О каком событии жизни христа рассказывает вертеп. Рождественский вертеп в разных странах

Многие люди хотят узнать, что это такое – вертеп и каково значение этого слова. Это театральное представление, которое существует и сегодня, потому что многие люди соблюдают устойчивые традиции. Оно не похоже на другие разновидности кукольных театров.

Изначально это небольшая, но довольно просторная пещера. В евангельских книгах можно найти информацию о том, что это пещера-хлев. Именно сюда пастухи загоняли скот, чтобы защитить животных от плохой погоды. В Библии говорится, что рядом с Вифлеемом также была такая пещера, где появился на свет Сын Божий .

В средние века этим словом называли кукольные переносные театры.Исполнители разыгрывали различные библейские сюжеты, которые относят к Рождеству Христову. Первый театр появился на территории Италии в начале 13 века. В России упоминание датируется 14 веком.

В переводе с древнерусского – это пещера или ущелье. Также оно обозначает народный театр, который создается православными людьми, желающие увековечить традиции и донести библейскую информацию к младшему поколению.

Рождественская миниатюра представляет собой воспроизведение сценок Рождества, с использованием элементов искусства. Слово обозначает скульптуру, театр. Это может быть и пещера, где родился Иисус Христос. В Библии можно часто встретить информацию о действиях разбойников. Слово трактуется по-разному, в зависимости от общего контекста.

Википедия дает две трактовки этого понятия. В первом значении – это пещера, слово относят к устаревшему употреблению. Значение слова вертеп – пещера Рождества.

Христиане считают, что именно в таком месте родился на свет Иисус Христос. В Википедии можно найти и переносные значения:

  • воспроизведение сцены Рождества (дополнительно используются следующие средства искусства – это театральные постановки, вертепная кукла, скульптуры, тематические вещи и изделия);
  • белорусский кукольный театр народного искусства;
  • притон или место разврата, а также помещение, где совершаются преступления;
  • трущобы, бедное, не оформленное помещение.

С названием Вертеп есть деревня, которая расположена в Республике Коми (Ижемский район), а также село в Хустском районе (Закарпатская область, Украина).

Рождественский вертеп


Значение слова вертеп в рождественские праздники подразумевает под собой воспроизведение сцены Рождества Христова.
Для этого используются скульптуры, куклы и другие элементы искусства. Это выглядит красиво и необычно во время театрализованной сценки. Это может быть изображение, которое относится к предмету религиозного поклонения. Чтобы узнать, что такое рождественский вертеп, необходимо познакомиться с несколькими вариантами исполнения.

Существует несколько распространенных форм:

  1. Композиция. Сцены Рождества воспроизводятся при помощи объемных фигур, кукол, которые изготавливают из различных материалов. В католических странах регулярно устраивают композиции на эту тему. Многие люди используют фигуры, которые приводятся действие при помощи скрытого механизма.
  2. Театр. Рождественское вертепное представление основывается на основании средств кукольного театра. Дополнительно принимают участие подготовленные и профессиональные люди-актеры. Такой театр получил свое распространение в Белоруссии, Польше, Украине, в некоторых регионах Российской Федерации. Чтобы организовать вертепное представление можно использовать специальный ящик, внутри которого показывают сценки с применением кукол.
  3. Живая театрализованная сценка. Персонажи – это живые люди.

Обратите внимание! Все постановки и разновидности вертепов тесно переплетаются и основываются на сюжетах из Библии, например, о Рождестве Христовом, и других событиях.

Скульптуры и декоративные композиции выставляют для всеобщего просмотра. Театральные композиции демонстрируются только в период Рождественских праздников.

Для организации композиции могут использоваться разные материалы и техники исполнения. Чаще применяются отдельные технологии, которые переплетаются с традициями определенной местности. В некоторых регионах России кукол изготавливают из дерева и керамики. Также используется бумага, металл, воск, пластмасса.

В большинстве случаев задействуются сложные методики. В неаполитанском представлении лица фигур изготавливают из терракоты, в качестве глаз применяли стекло, руки вырезали из дерева.

