Разрушенным храмам – жить. Троицкий храм в селе Новом

Слово «храм»: означает разделение.

В древности храм был перекрестком или водоразделом между небом и землей.

Считалось, что земной храм: копия храма небесного.

Если вам явится этот знак, постарайтесь создать внутренний храм или святилище в себе.

Толкование снов из Американского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Храм

Храм - Дух. Состояние храма говорит о состояние вашего духа, если вы во сне относитесь к Х. с благоговением. Если не испытываете душевного трепета, то см. "Собор". Если Х. происходит священнодействие любого рода - вы душевно растете. Если даете какую-либо клятву - вы наяву выходите на уровень Служения Закону Бытия. Строить Х. - трудиться во благо построения духовного общества. Украшать Х. - за мишурой вы скрываете нищету своего духа. Развалины Х. - вы не выполняете свои кармические задачи, жизнь проходит впустую. Люди в Х. - ищите своих единомышленников. Настоятель Х. - ищите духовного Учителя, возможно, он уже пришел, но вы его не разглядели.

Толкование снов из

Путешествуя по русской глубинке, часто приходится видеть разрушенные православные храмы в селах и на погостах, в урочищах, да и просто в открытом поле, молча доживающие свой век. Слепыми глазницами разбитых окон они как будто всматриваются в глаза каждого проходящего человека и молча взывают о помощи. В нашем небольшом фотопутешествии по Ярославской области мы расскажем о храмах с многовековой историей, в судьбе которых, кажется, появилась надежда на возрождение. Мы посетили село Курба, в котором расположен красивейший храм Казанской иконы Божией Матери, село Дёгтево, где разрушается уникальный по своей архитектуре храм Корсунской иконы Божией Матери, а также село Новое со старинным Троицким храмом. Эти, казалось бы, столь разные храмы объединяет одно: деятельностью по их восстановлению занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”».

Храм Казанской иконы Божьей Матери в Курбе

Сейчас храм пустует. Стоящий в самом центре села, он напоминает огромный корабль, выброшенный на берег. Чернотой зияют пустые окна, просвечивают на фоне неба остовы глав, а на крыше уже давно поселились березы. Внутри с тихим шорохом опадают фрески.

Курба - некогда одно из самых больших сел Ярославской губернии, бывшая вотчина князей Курбских. Богатое село не могло не построить храм, который вмещал бы не только тех, кто живет в Курбе, но и жителей окрестных деревень, и всех, кто приезжал сюда на ежегодные ярмарки по судоходной тогда реке Курбице. Ведь здесь находилась важная святыня - чудотворная икона Богоматери Казанской, которой все хотели поклониться.

В 1770 году в селе был построен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

Он поражал и своей оригинальной архитектурой, и своим богатым убранством. Это шестнадцатилепестковый центрический храм, прямых аналогов которому нет. Площадь стен и сводов храма такова, что здесь смогли уместиться более трехсот сцен, посвященных как ветхозаветной, так и новозаветной истории. Здесь можно увидеть изображения деяний пророков, циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия», фрески, иллюстрирующие «Сказание об обретении иконы Казанской Божьей Матери», образы ветхозаветных пророков и новозаветных святых.

В журнале «Москвитянин» о храме писали так: «…церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. …иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана аффреско священными изображениями из Ветхого и Нового Завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами».

Церковь во имя Корсунской иконы Божьей Матери в Дёгтеве

Купол храма Корсунской иконы Божьей Матери был утрачен практически на наших глазах. Еще в 2008 году можно было видеть и сам купол, и главку на нем. В 2010-м уже отсутствовала главка, в 2015 купол уже отсутствовал полностью. Теперь над храмом не нарисованное, а настоящее небо. По-прежнему еще на нас глядят евангелисты, сохранившиеся на стенках барабана. Но скоро не будет и их.

Храм находится совсем недалеко от Курбы, в селе Дегтеве. Основано оно было в начале XVIII века, когда князь Алексей Шайдок и его сын Иван развернули здесь добычу дегтя и угля. Этот старинный промысел и дал название селу. Вместе с усадьбой была построена и церковь, которая, естественно, была деревянной. В 1754 году деревянную церковь сломали и несколько раз перестраивали. Нынешний храм, посвященный Корсунской иконе Божьей Матери, был построен в 1819 году.

