Кровопийцы вурдалаки. Упыри в славянской мифологии

В мифах разных стран встречаются опасные существа, происхождение которых всегда разнится. Эти существа питаются лишь людьми - либо раскапывают могилы и жрут мертвечину, либо нападают на путников и отрывают куски их тел. Острые когти и зубы позволяют нескольким таким особям убить и растерзать взрослого человека за считанные мгновенья. И эти опасные твари получили название - упыри.

Внешность упыря

В разных мифах упыри упоминаются по-разному. Общей чертой всегда является частичное разложение тела, отвратительный запах и острые когти с зубами. В первую очередь разница степень разложения этих существ - от поражения гниением всего тела, до частичных некрозов тканей. Второй чертой являются когти и зубы, они тоже различаются в зависимости от мифологии - их длина может быть небольшой, а может достигать и полуметра. Третьей чертой упырей является их рост - он всегда ниже человеческого, но тут есть различия - от половины человеческого, до трёх четвертей. При этом существа всегда сгорблены и кажутся медлительными, но горе тому, кто попытается удрать от такого - бегущую цель упыри будут преследовать молниеносно и без устали. А еще, убегающего человека они никогда не убьют сразу - они будут медленно терзать его тело, чтобы жертва могла пожить подольше и дольше страдала.

Привязаны упыри к кладбищам, тем местам, где их когда-то хоронили. На одном кладбище могут уживаться от одной до двадцати особей. При этом конкуренция среди этих особей отсутствует. Чем больше кладбище, тем больше упырей может на нём обитать и тем больше шанс, что они там есть. А если могильник еще и заброшенный, то упыри там будут почти точно. Крайне редко упыри покидают территорию кладбища, если только не идут на зов своего хозяина.

Упыри стайные существа. Они сбиваются в группы себе подобных, чтобы было проще охотится, выслеживать и загонять своих жертв. При этом в стаях отсутствуют вожаки. Примечательно, что все упыри существа бесполые (процесс разложения в первую очередь касается этой части тел), поэтому для них недоступен процесс размножения.

Хозяева упырей

У всех упырей есть хозяева. Это может быть маг, который поднял мертвеца из могилы. Но куда как чаще легенды ставят упырей на место прислужников . Ведь как известно, убитый вампиром человек без должных обрядов при погребении восстанет из своей могилы. С этим человеком вампир не стал делиться своей силой, а предпочёл оставить его в животном состоянии. Отвечая на зов хозяина, упыри могут преодолевать огромные расстояния не испытывая усталости. Они вообще не испытывают ничего кроме голода. Но страх перед хозяином может притупить даже это чувство. Упырям позволяется убирать следы вампирских трапез и уже это наполняет их чувством бесконечной радости. Правда, когда хозяин умирает упыри умирают следом за ним.

Дикие упыри

Не всем упырям суждено служить вампирам. Некоторые из них появляются на свет после смерти хозяина, некоторые в качестве наказания за грехи, совершённые при жизни. А некоторые восстают просто из-за того, что жаждут отмщения. Такие упыри ни с чем не связаны. Ни тёмная энергия кладбища, ни зов вампира, ни власть некроманта не в состоянии повлиять на них. Они могут покинуть кладбище и охотится в заброшенных и пустых местах. Они не гнушаются падали и звериной плоти, но самое большое лакомство для них - человек. Убить такого упыря очень непросто. Даже сложнее, чем выследить, ведь он может бесконечно странствовать нападая на одиноких путников или разоряя свежие могилы. Важно отметить, что встреча двух диких упырей не заканчивается образованием стаи. Дикие упыри, что вольно бродят по миру убивают себе подобных и пожирают их плоть.

Чья добыча?

  Отпросился солдат в отпуск на родину - с невестою повидаться, родителям поклониться. Идет мимо кладбища, а уже стемнело. Вдруг видит - над могилами упыри собрались и жрут чье-то мертвое тело. У солдата ноги к земле приросли, и в ту же минуту один упырь его увидал.