Для создания фигурок могут использоваться природные материалы – земля, пучки соломы, растения, чтобы изобразить окружающую природу, камень для оформления стен в пещере. Композиции украшаются еловыми ветками.

Полезное видео: рождественские вертепы

Бродячий вертеп на ярмарке

Часто представление устраивают на различных ярмарках. В вечернее время люди устраивают театральные представления, с использованием обязательной атрибутики — это куклы и большая звезда с большим количеством лучей. Они поют тематические песни, колядки. Люди могут посмотреть драму, которая не оставит никого равнодушными.

Представление на ярмарке делится на несколько частей – это религиозная часть и комическая. В отдельных регионах Российской Федерации часто проводят рождественские марафоны на территории парка. Организовывают большую ярмарку, чтобы местные жители смогли посетить рождественское мероприятие.

Помимо рождественского представления (инсталляция сцены рождения Христа из Библии) на ярмарке можно купить русские традиционные продовольственные товары, подарки ручной работы. Важно учитывать, что это традиционная схема организации.

В рамках рождественских празднований проводятся народные колядования, выступления фольклорных коллективов, тематические мастер-классы, представления воскресных школ. Бродячий вертеп встречается в рукописях в начале 18 века. Театр организовывали в форме реализации авангардной утопии.

Полезное видео: рождественский вертеп ансамбля «Околица» Детской школы искусств

Вертепная кукла

Неподвижная вертепная кукла нашла свое широкое распространение в католических странах. Там они приобрели религиозные и традиционные особенности. Такие куклы часто встречаются в некоторых протестантских странах. На территории Российской Федерации они приобрели популярность за последние несколько лет.

Их композиции фиксируют не только определенный момент Рождества Христова, но и совокупность других событий. Это может быть поклонение волхвов или пастухов. Представления организовываются с учетом христианских традиций. Также популярностью пользуются многофигурные композиции.

Люди могут использовать кукол для организации отдельных сюжетов евангельской истории. Наиболее популярными и востребованными являются Бегство в Египет, Избиение младенцев и многие другие. В Библии есть информация, что такое вертеп и как правильно организовать представление. В композициях часто фигурируют различные персонажи, которые в большинстве случаев остаются неизменными – это младенец Иисус, Святой Иосиф, Дева Мария.

Чтобы увидеть, что такое вертеп и как правильно организовывать представления, необходимо посмотреть фото с уже готовых постановок. Значение слова вертеп в разных регионах России трактуют по-разному, поэтому куклы украшают с учетом своих традиций.

Также в постановке могут быть задействованы и другие персонажи:

  1. Вол и осел. Существует информация, что эти животные своим дыханием помогали согревать новорожденного младенца. В канонических Евангелиях данные об этом действии отсутствуют. Изображение с животными можно увидеть на христианских картинах.
  2. Пастухи и овцы. Один из них изображен на картинке, как символ Агнца Божия.
  3. Три волхва. Существует католическая традиция, что в день Богоявления необходимо поклоняться волхвам. В представлении часто принимают участие фигурки этих животных именно 6 января.
  4. Ангелы. В Библии есть информация, что весть о рождении Спасителя принесена именно архангелом Гавриилом.

Важно! В православных храмах тоже устраивают представления с участием объемных фигурок.

Полезное видео: пример рождественского вертепа

Вывод

В представление часто включаются и другие персонажи. Все зависит от масштабов праздника, фантазии организатора и региональных традиций. Это могут быть волхвы, верблюды, лошади или слоны. Рождественская композиция привлекает внимание своим колоритом и необычностью. Организаторы могут обыгрывать разные сценки, ситуации, рождение Христа.

Рождественский Вертеп

У этого термина существуют и другие значения, см. Вертеп (значения).

Рождественский вертеп - воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура , театр и др.). Словом «вертеп», однако, не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения (например, икону , изображающую Рождество).

