Парфенов леонид геннадьевич национальность. Леонид парфенов

Леонид Парфенов известен как оппозиционный общественный деятель, звезда современной тележурналистики и борец за народные права. Он автор документальных фильмов о популярных деятелях культуры, спорта, политики и исторических событиях 20 века.

Детство и юность

Парфенов Леонид Геннадьевич родился в 1960 году в городе Череповце, районном центре Вологодской области. Через 6 лет там же появился на свет его младший брат Владимир. Отец мальчиков работал инженером на заводе, мама – учительницей. Парфенов признавался, что детство в Череповце было хоть и обеспеченным, но ужасающе скучным. Отец часто брал сына на охоту, но, кроме этого, радостей у Парфенова-младшего было мало.

В школе мальчику не с кем было общаться, ведь еще в раннем возрасте Леонид увлекся литературой и к 7-му классу имел уже очень приличный интеллектуальный багаж. В маленьком районном центре просто не нашлось подростка, способного потягаться с Леней в эрудиции. Тем не менее, учился Парфенов плохо, ему никак не давались точные науки.


Уже в 13 лет Леонид писал в районные газеты обширные и серьезные статьи. За одну из них подросток получил роскошную награду: поездку в знаменитый детский лагерь Советского Союза "Артек", где познакомился с такими же юными энтузиастами. Даже находясь в Крыму, Парфенов продолжал писать в местную газету, высказывая интересную и самобытную позицию по поводу задач современных подростков, в то время как сверстники предпочитали проводить время в отдыхе и коллективных развлечениях.

Родители постепенно смирились с решением сына стать журналистом. Но даже им было трудно поверить, что амбициозный Леонид выберет Ленинградский государственный университет имени . Сам Парфенов нисколько не сомневался в собственных силах и легко прошел вступительные экзамены. С тех пор для Леонида началась новая жизнь.


Парень мгновенно влился в культурную жизнь Ленинграда, кардинально изменил гардероб и завел множество полезных знакомств. Подружившись со студентами-болгарами, Парфенов получил возможность ежегодно отдыхать за пределами СССР и поначалу был шокирован открывшимся перед глазами пластом культуры.

Еще больше студента поразило осознание того факта, насколько плотным был информационный фильтр, не допускавший до жителей Советского Союза ничего "западного". И эти открытия заставили Леонида Парфенова усомниться, что он хочет жить при существующем положении вещей.

Телевидение

В 1982 году, после стажировки в ГДР, журналист Парфенов покинул стены альма-матер и по распределению вернулся обратно в Череповец, где молодому специалисту предстояло проработать следующих 4 года. Постепенно статьи Леонида начали появляться в столичных изданиях, а сам молодой человек за полтора года перевелся из газеты на местное телевидение. Это был небывалый успех для недавнего выпускника университета, тем более что навыкам телеведущего и диктора Леонид Парфенов нигде не обучался.


В 1986 году Эдуард Сагалаев, главный редактор программ для молодежи ЦТ Советского Союза, пригласил Леонида в столицу в качестве специального корреспондента. Разумеется, Парфенов не мог отказаться от такого шанса. 2 года журналист работал в телепередаче "Мир и молодежь" и сотрудничал с несколькими другими программами на ЦТ.

А в 1988 году молодого человека пригласили в только что созданную Анатолием Малкиным и телевизионную компанию "АТВ". Там Леонид Парфенов познакомился с и , и другими, позднее ставшими знаменитыми коллегами, менявшими облик советского телевидения на стыке десятилетий.


Что формат программы, что поведение ведущего в эфире были неожиданно смелыми, даже вызывающими. Реалии нового, позднего советского времени требовали иного формата, и Леонид сумел создать картинку, которая нравилась зрителю. Однако уже в следующем году телеведущий отстранен за слишком резкие высказывания в сторону отставки видного политического деятеля .


Леонид Парфенов в программе "Намедни"

Немилость продлилась недолго и в целом прошла почти незаметно для карьеры Леонида. К тому же после развала СССР, благодаря появившейся свободе слова, образовались множество газет, журналов, радиостанций и телестудий. Талантливому журналисту было из чего выбирать. В том же 1991 году Парфенов присоединился к телекомпании “ВИD”, созданной .

В 1993 году телеведущий начал сотрудничество с еще одним новичком среди телекомпаний - НТВ. Там журналист воскресил свое любимое детище, ранее закрытый проект "Намедни". 1994-й закончился для Парфенова первой в профессиональной биографии премией “ТЭФИ” за придуманную им передачу "НТВ - новогоднее телевидение".


В следующем году Леонид присоединился в качестве ведущего к ток-шоу "Герой дня", формат которого подразумевал интервью в прямом эфире с видными российскими деятелями культуры и политики. Тогда же Парфеновым в соавторстве с было придумано новогоднее шоу "Старые песни о главном", стремительно завоевавшее популярность зрителей постсоветского пространства. Парфенов и Эрнст тонко сыграли на желании аудитории увидеть новое и непривычное, соединив в одной передаче популярных звезд, новый для российского телевещания формат мюзикла и с детства знакомые целевой аудитории советские песни.

С 1997 по 1999 годы Леонид состоял в совете директоров телеканала, а также являлся генеральным продюсером. Телепроект "Намедни" преобразился в цикл документально-исторических фильмов. Всего вышли 16 серий в рамках проекта «Российская империя».


Сериал охватывал жизнь России с 1697 по 1917 годы и был посвящен правителям государства от до . Фильмы выходили до середины 2004 года, пока Парфенова не уволили с НТВ. Тогда журналист начал сотрудничать с Первым каналом, для которого создавал документальные фильмы.

Восторг зрителей и критиков вызвала картина «Цвет нации», посвященная родоначальнику цветных фотоизображений и издателю журнала для поклонников этого вида искусства Сергею Прокудину-Горскому. Фильм рассказывал не столько о человеке, сколько о том, что потеряла Россия с начала 20 века, начиная от памятников архитектуры и заканчивая духовными ценностями.


