К снятся маленькие серенькие котята. К чему снятся маленькие котята женщине: сонник про маленьких котят

Рудаков Константин Иванович

русский художник

Рудаков Константин Иванович (1891-1949) - петербургский художник, живописец, график, мастер акварельного портрета, книжный иллюстратор.

Родился 1891 году в Петербурге в творческой семье. Его отец работал в Мариинском театре художником по сцене, делал эскизы декораций и костюмов.

Искусство театра - это удивительный мир игры и преображения реальности, увлекающий зрителя в круговорот событий. Юноша был свидетелем великих актерских перевоплощений на сцене и с интересом наблюдал за тем, что происходило за кулисами. Впечатления от яркой театральной жизни подарили Рудакову остроту восприятия действительности, обогатили его творчество жанровым многообразием и колоритными образами. В его работах есть неподражаемая легкость кисти и виртуозность рисунка, неиссякаемая энергия сатиры и артистизм. Для развития природного таланта К. Рудакова, казалось, были созданы все условия. Он учился в частных студиях и мастерских у прославленных мастеров кисти П. Чистякова и В. Савинского, М. Добужинского, Е. Лансере, Б. Кустодиева. В Академии художеств был учеником Д. Кардовского. Общение с Дмитрием Николаевичем, знакомство с его школой живописи сыграло неоценимую роль в судьбе и формировании творческой личности К. Рудакова. Возможно, под влиянием Д. Н. Кардовского Константин Иванович обрел свой оригинальный авторский стиль, серьезно увлекся рисунком и книжной графикой.

К. Рудаков органично вошел в круг художников «Мир искусства» и стал постоянным участником их выставок. Ему, так тесно связанному с театром, был близок и изобразительный язык, и круг тем, и эстетика этого объединения. Декоративное начало в живописи, театральность подтекста и связь с традициями искусства XVIII века стали характерными чертами его творчества, его мировосприятия.

К. Рудаков вошел в историю русского искусства как замечательный книжный иллюстратор и мастер литографии. Литературные произведения выбирались автором с учетом собственных предпочтений. Рудаков любил русскую классику и с интересом иллюстрировал А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстова. Он обожал французскую литературу: Ги де Мопассана, Э. Золя. В. Гауфа, Э. Гофмана. Мопассановские образы, созданные художником, исключительно точно раскрывали характер героев, эмоциональный накал их переживаний и обнажали остроту сюжета. Его иллюстрации к роману «Милый друг» и «Пышка» остались в памяти не у одного поколения читателей. К. Рудаков был блистательным рисовальщиком, выбирал важные эпизоды и всегда находил выразительные композиционные решения. В каждой созданной автором сцене чувствовались мастерство и артистизм исполнения, легкий юмор и богатая гамма чувств разных по характерам персонажей.

РУДАКОВ Константин Иванович (1891-1949) – живописец, график, акварелист, иллюстратор, педагог.

В художественной жизни Ленинграда 1930-1940-х гг. Константин Иванович Рудаков был заметной фигурой: популярный преподаватель ИЖСА Академии художеств, заслуженный иллюстратор, виртуоз графических импровизаций. Но среди имен тех, кто составил славу ленинградской графики (В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Н.А. Тырса), его имя встречается редко. У Рудакова достойная, но «отдельная» репутация – график с живописным даром, работавший как бы в «пограничной зоне» двух видов искусства.

