Как совмещать намазы правильно. Когда путник может совмещать и сокращать намазы

Намаз путника

Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.

Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:

1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;

2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;

3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.

В итоге, если человек выходит в соответствующий путь - сафар, он может сократить четырехракаатный намаз до двух ракаатов. Для этого он делает соответствующее намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденный намаз сократив его, Аллаху акбар». Вступив с таким намерением в намаз, он совершает два ракаата. И он должен закончить этот намаз до того, как он доедет до окончательного пункта назначения или сделает намерение, остановиться в этом месте на четыре дня.

Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).

Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со . Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;

Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:

1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;

2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.

3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.

Одним словом, человек переносит послеобеденный намаз на время обеденного намаза. Когда наступает время обеденного намаза, он совершает намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденного намаза, перенося к нему послеобеденный намаз, Аллаху акбар», после того как завершит этот намаз, он встает и совершает намерение послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить фарз послеобеденного намаза, перенося его к обеденному намазу, Аллаху акбар». Так путник совершает и обеденный, и послеобеденный намаз во время обеденного намаза. Так же можно совершить вечерний и ночной намаз, перенося ночной на время вечернего намаза.

Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.

А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:

1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.

2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.

В итоге, когда наступает время вечернего намаза человек, намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. При наступлении времени ночного намаза, человек начинает вечерний намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз вечернего намаза, перенося его к ночному намазу, Аллаху акбар». После окончания вечернего он совершает ночной намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз ночного намаза [перенося к нему вечерний намаз], Аллагьу Акбар». Так он совершает и ночной, и вечерний намаз внутри времени ночного намаза. Впрочем, следует знать, что, перенося предыдущий намаз на следующий, можно сначала совершать любой из намазов, но желательно соблюдать порядок и совершить сначала вечерний или обеденный. Мы привели пример того, как сначала совершается вечерний намаз, а потом – ночной. А можно совершать сначала ночной, а потом вечерний.

Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.

Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.

10:23 2016

Всевышний Аллах обязал рабов ежедневно совершать пять обязательных намазов, для каждого из которых отведено определенное время. В Коране по этому поводу сказано:«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103).

Поэтому, если мусульманин пропустил намаз без уважительной причины, то он совершил тяжкий грех, который можно смыть только искренним покаянием. Некоторые богословы даже считают, что возмещать такой намаз необязательно, потому что он все равно не будет принят, даже если человек возместит его тысячу раз.

Муслим передал со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут". Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз вовремя и приказывал своим последователям поступать так же, и Аллах не принимает сознательно и беспричинно пропущенные намазы.Однако при некоторых обстоятельствах (в поездке, во время болезни или сильного дождя) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В частности, аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Умара о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда спешил во время путешествия, объединял закатный и вечерний намазы. Хадисов на эту тему очень много.

В некоторых сообщениях отмечается, что иногда он объединял эти намазы без видимой уважительной причины. Муслим передал слова Ибн Аббаса: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будучи в Медине, объединил полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В то время он не испытывал страха, и дождя тогда тоже не было".

В одной из версий хадиса сообщается, что Саид б. Джубейр спросил Ибн Аббаса о причине этого, и тот ответил: "Он не хотел обременить кого-либо из своих последователей". В другой версии, рассказанной Абдуллахом б. Шакиком, говорится: "Однажды, завершив послеполуденный намаз, Ибн Аббас прочел нам проповедь. Она затянулась настолько, что закатилось солнце, и появились звезды. Люди стали говорить: "Намаз! Намаз!" Тут к нему подошел человек из племени Тамим, который не переставая начал повторять: "Намаз! Намаз!" Ибн Аббас же воскликнул: "Неужели ты станешь учить меня Сунне? Горе твоей матери! Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним". Потом Ибн Шакик сказал: "Я засомневался в его словах и спросил об этом Абу Хурейру, и он подтвердил слова Ибн Аббаса". Этот хадис тоже передал Муслим.Богословы по-разному трактовали эти предания. Ат-Тирмизи полагал, что ими вообще не следует руководствоваться. В конце своего сборника он сказал: "В моей книге есть всего два хадиса, которые мусульмане единодушно не принимают во внимание. Это – хадис Ибн Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совместил намазы в Медине, когда ему ничего не угрожало и когда даже не было дождя; а также хадис о том, что наказанием за употребление вина в четвертый раз является смертная казнь".

Как заметил имам ан-Навави, смертная казнь за употребление опьяняющих напитков действительно была отменена. Что же касается отказа от совмещения намазов, то богословы не были единодушны по этому поводу.