К 200-летнему юбилею писателя телеведущий снял фильм «Птица Гоголь», рассказывающий об авторе «Носа» и «Ревизора» как об авангардисте своего времени. Отрывки произведений читали , .

Героями документальных рассказов Леонида становились и , и , и . «З00 лет Новому году» посвящен истории появления праздника в России. «Гамбит. На месте событий» послужил своеобразным предисловием к фильму по книге , режиссер и автор романа прошлись по полям сражений Русско-турецкой войны.


«Хребет России» - повествование об Уральском регионе, снятое в формате роуд-муви в соавторстве с писателем Александром Ивановым. Это автор романов «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови», «Сердце пармы», по которым уже сняты и в ближайшем будущем появятся новые художественные ленты.

С тех пор Леонид успел выпустить несколько книг-альбомов, поработать главным редактором новостного журнала, сняться в клипе на песню "Рэп-молебен в поддержку веры" и начать тесное сотрудничество с информационным телеканалом "Дождь". Здесь мужчина стал соведущим программы «Парфенов и Познер», затем тележурнала «Парфенов», оба проекта продержались меньше года.


Леонид Парфенов в программе "Парфенов и Познер"

За самоотверженную работу в сфере телевещания Леонид Геннадьевич в 2010 году получил премию имени Влада Листьева, с которым в 90-х годах успел поработать.

Леонид Парфенов неоднократно отмечен наградами со стороны как коллег, так и благодарной аудитории. Вряд ли найдется еще хоть один журналист, который за 15 лет 4 раза получил премию “ТЭФИ”.


В январе 2016 года Парфенов присоединился к образовательному проекту «Открытый Университет», для которого подготовил урок об ответственности элит и новом языке медиа.

Весной 2016-го анонсирован первый фильм нового документального проекта Парфенова «Русские евреи». В трилогии речь идет о влиянии русскоговорящих евреев на историю всего мира. Первая серия проекта охватила 1918-1948 годы. Специфическая тема фильма тут же подняла вопрос о национальности журналиста. Автор никак не комментировал интерес к своим корням и называет себя русским журналистом.

Трейлер фильма Леонида Парфенова «Русские евреи»

Мужчина заявил, что проект о евреях – только начало, впоследствии планируется снять фильмы о русских немцах и грузинах, нациях, которые вместе с евреями, по теории Леонида, стали основными, смешавшимися с русским народом.

В 2017 году ведущий презентовал фильм «Русские евреи. 1918-1948» в Риге. Вскоре канал RTVI (бывший «НТВ–Интернешнл») представил новую развлекательную программу – «Намедни в караоке». Парфенов и гости студии вспоминали и напевали хиты прошлых лет.


Сейчас Парфенова не видно ни на одном телеканале. Как признался в интервью сам журналист, он нигде официально не трудоустроен, но в формате самозанятости работает так много, как не делал этого в телестудиях. Кроме того, телеведущий входил в число советников президента РФ в области обеспечения прав и свобод граждан.

Книги

В 2008 году Леонид стал лауреатом премии «Лучшая книга журналиста» за серию "Намедни. Наша эра. События, люди, явления". Год спустя получил приз «Книга года» от агентства «Роспечать». Писателем Парфенов себя не считает, поскольку у него только 2 профессии – журналист и телеведущий.

«А книга – это журналистика в твердом переплете».

В основу изданий лег телепроект «Намедни». В первых 6 томах прослеживалась поступательная хронология: каждому десятилетию от 60-х до середины 2000-х отводилось по книге. Затем – обращение в предвоенные годы. Леонид пояснил, что в России 21 века не осталось почти ничего от «советскости» и забываются уроки прошлого.

Цикл «Российская империя» посвящен периоду от Петра Первого до Октябрьской революции. Автор вновь объехал места, в которых побывал, представляя зрителям одноименный сериал, расширил и дополнил материал.


«Литература про меня. Леонид Парфенов» вышла в цифровом аудиоформате. В книге телеведущий отвечал на вопросы писателя и колумниста о работе на телевидении, школьных друзьях, музыкальных вкусах и прочих сторонах жизни.

Вместе с супругой Еленой Леонид выпустил сборник рецептов «Ешьте!», где собраны кулинарные хиты, от простых до требующих терпения в приготовлении. На Парфенове лежала обязанность подбирать иллюстрации.

Личная жизнь

С женой Парфенов познакомился благодаря профессии. Увидев в газете статью Леонида, журналист Чекалова загорелась желанием увидеть воочию талантливого юношу. Подруга пришла к Лене в гости и за компанию привела Парфенова. С тех пор начался роман, закончившийся свадьбой в 1987 году.


Чекалова работала на Первом канале, вела в программе «Утро» кулинарную рубрику «Счастье есть!». В конце 2013-го женщину уволили, по словам Елены, за политические взгляды супруга и за поддержку , баллотировавшегося в мэры Москвы. Но в глаза об этом, конечно, не сказали. Да еще и на сайте разместили недостоверную информацию: якобы у телеведущей другие проекты. Это, пожалуй, единственный раз, когда семья Парфенова привлекла внимание прессы. Личная жизнь журналиста ни в молодости, ни спустя годы брака не становилась источником слухов и сплетен.


У супругов двое взрослых детей - сын и дочь. Иван окончил университет в Милане и работает, по одним источникам, в РИА «Новости», по другим – развивает азиатское направление в коммуникационном холдинге «Апостол», гендиректором которого одно время значилась . Мария училась в Лондоне, на факультете СМИ и социологии Городского университета, занимается семейным ресторанным бизнесом.


В 2015-м Леонид Парфенов породнился с банкиром Михаилом Бройтманом: Иван женился на дочери предпринимателя Марии, выпускнице лондонской Architectural Association School of Architecture. Свадьбу отпраздновали по еврейским обычаям. Фото с торжества и последующего медового месяца опубликовали глянцевые издания. Через 3 года журналист стал дедом.

