Сергей говорун. Кирилл (Говорун)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Архимандри́т Кири́лл (в миру Серге́й Никола́евич Говору́н ; род. 28 января , Золотоноша , Черкасская область , УССР ) - священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит , кандидат богословия , доктор философии ; старший преподаватель Стокгольмской школы теологии и Национального университета «Киево-Могиляньска академия» , научный сотрудник Колумбийского университета (США), публицист .

Биография

В 1991 году окончил среднюю школу города Черкассы . Поступил на физический факультет Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко . Но через год оставил светскую карьеру и поступил в Киевскую духовную семинарию , которую окончил в 1994 году.

В апреле - мае 1998 года в качестве приглашённого преподавателя читал лекции в православной семинарии им. архиепископа Макария III в Найроби (Кения) .

В 2001-2003 годах писал докторскую диссертацию в Колледже святого Иоанна Даремского университета (Великобритания) по теме «Богословские споры в седьмом веке о действиях и волях в Христе». В 2004 году ему была присвоена степень доктора философии .

В феврале 2002 года - февраль 2005 года сотрудник Секретариата межправославных отношений Отдела внешних церковных связей Московского патриархата .

С сентября 2002 по май 2005 года преподавал в Сретенской духовной семинарии . С сентября 2003 года по май 2005 года преподавал в Московской духовной академии .

С июля 2004 года - член комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей (Швейцария) .

20 апреля 2005 года решением Священного Синода Русской православной церкви включён в состав делегации РПЦ на IX Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей .

В 2005 году митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) рукоположён в сан диакона .

22 ноября 2005 года в составе делегации Русской православной церкви присутствовал на интронизации Патриарха Иерусалимского Феофила III

22 апреля 2006 года в Свято-Успенском кафедральном соборе в Смоленске митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) рукоположён в сан священника. Являлся клириком храма Живоначальной Троицы в Хорошеве (Москва)

В сентябре 2007 года переведён на службу в Киевскую митрополию, преподавал в Киевской духовной академии.

26 декабря 2007 года в Ближних пещерах Киево-Печерской лаври митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) пострижен в монашество с именем Кирилл в честь святителя Кирилла Александрийского .
18 апреля 2008 года назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.

В 2009 году был митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

С 10 октября 2009 года - первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви

15 марта 2012 года освобождён от должности первого заместителя председателя Учебного комитета .

6 июня 2012 года освобождён от обязанностей секретаря комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного воспитания . Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного Синода Русской православной церкви .

С 2012 по 2014 год был научным сотрудником Йельского университета .

Напишите отзыв о статье "Кирилл (Говорун)"

Примечания

Публикации

  • Диак. Сергий Говорун // religare.ru , 16 ноября 2005
  • // Богослов.ру , 17 августа 2007
  • , доклад на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви, Москва, 13-16 ноября 2007
  • // Богослов.ру , 14 января 2008
  • // // Богослов.ру , 9 февраля 2008
  • // Богослов.ру , 1 апреля 2008
  • // Богослов.ру , 23 января 2009
  • // Богослов.ру , 23 января 2009
  • // Богослов.ру , 9 апреля 2008
  • // Богослов.ру , 9 апреля 2008
  • (доклад) // Богослов.ру , 25 июня 2010
  • // Богослов.ру , 17 сентября 2010
  • // «Киевская Русь» 12.12.2013
интервью
  • , 12 февраля 2009 года.
  • // «Татьянин день», 2010
  • // patriarchia.ru , 11 июля 2011

Ссылки

  • на официальном сайте Московского Патриархата
  • на сайте bogoslov.ru

Отрывок, характеризующий Кирилл (Говорун)

– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
– Смоленскую матушку, – поправил другой.
Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», – на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.
Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.
Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.
В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.
Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.