Некоторые из них считали, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, когда небо было облачным, и он не мог определить наступление времени намаза. Ахмад б. Ханбал и многие богословы шафиитского толка полагали, что причиной этого была болезнь.

Согласно наиболее предпочтительному мнению, совмещать вышеуказанные намазы разрешается, если человек боится пропустить важное безотлагательное дело. Так считали Ибн Сирин, Абу Исхак аль-Марвази, Ашхаб (ученый маликитского толка), аль-Каффал (богослов шафиитского толка) и др. Таким же образом действия Пророка, мир ему и благословение Аллаха, расценили Ибн Аббас и Абу Хурейра.

Это подтверждается и другим хадисом, переданным ан-Насаи со слов Салима б. Абдуллаха. Его спросили о том, как молился его отец Абдуллах б. Умар во время поездок: "Объединял ли он намазы во время них?" В ответ он сказал, что однажды, когда отец был на плантации, его жена Сафийя бт. Абу Убейд написала ему: "Наступил последний день моей земной жизни и первый день моей будущей жизни". Тогда он сел верхом и спешно направился домой. Когда наступило время полуденного намаза, муэдзин сказал ему: "Намаз, Абу Абд ар-Рахман!" Он даже не обернулся, а когда приблизилось время послеполуденного намаза, он сказал: "Объяви о начале намаза, а когда я завершу намаз, объяви о начале другого намаза". Помолившись, он снова отправился в путь верхом. Когда закатилось солнце, муэдзин снова сказал: "Намаз!" Он ответил: "Мы поступим так, как поступили во время полуденного и послеполуденного намазов". Когда на небе появилось много звезд, он остановился и сказал муэдзину: "Объяви о начале намаза, а когда я завершу намаз, объяви о начале другого намаза". После молитвы он повернулся к нам и сказал: "Если кто-либо из вас опасается того, что он пропустит важное дело, путь молится таким образом".

Следовательно, совмещать можно только полуденный намаз с послеполуденным, и закатный – с вечерним. Поступать так разрешено только в том случае, если молящийся опасается пропустить очень важное дело, например, если хирургическая операция продолжается несколько часов кряду, и врач не может отойти от пациента. Некоторые ученые разрешают совмещать намазы студентам, которым запрещают пропускать занятия, угрожая отчислением.

Однако совмещать намазы регулярно по причине повседневных дел или бесполезных занятий категорически запрещено. За подобную халатность человек будет нести ответственность перед Аллахом, и такой грех может разрушить многие добрые дела верующего. Всевышний сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (аль-Маун, 4-5). Пренебрежение намазами, в особенности - ради мирских дел, является качеством лицемеров и маловеров, и мы просим Аллаха Всевышнего уберечь нас от этого!

Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый шейх!
Хочу вас попросить дать подробное разъяснение относительно совмещения намазов как в сафаре , так и просто без причины, как это делал Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует!) Нам наши братья из других мазхабов приводят на это далилем следующие хадисы Расулюллах (САС):
В одном из риваятов Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал между Зухр и Аср намазами; между Магриб и Иша намазами не по причине страха и путешествия» (Муслим, 705-49).
А в другом риваяте Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал в Медине между Зухр (обеденным) и Аср (послеполуденным) намазами; между Магриб (вечерним) и Иша (ночным) намазами не по причине страха и дождя» (Муслим, 705-54).
Один из передатчиков хадиса, Саид ибн Джубейр, спросил Ибн Аббаса: «Что послужило причиной этому?» Сказал ибн Аббас: «Тем самым он, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел ставить свою общину в затруднительное положение».
Все эти хадисы достоверны, и в отношении них нет никаких проблем. Тогда как же можно объединить эти риваяты с остальными аятами и хадисами? Нас же в медресе учили, что совмещать намазы в начале времени одного из намазов нельзя по нашему мазхабу Абу Ханифы, что можно только объединять намазы перед концом времени одного намаза, а потом как зайдет время другого намаза сразу читать следующий намаз.
Вопрос (отвечать прошу исходя из мазхаба Абу Ханифы с учетом иджмы современных ученых этого мазхаба):
Можно ли совмещать намазы:
а) без причины, а также в сафаре, во время дождя,
б) а также из-за того, что летом между намазом иша и фаджр у нас в России промежуток всего 2-3 часа, а надо с утра бежать на работу, иначе не выспишься, и в полдень глаза просто закрываются?
в) а также по причине, что наши студенты испытывают трудности, чтобы прочитать намаз вовремя, можно ли им объединять зухр с асром и магриб с иша в зимнее время, когда у нас в России практически все намазы идет один за другим и заканчиваются уже в 16-17 часов?
г) Должны ли мы принимать (следовать им) достоверные хадисы сахих относительно совмещения намазов или же твердо придерживаться мнения Абу Ханифы? (Россия, Татарстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Перед тем как приступить к прочтению данного ответа, мы рекомендуем Вам углубить свои знания по теме важности следования мазхабу, ознакомившись с фетвой «Как выбрать мазхаб?» .

