Православная кухня или кухонное православие. Законы питания иудеев

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «Религия и питание»


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на земном шаре проживает более 6 миллиардов человек, и все они отличаются друг от друга не только языком, национальностью, но и вероисповеданием. Слово религия происходит от лат. геligio, что означает «набожность», «святыня», «благочестие».
Атеисты любую религию определяют как «опиум для народа». Люди верующие считают, что религия - это взаимоотношения между богом и человеком, и само существование бога не обсуждается. Существует третий подход, когда религия рассматривается как историческое и социальное явление, как система объединения людей церковью. Религия в современном обществе объективно представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов.
Вопросы питания в большей или меньшей степени как элементы культа присутствуют во всех религиях. Это пищевые запреты и ограничения (посты), обычаи, традиции и другие предписания.
Верующим человеком религиозные предписания не обсуждаются, чего бы они ни касались. Атеисты возникновение постов и других пищевых религиозных предписаний объясняют следующим образом: древние люди еще во времена родового строя, когда основным источником пищи были охота и собирательство, из-за суеверий стали использовать различные обряды (просьба удачной охоты и т. д.). Обряды касались многих сторон жизни, но поскольку наличие или отсутствие пищи имело первостепенное значение для выживания, обряды, прямо или косвенно связанные с питанием, стали наиболее важными. Со временем эти обряды закрепились в сознании древних людей и в практической жизни, приобрели культовую окраску. Пищевые предписания в своей основе имели не только суеверия, но и чисто экономическую основу - необходимость бережного расходования пищевых припасов; соблюдение постепенно вырабатываемых элементарных гигиенические правил имело жизненное значение.
Так постепенно жизнь первобытной общины регламентировалась системой различных запретов. Впоследствии по мере развития общества эти культы приобретали религиозную окраску. В итоге постам церковью было придано, по существу, новое содержание - прежде всего нравственное очищение.
Степень влияния религий на особенности национального питания у разных народов различна. Чаще всего церковные предписания и запреты органично вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм, вообще не употребляют в пищу мясо животных, многие индуисты - строгие вегетарианцы. В результате у каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени являются религиозные предписания.

ПИТАНИЕ И РЕЛИГИЯ
Существует множество религий - от совсем малочисленных до национально- государственных (например, индуизм в Индии составляет основу религиозной жизни нации) и даже мировых, распространившихся за пределы культурно- национального очага, в котором они возникли, и имеющих огромное число приверженцев во всем мире. Мировыми религиями считаются буддизм, христианство и ислам.

ХРИСТИАНСТВО
Христианство (от греческого Christos - «помазанник», «мессия»), зародившись как единая религия, со временем разделилось (в 1054г. произошел окончательный раскол католической и православной церкви), а после эпохи жестоких религиозных войн XVI века выделяется протестантизм, и конфессиональное разделение Европы становится стабильным.
Католицизм или католичество (означает «всеобщий», «вселенский») наиболее массовая христианская конфессия. Католичество преобладает в романских странах (кроме Румынии) и в Ирландии.
Православие (от греческого - ортодоксия) исторически сложилось как восточная ветвь христианства, преобладает в славянских странах (кроме католических Польши и Хорватии), Греции и Румынии.
Протестантизм распространен в германо-скандинавских странах (кроме католических Австрии, Баварии).
Православие
Посты существуют во всех религиях и в первую очередь как средство очищения и обновления человеческой души. Иисус Христос постился 40 дней перед Нагорной проповедью. В русской православной церкви пост имеет особое значение и является центральным элементом учения об аскезе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. К постам готовились заранее, запасались квашеной капустой, солеными огурцами, солеными и сушеными грибами, заготавливали ягоды, яблоки, орехи, гречиху, пшено, горох, ячмень, нежирную сельдь.
В России различают четыре степени строгого поста:
«сухоедение» - это хлеб, сырые и квашеные овощи, свежие и сушеные фрукты;
«варение без елея» - вареные овощи без растительного масла;
«разрешение на вино и елей»;
«разрешение на рыбу».
Общие правила постов заключаются в том, что верующим предписывалось обязательно воздерживаться от мясной и молочной пищи.
Посты не ограничиваются лишь пищевыми запретами и предписаниями. Их основная цель - духовное совершенствование, посты прививают навыки воздержания и самоконтроля. Это время усиления борьбы со страстями, эмоционального оздоровления и выработки душевного равновесия. Во время постов стремятся заниматься благотворительностью, проявлять милосердие.
По продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среды и пятницы (кроме шести так называемых сплошных недель в году).
Пост установлен в среду, потому что, согласно евангельскому рассказу, Иуда в этот день согласился предать Иисуса Христа, а в пятницу - в память о крестных муках и смерти сына Божия. Церковь разрешает не поститься по средам и пятницам в пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в неделю мытаря и фарисея, в Сырную неделю (масленица). Из однодневных постов отметим три: в день воздвижения честного и животворящего Креста Господня, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (Иоанну отрубили голову по приказу Ирода Великого, царя Иудеи) и накануне праздника Крещения Господня.
Кроме перечисленных однодневных постов, практикуется также соблюдать их в трагические дни смерти родных и близких, в дни общих несчастий и бед.
Среди однодневных постов, установленных православной церковью, своей необычностью выделяется День святой Анны - 22 декабря (9 декабря). По преданию, Анна - мать Девы Марии, которую она родила после 20 лет бесплодия. В этот день пост установлен для беременных женщин. Существует народное выражение- на зачатие святой Анны беременным бабам пост. Выполнять какую-либо значительную работу беременным запрещалось. Польза однодневных постов у специалистов-диетологов не вызывает сомнений, но в отношении беременных женщин это не доказано, и в настоящее время этот пост значения не имеет.
Многодневных постов четыре: Великий, Петров (Апостольский), Успенский и Рождественский (Филиппов). Общее число постных дней в году колеблется, т. к. Петров пост бывает разной продолжительности. Всего постных дней - около 200, точнее - от 178 до 199.
Рождественский пост всегда проходит в одно и то же время, с 15 ноября (по старому стилю) до 25 декабря - Рождества Христова, и продолжается 40 дней. По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. По понедельникам, средам и пятницам предписывалось сухоедение - не разрешалась вареная пища, и есть можно было только 1 раз в день. Вино и растительное масло можно было употреблять по вторникам и четвергам. И самая легкая степень поста приходилась на субботу и воскресенье, когда разрешалось есть рыбу. Строгость поста усиливалась с 20 декабря, когда запрещалась всякая рыба, даже по субботам и воскресеньям, и в последний день Рождественского поста, 24 декабря, в сочельник, достигала максимума. Нельзя было в сочельник принимать пищу ранее появления на небе первой звезды (знак рождения Иисуса Xриста).
Великий пост является самым главным и строгим, поскольку он предваряет центральный праздник верующих - Пасxу. Великий пост состоит из собственно 40 дневного поста и поста Страстной недели, отмечаемой православными перед Пасхой.
Временные рамки поста всегда постоянны - начинается он в понедельник после масленицы (Прощеного воскресенья).
Период подготовки к посту включал особые 4 недели.
Во время первой недели ограничивать себя в питании не требовалось (как и во вторую и третью); верующих призывали к покаянию и смирению, избавлению от гордыни, являющейся главным источником греха. Во вторую неделю рекомендовалось перечитать притчу о блудном сыне, в которой звучит мотив покаяния; третья неделя называется «мясопустная», или неделя «Страшного Суда», и должна напоминать верующим о грядущем суде. Во время четвертой, последней перед постом недели, называемой масленичной, еще разрешалось употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но мясо было уже под запретом.
В Великий пост, согласно уставу церкви, растительное масло разрешается употреблять по субботам и воскресеньям.
В эти же дни верующим разрешается принимать вино (освященное в церкви) в умеренных количествах, в том числе и для укрепления сил постящихся.
Есть рыбу разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресение. В первую и последнюю недели поста от понедельника до пятницы полагается сухоедение, в другое время поста- вареные овощи без растительного масла («варение без елея»). В то же время первая неделя Великого поста - дни особой строгости, первые 2 дня церковный устав рекомендует обходиться без пищи вовсе, на третий день разрешаются хлеб, овощи и мед. Так же строго предписывалось проводить и последнюю неделю поста, особенно Страстную пятницу (день распятия Иисуса Христа на кресте). Если раньше только больным, старикам и малым детям, а также находящимся в пути (особенно морякам) разрешалось ослаб-ление режима поста (можно было есть молочную пищу), то современная православная церковь разрешает не соблюдать посты и пациентам, находящимся в больницах, военным на службе в армии и людям, выполняющим тяжелые работы.
Через неделю после Троицы начинается Петров (Апостольский) пост . Он установлен перед праздником святых апостолов Петра и Павла, казненных в Риме за проповедь христианства. Продолжительность апостольского поста непостоянна и колеблется от 8 до 42 дней в зависимости от даты Пасхи. По понедельникам, средам и пятницам по время Петрова поста предписывалось воздерживаться от рыбы, вина и растительного масла.
Успенский пост установлен в честь Девы Марии, матери Иисуса Xриста. Он продолжается две недели-с 1 по 14 августа - и строгостью превосходит
Апостольский (Петров) и Рождественский посты, приравниваясь к Великому. По церковному уставу в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение, по вторникам и четвергам - вареная пища, но без масла, в субботу и воскресенье можно было употреблять масло и вино.
Наряду с постами и другими ограничивающими предписаниями христиане отмечали церковные праздники, во время которых столы накрывались обильно и разнообразно.
Сочельник Рождественский приходится на 6 января (24 декабря по старому стилю). В этот день общеизвестно правило не употреблять никакой пищи до самого вечера, «до первой звезды». По церковному уставу в сочельник предписывалось есть «сочиво». Важнейшее символическое значение имели два блюда - кутья и взвар. Кутью принято есть на поминках, а взвар - при рождении детей. Сочельницкая кутья готовилась обычно из вареных зерен пшеницы и ячменя, позднее их вытеснил рис. Для приготовления взвара использовали яблоки, груши, сливы, вишни, изюм и другие плоды и ягоды, отваривая их в воде. Сочетание кутьи и взвара, таким образом, символизировало рождение и смерть Иисуса Христа. В целом праздничный стол в сочельник принято готовить обильным, щедрым и разнообразным. Традиционным блюдом является рождественский гусь.
Масленица широко отмечалась на Руси и в дохристианский период как «проводы зимы»; позднее она была принята церковью как религиозный праздник.
Продолжается масленица одну неделю, непосредственно перед Великим постом, ее начало колеблется от 3 февраля (21 января) до 14 марта (1 марта). Отмечается масленица широко, в кулинарном отношении отличалась разнообразной выпечкой, прежде всего блинами. Кроме блинов, пекли много калачей, оладий, пирожков, готовили сладкие блюда. Готовили и употребляли также пиво и вино.
Пасха- главный праздник всех христиан. Пасхе предшествуют 7 недель Великого поста, последняя неделя которого называется Страстной. В Чистый четверг этой недели готовились к Пасхе - варили, красили яйца, пекли куличи, делали «пасху», варили пиво, брагу, мед. Яйцо является символом Пасхи-в нем зарождается жизнь.
Праздник Вознесения Господня отмечается на сороковой день после Пасхи специальными кулинарными изделиями. В этот день православные пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Перекладины символизируют лестницу, ведущую на небо.
В День мучеников Евстигнея, Канидия и прочих -18 августа (5 августа) - православные на Руси ели сыр и лук с хлебом, солью и квасом. Связки луковиц развешивались в комнатах для очищения воздуха.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа (15 августа) имеет радостный, светлый характер, Это время окончания жатвы, когда варили вскладчину пиво, убивали барана и пекли пироги, а затем приглашали соседей отмечать праздник за столом.
Гостевым праздником считается День святого Николая , 19 декабря (6 декабря), когда в каждом доме в изобилии веселящие пиво и брага, вкусные пироги и когда угощаться и тем и другим ходят друг к другу в гости.