Формы вертепа:

  • Вертепная композиция - воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.
    • Механический вертеп - развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.
  • Вертепный театр - рождественское представление средствами кукольного театра , иногда также с участием людей-актеров. Был распространен, преимущественно, на территории Польши , Украины , Белоруссии , в некоторых регионах России . Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.
  • Живой вертеп - вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.

Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников.

Вертепная композиция

Неподвижные вертепы распространены повсеместно в странах католицизма, где они успели приобрести традиционные региональные особенности, и некоторых протестантских странах. В России популярность этого вида вертепов заметно возрастает в последние годы.

Персонажи и атрибуты

Вогезский вертеп начала XIX века, содержащий лишь базовые фигуры

Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов , которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет , Избиение младенцев и др.

Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария , Младенец Иисус и (почти всегда) Святой Иосиф . В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях, явно упомянутых у Апостола Луки : И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях . (). Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.

Неаполитанский вертеп со множеством персонажей

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:

  • Вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях, что связывают со словами Пророка Исаии : Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего ().
  • Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия .
  • Три волхва . Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
  • Ангел или ангелы. В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил .

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Так, в традиционном провансальском вертепе присутствуют так называемые «сантоны» - изображения представителей различных общественных слоев и профессий Прованса.

Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Следует заметить, что в западноевропейских языках название вертепной композиции производится не от слова, обозначающего пещеру, а от слов «ясли» (лат. praesepe , итал. presepe , фр. créche ) или «Вифлеем» (исп. belén ).

Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда .

Материалы и техника

Как материалы, так и техника исполнения могут быть очень различны. Обычно используются технологии, традиционные для данной местности: резьба по дереву, керамика и т. п. В качестве материалов могут использоваться также воск, бумага, пластмасса, металл и др.

Зачастую используются достаточно сложные и разнообразные методы. Так, в неаполитанских вертепах XVIII века лица фигур изготовлены из терракоты, глаза - из стекла, руки вырезаны из дерева, основой для туловища служит металлическая проволока, покрытая сшитой из различных тканей одеждой.

Нередко используются природные материалы: солома для покрытия пола пещеры, земля и растения для изображения окружающей природы, камень для стен пещеры. Иногда композиция украшается еловыми ветвями.

В настоящее время при изготовлении вертепов используется почти весь спектр технологий современных рукоделий.

Размещение и размеры

Фрагмент «Крызовых ясличек»

Размеры вертепной композиции могут быть весьма различны. Величина фигур варьируется от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен.

Выбор масштаба вертепной композиции зависит от ее предназначения. Вертепы небольшого размера размещаются в домах верующих как элемент праздничного декора. Более крупные вертепы демонстрируются в церквях, а также общественных зданиях. Ростовые фигуры предназначены, как правило, для размещения на улицах, площадях, на территории монастырей.

Стремление к разнообразию выразительных средств привело к появлению вертепов необычных размеров: миниатюрных (например, целиком умещающихся в скорлупе ореха) или наоборот, гигантских, с многометровыми фигурами. Самым крупным по размеру фигур, согласно Книге рекордов Гиннесса , был Рождественский вертеп, сооруженный в Монтеррее (Мексика) в 1999 году. Фигуры Девы Марии и Святого Иосифа достигали в высоту 5,3 метров .

Механические вертепы

Механический вертеп представляет собой, как правило, единую неразборную конструкцию, в которой часть фигур приводится в движение скрытыми механизмами под воздействием ручной силы или электромотора.

Традиция механических вертепов распространена также в Италии .

Вертепный театр

Белорусская батлейка

Вертепное представление - народное рождественское представление, разыгрываемое при помощи кукол в специальном ящике. Этот ящик также называют вертепом.

Кукольные вертепы были распространены на территории Польши, Украины, Белоруссии, России. В России и на территории большинства областей Украины использовалось название «вертеп», в Белоруссии «батлейка» или «бетлейка», в Польше и прилегающих к ней областях Белоруссии - «шопка», в Закарпатье - «бетлегем».

В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми .

Вертепный ящик

Ящик для вертепных представлений (вертеп) представляет собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации кукольного представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех . На территории Российской империи наиболее распространен был двухъярусный вертеп. Отмечено также существование стационарных вертепов.

Ярусы вертепа имели разное предназначение. Так, при двухъярусной организации верхний ярус представлял собой Пещеру Рождества, а на нижнем разыгрывались сцены, связанные с историей царя Ирода, а также комедийные сцены.

Оформление ящика могло быть различным. Некоторые вертепы имели форму архитектурных сооружений - церкви , усадебного дома .

Сюжет и персонажи

Представление обычно состояло из двух частей. Первая была посвящена собственно библейским событиям: Ангелы славят Рождество Христово, Младенцу Иисусу поклоняются пастухи, волхвы. Затем на нижнем ярусе разыгрывается история Избиения младенцев , смерти или самоубийства царя Ирода. Иногда сюжет попеременно разыгрывался на разных ярусах: вначале волхвы приходят к Ироду (нижний ярус), затем поклоняются Младенцу (верхний ярус), после чего действие вновь продолжается в нижнем ярусе.

Вторая часть представления представляла собой народную интермедию, обычно мало связанную с библейской историей. В ней могли присутствовать такие персонажи, как Иродиада , но преобладали образы народного фольклора: Дед и Баба, Солдат, Запорожец, Дьячок, Пономарь или Ксендз, Цыган и Цыганка, Жид, Барин и Мужик и др. Со временем сюжеты все более приобретали черты сатирической комедии. В завершении действия один из персонажей (Нищий, Дед, Цыган и т.п.) собирал деньги со зрителей.

В отдельных случаях вторая часть представления показывалась не куклами, а живыми актерами .

Традиция и современность

На территории Российской Империи вертепы были распространены преимущественно в XVIII-XIX веках. После 1917 года вертепные представления подвергались гонениям и запретам, будучи фактически приравнены к религиозной пропаганде. В связи с этим вертепная традиция стала угасать. Последняя на территории СССР фиксация вертепных текстов от очевидцев была сделана в 1980-е годы .

В последние десятилетия интерес к вертепам в странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, проводятся фестивали вертепных театров.

Живой вертеп

Живой вертеп (англ. Living Nativity Scene , исп. Belén Viviente , итал. Presepe Vivente ) - воспроизведение сцены Рождества с участием людей в роли всех или нескольких персонажей. Обычай живых вертепов получил распространение в некоторых странах католической и протестантской традиции.

Живые вертепы обычно представляют в декорациях, установленных под открытым небом. В качестве декораций могут использоваться также исторические здания или естественные пещеры; нередко в композиции присутствуют живые домашние животные. Иногда организуется целая «Рождественская (Вифлеемская) деревня», в которой многочисленные (до нескольких сотен) исполнители занимаются традиционными ремеслами и бытовыми делами. Зрители имеют возможность свободно перемещаться для осмотра вдоль композиции, а иногда и внутри нее.

… в древние времена на Руси жили люди, посвятившее свою жизнь непростому делу - славословить Христа. В Рождественский Сочельник они ходили от дома к дому, пели песни и рассказывали проникновенные религиозные стихи, в которых отображались события Рождения Иисуса. Иногда рассказы дополняли инсценировками, сделанными с помощью резных фигурок маленького переносного театра - вертепа. Так что же такое вертеп, и откуда он пришел в Россию?

История возникновения Рождественского Вертепа

Корни традиции устраивать религиозные представления следует искать на Западе. Причем - в глубокой древности. Первая рождественская мистерия была разыграна в 1V веке во время хода церковного богослужения. И предназначение ее отвечало жестким реалиям мира, в котором только лишь происходило становление христианства как массовой религии. Дело в том, что на территории многих стран, где на государственном уровне уже было провозглашено христианство, по-прежнему в глухих углах процветало многобожие и язычество. Причем, многие языческие праздники (у кельтов, друидов и др.) совпадали во времени с христианским Рождеством. Чтобы укрепить главенство веры во Христа над другими религиями, римские и греческие священники проводили во время всенощного Рождественского богослужения обряд-мистерию «Поклонение пастырей».

