Посланец зевса. Верховный бог олимпа зевс

На первый взгляд, греческая мифология представляется сложной и запутанной, в которой очень сложно разобраться. Еще бы, такого количества богов, их жен и детей больше не встретишь нигде. Наша задача, разобраться, кто такой Зевс поэтому не вдаваясь в лишние подробности, попытаемся это сделать.

Рождение

Для того, чтобы продолжить свой род, верховный бог всех богов Кронос, вынужден был вступить в связь со своей сестрой Рейей. Последняя происходила из рода титанов, считавшихся самыми первыми богами, которые поселились на земле.

Родился Зевс именно от этого союза. Появление на свет проходило в обстановке скрытности и тайны, потому что предыдущих пятерых своих детей, отец убивал, проглатывая, как только те появлялись на свет. Он изначально не хотел иметь детей, а особенно сыновей, так как боялся, что сын вырастет более сильным, чем сам и сможет посягнуть на статус главного правителя. Ему так было предсказано — умереть от собственного отпрыска.

Мать не захотела мириться с таким положением дел и по совету своих родителей, она решает оставить сына и сбегает в секретное место, чтобы родить будущего царя богов. Кронос знал о беременности жены и скорых родах, поэтому ждал дома, чтобы поступить известным образом. Рея обманывает мужа и относит ему камень, завернутый в пеленку. Ничего не подозревая, тот проглатывает сверток и успокаивается на некоторое время. Но это еще половина дела. Как сохранить жизнь, вырастить и воспитать сына?

Мать решает его спрятать в одной из пещер на острове Крит и приставляет людей для охраны. Так и проходит жизнь юного бога. Он взрослеет, учится, набирается опыта, не забывая о поставленной перед собой цели — свержение деспота отца и захвата всей власти. Все на его стороне. Охранники заглушая крики младенца громко стучат в свои щиты. Кормят только отборными продуктами. Подготавливают к великим свершениям.

Свержение царя царей Кроноса

Зевс понимал всю серьезность своих замыслов, понимая, что в случае победы, он получит все. Но, если проиграет, то навечно окажется в царстве Аида на самом нижнем уровне. Это место называлось Тартар, куда ссылались все, кто посмел оскорбить богов. Зная о том, что сам не сможет победить могущественного отца, Зевс принимает решение освободить братьев, которые были проглочены ранее. Все это время, находившиеся в животе, росли, развивались и накапливали силу. В дальнейшем Прометей и Аид ему помогли взобраться на трон.

Чтобы осуществить задуманное, он готовит отравленный напиток, пробирается в спальню и подливает зелье в кубок с напитком. Кроносу становится плохо и он изрыгает камень, переданный Реей, а за ним и всех братьев.

Теперь остается убедить и объединить всех родственников в одну мощную, сильную группу, способную противостоять верховному правителю. Храброму юноше удается это сделать. Оценив свои возможности, последние понимают, что имеющихся сил не достаточно для полной и окончательной победы. Нужно срочно принимать решение и привлекать на свою сторону еще более могущественных сторонников.

Решение находится очень быстро. Юный бог вспоминает о давних врагах отца, которые содержались в нижнем мире. Это были циклопы и сторукие существа, называвшихся Гекатонхейрами. Всеми правдами и не правдами, ему удается освободить, а после привлечь на свою сторону новых союзников. Вот теперь, объединенная коалиция, становится реальной силой.

Решающая битва

Равнина, находящаяся между горами Отрис и , называлась Фессалия и именно в этом месте должен был происходить бой. Все начинается как и ожидалось. Зевс и его армия начинает сражаться с титанами, которых выставил Кронос. Гром и молнии, обломки скал летят в сторону гигантских исполинов, с грохотом раскалывая землю под их ногами. Такая сила и мощь, заставляет отступить. Сдерживать натиск становится все труднее и труднее. Победа близка, как никогда, но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Гиганты решаются на последнюю, отчаянную попытку и предъявляют свой оставшийся козырь. Из нижнего мира, титаны призывают к себе на помощь страшнейшее чудовище огромнейших размеров, которое называлось Тифон.

Битва начинается с новой силой. На какое-то время кажется, что чаша весов склоняется на сторону проигрывающих, но это лишь не надолго. Собрав всю свою силу и мощь в кулак, Зевс, с новой ожесточенной яростью, поражает противника сильнейшими разрядами молний. В результате, не выдержав такого натиска, титаны, вместе со своим чудищем, низвергаются в Тартар, где и будут находиться вечность.

Таким образом, юный бог становится самым главным царем среди богов, обладавший даром пускать гром и молнии, находясь в гневе.

О его любовных приключениях можно будет прочитать в другой статье. Имел очень много потомков. Самые известные среди них: , .

Зевс (Дий), греч., лат. Юпитер - сын Кроноса и Реи, верховное божество древних греков.

Зевс не всегда был верховным богом и не правил вечно: власти над богами и людьми он добился, восстав против своего отца Кроноса, который ранее сверг с трона своего отца Урана - первого владыку мира после первоначального Хаоса. В отличие от высших (или единственных) богов многих религий Зевс имел свою индивидуальную биографию, он не воплощал в себе одни только высшие добродетели и не застыл в оцепенелой неизменности. Греки сотворили его по собственному образу и подобию и по образу тогдашних земных властителей. Поэтому Зевс обладает человеческими свойствами и чертами человеческого характера - естественно, преувеличенными и возвеличенными, как и подобает повелителю земных владык и бессмертных богов.

Родился Зевс в пещере горы Дикта на острове Крит. Роды были окружены тайной, ведь его мать Рея боялась, что ее супруг Кронос проглотит младенца, верный своему обычаю, позаимствованному у отца Урана. В этот раз Кронос проглотил продолговатый камень, завернутый в пеленки и подсунутый ему Реей. Так Зевс избежал судьбы своих старших братьев и сестер - Гестии, Деметры, Геры, Аида (Гадеса) и Посейдона, продолжавших существовать в утробе своего отца. Рея не могла оставаться с Зевсом, поэтому она доверила его попечению нимф, которые вскармливали его молоком божественной козы Амалфеи и пчелиным медом. Безопасность Зевса обеспечивали горные демоны Куреты. Когда Зевс плакал, они ударяли мечами в щиты и плясали под дикие крики, поэтому Кронос его не слышал. На горе Дикта и еще более высокой горе Ида Зевс вырос, возмужал и пришел к решению свергнуть Кроноса.