В чем же уникальность Корсунского храма? Его основной объем представляет собой двухсветную купольную ротонду, что в таком виде также редко встречается в сельской храмовой архитектуре. В Ярославской губернии таких храмов несколько, и дёгтевский - один из них.

Купол, венчавший ротонду, был расписан по классицистской традиции - живописная имитация кессонированного свода с прорывом в небеса, где парят Спаситель с распростертыми руками и Святой Дух в виде голубя в сфере, окруженные Силами Небесными в клубящихся облаках.

Троицкий храм в селе Новом

Судьба Троицкого храма в селе Новом Некрасовского района иная, чем у двух предшествующих героев нашего рассказа. Закрывался он только на пятнадцать лет: с 1930–го по 1945-й. За это время его не успели разграбить, и по сей день в храме можно видеть фрески и подлинный иконостас.

Построена Троицкая церковь была в 1776 году и с тех пор «радует глаз богатством и своеобразием барочного декора». Облик церкви удивительно гармоничен, она прекрасно смотрится как с дороги на подъезде к селу, так и от речки Бобровки.

Несмотря на то, что храм еще сохраняет свой первозданный облик, присутствующие утраты уже говорят о том, что и здесь все на грани исчезновения.

Совершенно разрушилась ограда, страдает от намокания северная стена, что, конечно, сказывается на росписи, которая больше осыпается именно с этой стороны. Плохо себя чувствуют иконы с левой стороны иконостаса. Но фрески еще живы, на сводах и стенах бесстолпного летнего храма можно увидеть сцены евангельской истории «Страсти Христовы», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» и др.

А иконостас сохранил большую часть барочной резьбы, которая по-прежнему придает интерьеру храма праздничное настроение. Сохранились росписи и иконостас и в трапезной, где находится Благовещенский придел. Но фрески совсем почернели и также требуют срочной реставрации.

Разрушенным храмам – жить

Пристальное внимание к сельской глубинке позволяет увидеть настоящие жемчужины русского провинциального храмового искусства. Каждая церковь, каждая часовенка строились с любовью будущих прихожан, которые чувствовали в этих храмах необходимость. Они не все еще потеряны, но наступило такое время, что разрушаются они не потому, что их уничтожает власть или идеология. Разрушаются они от своей ветхости на фоне нашего небрежения и очень нуждаются в помощи.

Уже не первый год деятельностью по воссозданию разрушенных храмов в русской глубинке занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”», созданный в 2016 году. Рассказывает организатор фонда и его руководитель Ольга Шитова:

Руководитель фонда “Белый Ирис” Ольга Шитова

«В 2014 году в “Фейсбуке” я увидела статью, в которой приводилась статистика сколько храмов было построено в России до революции. Иллюстрацией к этому тексту была фотография Казанского храма в селе Курба Ярославской области. Эта фотография меня зацепила, я впервые увидела храм такой необычной формы. Он как будто был похож на пирожное. Даже захотелось рассмотреть его поближе, обойти со всех сторон. Потрясающий храм.

А в 2015 году, вскоре после того, как мне вновь в “Фейсбуке” на глаза попался пост отца Димитрия Ильина про этот храм, собравший огромное количество лайков, перепостов и комментариев, была создана группа в “Фейсбуке”, посвященная Казанскому храму. И уже появилось понимание того, что храм нужно спасать и как это делать. Стали собирать информацию о храме, связались с местной администрацией. А уж когда появились желающие помочь материально, было принято решение создать фонд».

Первым храмом, которым занялся вновь созданный фонд, и был храм в селе Курба. В первые поездки познакомились с местной администрацией, с батюшкой, местными жителями. Проводились первые субботники. Тогда же стало понятно и отношение местных жителей: хотят ли они участвовать в возрождении храма, или они хотят, чтобы кто-то пришел, дал им денег и храм восстановили.

Архитекторы-добровольцы оценивают состояние свода храма

Со временем в область интересов фонда попали еще несколько храмов. Это удивительный по своей красоте храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Аксиньино Тульской области, над куполом которого парит ангел. Это храм в селе Новое Ярославской области, в котором сохранился уникальный барочный иконостас, и еще несколько храмов в разных областях нашей родины. Как говорит Ольга Шитова, «не мы выбираем храм, храмы выбирают нас». Фонд собирает средства на восстановление, привлекает специалистов - архитекторов, строителей, художников. Организуются регулярные поездки добровольцев.