Константин Иванович Рудаков родился 26 марта 1891 года в Санкт-Петербурге. Художественное образование Рудакова было образованием рисовальщика по преимуществу. Ребенком, после смерти отца – декоратора Мариинского театра, он попал в Царскосельский приют Человеколюбивого общества. Высокие попечители приюта, видя успехи мальчика в рисовании, определили его к жившему в Царском Селе П.П. Чистякову – знаменитому учителю В.А. Серова и М.А. Врубеля. Чистяков делал упор на рисунок, на конструктивно-пластическое построение натурной формы. Той же системе следовал В.Е. Савинский, в чьей домашней студии Рудаков занимался позднее, и тем более Д.Н. Кардовский – из его мастерской выходили блестящие рисовальщики, фанатики линии. В данном случае у ученика были другие склонности. Но именно последовательная школа (в числе педагогов следует назвать преподававших в новой художественной мастерской Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского) помогла Рудакову определить свой путь в разноголосице двадцатых годов. Путь этот пролегал в стороне от авангардных крайностей. Позиция графика складывалась на основе уважения натуры, традиций пластики и материала.
В Академии художеств Рудаков учился долго (1913-1922) – по причине частых отлучек. Участие в войне до ранения, работа инструктором художественной студии для рабоче-крестьянской молодежи (1918-1920), преподавание математики на судах Балтийского флота (эту профессию он приобрел, окончив в юности Реальное училище). Только с 1923 г. начинается самостоятельная работа в сатирических журналах («Смехач», «Бегемот», «Крокодил») и в детской книге. Журнальная графика подготовила возникновение станковых циклов, а с детской книги начался Рудаков-иллюстратор.
Как многие художники его поколения, Рудаков сдавал в сатирическую периодику акварели и гуаши, изображающие нэпманов – однозначно отрицательных «героев времени». Как бы в продолжение этих листов в 1928-1932 гг. создается большой цикл «Нэп». В журнальной графике художник демонстрировал социальную зоркость, остроту обличения; интонация станковых композиций сложнее. Характеристики персонажей теряют явную оценочность; зачастую перед нами портретные зарисовки без впрямую выраженного отношения к моделям. Встречающаяся гротескность типажей смягчена красотой тонко прочувствованного материала. Рудаков увлечен возможностями разных техник: одна и та же схема «проигрывается» то в акварели, то в монотипии. Подвижная свобода цвета, его живописная текучесть как бы скрадывает рациональность построения формы. В близких по времени создания циклах «Нэп», «Запад» (1932-1934), «Обнаженные натурщицы» (1930-е) Рудаков становится виртуозом импровизации, основанной на безошибочном умении предусмотреть гармонический итог: любая случайная клякса, затек краски аранжируется им в необходимый для целого звук.
Графика рубежа 1920-1930-х гг. содержит черты, важные для всего последующего творчества художника. Во-первых, в отношении к технике: в совершенстве владея многими (акварель, пастель, гуашь, литография, офорт, сухая игла, монотипия, гравюра на целлулоиде), Рудаков предпочитает литографию и комбинации туши, акварели и гуаши. Во-вторых, в жанровых пристрастиях – на первом месте всегда будет портрет. Наконец, в работах этого времени ощутим трудно формулируемый, но легко уловимый «французский дух». Листы цикла «Нэп» открыто демонстрируют любовь их автора к Дега и Тулуз-Лотреку («Сидящая женщина», акварель; «Певица», монотипия; «Пара», литография). Импрессионистические склонности Рудакова выражались не только в остром чувстве беглой, летучей формы, не только в динамике как бы случайных композиций. Родство было более глубинным, и оно обусловило успех иллюстраций к французской классике – к произведениям Золя и Мопассана. «Глядя на его иллюстрации к Мопассану, – написано в одном отзыве – не верится, что их делал человек, не видавший близко Парижа...»
Литографии к романам Э.Золя («Разгром», «Нана»), к повестям и рассказам Ги де Мопассана («Милый друг», «Жизнь» и другие) были созданы во второй половине 1930-х годов, когда книжный опыт Рудакова был уже велик. В основном опыт иллюстратора детской книги. Но, тактичные и профессионально исполненные, эти иллюстрации обнаруживали зависимость то от В. Лебедева (Е. Шварц «Стоп! Правила уличного движения знай, как таблицу умножения», 1930), то от Б. Чарушина («Колобок», 1936). Стихия веселой игры и стремительно разворачивающегося сюжета оставалась чужда Рудакову. Его метод был методом портретно-психологическим. Плотность фактуры и «крупные планы» героев в прозе французских реалистов – все соответствовало данному методу. Художник дополняет портретные изображения мизансценами ключевых ситуаций, выстроенными в заботе о книжной странице: неглубокое пространство, ритмическое равновесие, декоративная гармония цвета. Литографии черно-белые и цветные («Милый друг», «Пышка», «Иветта») легко ложились в книгу; не предназначавшиеся к опубликованию листы к «Нана» выполнены жидкими красками – акварелью, тушью, ламповой копотью.
Последующие иллюстрации Рудакова не достигли завершенности «французского цикла». Ни вышедшие в свет – к «Евгению Онегину» (1936-1939, 1946, 1949), к «Отцам и детям» И.С.Тургенева (1945-1949), к горьковскому «Фоме Гордееву» (1947-1949). Ни те, что остались в эскизах – к «Анне Карениной» (1940-1945) и «Войне и миру» (1941-1948). Зыбкость акварельно-гуашевых оригиналов пропадала при переводе в книжную печать. К тому же, портретируя Пышку или Жоржа Дюруа, Рудаков искал индивидуальное через острые типажи французского искусства – от Гаварни до Тулуз-Лотрека; русская же классика, более «своя», не позволяла вдохновляться типическим, заставляла «сочинять» зримый облик персонажей. И эти воображаемые портреты часто статичны и не всегда убедительны. В портретном методе Рудакова было что-то от актерского дара, от умения вжиться в образ через детали и внешние приметы. Это делало интересными его немногие театральные работы (А.С. Грибоедов «Горе от ума», 1940-1941; А.П. Чехов «Свадьба», 1942; Уильям Шекспир «Много шума из ничего», 1943; Н.В. Гоголь «Ревизор», 1946) – костюмы и гримы, рассчитанные на определенных исполнителей, на конкретную пластику и повадку.
С 1929 до конца жизни Рудаков преподавал в ЛИЖСА, а также на графическом отделении Ленинградского института инженеров коммунального строительства. В 1938–1940 гг. работал в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ.
В годы Великой Отечественной войны и блокады создал серию портретов бойцов ПВО, работал над театральными декорациями, исполнял живописные панно для городских площадей и улиц, сотрудничал в журнале «Костёр». В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Государственном Русском музее (В.М. Конашевич, В.В. Пакулин, А.Ф. Пахомов, К.И. Рудаков и А.А. Стрекавин). Позднее, в феврале 1945 года они экспонировались в Москве.
Константин Иванович Рудаков скончался в 1949 году в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Работы художника находятся в собраниях:
Государственного Русского музея;
Государственной Третьяковской галереи;
Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина;
Государственного Литературного музея;
Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки;
Музея изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре;
Музея изобразительных искусств Республики Карелия;
Самарского областного художественного музея;
Удмуртского Республиканского Музея Изобразительных Искусств;
Чувашского государственного художественного музея;
Луганского областного художественного музея;
Одесского художественного музея...