Первым делом Зевс заставил Кроноса извергнуть своих сестер и братьев, напоив его тошнотным зельем. Гестию, Деметру и Геру он отправил на край света, а Аида и Посейдона призвал присоединиться к нему, и они тут же общими силами повели атаку на Кроноса. Тот призвал на помощь своих братьев и сестер, титанов, и хотя пришли не все, атака молодых была отражена и постепенно их оттеснили на самую вершину горы Олимп. Но, как говорится, без пяти минут двенадцать Зевса выручили одноглазые великаны Киклопы. Они выковали ему молнии и громы, с помощью которых он отбился, а затем и перешел в контратаку. Шансы Зевса значительно возросли, когда между титанами возникли противоречия. Океан, Стикс, Прометей и некоторые другие, недовольные диктатом Кроноса, перешли на сторону Зевса. Тем не менее, целых десять лет жестокая борьба не могла привести к победе ни одну из сторон.. С помощью своих союзников Зевс, в конце концов, победил, низверг Кроноса и союзных с ним титанов в вечную тьму Тартара и провозгласил себя властелином всего, что существует и будет существовать.

Однако провозгласить себя властелином и стать им - далеко не одно и то же, и вскоре Зевс пришлось в этом убедиться. Во-первых, оставались его старшие братья Аид и Посейдон, которые благодаря своему происхождению и заслугам в борьбе с Кроносом могли притязать на свою долю власти. Однако появление нового противника объединило братьев. Богиня земли Гея разгневалась на Зевса за суровое наказание титанов, вступила в союз с богом темных подземных глубин Тартаром и породила стоглавое чудовище Тифона - специально, чтобы погубить Зевса. Тифон был так огромен, что под ним прогибалась земля, он выл голосами всех диких зверей и извергал из своих драконьих пастей пламя. Однако Зевс в трудном бою сразил Тифона своими громами и молниями и тоже сбросил в Тартар. Затем он предложил братьям разделить сферы влияния с помощью жребия, и те согласились. Тут уж Зевс постарался, чтобы ему повезло: в результате Посейдону досталось море, Аиду - загробный мир, а Зевсу - небо и земля.

Поначалу Зевс правил как тиран и даже пытался дважды уничтожить человеческий род. В первый раз он хотел сделать это потому, что люди показались ему уж слишком слабыми и беспомощными. Но ему помешал титан Прометей, творец людей.

Заботясь о своих творениях, Прометей принес людям огонь и знания. Во второй же раз Зевс решил погубить всех людей потому, что после получения даров Прометея они показались ему слишком могучими. Он наслал на свет потоп, но Прометей дал возможность своему сыну Девкалиону и его жене Пирре спастись, и они потом снова населили мир людьми. А Зевс укрепил свою власть, почувствовал себя уверенно и ослабил узду своего правления - и даже отпустил на свободу некоторых бывших своих врагов. Впрочем, он по-прежнему сохранял за собой абсолютную власть не только благодаря руководству победоносным восстанием и счастливому жребию, но, главным образом, благодаря своему могуществу.

Боги отдавали себе отчет в могуществе Зевса и поэтому подчинялись ему, хотя не всегда охотно, а порой даже пытались бунтовать. Однажды они даже попробовали свергнуть его с трона, но сторукий великан Бриарей выручил Зевса. Лишь одно восстание за все время владычества Зевс представляло серьезную угрозу - это был мятеж волосатых гигантов, но Зевс беспощадно подавил его с помощью остальных богов и своего земного сына Геракла. А в общем боги считали, что с верховным богом лучше жить по-хорошему; того же мнения придерживалось и большинство людей. В эпоху героев Зевс почти уже не злоупотреблял властью и могуществом, и хотя за ним водилось множество человеческих слабостей, все же он был намного лучше всех предыдущих правителей мира.

Зевс был абсолютным, но не всемогущим правителем. Этим он отличался от богов других религий, без воли которых даже волосок не мог упасть с головы человека. Над ним, так же как над остальными богами и людьми, царило нечто более высокое, неисповедимое и ненарушимое: судьба. Считалось, правда, что Зевс - властитель судеб; но это была всего лишь метафора: так же как любой другой бог или человек, Зевс мог повелевать судьбе лишь постольку, поскольку действовал в соответствии с ее предназначением. Против судьбы Зевс идти не мог, даже если бы захотел. Он был не властелином судьбы, но лишь ее стражем и исполнителем. Вспомним поединок Ахилла и Гектора: в решающий момент Зевс бросил на золотые весы судьбы жребии героев, жребий Гектора опустился вниз - и судьба его решена, он обречен, а Зевсу оставалось лишь констатировать это.

Как верховный правитель богов и людей Зевс был созидателем и охранителем божественных и человеческих порядков. Он вводил царей во владение, охранял народные собрания, укреплял порядок и право, был свидетелем и хранителем клятвы, карал за нарушения справедливости, защищал всех, кто обращался к нему за помощью (хотя не всегда отличался последовательностью). Он все видел, все слышал, все знал (если не сразу, то хотя бы задним числом). И будущее было ему известно, и иногда он давал понять об этом людям разными знамениями: явлениями природы, сновидениями и предсказаниями (особенно если люди просили его об этом, принеся соответствующие жертвы). Зевс раздавал людям добро и зло, по своему усмотрению выбирая эти дары из двух больших сосудов, установленных в его дворце. Самым сокрушительным его оружием были громы и молнии. У него же самого был несокрушимый щит (эгида - «козья шкура»), изготовленный из шкуры козы Амалфеи.

Основной резиденцией Зевса была раздвоенная вершина горы Олимп в греческой Фессалии, терявшаяся в облаках и достигавшая неба. Там стоял его великолепный золотой дворец, построенный Гефестом. Кроме того, Зевс охотно проводил время на критской горе Ида, на другой Иде - в Троаде, на фокийском Парнасе, беотийском Кифероне и на других горах. Когда Зевс под именем Юпитера стал также богом римлян, одним из мест его пребывания стал римский Капитолий. Свои выезды из Олимпа Зевс совершал в золотой колеснице, но мог прибегать и к более скромным способам передвижения. Практически же он был вездесущим, и к нему можно было взывать о помощи не только в его храме, но и в любом месте. Иногда Зевс приходил в мир, изменив свое подобие, он мог предстать в виде человека, зверя или природного явления - впрочем, этой привилегией обладал любой бог.

