Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие? Особенности обществознания

Знаменитый английский философ XVI-XVII вв. Ф. Бэкон ут-верждал: «Знание — сила». Действительно, знание - важнейшее оружие человека, позволяющее ему выжить в суровых условиях пла-неты Земля, адаптироваться (приспособиться) к ним. И оружие это тем более эффективно, чем более точно знания отражают окру-жающую действительность, ведь действия человека, основанные на достоверном знании, имеют гораздо больше шансов на успех, чем поведение, опирающееся на смутные представления или на простую веру в удачу.

Из всех видов знания, доступных человеку, наиболее точным, а следовательно, и наиболее ценным для успеха его деятельности яв-ляется наука.

В чем же специфика науки, что отличает научное знание от дру-гих видов знания, например, тех, которые дают нам искусство, ре-лигия, простой житейский опыт и т. д.?

Во-первых, наука — знание объективное. Она стремится отра-зить окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, а не та-ким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпати-ям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в ис-следование. Человек науки должен быть так же «равнодушен и невозмутим» по отношению к окружающему миру, как этот мир «рав-нодушен и невозмутим» по отношению к нам, людям.

Во-вторых, наука — знание рациональное. Это значит, что лю-бое научное положение должно быть обосновано. Всякое утвержде-ние науки требует доказательства и проверки. Этой цели служит це-лый набор научных методов, к которым относятся: наблюдение, эк-сперимент, логические процедуры и т. д. В-третьих, научное знание системно. Наука — не набор отры-вочных утверждений, а стройная система положений, принципов, утверждений, которые тесно связаны между собой и не должны про-тиворечить друг другу.

Мир, окружающий человека, бесконечно многообразен. Отразить его путем простого описания невозможно. Но при всем многообра-зии явления окружающей действительности представляют собой не хаос, а реальность, подчиняющуюся определенным принципам, регулярностям. Этим регулярностям, которые можно назвать закона-ми, подчиняются целые классы явлений. Закон — это связь между предметами и явлениями, характеризующаяся устойчивостью, повто-ряемостью, необходимостью.

Так, например, существует закон ме-ханики, согласно которому ускорение, обретаемое телом, к которо-му приложена определенная сила, зависит от величины этой силы, а также от массы тела (F = та). Этот закон соблюдается для всех яв-лений определенного класса. Задача науки — выявить подобные за-коны реальности. Ибо, зная закон, мы можем предвидеть «поведе-ние» тела (или совокупности тел) в соответствующей ситуации и ис-пользовать это знание в наших целях. Закон реальности отражается в законе науки. Система законов науки, объединенных в научные теории, с определенной (всегда неполной) степенью точности отра-жает природу объективной реальности. А знание реальности позво-ляет человеку компетентно строить наиболее удачные модели дей-ствий для достижения своих целей.


Реальность, в которой действует человек, состоит из различных областей, «царств». Так, все мы действуем в мире живой и неживой природы. Земля, на которой мы живем, Вселенная, в масштабе ко-торой наша планета — всего лишь ничтожная песчинка, воздух, ко-торым мы дышим, растительный и животный мир, наконец, наши собственные тела, организмы — все это составляет часть принуди-тельно данной нам среды обитания, в которой род человеческий обре-чен существовать.

Люди пристально изучали эту реальность, постепенно продви-гаясь вперед, получая все более и более точную информацию о ней и одновременно убеждаясь в ее неисчерпаемости, с каждым найден-ным ответом приходя к неизмеримо большему количеству новых вопросов. И все же можно признать, что сегодня человечество об-ладает гораздо более точной информацией о неживой и живой при-роде, чем тысячу, сто или даже десять лет назад.

Первоначально не-дифференцированное, основанное на мифологических и религиозных представлениях знание превратилось в разветвленную систему стро-гих наук (астрономия, физика, химия, биология и т. д.), позволяю-щую человечеству летать в космос, погружаться в недра морские или лечить болезни, обрекавшие на неминуемую смерть наших не столь уж далеких предков. В свете современных экологических и техногенных проблем можно по-разному оценивать роль естествен-ных наук в человеческой истории, но приходится признать, что от представлений о Зевсе как «источнике» молний до теории атмосфер-ного электричества или от заклинаний шамана до пенициллина — «дистанции огромного размера». Люди вправе гордиться достиже-ниями естествознания, ставшего синонимом научности.

Но реальность, в которой мы существуем, включает в себя еще одну важнейшую область, изучение которой весьма существенно для обеспечения выживания вида Homo sapiens. Эта область, созданная самим фактом существования человека и взаимодействием людей между собой, — социум. Изучение человека и общества историчес-ки началось не позже, чем изучение природы, но успехи, достигну-тые социальным знанием, вряд ли можно считать сопоставимыми с теми, которых достигли естественные, науки.

Действительно, социальные науки и по сей день не отличаются свойственными естествознанию строгостью и практической эф-фективностью. Дело явно заключается не в количестве проведенных исследо-ваний, не в недостатке интереса к общественным проблемам. Так почему же обществознание отстало от естествознания, в чем может заключаться причина неудач социальных наук?

Многие ученые, исследовавшие эту проблему, считали, что при-чина заключается в специфике предмета обществознания, т. е. в осо-бенностях самих социальных процессов. Что отличает человеческий мир от мира природного, чем харак-теризуется любой фрагмент «человеческой» реальности?

