Изгнание злых духов. Молитвы, изгоняющие диавола, сатану и прочию нечисть - bushmeister6

Из ныне живущих священников-экзорцистов первое место по числу выгнанных из людей бесов принадлежит католическому падре Габриэлю Аморсу – 160 тысяч человек. Однако в XXI веке экзорцизм из Латинской Америки и южной Европы смещается в православные страны и Африку. В первом случае это связано с обретением религиозной свободы после советского периода, во втором – с приходом в Африку неопротестантских сект, совмещающих христианское учение и местные шаманистские культы (но практики в православных и непротестантских конфессиях роднит одно – стремительная архаизация местных обществ).

Вот типичный пример экзорцизма в одной из православных обителей Румынии:

«Настоятель монастыря на северо-востоке Румынии, где скончалась распятая на кресте монахиня, отвергает обвинения в убийстве. По словам 29-летнего настоятеля Свято-Троицкого монастыря отца Даниила, распятие 23-летней Маричики Ирины Корничи с религиозной точки зрения абсолютно оправдано. Девушка, поступившая в монастырь несколько месяцев назад, была якобы одержима дьяволом, поэтому её подвергли обряду экзорцизма.

Как рассказали в местной полиции, тело Корничи обнаружили в среду, после того, как кто-то из сестёр вызвал скорую помощь. Выяснилось, что перед распятием молодую монахиню несколько дней держали в запертой комнате, связанную по рукам и ногам. Ей не давали еды, питья и заткнули кляпом рот.

Одна из прихожанок, вставших на сторону отца Даниила, подтвердила, что Корничи следовало наказать, ведь она стала спорить с настоятелем во время воскресной службы и нанесла ему прилюдное оскорбление. Монахини поместили гроб с распятой девушкой в приделе храма, потому что она, по их словам, все ещё одержима бесами.

«Не понимаю, почему журналисты устроили такой шум. Экзорцизм – вполне распространенная практика в румынской православной церкви, и с моими методами знакомы другие священники», – заявил отец Даниил.

В России же экзорцизмом занимается не только православная церковь, но и обычные верующие люди, чувствующие, что имеют духовные силы на добрые дела. Вот пара случаев, которые показывают, как происходит изгнание бесов в домашних условиях в России. История первая:

«Случай произошёл в городе Березовский Свердловской области.

Когда 3-летний Артем пожаловался папе на сильную боль в горле, тот сразу вызвал участкового врача, который наблюдает их семью уже 2 года. Иван Ерёмин сказал, что видит у сынишки в горле что-то странное и попросил чайную ложку, – рассказала мама Артёма. – Ерёмин засунул ложечку ему в рот и принялся скоблить, а сынишка начал плакать и вырываться. Мой муж предложил вызвать скорую, но Ерёмин ответил, что сам справится, и запихнул Артему в рот целую пятерню.

По словам родителей, 26-летний доктор кричал, что у мальчика в горле сидят бесы и что их необходимо достать.

Когда уже посиневший ребенок потерял сознание, его отец силой оттащил врача и стал реанимировать сына. После этого мужчина вызвал скорую помощь и полицию, которые отвезли Еремина в отделение, а перепуганного мальчугана в клинику с запущенной формой ангины».

«25-летняя Александра приехала на новогодние праздники к родителям в Воронеж. Когда во время семейного застолья разговор перешел на религиозные темы, девушка призналась, что иногда слышит таинственные голоса в голове. Родители решили, что в дочь вселились бесы и стали заставлять её выпить 5 литров святой воды. Конвульсии были приняты за сопротивление бесов и тогда отец с матерью стали прыгать на теле жертвы.

Оба родителя были убеждены, что девушка отчаянно вырывается, потому что бесы активно сопротивляются изгнанию. Дочь потеряла сознание. Они были уверены, что все сделано правильно, и она через три дня воскреснет.

Ещё живую девушку обнаружила её младшая сестра, однако спасти погибшую не удалось. Супруги, убившие собственную дочь, на допросе признались в том, что действительно топтали ногами Александру, однако оправдали свои действия благими намерениями – они заявили, что только благодаря их обряду душа погибшей вновь стала чистой».

В мае 2013 года на BBC показали документальный фильм – расследование, проведённое молодой девушкой по имени Кевани Канда, живущей в Лондоне (девушка – африканского происхождения, родом из Конго). Поводом для фильма стало то, что в Англии в последние годы большое внимание привлекают факты проявления вопиющей жесткости к детям в связи с некоторыми религиозными обрядами в неопротестантских харизматических церквях. Так, громкую огласку в обществе и СМИ получили случаи гибели в Лондоне чернокожих детей в результате зверских обрядов изгнания бесов, практикующимися во многих «чёрных» неопротестантских (харизматических) церквях.

Это побудило Кевани Канду поехать на свою родину в Конго расследовать там эти практики. Оказалось, что в Конго эти обряды практикуются очень широко, в отношении детей, которых пасторы-евангелики считают «бесноватыми» (детьми-колдунами). В Африке наблюдается бурный рост евангелических (неопротестантских) церквей харизматического толка. И среди пасторов и прихожан этих церквей весьма распространились такие обряды, заимствованные из древних африканских верований. Ребёнка причём могут объявить «одержимым» (бесноватым, колдуном) по любому поводу (непослушание, энурез, невнимательность, плохой сон). Жертвами этой «терапии» также нередко становятся дети-сироты, так как считается, что они были подвержены «демоническим влияниям» со стороны «биологических родителей» и родственников.

Американский фотограф Кайл Мейер собрал на краудфандинг-площадке Kickstarter деньги на поездку в южноафриканскую страну Свазиленд, где он в течение восьми месяцев снимал жизнь общин в неопротестантских сектах. Эта страна – один из мировых лидеров по заболеваемости СПИДом (около 45% населения), и массовая смертность там породила сильное эсхатологическое и мистическое сознание у людей. В частности, беды в стране объясняются и одержимостью бесами.

