Каких специалистов выпускает ф философии мгу.

Университет

"На философский факультет я поступала против своей воли, меня родители заставили"

Интервью с выпускниками философского бакалавриата о смысле философского образования в России

Публикация: 12/04/17

Студенты 4-го курса философского бакалавриата уже сдали свою последнюю сессию и сейчас находятся в подвешенном экзистенциальном состоянии перед-защитой-диплома-и-сдачей-госов. Редакция журнала DOXA поговорила с без пяти минут философами об их отношении к полученному образованию, о книгах, которые повлияли за годы обучения и о планах на будущее.

В философии главное не то, сколько ты знаешь всяких концепций, а именно то, как ты умеешь с ними работать.

О том, как оказалась на философском:
- Если кратко – то случайно. Я знала, что такое философский факультет: туда поступил мой близкий друг, который на год старше меня. Весь свой 11-й класс я над ним смеялась, не понимая, чем занимаются философы. И когда я поступала, подавала документы на, как я думала, нормальные факультеты, выбирала между менеджментом и лингвистикой. Вышка была последним ВУЗом, куда я подавала документы, и я выбрала философию как направление, которое более или менее мне подходит... Ну, а почему бы и нет? А в итоге получилось так, что в первую волну я только туда и прошла. Я решила прочитать программу обучения, и меня привлекло изучение двух европейских языков. Да и вообще, я ничуть не жалею о том, что оказалась на философском факультете. Даже если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я бы не стала ничего менять.

Совет первокурсникам:
- Из советов могу дать только один: меньше париться. (смеется) Я на первом курсе реально запаривалась. Свой первый реферат начала писать за три недели до дедлайна, еще и переживала… А сейчас и за сутки можно начать! Но с другой стороны, такая скрупулезность тоже нужна, по крайней мере, чтобы не вылететь. Первый курс самый сложный в этом плане.


- В философии главное не то, сколько ты знаешь всяких концепций, а именно то, как ты умеешь с ними работать. Из уже существующей информации нам нужно создавать и изобретать что-то новое.

О планах на будущее:
- Я вот в науку идти не собираюсь, поняла это сразу, еще даже до поступления, наверное. Академическая деятельность – не для меня. У меня не было такого периода, когда я только училась. Я всегда занимаюсь чем-то еще: активничала в студенческих организациях, работала в HR-сфере. А что насчет магистратуры… Это уже те знания, которые необходимо конкретно использовать в какой-то сфере деятельности, а я все же не уверена в том, чем действительно хочу заниматься.

Первая книга – "Цветы для Элджернона" Дэниэля Киза. Книга, в которой ты с самого начала знаешь, что хэппи энда не будет, но до последнего на него надеешься. Это книга, которая показывает, как человек, который обществу кажется другим, неважно по каким признакам, но в данном случае по умственным, изо всех сил хочет стать таким же как все и у него это получается, но на время. И за это время он осознает, какая на самом деле у него была жизнь. Здесь поднято множество проблем, начиная с отношения общества к умственно отсталым, да и вообще людям с особенностями в развитии, заканчивая философскими вопросами, а нужно ли стремиться прыгнуть выше головы, или стоит остаться в своем мире изначальном. На мое мировоззрение повлияла так же небольшая книжка Эриха Фромма "Искусство любить". Любить она не научит, но по крайней мере Фромм легко и доступно объясняет, что по его мнению есть любовь и как с ней можно жить. На самом деле, его мысли можно найти скопированными во всяких книжках по отношениям а-ля "мужчины с марса, женщины с венеры".


- Я поступал в Вышку на философский факультет целенаправленно, вообще без вариантов. Хотел, правда, еще в Литературный институт, но потом все-таки решил, что пойду только на философию. Даже если бы была возможность вернуть прошлое, я бы однозначно остался тут.

Совет первокурсникам:
- Какой я могу дать совет другим? Будьте честными! Если вы будете честными, у вас не будет проблем.