Таким образом, люди, просто ради того, чтобы выжить, обре-чены удовлетворять определенные потребности в определенных об-стоятельствах, что сообщает социальной реальности свойство объ-ективности и делает поведение людей, а следовательно, и социальные процессы в целом объяснимыми и предсказуемыми.

В кажущемся хаосе человеческих поступков, отдельных собы-тий, из которых соткана социальная реальность, представляется воз-можным вычленить инварианты, повторяющиеся модели, зависимо-сти, неизменные принципы. Именно они и составляют социальные законы, соотносимые по своему статусу и функциям со статусом и функциями законов в естественных науках.

Нельзя отрицать, что в социальных процессах люди не только наблюдатели, но и участники, способные своим вмешательством менять ход событий. Но, во-первых, и в физике есть целый ряд си-туаций, где при анализе процессов приходится учитывать роль на-блюдателя. Во-вторых, количество случаев, когда вмешательство исследователя может кардинально изменить течение социальных процессов, не столь уж велико. Учитывая, что общество — среда объективная, т. е. обладающая собственными, независимыми от человеческогопроизвола принципами организации, приходится при-знать, что эти принципы (законы) ненарушимы и неизменны, каким бы ни было состояние человеческого знания о них. Возможности использования в социальных науках такого важнейшего для есте-ствознания метода, как эксперимент, действительно ограниченны. Но, тем не менее, в целом ряде частных социальных наук (экономика, психология, социология и т. д.) эксперименты проводятся, и они выполняют функции, аналогичные функциям экспериментов в естественных науках.

Приходится признать и то, что исследователям социальных про-цессов гораздо труднее избежать всякого рода предвзятости, чем бы, она ни объяснялась — классовыми интересами или культурной принадлежностью. И все-таки при соблюдении специальных процедур,; в условиях свободной дискуссии, где критика позволяет выявить и устранить предвзятость, объективность знания достижима.

Итак, несмотря на специфику предмета и методов обществознания, можно признать, что научное изучение общественных процес-сов вполне возможно. Это доказано и успешным развитием отдельных социальных наук, таких как экономика, социология, пси-хология и т. д., вполне соответствующих критериям научности (объективность, рациональность, системность, проверяемость утвержде-ний). В рамках данных наук путем применения как общенаучных, так и специфических методов устанавливаются факты, открывают-ся законы, на основании этих законов делаются предсказания, форму-лируются практические рекомендации.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Тема 1. Обществознание: специфика и основные этапы развития

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие. Необхо-димость изучения обществознания (научный, гуманитарный и гражданский ас-пекты). Место обществознания в структуре научного и гуманитарного знания. Духовная культура и обществознание. Обществознание как философская наука. Несовместимость обществознания и суеверий.

Становление научного обществознания. Взгляды на общество, политику, государство и право в истории античной и средневековой мысли. Воззрения на общество в эпоху Нового времени. Крупнейшие мыслители в обществознании XIX - XX вв. Основные направления современной общественной мысли.

Тема 2. Человек и общество

Мир человека и мир природы. Понятие социальной реальности.

Причины и основные этапы возникновения человека. Биосоциальная природа человека. Общество и личность. Человеческое общество (человек) и животный мир: отличительные характеристики. Деятельность людей и поведе-ние животных. Основные социальные феномены жизни человека: общение и коммуникация, деятельность и труд. Потребности и интересы людей. Цели и средства человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в пове-дении людей. Мотивы поведения и типы человеческой личности. Свобода и не-обходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности. Соци-альная саморегуляция.

Индивидуальное и коллективное в жизни людей. Общественные отноше-ния. Понятие и функции культуры. Типы социальных групп. Социальные ин-ституты. Роли и статусы людей в системе общественных отношений. Социаль-ная дифференциация, стратификация и мобильность.

Общество. Законы строения, функционирования и развития общества. Общество как целостная система. Различные стороны человеческой жизнедея-тельности и формы жизни общества (экономическая, политическая, социальная, духовная). Труд и трудовая деятельность. Общество и природа. Эволюция в природе и история в обществе. Необходимые сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Материальное и духовное производство, их функции и роль в жизни общества. Цели и задачи социального управления. Исторические типы общества. Формационный и цивилизационный подходы к истории человечест-ва. Понятия первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капита-листической формаций. Современные споры о сущности социализма. Граждан-ское общество. Понятие и виды цивилизаций. Проблемы взаимодействий и конфликтов между цивилизациями.

Понятия: «общество», «страна», «народ», «человечество». Этнические общности людей: род, племя, народность, нация. Национальные отношения в истории человечества. Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире.

Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохра-нение среды обитания и др. Современная Россия: выбор пути развития. Совре-менное общество и экология.

Тема 3. Социальная сфера жизни общества

Человек как общественное существо. Социализация и воспитание. Аген-ты, виды и способы социализации. Социальный статус и социальные роли. Ин-дивидуальная и коллективная идентичность. Общественное и индивидуальное в социальной сфере. Быт.

Социальные права и свободы граждан. Социальные интересы. Стратифи-кация российского общества. Понятие уровня жизни, неравенство, эксплуата-ция и бедность. Социальная мобильность и миграция. Социальная политика. Социальное государство. Социальная защита населения. Социальное обеспече-ние.

