Инок варсонофий открывает египет. Из блестящего военного в одну ночь он стал старцем

20 сентября 2015 года отошел ко Господу насельник Свято-Успенского мужского монастыря Орла монах Варсонофий (в миру Степаненко Владимир Прокопьевич), верный служитель Божий, инок-поэт.

Отец Варсонофий родился 13 мая 1950 года в г. Семипалатинске Казахской ССР. В 1973 году окончил юридический Казахского государственного университета. В течение ряда лет работал адвокатом в г. Талгаре Алма-Атинской области.
В 1981 году епископ Алма-Атинский и Казахстанский Серафим (Гачковский) предложил молодому юристу Влади-миру Степаненко принять монашеский постриг. Однако прошло 22 года, прежде чем это благословение исполнилось. Безвременная смерть родителей, смена профессий, переезд в Россию в начале 90-х годов, послушание в Оптиной Пустыни, Рыльском и Бесланском монастырях, духовное руководство старцев Ипполита и Илия - эти вехи жизненного и духовного пути отца Варсонофия. С 2001 года он подвизается в Свято-Успенском мужском монастыре г. Орла. В июне 2003 года принимает постриг в мантию. С июня 2011 по май 2015 года - монах Новосильского Свято-Духова мужского монастыря. В мае 2015 года по состоянию здоровья возвращается в Свято-Успенский монастырь.

В 2006 году при поддержке орловского предпринимателя К.Б. Грамматчикова отец Варсонофий выпускает сборник стихотворений. Публикует стихи в московском журнале «Инок».

Поэзия монаха Варсонофия глубоко народна по своим истокам. В ней звучит, выходит наружу тысячелетний духовный опыт русского народа, взыскующего молитвы и спасения.

Стихи монаха Варсонофия – не для тех, кто ищет в поэзии источник душевного комфорта, они полностью лишены убаюкивающего начала. Стержень его творчества составляет не «золотой сон», но духовное бодрствование.

Пред образом Святым свеча горит.
А в келье – тишина. Душа стремится к Богу,
Молитва в сердце трепетно звучит.
Тьма затаилась у порога…

За каждой строкой стихотворений о. Варсонофия стоит пережитый и осмысленный духовный опыт. Его стихам чужды как умозрительность, так и пылкая игра воображения. Здесь мы имеем дело с плодами трезвения и самособранности. Это – явление духовной реальности. Обращает на себя внимание самобытность интонации, рожденной дыханием молитвы:

Оптина Пустынь. Осень.
В Храме жарко. На улице иней.
Перед ракой Святого Амвросия
Молится старец Илий…

В творчестве отца Варсонофия православная гимнографическая традиция парадосальным образом соединяется с традициями русского раешника – высокое и «низкое» соединяются в пределах одной фразы, но при этом не происходит грубой вульгаризации – благодаря общему молитвенному искреннему настрою, пронизывающему поэтические строки:

Наш пономарь всю жизнь клепал в кампан,
Душа звенела и колокола,
Когда его последний час настал,
Мать Божия к себе его взяла…

Или:
Иисус Сладчайший, Ты меня не брось
И кинь мне спасение, как собаке кость…

Эти строки могут шокировать адептов «умеренности и аккуратности», но сквозь неровную, скачущую и грубоватую форму явственно проступает свет евангельского источника: «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Монастырская ограда не может отгородить монахов от боли и страданий мира. Трагическое прошлое и драматическое настоящее России предстают в стихах о. Варсонофия в запоминающихся образах и интонациях:

За Родину – павший – сердечная рана.
Без вести – пропавший – больней…

Или:
Чайки нервно, надрывно рыдали,
Предвещая России беду.
Казаков Семиреченских гнали
По Аральскому, тонкому льду…

Мотивы покаяния и смирения переплетаются с мотивом непрестанной духовной брани, требующей постоянной внутренней мобилизованности и непрестанного умно-сердечного бодрствования:

Иисусову молитву шепчут губы,
Я молюсь, перебирая чётки,
Скоро Ангелы вострубят в трубы,
А меня грехи хлестают хуже плётки…

Духовная битва для отца Варсонофия – не метафора, не мечтание, но реальность, каждодневная явь:

Келья монаха – всегда поле битвы.

Вместе с тем за внешней непритязательностью выражения в ряде случаев скрывается глубина мысли, источником которой является святоотеческое православное предание, пережитое как личный духовный опыт:

Имея волю создания Божия,
Мы сами прыгаем в свою судьбу.

В этих строках мы имеем дело со своеобразной образной формулой, выражающей суть православного взгляда на свободу воли и судьбу человека. Преподобный Амвросий Оптинский любил говорить: «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца».

Вершиной духовной лирики отца Варсонофия, безусловно, являются его стихотворения, посвященные Матери Божьей. Благоговейное трепетное отношение к Царице Небесной, Заступнице и Покровительнице нашей тихим светом струится в поэзии монаха:

Богородица, Дево Пречистая,
Ты раба твоего сохрани.
Силу злобную, силу нечистую
От меня навсегда отжени…
*
С любовью Дево смотрит на меня,
На грешника, безгрешная и чистая.
Трепещет сердце, полное огня.
Спаси меня, смой грязь с меня, Пречистая…
*
Дево Пресвятая и Пречистая,
Утоли моя печали, утоли.
Ты моя Стена Необоримая,
Мне нечаянную радость подари…

Кончина инока-поэта последовала во время всенощной в канун Рождества Пресвятой Богородицы

Преподобный Варсонофий был одним из великих Оптинских старцев. По отзыву преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем».

Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам.

Яркую характеристику дал ему игумен Иннокентий (Павлов), духовный сын старца: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «гиганта малыми деревцами не заменишь».

Долгий путь

Путь в Оптину старца Варсонофия оказался длиннее всех остальных Оптинских старцев: он пришёл сюда по благословению преподобного Амвросия на сорок седьмом году жизни, когда уже сильная седина пробилась в его волосах. Каким же был этот путь?

Не так много известно о жизни старца до поступления его в число братии Оптиной Пустыни, а это сорок шесть лет. Но отец Варсонофий сам нередко рассказывал о себе в беседах с духовными чадами - их записи и донесли до нас сведения о его жизни до Оптиной.

Под особым покровительством

Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

После смерти матери отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, которая заменила ему родную мать. И вот Павлуша с раннего возраста - настоящий православный человек. Он ходит с мамой (так называл он мачеху) в церковь, регулярно причащается, читает домашнее правило. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пяти лет Павлуша начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!»

Это дитя в своё время будет таскать души из ада!

Знаменательный случай произошёл с ребёнком, когда ему было около шести лет. Он сам вспоминал позднее: «Шести лет был я в саду с отцом и перерывал песочек на аллейке. Вдруг по аллейке идёт странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружён большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошёл странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: «Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!» И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, что это был за странник».

Вымолил у Бога монашество

Девяти лет Павлушу зачислили в гимназию, учился он очень хорошо, много читал, прекрасно знал мировую литературу. Позднее, будучи старцем, он часто говорил о пользе книжных знаний, в первую очередь - житий святых. Об учёбе в гимназии он вспоминал: «Летом нас переселяли на каникулы в живописное казённое имение... Там была прекрасная берёзовая аллея... Воспитанники, обыкновенно, вставали в шесть часов, а я вставал в пять часов, уходил в ту аллею и, стоя меж тех берёз, молился. И тогда я молился так, как никогда уже более не молился: то была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество».

«Странности» офицера Павла Ивановича Плиханкова

Затем была учёба в Оренбургском военном училище, штабные офицерские курсы в Петербурге. Постепенно повышаясь в чинах, он скоро стал начальником мобилизационного отделения, а затем полковником. О поступлении в монастырь он тогда ещё не думал, представлял себе монашескую жизнь так: «страшная скука, - там только редька, постное масло да поклоны» Но он уже был призван, - часто незаметно, но иногда весьма явственно, Господь вёл его именно в монастырь. Отсюда и многочисленные «странности» офицера Павла Ивановича Плиханкова, о которых говорили окружающие.

Он был молодым военным, сослуживцы его прожигали жизнь в развлечениях, но он приходил в своём быту к всё большему аскетизму. Комната его напоминала келью монаха простотой убранства, порядком, а также множеством икон и книг. Шли годы. Товарищи его один за другим переженились.

Позднее старец вспоминал об этом времени: «Когда мне было тридцать пять лет, матушка обратилась ко мне: «Что же ты, Павлуша, всё сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдёт». За послушание, я исполнил желание матери... В этот день у одних знакомых давался званый обед. «Ну, - думаю, - с кем мне придётся рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор». И вдруг рядом со мной, на обеде, поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завёл со мной беседу о молитве Иисусовой... Когда же обед кончился, у меня созрело твёрдое решение не жениться».

Военная служба, блестящая карьера. По службе он был на самом блестящем счету, и не за горами был для него генеральский чин. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..»

Да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра!

Однажды поехал Павел Иванович в оперный театр по приглашению своего военного начальства. Среди развлекательного представления он вдруг почувствовал невыразимую тоску. Позднее он вспоминал: «В душе как будто кто-то говорил: «Ты пришёл в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрёшь, что тогда? Господь сказал: В чём застану, в том и сужу... С чем и как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрёшь?»

И он ушёл из театра, и больше никогда не ходил туда. Прошли годы, и Павлу Ивановичу захотелось узнать, какое число было тогда, чья была память. Он справился и узнал, что была память святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев. И Павел Иванович понял: «Господи, да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра! Какой глубокий смысл в событиях нашей жизни, как она располагается - точно по какому-то особенному таинственному плану».

Где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше

Были и ещё знаки. Зашёл как-то Павел Иванович в Казанский монастырь на исповедь и узнал случайно, что настоятеля монастыря зовут игумен Варсонофий. Когда Павел Иванович заметил, что это имя трудное на слух, ему ответили: «Чем же трудное? Для нас привычное... Ведь в нашем монастыре почивают мощи святителя Варсонофия и архиепископа Гурия...» С этого дня Павел Иванович стал часто молиться у мощей Казанского чудотворца, испрашивая у него покровительства себе: «Святителю отче Варсонофие, моли Бога о мне!» Посещая этот монастырь, он невольно обратил внимание на его бедность и стал помогать: купил лампадку, киот на большую икону, ещё что-то... «И так полюбил всё в этом монастыре! Воистину: где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше».

Сколько благих семян было брошено!

Теперь сослуживцы уже не звали Павла Ивановича ни на пирушки, ни в театр. Зато у него появились маленькие друзья. Денщик Павла Ивановича, Александр, доброй души человек, помогал ему найти бедных детей, которые жили в хижинах и подвалах. Впоследствии Старец рассказывал: «Я очень любил устраивать детские пиры. Эти пиры доставляли одинаково и мне и детям радость... А так же я им рассказывал о чём-нибудь полезном для души, из житий святых, или вообще о чём-нибудь духовном. Все слушают с удовольствием и вниманием. Иногда же для большей назидательности я приглашал с собой кого-либо из монахов или иеромонахов и предоставлял ему говорить, что производило ещё большее впечатление... Перед нами поляна, за ней река, а за рекой Казань со своим чудным расположением домов, садов и храмов... И хорошо мне тогда бывало, - сколько радости - и чистой радости - испытывал я тогда и сколько благих семян было брошено тогда в эти детские восприимчивые души!»