а) Следует понимать, что твердо установленным принципом ханафитского мазхаба является следующее: каждый из четырех источников шариата (исламского кодекса) ценится в соответствии с занимаемым им местом среди них. Четырьмя источниками шариата, о которых идет речь, являются:

2. хадисы,

3. иджма (единогласное решение мусульманских правоведов),

4. кыяс (рассуждения по аналогии).

Ни один мусульманин не может сомневаться в превосходстве Корана над хадисами, а также в превосходстве хадисов над иджмой и кыясом. Поэтому если вывод из иджмы или кыяса противоречит Корану и хадисам, то иджма и кыяс в этом случае не принимаются в расчет.

Такая же ситуация и с хадисами: если какой-то хадис внешне противоречит одному из аятов Священного Корана, и согласовать их не получается, то в этом случае вердикт Священного Корана будет рассматриваться как превосходящий по сравнению с видимым значением хадиса, который, как кажется, противоречит Корану. Если же их можно согласовать, то все остается как есть.

В рассматриваемом вопросе процитированный Вами хадис внешне противоречит следующему аяту Священного Корана:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

Воистину, намаз предписан верующим в определенное время. (Коран, 4:103)

Если бы не удалось согласовать хадис с аятом, мы были бы обязаны временно оставить хадис и действовать в соответствии с аятом. Однако, к счастью, в данном случае ханафитские факихи (правоведы) правомерно согласовали их в свете других хадисов. Они постановили следующее: поскольку аят Корана явно говорит о том, что намаз нужно исполнять в определенное для него время, те хадисы, которые на первый взгляд противоречат ему, наверняка не имеют хакики (буквального) значения. То есть они должны иметь маджази (переносный) смысл, заключающийся в том, что под объединением намазов подразумевается лишь их видимое (джамг ас-сури), а не настоящее объединение. Это подтверждается другими хадисами, гласящими, что пророк ﷺ совершал магриб-намаз в конце положенного времени, а иша-намаз – в самом начале предписанного времени. Внешне это выглядит как объединение, а в реальности таковым не является.

Существует много хадисов по данной теме, которые рассматривались четырьмя мазхабами. Как говорилось ранее, ханафитские ученые постановили, что все хадисы, относящиеся к данному вопросу, основаны на «видимом объединении» (джамг ас-сури), а не на «настоящем объединении» (джамг аль-хакики). Такая позиция основана на том факте, что нам велено совершать каждый намаз вовремя, и хадисах от Ибн Масуда, которые разъясняют, что пророк ﷺ никогда не объединял намазы (исполняя один из них вне положенного для него времени), кроме как на Арафате и в Муздалифе во время хаджа.

Обратите внимание на следующие хадисы:

عن عائشة: «أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يؤخر الظهر، ويعجل العصر ، ويؤخر المغرب، ويعجل العشاء في السفر»

1. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщает, что, будучи в пути, посланник Аллаха ﷺ задерживал зухр, а аср-намаз совершал пораньше, и что он задерживал магриб и пораньше совершал иша-намаз. (Ахмад. Муснад. – Хадис 25039; Тахави; данный хадис был признан хадисоведом Нимави в качестве хасан-хадиса: Асар-ус-сунна. – Стр. 432)

عن نافع، وعبد الله بن واقد، أن مؤذن ابن عمر، قال: الصلاة، قال: سر سر، حتى إذا كان قبل غيوب الشفق نزل فصلى المغرب، ثم انتظر حتى غاب الشفق وصلى العشاء، ثم قال: «إن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان إذا عجل به أمر، صنع مثل الذي صنعت، فسار في ذلك اليوم والليلة مسيرة ثلاث»

