Мощи амвросия. Икона над ракой святого старца Амвросия – мироточит

Точная дата начала раскопок заранее не назначалась. Отец наместник испрашивал благословение у Святейшего Патриарха задолго до начала июля, но разрешение из Патриархии пришло именно накануне дня памяти отца Никона (Беляева), т.е. на Скитский престольный праздник — Рождество Иоанна Предтечи. Отец Никон последним из старцев покидал монастырь в 1927 году и теперь через 70 лет как бы благословил работы по открытию мощей старцев.

Перед началом работ был отслужен молебен. На месте погребения старцев Анатолия и Варсонофия, между Казанским и Введенским храмами, а также за алтарем Никольского придела Введенского собора братия при большом стечении прихожан усердно молились об успешном совершении дела, к которому готовился и которого ждал церковный народ много лет.

Монастырские рабочие сняли брусчатку, положенную на местах захоронения старцев в 80-90 годы 20 века, сняли ограждения и некоторый слой земли. Затем места раскопок были обнесены временными ограждениями, турникетами и веревками и накрыты двумя армейскими брезентовыми палатками, специально привезенными для этого случая.

Было установлено непрерывное чтение Псалтири, место раскопок было освящено. Для участия в работах в Оптину приехал известный археолог С. А. Беляев, участвовавший ранее в обретении мощей святителя Феофана Затворника и в идентификации останков царской семьи.

Отец наместник планировал открыть мощи только некоторых старцев, так как производство раскопок представлялось весьма трудоемким делом. Вход на территорию монастыря в эти дни был ограничен. Монастырские рабочие участвовали только в первом этапе раскопок и помогли убрать надгробия, унести кресты и открыть верхние наслоения: брусчатку, составлявшую отмостку собора, землю, а затем и фундаменты разрушенных часовен старцев.

Мощи отцов Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия, находились между Введенским и Казанским соборами, отдельно от основного некрополя старцев. Ранее над ними была общая часовня. Раскопки начались 8 июля 1998 году одновременно здесь и за алтарем Введенского собора к северу от места где, как предполагалось, находились мощи пре- подобного Амвросия. Два иеромонаха и два инока начали раскопки могил старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Пришлось убирать обломки фундамента часовни, стоявшей ранее над их мощами. Братия обратили внимание, что появившийся в те годы в производстве бетон уже был использован в Оптиной пустыни. Видимо, по недосмотру угловая колонна часовни, которая могла быть построена после 1914 года, оказалась прямо над главой отца Варсонофия. По словам очевидцев, земля некрополя после разрушения, надгробия разравнивались трактором, и под его тяжестью эта колонна раздробила главу отца Варсонофия. Братия, занимавшиеся раскопками могил, говорили, что им очень хотелось «увидеть» мощи отца Варсонофия именно в день памяти его ученика, отца Никона. Сначала были удалены фрагменты фундамента часовни, затем остатки разрушенного общего свода склепа, а затем и крыши гробов старцев, провалившиеся и накрывавшие непосредственно мощи. Гроб отца Варсонофия располагался немного ниже гроба отца Анатолия. Он был накрыт покрывалом, бархатным с дорогой отделкой, пожертвованным еще в Голутвине, благодарными старцу прихожанами. Покрывало это упоминается в некоторых воспоминаниях и отображено на фотографиях похорон старца. Оно очень хорошо сохранилось, и было достаточно крепким. Впоследствии его поместили в новый гроб старца, под его мощами. Братия с благоговением и трепетом открыли последние фрагменты, скрывавшие честные главы старцев на исходе дня памяти отца Никона (Беляева). Уже читали 9-й час к службе Тихвинской иконе Божией Матери. Глава отца Анатолия была в очень хорошей сохранности, цвета выраженно воскового и кроме того довольно узнаваемая, соответствующая его облику по фотографиям. Кости старца восковые с темными пятнами были почти не потревожены, образовывали мощный скелет (кажется, старца недаром называли «большим»). Сросшиеся позвонки по 3-5 шт. указывали на болезнь. Взору братии открылась удивительная картина: в грудной части скелета, на том месте, где находится сердце, ясно было видно светлое пятно размером с блюдце. Об отце Анатолии говорили, что ему была дана особая молитва. Потом это пятно исчезло. К прискорбию братии глава старца Варсонофия оказалась раздавленной упоминавшейся колонной и распалась на множество осколков размером примерно 3-4 см. Мощи старца были несколько темнее костей отца Анатолия.

Под мощи старца Анатолия (Зерцалова) удалось подвести металлический лист и поднять их на поверхность целиком. Косточки были со всей возможной тщательностью положены на белую бумагу, расстеленную на фанере, а впоследствии переложены в заранее приготовленные деревянные ковчеги.