Покачиваясь от давки, охватившей его, Пьер оглядывался вокруг себя.
– Граф, Петр Кирилыч! Вы как здесь? – сказал чей то голос. Пьер оглянулся.
Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова.
Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего.
Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. Пьер шагах в тридцати от Кутузова остановился, разговаривая с Борисом.
Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию.
– Вот как сделайте, – сказал Борис. – Je vous ferai les honneurs du camp. [Я вас буду угощать лагерем.] Лучше всего вы увидите все оттуда, где будет граф Бенигсен. Я ведь при нем состою. Я ему доложу. А если хотите объехать позицию, то поедемте с нами: мы сейчас едем на левый фланг. А потом вернемся, и милости прошу у меня ночевать, и партию составим. Вы ведь знакомы с Дмитрием Сергеичем? Он вот тут стоит, – он указал третий дом в Горках.
– Но мне бы хотелось видеть правый фланг; говорят, он очень силен, – сказал Пьер. – Я бы хотел проехать от Москвы реки и всю позицию.
– Ну, это после можете, а главный – левый фланг…
– Да, да. А где полк князя Болконского, не можете вы указать мне? – спросил Пьер.
– Андрея Николаевича? мы мимо проедем, я вас проведу к нему.
– Что ж левый фланг? – спросил Пьер.
– По правде вам сказать, entre nous, [между нами,] левый фланг наш бог знает в каком положении, – сказал Борис, доверчиво понижая голос, – граф Бенигсен совсем не то предполагал. Он предполагал укрепить вон тот курган, совсем не так… но, – Борис пожал плечами. – Светлейший не захотел, или ему наговорили. Ведь… – И Борис не договорил, потому что в это время к Пьеру подошел Кайсаров, адъютант Кутузова. – А! Паисий Сергеич, – сказал Борис, с свободной улыбкой обращаясь к Кайсарову, – А я вот стараюсь объяснить графу позицию. Удивительно, как мог светлейший так верно угадать замыслы французов!
– Вы про левый фланг? – сказал Кайсаров.
– Да, да, именно. Левый фланг наш теперь очень, очень силен.
Несмотря на то, что Кутузов выгонял всех лишних из штаба, Борис после перемен, произведенных Кутузовым, сумел удержаться при главной квартире. Борис пристроился к графу Бенигсену. Граф Бенигсен, как и все люди, при которых находился Борис, считал молодого князя Друбецкого неоцененным человеком.
В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день.
За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него.

Научный сотрудник Колумбийского университета архимандрит Кирилл Говорун, в прошлом не один год проработал в дипломатических отделах РПЦ и УПЦ МП, прежде чем углубился в науку.
Работа в США позволяет ему по его собственному признанию высказываться более свободно, чем это было бы возможно в России или Украине.
Сегодня я познакомлю читателей с небольшим эссе Говоруна о Майдане, написанном еще в декабре 13-го в переводе с украинского и с некоторыми сокращениями


В Российской империи отношения Церкви и общества были примерно такими же, как в Византии, то есть полностью находились в тени отношений с государством. В Советском Союзе Церковь так и не смогла построить с обществом отдельные отношения. С одной стороны, воинственная атеистическая пропаганда стояла цербером между Церковью и обществом. С другой стороны, сама Церковь не смогла найти для себя другое измерение, чем отношения с государством.

После того как государство отогнало от себя Церковь, последняя замкнулась в своем гетто и терпеливо ждала признания. Когда ее снова призвали после падения коммунистического режима, она прежде всего начала заново отстраивать отношения с государством, вместо того чтобы заняться построением связей с обществом. Собственно, и пост-советское общество еще не очень понимало свою отдельную от государства субъектность.

И вот теперь на Майдане мы увидели яркий пример осознания обществом своей собственной субъектности. На Майдане рождается или и уже родилась сообщество, которое является хрестоматийным примером гражданского общества - его почти чистый субстрат. Это сообщество идентифицирует себя на основе общих ценностей: достоинства, честности, ненасилия, взаимопомощи, готовности к самопожертвованию.

