Когда поминальная родительская суббота в. Что нужно обязательно делать

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2019 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2019 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:

  • – 2 марта 2019 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года.
  • В субботу 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года – предпразднство Благовещения, поэтому заупокойная служба не совершается.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года.
  • Радоница – 7 мая 2019 года.
  • – 15 июня 2019 года.
  • – 2 ноября 2019 года.
  • Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 22 февраля 2020 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта 2020 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта 2020 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта 2020 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2020 года.
    • Радоница – 28 апреля 2020 года.
    • – 6 июня 2020 года.
    • – 31 октября 2020 года.
  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2021 года.
    • Радоница – 11 мая 2021 года.
    • – 19 июня 2021 года.
    • – 6 ноября 2021 года.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Родительские субботы в 2016 году, православные, в году выделяются семью особенными днями. В эти особенные дни церковь призывает обязательно ходить на панихиду, где читаются заупокойные молитвы, а потом отправляться на могилки, чтобы почтить память людей, которых уже давно нет рядом с нами.

Как правило, большинство родительских суббот проходит в начале года. Целых три таких дня выделяется в течение предпасхального поста, который проходит за сорок дней до наступления Пасхи. Есть несколько поминальных дней летом и только одна родительская суббота выпадает на осень.

Важно! Несмотря на то, что в народе такие дни называются «родительские», это вовсе не означает, что на кладбище нужно ездить только к родителям. Тут название ведется от слов «род». На могилы отправляются к предкам и к самым близким людям. Какие можно сделать для поездки на кладбище.

О вселенских днях

Если внимательно изучить календарь родительских суббот в 2016 году, православных, то можно заметить, что в череде поминальных дней имеются «вселенские субботы». В эти дни в православных храмах проходят панихиды, в которых поминаются все люди, которые уже покинули этот мир.

От года к году даты таких суббот меняются по той причине, что они приходятся на период Великого поста. Как известно, даты поста являются изменчивыми из-за того, что у праздника Пасха не имеется постоянной даты. В 2016 году пост пройдет в период с 14.03 по 01.05 число.

Всего в течение Великого поста проходит три вселенских субботы. Несмотря на то, что у них имеются каждый год разные даты, значение и традиции этих дней одни. Нужно обязательно помолиться за тех, кого нет в живых и попросить, чтобы Бог был милостив к душам усопших и простил им их грехи.

Календарь род. дней на 2016 год

5.03 Поминальная суббота перед Масленицей.

26.03 Первая вселенская суб., всегда выпадает на вторую субботу поста.

2.04 2 вселенская суб., приходится на 3 седмицу предпасхального поста.

9.04 3 вселенская суббота, которая из года в год приходится на 4 седмицу поста.

10.05 День в честь Пасхи, который еще называется Радоница. Всегда приходится на второй вторник после наступления Пасхального воскресенья.

09.05 День поминания военных людей. Дата этой родительской субботы не изменяется из года в год.

18.06 – Троицкая, которая проходит в канун одноименного праздничного дня.

05.11 Дмитр. род. суббота. Как видно, родительские субботы в 2016 году, православные в октябре не проходят!

Что важно сделать в каждый из обозначенных поминальных дней? Достаточно сходить в церковь, где в эти дни проходят заупокойные панихиды, нужно помолиться за души усопших, попросить, чтобы Господь отпустим им их грехи, затем отправиться на могилки. Закуска, которая хорошо транспортируется, это .

Накануне Троицы

Если внимательно изучить календарь, можно заметить, что родительские субботы выпадают, как правило, в канун больших христианских праздников. Что касается этого родительского дня, у него имеются свои отличия. Молятся не только за усопших людей, но в особенности за преступников и самоубийц. Троица , когда отмечают событие снисхождения Святого Духа к людям. С целью спасти все грешные души без исключения. Так что, молитва за усопших в эту поминальную субботу имеет большую силу.

Радоница

После праздничной Фоминой недели, во вторник на неделе следующей, люди отправляются на кладбище, чтобы принести светлую весть о наступление Пасхи, победы жизни над смертью, усопшим родственником. В церкви подчеркивают, что в саму Пасху на кладбище ходить не рекомендуется. Именно, чтобы разделить с близкими, которые уже на том свете, радость о Воскресении Христовом, нужно ехать на кладбище в Радуницу.