БУДДИЗМ
Будда в переводе с санскрита означает «Просветленный», «Пробужденный».
В настоящее время большинство приверженцев буддизма проживает в Южной, Юго- Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде и Лаосе. Будда жил с 624 по 544 г.г. до н. э Основатель учения - принц по имени Сиддхартха Шакьямуни - будущий Будда. Ни в чем не зная нужды, жил он в роскоши дворцов; но однажды резко переменил свою жизнь и в 29 лет отправился на поиски истины. Принц стал бродячим отшельником (шраманом), одним из необходимых свойств которого было умение переносить голод. В возрасте 35 лет на него снизошло просветление, и он стал Буддой. Познав и роскошь, и аскетизм, Будда сделал выбор «срединного пути».
Буддийская кухня и здоровое питание:
Многие из людей, попробовавших еду в буддийских храмах, удивляются, как можно приготовить такие вкусные блюда, соблюдая при этом весьма строгие ограничения. Так, например, в пищу нельзя употреблять чеснок и зеленый лук, поскольку они воспламеняют разум, нельзя есть убитых живых существ.
Для пробуждения сознания и тела буддийская кухня старается полностью раскрыть вкусовые качества тех ингредиентов, которые позволены к употреблению. Предлагается следующая формула успеха:
1. Натуральные специи.
Один из секретов простого и одновременно уникального вкуса буддийской еды кроется в натуральных специях. Для приготовления пищи используются более 30 видов натуральных специй от грибного порошка до морских водорослей, порошка бобовых, корицы и др.
2. Клетчатка.
Буддийские монахи редко страдают от запоров, потому что едят приправленные овощи в большом количестве. Для приготовлений буддийских блюд все идет в ход, даже корни и кожура растений. Сырые овощи и обработанные овощи богаты не только клетчаткой, но и фитохимическими веществами, которые помогают предотвратить раковые и хронические дегенеративные заболевания.
и т.д.................

В настоящее время на земном шаре проживает более 6 миллиардов человек, и все они отличаются друг от друга не только языком, цветом кожи, национальностью, но и вероисповеданием.

Религия в современном обществе объективно представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов. Первым и центральным вопросом любой религии является вопрос веры. Религия представляет собой сложившуюся систему, существующую на основе теории (религиозного вероучения - в русском языке этому слову соответствует понятие «богословие») и практической деятельности. Существование религии невозможно без практики, основным и обязательным элементом которой является культ (от латинского - уход, почитание).

Вопросы питания в большей или меньшей степени как элементы культа присутствуют во всех религиях. Это запреты и ограничения (посты), обычаи, традиции и другие предписания.

Культура и традиции народов, связанные с питанием и национальной кухней, существенно зависят от религиозных верований. Еще И. М. Мечников в 1915 году писал, что многие народы сохранили кулинарные обычаи, предписанные правилами религии.

Религия влияла на жизнь верующих и изменяла традиции питания отдельных народов. Это влияние можно проследить по истории питания восточных славян до Крещения Руси и после него. Православные посты привели к появлению множества блюд из растительных продуктов и рыбы. Параллельно была вытеснена конина.

Верующим человеком религиозные предписания не обсуждаются, чего бы они ни касались. Пищевые предписания в своей основе имели и чисто экономическую основу - необходимость бережного расходования пищевых припасов; соблюдение постепенно вырабатываемых элементарных гигиенических правил имело жизненное значение.

Так постепенно жизнь первобытной общины регламентировалась системой различных запретов. Впоследствии, по мере развития общества, эти культы приобретали религиозную окраску. В итоге постам церковью было придано, по существу, новое содержание - не только и не столько физическое, но, прежде всего нравственное очищение.

Существует множество религий - от совсем малочисленных до национально-государственных (например, индуизм в Индии составляет основу религиозной жизни нации) и даже мировых, распространившихся за пределы культурно-национального очага, в котором они возникли, и имеющих огромное число приверженцев во всем мире. Мировыми религиями считаются буддизм, христианство и ислам: 1833 млн христиан; 971 млн мусульман; 732,8 млн индуистов; 314,9 млн буддистов.

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов, естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т. е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов. Таким образом определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи. Другой важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, - это технология приготовления пищи, способ ее обработки. Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага. Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь, устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить (на вертеле, решетке).

Вкусовые предпочтения и режим питания складывались также в зависимости от климатических и географических особенностей: южные народы при приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как правило, легкий, обед и ужин обильные.

Степень влияния религий на особенности национального питания у разных народов различна. Чаще всего церковные предписания и запреты органично вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм (их в стране подавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных, многие индуисты - строгие вегетарианцы. В результате у каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени являются религиозные предписания.

В Китае удивительным образом сложилась система религиозной практики. На равных в стране существуют буддизм, даосизм, конфуцианство. Если буддизм является одной из мировых религий, то две последние преимущественно распространены в Китае.