Леонид Парфенов сейчас

В интервью на «Эхо Москвы» в 2017 году Леонид Парфенов сказал:

«Либо я не нужен «Ютубу», либо «Ютуб» не нужен мне, но по какой-то причине эта история не срастается».

В 2018-м, видимо, все «срослось», и журналист открыл собственный канал. С названием не мудрствовал, обыграл фамилию – «Парфенон». Ярко и узнаваемо. Ролики Леонид Геннадьевич именует дневником событий за неделю. Первый выпуск за пару дней набрал свыше 500 тыс. просмотров.


Помогают Парфенову продюсер Илья Овчаренко, бывший менеджер ВГТРК и «Рамблера», и соведущий , которого Интернет-сообщество знает под ником Wylsacom. Коллег Леонид удивляет тем, что отвечает на комментарии пользователей, что по большому счету в Сети мало кто делает.

Взлет популярности блога обеспечила личность журналиста, считает Илья. Парфенов умеет подать информацию так, что зритель по ту сторону экрана становится собеседником. К слову, сам владелец канала в интервью «Дождю», данном в январе 2019-го, назвал деятельность на YouTube не блогерством, а именно журналистикой.


«Парфенон» превратился не только в способ самовыражения бывшего телеведущего. В СМИ приводилась оценка исследовательского агентства блогеров, предположившего, что создатель канала заработал за год 22,9 млн руб. К этим словам сам Парфенов отнесся спокойно:

«Я не суммировал. Даже те деньги, которые там были названы, невелики. Вообще деньги там не сумасшедшие, мягко говоря. И материальный стимул для меня самый слабый».

Нынешнее телевидение Леониду не интересно ни как зрителю, ни как специалисту, разбирающемуся в процессе создания контента. Поэтому телевизор журналист не смотрит, а резонансную новость или фильм можно раздобыть в Интернете.

Фильмография

  • «Намедни 1961-2003: Наша эра»
  • «300 лет Новому году»
  • «И лично Леонид Ильич»
  • «Цвет нации»
  • «Современница» (о Галине Волчек)
  • «Он пришел дать нам волю» (о Михаиле Горбачеве)
  • «Живой Пушкин»
  • «Жизнь Солженицына»
  • «Русские евреи»

Библиография

  • «Ешьте!»
  • «Намедни. Наша эра. 1946-1960»
  • «Намедни. Наша эра. 1961-1970»
  • «Намедни. Наша эра. 1971-1980»
  • «Намедни. Наша эра. 1991-2000»
  • «Российская империя. 1689-1762. Пётр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна»
  • «Российская империя. 1762-1801. Екатерина II, Павел I»
  • «Российская империя. 1801-1855. Александр I, Николай I»

Снимается уже пару лет. Каждая часть выходила самостоятельно в кинопрокат. Первый фильм рассказывал о том, как евреи в принципе появились в Киевской Руси и как к моменту правления Екатерины II Россия стала страной с самым большим еврейским населением. Лента заканчивалась кадрами погромов, первой волной эмиграции и революцией 1917 года. Второй фильм посвящен событиям 1918 – 1948 г.г. – самому иудофильскому периоду в истории нашей страны. Основная мысль этой части сформулирована так: евреи подавлялись в своих правах при царизме, поэтому большинство из них ушли в народовольцы, другие террористические организации, а когда революция победила, многие встали у руля власти.

Третий фильм из цикла «Русские евреи» повествует о том, что происходило после 1948 года. Леонид Парфенов красочно рассказывает о последних годах эры Сталина, ознаменовавшихся борьбой с космополитизмом. «Дело врачей», разбирательства с деятельностью Еврейского антифашистского комитета, загадочная смерть Соломона Михоэлса, образование государства Израиль… Тележурналист демонстрирует в кадре свой знаменитый стиль. Любой факт из Википедии он подает вдохновенно, с горящими глазами. Вообще если все литераторы выросли из гоголевской шинели, то вся новейшая отечественная телепублицистика выросла из парфеновских «Намедни». Замечали, как отчаянно размахивают руками сегодня тележурналисты в кадре, как они задыхаются? Леонид как-то, смеясь прокомментировал эту моду: «Мама мне говорит: «Леня, ладно у тебя астма, ты так дышишь в кадре. А они-то все почему?!»»

Но астма астмой, а фирменный парфеновский визуал отличает и эту ленту. Для придания смотрибельности двухчасовому документальному фильму Леонид что только не использует. Много шутит - например, сравнивает памятник еврею Марксу в Москве с обликом библейского Моисея. Оживляет фотографии, которые начинают вдруг говорить. Вспоминает исторические анекдоты - например, рассказывая о создании государства Израиль, приводит такой полуфакт-полуслух: жена Молотова Полина Жемчужина отозвалась на эту новость репликой «Теперь и у нас есть Родина», за что и загремела в тюрьму, и ее супруг, долгие годы остававшийся во власти, даже заикнуться не мог о ее судьбе.

Постер к фильму «Русские евреи»

Еврейское врастание в русскую культуру и быт анализируется Парфеновым на всех уровнях - даже филологическом. В фильме приводится такой любопытный факт: после смерти Сталина из лагерей вернулись тысячи зэков, которые «обогатили» «великий и могучий» словечками из тюремного лексикона, однако мало кто знал, что вся эта блатная феня имела еврейское происхождение. Так, слово «мусор» (милиционер) - от мосер - доносчик на иврите, слово «параша» - от «парэша» - дурнопахнущее на иврите и т. д.

Парфенов плавно перемещается в 70-е. Рассказывая о знаменитой «бульдозерной» выставке, он прицепляется к ковшу бульдозера и, рискуя жизнью, продолжает свой рассказ - каждый факт по правилам, давно установленным этим тележурналистом, должен быть проиллюстрирован. 70-е Парфенов оценивает как самые счастливые и спокойные годы. Советские люди наконец живут в отдельных квартирах, многие обзавелись дачами и машинами. Почему же евреям неймется, почему они сбиваются в диссидентские движения? В кадре мелькают участники протестных акций тех годов – Люся Алексеева, ныне известная правозащитница, с которой встречается сам президент, тогда была всего лишь машинисткой.