В таком чистом виде гражданского общества сейчас нет даже в Европе, где людей объединяют в основном общие интересы: пенсии, зарплаты и тому подобное. Я не могу себе представить ни в одной европейской стране, чтобы люди несколько недель мерзли под угрозой "зачистки" в любой момент ради довольно абстрактных ценностей, не связанны с "улучшением жизни уже сейчас". Украинский Майдан, который собрался "ради Европы", значительно перерос саму Европу и ее политиков. Мы видим, как европейские политики готовы предавать "европейские ценности" из страха или ради каких-то собственных политических или и экономических интересов - Майдан на такой компромисс пока не готов идти.

Более того, Майдан в своей ценностной компоненте значительно перерос и украинские церкви - все без исключения церкви. Которые до Майдана и отчасти во время Майдана оставались преимущественно в рамках двумерных отношений церковь-государство. Только в последние дни Майдана украинские церкви начали подтягиваться до того уровня нравственного сознания и ответственности, которые продемонстрировал Майдан. От общих призывов к ненасилия они перешли к тому, чтобы делами и словами солидаризироваться с ценностями Майдана, осознав родственность его принципов с христианскими. Солидаризоваться с Майданом, который явил множество примеров альтруизма, готовности к самопожертвованию, взаимопомощи и тому подобное; который избрал быть слабым, несмотря на свою численность; который имеет почти эсхатологические ожидания на восстановление достоинства, которые Бог заложил в человеческую природу.

Сейчас для церквей, которые хотят следовать примеру святых, есть возможность сказать то, что ясно большинству украинского народа. Он не изучал в духовных семинариях и академиях по несколько лет нравственное богословие, однако четко осознает, что нынешняя власть совсем не является христианской, хотя ее представители и готовы демонстрировать отдельные признаки склонности к православному культу. Их христианство симулякр: в нем есть форма, но нет смысла. В нем отсутствует христианская мораль. Эта власть не рассматривает людей как братьев. В отношениях с Богом ее представители признают Его авторитет, но больше хотят, чтобы Бог не мешал им присваивать очередные трофеи, отобранные у обездоленного народа, чем думать, как поставить свою власть на служение ближнему.

Для церквей сейчас есть возможность признать, что они часто принимают на себя роль посредника в желании мошенников защитить себя от Бога за свои уголовные дела. За это церкви получают свои "комиссионные". Но к чему ведет такое посредничество?
Оно ведет не просто к легитимизации коррупции в общественных отношениях, но и к ее сакрализации. Коррупция в нашем обществе, таким образом, становится сакральной. Майдан стал для церквей возможностью изменить это положение вещей и отказаться от предоставления "посреднических услуг", которые на самом деле легитимизируют коррупцию, социальную несправедливость, злоупотребление властью, т.п.

В свое время позорное сотрудничество большинства немецких церквей с нацизмом привело европейских богословов к популярности идеи того, что Христос есть Господь всего, в том числе политики. Эти идеи таких богословов как Барт и Бонхоффер полностью применимы к тому, что сейчас происходит в Украине. Сейчас для украинских церквей появилась возможность вырасти до уровня общества, которое быстро растет на основе тех ценностей, которые должны демонстрировать церкви. Время менять свои отношения с властью. Время налаживать отношения с людьми. И учиться у них ценить и отстаивать достоинство, порядочность, человечность.

Дата рождения: 28 января 1974 г. Биография:

В 1991 г. закончил среднюю школу г. Черкассы. Поступил на факультет физики Киевского университета им. Т.Г. Шевченко.

В 1992-1994 гг. учился в Киевской духовной семинарии. В 1994-1998 гг. — в . Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Движение колливадов в Греции в XVIII веке и его влияние на развитие Элладской Церкви».

В 1995-2000 гг. учился на богословском факультете Афинского университета.

В 1998 г. преподавал в православной семинарии им. Макария III в Найроби (Кения).

В 2001-2003 гг. — написание докторской диссертации в Даремском университете (Великобритания). Тема диссертации «Богословские споры в седьмом веке о действиях и волях в Христе». В 2004 г. — получил степень доктора философии. В 2008 г. в издательстве «Брилль» (Голландия) на основе диссертации опубликована монография «Воля, действие и свобода. Христологические споры в седьмом веке».