О смысле философского образования в современной России:
- Философия в России – это счастливый шанс узнавать что-то новое. Оказавшись здесь, человек обретает множество возможностей, причем достаточно основательных, не в плане будущей карьеры, а в более глубоком понимании. Но вот воспользуется ли он этими возможностями или нет – уже другой вопрос.

О планах на будущее:
- Я бы хотел двигаться дальше, может быть если не совсем в науке, то точно в философии. Магистратура сейчас наиболее подходящий для меня вариант.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Братья Карамазовы, Бытие и время и пока, думаю, Доктор Живаго – очень сильно повлияли на меня, как я есть. И еще поэты. Но у меня нет взглядов, совсем, я понимаю это и говорю серьёзно, понимаю разницу; эти книги оказали именно наибольшее влияние.

Смысл философского образования в России такой же, как и в европейских Liberal Arts.


- На философский факультет в Вышку я поступала вообще против своей воли, меня родители заставили. Я вообще целенаправленно хотела в МГУ или в Литературный институт имени Горького. Но сейчас я бы уже точно выбрала ВШЭ… только вот культурологию, наверное. (смеется) Или философию. Но главное, что я не жалею. Все, кого я потом встречала из этого Литературного института – такие фрики.

Совет первокурсникам:
- Вот четыре года назад я бы лучше дала себе совет: никогда не писать курсовую работу о том, что мне интересно. Эта работа может быть никак не связана с настоящими интересами, просто пиши о чем-нибудь. Для себя можно заниматься всем, чем угодно, а вот курсовую лучше писать не по «зову сердца».

О смысле философского образования в современной России:
- Вообще философское образование несет в себе огромное значение. Я вообще не знаю, как я, если бы здесь не училась, могла бы поддержать разговор с умными взрослыми людьми. В школе мне не дали нужного бэкграунда на должном уровне. Смысл философского образования в России такой же, как и в европейских Liberal Arts.

О планах на будущее:
- Сейчас я немного меняю профиль, хочу на магистерскую программу «Литературное мастерство». Учиться – здорово, и я хочу продолжать учиться. Мне всегда хотелось развиваться и получать образование, но не ради науки, а ради себя.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

У меня есть три книги, оказавшие, наверное, наибольшее влияние: "Письма к Луцилию" Сенеки, "Человек без свойств" Музиля, "Заново рождённая" Сонтаг. Сложно выбрать, потому что ещё не прошло достаточно времени, чтобы оценить масштабы влияния этих книг на меня как личность. Первые две я прочла на первом курсе, и они избавили меня от многих заблуждений. А Сонтаг просто моя лучшая подруга с третьего курса.

Философское образование способствует полноценному духовному развитию...

О том, как оказалась на философском:
- Поступать на философский факультет было осознанным решением, и менять его я ни за что бы не стала. Другие варианты для поступления были тоже, но я подумала, что именно философский факультет объединяет все мои интересы: историю, искусство, литературу. Это оптимальный вариант получить наиболее полную информацию по всем дисциплинам, которые меня интересуют. Да и к тому же философское образование способствует полноценному духовному развитию.

О планах на будущее:
- Что делать после окончания философского бакалавриата – уже индивидуальное решение каждого человека, все зависит от способностей, наклонностей. Я бы и не против заниматься наукой, но мне больше интересна литература. Скорее всего, я буду работать в этом направлении, и образование тоже хотелось бы связать с этой сферой. А совет могу дать только один: разумнее обходиться со своим временем.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Очень трудно сказать, действительно ли как-то повлияли на меня или нет, но точно произвели сильное впечатление книги «Юлиан Отступник» Мережковского, «Моральная карьера душевнобольного» Гоффмана и «Утешители» Мюриэл Спарк. Это то, что вспомнилось самым первым, хотя первое прочтение этих книг сильно разбросано по времени. Наверное, можно сказать, что в романах мне нравился путь главного героя, полный противоречий и сомнений, а в книге Гоффмана – ну там просто было интересно.