Самый эмоциональный эпизод фильма – это рассказ о второй волне эмиграции: сидя на ступеньках крыльца нью-йоркского дома Иосифа Бродского, Парфенов зачитывает стихи, которыми поэт откликнулся на смерть маршала Жукова:

Маршал! поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря.
Все же, прими их - жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.
Бей, барабан, и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.

«Два века русской поэзии соединились в этих строках», - восклицает автор фильма.

В третьей части тележурналист также рассказывает и о евреях-любимцах власти и народа – великих шахматистах, актерах, музыкантах. Фамилия «Ботвинник» стала в нашей стране именем нарицательным. Так называли юных шахматистов или «ботаников» в очках. Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий, Владимир Высоцкий, Майя Плисецкая, Марк Бернес, автор такой русской композиции «Течет река Волга» Марк Фрадкин… А помните потрясающую песню «Русское поле»? Когда ее объявляли на концертах: «авторы Ян Френкель, Инна Гофф, поет Иосиф Кобзон», все в зале начинали смеяться, поэтому композицию стали называть просто «Поле»…

Любопытно Парфенов рассказывает и о талантливых переводчиках-евреях. Лилиана Лунгина – автор фраз про мужчину «в меру упитанного в самом расцвете сил», сделавшая Карлсона фигурой, любимой в России больше, чем в родной Швеции; Самуил Маршак, переводивший английские песенки и считалочки, Борис Заходер; придумавший очаровательную отсебятину для приключений Винни-Пуха; Наум Гребнев, переведший «Журавлей» Расула Гамзатова так, что они стали символом наших потерь в Великой Отечественной…

А Дитмар Эльяшевич Розенталь – главный прикладной русист СССР? А создательница знаменитого танцевального ансамбля «Березка», поражавшего весь мир русскими плясками типа «Сударушка» да «Лебедушка», Надежда Надеждина - на самом деле Надежда Бруштейн? В фильме Парфенова мелькает очень много фамилий - подпольные миллионеры и валютчики, физики и лирики, священники и представители творческой интеллигенции – как пелось в одной веселой песенке, «вокруг одни евреи»…

Вывод, который делает автор фильма, звучит приблизительно так: евреи прошли трудный путь от горячего соучастия социализму до яростного сопротивления ему и за долгие годы врастания в русскую культуру окончательно ассимилировались. В нашей стране больше не стоит остро национальный вопрос – ни еврейский, ни какой-то другой, потому что национальность перестала быть делом государства, а стала личным выбором каждого. И, по мнению Парфенова, это «не хорошо, и не плохо, это так».

«В моем окружении много евреев, которые перестали себя таковыми считать. Они крестятся в православной церкви, не знают иврита и идиш. Впрочем, как шутит мой друг Андрей Васильев, еврей по матери (продюсер проекта «Гражданин-поэт» - Прим. ред.), «мы русские люди, но Дора Абрамовна стоит на запасном пути»», - комментирует Парфенов. Тележурналист предупреждает, что не считал и не считает Россию страной, которая как-то особенно преследовала евреев, и призывает вспомнить Испанию, изгнавшую сефардов, да и пример с фашисткой Германией не такой далекий.

Третья часть фильма «Русские евреи» получила довольно приличный для документальных лент прокат – она расписана по 40 кинотеатрам. Возможно, в 2018 году вся трилогия будет показана по телевидению, ранее говорилось, что премьера планируется на Первом канале.

А пока смотрите «Русские евреи. Фильм третий» в кино.

Илона Егиазарова

Леонид Геннадьевич Парфёнов (род. 26 января 1960 года, Череповец, Вологодская область, РСФСР, СССР) - российский журналист, телеведущий, режиссёр и актёр.

Ранняя биография

Мать, Альвина Андреевна Парфёнова (урождённая Шматинина, род. 1931), родом из деревни Уломы, предки отца, инженера-металлурга Геннадия Викторовича Парфёнова (1931-2004), из Ёрги. Отец был главным инженером Череповецкого металлургического комбината (в свободное время - рыболов и охотник, любил охотиться на уток). Брат Владимир Парфёнов (род. 1966) - бизнесмен, владелец компании по продаже медицинского оборудования; любит охоту.

В 1977 году поступил на факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова. Окончил факультет в 1982 году.

В начале 1980-х служил в Ленинграде.

В советской прессе печатался от «Красной Звезды» и «Правды» до «Московских новостей» и «Огонька». В 1983 году был корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец», а затем работал на Вологодском областном ТВ в Череповце. В журналистских кругах дружил с будущим известным рок-музыкантом Александром Башлачёвым. Именно в квартире Парфёнова в сентябре 1984 года состоялось судьбоносное для Башлачёва знакомство с опальным музыкальным критиком Артемием Троицким. В 1985 году Парфёнов провёл с Троицким телеинтервью на областном ТВ.

Карьера на телевидении

В 1986 году являлся спецкором молодёжной редакции Центрального телевидения, параллельно работал корреспондентом программы «Мир и молодёжь». В 1988 году перешёл работать на «Авторское телевидение». В 1989 году в соавторстве с Андреем Разбашем снял трёхсерийный документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников (об этом написано в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием»).

В 1990-1991 годах - автор и ведущий информационно-аналитической программы «Намедни», которую Парфёнов делал совместно с телекомпанией «Авторское телевидение». В начале 1991 года Парфёнов был отстранён от эфира за «неправильные» высказывания по поводу ухода Эдуарда Шеварднадзе с поста министра иностранных дел.