  - А вот и моя добыча! - кричит.

  Тут у солдата столбняк прошел - дал он такого деру, что аж ветер завился. А упырь сзади - уже нагоняет, зубами чуть не затылок клацает. Видит солдат - впереди часовенка. Вбежал туда, а там гроб с покойником стоит, вокруг свечи горят. Солдат забился в угол, сидит ни жив ни мертв, а упырь влетает в часовню, тянет к нему синюю костлявую руку...

  И вдруг покойник встал из гроба, глаза открыл.

  - Ты зачем сюда заявился? - грозно спрашивает упыря.

  - Солдата пригнал, съесть его хочу.

  - Как бы не так! Он ко мне прибежал - я его и съем.

  "Мать честная, - думает солдат, - вот попал, называется, из огня да в полымя. Неужто и этот - тоже упырь?!"

  А те в это время спорить взялись:

  - Нет, я его съем!

  - Нет, я!

  Слово за слово - дошло и до драки. Только прах от них полетел! Долго бы дрались, да петухи запели: оба упыря упали на пол замертво, а солдат на дрожащих ногах заковылял домой, приговаривая:

  - Слава те, Господи, что спас и оберёг!

А. Ремизов. Упырь

  Не ведьма Дундучиха застилает на ночь стол скатертью, не ступой закостила набожная - кроет землю белый снег, летят - падают хлопья надранными лохмотьями, воет, вьется вьюга, выбухает вихорь, метет метель-поземелица, закуделила.

  Третий день и грустна и печальна коротает дни в серебряном тереме царевна Чучелка.

  Третий день, как печален и грустен уехал царевич Коструб за Лукорье.

  За морем Лукорье, там реки текут сытовые, берега там кисельные, источники сахарные, а вырии-птицы не умолкают круглый год.

  Полпути не проехал царевич, занемог в дороге и помер. В чужом краю его схоронили.

  Вот среди ночи слышит царевна - под окном кто-то кличет:

  - Чучелка, Чучелка, отвори!

  Вся зарделась царевна - узнала Коструба.

  Думает царевна: "Это он, это жених, царевич вернулся с дороги!" Встала. Отворила.

  - Бери свои белые платья, жемчуг. Я в чужом краю завоевал себе землю, мой подземный дворец краше Лукорья.

  Надела Чучелка белые платья, жемчуг. Спешит на крыльцо.

  А он ее за руку и на коня.

  Взвился конь, и помчались.

  Мчатся. Мчатся царевич с царевной. Страх змеей наползает на сердце: видит царевна - под нею не конь, таких не бывает, а ветер.

  Ветер-вихорь несет их сквозь темные леса, сквозь мхи и болотца - ржавы болотца в шары-бары - пустое место.

  Поравнялись с церковью, повернули на кладбище.

  Тут конь исчез.

  И вдвоем остались они над могилой: царевич Коструб и царевна. А в могиле чернеет из-под снега дыра.

  - Вот мои земли, там мой дворец, там мы отпразднуем свадьбу: дни будут вечны и пир наш веселый без печали, без слез... полезай!

  - Нет, - отвечает царевна, - я дороги не знаю, ты наперед, я - за тобою.

  Послушался царевич царевну, пропал в могиле.

  И осталась царевна над черной дырой. Сняла с себя платья - да в могилу бросила.

  - На же, тяни за собою. Вот белые платья, вот жемчуга! - и, сбросив в могилу все до сафьянных сапожков, заткнула дыру, да бежать без дороги по снегу, сама не знала куда.

  Летела царевна, летела - вдалеке огонек мелькает - прытче бежит. Добежала, смотрит: изба - одна-одинокая изба стоит среди поля. Бросилась к двери, вломилась в сени, да в горницу...

  Мертвец на лавке лежит, больше нет никого, и светит свеча.

  Царевна со страха на печку, забилась в угол, сидит тихонько.