Роль философии в современной России такая же, как и везде: думать, понимать, задавать вопросы.

О том, как оказалась на философском:
- Я попала на философский факультет не случайно, конечно, но и не совсем специально. Подавала на «Игровое кино» во ВГИК, но провалилась на втором туре. Сейчас уже понимаю, что вообще не стоило тратить время на ВГИК. Прежде, чем что-то снять, нужно чтобы мысли уже более или менее оформлены, да и вообще, чтобы было, что сказать. Философия как раз очень помогает "структурировать своё понимание и непонимание".

Совет первокурсникам:
- Сейчас я жалею о том, что на первом курсе не понимала важности таких предметов, как высшая математика, древние языки… Если бы я начинала учиться с нуля, я бы больше времени тратила на эти предметы. Им действительно нужно уделять внимание.

О смысле философского образования в современной России:
- Роль философии в современной России такая же, как и везде: думать, понимать, задавать вопросы. Это все общие слова, но именно люди, умеющие мыслить, составляют локомотив, который может реально что-то изменить в мире.

О планах на будущее:
- Мне очень нравится преподавать. Планы на будущее - научная карьера. Хотя наука, конечно, требует колоссальной отдачи, и если человек хочет создать что-то серьезное или понять что-то серьезное, то придется от многого отказаться.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

- «Логико-философский трактат Витгенштейна» и «О неудаче всех философских попыток теодицеи» И. Канта. И тут я позволю себе процитировать самого Жоана из деревеньки Поплачь, а затем проглоти свои слёзы: "- Поздравляю тебя, злой волшебник! Благодарю тебя! Но послушай теперь, что я тебе скажу, оставь меня в покое! Неужели ты ещё не понял, – для меня счастье как раз в том и заключается, что я упорно преодолеваю все преграды, которые ты воздвигаешь на моём пути".

Следить за своим здоровьем, конечно. И поступать в другое место.

О том, как оказался на философском:
- Я оказался на философском факультете случайно; подавал на истфак, но не набрал нужное количество баллов, причем не только в Вышку, но и в МГУ. Сейчас, наверное, я бы выбрал политологию, антропологию, или все ту же историю… Сейчас на филосфаке я все-таки в большей степени занимаюсь религиоведением. А насчет философии: у меня есть один любимый философ, Уильям Джеймс, остальные мне уже вообще не нужны. Я его прочел, и все, для меня теперь заниматься философией просто нет смысла, больше ничего не интересно.

Совет первокурсникам:
- Я бы вообще целую книгу с советами для первокурсников написал… Ну, следить за своим здоровьем, конечно. И поступать в другое место. Не то чтобы здесь что-то такое плохое, но и ничего хорошего нет. Точнее, есть хорошие вещи, но сейчас, когда я их уже понял, мне они уже не нужны.

О смысле философского образования в современной России:
- Я до сих пор не до конца понимаю, что же такое философия. В Древней Греции она была просто особым античным способом воспитания. Сейчас это превратилось в академическое изучение, потому особого смысла не имеет. Если бы она была специализирована, если было бы чисто философия науки, как, например, в Лондонской школе экономики, тогда все понятно. Та же философия искусства, философия религии. А тут все очень смешанно и теряет свой смысл.