С 1991 по 1993 год на 1-м канале Останкино был автором и ведущим документального наблюдения «Портрет на фоне». Первое время Парфёнов рассказывал о политических деятелях (Гайдар, Руцкой, Шеварнадзе, Назарбаев), а затем он посвящал выпуски передачи людям, олицетворяющим какую-либо эпоху (Зыкина, Кириллов, Магомаев, Пугачёва, Гребенщиков). Последний выпуск передачи был посвящён популярному в то время певцу Богдану Титомиру, который произнёс в эфире передачи фразу «Пипл хавает», ставшую впоследствии крылатой.

В 1992 году взял интервью у Евгения Леонова, которое, как позже окажется, стало для популярного актёра театра и кино последним.

В октябре 1993 года Парфёнов переходит на работу в только что созданную телекомпанию НТВ, где решает вновь запустить программу «Намедни», но уже в формате «еженедельной информационной программы неполитических новостей».

15 марта 1995 года Леонид Парфёнов провёл выпуск ток-шоу Владислава Листьева «Час пик» на 1-м канале Останкино.

В 1997-2001 годах - ведущий исторических программ «Намедни. Наша эра. 1961-91», «Российская империя» и «Живой Пушкин» С апреля 1997 по март 1999 года занимал пост главного продюсера НТВ, входил в совет директоров этой телекомпании. В 1998 году вёл русскую версию игры «Форт Боярд». В конце 1990-х - конце 2000-х часто приглашался в жюри Высшей лиги КВН. Дважды был членом жюри фестиваля «Голосящий КиВиН» (1997, 1999).

Ранняя биография

Мать, Альвина Андреевна Парфёнова (урождённая Шматинина, род. 1931), родом из деревни Уломы , предки отца, инженера-металлурга Геннадия Викторовича Парфёнова (1931-2004), из Ёрги . Отец был главным инженером Череповецкого металлургического комбината (в свободное время - рыболов и охотник, любил охотиться на уток). Брат Владимир Парфёнов (род. 1966) - бизнесмен, владелец компании по продаже медицинского оборудования; любит охоту .

Учился в череповецкой школе №4 . В 1973 году получил диплом юнкора «Пионерской правды » . Первый большой материал, на соискание Государственной премии, был посвящён фильму Сергея Соловьёва «Сто дней после детства » (1975) . В 1977 году поступил на факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова . В общежитии проживал совместно со студентами из Болгарии , благодаря чему выучил болгарский язык , который и до сих пор, по собственным словам, остаётся единственным иностранным, на котором может говорить свободно . Окончил факультет в 1982 году .

В советской прессе печатался от «Красной Звезды » и «Правды » до «Московских новостей » и «Огонька ». В 1983 году был корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец». Для газеты делал статьи на самые актуальные темы (молодёжная культура, мода, искусство), в частности, написал ряд заметок о Ленинградском рок-клубе . Через некоторое время от имени Вологодского обкома КПСС следуют два постановление: «О недостатках в газете „Вологодский комсомолец“» и «О серьезных недостатках в газете „Вологодский комсомолец“». После них Парфёнов вынужден будет уволиться из газеты и переходит работать на Вологодское областное ТВ в Череповце , в котором проработал до отъезда в Москву в 1986 году. На областном ТВ провёл телеинтервью с Александром Бовиным , опальным музыкальным журналистом Артемием Троицким и лидером группы «Магнетик бэнд » Гуннаром Грапсом .

В журналистских кругах дружил с будущим известным рок-музыкантом Александром Башлачёвым . Именно на квартире у Парфёнова в сентябре 1984 году состоялась судьбоносная для Башлачёва встреча с Артемием Троицким, после которого тот организовал для Башлачёва первые квартирные концерты в Москве и Ленинграде .

Карьера на телевидении

В 1986 году являлся спецкором молодёжной редакции Центрального телевидения , параллельно работал корреспондентом программы «Мир и молодёжь». В 1988 году перешёл работать на «Авторское телевидение ». В 1989 году в соавторстве с Андреем Разбашем снял трёхсерийный документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников (Евгений Евтушенко , Лен Карпинский , Егор Яковлев , Андрей Вознесенский и др.) .

В 1990-1991 годах - автор и ведущий информационно-аналитической программы «Намедни », которую Парфёнов делал совместно с телекомпанией «Авторское телевидение». В начале 1991 года Парфёнов был отстранён от эфира за «неправильные» высказывания по поводу ухода Эдуарда Шеварднадзе с поста министра иностранных дел .

В 1992 году сделал цикл передач «Дело», рассказывающий о событиях, произошедших в мире в 1991 году.

«К поколению историков и обозревателей, которые выросли в СССР и стали взрослыми людьми именно в 1970-е годы, относится Леонид Парфёнов, чьи телевизионные передачи и роскошно изданные в приложение к ним книги представили нам семидесятые (как, впрочем, и шестидесятые, восьмидесятые и девяностые) как «то, без чего нас невозможно представить, еще труднее понять». Парфёнов дает зрителю возможность поддаться очарованию предметов и привычек советской повседневности, может быть, даже впасть в ностальгию, хотя сам и сохраняет при этом некоторую ироническую дистанцию.»

В 1995-1996 годах был автором первых двух частей популярного новогоднего шоу «Старые песни о главном » (ОРТ). Идея проекта была задумана вместе с Константином Эрнстом ещё в 1993 году, во время съёмок фильма об Алле Пугачёвой из цикла «Портрет на фоне» в Нижнем Новгороде , однако реализовать идею удалось лишь спустя два года, когда Эрнст стал генеральным продюсером ОРТ .

В 1997-2001 годах - ведущий исторической программы «Намедни 1961-2003: Наша эра » .

С апреля 1997 по март 1999 года занимал пост главного продюсера НТВ, с декабря 1997 года входил в совет директоров этой телекомпании . На данной должности отвечал за неполитическое вещание телеканала, а также за дизайн, сетку вещания, премьеры, программы сторонних производителей . Под его руководством осенью 1997 года была запущена скандально известная программа «Про это» с Еленой Хангой , ставшая первым в истории российского ТВ ток-шоу о любви и сексе . Занимая данную должность, примерно в это же время пригласил в штат телекомпании Льва Новожёнова и Дмитрия Диброва . Весной 1999 года покинул пост по собственному желанию .