22/07/05
Живу в спальном районе, две церкви рядом, на расстоянии 2-х километров друг от друга. Я понимаю, конечно, что возросший уровень нравственности предполагает тягу к религии, но не до такой же степени… Мне что-то совсем не нравится просыпаться под звон колоколов с утра пораньше, когда и восьми еще нет… Здесь как-то с ужасом проснулась от этой «благодати» - подумала, что уже на кладбище…:))

Светогор , 22/07/05
Во-первых, я их ненавижу за то, что они как поганки повырастали после радиоактивного дождя (читай после всеобщего обнищания Русского народа). А во-вторых, за то, что несмотря на то, что в конституции РФ и записано "...Россия - светское государство...", - повсюду, где только можно (в детсадах, школах и даже на зоне) идет массирован-ное НАСАЖДЕНИЕ ИУДОХРИСТИАНСТВА!!! И в-третьих, за то, что на постройку этих мерзких избушек вырубается РУССКИЙ ЛЕС.

Mayflower , 27/12/05
Другого слова не подберу - задолбали! Везде понатыканы эти дома с крестами для сбора денег на нужды попов. Скучающие домохозяйки в платочках и экзальтированные девочки с закатившимися глазами прутся чуть ли не каждый день на встречу с богом... А нормальные люди должны слушать этот долбаный перезвон и умиляться на этих "святош", так что ли?

cemetery man , 12/08/07
Я не имею ничего против нескольких красивых церквей в черте города,я даже не против Храма Христа Спасителя,этого памятника Лужкова самому себе,хотя за те деньги,что стоила его реконструкция,можно было построить десять приютов для бездомных.А что милее Богу:вычурный златокупольный храм в его честь, или милосердие к бедным людям?Если первое,_такой Бог не стоит поклонения.Но сейчас,церкви плодятся,как грибы под дождем.Церковь уже столкнулась с наукой,недавно вспыхнул конфликт по поводу введения в школьную программу основ православия.Вера или неверие-личное дело каждого,но государство должно оставаться светским.

Гуталиновый шЫк , 13/07/08
Так как, в большинстве своем, церкви эти православные, а православие есть ересь и мерзость пред лицом Божьим, я предлагаю сжечь половину из них, вместе с внезапно запертыми там во время "богослужения" (как они смеют величать это кощунство над обрядами истинной Католической церкви) еретиками - пусть почувствуют себя героями перед смертью.

Гуталиновый шЫк , 23/07/08
Brian Boru, ты мне будешь рассказывать про славные деяния моих предков? Ха-ха! Если хочешь знать, в Ливонскую войну они немало таких вот "церквей" пожгли вместе с населением городов, предварительно туда согнанным. Покайся за попытку оклеветать Святую Церковь Католическую и, быть может, твои муки в Аду будут не так страшны.

По обеспеченности храмами наш город опережает Северную столицу, но уступает Подмосковью

Много или мало православных храмов в современной Москве? Для сотен тысяч горожан, по-прежнему вынужденных ездить на богослужения в другой муниципальный район или даже в центр города, ответ очевиден. Обеспеченность столичной территории православными храмами далека от желаемого!

И дело не в комфортности нахождения прихожанина под сенью той или иной церкви. Православие – это в конце концов не совсем про комфорт. Но неоднородность распределения действующих храмов по городской территории такова, что над картой Программы возведения новых столичных церквей еще очень долго будет нависать незримый девиз «Где густо, а где пусто».

Впрочем, это эмоции. Можно ли их подкрепить расчетами? Разумеется. Впервые подобную попытку мы предприняли три года назад, проанализировав динамику доступности церквей на различных территориях города до и после реализации упомянутой программы (см. ). Сегодня мы идем дальше и сравниваем комплексные показатели обеспеченности храмами тех или иных викариатств Москвы. Математически сконструировать этот индекс очень просто. Если плотность церквей – отношение их числа к площади, а подушевая численность – отношение опять же числа церквей к населению, то рассчитывать его значение логично как произведение этих показателей:

I = N2/PS,
где N – число храмов на территории площадью S с населением P.