О планах на будущее:
- Не знаю, чем можно заниматься дальше, кроме как перебирать пыльные полки и пыльных людей, умерших миллионы лет назад. База хорошая, но это база. Дальше нужны практические вещи. Поэтому и в магистратуре я выберу, если можно так выразиться, практическую философию: антропологию или религиоведение.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Про книги… очень сложный вопрос. "Многообразие религиозного опыта" Джеймса, "Самоубийство" Дюркгейма, "Очерк о теории эмоций" Сартра, "Смерть Ивана Ильича" Толстого... Но по эффекту на мою личную жизнь – это, наверное, все-таки "Азазель" Акунина, "Как перестать беспокоится" Карнеги и "Руководство по Кинезиологии" Бубновского. Короче, мне очень сложно выбрать. (смеется) Первые книги сформировали мировоззрение: как устроен мир и почему; вторые – характер: что в себе поменять и к чему стремиться. Эти книги позволили мне ясно думать и говорить о вещах, которые я сознавал очень смутно, и эта смутность мешала мне жить. Сартр открыл мне. что мы не приговорены к своим чувствам, что мы не должны быть их рабами, что у человека всегда есть свобода выбора, а ссылка на обстоятельства это всего лишь отговорка. Джеймс разбудил меня от метафизического сна, показал бесполезность всякой философии, которая никак не влияет на жизнь и призвал ответственно подходить к практическим итогам своих размышлений. Дюркгейм показал мне насколько важно не замыкаться от общества в слоновой башне, раскрыл, что стоит за депрессивными мыслями, и указал, как с ними можно справляться.

До того, как пойти учиться на философский факультет, я думал стать баристой.

О том, как оказался на философском:
- Я оказался на философском факультете вполне целенаправленно, хотя изначально поступил на культурологию по одной простой причине – там не было математики. Но потом я понял, что это решение было неверным. Если бы мне сейчас дали возможность выбора, я бы точно снова поступил бы на философский факультет.

Совет первокурсникам:
- Не знаю, какой бы совет я могу дать, ведь совет предполагает то, что может как-то повлиять на ситуацию. Наверное, я бы посоветовал учиться лучше, но это какой-то абстрактный совет. (смеется) А до того, как пойти учиться на философский факультет, я думал стать баристой. В данный момент я все же хочу пойти в магистратуру, хотя не уверен, что через пару недель не передумаю.

О смысле философского образования в современной России:
- Философское образование в России на данный момент крайне диффузно, и в принципе никакой роли особо не выполняет, не считая идеологической. Многие считают, что люди вроде Дугина – это философы, что само по себе неочевидное заявление.

О планах на будущее:
- У меня есть определенные философские интересы и желание идти в магистратуру, но желание это очень неочевидно, и связано это с проблемой, которую я вижу в самой философии; не в преподавании, и не в современной российской философии, а в философии вообще как таковой.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Хм. Логико-философский трактат Витгенштейна – первая книга, по которой я начал знакомство с аналитической философией, две "Критики" – показывают способы философского рассуждения и содержат определенные фундаментальные концепции. И еще, книга "Бытие и Ничто", в которой излагается суть специфической антропологии.

На философском факультете надо задавать больше вопросов, философ всегда должен чем-то интересоваться и не просто мыслить, а делиться своими мыслями с другими.

О том, как оказалась на философском:
- Когда я заканчивала школу, я понимала, что хочу только получить хорошее гуманитарное образование. Высшая школа экономики – единственный университет, куда я хотела. У меня было два приоритетных направления: политология и философия, но из-за поднятия планки баллов ЕГЭ в 2013 году, когда я поступала, на политологию мне немного не хватило. Так вот судьба и определила меня на филосфак. Тогда я еще не совсем понимала, что делать со своей жизнью, но философский факультет позволяет хотя бы выучить несколько языков. Зато теперь здесь меня окружают очень крутые люди, так что я ни о чем не жалею. На первом курсе, правда, было очень сложно. Я даже хотела переводиться, но обстоятельства сложились так, что не получилось. Это и к лучшему.

Совет первокурсникам:
- На философском факультете надо задавать больше вопросов, философ всегда должен чем-то интересоваться и не просто мыслить, а делиться своими мыслями с другими.