  А там на кладбище, а там на могиле обманутый вышел из гроба царевич. Созвал Коструб мертвецов и полетел с мертвецами вслед по царевну.

  Прилетел до избы, кричит через окно:

  - Мертвец, отвори мертвецу! Будем с живым пир пировать!

  Зашевелился мертвец: то ногой, то рукой поведет. А потом с лавки как встал и пошел, дверь отворил.

  И нашло мертвецов полным-полна изба. Окружили печь, кличут царевну:

  

  - У меня нет рубашки и сафьяновых сапожков, принесите мне: там они, на могиле! - говорит мертвецам царевна.

  Посылает царевич мертвеца на могилу.

  И вернулся мертвец, принес и рубашку, и сапожки.

  И опять кличут царевну.

  А она им: то, говорит, рукавичек нет, то платка у нее нет, то пояса...

  Но мертвецы ей все из могилы достали: все платья, весь жемчуг до последней крупинки.

  Кличут царевну:

  - Вылезай, вылезай - будем пир пировать!

  И надела царевна белые платья, жемчуг - вышла.

  Вышла царевна. И в кругу мертвецов замерла.

  А! Как обрадован мертвый живому!

  - Я тебе верен за гробом, - целовал царевну мертвый царевич, и с поцелуем живая кровь убывала - теплая кровка текла в его холодные синие жилы.

  Третьи петухи пропели - мертвецы разлетелись по темным могилам, там, в могилах, облизывали красные губы.

  Не вернулась царевна в свой серебряный терем. Нашли Чучелку утром - белая, как белый снег, без единой кровинки, далеко в чистом поле в мертвецкой избе.

  Вьется вьюга и воет, валит и, опрокидывая, руша, сбивает с ног. Разворотила, нелегкая, дубья-колодья, замела дверь, засыпала окна - хоронит серебряный Чучелкин терем.

  Холодна зима - белый снег.

А. Пушкин. Вурдалак

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; шагнуть не может.
"Боже! - думает бедняк. -
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.

Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем".

Что же? Вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.

  Упыри (вурдалаки) сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне "клали требы", то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну .

Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; заложный покойник (самоубийца, убитый и непохороненный) или колдун .

Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.

Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела.

Луна - солнце мертвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной луне, отправляется на кладбище, где похоронены заложные покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало - медное или серебряное. Оно завернуто в смертный платок (такими платками чародеи для своих злокозненных целей покрывают лица усопших). Сдернув плат, колдун наводит лунное отражение на могилу - и медленно восстает мертвец - упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где намечена жертва. В то мгновение, когда колдун наведет зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище - на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь все окна и двери.

Но беда и самому колдуну, ежели на пути от кладбища до деревни он споткнется, уронит зеркало у или луну закроет облако, или промелькнет в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъяренный упырь вернется в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе сияет полная луна - солнце мертвых, - мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. Оттого круглые зеркала в "смертных платах" решались иметь лишь отъявленные колдуны.

В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Если сложенные накрест руки упыря окоченели и он не в состоянии их развести, то прибегает к помощи зубов. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывая кровь ребенка, и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.

Родствен упырям зловредный дух умран. По ночам он встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Существует поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"

Такие существа, как вурдалаки, вампиры и упыри относятся к «нежети» - это «ни живые, ни мертвые» обитатели ночи. Их образы часто упоминаются в мифологических легендах народов Европы. Они выходят на охоту после захода солнца. Люди могут видеть нежить в виде собак, волков или летучих мышей. Вурдалаки наводят страх и ужас одним своим видом. По преданиям они сосут кровь у человека, который спит.

Вурдалаки — персонажи европейских мифов

Особенности вурдалаков

В древних рукописях есть информация о том, что в нежить превращались покойники, которые были злыми и принесли много зла в мир. Это могут быть самоубийцы, а также люди, которые погибли от насилия. Превратиться в нежить живой человек может, если его искусают.

