Почему иордан меняет течение. Священная река Иордан: поездка к месту крещения Иисуса Христа

Из священных текстов Нового Завета известно о том, что крещение Иисуса Христа происходило в реке Иордан в Иерусалиме. Святой пророк Иоанн Предтеча совершил крещение над Самим Спасителем.


Иоанново крещение являлось символом покаяния и веры в единого истинного Бога. Каждый человек, входящий в воды Иордана, сначала исповедывал свои грехи, а уже только потом выходил из воды. Христос, достигнув тридцатилетнего возраста, также приступил к Иоанну . Однако самому Спасителю не нужно было исповедывать свою веру в Бога (Самого Себя) и каяться в грехах, ведь отличие Христа от других людей разумеется в смысле отсутствия грехов у Иисуса. Получается, что крещение Христа можно назвать формальным. Оно являлось своеобразным символом того, что Христос не отвергает евреев о Боге. Иисус это, большей частью, для остального .


Иоанн Креститель не хотел Христа, так как понимал, что ему самому нужно принимать крещение от Спасителя. Однако Иисус повелел Иоанну исполнить этот обряд.


Евангелие рассказывет, что Христос тотчас вышел из воды, потому что в нем не было греха (исповедывать было нечего). При этом на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. а с небес послышался голос Бога Отца, утверждавший, что Иисус является Его возлюбленным Сыном, в котором всё благоволение Отчее. Только Христос вышел на общественную проповедь.


Событие крещения Иисуса Христа выражается в православия, именуемом также Богоявлением. Торжества в честь этого события происходят во всех православных храмах 19 января (новый стиль). Существует традиция освящать в храмах воду на крещенский , а также и в день самого праздника.

Видео по теме

В православной Церкви существует двенадцать особых дней, относящихся к великим двунадесятым праздникам. Эти торжества являют собой память Церкви об исторических событиях, которые имеют особое духовное значение для человека. 19-го января православная Церковь с особым благолепием празднует Крещение Иисуса Христа.

Историческое событие крещения Иисуса Христа во Иордане от святого пророка Иоанна Предтечи подробно описано в трех Евангелиях: в частности, в благовестии от Марка, Луки и Матфея. Кроме этого, апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии также упоминает об этом факте, но косвенным образом - в виде свидетельства самого Иоанна Крестителя о произошедшем событии.


Евангелие от Луки повествует, что Христос принял ветхозаветное крещение в возрасте 30-ти лет в реке Иордан. Этот возраст неслучаен, ведь в древнем Израиле тридцатилетие знаменовало становление мужчины, кроме того, именно достигнув этих лет человек мог начать проповедь.


Крещение Иисуса Христа совершилось, согласно евангельскому повествованию, в Вифаре (приблизительно десяти км. от впадения Иордана в Мертвое море). Святой Иоанн, провидя духом все величие воплотившегося Бога, изначально не хотел крестить Спасителя, прося крещения у последнего. Однако Христос настоял на своем крещениии, ведь именно так было необходимо исполнить "всякую правду" (Мф. 3, 15).


Стоит отметить, что ветхозаветное крещение было свидетельством веры в истинного Бога, а также крещением покаяния, ведь люди, входя в Иордан, исповедывали свои грехи. В этих смыслах Христу не было необходимости принимать крещение, ведь он был безгрешен, да и исповедовать веру в Бога (самого себя как в одно из Лиц святой Троицы) не было необходимости. Однако Христос делает это для народа, для того чтобы евреи не видели в нем отступника от своей веры. Святые отцы усматривают в крещении Христа и сокральный смысл. Так, говорится о том, что Христос омыл в реке Иордан грехи всего человечества, а само ветхозаветное крещение, исполненное Христом, явилось прообразом современного таинства крещения.

Река Иордан на Ближнем Востоке, считается одной из самых священных рек в мире.

Иордан берёт начало у подножия горы Хермон, протекает через Галилейское море, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией.

Иордан многократно упоминается в Ветхом Завете как место совершения различных событий, в том числе чудесных. Первое из них произошло когда израильтяне с Ковчегом завета посуху перешли Иордан под руководством Иисуса Навина, напротив Иерихона (Нав.3:15-17).

Позднее два с половиной колена израилева, которые поселились на восток от Иордана, построили большой жертвенник на его берегах, как «свидетель» между ними и другими коленами (Нав.22:10-34). Иордан4Цар.2:8) и Елисей (4Цар.2:14).

Елисей чудесным образом исцелил Неемана, повелев ему омыться в реке (4Цар.5:8-14), а кроме того сделал так, чтобы топор одного из «сынов пророков» всплыл, бросив кусок дерева в воду (4Цар.6:1-7). переходили посуху пророки Илия (

Согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя.

