Патриотизм: сущность, структура, функционирование (социально-философский анализ). Что такое патриотизм? I. Понятие и исторические корни патриотизма

Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. В Толковом словаре В.И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению, патриот - это «любитель отечест­ва, ревнитель о его благе, однолюб». Патриот в переводе в грече­ского «patriots» означает «земляк, соотечественник», от француз­ского «patriote» - «сын отечества». Сами же понятия «родина» и «отчизна» заимствованы из латинского языка и вошли во француз­скую лексику в XVI в. Понятие «Отечество» у В.И. Даля «родная земля, где человек вырос; корень, земля народов, к которой человек принадлежит по рождению, языку и вере». У С.И. Ожегова «Оте­чество - страна, где родился данный человек и к гражданам кото­рой он принадлежит».

В наиболее общем виде сущность патриотизма может быть выражена в следующих ключевых емких, простых и взаимосвязан­ных формулировках. Патриотизм - это любовь, возвышенная и пре­данная к своему Отечеству. Патриотизм - это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм - это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках.

Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, пат­риотизм интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компо­ненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации.

Истинный патриотизм всегда есть единство духовно­сти, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Историческая почва формирования и развития патриотизма -существование обособленных отечеств, в рамках которых складыва­ются относительно замкнутые территориальные общности людей со своеобразной системой ценностей, определенным образом жизни, особыми интересами. Первые элементы патриотизма возникли в глу­бокой древности в виде привязанности человека к природной среде своего обитания. Сохранившийся отголосок этого - характерное для большинства людей эмоционально-возвышенное отношение к так называемому отчему краю, малой родине - месту, где происходило становление человека как личности. Одновременно формируется приверженность к условиям и особенностям жизни, определяющим социокультурную среду Отечества. Как правило, на формирование патриотического сознания и чувств большое влияние оказывают эт­ническая (родоплеменная, позже - национальная) общность и рели­гиозная конфессия. Их исторический опыт и традиции, а также ха­рактер и состояние межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений воздействуют на содержание и формы проявления патриотизма. С образованием государства патриотизм неразрывно связывается с ним. Ответственное отношение к государству и госу­дарственной власти, в целом к политической среде становится неотъ­емлемой и важной частью патриотизма, который тем самым приоб­ретает характер политического умонастроения. В зависимости от конкретно-исторической ситуации в обществе патриотизм может иметь разную направленность - от безусловной поддержки сущест­вующего политического режима до абсолютного неприятия его. Современное определение патриотизма базируется на его об­щей трактовке в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и содержит интерпретацию на личностном и макроуровне (уровне общественного сознания).

На личностномуровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая, интегративная характеристика человека, в которой в ак­центированном виде следует выделить три признака.

Во-первых , по своему основному сущностному проявлению патриотизм - это любовь к Родине, верность своему Отечеству. Это изначально социальное чувство - чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе. Как первичная целостная эмоция любовь к родине является источником и лежит в основе комплекса переживаний, воззрений и идей.

Патриотизм как социальное чувство носит индивидуально-личностный, глубоко интимный характер. Как значимое, дорогое и святое чувство, патриотизм наполняется субъективными смыслами на уровне бессознательного и осознанного и занимает ведущее место в ценностной иерархии человека.

Патриотическое чувство глубоко укоренено в человеческой свободе. Любовь к родине всегда есть дело свободного самоопреде­ления индивидуальной человеческой личности. Она или есть, либо ее нет: заставить кого-то или что-то нельзя. Любовь возникает и разви­вается, появляется или исчезает спонтанно, не по принуждению и не намеренно.

В нормальных жизненных и исторических ситуациях патрио­тизм представляет собой единый эмоционально-волевой комплекс.

Именно любовь к родине пробуждает волю к сплочению, единению всех, кто любит родину, ради активного, деятельного, а в определен­ных ситуациях жертвенного служения.

Во-вторых , патриотизм, кроме социально-чувственного проявления, находит выражение в других личностных характери­стиках, которые отражают патриотическую (патриотически-идеологическую) направленность (то есть зависимость от интересов Родины) мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека: уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; (уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной не­приязни); стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов.