В 1998 году в паре с Еленой Хангой вёл русскую версию игры «Форт Боярд » .

В конце 1990-х - конце 2000-х часто приглашался в жюри Высшей лиги КВН . Дважды был членом жюри фестиваля «Голосящий КиВиН » ( , ). В октябре 2000 года - ведущий и комментатор трансляции церемонии вручения телевизионной премии «ТЭФИ-2000 » на НТВ . С ноября 2000 по май 2003 года вёл исторический документальный проект «Российская империя » на НТВ .

С января по апрель 2001 года представлял рубрику «Особый взгляд Леонида Парфёнова» в рамках информационно-аналитической программы «Итоги » . Был автором и ведущим нескольких фильмов из цикла «Новейшая история» .

С сентября 2001 по май 2004 года - автор и ведущий информационно-аналитической программы «Намедни» . 31 января 2003 года программа была удостоена премии ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа». Некоторые репортёры программы (в том числе Андрей Лошак и Алексей Пивоваров) также были отдельно удостоены данной премии.

В начале 2003 года коллективом программы «Намедни» во главе с Парфёновым была запущена информационная программа «Страна и мир », выходившая по будням в 22:00 на НТВ . Программа просуществует до конца декабря 2004 года , после чего выпуски программы «Сегодня » в 22:00, а затем в 19:00 (основной выпуск) стилистически будут напоминать программу «Страна и мир».

В январе 2003 года большой общественный резонанс вызвал прошедший в эфир в программе «Намедни» сатирический сюжет Павла Лобкова о новом генеральном директоре НТВ, докторе медицинских наук Николае Сенкевиче , начальнике Парфёнова и Лобкова. В сюжете Лобков привёл доказательства, цитируя статью Сенкевича «Советы Вольтеру», что новый гендиректор НТВ по своей медицинской специальности не столько терапевт, а скорее - проктолог . После этого программа «Намедни» уходит в отпуск на несколько месяцев, и вновь выходит в эфир 18 мая .

В июле 2003 года программа «Страна и мир» была неожиданно отправлена в отпуск и чуть не закрылась . В ноябре из «Намедни» был изъят сюжет о книге «Байки кремлёвского диггера» Елены Трегубовой , о чём Парфёнов объявил прямо в эфире программы . Похожая история произошла в мае 2004 года, когда Парфёнов запланировал поставить в свою программу интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева . Главный редактор НТВ Александр Герасимов издал приказ, запрещающий транслировать этот сюжет в европейском эфире (сюжет уже был показан в восточной части страны), якобы по просьбе российских спецслужб, чтобы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в убийстве Яндарбиева в Катаре. Парфёнов опубликовал текст приказа в газете «Коммерсантъ », где так же был опубликован полный текст интервью . В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики, и 31 мая 2004 года программа «Намедни» была закрыта, а самого Парфёнова уволили с НТВ .

Деятельность после 2004 года

Личная жизнь

Женат с 1987 года на Елене Львовне Чекаловой (род. 8 января 1967). Её отец Лев Чекалов был журналистом, работал в газете «Советская Россия », потом в отраслевых изданиях ; мать была редактором и составителем словарей, по профессии - лексикограф . Окончила МГУ имени М. В. Ломоносова . Преподавала русский и литературу для иностранных студентов в в течение года. Потом работала журналистом в газетах «Советская культура », «Московские новости » и других. Написала в 1990 году книги «Нам возвращают наш портрет» (вместе с мужем), «До и после „Взгляда“», «Ночной эфир 1» . В 2009-2013 годах была ведущей программы «Первого канала» «Счастье есть! » . С марта 2007 года ведёт рубрику о еде в газете «Коммерсантъ ».

Я дружила с одной преподавательницей курсов повышения квалификации работников телевидения, которая периодически показывала мне работы своих слушателей - журналистов, работавших на местных телестудиях. И вот среди этих работ мне попалось совершенно удивительное сочинение какого-то мальчика из Череповца о группе «Аквариум» , о Борисе Гребенщикове . Поразил потрясающий, не шаблонный стиль - лёгкий, весёлый, раскованный, чего в советские времена практически не бывало. Помню, сказала своей подруге: «Галя, наверное, это какой-то необыкновенный парень». Она говорит: «Правда, очень интересный. Когда приедет в Москву, познакомлю. Кстати, закажешь ему какую-нибудь статью для своей газеты. Мне кажется, у него здорово получится». И однажды, когда у меня дома собралась очередная компания, она пришла с Лёней. Мы с ним познакомились, я заказала ему какой-то материал, он написал, потом были другие статьи…

Сын - Иван Леонидович Парфёнов (р. 1988) - экономист , учился в Англии, в Германии, там и окончил школу. Окончил Миланский экономический университет, работает в «РИА Новости », продвигает интернет-проекты . 6 сентября 2015 года Иван женился на Марии Михайловне Бройтман, архитекторе, дочери инвестиционного банкира .

Дочь - Мария Леонидовна Парфёнова (р. 1993), училась в Италии в школе Британского совета. Окончила университет ресторанно-гостиничного бизнеса .

