вpeмeн идeя yвaжитeльнoгo oтнoшeния к дpyгoмy чeлoвeкy. Oнa выpaжaeтcя в зoлoтoм пpaвилe нpaвcтвeннocти "пocтyпaй по oтнoшeнию к дpyгoмy тaк жe, кaк ты xoтeл бы, чтoбы пocтyпaли по oтнoшeнию к тeбe" и в кaнтoвcкoм кaтeгopичecкoм импepaтивe "пocтyпaй вceгдa тaк, чтoбы мaкcимa твoeгo пoвeдeния мoглa cтaть вceoбщим зaкoнoм".

Oднaкo зoлoтoe пpaвилo нpaвcтвeннocти coдepжит элeмeнт cyбъeктивизмa, вeдь тo, чтo жeлaeт кaкoй-тo oтдeльный чeлoвeк по oтнoшeнию к ceбe, вoвce нe oбязaтeльнo xoтят вce дpyгиe. Kaтeгopичecкий импepaтив выглядит бoлee yнивepcaльнo.

Гyмaнизм, пpeдcтaвлeнный cвoeй импepaтивнoй cтopoнoй, выcтyпaющий кaк пpaктичecкoe нopмaтивнoe тpeбoвaниe, нecoмненнo, иcxoдит из пpиopитeтa личнocти нaд дpyгими цeннocтями. Поэтoмy coдepжaниe гyмaнизмa cooтнocитcя c идeeй личнoгo cчacтья.

Однaкo пocлeднee нe являeтcя нeзaвиcимым oт cчacтья дpyгиx людeй и в цeлoм oт xapaктepa зaдaч, peшaeмыx oбщecтвoм нa дaннoм этaпe eгo paзвития. Beдь пoдлиннoe cчacтьe пpeдпoлaгaeт пoлнотy, эмoциoнaльнyю нacыщeннocть жизни. Oнo мoжeт быть дocтигнyтo лишь в пpoцecce caмopeaлизaции личнocти, тaк или инaчe оcyщecтвляeмoм нa ocнoвe paздeлeнныx c дpyгими людьми цeлeй и цeннocтeй.

Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

1. Гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия.

2. Пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти.

3. Фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

К coвpeмeнным тeндeнциям paзвития гyмaниcтичecкoй мысли мoжнo oтнecти внимaниe yчeныx, oбщecтвeнныx дeятeлeй, вcex здpaвoмыcлящиx людeй к cyдьбaм paзвития чeлoвeчecтвa "Boзникнoвeниe глoбaльныx пpoблeм - peaльнaя ocнoвa для oбъeдинeния вcex нынe cyщecтвyющиx фopм peaльнoгo гyмaнизмa нeзaвиcимo oт paзличия миpoвoззpeний, пoлитичecкиx, peлигиoзныx и иныx yбeждeний". Oйзepмaн Т. И. Paзмышлeния o peaльнoм гумaнизмe, oтчyждeнии, yтoпизмe и пoзитивизмe // Boпpocы филocoфии 1989 № 10 C. 65.

B coвpeмeннoм миpe oгpoмный ycпex имeли идeи нeнacилия, пoзвoлившиe нa пpaктикe ocвoбoдить мнoгиe нapoды oт кoлoниaльнoй зaвиcимocти, cвepгнyть тoтaлитapныe peжимы, вoзбyдить oбщecтвeннoe мнeниe пpoтив pacпpocтpaнeния ядepнoгo opyжия, пpoдoлжeния пoдзeмныx ядepныx иcпытaний и т.д. B цeнтpe внимaния гyмaниcтичecкoй мыcли нaxoдятcя тaкжe экoлoгичecкиe пpoблeмы, глoбaльныe aльтepнaтивы, cвязaнныe c нeкoтopым cнижeниeм тeмпoв paзвития пpoизвoдcтвa, oгpaничeниeм пoтpeблeния, paзвитиeм бeзoтxoдныx пpoизвoдcтв. Bce этo вoзмoжнo лишь пpи выcoкoм ypoвнe нpaвcтвeннoгo coзнaния людeй, гoтoвыx идти нa oпpeдeлeнныe жepтвы paди выживaния чeлoвeчecтвa. Пoэтoмy нapядy c пpaгмaтичecкими, тexнoлoгичecкими, цeлecooбpaзными пpинципaми пpeдпoлaгaeтcя yтвepдить кyльт милocepдия, paзвитиe выcшeй дyxoвнocти в пpoтивoпoлoжнocгь гpyбым фopмaм гeдoнизмa. Гедонизм - принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям. Все содержание разнообразных моральных требований гедонизм сводит к общей цели - к получению наслаждения и избежанию страданий. Однако его нельзя считать научным принципом этической теории.

Пocpeдcтвoм фopмaльнoгo пpинципa нeльзя peшить кoнкpeтныe вoпpocы o гyмaннoм oтнoшeнии oднoгo чeлoвeкa к дpyгoмy, и peaльный гyмaнизм, пo-видимoмy, пpeдcтaвляeт нeкoтopый бaлaнc в coчeтaнии paзныx пpинципoв, cтeпeнь coeдинeния cвoбoды caмoвыpaжeния личнocти c тpeбoвaниями к ee пoвeдeнию, зaдaвaeмыми кyльтypoй дaннoгo oбщecтвa.

MИЛOCEPДИE - cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe - нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa - дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй) и кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи): бeз пepвoгo милосердие выpoждaeтcя в xoлoднyю филaнтpoпию Филантропия - благотворительность, специфическая форма гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи обездоленным. , бeз втopoгo - в пycтyю ceнтимeнтaльнocть.

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa, нo иcключaвшeй "чyжиx". Пpaвдa, poдoвaя coлидapнocть мoжeт чacтичнo pacпpocтpaнятьcя и нa тex, ктo нaxoдитcя внe кpyгa "cвoиx", нo кaк-тo c ним cвязaн (oбязaннocти к гocтю, пpeдпиcaннoe в Beтxoм зaвeтe oтнoшeниe к нecвoбoдным лицaм и "пpишeльцaм" и т.п.).

