Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. Сравнение фарисеев и законников с капризными детьми

Ст. 16-18 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует

По-видимому, это отдельная речь, не имеющая ничего общего с вышесказанным, но для внимательного она не покажется непоследовательной, а напротив очень связанной с предыдущим. Господь вышесказанными словами учил нестяжательности и богатство назвал неправедным именем, а Закон (Лев. 26, 3-9) поставлял благословения и в богатстве (между прочим), и пророки (Ис. 19) обещали в награду блага земные. Чтобы кто-нибудь подобно фарисеям не сказал Ему с насмешкой: что Ты говоришь? Ты противоречишь Закону: он благословляет богатством, а Ты учишь нестяжательности? - поэтому Господь говорит: Закон и пророки имели время до Иоанна и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти по бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность. Поскольку пророки и Закон не упоминали о Царстве Небесном, то справедливо обещали блага земные людям, еще далеко несовершенным и неспособным представить себе ничего великого и мужеского. Поэтому, фарисеи, Я справедливо учу нестяжательности, когда несовершенные заповеди Закона не имеют уже времени. Потом, чтобы не сказали, что, наконец, все законное отвергнуто как суетное и совершенно пустое, Господь говорит: Нет! напротив, ныне еще более исполняется и совершается. Ибо что Закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется, и ни одна черта из того не пропадет. Что там в виде тени указано о Христе, то ныне совершится яснейшим образом. И заповеди Закона, данные тогда приспособительно и сообразно с разумением несовершенных, ныне будут иметь смысл высший и совершеннейший. А что Закон несовершенным говорил несовершенно, видно из следующего. Например, Закон по жестокосердию евреев дал приговор о расторжении брака, именно: муж, если возненавидит жену свою, имел право развестись с ней, чтобы не случилось чего-нибудь худшего. Ибо склонные к убийству и кровожадные евреи не щадили ближайших родных, так что закалали в жертву бесам своих сыновей и дочерей. Но это недостаток и несовершенство Закона. Тогда было время такого законоположения, а ныне нужно другое учение, совершеннейшее. Поэтому Я и говорю: всякий, кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Поэтому нет ничего удивительного, если Я учу о нестяжательности, хотя Закон ничего о ней ясно не говорит. Вот, Закон равнодушно дал заповедь о брачном разводе, для предотвращения смертоубийства в иудеях; а Я, приучая слушателей к высшему совершенству, запрещаю развод без благословной причины и повелеваю так не вопреки Закону, но с тем, чтобы не было убийств между мужьями и женами. И Я подтверждаю это, когда учу, чтоб супруги заботились друг о друге и берегли друг друга как собственные члены. И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого. - Итак, Христос все требования Закона подтвердил; а поэтому и хорошо сказал, что невозможно пропасть ни одной черте из Закона. Ибо как бы она погибла, когда Христос исправил его (Закон) в лучшем виде?

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

От Луки 16:15-18

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

02
   
Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что «Бог знает сердца ваши» и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч. 16:5). Поэтому вам, фарисеи, нужно было жить не для людского мнения, «ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя» (Пс. 52:6), но лучше соделовать себя праведными пред Богом.

Лк.16:16. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

По-видимому, это отдельная речь, не имеющая ничего общего с вышесказанным, но для внимательного она не покажется непоследовательной, а напротив очень связанной с предыдущим. Господь вышесказанными словами учил нестяжательности и богатство назвал неправедным имением, а Закон (Лев. 26:3-9) поставлял благословения и в богатстве (между прочим), и пророки (Ис. 19) обещали в награду блага земные. Чтобы кто-нибудь подобно фарисеям не сказал Ему с насмешкой: что Ты говоришь? Ты противоречишь Закону: он благословляет богатством, а Ты учишь нестяжательности? - поэтому Господь говорит: «Закон и пророки имели время до Иоанна» и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти по бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность. Поскольку пророки и Закон не упоминали о Царстве Небесном, то справедливо обещали блага земные людям, еще далеко несовершенным и неспособным представить себе ничего великого и мужеского. Поэтому фарисеи, Я справедливо учу нестяжательности, когда несовершенные заповеди Закона не имеют уже времени.

Лк.16:17. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Потом, чтобы не сказали, что, наконец, все законное отвергнуто как суетное и совершенно пустое, Господь говорит: Нет! напротив, ныне еще более исполняется и совершается. Ибо что Закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется, и ни одна черта из того не пропадет. Что там в виде тени указано о Христе, то ныне совершится яснейшим образом. И заповеди Закона, данные тогда приспособительно и сообразно с разумением несовершенных, ныне будут иметь смысл высший и совершеннейший.