Фактически индекс I показывает, насколько доступны храмы людям: чем его значение выше – тем лучше.

Квадрат числа храмов в числителе не должен здесь смущать. Ведь в знаменателе стоит площадь – немного упрощая, квадрат того расстояния, которое среднему прихожанину из числа N людей и приходится преодолевать, чтобы попасть на богослужение. Значения этого индекса мы и рассчитали для каждого из десяти столичных викариатств, выделив в отдельную строчку для корректного учета Зеленоградское благочиние (это отдельный округ-анклав, и трудно предположить, что рядовые верующие зеленоградцы регулярно посещают богослужения в церквах Строгина, Куркина или Тушина). Важное замечание: в подсчетах учтены все приходские храмы (в том числе временные на стройплощадках) на доступных горожанам территориях и действующие монастыри, где Литургия совершается хотя бы раз в неделю.

В глаза бросается лидерство центра столицы. Конечно, Америку мы не открываем: именно здесь сконцентрированы старые монастыри, соборы и церкви, а с учетом сокращающегося «центрового» населения обрести более или менее свободный приход тут легче всего. Все же периферийные викариатства далеко позади. Но и в их сравнении между собой можно подметить любопытные тенденции. Еще недавно присоединенные территории считались сравнительно благополучными – в основном из-за разреженной популяции и невысокой людской нагрузки на приход. Но новоселы в Троицкий и Новомосковский округа быстро заселяются, и вот уже районы юго-западного «луча» стремительно вырываются вперед благодаря многочисленным храмам-новостройкам.

Резюме

Прекрасно видно: как отдельным московским территориям, так и столице в целом есть куда расти. Так что даешь больше храмов – хороших и разных!

А как выглядит Москва на фоне других российских регионов?

Сейчас наш город официально граничит с двумя субъектами Федерации: Московской и Калужской областями. Вместе с ними для полноты сравнения рассмотрим второй крупнейший российский мегаполис – Санкт-Петербург.

Подготовил Дмитрий Анохин
Опубликовано: ноябрь, 2017 г.

В среде неверующих людей или тех, кто пока еще далеко стоит от православия, часто можно услышать аргументы, что деньги, потраченные на строительства храмов, можно было использовать намного рациональнее. Дескать, лучше бы больным детям помогали, чем купола золотили. Зачем же православным так много храмов?

Храм Христа Спасителя — один из самых крупных православных храмов в мире

Зачем обществу нужны церкви

Несмотря на то, что большая половина нашего общества крещена в православии , реально воцерковленными являются всего несколько процентов общей массы. Православие принимает внешний, формальный вид и часто сводится только лишь к необходимости освятить воду на Крещение и куличи на Пасху, да поставить свечки за здравие своих родных.

Конечно же, суть православной веры намного глубже. Если коротко, то православный человек – это тот, кото объединяется со Христом. Все свечки, богослужения, молебны, акафисты и прочие необходимые атрибуты церковной жизни, на самом деле, преследуют одну-единственную цель – познать Бога и быть с Ним постоянно, каждое мгновение своей жизни.

Какую роль в этом процессе познания Бога играет храм? Самую прямую. К примеру, возьмем поле, подготовленное к засеву пшеницей. Можно эту пшеницу не кидать в землю, а испечь из нее хлеб и раздать голодным? Можно не тратить деньги на технику, необходимую для работы в поле, а отдать их в больницы? Можно. Но разумно ли это? Конечно же, нет. Засевать поля нужно для получения результата в будущем.

Важно! Точно так же и храмы – через них мы прокладываем себе путь в Вечную жизнь. Посещая богослужения, причащаясь Святых Тела и Крови Христовой , мы закладываем себе тот же «урожай» в будущей жизни.

Как для того чтобы обеспечивать материальные нужды людей, нужна эффективная экономика, так же и для духовного развития человека и общества в целом необходимы храмы. Приведем пример со сферой образования – зачем нужны школы? Зачем тратить время на скучные уроки, когда можно играть? А зачем платить зарплату учителям, которые могут стать рабочими и производить физический продукт, который можно потрогать, использовать в материальной жизни?