Зевс не слишком обременял себя своими руководящими функциями. В основном он проводил время за великолепными пирами в компании остальных богов-олимпийцев, где в качестве главного блюда подавалась амброзия, а в качестве напитка - нектар. Эти деликатесы, рецептура которых нам, увы, неизвестна, обеспечивали богам бессмертие и вечную свежесть сил, без которой в бессмертии было бы мало радости. На пирах, которые одновременно были совещаниями богов, Зевс восседал на золотом троне. Обслуживали его виночерпий богов Ганимед и богиня юности Геба, прелестные Хариты и богини искусств Музы развлекали его танцами и песнями. Когда Зевс осуществлял свои владыческие функции, его сопровождали боги и богини Кратос, Зелос, Биа и Нике, олицетворявшие власть, рвение, силу и победу. Когда же Зевс выступал в роли верховного судьи, у его трона стояли Фемида - богиня законного порядка и Дике - богиня справедливости. Обеспечивать порядок в природе ему помогали богини времен года Горы. Неразлучными спутницами Зевса были также Тиха - богиня счастливого сайт случая, богиня мира Эйрена и богиня радуги Ирида, одновременно выполнявшая функции вестницы Зевса, так же как и Гермес.

Супругой Зевса была его сестра - прекрасная и величавая Гера. Она родила Зевсу троих детей: бога войны Ареса, кузнеца и оружейника богов Гефеста и богиню вечной юности Гебу. Зевс воздавал Гере всевозможные почести и высоко ее ценил. Но это не мешало ему иногда заглядываться на других женщин. Честно говоря, «иногда» - не то слово: Зевс был жуткий юбочник и с одинаковой охотой выбирал себе возлюбленных среди богинь и среди смертных женщин. Богиня Деметра родила ему Персефону, Мнемосина - Муз, Эвринома - Харит, Фемида - Гор и Мойр, Майя - Гермеса, Лето - близнецов Аполлона и Артемиду; Диона, говорят, родила ему Афродиту. Не всегда ему удавалось сразу добиться взаимности, даже смертные женщины порой уклонялись от такой высокой чести. В таких случаях Зевс без колебаний превращался в их супругов, в быка, лебедя, дождь - во что угодно, лишь бы добиться своей цели. Перечень потомков Зевса от смертных женщин выглядит весьма солидно: Алкмена родила ему Геракла, Семела - Диониса, Даная - Персея, Европа - Миноса, Сарпедона и Радаманфа, Антиопа - близнецов Амфиона и Зета, Леда - Полидевка и Елену. О многих его потомках мы вообще толком не знаем - какая бессмертная или смертная женщина приходится им матерью? Но бывали и такие случаи, когда женщины приписывали Зевсу отцовство, чтобы похвастаться или вывернуться из щекотливого положения. Но самую любимую дочь, Афину, Зевс сотворил без женской помощи: он родил ее сам, из своей головы, откуда она сразу выскочила в полном вооружении. Обо всех своих детях Зевс позаботился как следует, во многих случаях - лучше, чем о своих возлюбленных. Все они также сыграли важную роль в мире мифов (об этом рассказано в соответствующих статьях).

Понятное дело, Гера неодобрительно относилась к увлечениям Зевса. Она преследовала его любовниц и их детей и устраивала ему такие сцены ревности, что Олимп содрогался и на земле возникали бури. Однако Зевсу удавалось утихомирить ее: в конце концов, он был не только супругом, но и богом. Помимо своей слабости к женщинам (если это можно так назвать) Зевс не был лишен и других недостатков. Иногда он бывал недальновидным, особенно под влиянием богини заблуждения и помрачения ума Аты, несколько раз его бдительность буквально усыплял бог сна Гипнос; кроме того, Зевс любил похвастаться, хотя уж ему-то это было совсем ни к чему. Остальные боги искусно использовали эти его недостатки, а также его ласковость и отвращение к ссорам. Самой большой мастерицей по этой части была, конечно, Гера.

Тем не менее, Зевс был самым могучим и благородным из богов. Ему принадлежали титулы и эпитеты, которые на древнегреческом звучат куда лучше, чем в переводе: «всевластный», «всемудрый», «тучегонитель», «громовержец», «высокогремящий», «ясноблещущий» и т. д. Но чаще всего люди просто называли его «Олимпийцем» или «Всевышним», а в особо торжественных случаях - «Отцом богов и царей». Его символом были громы и молнии, из птиц - в основном орел, из деревьев - дуб. Греки (и римляне) представляли себе его в виде величественного мужчины с густой волнистой бородой и усами; в его спокойном взгляде отражалось гордое сознание несокрушимой силы.

На современном уровне исследований Зевс считается древним богом индоевропейского происхождения, сайт родственником индийского Дьяуса, этрусского Тина (Тинии) и римского Юпитера. Греки принесли с собой Зевса из прежних мест своего пребывания. Первоначально они почитали его как бога неба и небесных явлений, властелина погоды. Всевышним богом он стал лишь в процессе антропоморфизации древних богов, т. е. их превращения в существа, подобные людям по своему внешнему виду и свойствам. При этом (явно под влиянием древнейшего населения Греции) Зевс приобрел разнообразные новые функции, которые обозначались индивидуализирующими атрибутами. В конечном итоге греки вчленили Зевса вместе с остальными богами в родовую систему, отвечающую представлениям родового общества, и придали ему облик земного властителя тех времен, только более могущественного во всех отношениях. Мы встречаем Зевса под его собственным именем уже на табличках, написанных крито-микенским линейным письмом «Б» (14-13 вв. до н. э.). В том виде, в каком мы знаем Зевса сегодня, его впервые описывает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее», а затем Гесиод в своей «Теогонии».

Греки почитали Зевса превыше всех остальных своих богов, несмотря на слабости и недостатки, которые приписываются ему в мифах. Они сооружали ему храмы, алтари и статуи во всем своем мире, который не ограничивался территорией нынешней Греции, а включал прибрежные области современной Турции и южной Италии с близлежащими островами, местами же доходил до устья Дона на севере, к Нижнему Нилу на юге, к реке Эбро на западе, на востоке его отростки уходили далеко за Тигр.

Все храмы, посвященные Зевсу, сегодня лежат в развалинах. Самыми значительными из них были храмы в Олимпии, Афинах и в Акраганте на Сицилии. Первый был построен в 460-450 гг. до н. э. по проекту Либона из Элиды. Афинский храм Олимпион был крупнейшим на территории нынешней Греции (108 х 41 м в плане, 104 колонны высотой 17,5 м - из них пятнадцать стоят до сих пор). Фундамент этого храма был заложен Писистратидами ок. 515 г. до н. э., а достроен он был лишь при императоре Адриане в 132 г. н. э. Еще больший храм соорудили сицилийские греки в Акраганте в начале 5 в. до н. э.: его площадь в плане равнялась 113 х 56 м, а в фасаде колонны чередовались с теламонами. Из алтарей Зевса самый знаменитый - Пергамский (180-160 гг. до н. э.); после того как его обнаружил Гуманн, алтарь был перевезен в Берлин, реконструирован и размещен в специально построенном Пергамон-музее, который теперь является составной частью Государственных музеев в Берлине.