В кинематографическом искусстве образ этой сущности используется часто. Многие писатели издавали книги, где в главной или второстепенной роли присутствовал вурдалак. Этот образ отличается от мифического вампира. В фольклоре этот термин применяется для обозначения сущностей, которые пьют человеческую кровь. Эта информация есть в легендах и мифологических рассказах.

В разной исторической литературе говорится об отличительных чертах характера и внешнего облика. Нежить часто предстает перед людьми в образе домашнего питомца или дикого хищника. Они легко превращаются в таких животных, как:

  • собака;
  • кошка;
  • летучая мышь;
  • паук.

По своей природе вурдалаки - это хищники. Они питаются энергией и забирают жизненные силы людей.

Вурдалаки могут превращаться в летучих мышей

Вурдалаки в древних культурах

В книгах по мифологии можно встретить огромное количество рассказов о мертвецах, которые начинали охоту в ночное время суток и проливали кровь. Вампироподобными духами называют Лилу. Впервые об этих существах написали в ранних летописях вавилонской демонологии.

Лилу - это злобные демонессы, которые появлялись только после захода солнца. Они охотились на новорожденных детей или беременных женщин.

В дневреармянской мифологии упырей называют Даханаварами. Это опасные вампиры, которые обитали в горах Ултиш Алтьо-тэм. Демонологическое существо не охотилось на людей, которые проживали рядом с вампиром. Вся территория у них разделена на определенные участки, которые привязаны к конкретному Даханавару.

В Индийских книгах по мифологии упоминается о Веталах. Это вампироподобные создания, которые могут вселиться в тело умершего человека.

Славянские фольклорные книги помогают более детально понять образ. Авторы подробно описывают методы борьбы с живыми мертвецами. Они быстро передвигаются, поэтому отсечь голову бывает трудно. Можно взять кол из осинового дерева и вонзить его в сердце.

Образ в литературе

До 80-х гг. в европейских странах вампиров описывали, как ужасных монстров, которые восставали из могилы. Это были злые люди, которые за свою жизнь не совершали добрых поступков. Чаще это колдуны, которые наводили порчу и вредили другим.

Человек, который стал нежитью, имеет возможность передавать вампирические способности невинным жертвам через укус. Иногда монстрами становятся те, кто погибал от ранней, насильственной, жестокой смерти.

Во многих румынских верованиях и европейских исторических справках есть упоминание о том, что вурдалаки имеют славянское происхождение.

Есть указания, что вурдалаки имеют славянское происхождение

Описание в фольклорном искусстве

В разных культурах существуют свои описания живых мертвецов. Можно выделить следующие характерные особенности фольклорного существа:

  1. Это бессмертные твари. Их можно убить, но они никогда не стареют. В разных произведениях есть персонажи, возраст которых превышает 1500 лет. Это сверхъестественные сущности, которые имеют высокий уровень физической силы. Она многократно превосходит способности человека.
  2. Внешность. Вурдалак практически не отличается от трупа. После вскрытия могилы на лице нежети возникает румянец, а лицо становится здоровым. Кожные покровы приобретают нехарактерный оттенок. Живые мертвецы часто имеют пухлые черты лица, отросшие волосы. Эффективным средством, который защищает от таких «ни живых, ни мертвых», является чеснок. Об этом писали в европейских легендах. Они боятся солнечного света, боярышника и освященных вещей. Для защиты в доме можно было расставить кресты, нарисовать на полу звезду Давида, посадить алоэ. В восточных легендах писали о вещах типа печати Синто.
  3. Неживые могут принимать другое обличие. В мифологии есть информация о превращении нежити в облик собаки.

В христианских традициях к нежити негативное отношение. Они не могут приближаться к церкви, находиться рядом с источниками святых мест.

Исторические доказательства существования вурдалаков

По своей природе живые мертвецы отличаются невероятной силой. Они быстро перемещаются, поэтому людям тяжело их поймать в ловушку. Этим сущностям несвойственна боль и сожаление. Их цель - убийства и охота на людей.