Причиной происшествия послужила пустая банка из-под напитка, которую местный арт-критик неосторожно поставила на одну из частей композиции
  • 12.02.2020 Sotheby’s выставляет на мартовские торги керамику, скульптуру, письма и другие предметы, связанные с личностью и творчеством самой дорогой художницы мира
  • 11.02.2020 Картина, долгое время провисевшая в стенах Музея искусств Аллентауна, считалась работой мастеров из круга художника. Однако эксперты выяснили, что это не так
  • 11.02.2020 Картина, авторство которой еще необходимо подтвердить у экспертов, досталась за бесценок владельцу антикварного магазина в городке Щецине
  • 10.02.2020 Тамара де Лемпицка поднялась с 9-го на 7-е место в списке самых дорогих работ русских художников. Ее персональный рекорд - $21,1 млн - был установлен на Christie’s и составил 25,8 % от суммы продаж всего аукционного вечера
    • 12.02.2020 Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков - и в каком виде подошла к началу XX века
    • 10.02.2020 AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
    • 05.02.2020 В рубрике «Теория заблуждений» отныне мы будем искоренять мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Первым на «операционный стол» ложится Mei & Moses All Art Index
    • 04.02.2020 «Чарующая прелесть рисунков Львова…», - писал критик о работах еще очень молодого автора. На AI Аукционе выставлен холст уже зрелого мастера, с развитой творческой манерой и неповторимым чувством свободы
    • 04.02.2020 Первый материал рубрики «Искусство и технологии» дает нашему читателю историческую ретроспективу и краткую оценку сегодняшней ситуации на рынке ArtTech
    • 27.01.2020 В залах галереи «Веллум» в Гостином Дворе открывается новая экспозиция
    • 24.01.2020 Выставка пионера русского конструктивизма пройдет в галерее «Тейт Сент-Айвс» (Tate St Ives) и будет посвящена 100-летию его «Реалистического манифеста»
    • 25.12.2019 В наступающем году многие музеи мира подготовили настоящие выставки-блокбастеры. Чтобы не запутаться во всем многообразии первых имен и не пропустить что-то интересное, самое время заняться составлением календаря будущих событий
    • 17.12.2019 Выставка, открывающаяся 19 декабря в главном здании музея, на Петровке, 25, - попытка по-новому взглянуть на обширное музейное собрание отечественного искусства: кураторами проекта стали 20 известных деятелей из различных профессиональных сфер
    • 12.12.2019 6 апреля 2020 года исполняется 500 лет со смерти одного из величайших художников Возрождения. В преддверии масштабных мероприятий, которые будут проходить в следующем году, Берлинская картинная галерея открывает выставку Мадонн работы Рафаэля Санти
    Loading...Loading...