С 2004 г. — член комиссии «Вера и церковное устройство» . От Русской Православной Церкви курировал диалоги с ориентальными Церквами и лютеранством.

В 2005 г. рукоположен в сан диакона, а 2006 г. — во священника.

С сентября 2007 г. — работал в и преподавал в Киевской духовной академии.

В декабре 2007 г. пострижен в монашество с именем Кирилл.

В 2008-2009 гг. — председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.

В октябре 2009 г. назначен первым заместителем председателя Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. () освобожден от должности первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Участник многочисленных межправославных, межхристианских и межрелигиозных диалогов. Выступал с лекциями в университетах Гейдельберга (Германия), Вилланова (США), Гонконга.

Образование:

Доктор философии, кандидат богословия.

1994 г. — Киевская духовная семинария.

1998 г. — Киевская духовная академия.

2000 г. — богословский факультет Афинского университета.

2003 г. — докторантура в Даремском университете (Великобритания).

Научные труды, публикации:

Воля, действие и свобода. Христологические споры в седьмом веке. Leiden ― Boston: Brill, 2008. .

Публикации на портале Патриархия.ru

Архимандрит Кирилл (Говорун): Аспирантура становится опытной площадкой, на которой разрабатывается нормативная магистерская программа [Интервью]

Семинарии ждет оживление [Интервью]

Духовное образование по лучшим образцам [Интервью]

Архимандрит Кирилл (Говорун): Признание церковных дипломов российскими и западными вузами является одной из целей нынешней реформы [Интервью]

Архимандрит Кирилл (Говорун): «Мы практически создали собственную модель образовательной системы» [Интервью]

Вхождение в церковное общение в наше время: от самоизоляции к преображающей открытости. Доклад архимандрита Кирилла (Говоруна) на XVIII международной конференции по православной духовности [Статья]

Об участии Предстоятелей и представителей Поместных Церквей в торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси. Комментарий Архимандрита Кирилла (Говоруна), председателя ОВЦС Украинской Православной Церкви. [Статья]

Из журнала заседаний Синода от 17.7.2002 обнаружился еще один сотрудник ОВЦС: Сергей Говорун. Уж не историк ли?

http://www.voskres.ru/interview/govorun.htm - снято в январе 2001 г.

«ПРАВОСЛАВИЕ - ЭТО НАШ ВОЗДУХ»
(Разговор с 26-летним богословом)