Семья и ее роль в жизни общества. Происхождение, функции и виды се-мьи. Государственная и общественная поддержка и защита семьи.

Демографические процессы в жизни общества. Межэтнические конфлик-ты и пути их преодоления, роль права в этом процессе. Этнические процессы в современной России. Народы России. Миграция. Национальная политика в Российской Федерации.

Тема 4. Политическая сфера жизни общества. Государство

Политические отношения. Политическая система общества. Политика как вид социального управления. Власть, ее происхождение и виды. Власть как ин-струмент управления. Власть и господство. Типы господства Политическая власть. Понятие политики, ее место и роль в общественной жизни.

Государство, политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества. Полити-ческий плюрализм. Многопартийность. Типы партийных систем. Многопар-тийная система и демократия. Политическая борьба. Политическая культура.

Основные черты гражданского общества. Политическая система совре-менного российского общества. Механизмы демократического управления об-ществом. Стратификация и мобильность в политической организации общест-ва. Проблема «открытого» и «закрытых» обществ. Общественная палата Рос-сийской Федерации

Политические права и свободы граждан. Гражданство. Основания приоб-ретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Понятие демократии. Прямая и представительная демократия. Референ-дум и выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Фе-дерации. Местное самоуправление.

Государственная власть. Происхождение государства. Государственно организованные общества. Государство как особая организация. Признаки го-сударства. Государственный аппарат. Виды органов государства. Функции го-сударства. Форма государства. Формы правления (монархия, республика). По-литические режимы (тоталитарный, авторитарный, демократический). Формы государственного устройства (унитарное, федеративное). Конфедерация. Госу-дарственный режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Социальное назначение государства. Правовое государство.

Традиции отечественной государственности. Демократия и ее альтерна-тивы в истории России.

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Президентская и парламентская системы. Система государственных ор-ганов в Российской Федерации. Принцип разделения властей. Ветви власти (за-конодательная, исполнительная, судебная). Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Фе-дерации. Судебные органы Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации.

Тема 5. Право: основные понятия и система

Право в системе социальных норм. Понятие права и его источники. Мо-раль и право. Правосознание. Правовые нормы. Правоотношения.

Права человека. Международные правовые акты о правах человека. Гра-ждане как субъекты правовых отношений. Правоспособность и дееспособность граждан. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федера-ции. Основные обязанности гражданина Российской Федерации.

Правотворчество Правовые акты. Закон и подзаконные акты. Конститу-ция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: ос-новные положения. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Система права. Публичное и частное право. Основные отрасли россий-ского права.

Гражданское право: понятие, законодательство и система. Гражданское правоотношение. Сделки, представительство и исковая давность. Собствен-ность, ее понятие и виды. Интеллектуальная собственность. Право собственно-сти юридических и физических лиц. Обязательственное и наследственное пра-во. Основания возникновения обязательств и ответственность за их нарушения.

Трудовое право, его понятие и источники. Коллективный договор и со-глашения. Обеспечение занятости и трудоустройство. Трудовой договор: поня-тие, стороны и содержание. Порядок заключения трудового договора. Трудовая книжка. Перевод на другую работу. Основания прекращения трудового догово-ра. Трудовые споры и порядок их разрешения. Трудовая дисциплина, матери-альная ответственность и заработная плата. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха. Охрана труда.

Семейное право в РФ. Семья как первичная ячейка общества. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Основания возникновения семейных пра-воотношений. Брак в семейном праве, порядок его регистрации, заключения и прекращения. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Опека, попечительство и усыновление. Госу-дарственная и общественная поддержка и защита семьи.

Административное право, его предмет и метод. Нормы административно-го права и его субъекты. Административное принуждение, правонарушение и ответственность.

Понятие и задачи уголовного права. Преступление и наказание в нем. Система, виды и цели уголовного наказания. Ответственность за преступления против личности и другие виды преступлений. Ответственность несовершенно-летних.

Реализация права. Законность и правопорядок.

Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 6. Экономическая сфера жизни общества

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. По-требности и ресурсы. Экономические системы. Традиционная экономика. Цен-трализованная (плановая) экономика. Рыночная система экономики.

Рынок: преимущества и недостатки. Проблема государственного регули-рования рыночной экономики. Роль и функции государства в рыночной систе-ме. Понятие смешанной экономики.

Функционирование рынка. Спрос и величина спроса. Факторы, форми-рующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение. Факторы, формирующие предложение. Индивидуальное и рыночное предложение.

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесный объем. Изменение рыночного равновесия.

Производство и его факторы. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Виды издержек производства: постоянные, переменные, средние и предельные.

Конкуренция и монополия. Виды рыночных структур: совершенная кон-куренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Основные признаки рыночных структур.

Измерители экономической деятельности на макроуровне. Показатели совокупного объема производства и дохода. Конечная продукция и промежу-точная продукция. Макроэкономические показатели. Показатели общего уров-ня цен в экономике.

Деньги. Основные функции и виды денег. Банки и их функции. Цен-тральный и коммерческие банки. Кредитно-денежная политика, виды и спосо-бы её осуществления.

Инфляция. Виды инфляции. Последствия инфляции.

Бюджет семьи. Номинальные и реальные доходы. Уровень жизни. Про-житочный минимум.