Факты

До сих пор у учёных не сформировалось единого мнения по поводу происхождения названия реки Иордан.

Предлагаются различные варианты этимологии из семитских языков: «канава», «шуметь» и т. п. В соответствии с наиболее распространённой точкой зрения, еврейское название реки «Йарден» происходит от слова «йеред» («спускается», «падает») и названия источника Дан.

Длина Иордана - 252 км. Площадь бассейна составляет около 18 000 км². Средний уклон - 1,85 м/км, на участке от озера Хула до Галилейского моря - 17,6 м/км. Река несудоходна.

И ордан берёт начало в 14 км севернее озера Хула, недалеко от киббуца Сде-Нехемия. Его исток представляет собой слияние трёх рек - Снира (или Хацбани), Баниаса (или Хермона) и Дана, текущих со склонов горы Хермон. Далее река течёт в направлении с севера на юг до самого устья.

Археология


Кстати, раньше местом крещения Христа считалась Эйзария на берегу реки со стороны Израиля. Однако археологические находки подтвердили, что именно здесь Иисус переправился через реку Иордан, где им был принят обряд крещения.

В сочинениях, написанных паломниками по Святым местам времен расцвета Византийской империи, часто упоминалась греческая колонна с крестом на вершине, обозначающая место крещения и установленная во времена раннего христианства.

B V веке Иордан несколько изменил свое русло при впадении в Мертвое море. Международная группа археологов-библеистов заявила, что ей удалось обнаружить именно то место на реке Иордан, где Иоанн Креститель совершил обряд над Иисусом Христом. Было обнаружено, как полагают ученые, основание той самой колонны. Она была обнаружена на 40 метров восточнее берега Иордана, что вполне соответствует выводам ученых.

Археологи именно здесь нашли остатки 3-х церквей, названных в честь Иоанна Крестителя, а рядом, на берегу старого русла Иордана, именно на месте крещения Иисуса остатки церкви 5-6 в., построенной императором Анастасием.

Flickr.com, grandpamony

Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.

Вифара за Иорданом

В Евангелии от Иоанна указывается адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель - недалеко от селения Вифавара за Иорданом. Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.

Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия в городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли с указанием всех христианских святынь.

Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки в местечке Вади эль-Харар (на территории современной Иордании).

Кроме того, в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды на данный момент уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита, на которой, как предполагают, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа. Именно эта колонна часто упоминается в письменных источниках паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

После бурных дебатов ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Читать еще

Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар - величайшая христианская Святыня.

Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Считается, что храм основан на том самом месте, где Иисус Христос оставил свою одежду перед тем, как окунуться в воды библейской реки.

Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.

Ярденит в Израиле

Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль , хотели бы иметь возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан.

Но река Иордан практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой стороны находятся под пристальным наблюдением военных.

С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря). В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит.

Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан на Иисуса сошел святой дух в виде голубя: “И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” . (Мк. 1, 9-11) Именно эти слова, написанные на мемориальной стене на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.

Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять напрокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, различную сувенирную и косметическую продукцию земли Израиля.

В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают “рыбой Святого Петра”.

История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы. Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

Ежегодно сотни тысяч христианских паломников со всех уголков земного шара посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, которые совершают здесь обряд Крещения.

Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: “Можно ли пройти обряд крещения еще раз, но на этот раз в водах реки Иордан?”. Дело в том, что крещение - это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую - в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той или иной конфессии.

Паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.

Как добраться: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.

Часы работы:

понедельник - четверг: 08:00 - 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 - 17:00

Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).

В аэропорту Бен-Гурион нашу группу встречала экскурсовод с трогательной табличкой в руках, на которой было написано: «Град Петров». Когда мы все собрались в кружок, она произнесла приветственные слова, некоторые из которых меня удивили и озадачили:

С каждым из вас обязательно произойдет на этой Земле какое-то чудо, ведь вы ступили на необыкновенную, Святую Землю. Можете мне поверить, я вожу здесь экскурсии уже пять лет. Надо только суметь это чудо увидеть.

То, что поездка эта не простая, я ощутила еще в Петербурге. Все дела, связанные с отъездом, устраивались самым наилучшим образом, без всякого моего участия. И мне с грустью подумалось, что все мои чудеса уже, наверное, произошли и ожидать больше нечего.

Но оказалось, что чудеса еще только начинаются!

Главное событие, ради которого мы все приехали на Святую Землю именно в эти дни, был праздник Крещения Господня. Однако наш гид, матушка Мария, жена протоиерея греческой церкви Святителя Николая, очень нас расстроила, сказав, что уже несколько лет подряд израильские военные не пускают паломников к историческому месту Крещения Господа Иисуса Христа и надо усиленно молиться, чтобы это разрешение, наконец-то, было получено.