У отца Варсонофия хорошо сохранился монашеский крест и параман. Среди косточек отца Анатолия находилось множество костей животных: их кости мелкие и белые, характерно раздробленные. Сохранность склепа и лежащего рядом архимандрита позволяет сделать вывод, что именно мощи старцев подверглись воздействию. Их покой пытались нарушить. Кроме того, в ногах старца Анатолия обнаружили маленький белый женский череп (он имел анатомические женские признаки). С большой вероятностью можно предположить, что это останки княгини Татьяны Ртищевой, которые также подверглись осквернению. Ее могила расположена точно на восток от могилы отца Анатолия. Видимо могила была потревожена потому, что в ней покоилась особа княжеского рода.

Окончание работ по обретению мощей старцев Анатолия I и Варсонофия пришлось на 6-7 часов утра 9 июля, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.

Братию воодушевляла мысль о том, что должна быть восстановлена некая «историческая справедливость» и мощам старцев, отчасти подвергшимся поруганию должна быть воздана подобающая честь.

К открытию мощей старцев на захоронении, находящемся за алтарем Никольского придела Введенского собора приступили также 8 июля. Было известно, что могилы на этом захоронении расположены рядами с севера на юг. За двадцать лет до передачи монастырю церкви, т.е. около 1968 года Надежда Александровна Павлович, поэтесса, духовное чадо старца Нектария наметила условно расположение могил братьев Киреевских и старца Амвросия.

Кроме того, Ольга Александровна Кавелина (инокиня Серафима) двоюродным дедушкой которой был архимандрит Леонид Кавелин, связанная с Оптиной пустынью с самого детства, помогала после открытия монастыря найти места погребения старцев.

Но этих сведений, как выяснилось позже, оказалось не достаточно. Отправляясь от места погребения старца Амвросия (как полагали ранее) стали открывать могилы находящиеся в этом ряду к северу.

Останки двух мужчин, как предполагалось старцев Макария и Льва, были извлечены со всеми необходимыми предосторожностями из земли, положены на бумагу расстеленную на фанере, а затем перенесены во Введенский собор.

Невозможно было не обратить внимания на одеяние тел и многие другие странные особенности. Братия пытались примирить и как бы подогнать несоответствия под ожидаемый результат раскопок (т.е. обретение мощей отцов Макария и Льва. Необходимо заметить, что найденные останки были в прекрасной сохранности). Но в результате обсуждения ситуации довольно скоро стало понятно, что произошла ошибка в рядах захоронений еще в 1988 году. И, таким образом, 16 октября 1988 года были обретены и выставлены для поклонения мощи старца Иосифа, а не преподобного Амвросия (как считалось ранее). К северу от могилы отца Иосифа находятся захоронения братьев Киреевских (Ивана Васильевича и Петра Васильевича), а также Наталии Киреевской, супруги Ивана Васильевича. Мощи же старцев Амвросия, Макария и Льва находятся в следующем к западу ряду.

Хорошо сохранившаяся чиновничья шинель, пуговицы на ней, сапоги явно указывали на Ивана Киреевского, человека незаурядного, сумевшего при содействии благодати Божией преобразить свое мироощущение, стать искренним славянофилом и настоящим христианином. Участие в жизни обители, труды и благотворительность сподобили его чести быть погребенным рядом со старцами. Таковы же его брат Петр и супруга Наталья. Сам облик Ивана Васильевича был узнаваем в его останках: он был худощав, проступали характерные черты лица. Подбородок его оказался чист, а бакенбарды сохранились. В свое время Иван Васильевич прибыл в Оптину из Петербурга в оцинкованном гробе, и все его тело теперь оказалось осыпано позеленевшей оцинковкой.

Таким образом, Киреевские послужили обители и после своей кончины. Именно они указали дальнейший правильный ход раскопок, хотя это направление определилось и не сразу.

Недоумение по поводу ошибки в расположении мощей старцев продолжилось несколько часов. Было высказано множество предположений по этому поводу, решался вопрос, где же искать настоящие мощи старца Амвросия, а так же мощи других старцев. Слишком привычным казалось братии старое ошибочное расположение дорогих всем останков. Сложился некий стереотипный образ, от которого сложно было отказаться сразу. Отец наместник связывался по телефону со Святейшим Патриархом и получил благословение открывать мощи всех старцев, находящихся в некрополе. С этого момента могилы начали открывать в таком порядке: в следующем к западу ряду по отношению к могилам отца Иосифа и Киреевских были открыты могилы старцев а) Амвросия, к северу от него - б) Макария и Льва, к югу - в) Илариона и к востоку - г) Анатолия (Потапова).