Экономический цикл. Понятие экономического роста. Факторы экономи-ческого роста.

Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Основные виды налогов. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетно-налоговая политика и способы ее осуществления.

Рынок труда. Понятие безработицы. Занятые и безработные. Виды безра-ботицы. Уровень безработицы.

Рыночные реформы в Российской Федерации. Ход и итоги реформ. Наиболее развитые государства мира. Их переход на стадию постиндустриального (информационного) общества, прочие страны с развитой рыночной экономи-кой; новые индустриальные страны; страны, переходящие от плановой системы экономики к рыночной; развивающиеся страны, беднейшие страны мира.

Внешняя торговля. Свободная торговля и протекционизм. Валютные рынки.

Мировая экономика и хозяйственная специализация ведущих стран. Осо-бенности хозяйственной специализации России. Международная финансовая система.

Тема 7. Духовная сфера жизни общества

Понятие духовного и духовности. Человек как духовное существо и лич-ность. Общественное сознание и его формы. Формы духовной деятельности че-ловека (философия, религия и искусство). Истины, ценности и нормы в струк-туре общественного сознания. Духовное производство и культура. Понятие культуры в широком и собственном смысле слова. Культура и субкультура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема массовой культуры.

Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социаль-ный институт. Природа научного познания, его возможности и границы. Роль науки в общественной жизни.

Мораль. Структура морали. Вечное и преходящее в морали. Мораль и право. Этика. Проблема общечеловеческих ценностей. Высшие духовные цен-ности: истина, добро и красота. Нормы нравственности и правила жизни. Поня-тия доброты, сострадания, милосердия, совести, справедливости и др. Мораль-ный идеал. Мораль и политика.

Искусство: сущность, виды и функции. Искусство и массовая культура.

Религия как феномен духовной культуры, ее сущность и функции в об-ществе. Религия и наука, религия и искусство. Религия и нравственные ценно-сти. Религия и церковь. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Ос-новные формы религии на территории России и в Ближнем зарубежье. Роль русской православной церкви в современных условиях. Свободомыслие как явление духовной культуры. Формирование и развитие представлений о свободе совести. Свобода совести в истории России.

Мировоззрение и его типы: мифологическое, религиозное, философское. Идеология и идеологический плюрализм. Общественное мнение.

Тенденции духовной жизни современной России. Образование в системе духовного познания. Цели и функции образования. Значение образования (обществознания) для самореализации и самопознания. Образование и самообра-зование. Образование и прогрессивное развитие общества.

    Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Нор-
    ма - Инфра, 2009.

    Арбузкин A.M. Основы государства и права. Учебное пособие для по-
    ступающих в вузы. / А.М.Арбузкин. - М., 2007

    Арбузкин А.М.Обществознание Пособие для поступающих 2-е изда-
    ние / А.М.Арбузкин. - М., Зерцало, 2008.

    Волков Ю.Г. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в
    высшие учебные заведения. 2-е изд. / Ю.Г.Волков.- М.: Гардарики, 2008.

    Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. / П.К. Гречко.-М.,2008.

    Губин В.Д. Основы философии. / В.Д. Губин. - М., 2007.

    Клименко А.В. Обществознание: Пособие для школьников старших
    классов и поступающих в вузы: Учебное пособие./ А.В.Клименко, В.В.Румынина. -М.: Дрофа, 2007.

    Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов общеоб-разовательных учреждений. / А.И.Кравченко. - М.: Русское слово - PC, 2005.

    Нижников С.А. Обществознание: человек и общество: Учебное посо-
    бие для подготовки к вступительным испытаниям при поступлении в вузы./ С.А. Нижников. - М., 2006.

10.Обществознание. Пособие для поступающих в вузы - 4-е изд., испр. и доп.- Ч. 1.- Воронеж: ВИ МВД России, 2007.

11.Обществознание. Пособие для поступающих в вузы - 4-е изд., испр. и доп.- Ч. 2.- Воронеж: ВИ МВД России, 2007.

12.Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов вузов / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. - М., 2006.

13.Обществознание. Учебное пособие для поступающих в вузы Россий-ской Федерации. Под редакцией М.Н.Марченко. - М: Зерцало. 2007.

14.Обществознание: пособие для поступающих в вузы / Под ред. С. В. Передерина. - 3-е изд., доп. и перераб. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004.

15.Обществознание: учебное пособие для учащихся общеобразователь-ных школ / Под ред. Ю.И. Хаустова, В.Г. Ключищевой, П.А. Канапухина. - 3-е изд., доп. - Воронеж: ЗАО "ТЭФА", 2004.

16.Обществознание: Человек и общество; Духовная жизнь общества; Экономическая жизнь общества; Правовые основы общества и государства: Пособие для школьников и абитуриентов / Под ред. М.И.Абдулаева. - СПб: Питер, 2007.

17.Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. /Под ред. О.Е.Кутафина. - М., 2007.

18.Павлов СБ. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы / С.Б.Павлов. - М: Айрис пресс, 2007.

19.Словарь по обществознанию. Пособие для абитуриентов вузов. /Под ред. Ю.Ю.Петрунина. - М., 2005.

20.Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику: Пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. - М.: Дрофа, 2002.

21.Человек и общество: Обществознание Учебник для 10-11 классов об-щеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2008.