Встреча с отцом Иоанном Кронштадтским

В Москве Павел Иванович встретился со святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Эта судьбоносная встреча запомнилась ему на всю жизнь, позднее он напишет: «Когда я был ещё офицером, мне, по службе, надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня уже кончалась. Я прошёл в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он, вдруг, подходит ко мне, целует мою руку, и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником... А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».

Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить

Наконец утвердился Павел Иванович в мысли идти в монастырь, но в какой, куда - здесь была полная неопределённость. В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии. «Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить», - подумал молодой военный и взял отпуск.

Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали.

— Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий... Оба они духом знали, что приехал будущий старец. Когда Павел Иванович пришёл в келью Старца, то нашёл там, кроме отца Амвросия ещё и отца Анатолия (Зерцалова). Оба они встретили его, как он вспоминал, «очень радостно», а недомогавший отец Амвросий даже встал, оказывая особый почёт приехавшему.

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Искус должен продолжаться ещё два года, а после приезжайте ко мне, я вас приму». Дано было и послушание - жертвовать на определённые храмы некоторые суммы из своего довольно высокого жалования полковника.

Из блестящего военного в одну ночь он стал старцем

В 1881 году Павел заболел воспалением лёгких. Когда, по просьбе больного, денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение больного. Он увидел открытыми небеса, и содрогнулся весь, от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Глубоко проникнут был Павел Иванович сознанием покаяния за всю свою жизнь, и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам старца Нектария, « из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».

К удивлению всех, больной стал быстро поправляться, а по выздоровлении поехал в Оптину. Преподобный Амвросий велел ему покончить все дела в три месяца, с тем, что, если он не приедет к сроку, то погибнет.

Преодолел все препятствия

И вот тут начались препятствия. Поехал он в Петербург за отставкой, а ему предложили более блестящее положение и задерживают отставку. Товарищи смеются над ним, уплата денег задерживается, он не может завершить свои дела, ищет денег взаймы и не находит. Но его выручает старец Варнава из Гефсиманского скита, указывает ему, где достать денег, и тоже торопит исполнить Божие повеление. Люди противятся его уходу из мира, находят ему даже невесту. Только мачеха, заменившая ему родную мать, радовалась и благословила его на иноческий подвиг.

С Божией помощью, полковник Плиханков преодолел все препятствия и явился в Оптину Пустынь в последний день своего трёхмесячного срока. Старец Амвросий лежал в гробу в церкви, и Павел Иванович приник к его гробу.

Скорби послушника

Десятого февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу, преемникам старца Амвросия. Новый послушник не позволил себе никаких подготовительных этапов и сразу начал подвижнический образ жизни. Видя стремительное духовное возрастание инока, враг рода человеческого начал делать всё возможное, чтобы привести его в отчаяние и изгнать из скита. Он восстанавливал против него некоторых братьев. Послушник Павел не поддавался, вёл себя смиренно, однако, многого ему это стоило.

Духовное чадо отца Варсонофия, отец Никон, позднее записал в своём дневнике: «Сейчас мне Батюшка говорил о том, как он переносил скорби, когда был послушником. Переносил Батюшка скорби, рассуждая так: «Должно быть, я достоин этих всех скорбей. Значит, все они нужны, чтобы смыть с меня гордыню и прочие страсти». Переносил Батюшка скорби, никому не говоря о них, не жалуясь, стараясь не озлобляться на обидчиков. Мало того, чтобы только перенести оскорбления, надо позаботиться и о том, чтобы не озлобиться на нанёсшего оскорбление. «Иногда, - говорил Батюшка в другой раз, - приходилось так, что впору уходить из Скита, - но я решил лучше умереть, нежели уйти. Я имел твёрдую надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Встану, бывало, перед Казанской иконой Божией Матери, помолюсь - и легче мне станет».

Все степени иноческие

Преподобный Анатолий дал новоначальному послушание быть келейником иеромонаха Нектария, последнего соборно избранного старца Оптиной того времени. Около отца Нектария его келейник прошёл в течение десяти лет все степени иноческие: через год, двадцать шестого марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, двадцать девятого декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а первого января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Краткие жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Свя-той Вар-со-но-фий про-ис-хо-дил из Егип-та. Это был ве-ли-кий по-движ-ник. Необык-но-вен-ность его по-дви-га со-сто-я-ла в том, что он уда-лил-ся в пу-сты-ню вме-сте с од-ним из сво-их ду-хов-ных дру-зей и за-тво-рил-ся в ке-ллии. 18 лет про-жи-ли они вме-сте в ке-ллии, а по-сле смер-ти сво-е-го дру-га Вар-со-но-фий пре-дал-ся со-вер-шен-но-му без-мол-вию, на-ру-шая его толь-ко для бла-га церк-ви. Скон-чал-ся он в 563 г.

Пре-по-доб-ные Вар-со-но-фий Ве-ли-кий и Иоанн Про-рок жи-ли в VI ве-ке, в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Юс-ти-ни-а-на I (483-565). Они под-ви-за-лись в мо-на-сты-ре ав-вы Се-ри-да, в Па-ле-стине, близ го-ро-да Га-зы.