2. Ученики господина Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах) сообщили, что, находясь в пути, он однажды совершил магриб-намаз ровно перед окончанием его времени (перед исчезновением линии горизонта), потом он подождал начала времени для иша-намаза, и далее совершил и его. После этого он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ делал то же самое, когда он спешил в пути». (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 1212; имам Нимави отнес данный хадис к категории «сахих» (достоверных): Асар-ус-сунна. – Стр. 434)

أخبرني عبد الله بن محمد بن عمر بن علي بن أبي طالب، عن أبيه، عن جده، أن عليا رضي الله عنه كان إذا سافر سار بعد ما تغرب الشمس حتى تكاد أن تظلم، ثم ينزل فيصلي المغرب، ثم يدعوا بعشائه فيتعشى، ثم يصلي العشاء، ثم يرتحل، ويقول: «هكذا كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصنع»

3. Господин Умар ибн Али (да будет доволен им Аллах), сын господина Али (да будет доволен им Аллах), сообщает, что, когда бы Али (да будет доволен им Аллах) ни был в пути, он продолжал передвижение вплоть до того момента, когда оставалось совсем немного времени до наступления темноты (окончания магриб-времени). В этот момент он совершал магриб-намаз. Далее он кушал, и после этого исполнял иша-намаз. Господин Али (да будет доволен им Аллах) также говорил, что так поступал посланник Аллаха ﷺ. (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 1234; хадисовед Нимави отнес данный хадис к категории «сахих»: Асар-ус-сунна. – Стр. 435)

عن عبد الله رضي الله عنه قال: ما رأيت النبي صلى الله عليه وسلم صلى صلاة بغير ميقاتها، إلا صلاتين: جمع بين المغرب والعشاء، وصلى الفجر قبل ميقاتها " أن جابر بن عبد الله قال: «دفع رسول الله صلى الله عليه وسلم حتى انتهى إلى المزدلفة فصلى بها المغرب والعشاء بأذان وإقامتين، ولم يصل بينهما شيئا»

4. Еще одним хадисом, дополнительно подтверждающим ханафитскую позицию по данному вопросу, является хадис, записанный имамом Бухари в сборнике «Сахих» (хадис 1682), в котором говорится, что господин Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел посланника Аллаха ﷺ совершающим какой бы то ни было намаз вне предписанного времени за исключением магриба и иша, и фаджра (данные намазы совершались во время хаджа в Муздалифе: см. Насаи. – Том 2, стр. 44)». Данный хадис указывает на то, что пророк ﷺ никогда не совершал намазы вне предписанного времени за исключением двух случаев в своей жизни. Учитывая этот факт, становится понятно, почему господин Ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) предупреждал, что совершение двух намазов в одно время – большой грех. (Мухаммад. Муватта. – Том 1, стр. 572)

5. В другом хадисе от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) говорится: «Посланник Аллаха ﷺ объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершая иша сразу после начала его времени». (Ибн Абу Шейба. Мусаннаф, 2:458)

عن ابن عباس، قال: «صليت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم ثمانيا جميعا، وسبعا جميعا» ، قال: قلت: يا أبا الشعثاء، «أظنه أخر الظهر، وعجل العصر، وأخر المغرب، وعجل العشاء» ، قال: «وأنا أظن ذلك»

6. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: «Я совершил вместе восемь ракаатов [четыре ракаата зухр и четыре ракаата аср] и вместе семь ракаатов [три ракаата магриб и четыре ракаата иша] с посланником Аллаха». [Один из передатчиков говорит:]. Я спросил Абу-Шаса: «Полагаю, он отложил зухр [до окончания его времени] и совершил аср сразу после начала времени, а также отложил магриб [аналогичным образом] и совершил иша пораньше». Тот ответил: «Я тоже так думаю». (Муслим. Сахих, 1:246; Ибн Абу Шейба. Мусаннаф. – Хадис № 8227)

Данный хадис, приведенный в сборнике «Сахих Муслим», очень четко описывает объединение двух намазов. Способ, описанный рассказчиком, называется джамг ас-сури.

Как видим, способ объединения намазов, о котором говорится в данных хадисах, – это исключительно джамг ас-сури. Это общепринятый способ, который никто никаким образом не оспаривает. Разве можно возражать против совершения двух намазов вместе, если это производится так, что не приводит к совершению намаза до или после предписанного времени? Несомненно, это самый безопасный способ объединения двух намазов, и наиболее уместно было бы объяснить хадисы об объединении намазов с помощью данного способа.