О смысле философского образования в современной России:
- Задавая вопросы, общаясь с людьми, человек получает новый невероятный опыт. Очень обидно, что в России нет такой вещи, как Liberal Arts на Западе. Поэтому такие люди, как я, которые хотят читать хорошие книжки и общаться с интересными людьми, не имеют альтернатив, кроме как обучение на философском факультете. Так что, если кто-то хочет какое-то время потратить на изучение важных текстов и находиться в такой среде, где можно искать себя, обязательно должен поступать на филосфак.

О планах на будущее:
- Я вижу перспективы в занятиях наукой, но в России сделать это крайне сложно, поэтому я планирую поступать в зарубежную магистратуру. Думаю, лучше всего получать какой-то академический опыт в Европе, и уже потом, если останется желание, возвращаться назад в свою страну. А вообще человек должен выбирать то, что ему нравится. Философское образование не закрывает дорогу для того, чтобы работать в любой компании, в том числе в сферах журналистики, рекрутинга, маркетинга и так далее.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Хочу помочь тем, кто хочет учиться и расти над собой, но не имеет возможности поступить в ВУЗ. В своё время я набил немало шишек в самообразовании: метался от книги к книге, от темы к теме -- без особой цели. Высоких результатов такая хаотичная деятельность не приносила. Нужна была системность.

Короче говоря, несколько лет назад поиски системности привели меня на сайты ведущих вузов России (и не только). На некоторых сайтах в открытом доступе лежали образовательные программы: планы семинаров, методические рекомендации, учебные планы и т.п. Всё это я благоразумно скачал себе в закрома. И, как оказалось, правильно сделал, потому что на данный момент большая часть материалов не доступна.

Таким образом, у меня оказались достаточно подробные учебные планы (вплоть до аспирантуры) по нескольким дисциплинам:

Богословие (МДА)
Искусствоведение (Зарубежное и Отечественное) (МГУ)
История Античности (СПбГУ)
История России (МГУи СПбГУ)
История Нового времени (МГУ)
История церкви и др. стран, эпох (МГУ)
Этнология (МГУ)
И много других.

Наиболее ценными материалами я считаю практически полные учебные планы философского факультета МГУ. У меня есть материалы практически всех кафедр, в частности:

Логики
Истории и теории мировой культуры
Этики
Эстетики
Истории русской философии
Истории зарубежной философии

Самое главное, что этих материалов на сайте больше нет. Во всяком случае, я их не могу найти.

Вот, что я предлагаю. При наличии активного интереса со стороны читателей я готов выкладывать все имеющиеся у меня материалы. Более того, я готов выложить их системно: с ссылками на скачивание книг и моими методическими рекомендациями. В идеале я хочу, чтобы мой пример вдохновил умных людей, которые создали бы Народный образовательный портал. Этот портал собирал бы воедино программы обучения от ведущих вузов, литературу, аудио- и видео- лекции. При этом программы учитывали бы уровень подготовки и возможности ученика.

Перехожу к делу. Я выкладываю программу обучения первого курса философского факультета МГУ. Направление подготовки: философия.

Для начала посмотрим, чем занимаются на первом курсе будущие философы.

Как видно из плана, из которого я убрал лишнюю информацию, занятия на первом курсе следующие:

Информатика
Иностр. язык
История
Русский язык и культура речи
Физ-ра
ОБЖ

Логика
Онтология
Философия Др. Востока
Древнегреческая философия до Аристотеля

История науки
Общая психология
Высшая математика

Введение в специальность

Из плана понятно также сколько часов выделяется на каждую дисциплину, и как они распределены по семестрам.

Я располагаю материалами по следующим дисциплинам: логика; введение в специальность; онтология; фил-я др. Востока; фил-я др. Греции; история науки. Также я добавлю материалы по истории и психологии, но это просто мои рекомендации. К МГУ они не имеют отношения.

Начнём с общепрофессиональных дисциплин.

Введение в специальность, или основы онтологии

Общая папка для этой дисциплины . В этой папке имеется план занятий (семинар) и учебник . Учебник можно было бы выбрать и другой (в списке литературы их немало), но по некоторым причинам я считаю его лучшим для этого предмета.