Общественная деятельность

Фильмография

Документальное кино

  1. - Дети XX съезда (о поколении шестидесятников)
  2. - - Портрет на фоне
  3. - - Намедни 1961-2003: Наша эра
  4. - Весь Жванецкий (телевизионное собрание сочинений Михаила Жванецкого)
  5. 1998 - Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (о телефильме «Семнадцать мгновений весны »)
  6. 1998 - Жизнь Солженицына (к 80-летию Александра Солженицына), совместно с режиссёром Алексеем Пищулиным и продюсером Юрием Прокофьевым
  7. - Век Набокова (к 100-летию Владимира Набокова)
  8. 1999 - Новейшая история. Место встречи. 20 лет спустя (о телефильме «Место встречи изменить нельзя »)
  9. 1999 - Живой Пушкин (к 200-летию А. С. Пушкина)
  10. - - Российская империя
  11. 2000 - Красный день календаря (о двух главных идеологических праздниках Советского государства - 7 Ноября и 1 Мая)
  12. 2000 - Зыкина (о Людмиле Зыкиной)
  13. 2000-300 лет Новому году
  14. 2000 - Геннадий Хазанов. Жил-был я (о Геннадии Хазанове)
  15. - Ведущий (к 70-летию Владимира Познера)
  16. 2004 - О мир, ты - спорт! (об Олимпийских играх 2004 года в Афинах)
  17. - Смертельный полёт (об Александре Башлачёве , очевидец событий)
  18. 2005 - Люся (к 70-летию Людмилы Гурченко)
  19. 2005 - Война в Крыму - всё в дыму (к 150-летней годовщине Крымской войны)
  20. 2005 - Частный Рубенс за сто миллионов (о судьбе одного из главных шедевров Рубенса , картины «Тарквиний и Лукреция », вывезенной после войны из Германии в СССР)
  21. 2005 - Гамбит. На месте событий (телепредисловие к кинофильму «Турецкий гамбит »)
  22. - И лично Леонид Ильич (к 100-летию Леонида Брежнева)
  23. - Вечный Олег (к 80-летию Олега Ефремова)
  24. - Современница (к 75-летию Галины Волчек)
  25. - Птица-Гоголь (к 200-летию Николая Васильевича Гоголя)
  26. 2009 - С твёрдым знаком на конце (к 100-летию с момента основания и 20-летию с момента возобновления издания

Закрытый показ первой части фильма Леонида Парфенова «Русские евреи» пришелся как нельзя кстати к теме последнего номера «Большого». Фильм, как и ожидалось, оказался намного интересней вопросов из зала, поэтому мы поторопились задать автору свои.

- За что не любят евреев?

Разные причины бывают для филий и фобий. Есть те, кто не любит русских. Масса людей не любит американцев. Англофобов полно. Французы многих раздражают. Про расовые предрассудки нечего и говорить.

- Но почему-то весь мир ополчился именно на евреев.

Да ну, перестаньте. Никто из нас не является таким ярым католиком или ярым православным, чтоб ополчиться на евреев как на иноверцев. И поэтому мы сейчас дивимся на их неприятие мусульманами. Впрочем, христиан исламисты тоже не жалуют. Мы ведь сейчас не понимаем, как можно было в Испании 1502 года за соблюдение шабата сжигать на костре. А исламисты наверняка понимают - если им про это вообще известно. Вы про кого «ополчившегося» спрашиваете?

- То есть, на ваш взгляд, мир сейчас абсолютно толерантен?

Невозможно быть «абсолютно толерантным». Но если говорить о России, Европе и Северной Америке, то да - никогда ситуация в западном мире прежде не была такой толерантной, как сейчас. Все зависит от того, с чем сравнивать.

- Каково ваше личное отношение к евреям? Есть ли какие-то черты нации, которые вы можете выделить?

Нет, на это я не мастак. Поймите, у меня фильм о русских евреях. Я не иудаикой занимаюсь. У меня русский взгляд на то, почему Левитан еще роднее, чем Шишкин.

Хорошо, но в вашем фильме, например, подчеркнуто такое качество евреев, как предприимчивость. Много внимания уделено городу Сатанов, где у евреев было 95% бизнеса.

Евреев там заперли. Куда им было из этого Сатанова деваться? Вот они и накапливались там, и торговали фактически друг с другом. Таков был уклад жизни местечка.

- Но 95% бизнеса у евреев - это ведь не только Сатанова касается.

Конечно, всех местечек и городов черты оседлости. В Белостоке сын лавочника Меир-Генох Валлах становится Максим Максимычем Литвиновым и делает огромную карьеру, ничего не боясь. Возит оружие, бежит из Лукьяновской тюрьмы в Киеве, девять лет служит советским наркомом иностранных дел… Вот какая была жизнь! Казалось бы, ну останься ты в Белостоке, продолжай торговать. Нет. Они массово уходили от предначертанности судьбы. Время настолько переросло рамки этого тесного, скученного мирка, что они страстно желали сделать шаг в большую жизнь, и Россия - Царская понемногу, Советская - гораздо больше - дала им такую возможность.

Вам не кажется, что одна из причин пассионарности евреев - неудовлетворенность жизнью в Российской Империи? В Речи Посполитой свободы было гораздо больше.

Евреи в России начали массово ассимилироваться только со второй половины XIX века. Кто из них вспоминал тогда, что когда-то нашим прапрапрадедам в Польше жилось легче? При разделах Польши никто не учитывал, что вдруг, с нуля Российская Империя становится страной с самым большим еврейским населением. Первым поехал с инспекцией по местечкам в качестве сенатора Гавриил Романович Державин и ужаснулся: они живут сами себе. Суд - раввинатский. От общины платят налоги. Так никто у нас не живет. А полякам так было проще. Но на рубеже XIX–XX веков в Российской Империи для евреев появились окна возможностей. И все в Одессе знали, что, если еврейский мальчик - хороший музыкант, то это неубиваемый козырь. Никто не будет смотреть, какая у тебя фамилия, если ты играешь намного лучше тех, у кого фамилии правильнее. Поэтому все записываемся к Петру Соломоновичу Столярскому, он научит. И все мамаши волокут своих отпрысков. У Бабеля есть эти чудесные слова: «В душах этих заморышей жила могучая гармония». Один из таких карапузов - Давид Ойстрах.

- Есть отклики от евреев о вашем фильме?