Полные жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий ро-дил-ся в Егип-те (год его рож-де-ния неиз-ве-стен). С юных лет он стал ве-сти жизнь по-движ-ни-че-скую. Из-вест-но, что, при-дя в мо-на-стырь ав-вы Се-ри-да, он устро-ил се-бе ма-лую кел-лию вбли-зи мо-на-сты-ря (кел-лии на Во-сто-ке ча-сто вы-ру-ба-лись в ви-де пе-щер). Позд-нее в этой кел-лии про-жил 18 лет - до сво-ей кон-чи-ны - уче-ник пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия, пре-по-доб-ный Иоанн, под-ра-жая сво-е-му учи-те-лю в без-мол-вии, по-дви-гах и усво-е-нии доб-ро-де-те-лей. За дар про-зор-ли-во-сти он по-лу-чил на-зва-ние Про-ро-ка. Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий через неко-то-рое вре-мя пе-ре-шел в дру-гую тес-ную кел-лию, то-же близ мо-на-сты-ря. Для пол-но-го без-мол-вия уда-лив-шись от лю-дей, не ви-дя ни-ко-го, пи-та-ясь толь-ко хле-бом и во-дой, пре-по-доб-ный про-вел 50 лет в тру-дах и по-дви-гах.

Ко-гда услы-шал о по-движ-ни-ке пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский Ев-сто-хий, об-раз жиз-ни пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия по-ка-зал-ся ему неве-ро-ят-ным. Он ре-шил убе-дить-ся в нем лич-но. Для это-го ве-лел тай-но про-ник-нуть в кел-лию пре-по-доб-но-го. Од-на-ко пы-тав-ши-е-ся сде-лать под-коп в тес-ное по-ме-ще-ние свя-то-го бы-ли опа-ле-ны вы-рвав-шим-ся пла-ме-нем. В сво-ем за-тво-ре пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий все-це-ло пре-дал-ся мо-лит-ве и до-стиг вы-со-кой сте-пе-ни ду-хов-но-го со-вер-шен-ства. О жиз-ни, по-дви-гах и бла-го-дат-ных да-ро-ва-ни-ях свя-тых Вар-со-но-фия и Иоан-на со-хра-ни-лись сви-де-тель-ства в ру-ко-пи-сях. В сла-вян-ских спис-ках XV-XVII вв. на-хо-дим их на-став-ле-ния в фор-ме от-ве-тов на во-про-сы, ко-то-рые им за-да-ва-ли уче-ни-ки и мир-ские лю-ди. В XVIII в. ста-ра-ни-я-ми из-вест-но-го мол-дав-ско-го стар-ца, схи-ар-хи-манд-ри-та († 1794) бы-ли най-де-ны на Афоне наи-бо-лее пол-ные две древ-ней-шие пер-га-мен-ные гре-че-ские ру-ко-пи-си "От-ве-тов" пре-по-доб-ных Вар-со-но-фия и Иоан-на. Они бы-ли при жиз-ни стар-ца Па-и-сия пе-ре-ве-де-ны на мол-дав-ский и сла-вян-ский язы-ки. Из-да-ние этих ру-ко-пи-сей, так же как и пе-ре-вод на рус-ский язык, бы-ло осу-ществ-ле-но в XIX ве-ке стар-ца-ми Вве-ден-ской Оп-ти-ной пу-сты-ни. На-став-ле-ния пре-по-доб-ных Вар-со-но-фия и Иоан-на яс-но по-ка-зы-ва-ют сте-пень их нрав-ствен-но-го со-вер-шен-ства, люб-ви к лю-дям, со-дер-жат ску-пые фак-ты их жиз-ни. Нам неиз-вест-но точ-ное вре-мя кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия: од-ни на-зы-ва-ют го-дом его смер-ти 563, дру-гие го-во-рят бо-лее осто-рож-но - до 600 го-да.

Про-ве-дя дол-гое вре-мя в за-тво-ре, пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий по-сле то-го и до кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Иоан-на Про-ро-ка, о чем сви-де-тель-ству-ет (па-мять его 5 июня), стал слу-жить лю-дям, на-став-ляя их на путь спа-се-ния. Из-вест-но, что свои от-ве-ты во-про-шав-шим свя-той Вар-со-но-фий пе-ре-да-вал через пре-по-доб-но-го Иоан-на, ино-гда по-ру-чая ему да-вать от-ве-ты, а так-же через игу-ме-на ав-ву Се-ри-да, ко-то-рый за-пи-сы-вал от-ве-ты свя-то-го. В от-ве-тах пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия и Иоан-на Про-ро-ка, став-ших ру-ко-вод-ством к ду-хов-ной жиз-ни не толь-ко для их совре-мен-ни-ков, но и по-сле-ду-ю-щих по-ко-ле-ний, яс-но мож-но ви-деть по-сте-пен-ное ду-хов-ное вос-хож-де-ние "от си-лы в си-лу" пре-по-доб-ных. По-дви-гом по-ста, без-мол-вия, хра-не-ния серд-ца, непре-стан-ной мо-лит-вы пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий до-стиг вы-со-ты сми-ре-ния, рас-суж-де-ния и ог-нен-ной люб-ви. Гос-подь дал ему дар про-зор-ли-во-сти, пред-ви-де-ния и чу-до-тво-ре-ния, а так-же власть мо-лит-вой очи-щать от гре-хов ду-ши лю-дей. Ино-гда он брал грех дру-го-го на се-бя. Пре-по-доб-ный знал сер-деч-ные рас-по-ло-же-ния, по-это-му на-став-лял со-об-раз-но с на-прав-ле-ни-ем мыс-лей каж-до-го. Име-нем Гос-по-да он вос-кре-шал мерт-вых, из-го-нял де-мо-нов, ис-це-лял без-на-деж-ных боль-ных; ве-щи, им освя-щен-ные, по-да-ва-ли по-мощь (на-при-мер, ку-коль снял го-лов-ную боль ино-ка). По мо-лит-ве пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия Бог по-сы-лал дождь на зем-лю, сни-мая Свой гнев с мно-же-ства лю-дей; пред-ска-за-ния пре-по-доб-но-го все-гда ис-пол-ня-лись. Так, он пре-ду-пре-дил без-молв-ни-ка то-го же мо-на-сты-ря - стар-ца Ев-фи-мия, что тот бу-дет по-ло-жен с ним в один гроб, что и сбы-лось, как и мно-гое дру-гое. Все эти ве-ли-кие да-ро-ва-ния пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий при-об-рел по-сле мно-гих лет тер-пе-ли-во-го пе-ре-не-се-ния ве-ли-ких ис-ку-ше-ний и бо-лез-ней. (Кро-ме Вар-со-но-фия Ве-ли-ко-го, пра-во-слав-но-го по-движ-ни-ка, по-чти в од-но вре-мя с ним жил дру-гой Вар-со-но-фий - ере-тик, мо-но-фи-зит. О нем го-во-рил в сво-ем "Ис-по-ве-да-нии ве-ры", по-слан-ном на VI Все-лен-ский Со-бор, пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский.)