Жители Японии также исповедуют одновременно буддизм и синтоизм (национальная японская религия). Аналогичное положение существует во многих странах мира. Кроме того, внутри конфессий строгого единства нет. Христиане давно разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане - на суннитов и шиитов, внутри буддизма имеется несколько направлений и даже индуизм не однороден. Также можно наблюдать сочетание религиозного и национального в жизни людей, в том числе и в вопросах кулинарии. Взаимопроникновение национального и религиозного привело к своеобразию и неповторимости народов и особенностей их питания.

Зороастризм относят к древним религиям. Примерно с 1500 по 1200 гг. до н. э. жил наделенный даром предвидения пророк Зороастр (3аратуштра, или Заратустра), основатель этой религии. И в настоящее время 130150 тыс. человек в Иране, Пакистане, Индии и в некоторых других странах считают себя приверженцами зороастризма.

Уже тогда вопросам питания уделялось большое внимание: религией предписывалось не употреблять в пищу мясо, предварительно не удалив из него кровь. Регламентировалось праздничное меню - при встрече Нового года (Ноуруза) на праздничном столе обязательно должны находиться семь блюд (составляющих так называемую лорку) из миндаля, фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов.

Основателем даосизма считают мудреца Лао-цзы, хотя о нем самом почти ничего достоверно неизвестно. Учение возникло в веках до н. э. в Китае, и до настоящего времени многие китайцы исповедуют даосизм, хотя нет точных данных, сколько в современном Китае проживает последователей этой религии в настоящее время. Даосизм не относится к мировым религиям и распространен только в Китае. Современной китайской медициной используются принципы даосской диеты с лечебной и профилактической целями, а также для оздоровления организма. Важнейшее место в этом занимает пост (чжай). Отличительной особенностью поста даосизма является отсутствие единых, строго расписанных правил. Пост - это система самых различных предписаний и ограничений, касающихся не только пищи; это строгое соблюдение ритуалов, сдерживание эмоций и страстей («ограничения сердца») и воздержание от многих мыслей, желаний, слов, действий.

Чрезвычайно своеобразным является метод «девяти форм пищевого поста». В целом метод представляет собой путь совершенствования даоса (исповедующего даосизм), состоящий из 9 этапов. Общее правило питания, относящееся к его количеству, - непереедание, ненасыщение до конца, следование «золотой середине».

Конфуцианство также является одной из религий Китая. Конфуций (в китайском произношении звучит как Кунцзы, или Кунфуцзы, - мудрец Кун), основатель религии, жил с 551 по 479 гг. до н. э., т. е. приблизительно 25 веков тому назад. Учение Конфуция многогранно, оно представляет собой совокупность духовных и социальных норм, которые передаются из поколения в поколение вот уже почти 2,5 тыс. лет. Кроме Китая, конфуцианство исповедуется также в Японии, Корее, Вьетнаме, Сингапуре (хотя и не имеет там столь же широкого распространения). До 1913 года учение Конфуция в Китае оставалось официальной идеологией. Конфуций во всем проповедовал принцип умеренности, «золотой середины» и сам на практике придерживался этих принципов.

Будда в переводе с санскрита означает «Просветленный», «Пробужденный». В настоящее время большинство приверженцев буддизма проживает в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде и Лаосе. Будда жил с 624 по 544 гг. до н. э.

Кухня Китая, с конфессиональной точки зрения, представляет собой синтез предписаний даосизма, конфуцианства и буддизма. С одной стороны, согласно известной китайской пословице «Для жизни необходимо семь предметов: дрова, рис, масло, соль, соя, уксус и чай», кухня китайцев проста, с другой - для приготовления блюд китайцы используют самые разнообразные, в том числе и экзотические, продукты. Наряду с крупами, овощами, мясом, рыбой, птицей китайские повара готовят блюда из морских беспозвоночных животных, водорослей, побегов бамбука. А вот молоко и молочные продукты в Китае традиционно не употребляются. Г лавным продуктом питания является рис; без него не обходится практически ни одна трапеза. Рисовая каша готовится повсеместно и самыми различными способами, по существу заменяя хлеб. Основных видов рисовой каши две: сухая рассыпчатая и очень жидкая, составляющая основу китайского завтрака. Также популярны каши из кукурузы и проса. Основным источником белка служат бобовые и продукты из них; распространены соевое масло, соевое молоко, соевый творог (его существуют сотни рецептов), соусы и паста из соевых бобов. Популярны в Китае мучные изделия - лапша, лепешки разных видов, так называемые пампушки - паровые хлебцы, пельмени, печенье. Овощи играют большую роль в китайской кухне: капуста, картофель, лук, чеснок, помидоры, перец, шпинат, множество сортов редьки, зеленые стручки фасоли. Среди овощей наиболее популярна капуста. Молодые ростки бамбука едят вареными. Мясо не является самым популярным в Китае продуктом питания; большинство мясных блюд готовится из свинины, в то время как говядина и баранина пользуются меньшим спросом. Более широко китайская кулинария использует домашнюю птицу, прежде всего уток и кур, их яйца, а также рыбу и различные морепродукты - крабов, креветок, различных моллюсков - кальмаров, осьминогов, каракатиц, трепангов. Наиболее распространенный напиток в Китае - чай, который пьют повсеместно.

Синтоизм - национальная религия Японии, сложившаяся на основе местных верований древности. Синто, как называют его сами японцы, мирно уживается с буддизмом, пришедшим на острова с юга. В Японии средняя продолжительность жизни одна из самых высоких, поэтому интерес к особенностям питания японцев носит не просто познавательный характер. Используемые для приготовления пищи продукты отличаются разнообразием: прежде всего это растительные и морепродукты, разнообразные овощи, зелень, рыба морская и речная, птица, икра, яйца, сладости. Как и в Китае, рис у японцев является любимым и самым распространенным продуктом. В то же время японцы больше употребляют мясных блюд из говядины и свинины. Широко используют на островах капусту, в том числе морскую, и различные овощи - огурцы, баклажаны, репу, редис. Популярны соя и другие бобовые культуры, в том числе пророщенные. Первое блюдо принято готовить на основе специальным образом приготовленных, соевых бобов. Такой суп едят с вермишелью, мясом и зеленью. Основой второго блюда японцев чаще всего служит рыба, которую готовят чрезвычайно разнообразно или употребляют сырую, нарезав ломтиками. Особенностью национальной кухни японцев является широкое использование различных острых приправ, которые готовят из редиса, редиса и зелени. Также постоянны на столе японцев соленые и квашеные овощи, маринованный чеснок, соленые огурцы. Для приготовления блюд японской кухни применяются растительное масло и рыбий жир. В Японии принято пить зеленый чай.

Ведущей особенностью индуизма, по вопросам питания, является отношение к животным. Индуизм не однороден (специалисты выделяют брахманизм, бхагаватизм, вишнуизм, шиваизм и др.), но идея перерождения в индуизме - одна из центральных, она и определяет отношение человека к животным. Считается, что в одном из последующих перерождений человек может явиться на землю в обличье коровы, козы, обезьяны, буйвола или другого животного или птицы, т. е. индуист относится к животным как к священным существам, и ни при каких обстоятельствах не может причинить им вред, за исключением ритуала. Поэтому индуисты являются строгими вегетарианцами. Аюрведа (означает «знание о жизни» или, в более полном переводе, «знание о продолжительности человеческой жизни») является системой медицинской профилактики и заботы о здоровье , возникшей в Индии более 5000 лет назад. В учении Аюрведы вопросам рационального питания придается исключительно важное значение; считается, что основная причина болезней - плохое пищеварение. Вот основной тезис учения: способность эффективно усваивать пищу позволяет даже от яда получать пользу, в то время как лечебный бальзам при нарушенном пищеварении может нанести непоправимый вред (и даже привести к смерти). Поэтому нет пищи хорошей или плохой, все зависит от способности организма усваивать пищу и извлекать из нее необходимые вещества. Эта способность усваивать и извлекать определяется интенсивностью пищеварения.

Система питания Аюрведы необычна, в ней не рассматриваются привычные нам понятия, например, вообще не говорится о жирах, углеводах, белках и витаминах, Считается, что для построения правильной диеты необходима лишь информация о пище, организм сам обладает необходимыми инструментами для получения этой информации: первичная информация о пище заложена в ее вкусе. Аюрведа различает шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. Сочетание и представительство вкусов определяет питательную ценность пищи. Сбалансированное, согласно аюрведическому принципу, блюдо должно содержать все шесть вкусов, тогда происходит оптимальное расщепление компонентов пищи и их усвоение организмом.