18 января утром, когда мы зашли в автобус, еще не было уверенности, что нас повезут именно туда, где Иоанн Предтеча крестил Господа, а не в какое-то другое место на реке Иордан. Матушка снова призвала всех к молитве и будничным голосом добавила, что сегодня, после чина Великого освящения воды мы увидим, как Иордан потечет вспять. Видно, это явление было для нее делом привычным. Но не для меня. От такого сообщения я даже привстала с кресла и вскрикнула:

Как это, «вспять»? Что, Иордан на самом деле потечет в обратную сторону?

Но матушка только устало махнула рукой:

Да вы сами сейчас все увидите!

Я сконфуженно примолкла и плюхнулась в кресло. Но это еще не означало, что мне удалось справиться с вскипевшим потоком мыслей в голове: «Что значит, «Иордан потечет вспять»? Как это понимать? Неужели буквально? И почему я раньше об этом ничего не слышала?» Слова 113 псалма «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять», которые исполняются в песнопениях праздника Крещения Господня, я всегда воспринимала аллегорически. Иордан впадает в Мертвое море. Иордан - это образ смертного человечества, а Мертвое море - образ ада. Из всех земных рек Христос совершает таинство Крещения именно в Иордане, как бы освобождая наш род человеческий от течения к смерти. Это толкование слов псалма свт. Иоанном Златоустым было для меня в свое время настоящим открытием. Но чтобы вода в Иордане еще и вспять потекла! И хотя мозг отказывался вмещать это необыкновенное сообщение, что-то внутри меня уже жило и трепетало в ожидании чуда.

Под одежду поверх купальника я, по совету матушки Марии, еще в гостинице надела белую рубашку, купленную накануне за пять долларов в арабской лавочке возле Гроба Господня. По дороге к Иордану наш автобус остановился у последнего магазина, где еще можно было недорого приобрести белые рубашки тем из нас, кто раньше этого не сделал. После суеты с покупками мы пешком поднялись по дороге куда-то вверх и остановились возле какой-то стены. Я оказалась рядом с экскурсоводом как раз в тот момент, когда она объявила, что мы находимся возле входа в первую могилу Лазаря Четверодневного! За все восемь дней поездки я так и не смогла привыкнуть к молниеносному чередованию будничного и великого на этой удивительной Святой Земле!

И вот, наконец, все волнения от неизвестности позади, и мы находимся вблизи исторического места Крещения Христа, у стен монастыря Святого Иоанна Крестителя! Недолгое ожидание приезда Патриарха Иерусалимского Феофила - и Крестный ход под гром литавр и трубные звуки торжественно двинулся на Иордан, где и начался чин Великого освящения воды.

Во все время богослужения на посохе Патриарха чинно восседает белый голубь. В конце службы он взлетает, совершив два круга над нашими головами, и снова возвращается на свое место. Израильские военные, с автоматами наперевес охраняющие подходы к Иордану, пропускают священников к воде и смыкают свои ряды перед паломниками. Меня охватывает беспокойство: как же я теперь увижу самое важное! Вспомнив, что слева и справа от навеса, где проходило богослужение, установлены огромные экраны мониторов, проталкиваюсь к одному из них. Все происходящее внизу видно на нем, как на ладони!

Вот священники бросают в реку впереди себя привязанные на лентах венки из зеленых листьев и цветов. А теперь вытаскивают их обратно с левой стороны. Видимо, их относит течением. Да, но ведь Иордан течет из Галилейского озера в Мертвое море, то есть, слева направо, если смотреть с нашего берега... Значит, течение должно относить венки вправо и священники должны вытаскивать их справа... Но вот они снова бросают венки впереди себя, а вытаскивают их слева... Я заворожено смотрю на это действо, которое повторяется многократно, видимо, для таких маловеров, как я. Растерянно озираюсь по сторонам и встречаюсь глазами с матушкой. Она почти смеется, глядя на мое потрясенное лицо, и жестами показывает, что надо поторапливаться.