Из статуй Зевса, пожалуй, наиболее известен «Зевс из Отриколи» - римская копия с греческого оригинала, приписываемого Бриаксису (4 в. до н. э.). Наиболее ценная - бронзовый «Зевс из Артемисия», приписываемый афинскому скульптору Каламису (5 в. до н. э.) и выловленный из моря в 1926-1928 гг. у мыса Артемисия на северной Эвбее; он был найден среди обломков античного корабля, перевозившего в Италию награбленные произведения греческого искусства. Некоторые искусствоведы видели в нем Посейдона; но в любом случае это одно из лучших произведений античной пластики. Оригинал находится в Национальном археологическом музее в Афинах, а точная копия украшает вестибюль здания ООН в Нью-Йорке, рядом с моделью первого советского спутника. Однако наиболее знаменита была статуя Зевса в Олимпии, выполненная Фидием из золота и слоновой кости ок. 430 г. до н. э. Древние считали ее одним из «семи чудес света», но в начале 5 в. н. э. по приказу императора Феодосия II ее увезли, как языческого идола, в Константинополь, где она впоследствии исчезла без следа. Ее списали как жертву пожара 475 г.

Если бы мы вздумали перечислить европейских художников, изображавших Зевса, то фактически получили бы перечень чуть ли не всех мастеров Ренессанса, барокко, классицизма и многих художников более позднего времени. На всех картинах, изображающих сонм греческих богов, Зевс занимает центральное место - например, на картине Рубенса «Собрание олимпийских богов» (ок. 1602, Картинная галерея Пражского Града).

Бог Зевс

Цепь Зевса. Над всем миром и Олимпом царит Зевс, отец богов и людей, бессмертных и смертных. Он — сильнейший из богов. С которым неразлучны его слуги — Власть, Сила и Победа-Ника. Никто из богов не может сравниться с ним могуществом. Если спустить с Олимпа прочную золотую цепь, дать один конец в руки Зевса, другой — всем богам, то и тогда они не смогли бы не только сбросить Зевса на Землю, но даже чуть-чуть поколебать его на золотом троне. Но если бы цепь потянул Зевс, поднял бы он на ней всех богов вместе с землей и морем, обмотал бы цепь вокруг вершины Олимпа и оставил бы весь мир подвешенным среди небесных просторов.

Эгида Зевса. Зевс — обладатель эгиды, поэтому его называют «Эгиох», «Эгидодержец». А вот что такое эгида, точно не знает никто. Одни говорят, что это щит из козьей шкуры, другие — что плащ, но все согласны, что на эгиду прикреплена внушающая ужас голова медузы Горгоны. Когда Зевс потрясает эгидой над двумя сошедшимися в битве войсками, небо окутывается тяжелыми тучами, блистают молнии, рокочет гром, вселяя ужас в души одного войска, наполняя бодростью и мужеством сердца другого. Таким способом Зевс приносит победу в бою, поэтому одно из его имен - Зевс Победоносец.

Зевс и люди. Как обладатель громов и молний, бог, насылающий грозу, Зевс зовется Громовержцем, Тучегонителем, Высокогремящим. Своими молниями он испепеляет нечестивцев, людей, нарушающих установленные им в мире законы. Кара Зевса страшна для людей, но к тем, кто чтит богов, Зевс относится милостиво. Он — «Помощник в беде», «Оградитель», «Спаситель», «Дружеский». Он — божество, которое чтили все эллины, поэтому его именовали Зевс Всеэллинский.

Бог Зевс на троне. Фрагмент греческого кратера

Зевс — царь над Вселенной. Чтят Зевса и боги, и люди. Когда он входит в свой дворец на Олимпе, все боги и богини почтительно встают перед ним. Изрекая свою волю, Зевс сдвигает иссиня-черные брови и подтверждает свои слова кивком головы. От подножия до вершины колеблется в этот момент Олимп. Нерушимо слово, данное Зевсом таким образом.

Зевсу подвластны все живущие на земле люди, от него их беды и удачи, счастье и несчастия. Как писал греческий поэт Гесиод:

Силу бессильному дать и в ничтожество сильного ввергнуть, Счастье отнять у счастливца, безвестного вдруг возвеличить, Выпрямить сгорбленный стан или спину надменному сгорбить — Очень легко громовержцу, живущему в вышних.

Сосуды добра и зла. У престола Зевса стоят два больших сосуда: в одном из них - дары добра, в другом — зла. Черпает из них Зевс добро и зло и посылает людям. Если очень мил ему человек, получает он только дары добра, счастливо и безмятежно проходит его жизнь. [Но греки понимали, что жизни без печалей не бывает, — как сказал греческий трагик Софокл, «и в грядущем, и в минувшем лишь один закон всесилен — не проходит беспечально человеческая жизнь!»] Печали — признак недовольства Зевса. Обрушиваются на того, кто прогневит громовержца, его злые дары: несчастья, болезни, нищета, голод! Поэтому лучше всего, чтобы в жизни было так, как у большинства людей: чтобы добра и зла было примерно поровну, чередовались в жизни радости и печали.

Фемида, помощница Зевса. Помогают Зевсу управлять судьбами мира великие суровые божества: хранительница законов Фемида, дочь Урана и Геи, наблюдает, чтобы законы не нарушали ни на земле, ни на Олимпе.

Ее изображали с весами и мечом в руках, а иногда и с завязанными глазами. Значение этих символов было таким: весы служили для взвешивания вины подсудимого, меч — для наказания виновных, а глаза бывали завязаны потому, что справедливый судья не должен поддаваться симпатиям к тому, кого он судит, как бы не должен «видеть» его, а только слушать то, что говорится за и против подсудимого.

Дике и Немесида. Если Фемида следила за тем, чтобы все было по закону, то дочь ее и Зевса Дике — «Справедливость» - наблюдала за тем, чтобы все было по справедливости. Она была защитницей правды и врагом обмана. [Неслучайно на одном из изображений она была представлена избивающей Адикию - «Несправедливость».]

За тем, чтобы в мире никогда не нарушалась мера добра и зла, наблюдает Немесида — грозная богиня справедливого возмездия с карающим мечом в руке. Ни один преступник не избежит наказания; даже если преступление совершено тайно и свидетелей нет, Немесида позаботится о возмездии.