Кроме того, диета построена на основе гармонии с окружающей природой; она практически вегетарианская. Недостатком ее современные специалисты считают недостаточно разнообразный перечень продуктов, не способный полностью удовлетворить все потребности взрослого организма.

Система йогов, также известная благодаря Индии, пропагандирует внутреннее очищение с помощью чистой пищи. Йоги рекомендуют свести к минимуму или исключить все продукты животного происхождения (мясо, рыбу, яйца, птицу и все изделия из них), за исключением молока и меда. Мясная пища вызывает гниение в кишечнике. Употребление мяса, по их мнению, способствуют преждевременному половому созреванию, но и способность к половой жизни исчезает у мясоедов раньше , чем должно быть. Однако йоги не считают вправе навязывать свои правила другим людям, в частности европейцам.

Йоги рекомендуют естественную пищу, прежде всего, растительные продукты - все овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды, зелень, бобовые, крупы, орехи, семечки, мед, отвары и настои из трав. Также рекомендуется возможно меньшая (щадящая) кулинарная обработка продуктов, в идеале - сыроедение, хотя допускается использование печеных и вареных, но не жареных и копченых продуктов. Посуда и для приготовления пищи, и для еды в идеале должна быть глиняной, фарфоровой или стеклянной. Йоги не рекомендуют есть чаще 2-3-х раз в день, последний раз - в 18 часов (6 ч вечера). Завтракать утром нужно легко, после физической зарядки, следуя общему правилу - есть тогда, когда испытываете чувство голода. Неправильно запивать пищу жидкостью, нужно хорошо жевать. Девизом йогов может быть: «Пить твердую пищу и жевать жидкую». Очень вредным считается переедание, лучше недоесть, а из-за стола нужно вставать с чувством легкого голода. Важно знать правильное сочетание пищевых продуктов.

Основу питания индусов составляет растительная пища, т. к. не только убить животное, но и причинить ему вред не может человек, убежденный в переселении душ. Молоко же (преимущественно кислое) распространено довольно широко. Из растительных продуктов чаще используются рис, кукуруза, горох и другие бобовые, а также овощи, в том числе картофель. Наиболее популярным блюдом считают плов, который варится с овощами и бобовыми и небольшим количеством растительного масла. В Индии распространены различные приправы и специи, за которыми, как известно, устремлялись со всего света (красный и черный перец, мускат, гвоздика, корица, горчица, мята, петрушка, укроп, шафран и другие); все национальные блюда неизменно готовят с большим количеством перца. Источником белка для индусов служат орехи, бобовые и молоко. Фрукты (яблоки, абрикосы), ягоды и бахчевые культуры также играют заметную роль в питании индусов.

Иудаизм - религия еврейского народа с соответствующим числом верующих. Основателем иудаизма является пророк Моисей, родившийся в египетском плену. Сам Моисей, как и в последующем Иисус Христос, постился 40 дней. Предписания, касающиеся питания евреев, определены, прежде всего, соответствующими главами Ветхого Завета

Вся пища у евреев делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Кашрут (дозволенность или пригодность) - понятие, чаще всего связанное с вопросом об употреблении той или иной пищи. К разрешенным, «чистым», млекопитающим относятся жвачные парнокопытные - как дикие, так и домашние; в то время как животное, наделенное лишь одним из этих признаков (например, свинья - парнокопытное, но не жвачное), является «нечистым», т. е. запрещенным. С другой стороны, свинья считается «нечистым» животным, т. к. в нее вселился дьявол. Запрещено есть мясо верблюда, тушканчика, зайца, свиньи, пресмыкающихся, некоторых птиц. Нельзя употреблять в пищу мясо хищных птиц, а также болотных и водоплавающих (кроме гуся и утки). Из рыб разрешено есть тех, которые имеют хотя бы один плавник и легко отделяемую чешую.

Если пищевые предписания многих религий делят продукты на «чистые» и «нечистые», то в православном христианстве нет абсолютных запретов на употребление отдельных продуктов. Пищевые предписания связаны с постами и носят временный характер, что является принципиальным отличием христианства от других религий.

В христианской религии прослеживается разумный принцип умеренности с отказом от крайностей. Святой Максим Заповедник подчеркивал: «Не пища зло, а чревоугодие»: Это положение согласуется с современными медицинскими представлениями о питании и здоровом .

В православном церковном календаре около 200 дней отведено постам. Каждому верующему предписано поститься по средам и пятницам в течение всего года. Помимо этого, существует четыре многодневных поста - Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Особенность постов в том, что они постепенно готовят человека к строгому вегетарианскому питанию. Так, в первую подготовительную неделю Великого поста не постятся в среду и пятницу, в последнюю неделю - сырную - исключается мясная пища, но разрешается есть молоко, сыр, яйца.

Каждый пост предшествует большому христианскому празднику: Великий - Пасхе, Рождественский - Рождеству, Петров - дню святых Петра и Павла, Успенский приурочен к Успению Пресвятой Богородицы.

Если рассмотреть посты с точки зрения питания, то окажется, что в эти периоды верующему предписано придерживаться вегетарианской диеты с различной степенью строгости вегетарианства. В любой пост можно есть овощи и фрукты в любом виде, картофель, блюда из рыбы (некоторые посты не разрешают рыбу), грибы, хлеб, блины, пироги, макароны, каши. Все блюда в постные дни готовятся на растительном масле. Из пищи исключаются мясные и молочные продукты, яйца, животные жиры (сливочное масло, сало).

Православные посты по пищевым предписаниям делят на пять основных категорий, которые содержат элементы рационального питания.

1. Строжайший пост - запрещена любая пища, допустима только вода. В диетологии это соответствует кратковременному .

2.Пост с «сухоедением» - разрешена невареная растительная пища, что частично соответствует теории сыроедения.

3.Пост с «едением сварения» - разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой обработке, но без растительного масла. Этот тип поста полностью соответствует строгому вегетарианству.

4. Пост с «едением сварения с елеем» - разрешается применение растительного масла для приготовления вегетарианской пищи.

5.Пост с «едением рыбы» - разрешено потребление наряду с растительной пищей и растительным маслом рыбы и рыбных продуктов.

Церковным уставом оговорены также дни однократного приема пищи. В посты нельзя употреблять мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, кондитерские изделия с включением масла и яиц.

Надо сказать, что строгий пост - не для всех. Отношение к соблюдению поста детьми должно быть таким же, как к вегетарианству. Это полностью совпадает с установлениями церкви. Православная церковь «не возлагает правил пощения во всей полноте на детей и больных, немощных и престарелых». Посты, учрежденные христианской церковью как средство, содействующее возвышению духа над плотью, заслуживают внимания и должны поощряться.

По мнению врачей-диетологов, посты, хотя и вызывают отклонения от сбалансированного питания , но не наносят вред здоровью и даже целесообразны с учетом современных взглядов на значение периодического нарушения баланса питания.

В дни великих праздников предусматривается разнообразная и высококалорийная пища.

Посты соблюдают не только православные, но и мусульмане, и иудеи. Условия мусульманского поста более суровые и строгие, чем у православных: пост предписан для мусульман на весь месяц рамазан. В течение всего этого месяца в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть, купаться, курить, принимать лекарства.

В крупнейших протестантских религиях - лютеранстве, англиканстве, методизме - нет регламентации питания. А у адвентистов седьмого дня запрещается употребление свинины, кофе, чая и алкогольных напитков.


...поговорим о том, как процесс приготовления пищи влияет на сознание человека.

Женщина не просто готовит пищу, она готовит себе свое будущее.

И чем более вкусно она приготовит, тем более счастливое будущее ее ждет.

Замешивание теста

Замешивание теста имеет глубокое внутреннее значение. Мука, вода, соль и специи - это различные отношения супругов, родственников и их детей. Чем дольше и качественнее их замешивать, тем крепче будет семья и сплоченнее отношения. Если замесить некачественно, то глубокой связи не будет, и члены семьи будут уходить по своему пути развития.

"Мучной гороскоп"

Женщина должна вложить все свои усилия и всю свою любовь в процесс замешивания теста. Так она формирует свой гороскоп. Мука олицетворяет собой звезды, специи - благоприятные качества планет, а готовое блюдо - астрологическую карту женщины. Поэтому по готовому блюду можно понять ее карму.