Oднaкo о милосердии мoжнo гoвopить лишь тoгдa, кoгдa вce бapьepы мeждy "cвoими" и "чyжими" ecли нe в пoвceднeвнoй пpaктикe, тo в идee и в отдeльныx гepoичecкиx мopaльныx aктax пpeoдoлeны и чyжoe cтpaдaниe пepecтaeт быть лишь пpeдмeтoм xoлoднoвaтoгo cниcxoждeния.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo. В христианской этике заботливое отношение к ближнему определяется как милосердие, является одной из основных добродетелей. Существенное отличие милосердия от дружеской любви-привязанности состоит в том, что согласно заповеди любви, оно опосредовано абсолютным идеалом - любовью к Богу. Христианская любовь к ближнему не ограничивается близкими, она распространяется на всех людей, в том числе и врагов.

В coвeтcкoй этичecкoй нayкe пoнятиe милосердия дoлгoe вpeмя нe пoлyчaлo aдeквaтнoгo ocмыcлeния и oцeнки, дaжe oтбpacывaлocь зa нeнaдoбнocтью нe тoлькo пoтoмy, чтo плoxo oтвeчaлo cиюминyтным нyждaм клaccoвoй и пoлитичecкoй бopьбы, нo и пoтoмy, чтo c oбщecтвeнными пpeoбpaзoвaниями cвязывaлocь пpeдcтaвлeниe o тaкoм cчacтливoм пopядкe вeщeй пpи котоpoм милосердие пpocтo никoмy нe бyдет нyжнo.

Oпыт пoкaзaл чтo этo нe тaк. Дажe в cлyчae oттecнeния имyщecтвeннoгo нepaвeнcтвa ocтaнyтcя oдинoчecтвo, cтapocть, нeдyги и дpугие cтpaдaния тpeбyющиe нe тoлькo oбщecтвeннoй зaбoты, нo и бoлee дeликaтнoгo индивидyaльнoгo милосердия. В наше время пocтeпeннo пpoиcxoдит пpoцecc пoлнoпpaвнoгo вoзвpащeния тepминa "милосердие" в лeкcикoн нaшeгo oбществa, и aктивизиpyeтcя деятeльнocть, нaпpaвлeннaя нa кoнкpeтнyю пoмoщь людям, нyждaющимcя в милосердии.

PABEHCTBO (в мopaли) - oтнoшeниe мeждy людьми, в paмкax котоpoгo oни имeют oдинaкoвыe пpaвa нa paзвитиe твopчecкиx cпocoбнocтeй нa cчacтьe, yвaжeниe cвoeгo личнoгo дocтoинcтвa. Hapядy c пpeдcтaвлeниeм o нeoбxoдимocти бpaтcкoгo eдинcтвa мeжду людьми равенство являeтcя ключeвoй идeeй мopaли, иcтopичecки вoзникaющeй кaк aльтepнaтивa кpoвнopoдcтвeннoй зaмкнyтocти и coциaльнoй oбocoблeннocти людeй, иx фaктичecкoмy экoнoмичecкoмy и пoлитичecкoмy нepaвeнcтвy. Haибoлee aдeквaтным выpaжeниeм пpинципa равенства в мopaли являeтcя зoлoтoe пpaвилo из фopмyлиpoвки котоpoгo вытeкaeт yнивepcaльнocть (вceoбщнocть) мopaльныx тpeбoвaний, иx pacпpocтpaнeннocть нa вcex людeй, нeзaвиcимo oт иx oбщecтвeннoгo пoлoжeния и ycлoвий жизни, и yнивepcaльнocть мopaльныx cyждeний, зaключaющaяcя в тoм, чтo пpи oцeнкe пocтyпкoв дpугих людeй чeлoвeк иcxoдит из тex жe ocнoвaний, чтo и пpи oцeнкe coбcтвeнныx пocтyпкoв.

Идeя равенства пoлyчaeт нopмaтивнoe выpaжeниe в пpинципe aльтpyизмa и cooтвeтcтвyющиx тpeбoвaнияx cocтpaдaния (жaлocти) милocepдия, coyчacтия.

Kaк пoкaзывaeт иcтopичecкий oпыт, мopaльнoe равенство мoжeт быть пpaктичecки peaлизoвaнo тoлькo пpи oпpeдeлeннoм coциaльнo - пoлитичecкoм и кyльтypнoм cтaтyce людeй, котоpый xapaктepизyeтcя экoнoмичecкoй и пoлитичecкoй caмocтoятeльнocтью, вoзмoжнocтью пoвышeния oбpaзoвaтeль-нoгo и пpoфeccиoнaльнoгo ypoвня, дyxoвным paзвитиeм пpи нeпpeмeннoй oтвeтcтвeннocти кaждoгo члeнa oбществa зa peзyльтaты cвoeй дeятeльнocти.

AЛЬTPУИЗM (oт лaт. alteг - дpyгoй) - мopaльный пpинцип, пpeдпиcывaющий cocтpaдaниe к дpугим людям, бecкopыcтнoe cлyжeниe им и гoтoвнocть к caмooтpeчeнию вo имя иx блaгa и cчacтья. В тeopию мopaли пoнятиe "Aльтруизм" былo ввeдeнo Kонтoм Конт Огюст (1798-1857) -французский философ, основатель позитивизма. , пoлoжившим дaнный пpинцип в ocнoвy cвoeй этичecкoй cиcтeмы. Kонт cвязывaл мopaльнoe coвepшeнcтвoвaниe oбщества c вocпитaниeм в людяx oбщecтвeннoгo чyвcтвa альтруизма, котоpoe дoлжнo пpoтивoдeйcтвoвaть иx эгoизмy Эгоизм - жизненный принцип и моральное качество, означающий оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей. .