22.Шакальский К. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное посо-бие. / К.Шакальский. - М., 2006.

Программа

Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

  • Программы вступительных испытаний (по общеобразовательным предметам) проводимых омгпу самостоятельно при поступлении на обучение по программам подготовки бакалавра и специалиста программа вступительного экзамена по биологии

    Программа

    Программы вступительных испытаний (по общеобразовательным предметам), проводимых ОмГПУ самостоятельно при поступлении на обучение по программам подготовки бакалавра и специалиста

  • Программа вступительных испытаний по обществознанию (5)

    Пояснительная записка

    Программа экзамена составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и примерной программой по обществознанию, рекомендованными и утвержденными Министерством образования и науки РФ.

  • РАЗДЕЛ I. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

    Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие?

    Наука есть систематизированное и теоретически оформленное зна­ние об окружающей человека природной и социальной действительно­сти. Но чтобы получить систематизированное знание, необходимо ис­пользовать определенные методы и категории как инструменты позна­ния. Каждая наука разрабатывает свои категории. В социальной филосо­фии, например, используются такие категории, как «общество», «про­гресс», «общественное сознание», «общественное бытие», «социальный де­терминизм», «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «гуманизм» и др.

    Все науки, как естественные, так и общественные, исследуют объек­тивный мир, т. е. окружающую природную и социальную действитель­ность. Они открывают законы его развития и функционирования, выяв­ляют внутренние механизмы взаимодействия и взаимосвязей природных и социальных процессов и явлений.

    Но объекты исследования естественных и общественных наук совер­шенно разные. Так, объектом исследования естественных наук является природа, где действуют слепые стихийные силы. Объектом же исследова­ния общественных наук выступает общество, представляющее собой про­дукт взаимодействия людей, сознательно преследующих свои цели. По­этому социальное познание обладает рядом специфических черт. Во-первых, общество является не только объектом изучения, но и субъектом. Физик имеет дело с природой, т. е. с таким объектом, который противопостав­лен ему и всегда, так сказать, «безропотно подчиняется». Обществовед имеет дело с деятельностью людей, поступающих сознательно и творя­щих материальные и духовные ценности. Люди меняют свои взгляды, свое отношение к тем или иным историческим фактам и событиям. Кро­ме того, каждый человек индивидуален и уже в силу этого имеет свою точку зрения на все вопросы жизни. Поэтому очень трудно установить подлинное мнение людей о том или ином явлении социальной действи­тельности.



    Физик-экспериментатор может повторять свои эксперименты до тех пор, пока окончательно не убедится в правильности полученных им ре­зультатов. Обществовед лишен такой возможности, так как в отличие от природы общество меняется быстрее, меняются люди, условия жизни, психологическая атмосфера и т. д. Физик может надеяться на «искрен­ность» природы, раскрытие ее тайн зависит в основном от него самого. Обществовед не может быть полностью уверен в том, что люди на его во-


    просы отвечают искренне. А если он исследует историю, то вопрос еще больше осложняется, так как нет в наличии многих исторических источ­ников, отражающих те или иные исторические реалии.

    Во-вторых, общественные отношения, т. е. отношения людей, кото­рые складываются в процессе их совместной деятельности, сложнее при­родных процессов и явлений. На микроуровне они состоят из материаль­ных (экономических), политических, социальных и духовных отношений, которые настолько переплетены между собой, что невозможно оторвать их друг от друга. Возьмем, например, политическую сферу жизни общест­ва. Она включает в себя самые различные элементы - власть, государст­во, политические партии, политические институты и учреждения и т. д. Но ведь нет государства без экономики, без социальной жизни, без соци­альных групп и слоев, без духовного производства. Изучение всего этого комплекса вопросов - дело тонкое и сложное. Но кроме макроуровня, есть еще микроуровень общественной жизни (например, студенческие коллективы, спортивные команды и др.), где связи и отношения различ­ных элементов социума носят еще более запутанный и противоречивый характер, и их раскрытие тоже представляет собой немало сложностей и трудностей.

    В-третьих, социальное отражение общества имеет не только непо­средственный, но и опосредованный характер. Одни явления отражают­ся непосредственно, а другие - опосредованно. Так, политическое созна­ние отражает политическую жизнь непосредственно, т. е. оно фиксирует свое внимание только на политической сфере общества. Что касается та­кой формы общественного сознания, как философия, то она опосредо­ванно отражает политическую жизнь в том смысле, что политика не яв­ляется для нее объектом исследования, хотя так или иначе она затрагива­ет те или иные ее аспекты. Искусство и художественная литература пол­ностью связаны с опосредованным отражением общественной жизни. В творчестве А. П. Чехова, например, отражены самые различные сторо­ны жизни людей.

    В-четвертых, социальное познание может осуществляться через ряд опосредствующих звеньев. Так, духовные ценности в виде определенных форм знаний об обществе передаются из поколения в поколение, и каж­дое поколение их использует при изучении и выяснении тех или иных сторон общества. Современному физику мало что дают физические зна­ния, скажем, XVII в., но ни один историк античности не может проигно­рировать исторические труды Геродота и Фукидида. И не только истори­ческие произведения, но и философские работы Платона, Аристотеля и других корифеев древнегреческой философии. Мы верим тому, что пи­сали античные мыслители о своей эпохе, о своем государственном уст­ройстве и экономической жизни, о своих моральных принципах и т. д. И на базе изучения их сочинений у нас создается свое собственное пред­ставление о далеких от нас временах.