Огонь судьбы

Огонь олицетворяет судьбу, и когда он касается пищи, судьба женщины решается окончательно. Необходимо тщательно следить, чтобы пища не пригорела. Если это всетаки случилось, значит огонь хочет, чтобы женщина повторила этот медитативный процесс приготовления.

Очень благоприятно, когда жена зовет мужа на кухню зажечь огонь. Это привносит в процесс приготовления священный настрой. Огонь, зажженный мужем, поможет женщине в приготовлении пищи и защитит ее от ошибок. Огонь, зажженный самостоятельно, будет мешать приготовлению, как еще одна женщина на кухне.


Длительность приготовления

Если женщина готовит пищу не спеша, то и мужчины захотят с ней длительных отношений. Но если она тороплива, или вообще пренебрегает этой обязанностью, то у мужчин тоже не возникнет постоянных чувств. Женщины, помните, если на кухне нет еды, значит и мужчина скоро о вас перестанет думать, а ваши отношения превратятся в торопливые связи.

Разнообразие пищи

Если питание не разнообразно, то и отношения становятся сухими и скучными. Каждое дополнительное блюдо - это подарок для мужа. Так вы вызовете в его сознании ответное желание делать вам подарки. Насколько вкусным будет дополнительное блюдо, настолько богатый подарок захочет сделать вам ваш супруг.

Соотнешение усилий таково: 7 раз хорошо приготовленный обед для мужа вызывает в его сознании желание сделать один подарок. Поэтому женщина не должна торопиться со своими просьбами, а лучше ей выжидать накопления позитивного настроения в сознании мужчины. Торопливость в этом деле вызывает лишь ответное раздражение.


Обеденный стол

Ваша жизнь будет выглядеть так, как выглядит ваш обеденный стол. Украшайте его как можно дольше и лучше, и ваша жизнь тоже станет вкусной и прекрасной.

Чем меньше на вашем столе пустого места, тем меньше опустошонности вас ожидает в жизни. Свободное место говорит о том, что вы не готовы отдать все свое сердце своей семье. Заполните стол полностью, чтобы и в вашем сердце не осталось никакой пустоты и места для прочных мыслей и желаний.


Внутренняя красота

Кроме того, настоящая красота женщины выражается в красоте ее кулинарного искусства. Это ее внутренняя сущность, и так можно легко понять ее природу. По формам тела будущее так просто не определишь, но по простому обеду в доме будущей супруги можно легко догадаться, что вам "грозит" на всю последующую жизнь.

Магия перемешивания

Женщине нужно помнить, что, перемешивая пищу, она доллжна желать счастья всем членам семьи и медитировать на крепкие отношния. Мешать пишу против часовой стрелки опасно, так как в эзотерических практиках это применяется для того, чтобы вызвать разрыв во взаимоотношениях. Но если это на благо своего собственного мужа (а такое случается не редко), то можно и попробовать, но не увлекайтесь этим, лучше сядьте и поговорите с мужем о сущетвующих проблемах.

Волшебный голод

Пища становится очень вкусной для того, кто очень проголодался. Поэтому женщина не должна вводить в привычку частые перекусы. Не чатые, но полноценные приемы пищи сохронят у членов семьи вкусовые ощущения на всю оставшуюся жизнь. Иначе вкус вашей пищи постепенно обесценится, и ваши отношения, как следствие, постепенно расстроятся. Все будут искать новый вкус на стороне.

Психологи утверждают, что пища, которую употребляют бедные, всегда более вкусна. ибо голод пораждает вкус, но это редко случается среди богатых. У людей состоятельных обычно слабое пищеварение, тогда как у бедных могут перевариваться в желудке даже ржавые гвозди.

В буддийских писаниях говориться, что питаться три раза в день соответствует животным, два раза в день - людям, один раз в день - святым. При двухразовом питании сознание не концентрируется на еде, а при трехразовом - концентрируется.


Не просто вкусная, но здоровая

Вкус пищи не в самой пищи. а в нашем отношении к ней. Можно есть только самую изысканную пищу, но если наш ум раздражен и обеспокоен, то она покажется безвкусной. Более того, такая пища станет для нас ядом.

Поэтому принимать пищу можно только в спокойном сотоянии сознания. Об этом и должна позаботиться женщина. Все активные действия могут бать отменены в обеденное время. Выключены телевизоры, компьютеры, телефоны. Газеты отложены, книги закрыты, дела остановлены на приемлемой стадии, так, чтобы олин час о них не надо было вспоминать.

Такая концентрация на приеме пищи приведет к оздоровлению физичекого и психического состояния всех членов семьи. В этом случае жена выступает в роли врача, и от ее решительности будет зависить здоровье ее любимых. Если же она не позаботится об этом, в семье постепенно появятся хранические заболевания, и сама она будет постоянно испытывать недомогание.


Все есть пища

Под пищей подразумеваются все чувственные удовольствия. Форма - это пища для глаз, запах -это пища для носа, касание - пища для кожи. Опытная дена заботится, чтобы все эти виды пищи были изысканными и наполнили дом в должном количестве.

Поэтому для женщины приготовление пищи не останавливается ни на минуту. Она постоянно заботится о том, чтобы чувства всех членов семьи были удовлтворены и успокоены. Материнская забота способна наполнить чувства человека возвышенным удовлетворением.

Современными психологами доказано, что вкусная еда, приятная музыка и любовные отношения воздействуют на одни и те же области мозга. Хотите, чтобы в доме была любовь? - Пусть в нем всегда играет приятная музыка и готовится ароматная и привлекательная пища.

Кроме того, психологи утверждают, что вид прекрасной женщины связан с центром в мозге, который отвечает за желание зарабатывать деньги. Поэтому женщина всегда должна выглядить прекрасно. Это ее оружие, и это ее защита от разорения. Ничто не может справиться с мужской ленью, кроме природной красоты женщины.

Если соблюдать эти правила, чувства родных и близких будут наполняться любовными и дружественными эмоциями.


О посуде

Чистая посуда говорит о чистом сознании женщины. Когда женщина омывает домашнюю посуду, она отмывает свое сердце от корыстных желаний. Это самый верный способ достичь счастья в семейной жизни. В современной семье никто не хочет мыть посуду. Это значит, что корысть преобладает. Вряд ли можно рассчитывать на счастье в такой атмосфере.

Не вымытая на ночь посуду равнозначна незакрытой на ночь входной двери. Счастье и богатство уйдет из этой семьи. Хорошая хозяйка не потерпит горязной посуды даже во время приготовления пищи. Это ее способо позаботиться о благосостоянии своей семьи.

Посуда обладает особым притяжением. Чистая посуда притягивает в дом хороших гостей, а грязная - плохих. Так можно легко определить, стоит ли в этом доме оставаться на долго. Если посуда не отмыта, лучше уйти из этого дома до захода солнца.


О покупке

Когда женщина покупает продукты. она покупает будущие дни счастья для своей семьи. Каждый свежий, красивый, спелый и приятно пахнущий овощ или фрукт - это день счастливой и спокойной жизни в этой семье. Мужчина со своей стороны должен обеспечить женщину деньгами, чтобы она могла выбирать самые качественные продукты на рынке.

Продукт выбирается сначала на глаз, затем на запах, затем на руку. Одним словом, он сначала должен понравиться на вид, затем его надо понюхать, чтобы понравился его запах, и после этого потрогать, чтобы понять вялый он или плотный.

Семья, в которой экономят на продуктах, становится бедной и несчастной, так как экономия на продуктах - это экономия на счатье своих собственных родственников.

Однако и большие неоправданные расходы тоже могут испортить все дело. Перебор в тратах приводит к ленности. Дети и муж не захотят активно трудиться на благо семьи. Так что и в этом случае придерживайтесь золотой серидины.


Освящение пищи

Если пищу не освятить, она будет темной. Темная пища приводит к помрачению рассудка членов семьи. Как в темноте, человек будет спотыкаться и падать, так и члены семьи, поев неосвященной пищи будут постоянно совершать шлупости и принимать неверные решения.

Муж будет путать других женщин со своей женой и отдавать деньги на необдуманные проекты. Дети выберут неправильных супругов. А животные могут даже укусить самого хозяина.

Освятите дорогу своей семье, освятив свою пищу на домашнем алтаре.


Остатки пищи

У хорошей хозяйки пища не остается. Если пища остается, значит она невкусная.