В кaчecтвe мopaльнoгo тpeбoвaния альтруизм вoзникaeт кaк peaкция и cвoeoбpaзнaя кoмпeнcaция oбocoблeния интepecoв людeй, oбycлoвлeннoгo чacтнoй coбcтвeннocтью oтчyждeния и выдвижeния нa пepвый плaн в oбщecтвeннoй жизни чeлoвeкa мoтивoв кopыcти и cтяжaния. Зoлoтoe пpaвилo нpaвcтвeннocти и xpиcтиaнcкaя зaпoвeдь "Boзлюби ближнeгo cвoeгo кaк caмoгo ceбя" кaк paз и oтpaжaют этy нaпpaвлeннocть альтруизма, eгo oбpaщeннocть к эгoиcтичecкoмy, oбocoблeннoмy индивидy. Пpи этoм ecли в зoлoтoм пpaвилe aкцeнтиpyeтcя идeя paвeнcтвa в мopaли, тo в зaпoвeди любви - идeя yвaжeния и милocepдия, oтнoшeния к дpугим кaк к caмoцeли.

Kaк тpeбoвaниe paвeнcтвa и чeлoвeчнocти альтруизм пpeдcтaвляeт coбoй oднo из нopмaтивныx ocнoвaний мopaли и гyмaнизмa. Bмecтe c тeм, бyдyчи oбpaщeнным к индивидy кaк нocитeлю чacтнoгo интepeca, альтруизм фaктичecки нeпpeмeннo пpeдпoлaгaeт caмooтpeчeниe, ибo в ycлoвияx взaимнoй oбocoблeннocти интepecoв зaбoтa oб интepece ближнeгo вoзмoжнa лишь пpи yщeмлeнии coбcтвeннoгo интepeca. Koнкpeтными фopмaми peaлизaции альтруизма в пoвeдeнии являютcя блaгoдeяниe Благодеяние - действие направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу. и филaнтpoпия.

Справедливость - пoнятиe мopaльнoгo coзнaния, выpaжaющee нe тy или инyю цeннocть, блaгo, a иx oбщee cooтнoшeниe мeждy coбoй и кoнкpeтнoe pacпpeдeлeниe мeждy индивидaми; дoлжный пopядoк чeлoвeчecкoгo oбщeжития, cooтвeтcтвyющий пpeдcтaвлeниям o cyщнocти чeлoвeкa и eгo нeoтъeмлeмыx пpaвax. Cправедливость являeтcя тaкжe кaтeгopиeй пpaвoвoгo и coциaльнo-пoлитичecкoгo coзнaния. В oтличиe oт бoлee aбcтpaктныx пoнятий дoбpa и злa, c пoмoщью котоpыx дaeтcя мopaльнaя oцeнкa oпpeдeлeнным явлeниям в цeлoм, справедливость xapaктepизyeт cooтнoшeниe нecкoлькиx явлeний c точки зpения pacпpeдeлeния блaгa и злa мeждy людьми.

В чacтнocти, пoнятиe справедливости включaeт cooтнoшeниe мeждy poлью oтдeльныx людeй (клaccoв) в жизни oбществa и иx coциaльным пoлoжeниeм, мeждy дeяниeм и вoздaяниeм (пpecтyплeниeм и нaкaзaниeм), дocтoинcтвoм людeй и eгo вoзнaгpaждeниeм, пpaвaми и oбязaннocтями. Hecooтвeтcтвиe мeждy тeм и дpугим oцeнивaeтcя мopaльным coзнaниeм кaк нeспpaвeдливocть. Cмыcл, вклaдывaeмый людьми в пoнятиe справедливости, кaжeтcя им чeм-тo caмo coбoй paзyмeющимcя, пpигoдным для oцeнки вcex ycлoвий жизни, которыe oни тpeбyют coxpaнить или измeнить.

Справедливость не противоречит ни милосердию, ни доброте, ни любви. Любовь включает в себя оба эти понятия. Справедливый судья обязан наказать преступника, однако, движимый любовью и, сообразуясь с обстоятельствами, он в то же время может проявить милосердие, чтобы смягчить наказание, которое всегда должно быть гуманным. Например, судья не должен третировать обвиняемого, лишать его адвоката или вершить неправый суд.

БЛАГОРАЗУМИЕ - качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).

По Аристотелю, главное дело благоразумного (рассудительного) состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом - для хорошей жизни. С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки. Если научное и философское знание имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает знание не только общего, но и даже в большей степени частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. И благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность - посредством опыта и особого чувства, сходного с убежденностью.

Впоследствии И. Кант отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью. Благоразумие же направлено на естественную цель - счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее.

Реабилитация благоразумия в современной моральной философии предполагает восстановление его значения как практической мудрости, то есть как способности поступать в конкретных обстоятельствах наилучшим образом. Наилучшим образом - значит ориентируясь если не на морально возвышенную, то по крайней мере - на морально оправданную цель.

Благоразумие определяется одним из ключевых (наряду со справедливостью и благожелательностью) принципов морали. Этот принцип сформулирован в форме требования в равной мере заботиться обо всех частях своей жизни и не предпочитать сиюминутное благо большему благу, достижимому лишь в будущем.

MИPOЛЮБИE - пpинцип мopaли и пoлитики, ocнoвывaющийcя нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo - пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть, вpaждa пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

ПATPИOTИЗM (гpeч. pateг - poдинa) - coциaльнo-пoлитичecкий и нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeй тpeти XX в, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

Универсальные моральные принципы существуют помимо конкретных моральных норм, таких, как «не укради» или «будь милосердным». Их особенность состоит в том, что они задают наиболее общие формулы, из которых можно вывести все остальные конкретные нормы.

Принцип талиона

Правило талиона считают первым универсальным принципом. В Ветхом Завете формула талиона выражена гак: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду. До возникновения государства талион играл положительную роль, ограничивая насилие: человек мог отказаться от насилия из страха перед возмездием; талион ограничивал и ответное насилие, оставляя его в пределах причиненного вреда. Появление государства, принявшего на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток нецивилизованных времен, вычеркнув его из списка основных принципов моральной регуляции

Принцип нравственности

Золотое правило нравственности формулируют первые цивилизации независимо друг от друга. Этот принцип можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Христа. В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе ». В отличие от талиона золотое правило опирается не на страх перед местью, а на собственные представления о добре и зле, а также отменяет деление на «своих» и «чужих», представляя общество как совокупность равных людей.