Все работы теперь производились исключительно силами братии. Пространство вокруг могил было насколько возможно расчищено от земли и посторонних предметов. Были сделаны из досок приспособления, позволившие очистить захоронения от земли и в то же время не ступать прямо на гробы. Одновременно были открыты своды склепов старцев Амвросия и Макария, кладка сводов была частично разобрана ближе к ногам. Через такое отверстие братия проникали в склеп отца Амвросия, открывали гроб старца и затем передавали части мощей наверх, где они помещались на бумагу, расстеленную на фанерных столах. Очищали косточки от земли, затем в максимально более точном соответствии с анатомией скелета их перекладывали в специальные ящики. При составлении скелета братия полагались на знания наших иконописцев, т.к. некоторые мощи подверглись воздействию в той или иной степени и косточки были перемешаны. Так у преподобного Амвросия исчез крест парамана и косточки в центральной части груди располагались хаотично. В склеп старца Макария через отверстие в своде была свешена лампа, а проникнуть в склеп удалось через отверстие в стене со стороны склепа отца Амвросия.

Очень скоро все недоумения рассеялись. Правильность предположений о местонахождении мощей старцев подтвердилась. И хотя отец наместник справедливо требовал от братии с возможной тщательностью собирать все доказательства, было совершенно ясно, что мощи принадлежат именно монахам и именно искомым старцам. Части параманов, кресты, остатки клобуков, пузырьки с соборным маслом, само нетление мощей говорили о том, что открываются мощи преподобных Амвросия, Макария, затем Льва и других отцов. Да и душевное состояние братии говорило само за себя. Желание работать, желание бодрствовать (отцу наместнику даже приходилось отправлять некоторых братий отдыхать), благоговение и взаимопомощь, наконец, проявление братской любви говорили о том, что происходит необыкновенное событие.

Любовь старцев была преизобильно разлита на всех. Самые суровые были смягчены благодатью. И бысть им погребающим мужа, и се, видеша воинов, и повергоша мужа во гробе Елиссеове: (и впаде тело человека мертва,) и прикоснуся костем елиссеовым, и оживе и воста на ноги своя. (4 Цар.13:21)

Никто не сомневался, что силами братии все работы будут доведены до конца, а объем работ предстоял немалый.

Все детали общей картины событий заняли свои места. Строение черепа старца Макария очень напоминало дошедшие до нас изображения преподобного. Вспомнилось, что к северу от склепа старца Льва находится могила помещика Алексия Желябужского, преданного почитателя и ученика преподобного. Он выстроил для старца целый корпус в обители.

К югу от преподобного Амвросия нашел себе упокоение старец Иларион, а далее покоится преданный друг последнего — отец Флавиан (Маленков).

Между рядами, в головах у старца Амвросия и в ногах у старца Иосифа, немного в стороне, лежал старец Анатолий (Потапов), который незадолго до своей кончины приходил именно сюда и говорил, что места для одного человека здесь хватит.

Братия вспомнили моменты из жития старца Иосифа, в которых говорится: « Жил при Оптиной пустыни древний старец - прозорливец, отец Пахомий - блаженный. Он очень любил отца Иосифа; и когда тот был еще простым монахом, отец Пахомий всякий раз, как с ним встретится, непременно попросит у него благословение. — Отец Пахомий, да я не иеромонах, — улыбнется ему отец Иосиф.

— Удивляюсь, — ответит Пахомий. — Отец Иосиф, все равно, что отец Абросим.

Одна раба Божия - юродивая, была у старца Амвросия, и увидя отца Иосифа сказала ему: «Вот было у одного старца два келейника; один из них и остался на его месте».

Умре отец его, и аки не умре: подобна бо себе остави по себе. (Сир.30:4)


Десять лет покровительствовал обители преподобный Иосиф, присоединяя к с своим чудотворениям молитвы и благословения преподобного Амвросия.

Сохранившиеся части гробов старцев Амвросия и Макария, части одежды, обивка гробов тщательно собирались для сохранения, как святыня.

Мощи преподобного Амвросия имели особенный цвет, цвет светлой проолифленной древесины. Сохранности очень хорошей. Склеп довольно сухой, немного заполненный землёй.

Гроб отца Макария находился ниже гроба отца Амвросия на 30-40 сантиметров, склеп более влажный. Мощи также в очень хорошем состоянии, цвета темного дерева. Когда были извлечены мощи отца Макария, и стало возможным без опасений разобрать свод склепа, расширили проем в стене между склепами и один из братий смог проникнуть в сильно заполненный землей склеп о