Тот, кто выкидывает остатки пищи, выкидывает свою удачу. Необходимо есть так, чтобы пища не пропадала. Не ешьте все сразу. отложите часть на потом. Глаза два, а желудок один, поэтому положите столько, сколько нравится глазам и отделите ровно половину. Это как раз столько, сколько надо вашему желудку. А если съесть все-таки не получилось, накормите любого человека или, в крайнем случае, животное.

А. А. Брумберг, врач-диетолог, ГБУЗ «Городская клиническая больница № 52 Департамента здравоохранения города Москвы»

В настоящее время все больше и больше людей обращается к своим истокам, открывает для себя национальные традиции, культуру, религию. В рамках каждой из известных религий существует свод правил и законов, регламентирующих такую важную часть нашей жизни, как питание, начиная от перечня разрешенных и запрещенных к употреблению продуктов, способов их обработки и заканчивая режимом питания.

Каждый народ является носителем своей специфичной традиции и культуры питания, в формировании которой, наряду с характерологическими и культурными особенностями того или иного этноса, огромную роль сыграло влияние религиозных верований.

Законы питания иудеев

Например, в иудаизме пища должна быть кошерной («пригодной», «подходящей»), то есть разрешенной к употреблению, отвечающей требованиям кашрута — еврейских законов об употреблении пищи. Кошерными называются все продукты и их сочетания, которые разрешены Торой (главной священной книгой евреев, известной христианам как «Пятикнижие Моисеево») и еврейской традицией в пищу евреям.

Принципы кашрута: кошерный скот определяется как имеющий раздвоенное копыто и жующий жвачку (свинина, например, исключена из рациона, так как свинья не является жвачным животным), кошерная рыба должна обязательно иметь чешую и лучевые плавники (моллюски и ракообразные запрещены). Птицу иудеи употребляют в пищу только домашнюю (куры, индейки, перепела, утки), кошерность которой подтверждена традициями. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попали некошерные продукты.

Особое внимание в иудаизме отводится правилам забоя скота и птицы. Они жестко регламентированы. Шхита — ритуальный забой млекопитающих и птиц для еды в соответствии с требованиями кашрута. Выполняет забой шохет («ритуальный забойщик») — религиозный еврей, прошедший специальную подготовку. Одним быстрым движением острого клинка (шалефа) он должен рассечь животному трахею, пищевод, общую сонную артерию, яремную вену и блуждающий нерв. В результате в мозгу жертвы мгновенно падает кровяное давление и происходит необратимая потеря сознания. Согласно иудейским религиозным источникам, животное в этом состоянии нечувствительно к боли и обескровливается мягким, быстрым и точным действием.

Поскольку Тора запрещает употреблять в пищу кровь животных и птиц, мясо замачивают в воде, а затем помещают на специальные доски для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь, затем мясо тщательно промывают. Не годными в пищу считаются и яйца с наличием крови в эмбриональном мешке.

В иудаизме существуют правила употребления разрешенных видов пищи. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами. Даже если какое-то количество молока во время приготовления пищи случайно попадет в мясной бульон, этот бульон непременно нужно будет вылить. Все дело в том, что кошерная кухня строго подразделятся на две части: мясную и молочную. Для приготовления мясных и молочных продуктов используется не только отдельный кухонный инвентарь и посуда, но и отдельные помещения, особенно на предприятиях общественного питания.

Некошерными считаются все те продукты, которые запрещены. Например, белужья икра некошерна, а лососевая кошерна. Исключением из этого правила является мед, продукт некошерного насекомого, который разрешен к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.

В иудаизме есть несколько постов, во время которых верующие должны соблюдать определенные правила, в том числе и в отношении питания. Самый важный праздник, день поста в иудаизме — Йом Кипур (День Искупления). Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (национальный день траура еврейского народа), продолжается от захода солнца до появления звезд вечером следующего дня, то есть более 24 часов. В это время запрещается прием пищи и питие. В преддверии поста Девятого Ава проходят три траурные недели. В течение последней недели нельзя употреблять в пищу мясо и вино.

Менее строгие посты в иудаизме, в которые запрещены еда и питье: 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза, Эстер, пост первенцев перед праздником Песах. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звезд.

Продуктовый кодекс ислама

Религиозные традиции ислама также имеют непосредственное влияние на культуру питания верующих. Формирование пищевого рациона мусульман происходит исключительно по правилам, предписанным Кораном (священной книгой мусульман, сводом откровений, произнесенных от имени Аллаха пророком Мухаммедом) и Сунной (жизнеописанием пророка Мухаммеда).

В исламской религии действует принцип: разрешено (халял) все, что явно не запрещено (харам). Соответственно, пища, употребляемая в пищу мусульманами, должна быть халяльной.

Мусульмане не употребляют в пищу кровь, мясо животных, которые умерли своей смертью, были забиты не в соответствии с мусульманской религиозной традицией, и нечистых животных: свинину, мясо хищников, всеядных животных и т. д.

Согласно мусульманским традициям мясные продукты необходимо изготавливать по специальной технологии, предусматривающей щадящее отношение к животному во время убоя. По ритуалу перед перерезанием у животного сонной артерии необходимо читать молитву. При изготовлении халяльной продукции важно соблюдать определенные технические условия, например, в производстве готовой мясной продукции использовать только охлажденное мясо и пр. Животные, используемые в производстве мяса халяль, должны быть выращены на экологически чистом корме, исключающем гормональные добавки, а в мясопродуктах должна отсутствовать соя и трансгенные добавки. При перевозке готовой халяль-продукции в розничные магазины товар должен быть отделен от остальной продукции.

В исламе большое значение придается совместимости продуктов и готовых блюд, а также ритуалу не только приема пищи, но и питья воды. Недопустимым считается пить стоя, торопясь, одним большим глотком. Нужно по возможности сесть и выпить воду в три приема, причем количество глотков последовательно увеличивается от одного до пяти. Еду и питье принято брать правой рукой. С особым уважением мусульмане относятся к хлебу и хлебным крошкам, считают его священным продуктом.

Согласно религиозным традициям мусульманам не следует включать в свой рацион преимущественно мясные продукты. При этом не рекомендуется исключать мясо из рациона более чем на 40 дней. Вареное мясо не следует смешивать с жареным, а блюда из свежего мяса с соленым или вяленым.

Начинать и заканчивать трапезу мусульманам следует солью. Этот продукт мусульмане считают хорошим средством для уничтожения микробов. Они убеждены, что щепотка соли до еды очищает рот от микробов, готовит его для принятия пищи.

Пищевое поведение мусульман во время поста, так же как и у верующих других религий, должно соответствовать строгим правилам. Однако распространяются они больше на время принятия пищи, нежели на ее количество или состав. Например, во время главного поста — Рамадана (длится один месяц) — запрещается вкушать пищу от восхода солнца до заката, причем соблюдать это правило следует очень строго, даже во время покупки продуктов на рынке днем их категорически запрещается пробовать.

Питание в православный пост

В правилах, регламентирующих питание в христианстве, особая роль отводится постам. Именно поэтому важно рассмотреть особенности рациона и режима приема пищи в каждый православный пост.

В Русской православной церкви посты делятся по длительности на однодневные и многодневные (общее количество постных дней в году приближается к 200), а также по строгости, то есть по степени возлагаемых ограничений. Одна из форм воздержания в православных постах — это воздержание от пищи и питья — ограничение в принятии продуктов питания различного происхождения.

Однодневные посты (среда и пятница) как бы играют роль разгрузочных дней в недельном цикле, а многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) — в годовом цикле. Кроме того, посты грамотно готовят организм к смене времен года. Так, Великий пост очищает организм от шлаков, готовит его к лету, Успенский пост — переход к осени, Рождественский — к зиме.

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен во вспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует исключение рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, — рыба.

Также к однодневным постам относятся: Крещенский сочельник (18 января), накануне Крещения Господня; Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), это день памяти и гибели великого пророка Иоанна; Воздвижение Креста Господня (27 сентября), память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого.

Однодневные посты — дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Особое значение Церковь придает Великому посту, который предваряет Пасху. Начинается он в Прощеное воскресенье и продолжается 49 дней. Великому посту предшествует подготовительный период, так называемые седмицы (недели). Первая неделя о мытаре и фарисее — ограничений на пищу здесь не вводится. Вторая неделя посвящена притче о блудном сыне. Третья неделя — мясопустная (масленичная неделя, сырная седмица).

Последняя подготовительная к Великому посту неделя является примером постепенного перехода к строгому посту. На этой неделе исключается из рациона мясная пища, но разрешается молоко, сыр, яйца, масло, т. е. в рацион включаются полноценные животные продукты — источники белков, жиров и углеводов, компенсирующие отсутствие в рационе мясных продуктов.