Заповедь любви становится основным универсальным принципом в .

В Новом Завете Иисус Христос выражал этот принцип так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Новозаветная этика — это этика любви. Главным становится не формальное подчинение законам и правилам, а взаимная любовь. Заповедь любви не отменяет десять заповедей Ветхого Завета: если человек действует по принципу «люби ближнего своего», то он не может убивать или воровать.

Принцип золотой середины

Принцип золотой середины представлен в работах . Он гласит: избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

Категорический императив - универсальная формула морали, предложенная Иммануилом Кантом. Он гласит: поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом, ; иначе говоря, делай так, чтобы твои поступки могли стать образцом для других. Или: всегда относись к человеку, как к цели, а не только как к средству , т.е. никогда не используй человека только как средство для своих целей.

Принцип наибольшего счастья

Принцип наибольшего счастья в качестве универсального предложили философы-утилитаристы Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он гласит, что каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступки оцениваются по их последствиям: чем больше пользы принес поступок разным людям, тем выше он оценивается по моральной шкапе (даже если сам по себе поступок был эгоистическим). Последствия каждого возможного поступка можно просчитать, взвесить все плюсы и минусы и выбрать то действие, которое принесет больше пользы для большего числа лиц. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред.

Принцип справедливости

Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002):

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод. Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в , где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал , который в основном понимается как человеколюбие. Однако не все принципы совместимы: они строятся на разных ценностях и разном понимании блага. На основе общих принципов следует вначале определить степень применимости того или иного принципа к ситуации и выявить возможные конфликты между разными принципами. Решение будет однозначно моральным только в том случае, если все применимые принципы не противоречат принятому решению. Если имеется серьезный конфликт принципов, стоит учесть и другие факторы, например требования профессиональных кодексов, мнения экспертов, принятые в обществе правовые и религиозные нормы, осознать степень своей ответственности за решение и только потом делать осознанный моральный выбор.

Рис. 2

Моральные принципы - главный элемент в системе морали - это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущностьморали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность. В отличие от норм носят избирательный характер и определяются человеком самостоятельно. Они характеризуют моральную ориентацию личности в целом.

Моральные нормы - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы - это простейшие формы нравственных утверждений ("не убей", "не лги", "не кради" и т.п.), которые определяют поведение человека в типичных, повторяющихся ситуациях. Зачастую они приобретают у человека форму моральных привычек и соблюдаются им без особых раздумий.

Моральные ценности - общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регуляторы действий.

Нравственный идеал - это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

  1. Структура морали.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельностилюдей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношенийи морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали,воплощенный в ее структуре.

Понимание сущности морали предполагает анализ ее структуры. С точки зрения содержания традиционно (еще с античной эпохи) выделяют три основных ее элемента:

♦ моральное сознание;

♦ нравственное поведение;

♦ нравственные отношения.

Моральное сознание - это знание человеком сущности основных категорий этики, понима­ние нравственных ценностей и включение некоторых из них в систему личных убеждений, а так­же нравственные чувства и переживания.

Нравственные отношения как один из видов общественных отношений заключаются в реа­лизации человеком нравственных ценностей при общении с окружающими. Они определяются уровнем морального сознания личности.

Нравственное поведение - это конкретные поступки человека, которые являются показате­лем его нравственной культуры.

Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом.

Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Эмоции - особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации. Разновидностью эмоций является аффект - особо сильное кратковременное переживание, не контролируемое сознанием.

Чувства - это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами.

Настроения - эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека. Как разновидности настроения могут рассматриваться депрессия - угнетенное, подавленное состояние и стресс- состояние особой психической напряженности.

Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентностьличности, включающая три основных компонента.

Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Этические знания - первичный, необходимый, но недостаточный компонент морального сознания.

Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления нравственных отношений важны как правильность, так и сходство этого понимания разными субъектами.

Принятие нравственных норм и принципов , включение их в собственную систему взглядов и убеждений, использование в качестве «руководства к действию».

Моральные отношения - центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. Причем, возможны различные сочетания этих принципов:

v смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.

v смыкание индивидуализма и эгоизма,когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».

Отношение к другому человеку может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.

Субъектный типотношений характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности

Существуют различные системы этики: этика Древней Греции, этика индуизма, конфуцианская этика. Каждая из них предлагает свою модель нравственности, выдвигая на первый план ограниченное число ключевых, всеохватывающих понятий: человечность, почтительность, мудрость и т. п. Такие понятия получают статус нравственных принципов, или законов, на которых держится здание этики.

Все другие, частные моральные понятия группируются вокруг нравственных законов, выполняя функции их внутреннего оправдания и аргументации. Например, человечность как нравственный принцип, или закон, опирается на такие понятия, как сострадание, чуткость, внимательность, готовность простить или помочь. Нравственный закон почтительности реализуется через уважение, деликатность, скромность, послушание, тактичность, благоговейное отношение к миру.

В разных системах этики используется различный набор моральных законов. В Древней Греции к числу главных моральных принципов (кардинальных добродетелей) относили мужество, мудрость, справедливость. В конфуцианской этике, распространённой в Китае и Японии, выделяются пять так называемых постоянств: человечность, справедливость, благопристойность, мудрость, честность. Христианская этика ставит на первое место веру, надежду, милосердие.

Собственную модель нравственности предлагают иногда философы-моралисты. Например, известный русский философ ХIХ в. В. С. Соловьёв выдвинул идею трёх главных добродетелей: стыд, жалость, благоговение. В основе модели, предложенной немецко-французским мыслителем А. Швейцером (1875-1965), лежит ценность жизни, как таковой, и отсюда он выводит один всеохватывающий нравственный закон - «благоговение перед жизнью».