О Сергее я услышал несколько лет назад в одном неблизком городе. Узнав, что я из Черкасс, там воскликнули: «О, да у вас же там Сергей Говорун!» Мне показалось это восклицание замечательным: наш город у кого-то ассоциируется с одним человеком... В свои 26 лет Сергей успел закончить семинарию. Киевскую духовную академию и университет в Греции - в Афинах; защитил кандидатскую; он кандидат богословия, им опубликовано и подготовлено к печати около десятка книг. - Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы воспитывались в религиозной семье? Откуда Вы родом? - Родился в Золотоноше, а школу заканчивал в Черкассах. Родители к тому времени сюда переехали. Семья была атеистической: дедушка, бабушка и отец - коммунисты. Мне же с детства хотелось быть физиком. Готовил себя к этому. После школы поступил на физфак Киевского университета... Но душа уже к другому стремилась... - Меня чрезвычайно интересуют пути, по которым люди приходят к вере. Каков Ваш путь к Церкви? - Думаю, путь каждого человека неповторим. У меня это было так... Отыскивая какую-то статью по физике, кажется, в «Науке и жизни», я наткнулся на Евангелие... Мне было семнадцать лет, в 91-м году журналы печатали многое из ранее запретного... Сейчас я уже и не помню, какой это был отрывок. И тогда же произошел мгновенный переворот в душе. Я не только уверовал в Бога, но и в Церковь. Это я хочу особо подчеркнуть. Евангелие, так случилось, мне засвидетельствовало не только о Христе, но и об истинности Православия. До этого я не питал особой симпатии к Православной Церкви. С эстетической точки зрения мне больше подходили, скажем, проявления католичества: готика, западная средневековая музыка. А Гоголь, Достоевский и вообще вся классическая русская культура тогда с Православием почему-то не ассоциировались. Православие казалось несколько старомодным, тяжеловесным... Это, конечно, на тот мой взгляд, когда я не руководствовался Символом веры... Я окончил первый курс физфака и перевелся в семинарию. - Интересно было учиться? - О семинарии у меня остались самые радостные воспоминания. Общение в таком возрасте с единомышленниками - в этом намного больший смысл, чем просто приобретение знаний... - У многих сейчас развит «комплекс полноценности». Говорят: я не воровал, не убивал, плохого никому не делал, я - безгрешен, и Церковь мне не нужна, я сам нашел дорогу к Богу. Что можно сказать о такой позиции? - Напомнить слова Псалтири: «Жертва Богу - дух сокрушен...». Только в Церкви мы умеем за своими мнимыми добродетелями различать свои далеко не мнимые грехи. Если внимательно посмотреть в себя, таких можно найти очень много. Например: осуждение, зависть, гнев... А гнев на ближнего приравнивается Евангелием к убийству... Всякий грех удаляет человека от Бога. А воссоединение возможно лишь через покаяние, когда человек очистит свою заскорузлую душу от греха. Богу угодно наше смирение. Как всякий родитель хочет, чтобы его ребенок нуждался в нем, искал его защиты, так и Бог - наш Небесный Отец - хочет, чтобы мы нуждались в Нем, искали Его помощи. И это соединение человека с Богом бывает только в Церкви. Потому что Церковь - продолжение Христа на земле. На протяжении тысячи лет мы живем ценностями Православия. Мы, наш менталитет сформированы им. Православие - это наш воздух. Когда нам дали «воздух другой формулы» - произошло отравление. Это же происходит и теперь. Мы вымираем. Американская культура основана на интуициях баптизма - от Голливуда до Макдональдса. Это их воздух. Мы же никогда не станем американцами. Когда нас вгоняют в бездушную потребительскую цивилизацию, мы теряем самобытность; с потерей самобытности народ теряет способность к творчеству - художественному, политическому, любому; у народа наступает шизофрения - болезненное раздвоение сознания. С одной стороны, историческая память влечет людей к своим истокам, к Православию. С другой - нам навязываются с дикой агрессивностью американские ценности. - Широко известно откровение 3. Бжезинского, «главного американского стратега», что после уничтожения коммунизма у Запада остался единственный враг - Православие. Оно препятствует установлению «нового мирового порядка» (лозунг, начертанный на долларовой купюре). Очевидно, что с этой же целью к нам направленным потоком хлынули оккультисты и «церкви» всех мастей, что ни кинотеатр, что ни музей или клуб - «церковь»... - Отец Андрей Кураев