Это оборотни, которые способны навести страх и ужас. Южные славяне уверены, что мертвецы, которые встают из могилы через 40 дней после смерти, превращаются в вурдалаков. Они могут приходить только в ночное время, высасывать кровь и питаться энергией спящего человека. Могут уничтожить целые семьи и поселения.

Можно выделить следующие интересные факты:

  1. После окончания Второй мировой войны на территории Рима арестовали человека, который дожидался полнолуния и нападал на людей. Жертвы были уверены, что он умеет принимать обличие волка. Психиатры провели диагностику и определили, что человек был здоров.
  2. В штате Орегон продают специальные аптечки, которые предназначены для борьбы с вурдалаками. Этот саквояж был изготовлен в 1880 г. В нем содержатся препараты и вещи, которые нужны для профилактики и лечения.
  3. Дома нужно использовать чесночный порошок. Есть специальная инструкция, в которой указано, как защитить себя во время сна от нежити. Чесночным порошком нужно посыпать вокруг кровати, чтобы отпугнуть этих оборотней.

Профессором Уэйн Тикканен из Университета штата Калифорния была разработана теория. По его словам, вурдалаки или вампиры - это обычные люди, у которых есть расстройства психики. Эта патология может возникать в результате нарушений в генах, поэтому передается от матери к ребенку. Его теорию пытались опровергнуть: ученого просили объяснить механизм превращения вурдалаков в собаку или волка.

Заключение

Вурдалаки - это оборотни, которых часто сравнивают с вампирами. Они быстро передвигаются, становятся агрессивными, когда видят людей. В мифологии можно прочесть огромное количество историй и легенд, которые связаны с вурдалаками. Они уничтожали целые поселения.

Ночью они могут проникать в дом, пить кровь спящего человека. Это мистическое существо, но многие люди уверены в том, что вурдалаки есть в реальной жизни. Его образ используется в разных жанрах, особенно в кинематографическом искусстве и литературе.

Одним из самых знаменитых древних преданий является легенда о вампирах. Эти таинственные создания, которые существуют в промежуточном состоянии - они не принадлежат ни к живым, ни к мертвым.

Существуют ли вампиры на самом деле? Всем нам известен знаменитый граф Дракула. Его прототипом, взятым Бремом Стокером для своего романа, стал князь Влад Цепеш . Правитель отличался жестоким нравом, он приобрел мрачное прозвище - колосажатель. Нередко после очередной казни или кровавой битвы, Влад Цепеш устраивал пир в окружении убитых людей.

По свидетельствам современников, князь имел пугающую внешность, точно подходящую под описание вампира. Бледная кожа, красноватый оттенок зубов, жестокая усмешка, пронзительный взгляд. Немало мистики добавлял и образ жизни князя: он редко выходил на свет днем, зато к вечеру заметно приободрялся.

Происхождение вурдалаков

Есть очевидцы, утверждающие, что им встречались вампиры в наше время, и что они даже лично пострадали от ночной нежити. Но стоит ли верить подобным рассказам? Быть может это только досужие домыслы?

В средние века была широко распространена легенда о Лилит - нечестивой женщине, родившей дьяволу детей. В старинных летописях сохранилось немало заметок о воскресших (опять же с помощью дьявола) мертвецах. Представляет интерес теория некоего аббата, согласно которой первый вампир появился в результате неправильно выполненного обряда изгнания демона из монаха.

Есть мнение, что вампиры в реальной жизни встречаются нередко. Согласно одной из версий, они появились в результате заражения человека особым вирусом-симбионтом. Инфекция замещает некоторые ткани хозяина, в результате чего вурдалак приобретает сверхспособности. Однако основной питательной средой для симбионта остается кровь, поэтому-то вампиры и вынуждены постоянно «пополнять запасы».

Чего опасается Носферату

Так что же мы знаем о ночной нежити? Известно, что вурдалаки не могут находиться на солнечном свету, потому что он их обжигает. Они боятся распятий, святой воды и церквей (как, впрочем, и других священных мест).