Заполненный настолько, что расчищать путь к мощам возможно было только лежа. Расположенный еще на 30-40 сантиметров ниже склеп, кроме того был очень сырым. Могила старца подверглась воздействию: косточки скелета были разбросаны, перемешены с землей, так что приходилось просеивать всю землю, доставаемую из склепа. Одному из братий пришлось лежа передавать землю другому, влезавшему в склеп и вылезавшему из него, чтобы передать ее дальше. Наверху по поверхности склепа кто-то неосторожно прошел и восточная часть свода, как раз там, где передавали друг другу ведро с землей, обрушилась. Находящийся в склепе брат подвергся серьезной опасности и за короткое время пережил и ужас перед возможностью быть раздавленным в этом малом пространстве и страх смерти. И другой брат подвергся опасности быть погребенным под кирпичами обвалившейся части свода, если бы оказался в склепе и забирал бы землю в этот момент. Но его только мягко присыпало большим количеством земли. После страха пришло чувство милости Божией и присутствия и заступничества старца Льва. Наверху поставили дежурного и работы были продолжены. Мощи старца были успешно извлечены по частям и потом собраны почти без потерь. Также постепенно во Введенском соборе оказались мощи старца Анатолия Младшего, у которого особенно хорошо сохранилась верхняя часть скелета, цветом походящая на мощи старца Амвросия.

Склеп отца Илариона не открывали сверху, а проделали отверстие в стенке со стороны склепа старца Амвросия. К отцу Илариону проник один из братий и полностью сам передал по частям мощи в отверстие.

Таким образом, к 11 июня мощи всех старцев, доступные к обретению были подняты, помещены в специально приготовленные деревянные ковчеги и ожидали дальнейшей обработки. Все работы проходили в полном согласии и братской любви. Это были незабываемые для братии дни, с которыми не хотелось расставаться. Это было событие, давно ожидаемое и не обманувшее ожиданий, одна из важнейших вех в жизни обители. Событие, неразрывно связанное с понятием прославление .

В эти же дни была восстановлена раздробленная глава преподобного Варсонофия. Один из иконописцев в течении нескольких часов с помощью размягченного пальцами воска смог собрать косточки черепа старца в единое целое с одной лишь единственной потерей фрагмента в области виска.

В один из дней раскопок обитель посетил архиерей, и это посещение было воспринято братией, как добрый знак и благословение Церкви.


Настоящим торжеством Православия и было время, когда мощи старцев, подобающим образом приведенные в порядок и помещенные в специальные ковчеги, были выставлены в течение продолжительного времени во Введенском соборе напротив раки преподобного Амвросия.

Обитель ожидала перенесение мощей своих старцев в восстановленный и превращенный в усыпальницу храм Владимирской иконы Божией Матери.

«…Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В.В. Розанов

Каждого святого Русская Православная Церковь постановила в свое время чествовать в определенный день года. Так, известного на Руси праведного старца Амвросия Оптинского верующие вспоминают . Этот подвижник отличался многими высокими добродетелями, а его земное существование было наполнено разного рода духовными событиями и тяжелыми испытаниями.


Начало жизненного пути

Отец Амвросий, в миру – Александр Михайлович Гренков, появился на свет 23 ноября 1812 года. Он родился в Тамбовской губернии, в селе Большие Липовицы. Будущий святой происходил из рода, имевшего прямое отношение к христианскому православному духовенству. Отец Амвросий являлся внуком священника указанного выше населенного пункта и сыном псаломщика. Отец назвал свое чадо, памятуя о подвигах Святого Великого князя Александра Невского – рождение подвижника произошло в день празднования кончины славного угодника Божия. На протяжении всей жизни старался походить на своего небесного покровителя, развивая в себе подобные добродетели и нравственные черты.


Детство Александр Михайлович провел в семье, в обстановке глубокой религиозности. Его воспитанием занимались родители, дед и прочая родня. Достигнув возраста школьника, Амвросий Оптинский поступил в Тамбовское духовное училище. По окончании учебного заведения он продолжил получение образования в Тамбовской духовной семинарии. Юноша изучал множество наук: чистописание, арифметику, географию, грамматику, пение, иностранные языки – латынь и греческий, Слово Божие и пр. Выбрав духовный жизненный путь, Амвросий пошел по стопам предков.


Закончив семинарию, А.М. Гренков устроился работать учителем к одним помещикам. 6 марта 1838 года будущий подвижник сменил место службы: по прошению юноши его определили на должность преподавателя в первый класс в Липецком духовном училище. Амвросий обучал детей чистописанию и чтению, русскому и греческому языкам, церковному пению, Закону Божию, арифметике. Ученики на уроках А.М. Гренкова вели себя необычайно тихо, все превращались в слух и зрение. По свидетельству одного из них о. Амвросий был учителем от Бога, хотя и строгим, и требовательным как к себе, так и к учащимся.

Монашеская жизнь святого

Так А.М. Гренков проработал до осени 1839 года. 7 октября он оставил Липецк и отправился в Оптину Пустынь. В этой знаменитой обители Амвросий и начал свой монашеский подвиг. Наставником молодого человека стал старец Макарий (Иванов). Новоиспеченный инок с душевным смирением и кротостью окунулся в тяготы монастырского существования. Подвижник ревностно и прилежно выполнял все возложенные на него работы, вставал в 4 утра, прекращал трудиться в полночь. Но и тогда он сразу не ложился спать, а долго молился в одиночестве.