Отмщение за поэта Ивика. Вот как, например, было отомщено убийство поэта Ивика. Когда Ивик направлялся на состязание певцов в город Коринф, где в честь Посейдона справляли Истмийские игры, его ограбили и убили на пустынной дороге. Никто не видел злодеяния, ни одного человека не было вокруг, только по небу пролетал журавлиный клин. Умирающий поэт обратился к журавлям со своей последней просьбой: пусть они помогут изобличить убийц. Ивика так и не дождались на празднике, а вскоре было найдено его тело, и никто не мог сказать, кто виновен в его смерти. И вот, когда в театре в Коринфе шло представление [греческие театры находились под открытым небом и вмещали десятки тысяч людей] , низко над театром пролетели журавли, курлыкая свои печальные песни. Тогда все люди услышали полный ужаса возглас: «Взгляни-ка на небо! Накликал журавлей проклятый Ивик!» Это один из убийц обратился к своему сообщнику, вспомнив предсмертные слова своей жертвы. Оба они тут же были схвачены, признались в своем преступлении и понесли заслуженную кару. Ни один эллин не усомнился бы при этом, что убийц выявила и покарала сама Немесида.

Богини-мойры. Судьбы людей и богов, по представлениям древних греков, определяют три неумолимые богини, сестры мойры [их название имеет одно происхождение с русским словом «мера»] . Мойра по имени Клото («Прядущая») прядет нить жизни человека: оборвется нить — и кончена жизнь. Ее сестра Лахесис («Отмеряющая жребий») вынимает, не глядя, жребий, который предназначен человеку в жизни. Третья мойра, Атропос («Неотвратимая»), перерезает нить жизни, спряденную Клото; никто не может избежать смерти, ничем ее не отвратить, поэтому и получила Атропос такое имя. Суровы и неумолимы мойры, им подвластен даже сам Зевс, и ничто в мире не может избежать судьбы, которую они ему назначили.

Оракул Зевса в Додоне и Олимпийские игры. Как повелитель мира, который сам подвластен Судьбе, но властен над судьбами людей, Зевс знает будущее, и если его вопросить о нем, может дать ответ.

В городе Додоне находился знаменитый на всю Грецию храм Зевса с оракулом, к которому люди обращались за предсказаниями. Ответ они получали в виде шелеста листьев на священном дубе Зевса или журчания ручья, который протекал под этим дубом.

Раз в четыре года все эллины собирались почтить Зевса в посвященный ему город, расположенный на юге Греции - Олимпию. Здесь проводились Олимпийские игры — самый известный из общегреческих праздников. На время из проведения в Греции объявлялось священное перемирие, прекращались войны, и никто не смел препятствовать людям, шедшим в Олимпию — они находились под защитой Зевса. Пять дней длился праздник, и победители в олимпийских состязаниях считались людьми, отмеченными милостью самого Зевса. Наградой им служили не какие-либо ценные вещи, а оливковый венок, и не было ничего почетнее этой награды.

Статуя Зевса

Храм Зевса и его фигура.

Здесь же, в Олимпии, можно было увидеть и изображение верховного бога, которое было известно всей Элладе и считалось одним из семи чудес света. В храме Зевса находилась его статуя, изготовленная из золота и слоновой кости великим скульптором Фидием. Бог был изображен сидящим на троне, который изготовили из золота, слоновой кости и черного дерева. Зевс спокойно смотрит перед собой, его фигура полна величия, золотые волосы ниспадают на плечи. В правой руке он держал изготовленную из слоновой кости статуэтку богини Ники, а в левой — скипетр, знак своей власти. Волосы, одежда и обувь бога были изготовлены из золота, а его тело из слоновой кости.

Вопрос Фидия.

В полумраке храма эта статуя производила потрясающее впечатление. Греческая легенда рассказывает, что Фидий, закончив свою работу, произнес глядя на статую: «Ну что, Зевс, ты доволен?» — и в ту же минуту грянул гром, и молния ударила в пол храма рядом со статуей: Зевс выразил свое одобрение. Выражая восхищение работой Фидия, один из греческих поэтов написал:

Зевс ли на землю сошел, чтоб явить тебе, Фидий свой образ, Или на небо ты сам бога узреть восходил?

К сожалению, время не пощадило статуи Зевса Олимпийского, и мы знаем ее только по описаниям, сделанным древними авторами.

Зевс являлся верховным богом всех богов Древней Греции. По преданию, он жил на горе Олимп, где обитали и все остальные боги. Зевс повелевал небесами, молниями и громами, потому все остальные боги опасались его и подчинялись ему. Гнева бога Зевса боялись и сами боги, которые подчинялись его воле.

Все боги на Олимпе имели мужа или жену, за редким исключением. Так хромой бог вулканов, покровитель кузнецов Гефест был женат на красавице, покровительнице влюбленных Афродите, ветреной и неверной даме.

Сам Зевс женился на богине Гере, покровительнице брака и семьи, матерей и младенцев. Но он не хранил верность жене и имел множество внебрачных детей. Ревнивая Гера злилась и придумывала способы извести соперниц и их чад.

Богиня Афина, одна из сильнейших богинь Олимпа, решила оставаться девушкой и не выходить замуж. Такой же чистой была богиня Артемида. Не женат был и ветреный бог Аполлон, который часто влюблялся и тоже имел множество внебрачных сыновей и дочерей.

Вариант 2

Зевс – верховный бог древних греков. Он повелевал небесными силами. Гроза и непогода, как верили древние греки – это гнев или дурное настроение бога Зевса.

Все боги, по поверью греков, жили на высокой горе Олимп (эта гора настоящая, она находится в горах Греции). Также каждый бог или богиня отвечали за какой-то участок жизненной сферы людей. Гермес покровительствовал путешественникам и торговцам, а также ремесленникам. Ника была богиней победы, а Арес, воинственный бог, разжигал войны. Артемида покровительствовала животным и была богиней охоты.

Власть Зевса на Олимпе укреплялась еще и другим путем. Он ради продолжения потомства вступал в незаконные связи. Но, что самое интересное, дети от этих неканонических браков ничуть не уступали его другим, законным. Наоборот, Зевс утвердил себя на Олимпе именно через богинь, им любимых, ради которых он терпел унижения от ревнивой Геры и ради которых ему приходилось пускаться на хитрости.

Евринома и рождение Харит

ЕВРИНОМА И РОЖДЕНИЕ ХАРИТ . Первой незаконной женой Зевса (по общему счету всех его семи браков - третьей) была океанида Евринома (Гес. Теог. 907-911). Она родила Зевсу трех прелестных и милых Харит (греч. charis - милость). Они воплотили в себе доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена Харит - Аглая (Сияющая), Евфросина (Благомыслящая), Фалия (Цветущая). Здесь природа повернута к человеку своей благодетельной стороной вопреки злой и разрушающей стихии архаики.