В-третьих , патриотизм на личностном уровне опосредо­ванно, через интегративные связи с другими качествами, формируе­мыми иными (кроме патриотического) видами воспитания, характери­зует общую воспитанность человека, выражающуюся в целостном ми­ровоззрении, духовности, нравственных идеалах, нормах поведения личности. Он выступает социально-нравственным императивом, ха­рактеризующим ценностное отношение человека к Родине и Отечест­ву и побуждающим его к патриотически направленной деятельности.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его об­разу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагаю­щих ценностей. Как элемент общественного сознания патриотизм ха­рактеризует не только важнейшую грань жизни общества, но и пред­посылку его устойчивого развития. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Включая в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев, патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества» оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духов­ное достояние личности, он характеризует ее гражданскую зрелость и проявляется в ее активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.

Патриотизм выступает в качестве одною из факторов развития общества, атрибутов ею жизнеспособности. Как правило, он служит сплочению различных социальных национальных, религиозных и других групп соотечественников, что особенно отчетливо проявляет­ся при возникновении внешних вызовов или угроз. В то же время при наличии в обществе глубоких противоречий различное понима­ние патриотизма, разное отношение к сложившейся социальной или политической среде способно расколоть общество, когда его отдель­ные части, преследуя свои интересы, вступают в конфликт между собой. При этом они могут руководствоваться как социально значи­мыми (укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, ее демократическое переустройство), так и негативными (се­паратистское стремление к отделению от своего государства и др.) мотивами.

Основными структурными компонентами патриотизма как явления общественной жизни являются: патриотическое соз­нание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность.

Патриотическое сознание - это отражение субъектом значи­мости своего Отечества и готовности предпринять необходимые дей­ствия по защите его национальных интересов. Оно является детерминантой патриотического поведения, а также морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности.

Патриотические отношения возникают в процессе общест­венной практики как реальная связь субъекта с объектом своих дей­ствий, как своеобразный «канал» трансформации всех видов воздей­ствия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуще­ствления патриотической деятельности.

Патриотическая деятельность - это способ воплощения пат­риотического сознания и реализации всех видов воздействий субъек­та на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Эта деятельность составляет ма­териальную основу патриотизма, его реально ощущаемую и види­мую сторону. Она основывается на единстве рациональной, эмоцио­нальной и волевой составляющих патриотических действий. Эти действия можно считать патриотическими, если они направлены на служение Отечеству, если они выражают социально-нравственную ответственность личности за судьбу своей страны.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданствен­ности и социальной активности личности, любого другого субъекта государства, осознающего свою тесную связь с Отечеством. Социальная роль и значимость этих субъектов проявляются в деятельно­сти, соответствующей интересам Отечества. Дальнейшее развитие этой деятельности осуществляется посредством заинтересованного участия личности в процессах, происходящих в обществе в интере­сах возрождения России, обеспечения ее гражданам необходимых социально-экономических, правовых, культурных и политических условий для их полноценной самореализации.

Отечество, отчизна, родина - родная для человека, социальной или национальной общности людей страна, принадлежность к кото­рой они воспринимают как необходимое условие своего благополу­чия; исторически принадлежащая данному народу территория.

Пред­ставляя собой природную, социальную, политическую и культурную среду обитания людей, Отечество сплачивает их в единую общность, одновременно обособляя от других отечеств. Такая общность харак­теризуется рядом сохраняющихся на протяжении длительного пе­риода исторического развития признаков: принадлежащей ей терри­тории, этническим составом, языком и национальными особенностя­ми культуры и др. Важное значение для каждой из подобных общно­стей имеет государственность своего Отечества, которая реализуется различными путями: народы бывших колониальных стран утвержда­ли право на суверенитет их Отечеств в длительной национально-освободительной борьбе; некоторые народы (например, курды в За­падной Азии) ведут борьбу за образование собственного Отечества на исторической территории своего проживания, входящей в состав нескольких стран; многие народы объединены в исторически сло­жившихся или созданных на добровольной основе общих государст­венно-суверенных отечеств в рамках унитарного государства, феде­рации или на базе национально-культурной автономии и др. Лозунги государственного оформления собственного Отечества нередко ис­пользуются и сепаратистскими силами, действующими в узкогруп­повых целях, в ущерб интересам своих народов, выступающими за Разрушение общего Отечества, обеспечивающего этим народам благоприятные условия экономического и социального развития.