Пострижение Александра Михайловича Гренкова в монахи случилось 29 ноября 1842 года. Он получил имя Амвросий, в честь святого Амвросия, епископа Медиоланского. Духовный покровитель подвижника являлся отцом Христовой Церкви IV-го века. А.М. Гренков почитал его и старался взрастить в себе многочисленные добродетели, коими тот обладал.


После 1942 года монашеская «карьера» о. Амвросия резко пошла вверх. Сначала он стал иеродиаконом, спустя 3 года – иеромонахом. Не обошлось без помощи и поддержки знакомого – Калужского Преосвященного Николая (Соколова), служившего ректором в Тамбовской духовной семинарии в годы обучения там подвижника. Столь быстрые перемены и высокая ответственность, связанная с новой должностью, негативно сказывались на физическом здоровье Амвросия Оптинского. У него образовался целый букет заболеваний, приносящих неимоверные страдания своему носителю: бессонница, расстроенные нервы, нарушение пищеварения, лихорадка, кашель и т.д. Дошло до того, что подвижнику пришлось оставить прежние обязанности.

Однако полностью Амвросий Оптинский не забросил свою деятельность во имя Христа. После смерти 7 сентября 1860 года старца Макария А.М Гренков продолжил его путь: сам сделался духовным отцом многих иноков и обычных мирян. Он обладал особой мудростью и вооружен был огромным опытом. Из Амвросия вышел замечательный старец, чему способствовали черты характера и личностные качества этого человека. К подвижнику обращались за советом и наставлениями дворяне, епископы, знатные и обычные иностранцы. И абсолютно каждый уходил от него утешенным и просветленным, унося с собой неизгладимое впечатление.

Отец Амвросий беззаветно любил людей. Свою жизнь он посвятил служению обездоленным, сирым, больным. Особенно старец старался облегчить положение вдов и сирот. В Козельске он открыл дом для призрения умалишенных женщин, В Кромском уезде Орловской губернии, в Камышинском уезде, в Берючинском уезде Воронежской губернии – устроил женские общины. Благодаря Амвросию Оптинскому подобная обитель появилась и в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии. В ней было много сделано им для благоустройства калек, девочек-сирот, слепцов, убогих. Данный монастырь пользовался особой любовью старца, посему именно здесь отец Амвросий провел последние дни своей жизни и оставил бренный мир.

Смерть и обретение мощей


Амвросий Оптинский скончался 10 октября 1891 года. Ему было на тот момент 78 лет. Перед смертью старец успел причаститься, также над ним был прочтен канон Божией Матери на исход души. Отпевали подвижника 28 священнослужителей. Во главе сего действа стоял Калужский Преосвященный Виталий. В последний путь отца Амвросия пришли проводить около 8-ми тысяч людей. Его почитатели шли вслед за гробом двенадцать верст от Шамордина в Оптину Пустынь, рыдая и неистово молясь. Людей не останавливала даже непогода: холодный ветер и дождь.


После погребения над могилой старца выросла часовня с надгробным памятником из белого мрамора. На последнем красуется надпись поучительного характера на старославянском языке: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу». Ее следует понимать так: Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

По окончании земной жизни отец Амвросий Оптинский являлся в видениях многим людям в разных местах России, даруя исцеление болящим и утешение страждущим. Обретение мощей старца состоялось 10 июля 1988 года по благословению Патриарха Московского и всей Руси Алексия. Вместе с останками отца Амвросия обнаружились таковые других святых: преподобных старцев Макария, Илариона, Льва, Анатолиев Старшего и Младшего, Варсонофия. Их нашли, вскрыв пространство за алтарем Никольского предела Введенской церкви. К лику святых старца Церковь причислила тогда же. К его мощам и мощам указанных выше угодников Божиих можно приложиться в Введенском соборе Оптиной Пустыни.

Отца Амвросия Оптинского, прожившего в чине иеромонаха, отличала особая добродетель, называемая высокой христианской любовью. Отказавшись от мирского благополучия, святой посвятил жизнь служению Богу и людям.

Мощи святого преподобного Амвросия Оптинского, хранимые в усыпальнице собора Иконы Владимирской Богородицы, и поныне обладают чудодейственными силами, даруя исцеления и помощь в решении запутанных жизненных вопросов. После смерти старец продолжает бескорыстно служить людям, даря им особую Божью защиту и благодать.

История жизни

Отец Амвросий, в быту Александр Гренков, родившийся в 1812 году, прожил жизнь, посвященную Богу, и после смерти был причислен к лику святых. Имея духовное образование, Александр не принял сан священника, а пошел работать учителем. Во время страшной болезни, на грани смерти Гренков дал Богу обет принять постриг в случае выздоровления.