Ко-гда при-шел в оби-тель ав-вы Се-ри-да и от-ку-да был ро-дом пре-по-доб-ный Иоанн Про-рок, уче-ник свя-то-го Вар-со-но-фия, оста-лось неиз-вест-ным. Сле-дуя на-став-ле-ни-ям пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия, Иоанн до-стиг вер-ши-ны со-вер-шен-ства, став по-доб-ным во всем сво-е-му учи-те-лю. Но, по сво-е-му сми-ре-нию, об-ра-щав-ших-ся непо-сред-ствен-но к нему с во-про-са-ми он по-сы-лал к ав-ве Вар-со-но-фию. Мно-гое про-ви-дел и пред-ска-зал пре-по-доб-ный Иоанн, так же и свою кон-чи-ну, по-сле-до-вав-шую за кон-чи-ной ав-вы Се-ри-да. Мо-ло-дой игу-мен то-го мо-на-сты-ря - Ели-ан - умо-лял пре-по-доб-но-го по-жить еще хо-тя бы две неде-ли, чтобы на-учить его уста-ву и управ-ле-нию мо-на-сты-рем. Пре-по-доб-ный Иоанн ис-пол-нил его прось-бу и дей-стви-тель-но умер через две неде-ли. Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий Ве-ли-кий пе-ре-жил сво-е-го уче-ни-ка и дру-га. Об этих двух по-движ-ни-ках мы зна-ем из кни-ги "Пре-по-доб-ных от-цев Вар-со-но-фия Ве-ли-ко-го и Иоан-на ру-ко-вод-ство к ду-хов-ной жиз-ни в от-ве-тах на во-про-ше-ния уче-ни-ков". Эта кни-га бы-ла из-вест-на мно-гим свя-тым, жив-шим в бо-лее позд-нее вре-мя, о чем сви-де-тель-ству-ют со-чи-не-ния пре-по-доб-но-го (па-мять 11 но-яб-ря и 26 ян-ва-ря), свя-щен-но-и-но-ка Ни-ко-на Чер-но-гор-ца († 1060), пре-по-доб-но-го (па-мять 12 мар-та) и дру-гих пра-во-слав-ных по-движ-ни-ков и пи-са-те-лей ().

Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо им любимого Господа. И один Бог знает, сколько раз он сподобился этого видения.

Схимонах Варсонофий (в миру Василий Алексеевич Юганов) родился в 1838 году в одном из сел Донской области. Он был сыном дьякона сельской церкви. Отец готовил его в священники и с детства приучал к церковной жизни, но Бог решил по-другому привести его в свой храм.

Началась Крымская война, и в 1855 году 17-летний Василий был призван в армию. Он показал себя очень храбрым воином, чем привлек внимание своих начальников. После Крымской войны ему пришлось участвовать и в военных операциях при подавлении восстания в Польше.

Здесь с ним произошел один случай, о котором впоследствии сам рассказывал: «В 1859 году находился я на военной службе в Польше. Когда я был в Варшаве, то заболел. Сия болезнь развилась у меня до такой степени, что я харкал сукровицей с примесью гнили. Ни пить, ни есть, ни горячего, ни холодного я не мог из-за сильной боли в груди. В таком состоянии я выехал из Варшавы до Бердичева по железной дороге, а из Бердичева на почтовых домой на Дон.

Ехать следовало мне через Киев. И вот по приезде в Киев я отправился прямо в Киево-Печерский монастырь. Там и остановился с той целью, чтобы поговеть и, покаявшись в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин. Начал я говеть, ходить в церковь к утрени, обедне... Чтобы приготовить себя к принятию Святых Христовых Таин, думал, что надо поговеть хотя бы неделю. Так я и сделал.

В это время у меня явилось особенное желание к молитве, явились слезы и раскаяние в грехах. Умирать не хотелось, хотя я знал, что чахотка - болезнь неизлечимая. В груди у меня рана, а ведь ее, как доктора мне сказали, не залатаешь. Но все-таки, подумал я, избавиться милостью Божией можно и от нее. А потому всю свою надежду возложил на милость Божию и Царицу Небесную. Начал усердно и слезно молиться Ей, просить Ее помощи и заступления. Просить, чтобы Она - Пресвятая Богородица исходатайствовала у Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы еще мне пожить сколько можно подольше на сем свете.