В среднем один пастор проводит 8-10 обрядов экзорцизма. Изгнание бесов происходит не только с помощью очитки (чтения молитв), но и помощью архаических методов физического воздействия – битья палками, временным утоплением, хождением по углям и т.п. Смертность при экзорцизме составляет до 10%, но власти не могут привлечь виновных к ответу, так как в общинах существует круговая порука, и смерть от изгнания бесов обычно объясняется несчастным случаем или самоубийством.

Ниже на фото представлены обряды изгнания бесов в неопротестантских общинах Свазиленда:







В православной церкви и неопротестантских общинах отработано диагностирование людей, одержимых бесами. Вот общие рекомендации по определению бесноватых:

«Одержимость часто бывает связана с совершением тяжкого греха, кроме того, она может проявляться в патологическом, непонятном стремлении ко злу или в порабощённости злом. Также она проявляется в неадекватной реакции на святыню. Конечно, можно сказать, что это всё укладывается в картину психического заболевания. Но известны случаи, когда человек не знал о присутствии святыни, тем не менее вблизи неё случался приступ беснования. Это говорит о том, что действительно существуют не только психические заболевания, но и состояния одержимости.

В Большом требнике святителя Петра Могилы, изданном в XVII веке, существует чин из 12 заклинательных молитв. В современных требниках такой чин тоже есть. В чине оглашения, который предшествует крещению, тоже есть так называемые экзорцизмы, т. е. изгнание темной, злой силы. Их можно читать самому: «Запрещаю тебе убо вселукавому и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему духу силою Христа, всякую власть имущего на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека и да не ктому внидеши в него…».

А вот основные приметы бесноватого:

Человек не посещает церковь, так как в храме ему становится плохо – он чувствует сильныйстрах, теряет сознание, его охватывает паника.

Человек не терпит прикосновение святой воды – она вызывает натуральные ожоги. Такой же эффект дает и прикосновение к кресту и к любому серебряному предмету.

Чтение молитв и крестное знамение при одержимом человеке может привести к тому, что человек падает и начинает биться в конвульсиях.

От колокольного звона и от паров ладана у человека начинаются страшные головные боли.

Человек без причины вдруг начинает хулить Бога и возносить дьявола.

От одержимого шарахаются животные, а те звери, которые живут у него дома, стараются убежать или заболевают и умирают. Особенно чутко реагируют на наличие беса в человеке кошки и собаки.

Человек начинает злоупотреблять наркотиками или алкоголем, хотя раньше за ним такое не водилось.

Человек становится злым и раздражительным. Он чурается людей, старается больше времени проводить в одиночестве. Он может спать несколько суток подряд и плохо реагирует, если его пытаются будить.

Спокойный до этого человек становится буйным, он везде ищет повод для драки или для каких-то других разрушительных действий, плюется, метя при этом в глаза другому человеку.

Человек становится невероятно силён, особенно активно это проявляется, когда кто-то при нем пытается произносить имя Бога для того, чтобы оградить этого человека от дьявола или читать над этим человеком очищающие молитвы. Многие одержимые неосознанно начинают качать мускулы, хотя до этого никакого интереса к спорту не проявляли.

Где в России, каких храмах и монастырях изгоняют бесов, лечат порченых и бесноватых?

Изгоняющий бесов

Сейчас в нашей стране только в одном храме разрешено заниматься экзорцизмом, то есть изгнанием бесов из человека, это в ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ. Экзорцист отец Герман, изгоняет бесов на своих службах.

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение крестным знамением, а также курение ладаном. Помните поговорку «бежит, как черт от ладана»? Она как раз об одержимых.

Отчитывать имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, читают обычную молитву о здравии. В некоторых случаях она тоже помогает.

Во время паломнической поездки в Оптуну пустынь, пришлось поинтересоваться у монахов, может ли кто - либо отчитать бесноватого в монастыре. Оказалось, что монахи — экзорцисты есть, раньше они отчитывали, приходящих к ним за помощью, но в настоящее время церковь запретила им это делать, оставив разрешение на экзорцизм только отцу Герману в Лавре.

Отдельно стоит сказать и о самой молитве, изгоняющей бесов. Она является самой длинной в каноне православной церкви — продолжительностью около 20 минут. Читают ее на старославянском языке. Текст молитвы был разработан и успешно опробован как верное средство от бесов много веков назад. С тех пор ни одно слово в молитве никогда не менялось.

На сегодняшний момент самым известным местом изгнания бесов в России является Свято-Троицкая Сергиева лавра, Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой лавры.

Вот только начав интересоваться этим вопросом, возник другой вопрос. Можно ли действительно вылечить бесноватого на такой службе? Отец Герман изгоняет бесов массово, во время службы. А в православной христианской литературе, брошюре об изгнании бесов, купленной в одном храме, я прочитала, что бесов надо изгонять на индивидуальном приеме, т.е. один на один, а не при большом количестве народа, так как бесы могут переселиться в другого человека и.т.п.

***

Об изгнание бесов в Лавре

… «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа»… Распятие в руках священника лишь прикоснулось к голове женщины лет 40-45. И вдруг… жуткий звериный рев сотряс благоговейную тишину храма. Женщину неведомой, но страшной силой буквально отбросило от креста. Со всего размаху ее дородное тело рухнуло на пол и забилось в жутких конвульсиях. Толпа, стоявшая до этого настолько плотно, что, казалось, яблоку негде упасть, рассеялась почти мгновенно. Люди, прижимаясь друг к другу, с состраданием и ужасом взирали вниз, на изгибающегося, бьющегося, трясущегося, рычащего человека…

Поверьте, перед вами не отрывок из сценария очередного фильма ужасов. Жизнь, как это часто случается, преподносит сюжеты пострашнее любой фантазии. Описанное событие происходило в реальном измерении всего несколько месяцев назад. Место действия — Троице-Сергиева Лавра, где игумен монашествующей братии монастыря отец Герман проводил свое очередное «отчитывание».

Из истории вопроса

Слово «экзорцизм» наверняка знакомо не каждому современному человеку. В старину на Руси этому мудреному заморскому термину соответствовало более простое, но не менее жуткое определение — "изгнание бесов"!