Хариты, можно сказать, совершенно необходимы в мире, утверждаемом Олимпийским Зевсом и построенном на гармонии и порядке. Доброта, ласка, радость наряду с высокими подвигами, страстями и страданиями героев - привилегия классической мифологии. Это то, чего так не хватает в архаике, что ей было абсолютно чуждо и что облагородило и подняло в собственных глазах человека, способного на суровое мужество и на доброе сострадание к подобному себе.


Деметра и рождение Персефоны

ДЕМЕТРА И РОЖДЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ . Но вот оказывается, что Зевс претендует и на роль помощника в добывании средств к жизни. Вступив в незаконную связь со своей сестрой Деметрой (четвертый брак по общему счету), богиней плодоносной земли и урожая, Зевс начинает отвечать за прокормление людей, за их жизненную устойчивость, за их физическое благополучие (там же 912-914). А если принять во внимание, что его дочь от Деметры, Персефона, стала женой Аида и владычицей царства мертвых, то Зевс как бы вновь, уже в своем потомстве, возвращается к функциям древнего божества Зевса Подземного, или Хтония, а не только Зевса Небесного.

Мнемосина и рождение Муз

МНЕМОСИНА И РОЖДЕНИЕ МУЗ . Еще более значителен любовный союз Зевса с титанидой Мнемосиной (греч. mnemosyne - память), хотя и он не освящен законом (пятый по общему счету брак). Этот брак совершенно необходим для укрепления Зевса в мире культурных классических ценностей (там же 915-917; 56-62).


Ведь без памяти и вне памяти немыслимо поступательное движение, невозможно любое развитие. Зевс объединяется с Памятью (как он раньше объединился с Мыслью) и порождает девять сестер, которые именуются Музами.

Эти Музы, рожденные в Пиерии, носят имя Олимпийских. Их имена - Каллиопа, Клио, Мельпомена, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания - указывают на связь Муз с пением, танцами, музыкой и вообще с утонченным наслаждением духа. Урания (Небесная) и Клио (Дарующая славу) наделяют человека способностями изучать небо и землю, ход небесных светил и земных дел.


Дальнейшая, уже не мифологическая, а реальная история античной культуры имела все основания считать Уранию покровительницей астрономических занятий, а Клио - исторических разысканий. Эрато стала Музой лирической поэзии, Евтерпа - музыки, сопровождающей лирическую песню, Каллиопа - эпической поэзии, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнических песен, Терпсихора - танца и Талия - комедийного искусства.


Эти девять Олимпийских муз, видимо, имеют истоки в трех музах архаической мифологии, где они выражали первые начатки мудрости земли. Архаических муз почитали не певцы и поэты, а великаны Алоады (Паве. IX 29, 1-2), которые некогда принесли на горе Геликон жертвы и дали им характерные имена - Мелета (Опытность), Мнема (Память), Аойда (Песнь). Получается, что некогда существовали так называемые старшие музы, дочери Урана и Геи, а те, которые от Зевса, - музы младшие. Так, доолимпийская мифология уже имела ряд предпосылок для формирования не чисто физических, а каких-то новых, высших потребностей и способностей человека, который должен был сознательно ориентироваться в жизни, закрепляя свои знания в памяти, и ощущать некую усладу души.


Видимо, все-таки хтоническое прошлое Олимпийских муз давало себя знать и в классической мифологии, потому что они имели иной раз потомство явно оргиастического и стихийного типа, например корибантов и сирен наряду с такими певцами героического времени, как Орфей и Лин.

Прислушаемся к тому, что повествует об Олимпийских музах Гесиод, поэт и земледелец из селения Аскра, расположенного у подножия Геликона.


В "Теогонии" - поэме о рождении и поколениях богов, одном из главных источников мифологии, - Гесиод рассказывает, не смущаясь невероятностью событий, о своей встрече с Музами на геликонских вершинах. Оказывается, девять олимпийских сестер имеют обыкновение водить там хороводы, обходя жертвенник Зевса и источник "фиалково-темной" воды. Они омывают свои тела в течениях Пермеса или в роднике Иппокрены (его выбил копытом из скалы крылатый конь Пегас), а затем предаются пляскам. Когда же наступает ночь, то, одевшись непроглядным туманом, Музы спускаются со священной горы и приходят вниз, ближе к людям. Они распевают чудесные песни, прославляя великих Олимпийцев - Зевса и Геру, Афину и Аполлона с Артемидой, Посейдона и Афродиту с Фемидой, Гебу, Диону и ее дочь Лето, - древних титанов Иапета и Кроноса, Зарю и Ночь, Солнце и Луну, мать-Землю и воды Океана.


Именно эти Олимпийские музы повстречались с Гесиодом, когда он пас у подножия Геликона овец, поведали ему о том, как они умелы на хитрые выдумки, о том, как можно превращать лживые рассказы в чистейшую правду.

Собственно говоря, Музы открыли Гесиоду тайну поэтического вымысла - того, что мы сейчас называем фантазией. А вслед за этим они вручили Гесиоду вырезанный ими посох из зеленого лавра, дерева любимых Аполлоном певцов и поэтов. Вручая свой дар, Музы вдохнули в пастуха Гесиода дар божественных песен. Сам о том не подозревая, Гесиод привел замечательный пример фетишистского понимания поэтического вдохновения. Оказывается, оно, как живое существо, обитает в лавре, а значит, и в лавровом посохе, вместе с которым оно чисто физически переходит во владение Гесиода.


Так, Музы обучили Гесиода песням и создали поэта, а он в свою очередь прославил в "Теогонии" дочерей Зевса (1-116).

Их уста изливают сладкие звуки, на которые в ответ звучат не менее сладостные песни обитателей Олимпа. Музы воспевают божественный мир во всей его целостности, от Земли и Неба до Зевса и его потомков. Как и подобает божествам классической мифологии, они не только наделяют людей даром приятного слова, но воспевают установленные Зевсом законы, добрые нравы, царящие на Олимпе, внушают разумные мысли, утоляют печаль, прекращают ссоры.


Таким образом, Музы закрепляют в памяти людей и в поэтическом слове все благие начинания Зевса Олимпийского, поддерживая, как и Хариты, Оры и Мойры, гармоническое устроение мира, послушное Зевсовым законам и вполне сознательно осмысленное.

Лето рождает Зевсу Аполлона и Артемиду

ЛЕТО РОЖДАЕТ ЗЕВСУ АПОЛЛОНА И АРТЕМИДУ . Эти общекультурные функции Зевса еще более укрепляются на Олимпе с рождением Аполлона (Гес. Теог. 918-920).