    В-пятых, люди не живут изолированно друг от друга. Они творят вме­сте и создают материальные и духовные блага. Они принадлежат к опре­деленным группам, сословиям и классам. Они воспитываются в разных семьях. Поэтому у них формируется не только индивидуальное, но и со­словное, классовое, кастовое сознание и др., что тоже создает определен­ные трудности для исследователя. Например, биологу, изучающему жи­вотный мир, не приходится обращать внимание на такого рода факторы, поскольку у животных нет никакого сознания и ни к каким кастам или сословиям они не относятся. При исследовании общества надо учиты­вать интересы людей, их социальное положение, их социальную роль.

    В-шестых, общество изменяется и развивается быстрее, чем природа, и наши знания о нем быстрее устаревают. Поэтому необходимо их посто­янно обновлять и обогащать новым содержанием. Иначе можно отстать от жизни и науки и впоследствии скатиться к догматизму, т. е. к отказу от учета реально изменившейся ситуации, которой уже не соответствуют старые социальные знания.

    В-седьмых, социальное познание непосредственно связано с практиче­ской деятельностью людей. Они заинтересованы в том, чтобы использо­вать результаты научных исследований в своей жизни. Математик может заниматься абстрактными формулами и теориями, не имеющими прямо­го отношения к жизни. Возможно, его научные изыскания получат прак­тическую реализацию через какое-то время, но это будет потом, пока же он имеет дело с математическими абстракциями. В сфере социального познания вопрос стоит несколько иначе. Такие науки, как, например, со­циология, юриспруденция, политология, имеют непосредственно практи­ческое значение. Они обслуживают общество, предлагают различные мо­дели и схемы совершенствования социальных и политических институ­тов, законодательных актов, повышения производительности труда и т. д. Даже такая абстрактная дисциплина, как философия, связана с практи­кой, но не в том смысле, что она помогает, скажем, выращивать огурцы или строить заводы, а в том, что она формирует мировоззрение человека, ориентирует его в сложной сети общественной жизни, помогает ему пре­одолевать трудности и найти свое место в обществе.

    Социальное познание осуществляется на двух уровнях - на уровне эмпи­рического и на уровне теоретического познания. Эмпирический уровень свя­зан с непосредственной действительностью, с повседневной жизнью че­ловека. В процессе практического освоения мира он вместе с тем познает и изучает его. Человек на уровне эмпирии представляет хорошо, что не­обходимо считаться с законами объективного мира и строить свою жизнь с учетом их действий. Эмпирический уровень знаний - это повсе­дневные знания, без которых человек не может ориентироваться в слож­ном лабиринте жизни. Эти знания накапливаются постепенно и годами, благодаря им человек становится мудрее, осторожнее и более ответствен­но подходит к жизненным проблемам.


    Теоретический уровень есть обобщение эмпирических наблюдений, хотя теория может выходить и за пределы эмпирии. Именно благодаря теоретическим знаниям совершаются открытия. Теория - мощный фак­тор общественного прогресса. Она проникает в сущность изучаемых яв­лений, вскрывает их движущие пружины и механизмы функционирова­ния.

    Оба уровня между собой тесно связаны. Теория без эмпирических фактов трансформируется в оторванные от реальной жизни спекуляции. Но и эмпирия без теоретических обобщений не может обойтись, так как именно на базе таких обобщений удается сделать громадный шаг на пути освоения предметного мира.

    Социальное познание гетерогенно, т. е. многообразно. Существуют фи­лософские, социологические, правовые, политологические, исторические и другие виды социального познания. Философское знание - наиболее аб­страктная форма социального познания. Оно имеет дело со всеобщими, объективными, повторяющимися, существенными, необходимыми связя­ми действительности. Оно в теоретической форме осуществляется с по­мощью категорий (материя и сознание, возможность и действитель­ность, сущность и явление, причина и следствие и др.) и определенного логического аппарата.

    Социологическое знание имеет конкретный характер и касается непо­средственно тех или иных сторон общественной жизни. Оно помогает че­ловеку глубже изучить социальные, политические, духовные и другие процессы. Например, в период выборов очень нужны социологические данные, чтобы правильно построить предвыборную кампанию. Социоло­гическое знание вооружает человека соответствующими рецептами вы­здоровления общества, ставит диагнозы, как медицина, и предлагает средства лечения социальных недугов.

    Что касается правового знания, то оно связано с освоением правовых норм и принципов, с их использованием в практической жизни. Обла­дающий знанием в области прав гражданин защищен от произвола вла­стей и бюрократов.

    Политологическое знание отражает политическую жизнь общества, теоретически формулирует закономерности политического развития об­щества, исследует функционирование политических институтов и учреж­дений.

    Историческое знание позволяет нам глубже понять историческое про­шлое, провести связующую линию между прошлыми и современными поколениями, извлечь определенные уроки из жизни прошлого и дви­гаться вперед. Кроме того, знание прошлого способствует формирова­нию мировоззрения людей и воспитанию новых поколений в духе пат­риотизма и любви к родине.