Что нужно обязательно делать:

  • Сходить в храм, совершить молитву. Для Бога все души являются живыми вне зависимости о того, где находится тело.
  • Собраться за поминальным столом дома или на кладбище;
  • Подать в церкви записки о прочтении заупокойных молитв;
  • Очистить сердце и мыли от скверны. Для этого можно почитать 118 псалом;
  • Не стоит заниматься в родительские субботы домашними делами;
  • Посетить могилки, убраться там, поговорить со своими близкими, вспомнить, какими они были при жизни;
  • В поминальные дни нельзя скорбеть и печалиться. Ведь христианская религия строится на том, что душа человека является бессмертной;

Как видно, Родительские субботы в 2016 году, православные в ноябре отмечается только один такой день. Дата субботы в этом году выпала на 5 ноября. Что нужно сделать в этот день вы теперь точно знаете, ведь в данном материале даты четкие церковные рекомендации.

Православный календарь говорит нам точные даты всех церковных праздников, а значит, именно благодаря ему можно точно узнать дни Родительских суббот 2016 года. Ведь они тесно связаны с празднествами или постами.

Для начала необходимо пролить свет на термин "Родительская суббота": это дни, когда православные христиане поминают усопших. Называются так эти дни, потому что раньше на Руси всех усопших называли отцами. По другим версиям, этот прозван день так, потому что всегда поминают в первую очередь родителей.

Родительские субботы в 2016

В 2016 году нас ждет 8 православных Родительских суббот. Вопреки расхожему мнению, не всегда они могут быть субботами по привычному календарю. 5 из 8 таких дней попадают именно на «правильный» день недели — их называют Вселенскими родительскими субботами.

Первая Вселенская Родительская Суббота — это Мясопустная. Она будет отмечаться в этом году 5 марта . Данный праздник по церковному календарю означает намерение Бога напомнить нам, что мы все смертны и рано или поздно, но окажемся рядом с ним. Также вспоминаются и все усопшие близкие.

Вторая Родительская суббота — Троицкая. Этот праздник посвящен всем усопшим, без исключения. В этом году данный день будет 18 июня — 50-й день после Воскресения Иисуса Христа. В этот день, по Евангелию, на учеников Христа снизошел Святой Дух.

Третья, четвертая и пятая Родительские субботы — субботы Великого поста. Это будут 26 марта, 2 апреля и 9 апреля . Это дань уважения к усопшим в честь самого трудного и значимого поста для всех православных христиан.

Шестой Родительский день 9 мая — день памяти умерших на полях сражений воинов в Великой Отечественной Войне.

Седьмой Родительский день 2016 года — это Радоница, 10 мая, вторник. Радоница — это девятый день после Воскресения Иисуса Христа .

Восьмой Родительский день — Димитриевская суббота 5 ноября , день памяти Куликовской битвы, когда Русь потеряла почти сто тысяч своих войнов на поле сражения. В этот день поминаются все воины, защитники своей родины.

Как отмечать Родительскую субботу

Во время Великого поста 26 марта, 2 апреля и 9 апреля являются специальными днями поминовения усопших. В эти дни принято просто читать молитвы в память о родных, которых с нами нет.

Троицкая суббота — это день проведения панихид в православных храмах в честь всех крещеных людей. Это же происходит и в Мясопустную субботу — все верующие приходят в храм на панихиду.

На Радоницу принято посещать могилы умерших с благими мыслями на душе, так как Иисус Воскрес. Это день, когда смерть утрачивает свою силу, ведь после смерти мы соединяемся с Богом.

Ну а на Димитриевскую субботу принято приходить в храм на праздничную литургию и последующую панихиду. В этот день принято подавать записки с просьбой об упокоении своих близких и о спокойствии их души.

Каждая Родительская суббота является очень важным православным праздником , так как это напоминание нам о том, что жизнь рано или поздно закончится, но начнется другая, более важная. Цените свою жизнь и жизнь своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.

Родительские субботы в 2019 году - дни особого поминания усопших. В это время в православных храмах совершают особое поминовение ушедших из жизни христиан, а верующие посещают на кладбищах могилы своих покинувших этот мир родственников. Родительских суббот в церковном календаре на протяжении года семь.

Особые дни поминовения усопших стали называть родительскими субботами потому, что в первую очередь вспоминали своих покойных родителей, а после и других умерших родственников и прочих близких людей. По другой версии название сформировалось потому, что некогда было принято называть покойных родителями, то есть «отошедшими к отцам».

Вселенские родительские субботы

Если речь идет о вселенской родительской субботе, подразумевается, что происходит поминовение всех крещеных христиан. За семь дней до начала Великого поста отмечают Мясопустную вселенскую субботу. Мясопустной субботу называют потому, что она выпадает на одноименную неделю, которую также называют Малая масленица. Это - первая родительская суббота в марте.

Накануне праздника Пятидесятницы отмечают Троицкую Вселенскую субботу . В Троицкую субботу также в молитвах поминают всех крещеных христиан. В эти дни совершаются особые вселенские панихиды. Служат панихиду «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Пять прочих родительских суббот

Радоница или Радуница приходится на вторник после Фоминой недели, то есть второй недели после Светлого Христова Воскресения. Главная тема этого дня - победа воскресшего Христа над смертью. В этот день по традиции верующие посещают кладбище и у могил умерших родственников славят воскресшего Сына Божия.