по этому поводу пошутил, что директоров кинотеатров будет гореть в аду больше, чем прочих... - Как говорит владыка Софроний (епископ Черкасский и Каневский), действия сатаны в последние времена стали более изощренными. Приходится слышать и читать выступления, осуждающие Церковь, священников. Как к этому относиться? - Прежде всего, нужно делать различие между Церковью как Телом Христовым, в которой веет Дух Святой, и людьми, принадлежащими Церкви. По этому поводу у Н. Бердяева есть работа «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». Церковь Христова - чиста и непорочна. Но люди, приходящие в Церковь, не всегда бывают достойны этой чистоты. Однако это закономерно. Грех - болезнь, от которой страдает человек. Чтобы вылечиться, он приходит в Церковь. В этом случае Церковь можно уподобить больнице, куда приходят за исцелением. В больнице пахнет не ландышами, а гноем и кровью. Случайный человек, который заглянет в операционную, увидев происходящее, может начать осуждать врачей. Конечно, если при этом он не знает о вылеченных людях. Так и при взгляде со стороны на жизнь Церкви - много непонятного. Сторонним наблюдателем замечаются недостатки. И при этом ему не ясны результаты. А результаты - это святые. Свидетельство о святости человека - чудеса, происходящие после молитвенного к нему обращения или около его мощей. Эти чудеса происходят и ныне. Чтобы чудо произошло, достаточно только веры... - Случается слышать нарекания на священников... - Священники, безусловно, должны стоять ступенькой выше простых прихожан. Как правило, так оно и есть. Однако и они, как все люди, бывают подвержены слабостям. Но это нисколько не должно смущать верующих. Как через электрический провод, хоть и очень грязный, проходит ток, так и через священника, какие бы личные грехи его не отягощали, всегда действует благодать Святаго Духа. Все таинства в Церкви совершаются не самим по себе священником, а Богом, через священника. - Истинность Православия вам была открыта при прочтении Евангелия. Это дар Божий. Кто-то в Евангелии видит лишь «факт гениальной литературы». Что еще можно сказать ищущему человеку в пользу истинности Православия? - Свидетельство о его истинности и в Благодатном огне, который снисходит у Гроба Господня в Православную Пасху только через православного патриарха. Это явление хорошо всем известно и многажды раз описано в литературе... Это и чудеса у мощей православных святых, чего больше нет нигде... В Православии достаточно осторожное отношение к чудесам. Но если чудо свершается - так и воспринимают. Хочу рассказать о нескольких чудесах, которые совершаются ежегодно в современной Греции. На острове Закинф есть деревенька, в ней церковь, в которую каждый год в праздник Успения Божией Матери сползаются ядовитые змеи. В храме они ползают среди людей, залезают на плечи и головы, совершенно никому не вредя. После праздника змеи исчезают. Очевидно, это напоминание нам того, что, когда мы прибегаем к Божией Матери с молитвой, нам не может повредить никакое зло. Это ли не чудо!.. На остров Лесбос, где много святынь Православия, в праздник Архангела Михаила съезжаются паломники со всего мира. Традиционные угощения им готовит множество женщин. И когда женщины начинают резать лук, он совершенно не печет им глаза! Это удивительное явление происходит лишь раз в году… - А на Украине? - Известны чудеса исцеления от рака, которые происходят от иконы «Всецарица» в храме Спаса на Берестове в Киеве... - Нападки на Церковь в той или иной степени никогда не прекращались. Что можно сказать о гонителях Православия? Помнится, Диоклетиан в 303 году издавал Указ об искоренении христианства. Искореняли христианство «пламенные революционеры» в 20-30-х годах XX века, искореняло правительство Хрущева в 60-х, так как было решено, что через 20 лет наступит коммунизм... - Сам факт, что за две тысячи лет, пройдя через все перипетии, когда исчезли целые философские школы и могущественные государства, Церковь выстояла, говорит о том, что Церковь не просто «общественная организация», где всем заправляет духовенство, а богочеловеческий организм, глава которого есть Христос. Всем гонителям и хулителям Церкви хорошо бы вовремя вспомнить, что Церковь всегда побеждала, а гонители предавались забвению, многие становились посмешищем, они все - на свалке истории. А тех, кого гнали - распинали, топили, расстреливали, - стали святыми.