    Наука есть систематизированное и
    теоретически оформленное знание
    об окружающей человека природной
    и социальной действительности.

    Категории социальной философии

    Общество
    Прогресс
    Общественное сознание
    Общественное бытие
    Социальный детерминизм
    Цивилизация
    Гуманизм
    Общественно-экономическая формация и
    т.д.

    Объект исследования естественных наук

    Объектом исследования
    естественных наук является природа,
    где действуют слепые стихийные
    силы.

    Объект исследования общественных наук

    Объектом исследования общественных наук
    выступает общество, представляющее
    собой продукт взаимодействия людей,
    сознательно преследующих свои цели.

    Специфика социального познания

    Общество является не только объектом изучения, но и
    субъектом.
    Общественные отношения сложнее природных процессов
    и явлений.
    Социальное отражение общества имеет не только
    непосредственных, но и опосредованный характер.
    Социальное познание может осуществляться через ряд
    опосредованных звеньев.
    Люди не живут изолированно друг от друга.
    Общество изменяется и развивается быстрее, чем природа,
    и наши знания о нем быстрее устаревают.
    Социальное познание непосредственно связано с
    практической деятельностью человека.

    Уровни осуществления социального познания

    Эмпирический уровень, связанный с
    непосредственной деятельностью, с
    повседневной жизнью человека.
    Теоретический уровень как обобщение
    эмпирических наблюдений (хотя теория
    может выходить и за пределы эмпирии)

    Социальное знание гетерогенно

    Философское знание
    Социологическое знание
    Правовое знание
    Экономическое знание
    Политологическое знание
    Историческое знание и т.д.

    Этапы становления обществознания

    Обществознание
    является частью
    философии, которая возникла в
    античную эпоху (VI век до н.э.)

    Платон (427-347 гг. до н.э.)

    Основные проблемы

    Социальная структура общества

    Власть
    Нравственные отношения
    Справедливость

    Происхождение государства

    Платон
    связывает с потребностями, когда каждый
    человек, будучи не в состоянии
    удовлетворить свои потребности,
    обращается к другому человеку,
    производящему то, что необходимо
    остальным.

    Идеальное государство

    Единое государство (не слишком большое)
    Все слои общества чувствуют себя
    счастливыми (ни бедности, ни богатства)
    В нем царствует справедливость
    Правильное воспитание (мусическое и
    гимнастическое)
    Общие цели и интересы
    Правителями должны быть философы

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

    Основные проблемы

    Возникновение государства
    Форма государственного правления
    Проблема собственности
    Этика и эстетика

    Происхождение государства

    Государство есть ОБЩЕНИЕ, организуемое
    для блага граждан и охватывающее все
    другие формы общения.
    Государство, как и общение, есть продукт
    естественного возникновения.

    Виды государственного устройства

    ПРАВИЛЬНЫЙ вид: наличие общей пользы
    НЕПРАВИЛЬНЫЙ вид: выгода одного, либо
    немногих.

    Homos Politicus

    Человек есть политическое существо.
    Человек, живущий вне государства,
    ненормален.
    Государство предшествует каждому
    человеку, находящему в нем свое
    завершение.

    Частная собственность

    «Люди об общем плохо заботятся, в то
    время как каждый о своем постоянно
    думает».
    Лучше, чтобы собственность была частной,
    а пользование ею – общим.
    Частная собственность способствует тому,
    что люди оказывают друг другу
    безвозмездную помощь.

    Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

    Homo homini lupus est

    Люди рождаются с одинаковыми
    физическими и умственными
    способностями
    Из естественного равенства вытекают и
    естественные возможности для достижения
    одних и тех же целей, что приводит к
    конфликту.
    Естественное состояние людей – это ВОЙНА
    ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ.
    Чтобы люди не уничтожили друг друга, они
    договариваются о создании государства.

    Джон Локк (1632 – 1704 гг.)

    Основные идеи

    Естественная и общественная свобода
    человека
    Труд как генезис частной собственности
    Принцип разделения властей
    (законодательная и исполнительная)
    Взаимоотношения государства и церкви
    Веротерпимость
    Нетерпимость к атеистам

    Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.)

    Основные идеи

    Социальный мир разнообразен, и каждый
    народ создает свои собственные законы
    Изначально люди, живущие отдельно,
    чувствовали свою слабость, боялись
    окружающей среды, поэтому мир был
    естественным состоянием человека.
    Начав совместный образ жизни, люди
    становятся сильными, исчезает равенство и
    наступает эпоха войн.
    Возникают международное, гражданское и
    политическое право.

    Географический детерминизм

    Климатические особенности
    определяют индивидуальные
    особенности развития человека, его
    телесную организацию, характер и
    склонности. Они же влияют на
    образование форм правления.

    Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.)

    Основные идеи

    Происхождение неравенства людей
    В естественном состоянии люди были
    невинны и добры, жили в мире и дружбе.
    Сострадание – главное чувство человека.
    Причина всех бедствий – в возникновении
    частной собственности.
    Человек рождается свободным, однако
    затем продает свою свободу ради
    общественных благ.
    Общественный договор по ограничению
    своих свобод.

    Поль Анри Гольбах (1723-1798 гг.)