Так я молился Божией Матери, просил милости Ее и заступления о мне, грешном, чтобы Господь благословил мне пожить. В субботу я приобщился Святых Христовых Таин, пришел из церкви в свой номер, наскоро расстегнул у себя чекмень (военная униформа - Ред.), ибо чувствовал сильную боль в груди, лег на койку лицом вверх и сейчас же забылся. Когда я заснул, то увидел, как на воздухе против моей груди явился в серебряном кивоте и в серебряной ризе образ Божией Матери. Лучи света от этого образа ударили прямо в мою грудь, в больное место на мою рану. И от лучей на груди на самой ране образовался из серебряной нити крест величиной вершка в три, зашел в мою рану...

Очнувшись, я встал, и у меня сейчас же начался особенный какой-то кашель и харканье. С кашлем у меня вышел какой-то комок с сукровицей и гнилью, и я сразу почувствовал легкость в груди, сердечную радость и почти не ощущал никакой боли, до того стал здоров, что даже забыл совершенно о болезни. Грудь моя стала как каменная, как будто и никогда не болела».

Этот случай полностью изменил жизнь Василия Алексеевича. Он воспринял происшедшее с ним чудо как призыв Господа и решил оставить бренный мир и полностью посвятить себя Богу. Но осуществление своего решения ему пришлось отложить почти на 30 лет. Он был связан военной обязанностью и мог осуществить свою мечту только после увольнения со службы. После войны по рекомендации военного руководства его приняли в военное училище, которое располагалось в Москве.

Вскоре после окончания училища он женился и с женой проживал по разным гарнизонам. Участвовал в Русско-турецкой войне, где за храбрость был возведен в звание полковника и награжден многими орденами. Василий Алексеевич так и остался бы военным человеком, если бы не понимание со стороны жены, которая была очень набожной женщиной и знала тайные устремления души своего мужа. Она согласилась отпустить его в монастырь.

В 1888 году Василий Алексеевич прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Через два года, а именно 21 марта 1890 года, он был пострижен в рясофор с именем Варсонофий, а еще через четыре года, 8 апреля 1894 года, в мантию. Послушание отец Варсонофий проходил в канцелярии. Все удивлялись его смирению и кротости. Ведь человек, привыкший на протяжении 30 лет командовать, видевший много жестокости и крови, теперь готов был выполнить любое послушание, любую просьбу брата.

За смирение Господь сподобил отца Варсонофия нового чудесного видения, которое он описал впоследствии так: «Летом 1893 года пришел я из церкви после повечерия в свою убогую келью. Помолился Богу и сел на койку с целью возлечь на своем убогом одре и заснуть до утреннего звона. Как только сел на койку, то мне пришло в голову, что вот, мол, я столько времени живу в обители (уже семь лет), каждый день бываю в церкви Божией, каждую неделю исповедуюсь и приобщаюсь Святых Христовых Таин, а значит, уже кое-что да заработал у Всевышнего Творца.

А жена-то моя Л. ... в церковь не ходит, Богу не молится, живет скверно, срамно и даже пасквильно. Что же ее ожидает? Конечно, вечная мука, огонь неугасимый, червь неусыпаемый, ад - и больше ничего! О горе, горе, что ее ожидает, несчастную, на том свете за ее скверную, безобразную жизнь. С этими мыслями я лег и как бы забылся, заснул. Что же я вижу: вдруг засияло в келье, стало светло как днем, отворяются двери, входит какой-то молодой человек, среднего роста, блондин, на голове волнистые волосы, одет он весьма благообразно: голубая рубашка и такового же цвета кушак, белые панталоны... Берет он меня за правую руку и говорит: «Пойдем, я покажу тебе твое место».

Я встал и пошел за ним. Вышли мы из кельи. Как только вышли, то нам открылось зеленое поле, по нему-то мы и пошли без дороги прямо по хорошей мягкой зеленой траве, устланной различными цветами с хорошим запахом. Шли как бы в гору, подымаясь все выше и выше к небу. Наконец, добрались до вершины сей горы. Когда взошли на гору, то на востоке воссияло солнце. До этого солнца видно не было, но все-таки было очень светло. Я смотрел прямо на солнце, и оно не слепило мне глаза.

С вершины этой горы открылась прекрасная равнина. На ней росла высокая трава, цветы. Попадались кустарники и деревья, по которым с ветки на ветку перепархивали мелкие птички. Только прекрасное пение этих птиц нарушало тишину. К великому своему удивлению, вижу среди сей громадной, а может быть, и бесконечной степи сидит на стуле одна-одинешенька моя жена, и никого больше нет. Сидя, она наслаждается благоприятным воздухом и пением райских птиц. Скрестив руки на груди, благодушно смотрит на восток. Одета она в хорошо знакомую мне блузу. И вся одежда ее выглядела прилично.

Увидел я ее еще издалека, так как место было ровное. Когда мы проходили мимо нее, то я невольно посмотрел на себя. И что же вижу? Одет я в давно изношенный, порванный под мышками военный мундир. На ногах изорванные брюки и нечищеные, дырявые сапоги. Стыдно стало мне идти мимо своей жены таким оборванцем. Она меня в таком виде никогда не видела. Что же, думаю, делать? Хоть бы нам миновать ее каким-нибудь образом, свернуть в сторону, чтобы пройти мимо нее, не быв ею замеченным, а то вовсе срам. Только я это помыслил, как мой провожатый разгадал мой помысел, взглянул на меня, как бы улыбнулся и направился вправо, чтобы мы прошли мимо так, чтобы она нас не увидела. Она же пристально смотрела на восток. Как будто кого-то ждала оттуда.