Лк.16:18. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
   
А что Закон несовершенным говорил несовершенно, видно из следующего. Например, Закон по жестокосердию евреев дал приговор о расторжении брака, именно: муж, если возненавидит жену свою, имел право развестись с ней, чтобы не случилось чего-нибудь худшего. Ибо склонные к убийству и кровожадные евреи не щадили ближайших родных, так что закалали в жертву бесам своих сыновей и дочерей. Но это недостаток и несовершенство Закона. Тогда было время такого законоположения, а ныне нужно другое учение, совершеннейшее. Поэтому Я и говорю: всякий, кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Поэтому нет ничего удивительного, если Я учу о нестяжательности, хотя Закон ничего о ней ясно не говорит. Вот, Закон равнодушно дал заповедь о брачном разводе, для предотвращения смертоубийства в иудеях; а Я, приучая слушателей к высшему совершенству, запрещаю развод без благословной причины и повелеваю так не вопреки Закону, но с тем, чтобы не было убийств между мужьями и женами. И Я подтверждаю это, когда учу, чтоб супруги заботились друг о друге и берегли друг друга как собственные члены. И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого.

Давайте вместе посмотрим на эти тексты с учетом контекста повествования.

Но сначала замечу, что некоторые христианские церкви, выдергивают из контекста часть указанной выше цитаты, а именно «Закон и пророки до Иоанна” и считают, что эта фраза Христа говорит об отмене с того времени закона и пророков. Итак, посмотрим, о чем говорится в этих отрывках.

Вы правильно заметили, что в Матф.11:13 и в Лук.16:16 говорится об одном и том же. Это параллельные места, в них евангелистами изложена одна и та же мыль, так как они ее поняли и вспомнили благодаря Духу Святому, поэтому и понимать суть данных фраз нужно с учетом обоих этих текстов.

В Евангелие от Луки, Евангелист вспоминает слова Христа после рассказа притчи о неверном домоуправителе. После нее делается вывод о пагубности сребролюбия. Сребролюбие было осуждено в Божьем законе (см. Исх.18:21, Пр. 28:20, Пс.9:24, Пс.118:36). Лука после данной притчи вспоминает Божий закон и говорит, что актуальные заповеди в нем не будут отменены, пока не закончится небо:

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» Лук.16:16,17

В Евангелие же от Матфея, которое в целом более объемное по содержанию, лучше виден контекст, касаемый Иоанна Крестителя.

Посмотрите, видно, что в Мафт. 11:7 Иисус начинает проповедь об Иоанне:

«Иисус начал говорить народу об Иоанне»

И далее речь идет только об Иоанне Крестителе . В 8 стихе сказано, что Иоанн не простой человек одетый в мягкие одежды, в 9 тексте Иисус говорит, что Иоанн больше чем пророк, в 10-м, что он предсказанный Ангел, который приготовляет путь Господу, в 11-м, что Иоанн больше из всех рожденных женами.

То есть с 7 по 11 тексты речь идет ТОЛЬКО об Иоанне. Что Иисус нам хочет сказать в этих текстах? Христос указывает нам на знаковость Иоанна Крестителя и на его особую миссию! А далее идет 12 и 13 тексты, где продолжается речь об Иоанне и раскрывается его миссия:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мафт. 11:12,13)

А здесь о чем говорит Иисус? Неужели до Иоанна не нужно было прилагать усилия до вхождения в Царствие Божие? Я сильно сомневаюсь.

Давайте посмотрим, что сказано в параллельном месте в Лук. 16:16: «С сего времени Царствие Божие благовествуется»

Что это за указание на период времени: «с сего времени» и «от дней же Иоанна Крестителя» ?

Тут я думаю, ответ очевиден: Иисус проповедует об Иоанне Крестителе и говорит, что с него начинается какое-то особое время. То есть речь идет о чем-то, что начинается со времени Иоанна Крестителя. А что начинается?

Ответ дан тут же: «Царствие Божие благовествуется»

Если мы объединим оба отрывка, то у нас получится такая фраза: «от дней же Иоанна Крестителя Царствие Божие благовествуется»

И действительно, до Иоанна Крестителя, пророки так прямо не благовествовали о приближении Царствия Небесного. Такую проповедь начал Иоанн в преддверии прихода не Землю Господа, Судьи и Искупителя:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное » (Матф. 3:1,2)

Потом и Иисус подхватил проповедь Иоанна, относя к Себе приблизившееся Царство Небесное

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное » (Матф.4:17)

А в чем же покаяние? Иоанн прямо говорил, что покаяние должно заключаться в раскаянии и реальном изменении своей жизни:

«Сотворите же достойный плод покаяния » (Матф. 3:8)

Если теперь посмотреть на исследуемые слова Иисуса об Иоанне, то можно увидеть в них глубокий смысл:
До Иоанна Крестителя было Священное Писание, в котором было все проречено (другой перевод с оригинала — предсказано). Писание тогда называли “закон и пророки ”. Словосочетание “закон и пророки ” часто употребляется для указания на Танах – то, что мы сегодня называем книгами Ветхого завета – это Пятикнижие Моисея (Тора), которая содержала в себе закон Моисея, и письмена пророков (см. Матф. 7:12: 11:13; 22:40; Лук. 24:44; Деян. 13:15 и мн. др., см. об этом также здесь ) . А с приходом Иоанна началась новая эра – эпоха в жизни Земли и верующих.

Иисус указал, что Иоанн стал своеобразным водоразделом. Это видно и в параллельном тексте Лук. 16:16. До Иоанна были закон и пророки, где было все рассказано и предсказано, а Иоанн начал возвещать людям Евангелие — приближение Царствия Божьего с призывом к покаянию и изменению своей жизни («силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ») для наследия этого Царствия.

То, что в Матф. 11:12,13 главным действующим лицом является Иоанн – его личность и миссия, а не отмена закона, понятно и из 13 текста, следующего за 12-м:

«И если хотите принять, он (Иоанн) есть Илия, которому должно придти» (Матф. 11:14)

Итак, подводя итог рассмотренному выше, можно сделать один вывод: в исследуемых текстах Иисус говорил об Иоанне, о том, что раньше у верующих были только «закон и пророки », которые все сие и предсказали. Теперь же с Иоанна началась новая эра в жизни Земли и верующих в Бога Израилева. Иоанн начал благовествовать Евангелие о том, что наконец приблизилось Царствие Небесное, и нужно более серьезно задуматься о своей жизни, и если Вы хотите в попасть в это Царство, то нужно покаяться и прилагать со своей стороны определенные усилия для изменения своей жизни.



Закон и пророки

(иноск. ) - это свято; несомненная истина

Ср. "Это правда, как Бог свят".

Ср. Для нас закон, у нас пророки .

В нас Божьей силы чудеса!

Хомяков. Мы - род избранный!

Ср. Ce que je vous dis, c"est la loi et les prophêtes.

Ср. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Матф. 5, 17.

Ср. Иисус сказал законнику: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душою твоею и всем разумением твоим... и возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Матф. 22, 37-40; Ср. Марк. 12, 30-31.

Ср. Закон и пророки до Иоанна: с сего времени Царствие Божие благовествуется. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Лук. 16, 16-17.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "закон и пророки" в других словарях:

    Законъ и пророки (иноск.) это свято, несомнѣнная истина. Ср. «Это правда, какъ Богъ святъ». Ср. Для насъ законъ, у насъ пророки. Въ насъ Божьей силы чудеса! Хомяковъ. Мы родъ избранный! Ср. Ce que je vous dis, c’est la loi et les prophêtes. Ср.… …

    ЗАКОН МОИСЕЕВ - [евр. греч. νόμος Μωυσέως], сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов. В ранних иудейской и христ. традициях и в церковной науке существует также … Православная энциклопедия

    Пророки - – библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией – как в Ветхом, так и в Нов. Завете. Евр. название пророка (нави) означает провозвестника, объявляющего чью либо волю, затем, человека, предвидящего (чрез особые… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ПРОРОКИ - религиозные деятели, боговдохновенные учители и проповедники ветхозав. времени. Книги *пророков–писателей составляют значит. часть ветхозав. *канона (см.ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ). 1. Термин «пророк». Евр. слово набú, пророк, не означает только… … Библиологический словарь

    Закон - евр. Тора. Закон. Это слово имеет множество различных значений: 1) Слово Божие вообще. Давид воспевает закон Божий (Пс. 18: 8 и дал.) и, восхваляет его в 118 Псалме, давая ему множество различных названий. Павел говорит о законе веры, т.е.… … Словарь библейских имен

    I. ЗАКОН А. В общепринятом смысле З. это обязат. для исполнения правило, к рое общество устанавливает для своих членов. Законодатель выражает свою волю в З., регламентирующем отношения между двумя сторонами властелином и подданным (Быт 47:26; Езд … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЗАКОН - и законничество. Термин «Закон» (евр. Торá , греч. nТmoj) имеет в Библии два значения: как синоним заповедей вообще и как синоним *Пятикнижия. Общее понятие о религиозном З. Как система правил, регулирующих все стороны жизни, З. присутствует в… … Библиологический словарь