Откуда же пошли подобные верования? На протяжении многих веков люди размышляют о том, существуют ли вампиры. Во все времена человечество ассоциировало Бога со светом и добром, тогда как ночная нежить является злом в чистом виде. Из этого можно сделать вывод о том, что слуги сатаны не способны выжить в присутствии добра и света.

Нечистая сила не может противостоять распятию. Святая вода символизирует чистоту, искупление и добро, а потому обладает свойствами в борьбе с нечистью. Согласно старинному поверью, носферату не сможет войти в помещение, если на стене висит освященный крест.

Можно ли уничтожить упыря?

Чтобы истребить представителя ночной нежити, потребуется его вычислить. Практически каждому известно, что вурдалаки не отражаются в зеркалах, поскольку они не имеют души. Кроме того, их не получается сфотографировать. Выявленного вурдалака можно истребить несколькими способами.

Во-первых, можно вогнать кол в сердце. Способ приобрел свою популярность в средние века из-за особого вида болезни, известной как «истощение». Наши предки верили, что если не «приколоть» умершего от такой болезни, то он может подняться из могилы, чтобы заразить живых.

Существует второй способ - утопить nosferatu в проточной воде или сжечь. Данная традиция восходит к символике очищения. Проточная вода чиста и прозрачна, она способна очистить тело умершего, оскверненное злым духом. Сжигание в огне тоже считается одним из способов очищения, по этой причине его использовала инквизиция.

От ночной нежити можно защититься чесноком, серебром или солью. Также можно задействовать специальные . Существует предание о том, что вампиры не могут зайти в дом без приглашения от хозяев. При желании они могут принимать различные формы и образы (в частности, летучая мышь). Вурдалак способен загипнотизировать свою жертву.

И все-таки, вампиры существуют или нет? Верить в легенды о подобных существах или считать их лишь выдумкой обывателей - каждый волен решать самостоятельно. Однако слишком безрассудно отрицать существование вурдалаков только на том основании, что вам не приходилось лично столкнуться с одним из них…

Славянская мифология – богатейший культурный пласт, оставленный нашими предками-язычниками. После Крещения Руси славяне, не готовые моментально отказаться от привычных традиций, привнесли в христианство долю языческого . Поэтому ответ на вопрос, кто такие упыри и вурдалаки, нужно искать в старославянской мифологии.

Кто такой упырь?

Если пользоваться современной терминологией, упырь – это вампир, выбирающийся из могилы по ночам для того, чтобы утолить свой голод. Но, в отличие от европейских «кровососов», настоящие упыри в России не гнушались и плотью жертвы. Существовало поверье, что если упырь не съел тело жертвы, а лишь выпил всю кровь – убитый сам станет чудовищем.

В дохристианской традиции упыри это духи, приносящие смерть, засуху и мор. Им хватало одного прикосновения к человеку, чтобы тот в скором времени умер от неизвестной болезни. После принятия христианства на Руси славянский упырь – заложенный покойник, не получивший церковного отпевания и погребённый в неосвящённой земле. Кроме этого, шанс стать чудовищем получали:

  • самоубийцы;
  • пьяницы;
  • колдуны;
  • завзятые еретики и грешники.

Женщина упырь – это бывшая колдунья и еретичка. Не найдя покоя после смерти, он по ночам возвращается домой и перебирает столовые приборы. Людей, которых ненавидела при жизни, она мучает, старается довести до смерти, особенно часто упырица издевается над нелюбимыми невестками, вытаскивая их за косу на улицу.


Как выглядит упырь?

Славянские упыри были абсолютно не похожи не только на современные представления о вампирах, но даже на своих зарубежных собратьев. Легенды описывают их как оборотней, способных по своему желанию принимать любой облик или становиться невидимыми. Часто упырь принимал облик мертвеца с железными зубами, глаза которого горели адским огнём.

Если поиски упыря доходили до раскапывания могилы, оказывалось что:

  1. Мертвец не подвержен гниению.
  2. Его одежда разорвана.
  3. Руки и ноги искусаны до костей.