Бедная Лето, гонимая Герой, запре-тившей твердой земле дать приют будущей матери, с трудом нашла место, когда пришло время рожать. Она странствует по городам, горам и островам Греции - была в Афинах, Милете, на Эвбее, в Самофракии, в горах Пелиона, Иды, на островах Имброс, Лемнос, Лесбос, Книд, Наксос, Парос, Скирос, Эгина. И наконец каменистый Делос (он именовался тогда Ортигией и был плавучим, то есть не являлся твердой сушей) дает ей приют в ответ на мольбу Лето и ее клятву, что остров станет священным пристанищем Аполлона и будет почитаться в веках прославленным великолепным храмом.


Лето мучается девять дней. Ей помогают при родах мать Зевса - Рея, его бывшая супруга - Фемида, мать Афродиты - Диона, супруга Посейдона - Амфитрита. Только злобная Гера задерживает Илифию, свою дочь, богиню родов. Однако богини находят выход. Они подкупают Илифию богатыми дарами. Тогда Лето, обхватив пальму руками, рождает Аполлона прямо в мягкий луговой ковер (по Аполлодору I 4, 1, Лето сначала родила Артемиду, а с ее помощью - Аполлона). И тотчас же улыбается земля, а богини, омыв младенца, повивают его тонкой белой тканью, завязывают ее золотым ремнем. Фемида впускает в губы ребенка нектар и амбросию.

Распускается золотой ремень, спадают пеленки, и вот уже Аполлон требует лук, лиру и заявляет о своих будущих прорицаниях.

Получив желаемое, "далекоразящий" Феб зашагал по земле, "богини остолбенели", а "Делос весь засиял, словно золотом", будто бы весь зацвел лесными цветами. И мать Лето веселилась сердцем, радуясь, что родила столь мощного сына (Гом. гимн. I 25-139; Каллим. IV 55-274).


Итак, Лето, как незаконная супруга Зевса, испытала на себе гнев Геры, но зато она же оказалась счастливой матерью близнецов Аполлона и Артемиды. И если образ Артемиды, девы-охотницы, коренится в давних пластах мифологии как образ повелительницы лесов и зверей, то Аполлон являет собою пример божества, у которого его классическая сущность всячески пыталась подавить свое собственное архаическое прошлое.

Мощная фигура светлого солнечного бога, стреловержца, карающего чудовищ, Мусагета (Водителя Муз), вдохновенного певца, мудрого прорицателя и врачевателя, покровителя пастухов, строителя городов и основателя законодательств, никак не могла окончательно вытеснить оборотня-волка, истребителя пастушьих стад, фитоморфного демона, мрачного убийцу людей, насылателя смертельных болезней, разрушителя городов.


Однако чем больше укрепляется на Олимпе Зевс, тем большую силу набирает Аполлон, постепенно становясь каким-то универсальным классическим богом, тождественным с миром света, наконец, самим светом, сияющим, и даже - Водителем Мойр (Мойрагетом), скрепляющим всю мировую гармонию. В конце концов этот универсализм Аполлона доходит до такой степени, что поздние мифографы на склоне античности отождествят его с Зевсом. Но если не вдаваться в крайности поздней мифографии, настроенной философско-символически, то Аполлон классического периода действительно является наряду с Афиной одним из главных столпов Олимпа и вообще героического принципа бытия. Правда, в отличие от Афины, неизменно верной своему отцу, в Аполлоне заметны тенденции к соперничеству с Зевсом и самоутверждению вопреки отцовской воле.

Афродита - дочь Дионы

АФРОДИТА - ДОЧЬ ДИОНЫ . По традиционной классической версии Гомера (Ил. V 370), Афродита - дочь Зевса и богини Дионы, мирно уживающейся с Герой на Олимпе. По древней версии, она родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, попавшей в море. Однако классическая мифология, чуждая грубого хтонизма, преображает эту мрачную картину и живописует рождение богини любви и красоты исполненным великолепия и пышности, вне которых не мыслятся олимпийские боги.


Гонимая дуновением Зефира по волнам, к острову Кипру в воздушной пене приплыла Афродита. Дочери Зевса, Оры, радостно встречают богиню, облекая ее нетленной одеждой, увенчивают голову золотым венцом, в уши вдевают золотые серьги, шею обвивают золотым ожерельем. В сопровождении прелестных Ор - Евномии, Дики, Эйрены - пришелица в мир, названная Кипридой, шествует к богам-олимпийцам. Те в знак приветствия пожимают ей правую руку и, дивясь фиалковенчанной Афродите, зажигаются страстью ввести ее супругой в собственный дом (Гом. гимн. VI). Красоте и власти Афродиты подвластны боги (все, кроме Афины, Артемиды, Гестии), герои и даже дикие звери - серые волки, медведи, огненноокие львы, барсы, - при виде богини кротко виляющие хвостами (там же IV 2-72).


Так таинственное существо, зародившееся в кровавой пене оскопленного Урана, попавшей в море (а от капель этой же крови в земле родились Эринии и гиганты), превращается в златовенчанную, улыбчивую, нежную Афродиту с изогнутыми ресницами, знаменуя этим как бы второе рождение Зевсова Олимпа и утверждение на нем красоты.

Гермес - сын Майи

ГЕРМЕС - СЫН МАЙИ . С удивительными событиями на Олимпе связано также рождение Гермеса (там же III). Если это древнее, догреческое, возможно, молоазиатское по происхождению божество некогда было фетишем, грудой камней, каменным столбом (герма), которыми отмечались места погребения, границы владения, ворота дома, охранительные знаки на дорогах, то олимпийская мифология знает другого Гермеса. Это сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, внучки титана Иапета. Он родился в Аркадии. Матерью его была обитавшая в тенистой пещере горная нимфа - ореада, которую Зевс посещал по ночам, когда мирно спала "белолокотная" Гера.


Гермес-младенец возрос столь же быстро, как и другие божественные дети Зевса. Он родился рано поутру, в полдень уже играл на кифаре, а вечером выкрал у Аполлона коров.


Кифару он умудрился смастерить из панциря найденной им черепахи. Он попросту выпотрошил ножом черепаху, затем нарезал тростниковые стебли, укрепил их на панцире, обтянул воловьей шкурой, сделал перекладину, приладил из овечьих кишок семь струн и тотчас же попробовал плектром струны, подпевая своей игре.


Первое, что сделал Гермес, - это воспел собственное рождение, прославив Зевса и Майю, а также дом своей матери и счастливую жизнь в нем. Вечером ему страшно захотелось мяса, и он украл стадо Аполлоновых коров, уведя их хитростью (он вел их задом, а сам шел босиком, тоже пятясь задом, выбросив сандалии в море).