В 2015 г. Великий пост начинается 23 февраля, а заканчивается 11 апреля. Во время Великого поста на верующих, при полном соблюдении его, накладываются очень суровые ограничения. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи); вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом. Впрочем, и наиболее строгий Великий пост нельзя считать полностью вегетарианским: в Благовещение и в Вербное воскресенье разрешается включать в рацион рыбные блюда, а в Лазареву субботу разрешена рыбья икра. В страстную пятницу (10 апреля) нельзя есть до выноса плащаницы.

Петров, или Апостольский, пост — строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно принимать горячую пищу без масла. В остальные дни — рыбу, грибы, крупу с растительным маслом.

В Успенский пост рацион православных христиан должен быть таким: понедельник, среда, пятница — сухоядение; вторник, четверг — горячая пища без масла; в субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье устраивается в том случае, если он приходится на среду или пятницу.

Рождественский (Филиппов) пост проходит в конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова. Устав о пище этого поста (до дня святителя Николая ) совпадает с уставом Петрова поста. Если праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпразднества Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднество нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье разрешена пища с маслом.

В сочельник нельзя принимать пищу до появления первой звезды, после чего принято есть сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология» со скидкой 10%!

Разнообразие блюд

Несмотря на то что в христианской религии предусмотрено соблюдение большого количества постов (а значит, ограничений), рацион православного христианина достаточно разнообразный.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приводится описание обиходного постного крестьянского стола:

«Редька пластами (ломтики) с маслом; вареная волнуха; горох; пироги ни с чем, вприхлебку с суслом; кисель с маслом или суслом; пирог с заварной капустой или грибами; ломтевой картофель с уксусом; похлебка из конопляного сока с груздями; вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша; жженая картошка; соленые огурцы, грузди и капуста; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд); пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле; гороховый кисель с маслом; кисели: пшеничный и овсяный с сытой или квасом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупой; блины, шанежки, оладьи; мерзлая брусника и клюква, мед; пирог с одной малиной или маковник с медом; заедки: орехи, пряники, изюм, травник».

А в дни постов, когда православным христианам разрешаются рыбные блюда, рацион становится еще более разнообразным. Так, в «Домострое» пишется, что «в Великий пост к столу подают: хлебцы постные, икру паюсную, икру осетровую осеннюю да икру осетровую свежую, икру стерляжью, печень щучью простую, кашку с белорыбицей, печень лосося, кашку с судаком, кашку стерляжью, кашку с севрюгой, кашку с белугой свежей, печень осетровую свежую, печень белужью слабосоленую, печень осетровую сушеную и белужью, снетки да сущик, пласточки карасевые да язевые, икру вареную, икру жареную, тешку осетровую да тешку свежесоленую, визигу в уксусе, стерлядь бочечную, языки сырые, стерлядь вяленую, тешку осетровую, тешку белужью, языки белужьи, осетрину шехонскую, лапшу гороховую, пшено с маковым маслом, целый горох да горох лущеный, двойные щи, блины да пироги с варением или луком, да пироги подовые с маком, да кисели и сладкие и пресные».

В «рыбные дни», например, Успенского поста меню, описанное в «Домострое», еще более соблазнительно:

«Подается капуста кислая с сельдями, икра различная ставится рядом, белужья спинка вяленая, лососина с чесноком подается дольками, осетрина шехонская, белорыбица, семга сушеная, спинка осетрины да стерляжья, сельдь на пару, щуки на пару, стерляди на пару, лещи на пару, спинка семужья, спинка белорыбицы и прочих рыб спинки подаются на пару, студни рыбные с шафраном, уха из окуней запеченных черная (остудить ее), уха рядовая горячая, уха щучья, уха стерляжья, уха карасевая, уха окуневая, уха из плотиц, уха из лещей, тавранчук осетровый, а в промежутке меж разных ух подаются рыбные колобки и стерлядь, рыбные блюда, пироги, пирожки в ореховом масле, пироги подовые пряженые с горошком, оладьи в ореховом масле кислые, пироги подовые кислые с горошком, пироги большие с маком на конопляном масле с горошком, да большой же пирог с маковым молочком, да с сочнями пирог с визигой тоже большой, пирог с сигами да с сомом или с сельдью пирог пряженый, — а всех их переложить блинцами».

В книге Е. И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» (1901 г.) обширная глава «Постный стол» содержит рецепты приготовления различных блюд, рекомендуемых во время постов и меню, — почти 80 вариантов постных обедов.

Все вышеперечисленное подтверждает, что пища во время поста может и должна быть разно- образной.

Пост с позиции диетологии

При рассмотрении рациона питания, соблюдаемого во время Великого поста, с точки зрения диетологии первое, что стоит отметить, — это отличная возможность разнообразить свой рацион новыми натуральными продуктами растительного происхождения и вкусными полезными блюдами. Верующим разрешено употреблять в пищу овощи, грибы, фрукты, ягоды, крупы, орехи, мед. Это продукты растительного происхождения, которые очень полезны для организма современного человека, так как они являются основным источником биологически активных компонентов, большого количества пищевых волокон, калия, витамина С и бета-каротина, имеют низкое содержание холестерина и насыщенных животных жиров. Но в пост запрещено включать в рацион продукты животного происхождения — мясо, молоко, сливочное масло, сыр, творог, яйцо, ограничивается потребление рыбы. Таким образом, человек недостаточно получает с пищей железа, цинка, витамина В12 , D, кальция.

С исключением из рациона белковых продуктов животного происхождения уменьшается количество основных источников триптофана, незаменимой аминокислоты, которая является предшественницей серотонина. А это может привести к снижению иммунитета, активности, плохому настроению, вялости и апатии, депрессии. Поэтому необходимо сбалансировать рацион растительными источниками триптофана: бобовыми, грибами, орехами.

Необходимо подчеркнуть, что детям, беременным и кормящим женщинам, больным людям противопоказано строго выполнять все требования поста.

Перед тем как начать соблюдать пост, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Строгий пост не для всех!

Из «Настольной книги священнослужителя» (1977 г.): «…православная церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на детей и больных, немощных и престарелых. Церковь предусматривает по немощи телесной, или по крайней необходимости, или по трудности времен соответствующее применение принципа церковной икономии (снисхождения) согласно авторитетному суждению и пастырскому попечению епископа поместных церквей».

Если человек болен и хочет соблюдать пост, то ему необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Некоторые ограничения или замена продуктов питания могут нанести вред организму.

Здоровому человеку соблюдать пост не сложно при условии соблюдения основных рекомендаций во время поста:

  • Поскольку существует запрет на мясо, птицу, рыбу, молочные продукты и яйца, то для профилактики дефицита белка включайте в рацион питания белок растительного происхождения — это все соевые продукты (их ассортимент очень широк: от мяса до йогуртов), бобовые, орехи, семечки, различные злаковые и каши, изделия из муки грубого помола.
  • Ежедневно включайте в рацион различные каши, макаронные изделия и картофель как источник энергии.
  • Употребляйте в пищу растительные масла (1-2 ст. л.), следите за жирностью рациона.
  • Ешьте овощи и фрукты в количестве не менее 500 г ежедневно.
  • Для профилактики обострения весенней депрессии необходимы блюда из бурого риса, пшена, гречи, сои, чечевицы, а также финики, бананы и арахис.
  • Принимайте витаминно-минеральные комплексы.
  • Соблюдайте питьевой режим.
  • Помните, мед и сухофрукты в рационе являются источником витаминов и микроэлементов.
  • Питайтесь не реже 4-5 раз в сутки.
  • Разнообразьте свой рацион во время поста и не употребляйте блюда и продукты, к которым испытываете неприязнь.
  • Обязательно высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе.

Завершение поста

При выходе из поста будьте умеренными при употреблении мясной и жирной пищи. Постепенно возвращайте ее в свой ежедневный рацион. Помните, что в организме к концу поста уровень ферментов, расщепляющих белок, минимален, а продукты гниения белков в кишечнике могут вывести вас из рабочего графика. Неслучайно после поста на Пасху православные христиане дарят друг другу пасхальные яйца — культовый продукт. Отварное яйцо — это сбалансированный продукт, который стимулирует активность пищеварительной системы после многодневного ограничения.

Пост — это диета?