Практически любая религия, в том числе и христианство, признает существование темных сил — злых духов, демонов, обитающих в астральном мире и подчиняющихся князю тьмы, отпавшему от Бога. В различных откровениях он именуется по-разному — Ариман, Иблис, Сатана. Однако везде его суть определяется одинаково — враг рода человеческого, коварный лжец и богоборец.

Первое упоминание об экзорцизме в христианстве мы находим уже в самом Евангелии. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из людей, одержимых этими инфернальными (т. е. адскими) сущностями. Но, пожалуй, наибольшее впечатление производит эпизод Священного Писания, в котором рассказывается, как наш Господь заставил переселиться целое скопище злых духов (помните: «имя нам легион!») в стадо свиней. Обезумевшие от такого неожиданного «соседства» животные побросались с обрыва в море.

Наиболее опытные в духовной жизни адепты христианства иногда получали власть изгонять нечистую силу, повелевая ею именем и силой Христа-Спасителя. Однако практика подобного рода чревата весьма тяжелыми последствиями и во все времена требовала от человека невероятной нравственной чистоты, владения своими физическими инстинктами, аскетических упражнений и подвижнического образа жизни. Далеко не каждый, даже искушенный в духовных битвах воин Христов осмеливался вступить по существу в открытую схватку с силами ада.

"Иисуса знаю, и Павел мне известен "

В наиболее тяжелых битвах с бесами нечистый дух «иммигрировал» в самого заклинателя.

Так, в «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть рассказ о неких горе-экзорцистах: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома».

"Сильный поп "

…Во время другого молебна молодая женщина лет тридцати пяти, отворачивая лицо, неожиданно по-собачьи начала махать перед собой руками — до нее дошли легкие клубы воскуренного в кадиле священника ладана.

Трудно описать словами интонации ее голоса, когда она со злобою закричала на отца Германа: «С-старый дур-рак, — и потом, как бы с сожалением в голосе: — У-у… сильный поп!» Привыкший за время своих многочисленных «отчиток» ко всему, пожилой священник приостановился только на мгновение и, стоя в пол-оборота, строгим голосом лишь властно бросил тому, кто, сидя внутри женщины, дерзко изрыгал на него хулу: «Ну-ка, замолчи сейчас же!» Больше этот некто своих соображений по поводу происходящего не высказывал — только глухо и недовольно ворчал внутри женщины.

Бывали и гораздо более серьезные случаи. Одного одержимого привезли в Троице-Сергиеву прикованным к кровати цепями. Когда его еще только подносили к воротам Лавры, он начал страшно буйствовать и рваться из пут. Свои действия он подкреплял самым отборным матом. Словесные конструкции, выстроенные из ненормативной лексики, были такой многоэтажности, что услышать похожие «перлы» можно далеко не в каждой «забегаловке». Успокоение пришло к нему после нескольких часов молитвенного служения отца Германа в храме, куда бесноватого занесли прямо с кроватью.

Ожоги бесноватого, или Почему малыш закричал мужским басом

Обычно на молебнах игумена Германа, совершаемых в церкви св. пророка Иоанна Предтечи, собирается до сотни человек. Среди них, как правило, от трех до пяти одержимых.

Однако отнюдь не на каждом богослужении они присутствуют в обязательном порядке. Если такие люди в храме есть, то «странности» начинаются почти с первыми словами молебна: какие-то невразумительные и испуганные выкрики, охи, ропот, непонятные движения. Дети, в которых присутствует «нечто», начинают беспричинно плакать. При одном только приближении отца Германа один такой малыш взревел настоящим мужским басом и принялся неистовствовать, выдираясь из рук держащей его матери. И это в то время, когда другие ребятишки с радостью подставляли свои личики под омовение святой водой. Многие из них внешне как будто даже светлели, счастливо при этом улыбаясь и прислушиваясь к чему-то таинственному, что свершалось внутри них.

Совсем по-другому ведут себя одержимые. Когда на них попадают брызги святой воды, они корчатся и ежатся, как от ожогов. В процессе службы игумен Герман несколько раз обходит всех присутствующих, помазывая святым миро и окропляя святой водой — каждого индивидуально. Имеющие в себе «аномалию» инфернального характера обычно, с ревом закатывая глаза, отшатываются назад, иногда падают. Упомянутая в начале статьи женщина, пока шла служба, валилась на пол раза четыре. И каждый раз — конвульсии, судороги, рев…

Дама, злословившая священника (пришедшая в храм, как потом выяснилось, с подругой и сыном лет 6-7), в конце службы с трудом подошла к целованию Распятия. Картина была душещипательная: сама она — образ и подобие Божие — тянулась к Кресту, а сидящий внутри нее изо всех сил шарахался от него. Описать эту сцену невозможно. Надо видеть ее своими глазами!

Несмотря на очевидную бестактность, я, не сдержав профессионального журналистского любопытства, подошел к этой женщине с расспросами: «Что вы ощущали? Почему так кричали?» На меня посмотрели исстрадавшиеся усталые глаза: «Не знаю. Все происходит помимо моего желания».

Месть князя тьмы

Бесноватость не заразна, как, например, туберкулез или скарлатина. Но следует помнить об одном: нельзя насмехаться над силами тьмы, даже если вы убежденный материалист и «вольтерьянец»! Сатана, будучи лжецом и обманщиком, не признающим никаких божественных законов, тем не менее хорошо знает их и, как адвокат-крючкотвор, всегда отстаивает права «пострадавшей стороны» перед Богом. Его «кассационная жалоба» апеллирует к изначальной справедливости Создателя, установившего Вселенский закон, перед которым все равны и за праведность и непреложность которого Бога славит вся сущая тварь. В момент нанесения человеком «обиды» Люциферу неважно, что последний взбунтовался против Бога (за это Сатана уже получил наказание — вечное отлучение от Всевышнего с низвержением в Тартар!). Князь тьмы лицемерно вопиет к Богу, как тварь, без повода с его стороны «обиженная» конкретными «словом или действием» отдельного человека.

По справедливости установленного Им Закона, Создатель вынужден предоставить любому «обиженному» право в той же мере воздать «обидчику». Происходит так называемое Божие попустительство силам тьмы. А уж последние ждать себя с местью не заставят: великодушие и благородство — не удел падших ангелов, мстят они жестоко и беспощадно!