Отечество - явление историческое. Оно приходит на смену идее племени и складывается усилиями многих поколений в боль­шинстве случаев различных этносов, тесно взаимодействующих между собой. Характер и социокультурные особенности Отечества, от­ражающие уровень общественного развития народа (политический режим, экономические отношения, социальная структура, духовные ценности, образ жизни, нравственность, особенности быта и т.д.) изменяются во времени. Противоречивое влияние на Отечество ока­зывает процесс глобализации экономической и всей общественной жизни. С одной стороны, под его влиянием ослабевает роль Отечеств в различении и обособлении народов, с другой - это активизирует их усилия, направленные на сохранение и укрепление собственной идентичности.

Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привя­занности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырас­тает до понимания своей связи со страной, до сознательной борьбы с притеснителями и поработителями Отечества. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественного и индивиду­ального сознания отражается и закрепляется в патриотизме. Он связыва­ет соотечественников, людей разного социального положения и раз­ных национальностей узами общей солидарности, общей готовности служить интересам Отечества, нравственным долгом и обязанностью защиты Отечества. Реальное проявление патриотизма выступает как реализация одной из высших его ценностей, какой является Оте­чество.

Истинная ценность Отечества особенно полно проявляется в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества, когда имеют место реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотиз­му как к высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях, способно мобилизовать общество на преодоление испытаний и трудностей. В политической практике многих видных государственных деятелей всех времен и народов имеется немало характерных примеров обращения к Отечеству для достижения наиболее сложных целей, задач, решение которых пред­полагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации. Угроза иностранного порабощения, гибели людей и разруше­ния материальных и культурных ценностей, созданных в процессе многолетнего и напряженного труда, обращение к святым для каж­дого человека чувствам неоднократно являлись средством мобилиза­ции самых различных слоев российского общества на протяжении его многовековой героической и многострадальной истории. В пере­ломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение и ориентиры, интересы всех слоев и групп, Отечество становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие слои общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и дея­тельность людей, помогает им объединиться во имя служения обще­ству и государству.

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм - в основании имеет чувства любви к своему этносу ;
  4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству .
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории

Автомобильный магнит - популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Современные христианские авторы о патриотизме

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Алексий II. Интервью газете «Труд»

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона : Патриотизм - это последнее прибежище негодяя . Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством . Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом , в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс : если патриотизм - добродетель , а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны ; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель .

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Примечания

  1. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  2. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошанных поддерживает патриотические лозунги.
  3. «Культурный шок » от 2 августа , дискуссия о русском патриотизме, Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев, Ксения Ларина. Радио «Эхо Москвы ».
  4. на сайте ВЦИОМа .
  5. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  6. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  7. Пример трактовки патриотизма: Вирус предательства , неподписанный материал, статья из подборки сайта ультраправой националистической организации РНЕ . Содержит мнение, будто в обязанности настоящего патриота входит поддержка антисионистских акций.
  8. Георгий Курбатов Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города . Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 12 ноября 2012.
  9. См. англ. Википедию
  10. http://ippk.edu.mhost.ru/content/view/159/34/
  11. http://kropka.ru/refs/70/26424/1.html
  12. Послание к Диогнету: Иустин Мученик
  13. Э. Ж. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира
  14. Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
  15. о. Пётр (Мещеринов). Жизнь в церкви. Размышления о патриотизме.
  16. Д. Таланцев. Ересь патриотизма / Клад истины: Христианский журнал
  17. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml
  18. Paul Gomberg, "Patriotism is Like Racism, " in Igor Primoratz, ed., Patriotism , Humanity Books, 2002, pp. 105-112. ISBN 1-57392-955-7 .
  19. Космополитизм - Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия
  21. Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство
  22. http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=6746&issue=188
  23. Универсализм прав человека и патриотизм (Кантовское политическое завещание) (Ридель М.)
  24. Борис Межуев
  25. [ Патриотизм] - статья из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  26. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

См. также

Патриот

Патриотичный человек - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины

(от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - «… одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).

Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.

Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.

Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.

Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Как развить в себе патриотизм

Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, прививают и формируют патриотическое сознание детей.

Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.

Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.