Вопрос, можно ли использовать соблюдение поста как ограничительную диету для снижения веса, является некорректным не только с этической и теологической точки зрения, но и с точки зрения абсолютно материалистического, медицинского подхода. Дело в том, что цель ограничительных мероприятий, накладываемых Церковью на верующих, заключается в направлении их по пути духовного развития через послушание и смирение. Святитель Василий Великий говорил в «Беседах о посте»: «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

Люди давно заметили, что здоровье тела и здоровье духа - вещи тесно связанные и друг от друга зависящие. Каждая из великих мировых религий на протяжении многих веков сформировала свой, особый подход к правильному питанию, поддерживающему человеческую жизнь.

Конечно, учителя веры при этом исходили из духовных посылов, далеко не всегда имеющих рациональное объяснение. Как и во что верить - личное дело каждого, здесь давать советы никто не в праве. Но некоторые принципы в отношении к пище насущной, сложившиеся в разных доктринах, являются вполне разумными с точки зрения диетологии. Попробуем применить их для пользы тела.

Христианство и культура питания

Для души. В христианстве нет тотальных запретов, связанных с едой. В целом можно все. Ограничения касаются только отдельных периодов времени - постов. Разные конфессии сформулировали различные правила воздержания от тех или иных продуктов. Например, в православном календаре 4 многодневных поста, предшествующих великим праздникам. Есть и однодневные: среда и пятница каждой недели, за исключением седмиц - праздничных периодов, следующих за большими церковными датами.

Согласно церковному уставу пост предполагает отказ от пищи животного происхождения (мяса, молочных продуктов, яиц), а также сдобного хлеба и сладостей. В некоторые дни разрешена рыба. Конечно, пост - не диета. Это особое время, посвященное усердному служению Богу и усиленной молитве. Но на заре существования церкви, когда и сложилась традиция, чтобы добыть мясо к столу и приготовить его, нужно было. потратить много сил и времени. А растительная пища была буквально "под ногами" - бери и ешь. Отказ от мяса позволял освободиться от лишних забот и переключить мысли на другое.

Для тела. Нерелигиозный человек вполне может отыскать физиологическую пользу в православном подходе к питанию. То, что мучное и сладкое - еда скорее для праздников, чем для будней, знают все, хотя и не все этому принципу следуют. С белками, необходимыми организму для нормального функционирования, сложнее: они являются строительным материалом для мышц, обеспечивают работу мозга, формируют ферменты, отвечающие за нормальный ход всех процессов.

И все-таки периодически полезно давать передышку пищеварительной системе, исключая продукты животного происхождения из своего меню. Обилие мясного и молочного на столе дает нагрузку на почки, печень, сердце, сосуды, нервную систему. Откажитесь на время от "тяжелых" видов мяса, не говоря уж о сосисках, и количество жиров и холестерина в рационе тут же снизится. Недостаток же протеинов можно компенсировать за счет таких даров природы, как фасоль, горох, чечевица, орехи, семечки. Кстати, в мясе белковая составляющая - около 25 %, а в орехах - более 30 %, хотя эти белки и неидентичны.

Если без мяса и молока не можете прожить и дня, оставьте в рационе курицу и богатую полезными жирными кислотами рыбу (эти кислоты формируют клетки мозга, участвуют в гормональном обмене), а также что-нибудь из нежирных кисломолочных продуктов, чтобы поддержать работу желудка и кишечника.

Индуизм, буддизм и культура питания

Для души. Эти вероучения зародились в Индии, а затем покорили всю Юго-Восточную Азию и Дальний Восток. Есть немало их приверженцев на Западе. Восточные религии не ставят человека выше других живых существ и потому учат не убивать животных, птиц и рыб ради собственного пропитания. А вот их дарами - молочными продуктами и яйцами - адепты восточных религий с удовольствием пользуются.

Для тела. В Индии, колыбели этих доктрин, в изобилии растут овощи, фрукты, злаки, бобы, поэтому рацион восточного вегетарианца намного разнообразнее и сбалансированнее, чем стол жителя Севера.

Кстати, все традиционные блюда обильно приправляются специями и пряностями. Их считают даром богов. Острота и правда полезна. Это можно взять на вооружение. Перец и пряные травы обладают обеззараживающим действием, что всегда было важно для стран с жарким и влажным климатом, где быстро размножаются болезнетворные микробы. Насыщенный цвет специй (например, у шафрана, корицы, красного перца) свидетельствует о большом количестве флавоноидов - полезных, биологически активных фитовеществ.

Ислам и культура питания

Для души. Запретные продукты для мусульман - свинина и спиртные напитки. Считается, что алкоголь опасен даже в малых дозах, потому что пить и не терять контроля над собой более сложная задача, чем вовсе не пить. Ученые гадают о причинах возникновения запрета на свинину у древних жителей Ближнего Востока (его сохранили и иудеи, и мусульмане). Может, дело в нечистоплотности свиньи и ее неразборчивости в еде. Другая версия гласит, что в древности был весьма распространен трихинеллез - смертельное заболевание, передающееся человеку через свинину. Сегодня наука владеет методами надежной ее профилактики.

Мясо других животных можно употреблять в пищу. Но чтобы оно стало разрешенным, нужно соблюсти ряда правил. Одни из них - сугубо духовные, другие - тесно связаны с гигиеной. Так что мясо оказывается чистым в прямом и переносном смысле. Кстати, оно есть в обычных супермаркетах с соответствующей маркировкой.

Правоверные мусульмане обязаны также соблюдать строгий пост в течение одного месяца в году. Суть его не в отказе от каких-либо продуктов, а в полном воздержании от еды и питья в светлое время суток.

Для тела. С диетологической точки зрения негоже молодым и активным людям не есть целыми днями, а наедаться на ночь - и подавно. Поэтому, пытаясь извлечь "телесную пользу" из исламской системы питания, обратимся к повседневным, а не "постным" запретам.

Например, исключение свинины (или хотя бы сокращение ее доли в рационе) - хороший совет. Это мясо, как правило, жирное, тяжелое для пищеварения. В 100 г свинины содержится около 300 ккал. Это почти на 1/3 выше, чем у говядины, и соответственно в 2 и 3 раза больше по сравнению с калорийностью курятины и телятины. К тому же 300 ккал - усредненный показатель.

Есть особо лакомые и жирные части, например, шейка или окорок, энергетическая ценность которых достигает 500 ккал на 100 г - целый обед в одном кусочке! Свиное мясо недорогое, сытное, простое в переработке, поэтому его охотно используют производители разного рода полуфабрикатов, в том числе колбас. Выходит, отказ от свинины и полуфабрикатов из нее помогает сделать выбор в пользу домашней, более здоровой кухни.

Иудаизм и культура питания


Для души. В иудаизме, как и в исламе, свинина строго запрещена. Кошрут (буквально - дозволенное) вообще предполагает массу пищевых ограничений. Большинство табу к физиологии отношения не имеют. Истоки некоторых правил уходят глубоко в историю.

К примеру, данное Моисеем указание "не вари козленка в молоке его матери", по-видимому, являлось запретом на повторение некоего языческого ритуала. Со временем традиция расширила его, и теперь ортодоксальный иудей не допускает сочетания любых мясных и молочных продуктов. Их надо есть из разной посуды и с интервалом не менее получаса.

Для тела. Научных доказательств того, что сочетать мясное с молочным вредно, нет. Но общий подход с точки зрения здравого смысла может быть таким: белковая пища животного происхождения в большой концентрации - серьезная нагрузка на все системы организма. Вот и не стоит есть разные ее виды одновременно.

Можно также взять на заметку тщательный подход иудеев к обработке мяса. В нем не должно быть ни капли крови. Для этого мясо предварительно замачивают в воде или посыпают крупной солью, которая впитывает жидкость. Практика показывает, что после этого мясо становится светлее и аппетитнее на вид, а в бульоне нет накипи, он чище и прозрачней. О непрожаренном стейке (с кровью), в котором могут сохраняться возбудители кишечных инфекций, тоже стоит забыть.

В календаре у иудеев - 6 постов в год. Они краткие, как правило, суточные. Зато очень строгие - без еды и питья. Их, как и некоторые христианские посты, можно сравнить с рекомендуемыми диетологами разгрузочными и голодными днями. Однако оставлять организм совсем без воды с точки зрения науки все-таки неправильно. В целом же правила кошрута заставляют очень внимательно и избирательно относиться ко всему, что попадает на стол и в рот, и это идет только на пользу самочувствию.

Loading...Loading...