Шли мы по сей прекрасной степи долго. Наконец, оказались среди сухой, песчаной, каменистой и невзрачной местности. Подошли к большому длинному чугунному погребу с чугунной громадной дверью, на которой висел большой плоский замок. Был у этой двери также и внутренний замок. Спутник мой открыл наружный плоский замок, а затем и внутренний. Двери же как бы сами собой отворились. Мы вместе вошли в небольшое помещение. Там оказалась другая дверь с такими же замками. Спутник мой отпер и эту дверь. Когда мой провожатый открывал дверь, то взял левой рукой за верхний железный угол, из-за большой тяжести с трудом отворил ее, а правой рукой молча указал мне, чтобы я вошел внутрь, переступив через порог, который был очень высок.

До последней минуты я думал, что и он последует за мной внутрь, но ошибся. Лишь только я переступил порог, то он, глядя в полуотворенную дверь и придерживая ее левой рукой, говорит мне: «Вот твое место». И вместе с этими словами захлопнул дверь. Слышу: щелк, щелк, щелк - замок закрылся, а я, несчастный, остался в этом таинственном погребе, где чугунная дверь и чугунные же стены. Тут я почувствовал невыносимую вонь, смрад. Услышал страшный гул, неистовые крики, увидел дым, от которого дышать мне не было возможности. Я закрыл себе лицо руками и залился горькими слезами со словами: вот это твое и есть место.

Видя свое безысходное положение в этой кромешной тьме, наполненной невыносимым смрадом, долго я проливал слезы. Насытившись ими, очнулся немного, стал рассматривать этот погреб, думая: может, можно найти из него выход. Затем захотел узнать: что это слышится за шум, откуда исходит огонь, дым. Рассмотрел, что вниз ведет лестница, а в конце ее, левее, большое отверстие, из которого по временам выскакивают языки пламени и клубы дыма. Я осмелился осторожно спуститься по ней к отверстию и заглянул вовнутрь.

Там я увидел громадную бесконечно горящую печь, а в ней множество людей. Они располагались в печи кто сидя, кто лежа, кто стоя. И все эти несчастные кричали разными голосами от невыносимых страданий. От них-то из сей печи и исходил такой крик, что он сливался в дикий, неистовый гул. Я про себя подумал: выходит, что я нахожусь как бы на пороге этой страшной печи. Поднялся я опять по лестнице и вижу при входе в дверь, на правой стороне, величиной со старинный медный пятак круглое окошко. Только через него ко мне исходит свет. Я взглянул в него и вижу опять свою жену, сидящую на том же месте, где я ее, проходя мимо, оставил. Мне представилось ее наслаждение. А я-то, несчастный, нахожусь во аде. Она этого не знает.

И я опять залился слезами, жалея о том, что не показался ей, когда проходил мимо. Если бы я сказал ей, то уж она, наверное, подошла бы к сему окошечку и хотя бы утешила меня чем-нибудь. А может быть, отомкнула каким-либо образом в этом погребе дверь и освободила меня из сего критического положения. Вот до чего довели меня мои мечты. Вот мой загробный заработок. А лучше всего считать себя хуже любой твари. Одному Творцу ведомо наше загробное положение. Так я очнулся. И не знаю, вышел ли я из этого погреба или нет!»

Отец Варсонофий так комментировал свое видение: «Так вот жена моя и сидит теперь в сей чистоте и приличной блузе в прекрасной степи, наслаждаясь приятным воздухом и пением райских птиц. А я-то, окаянный мечтатель, где? Во тьме кромешной! Вот мое место. Теперь о том, почему я шел в своем старом военном мундире. Что это за изорванный военный мундир и как он на мне очутился.

Помню, что когда-то, еще в молодости, пожертвовал я его своему товарищу. Послал ему его. На, мол, товарищ, тебе то, что мне не негоже. Так вот в этом пожертвованном рваном мундире я и увидел себя. Теперь о блузе, в которой была моя жена. Хочу сказать, что она пожертвовала ее одной нищей старушке. Случилось сие так. Была у нее старенькая блузка. Она ее постирала, высушила, выгладила утюгом, обложила рюшью, и в тот момент, когда закончила все свои дела, мимо приходила нищая старушка, которая просила милостыньку и просила дать ей что-нибудь из старого платья.

Жена спросила у нее: «А что у тебя в доме есть ли кто-нибудь из молодых?» Та отвечала, что у нее есть внучка - невеста. Тогда моя жена взяла, завязала эту самую блузу в узел, вложила туда же белье, чулки, свои полусапожки, да и отдала ей, говоря: «Вот на все сие твоей внучке». Старуха осталась весьма довольна, поблагодарила ее и ушла».

12 февраля 1896 года отца Варсонофия постригли в схиму. После этого он еще девять лет прожил в обители, проводя жизнь в покаянии и смирении. Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо им любимого Господа. И один Бог знает, сколько раз он сподобился этого видения.

Публикуется по книге: « Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков» .
Серия « Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей

Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно

3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

«Ангелы – свет монахам, монахи – свет миру»

Иоанн Лествичник

«Есть три пути: замужество, девство и монашество . Каждый путь может привести в Царство Небесное… Я не зову вас в монастырь, при настоящем упадке монашеской жизни иногда легче спастись в миру. У всякого своя дорога, только бы человек искренне искал Бога, стремился к Нему. Конечно, путь монашеский – это путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, сподобится великой награды».