Существуют ли упыри?

Сложно с уверенностью сказать, что упыри существуют, но и опровергнуть это убеждение тоже невозможно. Изучением этой проблемы в России никогда тщательно не занимались. А вот в Европе в середине XVIII века случаи вампиризма расследовались на самом высоком уровне. Личный врач императрицы Марии Терезии Герард ван Свитен и известный учёный-богослов Антуан Августин Кальме в своих трактатах высказали абсолютно противоположные мнения на этот счёт. Кому из них верить – решать вам.

Чем отличается упырь от вурдалака?

Сейчас считается, что упыри и вурдалаки - одни и те же существа, немного отличающиеся своими привычками и способностями. Появлением этого заблуждения мы обязаны А. С. Пушкину и его стихотворению «Вурдалак». На самом деле поэт, скорее всего, неправильно записал слово «волколак», обозначавшее волка-оборотня. Литературную традицию продолжил в 1839 году А. К. Толстой, написавший готический рассказ «Семья Вурдалака».

Свидетельства об упырях

Первое летописное упоминание о упырях датировано XI веком и произошло в Полоцке. Тогда на улицах города по ночам раздавался топот и человек, неосторожно вышедший на улицу, вскоре умирал от неизвестной болезни. Сразу после появления упырей в Полоцком княжестве, во всей Киевской Руси начались беды:

  • эпидемии;
  • засуха;
  • нападения половецких племён.

Более поздние рассказы о упырях появлялись в сказках и побывальщинах, героем которых часто выступал солдат, которому с помощью хитрости и везения удавалось ускользнуть от упыря. Больше всего эти поверья были распространены в южных губерниях, на территории современных Украины и Белоруссии.


Как бороться с упырями?

Методы борьбы с этими чудовищами были похожи у многих народностей. Если возникало подозрение, что деревню терроризирует упырь, жители шли искать могилу, на которой была бы разрыта земля или имелись ещё какие-то признаки того, что покойнику не лежится спокойно в гробу. Либо, если недавно умирал человек, о котором говорили, что он знался с нечистой силой, раскапывали его могилу. Потом делали следующее.

  1. Переворачивали труп вниз лицом.
  2. Вбивали в спину осиновый кол.
  3. Подрезали сухожилия и ломали кости на ногах.
  4. Подрезали сухожилия над пятками и засыпали в рану щетину.
  5. Отрезали голову, вбивали в неё что-то железное и клали в ноги.
  6. Чтобы полностью уничтожить упыря, его необходимо было сжечь.

При встрече с упырём защищались крестом или сильной бранью, считалось, что нечисть боится ругательств. Ещё можно было отвлечь чудовище маком, рисом, пшеницей – чем-то мелким и имевшимся в больших количествах – упыри в славянской мифологии в таком случае немедленно начинал считать зёрна и не могли остановиться, пока всё не пересчитают.

Для защиты дома использовались:

  1. Куски железа, брошенные в огонь или разложенные на подоконнике;
  2. Кресты, выжженные над оконными и дверными проёмами свечой, со Страстного Четверга;
  3. Врагами считались собаки, рождённые первыми или имеющие над глазами пятна, напоминающие ещё одну пару глаз.

Книги про упырей

  1. «Упырь» А.К. Толстой . История о молодом дворянине, побывавшем на балу у упырей.
  2. «Упырь» А.Н. Афанасьев . Обработка русской народной сказки о девушке, вышедшей замуж за упыря.
  3. «Оборотный город» Андрей Белянин . Книга написана в жанре юмористического фэнтези и рассказывает о казаках, охраняющих порядок в городе, где живут ведьмы и упыри.

Кино про упырей

  1. «Вий» . Экранизация повести Н.В. Гоголя, заслужившая признание и в СССР и за рубежом.
  2. «Упырь» . Российское и очень необычное кино про вурдалаков и упырей, запугавших криминальных авторитетов.
Loading...Loading...