Как работать с этими материалами. Алгоритм следующий:


1) Знакомитесь с планом занятий
2) Подбираете себе учебник и скачиваете его
3) На всякий случай можно скачать Новую философск. энциклопедию.
4) Читаете не весь учебник, а только указанные в плане параграфы или страницы
5) (по желанию) Конспектируете прочитанное и постоянно возвращаетесь к своим конспектам
6) Соотносите свои знания с учебным планом

Логика

Общая папка . В ней учебник, задачник, и два последовательных плана занятий.

Работать нужно точно так же:

1) Читаете план занятий
2) Читаете соответсвенную главу из учебника
3) Решаете задачи

Философия Древнего Востока

Общая папка . Здесь только семинар.

1) Читаете план
2) Подбираете учебник
3) Работаете в соответствии с планом
4) Ведёте конспект

Раннегреческая философия

Общая папка . Семинар и учебник (один из возможных).

1) План
2) Учебник
3) Конспект

История науки

Общая папка . Семинар и учебник (один из возможных)

Общая психология

Общая папка . Учебник, практикум и пример вопросов для самоконтроля.

Сперва я написал, что у меня нет никаких материалов. Теперь они есть: практикум и учебник. Работать совместно. Однако я решил порекомендовать именно этот учебник, так как в нём есть конспекты глав и вопросы для самоконтроля. Лично для себя я вытащил эти вопросы и конспекты, и распечатал:

История

Общая папка . Там два учебника, методичка по древнему Востоку и контрольные вопросы по истории Др. Греции

У меня нет материалов по Истории Востока, но есть достаточно подробные материалы по Античности. Выкладываю, что есть.

Если я где-нибудь перепутал папки -- не беда. Вот ссылка на самую общую папку, там всё логично и понятно.

Как со всем этим работать? Можно, к примеру, разбить предметы попарно и работать с парой до завершения, потом переходить к следующей. Приоритет я бы отдал Психологии и Введению в специальность, затем Логика и История, а лишь затем философия Востока и Греции. История науки -- факультатив.

Любые пожелания, замечания и советы приветствуются.

Когда был основан Московский университет . В соответствии с планом М. В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский . Своё обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. На первой стадии обучения философии студенты осваивали такие дисциплины как логика , метафизика (умозрительная философия) и нравоучение (практическая философия).

Штат философского факультета составляли четыре профессора: философии (включавшей курсы по логике, метафизике и этике), физики, красноречия, истории. Преподавание велось на латинском языке. В этот первоначальный период философию в Московском университете преподавали приглашенные из Германии профессора - И. Г. Фроманн , И. М. Шаден , а с 1765 года - выпускник университета Д. С. Аничков (он первым в Московском университете защитил философскую диссертацию); затем - А. М. Брянцев . Курс лекций по эстетической критике читал И. Г. Шварц . На факультете преподавали также Н. Н. Поповский и И. Мельманн . Затем начали чтение своих курсов - Ф. Х. Рейнгард , Х. Ф. Маттеи , Ф. Г. Баузе , И. Ф. Буле , М. М. Снегирёв ; лекции по философским дисциплинам в последние десятилетия XVIII века читали также выпускники университета Е. Б. Сырейщиков и Д. Н. Синьковский . Русский и латинский языки преподавал на факультете с 1755 года Ф. А. Яремский . Огромный след в истории университета оставила деятельность Н. И. Новикова , арендовавшего в 1779-1789 годах университетскую типографию и выпустившего более 800 изданий, в числе которых было немало книг по философии и богословию. Так, один из философов Новиковского круга C. И. Гамалея перевел на русский язык все сочинения Якова Бёме (однако они не были изданы, так как относились к кругу литературы для посвященных в масонской среде).