Целенаправленная работа института государственной власти — это система патриотического воспитания. Более подробно можно ознакомится, прочитав статью

Состояние вопроса: Возникшие еще в первобытном обществе зачатки патриотизма основывались одновременно и на материальной основе, в качестве которой выступала коллективная собственность, и на духовной основе - чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. Появление государства как политической организации, обеспечивающей жизнедеятельность общества через обогащение его предприимчивой части, привело к отторжению большинства от объектов собственности и в целом предопределило акцент только на духовные начала патриотизма. Поэтому весьма актуальной становится проблема именно материально-духовных основ патриотизма.Результаты: Исторически сложившееся определение патриотизма и рассмотрение его основ во времени показало, что патриотизм базируется одновременно и на материальной, и на духовных основе. С разложением первобытного общества и возникновением имущественного неравенства материальная основа патриотизма - собственность подверглась модификации, а его духовная основа - чувство естественной привязанности к родной земле, родному языку и т...

Состояние вопроса: Возникшие еще в первобытном обществе зачатки патриотизма основывались одновременно и на материальной основе, в качестве которой выступала коллективная собственность, и на духовной основе - чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. Появление государства как политической организации, обеспечивающей жизнедеятельность общества через обогащение его предприимчивой части, привело к отторжению большинства от объектов собственности и в целом предопределило акцент только на духовные начала патриотизма. Поэтому весьма актуальной становится проблема именно материально-духовных основ патриотизма.Результаты: Исторически сложившееся определение патриотизма и рассмотрение его основ во времени показало, что патриотизм базируется одновременно и на материальной, и на духовных основе. С разложением первобытного общества и возникновением имущественного неравенства материальная основа патриотизма - собственность подверглась модификации, а его духовная основа - чувство естественной привязанности к родной земле, родному языку и т. п. соединилось с осознанием гражданских обязанностей по отношению к усложнившемуся обществу. Это привело к тому, что материальные начала патриотизма уступили место духовным.Поскольку материальная основа патриотизма неразрывно связана со сложившимися представлениями о собственности и полностью определяет его духовную составляющую, то введение на базе форм собственности в рамках действующего законодательства публичной собственности позволяет рассматривать именно ее в качестве материальной основы патриотизма. Условие, что в рамках публичной собственности каждый гражданин является сособственником всего достояния страны без выделения его доли, позволяет приравнять понятия «родина», «отечество» к новой «специальной организованности» общества, обеспечивающей интересы и общества, и его предприимчивой части.Область применения результатов: Полученные результаты устанавливают возможность совместного использования объектов публичной собственности всеми членами общества без выделения в ней доли каждого для обеспечения своей жизнедеятельности и именно на этой основе формируют духовные начала патриотизма, которые позволяет приравнять понятия «родина», «отчизна» к новой «специальной организованности» общества, обеспечивающей интересы и общества, и его предприимчивой части.Выводы: Материальную основу патриотизма составляет публичная собственность, на базе которой усилиями общества непосредственно обеспечивается его жизнедеятельность, а определяемая при этом ею духовная составляющая оказывается неразрывно связана с гордостью достижениями и культурой своей страны, желанием сохранять ее характер и культурные особенности, стремлением защищать интересы Родины и своего народа.

πατριώτης -Соотечественник) - есть любовь и / или приверженностью к какой-либо страны. Слово пришло из греческой πατρίς, что означает Родина . Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своего гражданства, языка, традиций. Однако, патриотизм в разные времена имел различное значение, которое очень зависело от контекста, географического, и философского.

1. Три аспекта понятия "патриотизм"

Таким образом, идеология патриотизма, принятая в многонациональном государстве, превращается в идеологию национализма, шовинистическую идеологию и работает на выделение отдельного (господствующего) народа из числа других народов, проживающих на определенной территории. После выделения народа националистическая идеология начинает работать на становление, гегемонию, защиту и укрепление исключительно господствующего народа, в ущерб другим народам такой многонационального государства.


3. Критика патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм отрицается универсалистской этикой, которая определяет, что человек в равной пропорции связана нравственными узами со всем человечеством без исключения. Эта критика была основана еще философами Древней Греции ( .

Критики патриотизма формулируют также следующий парадокс: "Если патриотизм - благотворительность, а во время войны воины с обеих сторон противостояния являются патриотами, то они в равной степени являются благотворительными, но именно за благотворительность они убивают друг друга, хотя этико-моральные и религиозно-нравственные нормы запрещают убивать за благотворительность ".

Loading...Loading...