Внушение помыслов о самоубийстве, уныние, отчаяние, ненависть, злоба, неприятности в материальной жизни — арсенал велик. Цель одна — порабощение человеческой души! Наиболее оптимальный способ — вселение внутрь человека.

Что говорили прозорливцы о последних временах

Откуда только не тянутся в Лавру, к мощам преподобного Сергия Радонежского православные. Судя по внешнему виду, одежде, речи, за духовным окормлением в Сергиев Посад — столицу всего Русского Православия едут люди и из Молдавии, и из Сибири, и с Урала. Очень много приезжих с Украины. Верующие, часто семьями, проезжают сотни километров специально, чтобы совершить только одно дело — приложиться к святым мощам преподобного Сергия — великого чудотворца и игумена земли Русской. К тем мощам, которые вот уже шестьсот лет пребывают в нетлении и к которым с благоговением прикладывались наши предки еще времен — только представьте! — Иоанна Грозного и Петра Великого. Но, как это часто бывает, многие из нас, десятилетиями живущие всего в часе езды от Сергиева Посада, так ни разу в жизни и не побывали в этой великой отечественной святыне. Мало ли нас таких — погрязших в каждодневной суете?!

Со всех концов России едут сюда люди, кроме прочего, и для того, чтобы попасть к духовным чадам и наследникам преподобного Сергия — к имеющему дар прозорливости батюшке Науму или отцу Герману, изгоняющему на своих службах бесов.

И вот какая мысль пришла мне в голову. На молебны последнего приезжают почти исключительно верующие, религиозные люди, но даже среди них встречаются одержимые. Сколько же таких, неприметно носящих в себе нечистое НЕЧТО, существует среди нас, простых смертных, многие из которых, доживая до белесых седин, так никогда и не узнали дороги к Храму — не нашедших подобно св. апостолу Павлу, своего пути на Дамаск?!

Древние прозорливцы говорили о последних временах, как о жуткой вакханалии, когда бесы перед пришествием Антихриста вырвавшиеся из ада, толпами начнут вселяться в людей, открывших им души своим безбожием, развратом, пороками, злобой, ненавистью, завистью, сребролюбием, эгоизмом и нелюбовью. Оглянитесь вокруг! Разве нравы нынешних времен («O tempere, o mores!») не соответствуют этим описаниям грешных человеков, впервые данные как важнейшая характеристика близости конца Света еще две тысячи лет назад св. апостолом Павлом в одном из его посланий. Официальная церковь, всегда весьма скептически и настороженно относившаяся ко всевозможным домотканым пророчествам о датах Светопреставления, сегодня уже открыто утверждает, что все мы живем в последние времена. О страшном совпадении признаков надвигающегося Конца говорит в своих проповедях и отец Герман. Пожалуй, пора всерьез призадуматься о тленности бытия и будущем наших бессмертных душ!..

Постскриптум

Для тех, кого заинтересовала статья, добавлю, что игумен Герман принимает всех страждущих в храме св. пророка Иоанна Предтечи, расположенном над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру (проезд: до станции «Сергиев Посад», далее метров триста пешком ). Службы начинаются каждый день в 13.00. Денег с вас никто не потребует, вход бесплатный. Однако если вы возьмете с собой пять-десять рублей на пожертвования Лавре и милостыню для нищих, то грехом это, прямо скажем, являться не будет.

Перед началом службы необходимо приложиться к мощам преподобного Сергия и попросить в душе его благословения. Можно привезти с собой детей и больных. И возьмите с собой небольшую емкость: молебен отца Германа водосвятный — отольете себе домой немного святой воды.

... "Во имя Отца, Сына и Святаго Духа"... Распятие в руках священника лишь прикоснулось к голове женщины лет 40-45. И вдруг... жуткий звериный рев сотряс благоговейную тишину храма. Женщину неведомой, но страшной силой буквально отбросило от креста. Со всего размаху ее дородное тело рухнуло на пол и забилось в жутких конвульсиях. Толпа, стоявшая до этого настолько плотно, что, казалось, яблоку негде упасть, рассеялась почти мгновенно. Люди, прижимаясь друг к другу, с состраданием и ужасом взирали вниз, на изгибающегося, бьющегося, трясущегося, рычащего человека...

Поверьте, перед вами не отрывок из сценария очередного фильма ужасов. Жизнь, как это часто случается, преподносит сюжеты пострашнее любой фантазии. Описанное событие происходило в реальном измерении всего несколько месяцев назад. Место действия - Троице-Сергиева Лавра, где игумен монашествующей братии монастыря отец Герман проводил свое очередное "отчитывание".

Из истории вопроса

Слово "экзорцизм" наверняка знакомо не каждому современному человеку. В старину на Руси этому мудреному заморскому термину соответствовало более простое, но не менее жуткое определение - "изгнание бесов"!

Практически любая религия, в том числе и христианство, признает существование темных сил - злых духов, демонов, обитающих в астральном мире и подчиняющихся князю тьмы, отпавшему от Бога. В различных откровениях он именуется по-разному - Ариман, Иблис, Сатана. Однако везде его суть определяется одинаково - враг рода человеческого, коварный лжец и богоборец.

Первое упоминание об экзорцизме в христианстве мы находим уже в самом Евангелии. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из людей, одержимых этими инфернальными (т. е. адскими) сущностями. Но, пожалуй, наибольшее впечатление производит эпизод Священного Писания, в котором рассказывается, как наш Господь заставил переселиться целое скопище злых духов (помните: "имя нам легион!") в стадо свиней. Обезумевшие от такого неожиданного "соседства" животные побросались с обрыва в море.

Наиболее опытные в духовной жизни адепты христианства иногда получали власть изгонять нечистую силу, повелевая ею именем и силой Христа-Спасителя. Однако практика подобного рода чревата весьма тяжелыми последствиями и во все времена требовала от человека невероятной нравственной чистоты, владения своими физическими инстинктами, аскетических упражнений и подвижнического образа жизни. Далеко не каждый, даже искушенный в духовных битвах воин Христов осмеливался вступить по существу в открытую схватку с силами ада.