9 мая в день победы в Великой Отечественной Войне в храмах служат панихиду о множествах воинов, которые отдали свои жизни за спасение Родины. Многие семьи потеряли кого-то из близких в этой страшной и продолжительной войне. Поэтому в этот день поминают как всех погибших солдат, благодаря подвигу которых и состоялась Великая Победа, так и своих близких, погибших во время войны.

Димитриевская родительская суббота также связана с военными действиями, только происходившими несколькими веками ранее. Речь идет о Куликовой битве 1380 года. Изначально в этот день поминали воинов, погибших во время масштабного сражения.

Позже этот день трансформировался в день поминовения всех усопших, на что есть указание в новгородской летописи 15 века. Известно, что в 1903 году император Николай II издал указ, предписывающий совершать панихиду в память о погибших за Родину воинах «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В 2019 году православные родительские субботы отмечают в следующем порядке:

  • 16 марта - Суббота мясопустная
  • 23 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста
  • 30 марта - Суббота 3-й седмицы Великого поста
  • 6 апреля- Суббота 4-й седмицы Великого поста
  • 7 мая, вторник- Радоница, общецерковное поминание умерших
  • 9 мая - Поминовение усопших воинов
  • 26 мая - Суббота Троицкая
  • 3 ноября - Суббота Димитриевская

Особенности родительских суббот

В дни вселенских родительских суббот совершают панихиды, заупокойные богослужения, во время которых верующие читают молитвы о своих умерших родственниках, просят для них у Бога прощения грехов. По уставу во время родительских суббот второй, третей и четвертой во время Великого поста не совершают заупокойные поминовения, то есть: заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты. Эти дни специально отведены для того, чтобы верующие могли отдать дань памяти близким людям.

Вечером в пятницу накануне родительской субботы в храмах служат великую панихиду (парастас). На заупокойную Божественную литургию можно передать записки с именами ваших покойных родственников. В этот день по древней традиции принято приносить в храм постные продукты и кагор для совершения литургии. Вино и постные продукты, принесенные в храм в пятницу, называют принесенными «на канун».

В прежние времена было принято, чтобы верующие прихожане приносили постные блюда для общего стола в храме, где можно было поминать дорогих сердцу умерших родственников. Эта традиция сохранилась, только приобрела меньшие масштабы.

Постные продукты и кагор оставляют на специальном столе в храме. Эту пищу используют для нужд храма и для передачи малоимущим людям, которые находятся под опекой того или иного прихода.

Часто перед верующими стоит выбор - посетить могилу родственника в родительскую субботу или прийти в храм на службу. Священнослужители больше склоняются к тому, что для душ ваших близких гораздо важнее искренняя молитва, которую можно совершить во время особенного богослужения. А потому рекомендуют отдавать предпочтение посещению храма.

Можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Как провести день поминовения усопших

Перед тем, как идти в храм, запишите на листе бумаги имена всех покойных родственников и других близких людей, которых бы хотели упомянуть во время чтения молитвы. Раньше в христианских семьях существовала очень важная традиция - из поколения в поколение записывать имена всех ушедших из жизни родственников. Так формировали семейные помянники, которые использовали во время чтения заупокойных молитв.

В дни особого поминовения усопших очень важно и самому задуматься о том, что такое смерть, возможно, переосмыслить собственную жизнь и отношения с близкими людьми, постараться примириться во всех спорных вопросах .

Очень точно и емко о вопросе взаимосвязи жизни и смерти говорит митрополит Антоний Сурожский. На протяжении пятнадцати лет он проработал военным врачом, а после сорок шесть лет был священником. Вот одна из его цитат: «Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни».

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

P.S. Смерть - неизбежность, с которой в свое время столкнется каждый из нас. И от правильного отношения к этому вопросу зависит положение человека как в земной жизни, так и после смерти. Митрополит Антоний напоминает, очень важно не совершить такого распространенного греха, как равнодушное или с показной заботой, неискреннее отношение к умирающему родственнику.

В дни поминовения усопших мысленно вы будете проигрывать эти моменты снова и снова: когда могли провести еще несколько минут с близким человеком, а не ссылаться на занятость и ежедневные важные дела, могли подарить ему больше сердечного тепла, но не сделали этого.

Эти дни важны как для покойных, которым живые родственники могут помогать своими искренними молитвами, так и для самих живых, которые, сохраняя память рода, могут духовно растут и заботятся уже не только о земной, но и о вечной жизни.

Loading...Loading...