Также общеизвестно, что фаджр-намаз не должен совершаться до наступления предписанного времени и не должен преднамеренно откладываться для совершения после завершения данного времени. Точно так же обстоит дело и с другими намазами, которые не должны совершаться вне предписанного времени, и тем более не надо считать это сунной. Это указывает на то, что способом объединения двух намазов по Сунне является джамг ас-сури, что обосновывается посредством Корана и хадисов. Таково ханафитское мнение по данному вопросу.

б) Даже при таких обстоятельствах исполнение намазов иша и фаджр в одно время непозволительно. При этом дозволяется задерживать иша вплоть до того момента, когда остается совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и, как только время для иша заканчивается, и начинается время для фаджр, можно совершить фаджр-намаз. Этот способ позволит человеку преодолеть трудности, связанные с прерыванием сна.

в) И в данном случае объединение намазов недопустимо. Студентам нужно внимательно ознакомиться со своим расписанием, чтобы выделить несколько минут на намаз. Это несложно и займет всего лишь несколько минут. Зухр и аср можно прочитать вместе, при этом зухр можно прочитать незадолго до начала шафиитского времени аср. Далее они могут прочитать аср-намаз, сразу как только начнется время аср по шафиитскому мазхабу, поскольку это тоже является одним из мнений ханафитского мазхаба.

г) Если Вы ознакомились с вышеприведенными хадисами, то Вы уже поняли, что мазхаб имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха) полностью соответствует достоверным хадисам.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Пророк, мир ему и благословение, учил, что объединять дневной намаз с предвечерним, а вечерний с ночным можно в трех случаях. Это дозволено тому, кто находится в пути, тому, кто сильно болен и опасается за себя, и тому, кто попал под сильный дождь.

Большинство ученых считает, что помимо трех упомянутых случаев есть и другие исключения. Доводом этому является следующий хадис. Передается от ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, объединил дневной намаз с предвечерним, а в другой раз – вечерний с ночным, находясь в Медине, хотя не было ни ситуации опасения, ни дождя. Уаки’ сказал: «Я спросил ибн Аббаса: «Почему он [Пророк] так поступил?», и ибн Аббас ответил: «Он не хотел затруднять свою умму [общину]» («Сахих Муслим», 1151). Этот хадис подтверждает, что поводом для объединения молитв может быть все то, что приводит мусульманина в сильное затруднение.

В исламе есть правило: «Затруднительная ситуация (машакка) допускает идти на облегчения» (правило касается исполнения некоторых ритуалов, не затрагивает основ религии). Таким образом, в случае необходимости дозволяется объединить две молитвы, но с одним важным условием: подобное не должно становиться нормой и привычным делом.

В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.

Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.

В Коране Создатель обращается к Своим рабам:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» (4:101)

Однако не каждый путешественник вправе сокращать молитву, так как многое зависит от пройденного расстояния и времени пребывания на одном месте. Путником в исламе считается тот, кто преодолел расстояние от собственного дома, которое человек может проделать пешком не менее чем за 18 часов. Если учесть, что средняя скорость ходьбы человека составляет 5 км в час, то за 18 часов он в состоянии пройти около 90 километров, ну или, с учётом усталости, около 85-87 км. Таким образом, мусульманин, который проделал путь от дома в 87 и более км, вправе сокращать свои намазы. Если же он выехал из пункта назначения, когда уже наступило время какого-либо намаза, то данный намаз он не должен сокращать, даже если в путь отправился спустя пару минут после наступления времени молитвы.

Что же касается сроков пребывания на одном месте, то мнения учёных здесь разделились, так как в Благородной сунне нет чётких указаний по данному вопросу. Богословы-ханафиты утверждают, что путником считается тот, кто намерен остановиться на новом месте на срок менее 15 суток. Исходя из этого, если человек планирует задержаться на 15 суток и более, то он не вправе сокращать молитвы на новом месте, в то время как непосредственно в дороге он вправе совершать сокращённую молитву. Представители шафиитского мазхаба, в свою очередь, называют цифру в 4 суток, то есть путником может считаться лишь тот, кто останавливается на новом месте на срок менее 4 суток.

Если же верующий прибыл в пункт назначения и не может запланировать, когда он отправится обратно, то он будет считаться путником, даже если в состоянии ожидания отъезда пробудет там пару месяцев.

Сокращение намазов путником

Право сокращать для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.

О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.

Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.

Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.

Объединение намазов в пути

Ещё одно облегчение для путника - право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв. Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю - с ночной» (приводится Бухари).

О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать. Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу - своё время». В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).

Намаз в транспорте

Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:

1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.

2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится . В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

Loading...Loading...