Для него, на мраморном столике над главным престолом устраивали ясли с младенцем, над которыми возвышалась статуя (икона) Девы Марии. Пять старших священников изображали из себя Вифлеемских пастырей, у входа в алтарь. Пастыри вели между собой неспешную тихую беседу, как вдруг к ним являлся ангел (мальчик из хора, в белых одеждах) и извещал о рождении Спасителя. Пастыри спешили пройти в алтарь, но им дорогу преграждали две женщины (каноники, их изображавшие), которые, согласно Библейской истории, были при Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» - «Мы ищем, - отвечали они, - Спасителя Христа». Женщины отдергивали завесу, и, указывая на статую Младенца Иисуса, говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастыри преклонялись перед Младенцем, возвеличивали Деву Марию и начинали торжественную обедню во славу прихода на землю Спасителя.

Вот эта древняя мистерия и получила название «Вертепного действа». Впервые на Руси «вертеп» разыграли в Западной Украине (куда, в свою очередь, традиция пришла с Польши).

Что являет собой кукольный вертеп?

Что же касается кукольных рождественских мистерий, то первое историческое свидетельство о них датировано 16 веком. Именно с 16 века в Европе формирование рождественского Вертепа стало своеобразным индикатором уровня мастерства, как для архитекторов, скульпторов и столяров (которые работали над созданием образов), так и для поэтов, музыкантов, священнослужителей (творивших сценарии религиозных представлений).

Что характерно, в каждой стране миниатюрный божественный уголок и рождественское представление вокруг него называют по-разному. Например, в России и Украине это «вертеп», в Польше - «шопка», в Белоруссии - «батлейка». Не зависимо от названия, в сути своей это миниатюрный переносной ящик из тонкого ДСП или плотного картона. Внешне он похож на домик (в один, или два этажа). В верхней части показывали религиозные представления, в нижней - разыгрывали бытовые рождественские сценки и интермедии.

Божественную, верхнюю часть вертепа («небо») оклеивали голубой бумагой и декорировали библейскими рисунками Рождества.

Нижнюю (земную) часть оклеивали яркой цветной бумагой или блестящей фольгой. Посреди «Земли» («Дворца») стоял трон, на котором сидел царь Ирод. Днище театрального ящичка было сделано таким образом, что кукловод легко мог манипулировать фигурками участников священного действа. Справа и слева и верхней и нижней части были дверцы, сквозь которые «приходили» и «уходили» герои кукольного представления.

Кукол чаще всего делали из дерева. Но изредка можно было увидеть и глиняные статуэтки, раскрашенные яркими блестящими красками и наряженные в одежду из бумаги или ткани. В основном, в России куклы закреплялись на палки и устанавливались в прорези дна театрального домика. Но, например, в Бельгии, можно было увидеть участников таинства Рождества и в форме марионеток на проволоке.

Рождественский вертеп в разных странах

В мире существует очень хорошая и красивая традиция: во многих храмах в дни Адвента устраивают целые международные экспозиции рождественских яслей. Вот, например, в римской базилике Санта-Мария-дель-Пополо в этом году все желающие могли увидеть целых 169 композиций, выполненных в различных техниках и с разных материалов. Дерево, стекло, песок, бумага, камень, даже макароны можно использовать, в очередной раз, повествуя миру о чудесном и долгожданном событии - приходе спасителя на Землю.

Рождественский вертеп в Провансе, Франция

Французский вертеп можно узнать среди тысяч других по одной маленькой, но очень яркой характерной особенности. Все фигурки героев расписаны вручную и сделаны в терракотовом цвете. Статуэтки святых для вертепа называют тут Santons.

Рождественский вертеп в Германии, Австрии, Италии

В этих европейских странах свято хранят древнюю традицию - вырезают фигурки участников рождественской мистерии из дерева. Иногда - вскрывают лаком, иногда - сохраняют природную структуру дерева. Отличительная черта - аромат. Фигурки пахнут ладаном, мускусом, цветочным маслом.