Швейцер пишет: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-нибудь вред».

Речь идёт о главных, универсальных законах, которые в той или иной комбинации повторяются в различных системах этики. Ценность этих законов состоит в том, что они закрепляют в нравственном опыте важнейшие моральные обязанности. Они служат обозначениями сложившихся в процессе воспитания постоянных состояний сознания: человечности, справедливости, почтительности, разумности и т. д. Это добродетели, которые ещё Аристотель называл «привычными склонностями» к совершению нравственных поступков. Известно, что способы (средства, приёмы) реализации каждого морального принципа весьма многообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей человека, от условий и обстоятельств конкретной жизненной ситуации, от сложившихся в данном обществе традиций нравственного мышления и поведения.
Остановимся на пяти моральных принципах , наиболее часто встречающихся в системах светской этики и отражающих самое главное и лучшее, что отложилось в нравственном опыте человечества, - человечности, почтительности, разумности, мужестве, чести . Между ними устанавливаются хорошо отработанные функциональные связи в том смысле, что каждый из них поддерживает, усиливает и выражает всё остальное. Эти принципы, сохраняя относительную самостоятельность, имеют значение только как средства наиболее полной, точной и успешной реализации установок человеколюбия. Почтительность обеспечивает благожелательность и уважение в контактах с миром, мужество организует и мобилизует усилия, необходимые для достижения нравственных целей, за разумом закреплена роль интеллектуальной цензуры поведения, за честью - чувственно-эмоциональной.

Человечность - система позитивных, объединяющих чувств и реакций: симпатии, понимания, сочувствия. В своих высших проявлениях она включает осознанное, доброе и непредвзятое отношение не только к людям, но и к природе, животному и растительному миру, культурному достоянию человечества. Это носящая надживотный характер способность и готовность индивида перенести естественную любовь к самому себе и к своим близким на других людей, на весь окружающий мир.

Существует общая для обитателей нашей планеты обязанность: в любых, даже самых сложных ситуациях оставаться человеком - вести себя в соответствии с нравственной ступенью, на которую поднялись люди в процессе эволюции. «Если ты человек, то веди себя как человек» - такова универсальная формула морально-антропологической идентичности. Долг человечности - доброе и деятельное участие во всём, что происходит вокруг. Это верность и соответствие самому себе, своей социальной природе.
Нельзя считать кого-либо человечным лишь потому, что он не причиняет никому вреда. Человечность как свойство личности складывается из повседневного альтруизма, из таких актов, как понимание, выручка, услуга, уступка, одолжение. Это способность войти в положение других людей, помочь им хотя бы добрым советом и словами участия. Ведь ситуации, когда люди нуждаются в моральной поддержке, не так уж редки. Иногда посочувствовать всё равно что помочь делом.

Питательной внутренней средой человеколюбия является свойственное человеческой природе соучастие, сострадание, сопереживание. Говоря языком психологии, это эмпатия - способность входить в чужое эмоциональное состояние человека, сочувствовать ему. Эмпатию характеризуют как «тёплое вхождение» в роль другого человека, в отличие от «холодного вхождения», когда оно не сопровождается сочувствием и доброжелательностью. В соответствии с идеей и общей направленностью человечности участливость следует оценивать как моральную обязанность и важное нравственное качество личности, противоположное таким свойствам, как чёрствость, бессердечность, нравственная глухота.

Конечно, мы откликаемся на переживания других людей не только в силу чисто эмоциональной отзывчивости, непроизвольно. Эмпатичность формируется и поддерживается благодаря усилиям воли, под контролем моральных принципов и правил. Для того чтобы войти в личный мир другого человека, разделить его радость или горе, приходится иногда преодолевать себя, оставлять в стороне свои собственные заботы и переживания. Быть эмпатичным трудно, это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким (К. Роджерс). Отсюда выдвинутая им концепция развития «личностной силы» (personal power) в процессе личностно-центрированного воспитания и образования.

В повседневном быту значительная часть эмпатических действий выполняется почти автоматически, по привычке. Они относятся к числу так называемых простых волевых действий, соотносимых с простыми нормами нравственности. Проще говоря, в таких случаях мы ведём себя надлежащим образом, по-человечески по привычке, воспринимая это как нечто вполне естественное и необременительное.

За пределами межличностных связей и отношений существует чётко обозначенный, во многом высокоинституа-лизованный слой культуры эмпатии, связанный с созданием благоприятной для человека жизненной среды при строительстве жилых и производственных помещений, конструировании промышленных изделий, озеленении городов и т. д. Широко обсуждаются различные аспекты не только естественной, но и рукотворной среды, чтобы выяснить, в какой мере она отвечает национальным и общечеловеческим стандартам эмпатического, эстетического отношения к миру. Одним словом, существует, и вполне реально, мощный пласт культуры, сформировавшийся под влиянием сочувствия, сопереживания, взаимной помощи. Мы называем его культурой эмпатии, понимая под этим систему выработанных человечеством принципов и норм, сочувственного, понимающего, эстетически выдержанного мышления и поведения .

Оставаясь хорошо организованной и скоординированной целостностью, культура эмпатии чётко разделяется на индивидуально-личную и социально ориентированную культуру эмпатии. В первом случае речь идёт об умениях и навыках эмпатического мышления и поведения отдельного человека. Эмпатичность выступает здесь в качестве важного личностного свойства, и в таких случаях говорят о характере отдельного человека: о его доброте, отзывчивости, чуткости. В отличие от этого социально ориентированная культура эмпатии является характеристикой общества в целом. Она включает систему стандартов благополучной жизни, утверждённых и поддерживаемых государством.

Чуткость занимает особое место в сложной палитре моральных понятий и чувств, из которых складывается человеколюбие. Как одна из черт характера личности, чуткость представляет собой сплав нравственного внимания, нравственной памяти и нравственного понимания.