"Иисуса знаю, и Павел мне известен"

В наиболее тяжелых битвах с бесами нечистый дух "иммигрировал" в самого заклинателя.

Так, в "Деяниях Апостолов" (19, 13-16) есть рассказ о неких горе-экзорцистах: "Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? - и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома".

"Сильный поп"

Во время другого молебна молодая женщина лет тридцати пяти, отворачивая лицо, неожиданно по-собачьи начала махать перед собой руками - до нее дошли легкие клубы воскуренного в кадиле священника ладана.

Трудно описать словами интонации ее голоса, когда она со злобою закричала на отца Германа: "С-старый дур-рак, - и потом, как бы с сожалением в голосе: - У-у... сильный поп!" Привыкший за время своих многочисленных "отчиток" ко всему, пожилой священник приостановился только на мгновение и, стоя в пол-оборота, строгим голосом лишь властно бросил тому, кто, сидя внутри женщины, дерзко изрыгал на него хулу: "Ну-ка, замолчи сейчас же!" Больше этот некто своих соображений по поводу происходящего не высказывал - только глухо и недовольно ворчал внутри женщины.

Бывали и гораздо более серьезные случаи. Одного одержимого привезли в Троице-Сергиеву прикованным к кровати цепями. Когда его еще только подносили к воротам Лавры, он начал страшно буйствовать и рваться из пут. Свои действия он подкреплял самым отборным матом. Словесные конструкции, выстроенные из ненормативной лексики, были такой многоэтажности, что услышать похожие "перлы" можно далеко не в каждой "забегаловке". Успокоение пришло к нему после нескольких часов молитвенного служения отца Германа в храме, куда бесноватого занесли прямо с кроватью.

Ожоги бесноватого, или Почему малыш закричал мужским басом

Обычно на молебнах игумена Германа, совершаемых в церкви св. пророка Иоанна Предтечи, собирается до сотни человек. Среди них, как правило, от трех до пяти одержимых.

Однако отнюдь не на каждом богослужении они присутствуют в обязательном порядке. Если такие люди в храме есть, то "странности" начинаются почти с первыми словами молебна: какие-то невразумительные и испуганные выкрики, охи, ропот, непонятные движения. Дети, в которых присутствует "нечто", начинают беспричинно плакать. При одном только приближении отца Германа один такой малыш взревел настоящим мужским басом и принялся неистовствовать, выдираясь из рук держащей его матери. И это в то время, когда другие ребятишки с радостью подставляли свои личики под омовение святой водой. Многие из них внешне как будто даже светлели, счастливо при этом улыбаясь и прислушиваясь к чему-то таинственному, что свершалось внутри них.

Совсем по-другому ведут себя одержимые. Когда на них попадают брызги святой воды, они корчатся и ежатся, как от ожогов. В процессе службы игумен Герман несколько раз обходит всех присутствующих, помазывая святым миро и окропляя святой водой - каждого индивидуально. Имеющие в себе "аномалию" инфернального характера обычно, с ревом закатывая глаза, отшатываются назад, иногда падают. Упомянутая в начале статьи женщина, пока шла служба, валилась на пол раза четыре. И каждый раз - конвульсии, судороги, рев...

Дама, злословившая священника (пришедшая в храм, как потом выяснилось, с подругой и сыном лет 6-7), в конце службы с трудом подошла к целованию Распятия. Картина была душещипательная: сама она - образ и подобие Божие - тянулась к Кресту, а сидящий внутри нее изо всех сил шарахался от него. Описать эту сцену невозможно. Надо видеть ее своими глазами!

Несмотря на очевидную бестактность, я, не сдержав профессионального журналистского любопытства, подошел к этой женщине с расспросами: "Что вы ощущали? Почему так кричали?" На меня посмотрели исстрадавшиеся усталые глаза: "Не знаю. Все происходит помимо моего желания".

Месть князя тьмы

Бесноватость не заразна, как, например, туберкулез или скарлатина. Но следует помнить об одном: нельзя насмехаться над силами тьмы, даже если вы убежденный материалист и "вольтерьянец"! Сатана, будучи лжецом и обманщиком, не признающим никаких божественных законов, тем не менее хорошо знает их и, как адвокат-крючкотвор, всегда отстаивает права "пострадавшей стороны" перед Богом. Его "кассационная жалоба" апеллирует к изначальной справедливости Создателя, установившего Вселенский закон, перед которым все равны и за праведность и непреложность которого Бога славит вся сущая тварь. В момент нанесения человеком "обиды" Люциферу неважно, что последний взбунтовался против Бога (за это Сатана уже получил наказание - вечное отлучение от Всевышнего с низвержением в Тартар!). Князь тьмы лицемерно вопиет к Богу, как тварь, без повода с его стороны "обиженная" конкретными "словом или действием" отдельного человека.

По справедливости установленного Им Закона, Создатель вынужден предоставить любому "обиженному" право в той же мере воздать "обидчику". Происходит так называемое Божие попустительство силам тьмы. А уж последние ждать себя с местью не заставят: великодушие и благородство - не удел падших ангелов, мстят они жестоко и беспощадно!

Внушение помыслов о самоубийстве, уныние, отчаяние, ненависть, злоба, неприятности в материальной жизни - арсенал велик. Цель одна - порабощение человеческой души! Наиболее оптимальный способ - вселение внутрь человека.

Что говорили прозорливцы о последних временах

Откуда только не тянутся в Лавру, к мощам преподобного Сергия Радонежского православные. Судя по внешнему виду, одежде, речи, за духовным окормлением в Сергиев Посад - столицу всего Русского Православия едут люди и из Молдавии, и из Сибири, и с Урала. Очень много приезжих с Украины. Верующие, часто семьями, проезжают сотни километров специально, чтобы совершить только одно дело - приложиться к святым мощам преподобного Сергия - великого чудотворца и игумена земли Русской. К тем мощам, которые вот уже шестьсот лет пребывают в нетлении и к которым с благоговением прикладывались наши предки еще времен - только представьте! - Иоанна Грозного и Петра Великого. Но, как это часто бывает, многие из нас, десятилетиями живущие всего в часе езды от Сергиева Посада, так ни разу в жизни и не побывали в этой великой отечественной святыне. Мало ли нас таких - погрязших в каждодневной суете?!