В Великобритании вообще издревле существует традиция печь к рождественскому столу круглый хлебец, а внутрь класть сладкую фигурку младенца Иисуса. Величественную мистерию в Сочельник разыгрывают, тоже используя сахарные (или шоколадные) статуэтки.

Рождественский вертеп в Мексике, США

Ясли (рождественский вертеп) стран Северной Америки отличаются от европейских пышностью, вычурностью, тонкостью работы. Фигурки здесь изготовляют из нежного фаянса, инкрустируют драгоценными камнями и украшают ручной росписью.

Рождественский вертеп в Японии

Особенность японского рождественского вертепа в том, что все персонажи Священной истории не имеют лиц. Фигурки одеты в колоритные и яркие национальные японские костюмы из ткани, но у них отсутствуют глаза, рот, уши. Секрет кроется в древней японской философии: куклы без лиц лишены возможности воспринимать мир внешними органами чувств. Зато у них широко открыты глаза духовные. Они воспринимают сердцем все происходящее, а от того - более искренны в своем отношении к родившемуся Иисусу.

О Рождественской мистерии

Как правило, рождественская мистерия по своей структуре делится на два акта: творческий рассказ о событиях Великой ночи Рождества и светская народная постановка, основанная на традициях, обрядах, рождественских верованиях каждого, отдельно взятого народа. И для подобных светских пьес тоже изготовляют персонажей. Например, в Испании, для того, чтобы показать зрителям рождественское представление, изготовляют около двух тысяч фигурок героев первого, второго плана и декораций.

И знаете, меня больше всего поразило даже не изобилие персонажей в такой постановке. Нет! Удивительнее всего, что к каждому новому Рождеству художники, скульпторы и сценаристы готовят новое повествование! И, соответственно, делают тысячи новых фигурок. Хотя, во многих европейских, американских, и даже восточных семьях существует традиция изготовления собственного рождественского вертепа. В основном, это делают дети, читая при этом вслух Святое Писание. Материал для такого вертепа - простейший. Цветная бумага, кусочки ткани, картон, клей и карандаши. А еще - фольга из-под конфет, оберточная бумага для цветов, ячейки коробок из яиц.

Деревянный ящик-основание для вертепа можно заменить старым, картонным. Верх его покрасить синей гуашью (небо), и сделать крупные белые точки (звезды). Низ - усыпать полосками бумаги или настоящим сеном. При изготовлении вертепа главное не материал, а то, с каким сердцем и верой он будет сделан! Как он будет выглядеть совсем не важно! Главное та информация, та Благая Весть, которую вы хотите посредством рождественской постановки донести до вашего слушателя и зрителя! И то искреннее сердце, которым он ее воспримет! Творите Благую Весть! Создавайте Рождественские вертепы! Пусть в вашем празднике будет благодатное зерно истинной радости Рождества!

В христианстве есть замечательная традиция - в канун Рождества ставить в доме вертеп. К сожалению, в России этот обычай был на время прерван - в связи с революцией 1917 года и последующей антирелигиозной пропагандой, но позже был восстановлен. Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его возникновения, вы сможете узнать из этой статьи. Кроме того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в них.

Место рождения Иисуса Христа

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место - величайшая христианская святыня - существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад - они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сразу после его рождения. Сами Ясли (по сути, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Младенца) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.

Именно этот вертеп стал прообразом для многочисленных последующих, которые христиане устанавливают на Рождество в своих домах.

Что такое вертеп?

В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры - ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже - они уже не связаны с Рождеством.

Рукотворный вертеп

Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах.

Вертеп в России

В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам (в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны). Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.

Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и сейчас - так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских). К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране - всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором.

Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции.

Устройство театрального вертепа

Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп - это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.

Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда - из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Вертепное действо

В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.

Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию - в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп , в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества . Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков - семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века . Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов , а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны. Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей .

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.





Loading...Loading...