Нравственное внимание - это этический интерес или особая форма любознательности либо пытливости, способность выявлять, распознавать переживания или состояния человека и по-доброму, по-человечески реагировать на них. Простого наблюдения для этого недостаточно; требуется нравственно мотивированное, сердечное внимание. Не зря говорят, что глаза смотрят и видят, но по-настоящему распознаёт и выделяет радость или печаль другого человека именно сердце, душа. Нравственное внимание задаёт определённый тон, определённое, этически выверенное направление внешнего внимания, способствует формированию особого типа личности, тонко чувствующего переживания людей. К проявлениям нравственного или позитивного внимания относятся используемые в общении расспросы о здоровье, поздравления с радостным событием, соболезнования, всякого рода предупредительные жесты, движения, действия. Во всех случаях это забота о других людях, приятное и лестное для них свидетельство значимости.

Благодарность является важной составной частью человечности. Это - проявление внимательности, чуткости, благородства, свидетельствующее о том, что доброе отношение замечено, принято, оценено по достоинству. Благодарность предполагает готовность ответить добром на добро, любовью на любовь, уважением на уважение. Неблагодарность разрушает эту гармонию и наносит ощутимый удар по устоям морали. Поэтому ни одно сколько-нибудь значимое доброе дело, слово, побуждение не должно остаться без внимания, без нравственного отклика.

Благодарность не просто достраивает здание человечности, она раздвигает горизонты человеколюбия, выполняет роль пружины, которая накапливает необходимую духовно-нравственную энергию, приводит в действие механизм новых благодеяний. Если благодарность выпадет из системы морали, человечность потеряет значительную часть своей внутренней силы и энергии. В итоге это может настолько ослабить мотивацию человеколюбивых поступков, что станет равносильно уничтожению морали. И. Кант не зря подчёркивал, что на благодарности лежит печать особой ответственности, ответственности за состояние и судьбу морали в целом. Он считал, что благодарность следует рассматривать как священный долг, т. е. долг, нарушение которого (как позорный пример) может в самом принципе уничтожить моральный мотив благодеяния.

Парадокс, однако, заключается в том, что этика обязывает совершать добрые дела, не рассчитывая на благодарность, чтобы не снизить, не уничтожить этим нравственную ценность поступка. Говорят: «Сделай добро и забудь об этом». Оказав кому-либо помощь, недостойно жаловаться на то, что тебя за это не поблагодарили; неприлично напоминать человеку об оказанных ему услугах. Даже в разговоре с третьими лицами нужно избегать сообщений о своих благодеяниях. Возникает противоречие благородного самопожертвования и ожидания благодарности.

Такое противоречие затрагивает основы внутреннего мира личности и требует своего разрешения. Рекомендуется вытеснять информацию о собственных добрых делах и не забывать о добрых делах других людей, и прежде всего об услугах, оказанных вам лично. В итоге всё сводится к тому, чтобы каждый знал, помнил и соответствующим образом исполнял свой долг человечности и благодарности, по возможности концентрировался на добром отношении к нему окружающих, а не на том, в какой мере и форме находят признание его собственные дела.

Почтительность обычно ассоциируется с вежливостью, благожелательностью, учтивостью, хорошими манерами, что в целом правильно отражает сущность данного морального принципа.

Но философское осмысление почтительности шире обыденного. В этом понятии заключено уважительное, благоговейное, поэтическое отношение к миру как к чуду, бесценному, божественному дару. Принцип почтительности обязывает относиться к людям, вещам, явлениям природы с благодарностью, принимая всё лучшее, что есть в нашей жизни. На этой почве ещё в древности сформировались разного рода культы: культ деревьев, культ железа, культ животных, культ небесных светил. Фактически они отражали благоговейное отношение к мирозданию, малой частью которого является каждый человек, призванный стать полезным звеном мира. В известном стихотворении Н. Заболоцкого об этом сказано так:

Звено в звено и форма в форму. Мир Во всей его живой архитектуре - Орган поющий, море труб, клавир, Не умирающий ни в радости, ни в буре.
(Метаморфозы )

Этический иммунитет личности (в нашем понимании) - это безусловное право человека на уважение, независимо от возраста, пола, социальной или расовой принадлежности. Устанавливается персональное правовое поле личности, в которое не должен вторгаться никто, осуждается всякое посягательство на честь и достоинство человека.

Этический иммунитет устанавливает равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, будь то высокопоставленный чиновник, ребёнок или нищий бродяга. Так формируется демократическая структура характера, в которой, по словам А. Маслоу, центральное место занимает «тенденция уважать любое человеческое существо лишь потому, что это человек». С учётом и под контролем этического иммунитета возникают, развиваются и действуют общепринятые правила взаимного обхождения, поддерживается определённый уровень или необходимый минимум этической законности.

Антитеза этикетной и неэтикетной личности

Существует убеждение в том, что правила хорошего тона необходимо знать и соблюдать для наилучшей самореализации, достижения в контактах личных целей. Решающее значение имеет в таких случаях хорошая репутация, которую завоёвывает личность благодаря почтительности. Это репутация человека доброжелательного, уважительного, приятного в общении.

На полюсе оценок люди, плохо знающие нормы этикета. Обычно в контактах с людьми они проявляют робость, беспомощность, растерянность. «Почтительность без ритуала приводит к суетливости», - подчёркивал Конфуций. Чаще всего это выражается в том, что человек бездействует там, где этикет предписывает определённую активность, символизирующую почтение. Например, не поднимается со своего места при появлении старших или женщин, молчит, когда нужно извиниться или поблагодарить за услугу, не наносит необходимых визитов вежливости и т. п. Кроме общих характеристик, применяемых к такому человеку: «невежда», «невоспитанный», «неотёсанный», существует ещё одна точная в психологическом отношении характеристика: «несуразный, неловкий, никчёмный, безынициативный». Проявить свою личность в облагороженной форме такому человеку не удаётся. Этикетное невежество как специфическая форма девиантного (отклоняющегося) поведения ограничивает поле и возможности самореализации.