Преподобный Амвросий Оптинский

В 1839 году Александр отправился в Оптину Пустынь, где и был посвящен в монахи под именем Амвросия. Знающего 5 языков инока через некоторое время приобщили к издательскому делу, вскоре рукоположили в иеромонахи.

Прежняя болезнь дала о себе знать, отец Амвросий основное время проводил в постели, постоянно пребывая в молитвах. Господь по великой милости Своей наградил преподобного даром прозорливости и исцеления. К прозорливцу потянулись люди, но он не делал различия между петербургским сенатором и старой крестьянкой, между профессором и модницей. Кого вразумлял шутливо, а для некоторых у него была приготовлена палка.

Отец Амвросий был духовным наставником Достоевского и Толстого.

Еще при жизни праведника некоторые посетители видели старца якобы парящего в воздухе или со светящимся ярким светом лицом, однако будущий святой запрещал рассказывать об этом при его жизни.

По благоволению старца, недалеко от Оптины был построен женский монастырь, отец Амвросий часто сам оплачивал пребывание в нем бедных женщин.

По благословению преподобного отца были открыты монастыри в разных губерниях:

  • Орловской;
  • Саратовской;
  • Полтавской;
  • Воронежской.

Смерть и погребение

Мучимый болью, предчувствуя свою скорую кончину, старец Амвросий мечтал вернуться в Оптину пустыню, но болезнь приковала его в монастыре Шамордино, лишив возможности слышать и говорить. После соборования и причащения, в присутствии архимандрита Исаакия 23 октября старец скончался.

Важно! О его смерти скорбела вся Россия. Люди, приехавшие проводить в последний путь духовного наставника, отмечали необычно умиротворенное и светлое выражение его лица, на котором была печать покоя.

Было принято решение похоронить старца в Оптиной пустыне, куда сестры несли гроб на носилках. Процессия сопровождалась иконами, хоругвями и колокольным звоном по мере передвижения от села к селу.

Тело предали земле около Введенского собора, написав слова из Библии «Для немощных был, как немощный, чтобы приобрести немощных»(1 Кор 9:22). Простого иеромонаха отпевал иерей.

Вскоре к могиле отца Амвросия потянулись паломники. И стали происходить чудеса исцелений и получения ответов на волнующие проблемы. В 1998 году было решено перезахоронить мощи святых, хранимые под Введенским собором.

Поклонение мощам преподобного Амвросия Оптинского

При вскрытии гробницы преподобного мощи его имели особый цвет, прекрасно сохранились и издавали приятный аромат.

Поклониться раке преподобного Амвросия можно во Введенском соборе Оптиной пустыни.

В чем помогают мощи преподобного

Как и при жизни, за советом и помощью к любящему старцу, сердце которого было наполнено особой Божьей любовью к людям, не прекращается поток людей.

По свидетельству записей, сделанных в соборе, после посещения святых мощей происходило множество чудес:

  • ушла глухота мальчика;
  • исчезли сильные боли в ногах;
  • излечился туберкулез в запущенной форме;
  • мгновенно прошла зубная боль;
  • исчезли боли в желудке и множество других;
  • приходило освобождение от зависимостей.

Помня о рассудительности старца, люди приезжают к мощам за советом в ведении бизнеса, будущего переезда. приобретения недвижимости или автомобиля.

Всем помогает святой, некоторым являясь во сне и давая ответ. Есть свидетельства людей о том, что преподобный Амвросий явился им во сне и предупредил об опасности.

Богослужения в день обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского

Дни памяти:
10 июля — обретение мощей святого Амвросия Оптинского.
10 августа — Собор Тамбовских святых (утвержден по благословению святейшего патриарха Пимена в 1988 г.). Преподобный Амвросий утвержден в Соборе Тамбовских святых, как тамбовский уроженец.
23 сентября — Собор Липецких святых (утвержден в 2010 году для прославления святых, в земле Липецкой просиявших). Преподобный Амвросий некоторое время жил и трудился в Липецке
23 октября – день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ ОПТИНСКОМУ

Преподобному Амвросию Оптинскому можно молиться в самых разных случаях- в болезнях, для помощи в любых житейских нуждах, он поможет утешить в скорбях, укрепить в православной вере. Существует очень много свидетельств помощи преподобного старца в болезнях, в налаживании отношений в семье, в работе, в защите от опасности и многих, совершенно необычных случаях.