Преподобный Варсонофий Оптинский

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913): «…Я не зову вас ни в монастырь, ни за монастырь – и в миру можно спастись, только Бога не забывайте, но в монастыри идут для достижения высшего совершенства. Правда, здесь больше искушений, но зато дается помощь от Господа, и больше, чем в миру.

Один святой желал узнать, как Господь помогает инокам, и ему было видение. Он видел инока, окруженного сонмом Ангелов с горящими светильниками. Говорят, в миру искушений меньше, но представим себе человека, за которым гонится злодей. Положим, он успел ускользнуть от него, но тот грозит ему издали кулаком со словами: «Смотри, только попадись!» Или идет человек, и на него нападают целой ватагой бандиты, бежать некуда. Но вдруг, откуда ни возьмись, полк солдат, они бросаются на его защиту, и обидчики разбегаются с окровавленными физиономиями. Пожалуй, последний находится в большей безопасности, чем первый, не правда ли? Так и в обители: хотя враг сильнее, но поблизости есть благодатная сила Божия. В монастыре – труды, но и высокие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего представления. Трудно положить начало благое, а когда оно уже положено, то становится легче и отраднее работать Богу, потому что окрыляет надежда на спасение.

…Не погрешу, если скажу, что высшего блаженства могут достигнуть только монашествующие . Спастись можно и в миру, но вполне убелиться, отмыться от ветхого человека, подняться до равноангельской высоты, до высшего творчества духовного в миру невозможно, то есть весь уклад мирской жизни, сложившийся по своим законам, разрушает, замедляет рост души. Потому-то до равноангельской высоты вырастают люди только в лабораториях, называемых монастырями.

У батюшки отца Амвросия был в миру друг, очень не сочувствующий монахам. Когда отец Амвросий поступил в монастырь, тот написал ему: «Объясни, что такое монашество, только, пожалуйста, попроще, без всяких текстов, я их терпеть не могу». На это отец Амвросий ответил: «Монашество есть блаженство». Действительно, та духовная радость, которую дает монашество еще в этой жизни, так велика, что за одну минуту ее можно забыть все скорби житейские, и мирские, и монашеские.

Есть три пути: замужество, девство и монашество. Каждый путь может привести в Царство Небесное. В замужестве – исполняя во имя Христово обязанности матери и жены; в девстве – посвящая его Богу; в монашестве – отрекаясь от всего Царствия Божия ради. Я не зову вас в монастырь, при настоящем упадке монашеской жизни иногда легче спастись в миру. У всякого своя дорога, только бы человек искренне искал Бога, стремился к Нему. Конечно, путь монашеский – это путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, сподобится великой награды.

Интересный случай произошел всего несколько лет тому назад. В некой пустыни один послушник решился выйти из монастыря. Накануне собрал он свои вещи и пригласил несколько послушников прийти к нему на другой день прощаться. Обещал напоить чайком, а может быть, и водочкой. На следующий день пришли гости и удивились. Все вещи опять были разложены, а инок сидел на лавке, по-видимому, не собираясь уходить. Где угощение? Где самовар?

— Самовар стоит на полке, — был ответ. – Впрочем, если хотите, я его, пожалуй, поставлю.

— То есть как это, если хотите? Ведь ты же нас собирался угостить на прощанье!

— Да я, братие, никуда не ухожу. Господь вразумил меня.

И инок рассказал о своем сновидении. Он удостоился видеть обитель, уготованную инокам; по красоте своей она была несравненно лучше обители мирских людей. Этот рассказ произвел на всех сильное впечатление. Передали игумену, тот – архиерею. Архиерей признал сон духовным. Он был издан отдельной книжечкой.

Но как ни спастись, лишь бы спастись! Господь всех зовет в Свое Царство: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр.3, 20), — говорит Христос. Блаженны те, кто слышит глас Господень и следует за Ним!

Монашество – есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается.

Не все монашество заключается в подряснике да каше. Надел подрясник, стал есть кашу и думает: я теперь стал монахом. Нет. Одно внешнее не принесет никакой пользы. Правда, нужно носить монашескую одежду и поститься, но это не все. Лампа, пока не горит, не оправдывает своего назначения – светить. Чего же недостает? – Огонька. Необходим и фитиль, и керосин, но если нет огня, если она не зажжена, она не приносит никому пользы. Когда же она зажжена, сразу польется свет. Так и в монашестве: одна внешность не приносит пользы, необходим внутренний огонек.

Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества, у нас в Оптиной догорают огарочки. Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление: им разрушаются все его силы. Везде он старался его погасить и погасил. Есть монахи, исправно живущие, но об откровении помыслов, о старчестве они ничего не знают. Поэтому без старчества во многих монастырях осталась одна только форма монашеского жития, одна внешность. Иисусову молитву теперь редко кто творит, а что за монашество без Иисусовой молитвы?

При Екатерине II враг воздвиг гонение на старчество. Екатерина II прямо закрывала монастыри; старцы и ученики бежали – кто на Афон, кто в западные православные государства. Один из них, Паисий (Величковский), бежал на Афон… Ученики его опять насадили старчество у нас и в других обителях, после того как позволено было им снова возвратиться в Россию. И старчество процветало… А теперь везде угасло, забыто. Враг начинает с невинных вещей, завлекает в грехи … Поэтому-то враг и ненавидит старчество, ненавидит место откровения помыслов, самый голос, которым это говорится.

Loading...Loading...