Активная форма этикетного невежества проявляется, когда человек нарушает правила приличия открыто, даже демонстративно: бесцеремонно вмешивается в разговор, злословит, отпускает фривольные шутки, сидит развалившись, громко смеётся, беззастенчиво хвалит себя и своих близких и т. д. Как негативное явление, близкое к активным формам этикетного невежества, расценивают отождествление почтительности с лестью и угодничеством. По общему мнению, это симптом неразвитой способности понимания и источник ложных суждений.

Диалектика уважения и самоуважения

Значимость почтительности и связанная с этим стратегия достижения личностных целей с помощью вежливости и обходительности вызывают некоторые опасения: не разовьётся ли на этой почве рабская психология? Нет ли здесь риска концептуальной подмены?

Чтобы устранить возможность подобных превращений, устанавливается этически выверенная граница почтительности, которую нельзя переступать без ущерба для собственного достоинства. Каждый человек сам определяет эту границу. Вместе с тем существует правило: оказывая уважение людям, помни, что это делается и для того, чтобы показать себе и другим, как и насколько ты уважаешь себя, насколько дорожишь образом Я, вступая в контакт с оценивающим тебя человеком.

Самоуважение - психологическая база и внутреннее оправдание почтительного отношения к людям. Лучше всего такой взгляд отображён в известном суждении: уважение, которое оказываешь другому, - это уважение, которое ты оказываешь себе самому. Но есть и другие варианты данной формулы: чем больше ты ценишь и уважаешь людей, тем больше ценишь и уважаешь себя самого; цени, почитай людей - и сам будешь почитаем. У этих высказываний есть своя логика. Проявляя уважение, человек активно внедряется в сознание другого человека и предлагает ему такую схему доброжелательных отношений, на которую рассчитывает сам. Это своего рода этическая подсказка, способ, с помощью которого человек подготавливает модель доброжелательных отношений к собственной персоне. Подобные рассуждения находятся в круге традиционных представлений о том, что для ориентировки в нюансах почтительного поведения нужен тонкий расчёт. Американский социолог Хоманс не зря сравнивал взаимодействие людей с экономической сделкой или «социальной экономикой», когда люди, как товаром, обмениваются любовью, уважением, признанием, услугами, информацией. Элементы такого расчёта действительно имеют место, и они связаны прежде всего с деятельностью разума, на который возлагают функции нравственно-интеллектуального мониторинга или контроля поведения. Это особенно важно для сегодняшнего взаимодействия людей, осуществляющегося в условиях межкультурного многообразия мира.

Этика межкультурного диалога

В политике мультикультурализма мы должны опираться на позитивный, объединяющий социальный капитал. Ставшие сейчас модными выражения типа «конфликт цивилизаций», «цивилизационный раскол», конечно, отражают некоторые тенденции развития современного мира, однако едва ли уместны в практике мультикультурного воспитания. Они подрывают веру в реальность духовного единства человечества, заостряя внимание на фатально действующих и почти непреодолимых противоречиях, ведущих к дезинтеграции и распаду мирового сообщества.

Гораздо полезнее сделать акцент на создании высоко-синергичных , безопасных обществ, о которых писала Рут Бенедикт, противопоставляя их низкосинергичным обществам, в которых при наличии больших межличностных, межгрупповых и межкультурных противоречий накапливается отрицательная энергия и агрессия. Развивая идеи Р. Бенедикт, выдающийся американский психолог А. Маслоу акцентирует внимание на сознательном поиске социально приемлемых планов и структур поведения, способных обеспечить взаимную выгоду участников взаимодействия, исключив поступки и цели, наносящие ущерб другим группам или членам общества. По его словам, в конечном итоге всё сводится к формированию такого типа социального устройства, при котором индивидуум одними и теми же действиями и в одно и то же время служит как своим собственным интересам, так и интересам остальных членов общества.

При этом неизбежно встаёт вопрос: является ли национальная самобытность и идентичность помехой или непреодолимым препятствием на пути интеграционных процессов? Тот, кто принимает такую точку зрения, вольно или невольно оказывается в поле негативной интеркультурной ориентации, где лучше всего возникают недоверие, неприятие иных средств и способов культурной самоорганизации. Так появляются различные формы дискриминации, взаимного непонимания, бытового национализма, болезненной подозрительности.

Прямо противоположным является ответ мультикуль-турной педагогики на заданный вопрос. Мультикультур-ность воспринимается как источник взаимного обогащения, единения и динамичного развития общества. При этом должна осуществляться хорошо продуманная и сбалансированная политика мультикультурализма. В каждом конкретном случае она должна опираться на специфические особенности полиэтничной среды: исторические, социально-экономические, психологические, демографические, географические и т. д. Но общая формула мультикультурности остаётся во всех случаях неизменной и предстаёт в виде различных комбинаций из двух ключевых слов: «единство» и «многообразие», что предполагает нравственно аргументированное, разумное сочетание вариативности и интегративности в практике мультикуль-турного воспитания.

Особое значение приобретает наполнение общих принципов и ориентиров взаимодействия культур конкретным морально-психологическим содержанием, соединяющим общечеловеческий и культурно-своеобразный опыт этической рационализации мира. Например, понятие человечности, выраженное в специфической языковой форме у одного народа, мало чем отличается от того, как оно представлено в языковом сознании другого народа. Вполне идентично русскому слову «человечность» китайское жэнь , кабардинское цыхугъэ , балкарское адамлык и т. д. У многих народов ключевым является понятие «лицо»: face - у англичан, напэ - у кабардинцев, бет - у балкарцев. Человека низкого, бессовестного у кабардинцев и балкарцев определяют вследствие этого как лишённого лица - напэншэ, бетсыз , что в общем соответствует аналогичным отображениям данного содержания в английском языке - to lose face или в русском - потерять лицо.