Со всех концов России едут сюда люди, кроме прочего, и для того, чтобы попасть к духовным чадам и наследникам преподобного Сергия - к имеющему дар прозорливости батюшке Науму или отцу Герману, изгоняющему на своих службах бесов.

И вот какая мысль пришла мне в голову. На молебны последнего приезжают почти исключительно верующие, религиозные люди, но даже среди них встречаются одержимые. Сколько же таких, неприметно носящих в себе нечистое НЕЧТО, существует среди нас, простых смертных, многие из которых, доживая до белесых седин, так никогда и не узнали дороги к Храму - не нашедших подобно св. апостолу Павлу, своего пути на Дамаск?!

Древние прозорливцы говорили о последних временах, как о жуткой вакханалии, когда бесы перед пришествием Антихриста вырвавшиеся из ада, толпами начнут вселяться в людей, открывших им души своим безбожием, развратом, пороками, злобой, ненавистью, завистью, сребролюбием, эгоизмом и нелюбовью. Оглянитесь вокруг! Разве нравы нынешних времен ("O tempere, o mores!") не соответствуют этим описаниям грешных человеков, впервые данные как важнейшая характеристика близости конца Света еще две тысячи лет назад св. апостолом Павлом в одном из его посланий. Официальная церковь, всегда весьма скептически и настороженно относившаяся ко всевозможным домотканым пророчествам о датах Светопреставления, сегодня уже открыто утверждает, что все мы живем в последние времена. О страшном совпадении признаков надвигающегося Конца говорит в своих проповедях и отец Герман. Пожалуй, пора всерьез призадуматься о тленности бытия и будущем наших бессмертных душ!..

Постскриптум

Для тех, кого заинтересовала статья, добавлю, что игумен Герман принимает всех страждущих в храме св. пророка Иоанна Предтечи, расположенном над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру (проезд: до станции "Сергиев Посад", далее метров триста пешком). Службы начинаются каждый день в 13.00. Денег с вас никто не потребует, вход бесплатный. Однако если вы возьмете с собой пять-десять рублей на пожертвования Лавре и милостыню для нищих, то грехом это, прямо скажем, являться не будет.

Перед началом службы необходимо приложиться к мощам преподобного Сергия и попросить в душе его благословения. Можно привезти с собой детей и больных. И возьмите с собой небольшую емкость: молебен отца Германа водосвятный - отольете себе домой немного святой воды.

Да благословит вас Господь!

Алексей Верда

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение одержимого человека крестным знамением, а также окуривание его ладаном. Молитва, изгоняющая бесов, является самой длинной в каноне Православной Церкви - продолжительность ее около 20 минут. Текст молитвы не менялся на протяжении многих веков.

История экзорцизма

В богословской науке экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Князя тьмы с помощью определенного религиозного ритуала. Обряд этот очень древний и восходит к истокам христианства.

В Евангелии описано, как Иисус Христос, странствуя по Галилее, неоднократно изгонял нечистых духов из страждущих. Одна из самых известных библейских историй, касающихся практики экзорцизма, повествует о том, как Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, одержимые бесами, бросились в пропасть. «Как твое имя?» - вопрошал Спаситель нечисть перед изгнанием. «Имя мне легион», - отвечали бесы. Таким образом, в Священном Писании впервые говорится о том, что человек может быть одержим многими бесами.

Даром изгнания бесов вначале обладал только Иисус Христос. Впоследствии, после сошествия Святого Духа на апостолов, они также обрели этот дар. Теологи утверждают, что именно через них, основателей Христианской церкви, эта способность перешла к их последователям - священникам.

Количество людей, действительно умеющих изгонять бесов, было, по-видимому невелико во все времена. Однако в Средние века среди служителей Церкви появилось огромное число священников, уверенных, что им это по силам, хотя на самом деле они ничем не могли помочь одержимым. Естественно, деятельность их не могла принести ничего, кроме вреда, а «успехи» на этом поприще инквизиции привели к тому, что современная Католическая Церковь официально к экзорцизму больше не прибегает.

Отчитка - дело специалиста

На Руси самым древним письменным источником об экзорцизме являются наставления по изгнанию бесов, изложенные в требнике Киевского митрополита Петра Могилы, который датируется XIV веком. Православная церковь не только не отрицает изгнание бесов, но и активно практикует его. Правда, священников, умеющих отчитывать, можно пересчитать по пальцам.

Необходимо обратить особое внимание на то, что отчитывать, то есть изгонять бесов, имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, чита обычную молитву за здравие. В некоторых случаях она тоже помогает.

Признаки одержимости

Прежде чем вести кого-то из близких или знакомых на отчитку люди советуются со священником из своего прихода и получают его благословение. Кроме того, необходимо убедиться, действительно ли человек одержим, с первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот некоторые из них.

Одержимый бесом боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание. Окропление святой водой, прикосновение креста может вызывать у него физические страдания. То же самое происходит, когда он вдыхает ладан.

Одержимый бесами физически не сможет принять ни одного из христианских таинств. Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль. Однако одержимость может выражаться и не так явно. Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях во всем теле, потере сознания и плохом самочувствии и за пределами церкви.

Прежде спокойный человекможет сделаться необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным, если в него вселяются бесы. Об одержимости можно говорить и в том случае, если ранее равнодушный к алкоголю и наркотикам человек вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться.

Не путать с психопатией?

Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями. Так, например, симптомы, характерные для одного из видов шизофрении, могут напоминать поведение человека, ставшего жертвой темных сил. Больной полностью уверен, что им овладел бес, и даже во время отчитки может вести себя как одержимый. Об этом феномене человеческой психики знают и священники. Обычно они приходят до начала службы и беседуют со страждущим, над которым предстоит провести обряд. Опытный священник сразу видит, одержим человек или болен психически. Больным людям обряд противопоказан, потому что может усугубить их состояние.