Показы в Израиле еще предстоят. Но ассимилированные евреи смотрели и относятся по-разному. Этот фильм - мой взгляд. Я ж не золотом на мраморе написал, и теперь стереть нельзя. Хотите - снимите свой фильм. Еще раз повторяю, это русский взгляд. В самом названии слово «русский» стоит впереди слова «евреи».

Никогда ситуация в западном мире не была такой толерантной, как сейчас.

- В фильме русский взгляд заметен. Нет ВКЛ, нет Речи Посполитой, есть только Российская Империя.

Я ведь не историей евреев занимаюсь, а русской историей. Мне интересно то, как они - и немцы, и грузины - входили в русскую жизнь, карьеру, язык. И этим обогащали русскую цивилизацию. Мне это ценно. Дороссийский период нужно обозначить, чтобы понять, откуда что взялось, но, в принципе, это не моя тема. Есть исследователи еврейства, исследователи Речи Посполитой. Евреи - очевидно, самый живучий древний народ с богатой историей, в том числе историей взаимоотношения с другими нациями, с которыми жили бок о бок. Меня интересует его русская ассимиляция.

- А если говорить о мировой ассимиляции евреев…

- Евреи такие талантливые, что сочинили русские песни лучше русских?

Да нет. Борис Мокроусов не менее талантлив. «Одинокая гармонь» - может быть, лучшая песенная мелодия XX века. Может, даже круче «Катюши». Пахмутова - великолепный мелодист. Но не бывало наоборот - чтоб русские писали еврейские песни. А евреи русские песни в ХХ веке - чуть ли не поровну с «коренными» композиторами.

- Но если посмотреть статистику даже по Советскому Союзу, большинство видных деятелей – евреи. Почему?

Ну, не большинство, откуда вы это взяли? Но как никто из малых народов страны - да. Евреи - поголовные горожане. А XX век - это городской век. В нем городское население везде, в том числе в России, впервые превысило сельское. У нас с вами - сугубо еврейская карьера. Мы с вами посредники. Торгуем медиа. Мы не пашем и не куем, и все меньше нужно пахарей, чтобы нас прокормить. И все меньше пролетариев должно стоять у станка, чтобы выпустить машину. А самая большая часть в цене машины - то, как ее сконструировали, разработали дизайн, написали компьютерные программы и проч. Такие сугубо «головные» виды деятельности, которые наши рабоче-крестьянские предки и за труд-то не считали.

- Так почему евреи не пашут? Были страны, где они могли этим заниматься.

В Израиле на своей земле у них продвинутый агропром. Только какая у него капитализация в сравнении с IT-индустрией страны? Вот у вас телефон. Меньше всего в нем вклад того, кто паяльничком что-то припаял. Главная - у того, кто эту модель придумал. Это совершенно космополитское занятие - что-то придумывать. Что там сельское хозяйство в сравнении с айфоном?!

- В результате и получается так называемая добавленная стоимость.

У кого добавленная стоимость самая высокая в нынешнее время? Например, Facebook Цукерберга. Кто этот еврейский мальчик Марк? Просто продавец воздуха! На традиционный взгляд: какой-то пацан придумал то, чего и в руки взять нельзя, и за это имеет такие бабки! А я в шахте, цехе, на поле - сроду столько не заработаю.

Утесов семьдесят лет был Утесовым и никогда не пожаловался: «Что ж я перестал быть Вайсбейном?»

- Так мы приходим к тому, что весь мир тех, кто пашет, управляется евреями.

Нет, не в этом дело. Просто все стали евреями. По характеру своего труда. Весь креативный класс - движущая сила постиндустриальной эпохи. И все блага - в немыслимых раньше объемах - прежде всего они создают. На традиционный взгляд рабочего и колхозницы: «Что им? Они в чистоте там сидят! Что-то там рисуют, какие-то буковки на бумажечке, шлепают по клавишам. А ты в пять утра на дойку пойди!»

- Вас обманывали евреи?

Меня обманывали обманщики. Были это армяне, евреи или русские, я не задумывался. По профессии я нахожусь в космополитской среде: она отовсюду рекрутирует людей, не совпадающих со средой. Продюсер у нас по происхождению явно белоруска - Женя Богданович. Режиссер-постановщик - Сергей Нурмамед. Но все мы, конечно, русские по своей цивилизации.

Может, это и есть собирательный образ современного русского. В котором намешан не только татарин, но и белорус, грузин, еврей.

Это образ русской цивилизации. Мы росли и знали, что лучше всех по-русски говорит Ираклий Андронников. Он говорит таким сложным, богатым, красивым русским языком, которым никто вокруг нас не владеет. И мы никогда не задумывались, что он грузин. Андроникашвили. И его родной брат остался Андроникашвили, был директором Института физики Академии наук Грузии. Такая была традиция обрусения даже фамилий. Марджанишвили становится Марджановым, а Баланчивадзе - Баланчиным. Их никто не заставлял. Никто не говорил: «Ну, Ираклий Луарсабович, раз стали русским гуманитарием, все-таки называйте себя на -ов». Нет, он сам для себя так это понимал, так распорядился своей судьбой и был явно счастлив. Утесов семьдесят лет был Утесовым и никогда не пожаловался: «Что ж я перестал быть Вайсбейном?» А сегодня национальность как пятый пункт советской анкеты, который был судьбоносен для нескольких поколений, вовсе перестал существовать. Вот министр обороны России - тувинец и никого это, слава Богу, не возмущает. Набиуллина - башкирка - возглавляет Центробанк, а Греф, немец - глава Сбербанка. И ни один обыватель не скажет: ужас, немец и башкирка, кому казну доверили!

- В процессе подготовки фильма было обработано очень много информации. Будет удлиненная версия?

Нет. Я что хотел, то сказал. А чего не хотел, того и говорить не буду.

- И последний вопрос: есть анекдот о евреях, который вам нравится?

Я не запоминаю анекдоты. Бывает, что-то расскажут, посмеялись - и забыли. Есть такие люди, которые без конца травят байки. Я так не умею.

Loading...Loading...