Случай, который произошел со мной… Первый раз мы приехали в Оптину Пустынь на машине на один день. Находясь в одном из храмов, моя супруга услышала разговор двух женщин, одной из которых нужно было в тот день попасть в Москву (расстояние 250 км) и предложила ей поехать с нами. По дороге, в разговоре, выяснилось, что эта женщина просила преподобного Амвросия помочь ей добраться до Москвы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Дед его был священником, отец, Михаил Фёдорович, – пономарем. Перед рождением ребёнка к деду – священнику съехалось множество гостей и родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского, и она в этой суматохе забыла число, когда он родился. Позднее, Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. Затем учился в Тамбовской семинарии, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Какое-то время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а потом преподавал в Липецком духовном училище. Товарищи и сослуживцы любили доброго и остроумного Александра Михайловича, у него был живой и веселый характер. В последнем классе семинарии он перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

Болезнь отступила, но Александр все откладывал исполнение своего обета, хотя укоры совести, со временем, становились все острее. Однажды, гуляя в лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»

Дома, он горячо молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Честно говоря, преподобный Амвросий не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям:

«Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу».

Александр Михайлович решился просить совета у проживавшего в той местности известного подвижника Илариона. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен».

Оптина Пустынь

Гренков послушался и осенью 1839 года он приехал в Оптину Пустынь, где его принял старец Лев. Через некоторое время он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и позднее – во иеромонаха. Это заняло пять лет его аскетической жизни и тяжелых физических трудов.
Известно, что Александр работал в пекарне, пек хлеб, помогал повару. Видимо, эти послушания нужны были для образованного, знающего пять языков послушника, чтобы воспитать в себе смирение, терпение и умение обуздывать свою волю.
Какое-то время он был келейником и чтецом старца Льва, который любил молодого послушника Сашу. Так ласково называл его старец, но на людях делал вид строгого к нему отношения, воспитывая смирение Александра. При этом говорил про молодого послушника: «Великий будет человек».

После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария. Скоро, после своего рукоположения, он заболел тяжелой и продолжительной болезнью, которая до конца дней подорвала здоровье отца Амвросия. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях. Но, несмотря на свое физическое состояние, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца Макария.
Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками, был одним из его ближайших помощников.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него, несомненно, огромное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, возможно, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу.
Исходя из такого опыта, позже, о. Амвросий говорил:

«Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!»

Отец Амвросий и после кончины старца Макария продолжал заниматься издательской деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.
Но не одно издательство было целью жизни о. Амвросия. Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к о. Амвросию для откровения помыслов. Так старец Макарий постепенно готовил себе достойного преемника, шутя по этому поводу:

«Посмот­рите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает».

После преставления старца Макария, отец Амвросий постепенно занял его место. Он обладал живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость.
Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим:

  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем.
  • Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного.
  • Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь - сам лопнешь.
  • Отчего человек бывает плох? - Оттого, что забывает, что над ним Бог.
  • Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.
  • Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, — это и есть жить проще.
  • Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.

Как-то ему сказали: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами ни приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал:
«Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник – Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.

Толстой после беседы с о. Амвросием радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога ».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли ».

Старец Амвросий часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и, когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и мудрые советы, ему очень нравилось что-то создавать.

Келия старца Амвросия

День старца в Оптинском скиту начинался часа в четыре-пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.
С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один.
Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келию старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью, а вокруг старца было яркое сияние.

В течение более тридцати лет, ежедневно, старец Амвросий совершал свой подвиг. Невзирая на болезнь, он с утра до вечера принимал посетителей, утешая их и давая советы. Что касается исцелений, то им не было числа и эти исцеления старец старался прикрывать. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Случилось, чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль.
Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где, кроме монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. В отличие от других монастырей того времени, в Казанскую Шамординскую пустынь принимали больше неимущих и больных женщин. Там не спрашивали, способен ли человек принести пользу и доставить выгоду монастырю а просто всех принимали, упокоевали. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Шамордино

Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

Последнее лето 1891 года своей земной жизни старец Амвросий провел в Шамординской обители, где он руководил работами, да и новая настоятельница нуждалась в его указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но в связи с ухудшением здоровья и наступавшей слабости, следствием его хронической болезни, его отъезд неоднократно откладывался. Так и наступила осень.
Сам преосвященный уже собрался приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот – едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил:

«Нет, вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах – я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители – старцы Лев и Макарий.
Вскоре от тела покойного стал ощущаться тяжелый мертвенный запах, но об этом он еще при жизни говорил своему келейнику о. Иосифу. На вопрос, почему так, смиренный старец сказал:

«Это мне за то, что в жизни я принял слишком много незаслуженной чести».

Но удивительно, чем дольше стояло в церкви тело почившего, тем меньше ощущался мертвенный запах. И это несмотря на то, что в церкви была жарко от множества людей, которые несколько суток приходили ко гробу для прощания. В последний день отпевания старца от тела его уже стал ощущаться приятный запах, как бы от свежего меда.

Погребли старца 15 октября, в тот день, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери « », перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:

«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор.9:22).

Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Мироточивая икона над ракой святого старца Амвросия

ВЕЛИЧАНИЕ

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Амвро́сие, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.