ПОЧЕМУ ВОДА В ИОРДАНЕ СОЛЕНАЯ

Набираю только что освященной Крещенской воды в привезенную еще из Петербурга бутылку. Для этого не надо спускаться к реке, вода подается наверх с помощью водопровода. Отливаю святой водички в пластиковую кружку, делаю большой глоток и столбенею от неожиданности: вода - горько соленая на вкус! В голове мелькает смелое предположение: уж не воды ли Мертвого моря дотекли до этого места «возвратися вспять»? Впрочем, раздумывать об этом некогда, сотни паломников в крещенских рубашках уже стоят на подступах к реке большим белым облаком. По другую сторону ограждения снуют израильские солдаты. Один из них, энергично размахивая автоматом, на чистейшем русском языке неутомимо выкрикивает призывы не толпиться у турникетов, не напирать на ограждение, сделать несколько шагов назад. Через час топтания на одном месте наше «белое облако» начинает глухо ворчать, впереди слышна перебранка военных с паломниками, недовольными крайне медленным продвижением очереди. Стоящая слева от меня группа людей во главе с батюшкой дружно запевает: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...». Через короткое время я с удивлением вижу, как они с пением проходят через турникет. Предлагаю своим соседям справа спеть тропарь празднику. Они смущенно говорят, что не знают слов... С соседями слева, сзади и сбоку - та же история. Начинаю тихонько петь тропарь про себя. Стоять становиться легче, но никакого продвижения вперед не наблюдается...

Еще через два часа кое-как протискиваюсь через турникет, сбегаю по ступенькам к деревянному настилу, быстро снимаю обувь и подхожу к воде. Теперь надо окунуться с головой три раза. Делаю шаг в воду. Ногу обжигает как кипятком! Заставляю себя сделать еще шаг, другой... Судорожно окунаюсь три раза в ледяную воду, бормоча про себя: «Во имя Отца! И Сына! И Святаго Духа! Аминь!», и пробкой выскакиваю на помост! Все тело горит огнем, как после хорошей русской бани! Усталости от трехчасового стояния как не бывало, наоборот, меня охватывает ощущение телесной невесомости и еще - невероятной радости, которая переполняется через край!

В автобусе я первым делом спрашиваю матушку Марию, почему вода в Иордане соленая.

А вы что, уже хлебнули? - восклицает матушка с выражением ужаса на лице.

Конечно, хлебнула! А что, разве я не должна была этого делать? - недоумеваю я.

Конечно, нет! Вода в Иордане имеет соленый вкус, потому что вместе с грунтовыми водами туда стекают удобрения с прибрежных полей! У вас как, живот еще не болит?

Почему же он у меня должен болеть? Ведь это святая Крещенская вода! - не сдаюсь я, - А вы что же, разве не пьете воду, освященную в Иордане?!

Несколько капелек этой воды мы добавляем в бутылку с обычной пресной водой, и только потом употребляем.

Я немножко сникаю от такого прозаического объяснения, почему вода в Иордане соленая... А как бы хорошо было, если бы и Мертвое море преобразилось в этот великий праздник!

Радость подстерегает меня в Питере, когда я нахожу в интернете выдержку из книги архимандрита Амвросия (Юрасова) «О вере и спасении»: «Накануне Крещения Господня православные христиане сбивают деревянные кресты, укрепляют на них зажженные свечи, и река Иордан уносит их в Мертвое море. А в день Крещения, когда воды Иордана поворачивают вспять и идут из Мертвого моря, они приносят кресты обратно. И обычно пресная вода Иордана становится соленой».

Лариса Ильинична Калюжная, Санкт-Петербург - Иерусалим

Конечно, есть разные версии, почему Иордан течет вспять. Версия верующих - это знак свыше. Версия прагматиков - Иордан течения не меняет. Расскажу по очереди.

Версия верующих

Православному народу хорошо известна история о том, что река Иордан сменила направление течения в день Крещения Господа Иисуса Христа. Не буде отрицать, возможно, что 2015 лет назад такое событие действительно имело место. И потому верующие считают, что тот факт, что Иордан течет вспять на Крещение - такое же необъяснимое чудо, как и схождение Благодатного огня.

Версия прагматиков

Однако, так не считают люди, не столь слепо ведомые церковью. В день Крещения Господнего в воды Иордана толпами входят паломники, создавая помехи природному течению. Вследствие этого образуются небольшие водовороты и вертикальные колебания воды (которые нам привычнее называть словом "волны"). Волны от водоворота расходятся ровно таким же образом, как и от брошенного в воду камня - радиально, то бишь по кругу. А стало быть, часть волн идет в направлении, противоположном течению реки. Таким образом, создается оптический эффект течения вспять. Но, вспоминая школьный курс физики, мы можем утверждать, что волны не переносят вещество, а значит, Иордан вспять не течет, а то, что отсняли на видео и выложили на YouTube - не что иное, как обман зрения. Причем, не мошеннический, а самый что ни на есть природный.

Выбирайте, какая из этих двух теорий вам ближе. А вообще, надо бы туда съездить. Мне кажется, только так мы сможем найти окончательный ответ на вопрос "Почему Иордан течет вспять?". А пока своими глазами не увидим - полемику можно разводить вечно.

Loading...Loading...