Но ведь ни один нормальный человек не станет опровергать необходимости образования. И вот как в школе или ВУЗе человек определенным образом меняется, так же он и меняется, посещая храм. Есть сфера физической, материальной жизни – ее обеспечивает экономическая система государства и общества.

А есть не менее важная духовная составляющая того же общества – это прерогатива веры. От того, как люди относятся и к материальной жизни, и к духовной, будет зависеть качество общества, в котором нам приходится жить.

Вера — важная духовная составляющая общества

Церковная жизнь очень организовывает, подчиняет особому распорядку повседневную жизнь верующего христианина. Воскресные службы, праздничные, вечерние, длинные великопостные стояния – все эти богослужения притормаживают суету, вносят тихое умиротворение и спокойствие в сумасшедший современный мир. Когда человек начинает полноценно жить церковной жизнью, он меняется не только внутренне, но и внешне – становится более сдержан, спокоен, не суетится по пустякам.

Какую пользу несут храмы на практике

Маловероятно, что вопрос о необходимости большого количества храмов будет актуальным для верующего человека. Тому, кто пришел к пониманию православной веры, церковь становится вторым домом. Провокационные вопросы о том, зачем так много денег тратить на «религиозные атрибуты» задают люди неверующие.

О практике церковной жизни:

Но давайте подумаем, среди каких людей мы хотим жить? Даже не веря в Бога, всем хочется, чтобы нас окружали добрые, отзывчивые, честные и порядочные люди. Но ведь именно эти качества являются основой православного мировоззрения. Невозможно представить истинно верующего человека, который ворует, обманывает, берет взятки.

Конечно, сейчас сплошь и рядом встречаются люди, которые делают все это, считая себя православными. Но считать себя верующим и быть таковым – разные вещи. Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты, и если христианин упорно идет к Богу – он обязательно оставит и ложь, и воровство и остальные дурные качества и грехи.

Читайте о грехах:

Иначе просто невозможно познать Бога. Как бы нам иногда ни хотелось приятно совместить жизненный комфорт и православие, зачастую эти вещи противоречат друг другу. И каждый человек делает выбор – он с Богом или без Него. И чем больше людей выбирают Бога, тем лучше, чище и добрее становится наше общество в целом.

Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты

Ответы священников о значении храмов

В этом аспекте постройка новых храмов может рассматриваться как инвестиция в более радужное будущее. Один из православных священников , служащий в большом городском приходе, привел такой пример:

Однажды выходя из подъезда, он увидел, как две машины не могли разъехаться на узкой дороге, и чуть было не столкнулись лоб в лоб. Оба водителя выскочили из авто и накинулись друг на друга с обвинениями и угрозами. Дело дошло до физической драки, и оба мужчины, вцепившись друг в друга, покатились по асфальту.

Неизвестно, чем бы закончилось происшествие, если бы соседи не вмешались в драку и не растянули водителей в разные стороны. Стоил ли небольшой конфликт на дороге разбитых в кровь лиц, оскорблений, угроз? А ведь если бы не вмешались посторонние люди, дело бы могло дойти и до увечий или, того хуже, смерти в драке.

Священник, все это наблюдавший, в скором времени столкнулся с аналогичной ситуацией в своем храме. На узком церковном дворе точно так же не могли разъехаться два автомобиля. Оба водителя так же вышли из-за руля, только они не кричали и не ругались, а спокойно и мирно договорились, как им разминуться. И каждый хотел уступить другому.

Ситуация показательна именно на контрасте – реакция разных людей на одну и ту же ситуацию. Мы не знаем, насколько верующими или неверующими были все стороны в каждом конфликте, но результат налицо – устроить драку во дворе храма решатся единицы.

Важно! Поскольку православие – это религия милосердия, из православных общин часто выходят волонтеры и желающие помогать обездоленным.

На самом деле, это огромный пласт социальной работы, которая зачастую остается в тени и о ней мало кто знает. Например, уход за бездомными в больницах чаще всего осуществляется исключительно усилиями волонтеров, многие из которых выходят из своих церковных приходов.

Каждому сомневающемуся или неверующему человеку стоит задуматься, а вдруг за дверью храма действительно стоит Бог? И те, кто строит эти храмы, делают все возможное, чтобы Бог был в зоне досягаемости любого человека.

Сколько нам нужно храмов? Протоиерей Андрей Ткачев

Loading...Loading...