Обильно вкусив жареного мяса от зарезанных двух коров, он, вернувшись домой, пробравшись сквозь замочную скважину, улегся в колыбель, прижимая к себе лиру и беседуя с матерью о своих будущих ловких проделках, мечтая взломать стену дельфийского храма и наворовать там золота.


Однако Гермесу приходится расстаться с лирой, которую он дарит Аполлону в обмен на стадо, тем более что гневный бог грозит забросить юркого Гермеса в туманный Тартар, откуда его не выведут ни отец, ни мать. Примиренные Зевсом на Олимпе, сводные братья возлюбили друг друга. Гермес вручил Аполлону в придачу сделанную им свирель, но зато получил в дар от Аполлона золотой жезл и искусство гадания (Аполлод. III 10, 2), скрепив дары клятвой водами Стикса.


Так от древнего фетишистского демона и примитивного обманщика Гермес только за одни сутки после своего появления на свет достигает положения помощника на путях живых и мертвых (благодаря золотому жезлу), а значит, покровителя героев (лира вручается Аполлону для строителей Фив, Персею он вручает меч для убийства Медузы, Одиссею - волшебную траву, спасающую от колдовства и т. д.) и, следовательно, посредника между богами и людьми, что было крайне необходимо для классического Олимпа.


Пан - внук или сын Зевса

ПАН - ВНУК ИЛИ СЫН ЗЕВСА . Веселое смятение на Олимпе было вызвано рождением внука Зевса, сына Гермеса и древесной нимфы, дочери Дриопа (Дубовидного), Пана (Гом. гимн. XIX). Это божество с рудиментами хтонизма и миксантропизма (шерсть, козьи рожки, копытца) в классической мифологии не только пугает своими проделками встречных, но благосклонно к людям, охраняя стада и увеличивая приплод.


Страшного, бородатого младенца, заросшего шерстью, в ужасе отбросила мать, но Гермес, взяв его на руки и закутав шкурой горного зайца, принес на Олимп. Боги весело смеялись, глядя на такое милое чудище, назвали его, "всех" порадовавшего, Паном (греч. pan - все) и приняли в свою семью. Положение Пана в Олимпийском кругу богов оказалось настолько прочным, что по некоторым версиям он является даже сыном Зевса и аркадской нимфы Каллисто или Зевса и богини Гибрис - Дерзости, наставником Аполлона в прорицаниях (Аполлод. I 4, 1).


Рождение Диониса, сына Зевса и смертной женщины Семелы

РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА, СЫНА ЗЕВСА И СМЕРТНОЙ ЖЕНЩИНЫ СЕМЕЛЫ . Другое божество, Дионис - воплощение плодоносных сил земли - тоже хтонического происхождения, мощное иррациональной стихийностью и оргиазмом, оказывается в классической мифологии сыном Зевса, являющимся в разных ипостасях.


То это древнейший Дионис Загрей (Великий охотник), связанный с критской мифологией, сын Зевса-Змея и Персефоны, то это не менее древний Дионис Иакх, сын Зевса и Деметры, связанный с элевсинской мифологией земли. Но на олимпийской ступени Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери фиванского царя Кадма.


Рождение его тоже необычно, как и всех детей Крониона, не имеющих отношения к Гере. Однако коварство Геры сказалось и здесь: она сделала Зевса невольным убийцей Семелы. Гера, приняв вид старой няньки, внушила Семеле мысль потребовать от Зевса его появления перед возлюбленной во всей своей божественной мощи. Связанный клятвой, Зевс явился перед ожидавшей рождения ребенка Семелой в громах и молниях.


Когда же громы и молнии испепелили Семелу и сожгли ее терем, Дионис, рожденный до срока (ему было всего шесть месяцев), был выхвачен Зевсом из пламени (Аполлон тоже выхватил из пламени костра своего сына Асклепия), зашит им в бедро, доношен до необходимого срока и рожден уже самим отцом вторично (Гес. Теог. 940-942; Еврип. Вакх. 1-9, 88-98, 266-297), подобно тому, как была рождена Афина.


Зевс отдал сына через посредничество Гермеса на воспитание нимфам в дальние горы Нисы, и малыш рос в душистой пещере, увенчанный хмелем и лавром (Гом. гимн. XXVI).


Однако Диониса, избежавшего гибели чудесным путем, преследовал гнев Геры, которая навела на него безумие, заставив его странствовать по Востоку вплоть до Индии. Это буйный бог, наводящий, в свою очередь, безумие на врагов, противников его культа (на своего родича фиванского царя Пенфея, на фракийского царя Ликурга), мчащийся в экстазе, окруженный вакханками и вакхантами, оборотень, вечно меняющий свой лик, изменчивый, как сама природа. То плющ и виноградная лоза, то бык и козел, лев и пантера, он сокрушает оковы и стены, освобождает человека от привычной и скучно-размеренной жизни (недаром он Лиэй - Освободитель).


Вобрав в себя оргиазм природы, Дионис дает возможность человеку, ограниченному установлениями, традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к беспредельной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь. Но Дионис, как олимпийское божество, не препятствует возвращению своих адептов к мирной и деятельной жизни, демонстрируя единство разрушения и созидания, гармонии, безграничности и предела, свободное приобщение человека к тому и к другому. Дионис, который в своей древнейшей ипостаси был растерзан титанами и возрожден Афиной, этот полубог классических мифов, в конце концов достигает высот Олимпа и бессмертия в награду за все свои страдания и даже претендует войти в число двенадцати великих Олимпийских богов.


Рожденный вне Олимпа, Дионис особенно характерен именно для олимпийской мифологии, поскольку в его образе, уходящем в глубины хтонизма, наличествуют замечательные тенденции всемерно растущего героизма, которому благодаря неимоверным испытаниям, страданиям и подвигам станет открыто соперничество с богами, пусть не всегда удачное, пусть даже караемое бессмертными, но все-таки дерзко утверждаемое смертными людьми.


В дальнейшем мы станем свидетелями того, как дети Зевса, столь удивительным образом пришедшие на свет, станут помощниками и заступниками героев, тоже родившихся необычным путем от брака богов и смертных и мечтающих о чуде бессмертного бытия.


Итак, появление на свет детей Зевса - это не бессмысленное преизбыточное плодородие старого хтонизма с его чудовищами, дышащими убийством.


Наследники Зевса рождены для великих целей, они приходят в жизнь, исполняя возвышенные замыслы отца, утверждая новые разумные отношения, борясь со всякой иррациональностью и очищая землю от разрушительных сил, некогда порожденных Геей и ее потомками.

Loading...Loading...