    Эта статья о Пятикнижии Моисеевом; о Конфуцианском пятикнижии см. У Цзин Пятикнижие Моисеево (Тора) на древнееврейском языке, Вена, 1802. Пятикнижие (ивр. חֲמִשָּׁה חֻמְשֵׁי תּוֹרָה‎ хамиша хумшей Тора или ивр. חֻמָּשׁ‎ хумаш), так называемый… … Википедия

    Закон - (евр. Тора) имеет множество значений: 1) Слово Божие вообще; 2) Писание Ветхого Завета вообще; 3) Пятикнижие Моисеево, первая из 3 х частей, на которые евреи делили Ветхий Завет Закон, пророки и писания. 4) Закон Моисеев, т.е. собрание… … Краткий церковнославянский словарь

    Моисей и пророки. Ср. У нихъ есть Моисей и пророки: пусть слушаютъ ихъ. Лук. 16; 29, 31. См. Закон и пророки … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Ванга и пророки. Огненная библия , Вадим Кучерко. Веками весь человеческий род стремится познать истину! Каковы основы бытия? В чём смысл жизни и как жить дальше? Как быть или стать счастливым? Кто такой человек? Как обрести вечную жизнь… электронная книга
  • Библия. Новый завет. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова , Отсутствует. Библией (с греческого – книги) называется в христианской церкви собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Св. Духа чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и…

В Евангелии от Луки (Лк. 16:16) доказывается, что закон не имеет никакого отношения к христианам.

Вот что говорится в этом отрывке: "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лк. 16:16). Параллельный отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.11:13) гласит: "Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна".

В приведенном отрывке из Лк. 16:16 слово "были" является позднейшей вставкой. Лука просто писал: "Закон и пророки, до Иоанна" (в английском переводе: "Закон и пророки были до Иоанна", тогда как в русском синодальном: "Закон и пророки до Иоанна". - Прим.пер.). Если бы переводчики сравнили слова Луки со словами Матфея, они бы увидели, что Лука говорил не о том, будто закон и пророки были упразднены во дни Иоанна, а о том, что они "пророчествовали" ("прорекли") вплоть до тех дней. Разница весьма существенная, позволяющая найти ключ к смыслу рассматриваемого отрывка.

Фраза "пророки и закон" или (что встречается чаще) "закон и пророки" нередко используется в Библии для обозначения сочинений Моисея и других ветхозаветных пророков. Что касается книг Моисея, то они, в первую очередь, отличались содержащимися в них сводами законов, и вполне понятно, что часто их просто называли "законом" в противоположность книгам других пророков. По сути дела, этот факт как таковой позволяет не рассматривать приведенное возражение, поскольку ни Лука, ни Матфей не касаются Декалога.

Однако что же имели в виду эти евангельские авторы? Ответ виден из контекста. Многие иудеи скептически относились к Христу и Иоанну Крестителю. Они утверждали, что верят Моисею и всем пророкам. Христос постоянно пытался доказать им, что Он - Тот, о Ком предсказывали пророки, что появление Его предтечи, Иоанна Крестителя, тоже было предсказано и что ныне иудеям проповедуется Царство Божье.

Начав Свое общественное служение, Христос возвестил: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк. 1:15). Пророки предсказывали пришествие Мессии, и Христос возвестил, что теперь эти пророчества исполнились.

Скептически настроенным иудеям, которые не смогли увидеть во Христе исполнения этих пророчеств, он сказал: "Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?" (Ин. 5:45-47).

Найдя Нафанаила и стремясь сообщить ему волнующую весть о пришествии обетованного Мессии, Филипп сказал: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета" (Ин.1:45).

Воскреснув из мертвых, Иисус в тот же день пришел к смущенным и озадаченным ученикам и спросил: "Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?" (Лк. 24:38). Затем Он напомнил, что случившееся с Ним в эти роковые дни было предсказано пророками, заметив: "Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах" (Лк. 24:44).

Павел говорил, что его миссия заключается в том, чтобы свидетельствовать "малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет" (Деян. 26:22).

Таким образом, пророчества Моисея и других пророков представляли собой одно из первостепенных доказательств, которое Христос и апостолы приводили в подтверждение того, что Мессия пришел. Пророки пророчествуют "до" того времени, когда их предсказания исполняются, после чего пророчества становятся историей. Следовательно, возвещая, что "закон и пророки" пророчествовали "до Иоанна", наш Господь просто говорит: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие". Он не предполагает, что отныне Моисей и пророки упраздняются, и совсем не говорит о том, что закон Десяти Заповедей изжил себя.

Loading...Loading...