Интервью подготовил Олег Слепынин

в миру Сергей Николаевич Говорун (1974) — модернист, экуменист, антицерковный публицист, сторонник автокефалии УПЦ, украинский националист, идеолог Майдана.

о. Кирилл (Говорун). Образование

В 1991 г. поступил на факультет физики Киевского университета им. Т. Г. Шевченко. В 1992-1994 гг. учился в Киевской духовной семинарии (КДС). В 1994-1998 гг. - в Киевской духовной академии (КДА). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Движение колливадов в Греции в XVIII веке и его влияние на развитие Элладской Церкви». В 1995-2000 гг. учился на богословском факультете Афинского университета. Доктор философии Даремского университета (Великобритания) (2004 г.). Тема диссертации «Богословские споры в седьмом веке о действиях и волях в Христе».

В 1998 г. преподавал в православной семинарии им. Макария III в Найроби (Кения). В 2002-2005 гг. преподавал в Сретенской семинарии (Москва). В 2003-2007 гг. — в Московской духовной академии (МДА). С 2007 г. — преподавал в КДА. С 2009 г. — преподает в Таврической семинарии., читал лекции в Минской богословской анадемии. С 2011 г. ― проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святителей Кирилла и Мефодия, член Общецерковного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора богословия. Организатор разрушения духовного образования в РПЦ через присоединение к Болонскому процессу. Высказывался в пользу включения такого предмета как менеджмент в список обязательных предметов магистерских программ учебных заведений РПЦ. С 2014 г. — заместитель декана православно-монофизитской семинарии св. Игнатия в Швеции.

о. Кирилл (Говорун). Иерархия

Диакон (2005 г.), священник (2006). В 2007 г. пострижен в монашество с именем Кирилл.

о. Кирилл (Говорун). Церковные должности

Сотрудник Отдела внешних церковных связей (ОВЦС РПЦ) (2001-2007 гг.). С 2005 по 2007 - заместитель председателя ОВЦС. В 2008-2009 гг. - председатель ОВЦС УПЦ. С 2009 по 2012 г. первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ. Член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Член с 2009 по 2014 г. Член рабочей группы по составлению реформированного катехизиса.

о. Кирилл (Говорун). Экуменическая деятельность

С 2004 г. - член комиссии «Вера и церковное устройство» (ВСЦ). Участник православно-католического, православно-монофизитского, православно-англиканского, православно-лютеранского диалога. Член Смешанной международной комиссии по православно-католическому диалогу. Участник богословских собеседований с представителями Немецкой католической епископской конференции. Член Совместной православно-католической рабочей группы имени св. Иринея. Участник православно-монофизитского диалога подготовительного комитета Православной Церкви, монофизитов и Объединенных библейских обществ.

Unity Faith and Order — Dialogues — Anglican Orthodox. International Commission of the Anglican-Orthodox Theological Dialogue // Anglican Communion. http://www.anglicancommunion.org/ministry/ecumenical/dialogues/orthodox/docs/2010communique.cfm 2010

Состоялась очередная сессия православно-англиканского диалога // Антимодернизм.ру. 07.09.2010

Экуменический симпозиум по православной духовности // Антимодернизм.ру. 08.09.2010

В Вене завершилась сессия православно-католического диалога: комментарий ОВЦС // Антимодернизм.ру. 27.09.2010

На Кипре состоялась встреча представителей православных, монофизитов и руководства Объединенных библейских обществ // Антимодернизм.ру. 07.11.2010

Встреча экуменической рабочей группы им. св. Иринея Лионского // Антимодернизм.ру. 21.11.2010

Духовное образование как объект «эффективного менеджмента» // Антимодернизм.ру. 17.03.2011

Определен состав делегации для участия в экуменическом собеседовании с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии // Антимодернизм.ру. 24.03.2011

В Греции состоялась встреча православных участников православно-лютеранского диалога // Антимодернизм.ру. 05.05.2011

Свт. Игнатия почтили лекциями А.И. Осипова и семинаром по «Болонскому процессу» // Антимодернизм.ру. 14.05.2011

В Оксфорде открылась 16-я Международная конференция патристических исследований // Богослов.Ru. http://www.bogoslov.ru/text/1880697/ 08.08.2011

В Албании прошла сессия православно-англиканского диалога // Антимодернизм.ру. 26.09.2011

Санкт-Петербург: католики и православные обсуждают вопрос папского примата // Антимодернизм.ру. 13.11.2011

Заседает комитет Смешанной православно-католической богословской комиссии // Антимодернизм.ру. 23.11.2011

Заседание группы по написанию текста для генеральной ассамблеи ВСЦ // Антимодернизм.ру. 16.01.2012

О. Кирилл (Говорун). Тайное становится явным // Антимодернизм.ру. 16.02.2012

О. Кирилл (Говорун) удален из Учебного Синодального комитета // Антимодернизм.ру. 15.03.2012

О. Кирилл Говорун обсудит с униатами II Ватиканский собор // Антимодернизм.ру. 29.05.2012

Реформированный Катехизис будет готов через 2 года // Антимодернизм.ру. 07.02.2013

Loading...Loading...