Каким же образом священники отличают психически больного от одержимого? Во-первых, одной из способностей людей, умеющих изгонять бесов, является умение чувствовать присутствие в человеке злых духов. Во-вторых, некоторые священники имеют медицинское образование и знакомы с азами психиатрии. К тому же многие занимаются этим тяжелым делом долгие годы и едва ли не ежедневно, поэтому глаз у их, как говорится, наметан.

В некоторых церквях с желающими попасть на отчитку проводят беседу чтобы выявить, действительно ли эти люди одержимы. Но в последние несколько лет одержимых стало так много, что на индивидуальные беседы у священников просто не хватает времени.

Отчитка в лавре

Сейчас самым известным местом из-ания бесов в России является Свято-оицкая Сергиева лавра, расположенная в городе Сергиев Посад. Это один из главных центров российского православия. Здесь покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, почитаемого на Руси с особым благоговением. Ежедневно сотни паломников со всей России и из ближнего зарубежья приезжают в лавру чтобы приложиться к мощам святого чудотворца. Кто-то хочет отдать дань уважения, кто-то - попросить крепкого здоровья, а кто-то приходит к святому за советом. Но есть и те, кто приезжает в лавру надеясь избавиться от бесов.

Почти каждый день игумен монашеской братии лавры архимандрит Герман проводит отчитку. Неизменно на эту особую службу собирается несколько сотен страждущих. Обряд проводится в небольшом храме Иоанна Предтечи, который находится на территории храмового комплекса лавры. Церковь эта небольшая, так что людям во время службы порой приходится стоять даже на крыльце.

На отчитку отец Герман нередко опаздывает минут на десять - пятнадцать. Знатоки здешних обычаев говорят, что делает он это специально, чтобы пришедшие набрались мужества и сил: ведь отчитка - нелегкий обряд.

Прежде чем начать отчитку отец Герман каждый раз произносит полуторачасовую проповедь. «Грех - это тоже болезнь, - говорит он. - и чем сильнее мы впадаем в грех, тем слабее становится наш дух, и ворота нашего разума открываются для бесов».

А когда отец Герман приступает к отчитке, начинается страшное. Гнетущая тишина сменяется какофонией звуков, многие из которых не имеют ничего общего с человеческими голосами. Некоторые люди визжат, другие надрывно кричат, дети порой начинают говорить низкими мужскими голосами. Случается, люди лают, хрюкают извиваются, катаются по полу.

Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом, который был настолько буйным, что его пришлось приковать цепями к кровати и прямо на ней заносить в храм. После отчитки этот человек спокойно поднялся и самостоятельно отправился домой.

Изгнание бесов - обряд, требующий огромных физических и душевных сил. После отчитки отец Герман выглядит так, словно целый день таскал в гору тяжелые камни. Зато бывшие одержимые, избавившись от мучивших их бесов, чувствуют величайшее облегчение.

Изгнание призраков, бесов, демонов или другой нечисти, которые способны вселяться в человека и приносить ему вред. Экзорцизм может проходить как спокойная, убеждающая беседа или как строгий ритуал, благодаря которому вселившееся в человека существо, напуганное именем Всевышнего, покидает его.

Понятие "экзорцизм" происходит от древнегреческого языка и означает "клятва". "Экзорцизм" в переводе на латинский язык звучит как "адюре", в русском означает "тот, кто приносит присягу". Проводить экзорцизм - это значит не столько изгонять нечисть, сколько "привести беса или демона к присяге", а также обратиться к высшим силам для того, чтобы они заставили сущность покинуть одержимого. Опубликованная в Америке, в 1972г., работа "Экзорцизм" раскрывает понятие этого ритуала – экзорцизм влияет на силы зла посредством торжества Иисуса Христа, связывает Его могущественностью и Его святой церковью.

В Христианской религии начало обряда экзорцизма, преимущественно в Римско-католической церкви, происходит с таких слов: "Побуждаю тебя, злой дух, к присяге Всемогущему Богу".

Согласно Святой Евангелии, Иисус Христос изгнал очень много бесов, но он не проводил экзорцизм, потому что ему не надо было призывать к Всевышнему.

Экзорцизм, как обряд, проводился, начиная с античной эпохи. В различных культурах люди верили в то, что злая сила постоянно вторгается в жизнь человека, поэтому экзорцизм считался повседневным явлением. Люди постоянно прибегали к помощи экзорциста при возникновении болезней, порожденных злыми силами. Экзорцизм злых духов, бесов, демонов или нечистой силы, созданных с помощью колдовства – это вполне обычное и распространенное явление в нашем мире. В зависимости от культуры и религии экзорцистом может быть священнослужитель, экстрасенс, колдун, шаман или целитель и т.д.

Экзорцизм различается по формам проведения, которые зависят от психиатрического или психического толкования личных расстройств, согласно которым человек чувствует себя одержимым некой чужой сущностью.


Христианская религия связывает экзорцизм с одержимостью нечистой силы, бесами. Это является происком дьявола. Доказательством одержимости считается умение одержимого человека левитировать, обладание невероятной сверхчеловеческой силой. Эти люди, как правило, не могут находиться в церкви, у них возникают припадки ярости, сопровождающиеся сквернословием; в состоянии одержимости они способны говорить на иностранных языках. Последнее качество было сильнейшим доводом в пользу одержимости для католической церкви. Служители церкви обращались к епископу для того, чтобы он одобрил экзорцизм.

Священнослужители сами проводили экзорцизм с помощью своих подчиненных, знахаря, а также, иногда, и члена семьи. При провидении ритуала экзорцизма одержимый претерпевал сильную боль, которая часто сопровождалась сильнейшими психическими реакциями, спазмами всего тела. Бесноватый мог плеваться, сильно потел, его тошнило, начинался понос. В помещении, где проводился экзорцизм, люди ощущали приливы холода и жара. Часто, сами по себе, перемещались различные предметы домашней утвари. Как правило, перед ритуалом экзорцизма их убирали, чтобы не сломались.