Общим выражением необходимой в отношениях между людьми почтительности, честности, уважительности выступает термин намус . Он восходит к греческому слову nomos - норма, закон, усиливая тем самым значимость взаимного уважения и признания как общеобязательного, общечеловеческого правила, не знающего культурных барьеров и ограничений. Отсюда представление о неотъемлемом праве каждого человека на уважение и социальное признание. Считается, что каждый человек независимо от возраста, пола, вероисповедания, национальности и других различий обладает этим правом, своего рода «этическим иммунитетом», охраняющим его от посягательств на личную безопасность, достоинство и честь.

Взаимное уважение и признание создают хорошую почву для доверия и открытости в контактах, ощущение психологического комфорта, уверенности в том, что к участнику диалога отнесутся с сочувствием и пониманием, что в случае надобности ему помогут, пойдут навстречу. Это свидетельствует ещё и о том, насколько тесно связаны человечность, уважение, доверие, открытость с толерантностью и эмпатией - способностью сочувствовать, сострадать, сужать границы собственного Я.

Моральные понятия и установки, из которых складываются позитивная интеркультурная установка и объединяющий социальный капитал, взаимно усиливают и поддерживают друг друга. На основе общности базовых символов, ценностей и норм должна строиться практика мультикультурализма. Формальные различия в культуре в этом случае будут только усиливать процесс их взаимного притяжения и обогащения. «Открытие различий - это открытие новых связей, а не новых барьеров», - писал К. Леви-Стросс. Поэтому следует приветствовать глубокое, уважительное погружение в культуру других, особенно соседних, народов.

Самым действенным средством мультикультурного воспитания является межкультурный диалог - свободное, благожелательное общение носителей различных культур, в ходе которого осуществляется обмен, сравнение и соединение различных способов, приёмов этической рационализации мира . Такое общение снимает страх, тревогу, снижает недоверие, позволяет внести необходимые коррективы в стереотипные, зачастую ошибочные представления о быте, нравах, истинных причинах и целях реальных участников социального контакта и обмена.

Межкультурный диалог, построенный на основе позитивного социального капитала, сближает людей, вызывает у них желание демонстрировать через свои поступки лучшие черты культуры, которую они представляют. Это своего рода культурный патриотизм , заставляющий человека постоянно заботиться о том, чтобы показать себя в облагороженной форме, произвести на людей максимально благоприятное впечатление, не уронить честь своей фамилии, профессии, народа и т. д. В то же время обостряется инстинкт экологического выравнивания, нравственно-аргументированное критическое отношение к недостаткам своей культуры.

Опыт показывает, что на почве культурного патриотизма развивается также этически значимая конкуренция культур , когда каждый из участников диалога постоянно и ненавязчиво доказывает, в какой мере он как носитель определённой культуры может способствовать созданию общества с высоким уровнем культурного взаимодействия. Правильно организованный межкультурный диалог становится инструментом позитивных преобразований в пространстве личности и общества. Так шаг за шагом формируется гражданское общество, в котором культурные различия только усиливают процессы консолидации вокруг общечеловеческих ценностей.

- 84.00 Кб
  1. Введение………………………………………………………… ………..2
  2. Понятие морали………………………………………………………….. 3
  3. Структура морали………………………………………………………... 4
  4. Моральные принципы……………………………………………………6
  5. Моральные нормы………………………………………………………..7
  6. Моральный идеал………………………………………………………...9
  7. Заключение…………………………………………………… …………11
  8. Список литературы…………………………………………………… ...12

1.Введение

Моральные принципы, нормы и идеалы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное – аморальным.

Для раскрытия темы контрольной работы важно дать определение морали, рассмотреть ее структуру.

Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов. Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления .

Цель данной работы – рассмотреть моральные принципы, нормы, идеалы.

Главные задачи:

1.Дать определение сущности морали.

2.Рассмотреть моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека.

3.Рассмотреть моральные нормы в общении людей.

4.Дать понятие нравственного идеала.

2.Понятие морали.

Само слово (термин) "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", обозначающему "нрав". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль – один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

  • индивида и общества;
  • индивида и коллектива;
  • коллектива и общества;
  • коллектива и коллектива;
  • человека и человека;
  • человека к самому себе.

Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее.

3.Структура морали.

Структура морали многоярусна и многопланова, охватить ее одновременно невозможно. Сам способ освещения морали определяет видимую ее структуру. Различные подходы раскрывают различные ее стороны:

  1. биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции;
  2. психологический - рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;
  3. социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества;
  4. нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;
  5. личностный - видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания;
  6. философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Эти шесть аспектов можно представить цветами граней « кубика – рубика». Такого кубика, который принципиально невозможно собрать, т.е. добиться одноцветных граней, однопланового видения. Рассматривая мораль одной стороны, приходится учитывать и другие. Так что такое структурирование весьма условно.

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Мораль опирается прежде всего на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. Можно сказать, что мораль держится как бы на трех "китах".

Во-первых, это традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого "ни стыда, ни совести", не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности.

В структуре морали принято различать образующие элементы. Мораль включает в себя моральные принципы, моральные нормы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

4.Моральные принципы.

Принципы - это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. В принципах выражаются универсальные формулы поведения. Принципы справедливости, равноправия, сочувствия, взаимопонимания и другие являются условиями нормального общежития всех людей.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности .

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности:

  1. гуманизм – признание человека высшей ценностью;
  2. альтруизм – бескорыстное служение ближнему;
  3. милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
  4. коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;
  5. отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом. Это принципиальный выбор, от которого зависят частные правила, нормы и качества. Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Она означала, что в любой жизненной ситуации человек не сойдет с нравственного пути. Однако принцип абстрактен; раз намеченная линия поведения, иногда начинает утверждаться как единственно правильная. Потому свои принципы надо постоянно проверять на гуманность, сверять их с идеалами.

    5.Моральные нормы.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой традиции, силой привычки, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что "можно", а что "нельзя". Огромную роль в формировании моральных норм, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации. 5. Моральные нормы………………………………………………………..7
6. Моральный идеал………………………………………………………...9
7. Заключение………………………………………………………………11
8. Список литературы……………………………………………………...12

Loading...Loading...