ВИДЕО

Амвросий (Гренков Александр Михайлович, 23.11.1812, с. Б. Липовица Тамбовского у. Тамбовской губ.- 10.10.1891, дер. Шамордино Перемышльского у. Калужской губ.), прп. (пам. 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, 27 июня и в Соборе Тамбовских святых) Оптинский. Род. в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в к-рой было 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора, служившего в Троицком храме с. Б. Липовица. Детей воспитывали в строго правосл. духе, дома Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское ДУ на полуказенное содержание, в июле 1830 г.

как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую ДС. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив ДС, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греч. языка в Липецком ДУ, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе.

Мысль о неисполненном обете не оставляла А. Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впосл. оптинский иером. Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, к-рый указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. А. Гренков был принят в Оптиной пуст. прп. Львом (Наголкиным), благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греч. мон. Агапия Ланда «Грешных спасение». В янв. 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апр. 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, затем работал в хлебне. В нояб. 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала бо́льшую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.


Прп. Лев перед своей кончиной, передавая руководство послушником прп. Макарию (Иванову), сказал: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». С осени 1841 по 2 янв. 1846 г. Александр был келейником у прп. Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 нояб.1842 г.- в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февр. 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 дек. 1845 г.- во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения А. сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать св. потир и возвращался в алтарь отдохнуть. В марте 1848 г. А. по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в схиму с сохранением имени А.

Тяжелая и продолжительная болезнь, закрывшая для А. путь внешней деятельности, была явным проявлением воли Божией, призвавшей его к более высокому служению - старчеству. Еще при жизни прп. Макария с его благословения нек-рые из братии приходили к А. для откровения помыслов. После кончины прп. Макария 7 сент. 1860 г. А. переселился в домик вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни, к к-рой была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пуст. место прп. Макария. В 4 ч. утра келейники прочитывали А. келейное правило - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвенное правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу-хранителю и вечерних молитв. Все остальное время А. принимал посетителей, нуждавшихся в духовном утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов.

А. в особой, редкой мере обладал даром христ. любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости и недостоинства. Любовь А. считал высшей добродетелью, стяжание ее - необходимым для спасения; духовным детям А. чаще всего давал советы о терпении, снисхождении к немощам и понуждении себя к добру. Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к А. тысячи людей - аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных,- шедших к нему со своими бедами и немощами. А. принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. кн. Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьёв, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. А. стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60-80-х гг. XIX в., когда в рус. об-ве были чрезвычайно сильны антицерковные настроения.

Все свои необычайные дарования А. покрывал даром смирения, к-рый стремился передать своим духовным детям. Старец никогда не учил прямо от себя, он ссылался на Свящ. Писание или скрывал свое знание за словами «люди говорят». Дар исцеления А. скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам и святыням. Зачастую свои поучения старец облекал в форму рифмованных, легко запоминавшихся присказок, близких к пословицам: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Несмотря на множество посетителей и постоянное недомогание, А. еще при жизни прп. Макария участвовал в книгоиздательской деятельности Оптиной пуст. При прп. Макарии издавалась только святоотеческая аскетическая лит-ра, в 60-80-х гг. XIX в. под руководством А. и при деятельном участии иером. Климента (Зедергольма), архим. Леонида (Кавелина), прп. Анатолия (Зерцалова), о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам.

С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря, в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов». В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А.

6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина). Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва)) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина)), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон).

Сочинения: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины // ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников / Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998.

Литература: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил. избр. поучений его. Серг. П., 19083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхим. Амвросия: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1987; Акафист прп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы / Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202-223.

Мон. Екатерина (Филиппова)


Иконография, посвященная прп. Амвросию Оптинскому

Значительное число сохранившихся живописных портретов А. выполнено иером. Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: А. изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Неск. авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иером. Даниилом, напр. 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря); 1899 г. (происходит из Полотняного Завода; в наст. время в частном собрании),- А. вместе с О. К. Гончаровой; 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пуст. (без подписи художника; Пюхтицкий Успенский мон-рь). По-видимому, работой иером. Даниила являются и погрудные изображения старца кон. XIX - нач. XX в. (Оптина пуст.; МФ - из собрания архиеп. Сергия (Голубцова)). Кроме того, существует неск. портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова мон-ря; в Оптиной пуст.); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (судя по надписи на подрамнике, принадлежал М. А. Лесенковой).

В лике новопрославленных святых образ А. был помещен в 1989 г. в алтаре Покровского храма МДАиС. После канонизации появились иконы, на к-рых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» - на иконе 1990 работы Л. Шеховцовой) или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография А. (напр., икона 1997 работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного во Введенском соборе Оптиной пуст.), создан шитый покров на раку (1990, мастерская Княжина жен. мон-ря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.).

Литература: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова // Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235-239. Кат. 214, 215; Соловьев В. Картины Полотняного Завода // Русская галерея. 2001. № 1. С. 85-89.

Loading...Loading...