Специалисты по спиритизму характеризуют христианский экзорцизм как дуэль между сатаной и самим экзорцистом за душу одержимого. Во время проведения обряда экзорцизма священнослужитель и его помощник обязаны быть относительно безгрешны, чтобы сатана не мог обличить их в греховности и тем самым повлиять на них.

Всякому злоухищрению сатаны экзорцист вынужден противопоставить откровенное требование подчиниться и покинуть одержимого именем Иисуса Христа, угрожая нечистой силе сильнейшими мучениями и карой Господа. В довершение чего, экзорцист обязан пребывать в истинной вере, что всесильность Господа Бога превосходит все.

В христианской религии формальный обряд экзорцизма проводился исключительно в Римско-католической церкви. Не так формально экзорцизм, как ритуал, проводился протестантскими священнослужителями.


Ритуал проведения экзорцизма на первый взгляд может показаться жестоким. Экзорцист в то время кроме молитв и благовоний мог применять пытки для жертвы, а это рукоприкладство, пытка голодом, сквернословие в адрес подселившегося беса и т.п. В средневековье, в ритуалах экзорцизма, часто, да и по сей день, применяют соль, так как считают, что соль духовно очищает человека. Также используют церковное вино - Кагор, которое символизирует кровь Христову. Представители католической церкви являлись наиболее популярными среди экзорцистов. Многие священнослужители проводили обряд экзорцизма привселюдно на площадях, призывая злых духов Люцифера, Аштарота, Ваала, Намброфа, Данталиана и других покинуть тело одержимого человека.

В наше время церковь перестала придавать столь важное значение бесноватости и проведению обряда экзорцизма. Хотя в 1991 году правительство позволило одной из телевизионных компаний Америки провести в прямом эфире ритуал экзорцизма, изгонение демона из женщины. Это был первый в истории экзорцизм, который транслировали по телевидению в одной из шоу-программ. Одержимую тошнило и рвало, вела себя неадекватно, сквернословила, говорила мужским басом. Телезрителей экзорцизм не впечатлил, а скептиков совсем не убедил. Люди ожидали большего, так как пологали, что экзорцизм будет проводиться также, как и в полюбившихся в то время кинофильмах типа «Экзорцист», «Изгоняющий дьявола». Экзорцизм не помог женщине, и ей опять пришлось обращаться за помощью к психиатрам.

Харизматическое христианство Америки проводит экзорцизм с помощью молитв и лечения руками. Если человек действительно одержимый, пастырь вынуждает нечистую силу проявить себя. Бесы перечисляют те грехи, которые лежат в их основе: такие как Гордыня, Зависть, Похоть, Жадность. Если экзорцизм прошел успешно, то человек вновь приходит к Господу, а изгонявшие произносят благодарственные молитвы.

Совсем по-другому проводится экзорцизм в иудаизме. В Старом Завете осветляется одержимость и изгнание бесов. В Книге Самуила, Давид с помощью лиры изгонят демона из Саула, одержимого бесом. Книга Товита также упоминает экзорцизм; в ней главный герой узнал про экзорцизм от ангела Рафаила. В ранней талмудической литературе также описаны обряды экзорцизма. Наиболее известный экзорцизм - изгнание злого духа под именем диббук (в переводе с Еврита – «прилепление»).

В других мировых религиях также упоминается о бесчисленном количестве духов и демонов, способных завладеть душой человека, к которым применяется экзорцизм. Например, в шаманизме шаман способен входить в некий транс, с помощью которого он отвоевывает захваченную демоном душу одержимого, а потом изгоняет его.

В наше время эксперты в этой области и религиозные представители выдвигают свою точку зрения на бесноватость и экзорцизм. Ясновидящий и парапсихолог из США, Карл Уикленд со своей женою Анной утверждают, что вселившиеся духи не всегда могут быть злыми, вероятнее всего они оказываются в зависимости от ауры одержимого. «Вселившиеся духи порождают умножение или раздвоение личности человека, психические болезни и расстройства от легкий умственных отклонений до различных видов помешательства, неврозов, эпилепсии, дипрессии, клептомании, слабоумия, склонности к самоубийству, склонности к самоубийству, потери памяти, пъянству, развращенности, порочности, жестокости и т.д.» - указал Карл Уикленд в своей работе 1924г. "Тридцать лет среди мертвых". Карл Уикленд с Анною проводили экзорцизм с помощью уговоров и воздействием маломощного электричества на одержимого человека.

Многие английские религиозные представители, проводя экзорцизм, также использовали уговоры подселившихся духов. Священнослужитель Мартин Израел, который являлся еще и лектором патологии в одном из Лондонских университетов, одобрял этот способ экзорцизма и выдвинул мнение, что большая часть вселявшихся духов приходятся родственниками или друзьями одержимого, и они просто хотят довершить свои незаконченные земные дела.

Английский священнослужитель, преподобный отец Джеймс Смит заверял, что проводил больше 800 ритуалов экзорцизма. Священник твердо верил в нечистую силу и в неупокоенных душ. Джеймс утверждал, что при проведении экзорцизма, если это беспокойные духи вселились в жертву, то в помещении веет холодом, а вот если демоны - тогда сухим жаром. Преподобный отец Джеймс при экзорцизме проводил богослужение и надеялся скорее на веру в то, что неспокойные духи покинут жертву, что он сможет заставить их уйти навсегда.

Экзорцист и парапсихолог Дональд Пейс, проводя экзорцизм, ощущал вибрации нечистой силы, по которым определял уровень её злости и свирепости, порой чувствовал тяжелые отвратительные запахи. Экзорцист говорил, что обладает способностью видеть ауру человека, и если демон вторгается в ауру, он проводит экзорцизм и изгоняет его оттуда, принимая в себя, прежде чем изгнать. Экзорцизм Дональд часто проводил в несколько сеансов, так как все зависело от того, насколько подселившийся дух поработил человека.

В христианской религии отсутствуют формальные обряды экзорцизма из мест. Весь ритуал может заключаться только в том, что церковнослужитель окропит это место или землю святой водой и окурит ладаном, приказывая нечистой силе уйти прочь.

Loading...Loading...