Философия в составе других факультетов (1804-1917)

Несмотря на очень «осторожное» отношение к философии со стороны властей, после 1863 года происходит чрезвычайный рост её популярности, связанное с деятельностью выдающихся русских философов, из которых можно отметить следующих:

С лекциями по философии на кафедре выступали:

Выпускники философского отделения конца XIX - начала XX века :

Преподавание философии после революции

Преподавание философии в послевоенный период

После Великой Отечественной войны, несмотря на очень сложную политическую и идеологическую обстановку, начался подлинный подъём философского образования, который был связан с именами профессоров дореволюционной школы, таких как В. Ф. Асмус , А. Ф. Лосев , А. С. Ахманов , П. С. Попов , М. А. Дынник , О. В. Трахтенберг , А. Р. Лурия , С. Л. Рубинштейн .

В начале 1950-х годов в Москве прошёл ряд острых дискуссий по актуальным вопросам философии, совпавших с отходом от власти и смертью И. В. Сталина . На философском факультете формируется ряд неформальных групп, в дальнейшем сыгравших важную роль в восстановлении философской мысли в России, прежде всего, т. н. «группы гносеологов » (Э. В. Ильенков , В. И. Коровиков и др.) и Московского логического (позднее методологического) кружка (А. А. Зиновьев , Б. А. Грушин , М. К. Мамардашвили , Г. П. Щедровицкий и др.) .

В 1960-1980-е годы происходило структурное развитие факультета, открывались новые кафедры, деятельность которых совпадала с основными разделами классического философского знания, началась систематическая подготовка философских кадров для педагогических и научных учреждений.

Декан факультета В. В. Миронов уже в наши дни отмечал, что "степень свободы на философском факультете, по крайней мере в период от 1970-х годов, была достаточно высокой" .

Деканы факультета

Деканы философского факультета МГУ в хронологической последовательности :

Факультет в настоящее время

В последние десятилетия факультет динамично развивается. В 1996 году на базе кафедры философии религии и религиоведения на факультете было создано отделение религиоведения. В 2000 году на факультете была открыта образовательная программа «Связи с общественностью», в 2003 году - образовательная программа «Экономическая политика», в 2005 году был открыт набор на отделение культурологии. В 2009 году в структуре факультета созданы новые кафедры: философии образования, философии языка и коммуникаций, философии политики и права. В настоящее время в состав факультета входят 17 кафедр, учебная лаборатория информационных систем в гуманитарном образовании, лаборатория современных религиозных процессов, Центр исследования сознания, а также Центр современной философии и социальных наук.

Поступление на факультет

При поступлении на факультет абитуриент имеет право подать заявление на прохождение вступительных испытаний по нескольким образовательным программам .

Лица, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места, имеют право с набранными результатами поступать на отделения факультета по контракту. Набор на контрактное обучение по данным отделениям осуществляется сразу после объявления результатов на бюджетные места.

Зачисление на контрактное обучение осуществляется одновременно с основным набором. По завершении обучения по данным программам выдаётся диплом государственного образца.

Кафедры

  • (Возникла в 1953 году. Вначале именовалась кафедрой диалектического и исторического материализма, затем кафедрой марксистско-ленинской философии, пока не получила нынешнее название. Обеспечивает преподавание философии на историческом, юридическом, филологическом, экономическом, психологическом факультетах, а также на факультетах журналистики, иностранных языков и государственного управления.) Первый заведующий З. Я. Белецкий . Также кафедрой заведовали Д. М. Угринович и др.

См. также

Напишите отзыв о статье "Философский факультет МГУ"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Философский факультет МГУ

– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.
– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.
Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.
Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать.
Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел».
Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.
Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика.
Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее.
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.
– Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l"armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче…] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи.
– C"est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
– Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную.
Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие.
– Я должен поправить это в Москве, – сказал Наполеон. – A tantot, [До свиданья.] – прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что то на стульях, и накрыл что то покрывалом.
Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт.
Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо.
– Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? – сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое.
– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.

Loading...Loading...