    Основные идеи

    Человек всегда находился внутри общества,
    без чего невозможна его жизнь.
    Любовь к обществу – естественное чувство.
    Общество обязано обеспечить гражданину
    благосостояние, а также обеспечить его
    безопасность.
    Социальное неравенство как следствие
    природного неравенства.
    Общество – хозяин верховной власти.
    Фундамент свободы – разум и добродетель.

    Основные идеи

    Проблемы политической экономии
    Материалистическое понимание истории
    Базис и надстройка
    Общественно-экономическая формация
    Способы производства материальной жизни
    Производственные отношения

    Основные направления современной общественной мысли

    Марксизм
    Постмодернизм
    Неолиберализм
    Неоконсервативизм

    Марксизм

    Способы производства материальной жизни
    обуславливает социальный, политический и
    духовный процессы жизни вообще.
    Производительные силы есть основа
    всемирной истории: чем больше продукции
    производится в единицу времени, тем
    богаче общество
    Наука как производительная сила.
    Социальное равенство.

    Постмодернизм

    Радикальный разрыв с верой в разум,
    прогресс и пр.
    Отказ от иерархического характера
    различий.
    Отказ от классической философии и
    культуры в целом.
    Отказ от объективного характера истории
    Главный принцип – наслаждение вместо
    духовного обогащения.
    Иррационализм вместо логики.

    Этапы:

    1 этап. Познание общества в рамках мифологии (предания, мифы и легенды народов мира.)

    Соединение материального и духовного, реального и сверхъестественного;

    Олицетворение сил природы, тотемизм, тесная связь с языческими божествами;

    Время является цикличным и вечно повторяющимся;

    Миф о сотворении человека.

    2 этап. Философские учения древности об обществе и общественном развитии (древнеиндийские веды, даосизм, конфуцианство, учения Платона, Аристотеля, Цицерона).

    Они повлияли на становлении христианского мировоззрения и западно­европейской мысли, а также прослеживаются в русской философской традиции.

    1). Платон (5-4 вв. до н.э.) Др. Греция.

    Главный вопрос античности - кто должен и как управлять государством?

    Теория совершенного, идеального государства.

    3 сословия:

    Философы - управляют,

    Стражи (воины) - защищают,

    Земледельцы, ремесленники, купцы - работают.

    Гармония умеренности, мудрости и мужества.

    Гражданское воспитание - общественное, отрицание частной собствен­ности и семьи (это во многом "казарменный социализм", или тоталитаризм).

    Дал классификацию типов государств.

    2). Аристотель (4-3 вв. до н.э.) Др. Греция.

    - "за" частную собственность;

    Дополнил типологию государств и систематизировал;

    Симпатизирует аристократическому правлению или синтезу аристо­кратии и демократии;

    - "Человек - это существо политическое".

    3). Цицерон (2-1 вв. до н.э.) Рим.

    Объединил и обобщил учения Платона и Аристотеля + идея цикличности общественного развития;

    Совершенное государство должно соединить все лучшее в монархии, аристократии и демократии, т.е. отеческую любовь, коллективный разум и свободу;

    Общество должно жить по законам природы (идея естественного права), отсюда идея мирового общественного порядка.

    3 этап. Социальные теории средневековья. (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Макиавелли).

    Гл. вопрос: Откуда у людей власть? Каков источник власти? Что является духовной основой государства?

    1) Аврелий Августин (4-5 вв).

    Превосходство веры над разумом! т.е. все основывается на вере и из нее исходит;

    История общества - это история борьбы зла (града земного) и добра (града небесного) или государства и церкви!

    Дает периодизацию истории из 6 периодов в соответствии с 6 днями творения;

    Земной град - это испытание на пути к небесному;

    Все это полностью реализовалось в системе власти римского папства.

    2). Фома Аквинский (13 век).

    Разработал первую социальную теорию, доктрину - ТОМИЗМ. Теолог.

    Сочетание философии Аристотеля с христианской мыслью, вера и разум дополняют друг друга;

    Общественная жизнь - это естественная потребность людей;

    Государство - руководящая сила, которая должна заботиться об общем благе;

    Формы государственного устройства: неправильные - тирания, олигархия, демократия. Правильные - полития, аристократия, монархия. Самая лучшая - монархия. Но монархия должна быть ограничена - вечным правом (т.е. Божественными принципами).

    Система права: Вечное право (Бог, церковь), Естественное право, позитивное право.

    Это учение стало официальной доктриной католической церкви.

    3). Николо Макиавелли (15 - 16 вв.)

    Разработал первое системное политическое учение. Первым выделил вопросы политики из обществоведения в отдельное исследование;

    Принцип верховенства Государства, основанного на силе и использовании любых необходимых средств для удержания власти;

    Церковь - духовный утешитель;

    Судьбе не подчиняются (хотя она и во власти Бога), ей сопротив­ляются и ею овладевают;

    Политический идеал - соединение монархии, аристократии и демократии;

    Во многом способствовал развитию обществознания в Новом времени.

    4 этап. Обществознание Нового Времени.

    Основные черты:

    1. Критика средневековой религиозной идеологии, церковного авторитета, схоластического теоретизирования.

    2. Построение новой теории разумного обоснования общественной жизни и государства – теории общественного договора.

    3. Выявление в обществознании новых направлений, формирующихся в отдельные науки: экономическое учение А.Смита, теория социалистов-утопистов, социология О.Конта, марксизм.

    Loading...Loading...