Сергей саровский. Преподобный Серафим Саровский

Имя Серафима Саровского яркой звездой сияет среди многоликого сонма святых. Посвятив с юных лет себя служению Творцу, он жил только ради единственной цели - спасения души. Светлая память преподобному Отцу Православной Церкви совершается ежегодно 15 января и 1 августа.

Житие Чудотворца Серафима Саровского

Житие преподобного Серафима Саровского заслужило всенародное почитание и любовь православного люда: он всегда близок нашим душам и незримо пребывает с нами в страданиях, горестях, испытаниях.

Поэтому не встретить на Руси храма, где бы на иконостасе не пребывал лик Серафима.

Житие других православных святых:

Икона Серафима Саровского

Младенчество

Младенец Прохор явился на Свет Божий в 1754 году. Его отец служил купцом и занимался возведением зданий. В конце жизни он принял решение построить собор, но не дожил до завершения строительства. Мальчик остался со своей матушкой, она воспитала его и привила ребенку глубокую веру во Христа .

По кончине супруга, вдова продолжила строительство собора. Однажды она взяла с собой на стройку Прохора. Но он неожиданно оступился и упал с высокой колокольни. Мать бросилась вниз и нашла своего ребенка целым и невредимым. Таким образом Сам Творец сохранил жизнь и здоровье своему будущему светильнику.

Прохор обладал отличной памятью, ему легко давались науки. Подросток любил присутствовать на богослужениях, читал друзьям Жития и Евангелие. Как-то раз мальчик тяжело заболел, врачи не могли найти лекарства для его исцеления. Но в сонном видении Богородица пообещала излечить тяжкий недуг. Вскоре к семейной усадьбе прошел крестный ход с иконой «Знамение».

Мать вынесла болящего и приложила его к Лику Богородицы, после чего мальчик быстро пошел на поправку.

Начало служения Господу

С юных лет Прохор мечтал посвятить жизнь Спасителю и уйти в монастырь . Мать не препятствовала сыновьей воле и благословила на иночество распятием. Этот крест святой носил на груди всю свою жизнь.

Тогда же случилось видение: Пресвятая Богоматерь явилась в Божественном Свете и жезлом прикоснулась к боку больного - тотчас жидкость, находящаяся в избытке в теле Прохора, стала вытекать через образовавшееся отверстие. Юноша быстро выздоровел.

Павел Рыженко «Серафим Саровский»

Постриг

Прохор прожил как послушник в монастыре 8 лет, после чего сподобился принять иночество. В постриге ему было дано имя Серафим. Через год, наблюдая пламенную любовь юного инока ко Господу, игумен принял решение о возведении Серафима в сан иеродиакона.

Монах ежедневно служил в храме, а после службы непрестанно молился.

Ревностное служение инока было вознаграждено Всевышним: Серафим сподобился благодатных видений во время богослужений. Он неоднократно созерцал небесных Ангелов, которые сослужили монастырской братии.

А однажды во время службы, когда игумен навел орарь на молитвенников, его осенил золотистый луч. Серафим поднял взгляд и увидел Самого Спасителя, Он шествовал от храмовых дверей в сопровождении Небесных Сил Бесплотных. Преподобный замер от восхищения и восторга, он даже не смог сдвинуться с места.

После чудесного видения Серафим более ревностно стал относиться к служению: днем он что есть сил трудился в монастыре, а на ночь покидал родные стены и уходил в лес для моления.

Подвиг пустынножительства

В возрасте 39 лет преподобный был возведен в сан иеромонаха и был благословлен на проведение божественной литургии. Когда игумен обители отошел ко Господу, Серафим принял на себя подвиг пустынножительства (покойный отец Пахомий перед смертью благословил инока). Получив еще одно благословение у нового игумена, он удалился в глухой лес.

Но окончательно монастырь он не бросил, каждый субботний день к вечеру, перед началом всенощной, он возвращался в обитель и причащался Святых Христовых Таин.

Подвиги Серафима, которые он совершал во Имя Христово, были суровыми:

  • его молитвенное правило совершалось по Уставу древних пустынножителей;
  • он постоянно изучал Святое Евангелие, Новый Завет, усердно изучал богослужебную литературу;
  • инок знал наизусть множество песнопений, а когда работал в лесу, то любил их напевать;
  • он сам для себя добывал пропитание, работал на огороде;
  • держал строгий пост , питался всего раз в сутки, в постные дни недели голодал.

Его скудный пищевой рацион в течение первых трех лет отшельничества составляли травы. Изредка его навещали такие же пустынники.

Слух о уединенном житии батюшки распространился за пределы монастыря и его стали часто навещать монахи и миряне. Каждому человеку требовались мудрые советы, ответы на вопросы и благословение на труды. Вскоре Серафим запретил посещение своей келии женщинам, а затем и всем остальным, потому что в очередном видении инок узрел, что Господу угодно полное безмолвие инока.

Круг общения святого сузился, теперь его могли посещать только дикие звери и птицы. Серафим любил подкармливать хлебом, который ему доставляли из монастырской хлебопекарни, диких медведей.

Икона Серафима Саровского

Искушения диавола

Высокие подвиги монаха вызвали неодобрение диавола. Он вздумал устрашить святого, дабы тот оставил безмолвие. Инок не поддавался нападкам темных сил, но сатана упорно продолжал искушение. Но Серафим, дабы отразить натиск вражий, принял на 1000 дней подвиг столпничества.

Но посрамленный верой преподобного, диавол надумал умертвить святого и наслал к нему грабителей, которые стали требовать от него деньги. Естественно, денег у него не было, за что разбойники жестоко избили инока и проломили ему голову топором. В безжизненном состоянии святой пролежал до утра, а очнувшись, из последних сил добрел до обители. Братия ужаснулась виду израненного подвижника. Восемь дней монастырские врачи вытаскивали Серафима «с того света», ведь полученные раны были несовместимы с жизнью.

Но исцеление было получено не от лекарей. Во сне ему явилась Царица Небесная и, коснувшись израненного чела, даровала здравие. Но спина преподобного осталась сгорбленной, поэтому ему приходилось ходить, опираясь на посох.

Около полугода монах провел в обители, и набравшись сил, вновь вернулся в лесную келью. В безмолвии он провел три года. Серафиму было предложено настоятелем и братией обители: посещать богослужения и причащаться, или вернуться в обитель. Серафим выбрал второе, потому что из-за увечья и преклонных лет ему было тяжело ходить из леса, в котором он совершал подвиг пустынножительства 15 лет, в монастырь.

Окончание земного пути

Вернувшись, к подвигу молчания он прибавил еще и затвор. Из своей келии монах никуда не выходил и никого не принимал.

За свои труды он сподобился от Господа дара чудотворения и был поставлен на служение людям в подвиге старчества. Сама Матерь Божия явилась во сне к Серафиму и повелела выйти из затвора, дабы принимать у себя просителей, молящих о наставлении, утешении, исцелении.

Теперь дверь келии старца была открыта для всех! Чудотворец созерцал человеческие сердца, исцелял прихожан молитвой, утешал ласковым словом.

В последние годы жизни Серафим особенно заботился о Дивеевской обители, которая являлась его детищем. Он был добрым отцом для сестер монастыря, окормлял обитель, а сестры обращались к старцу во всех трудностях.

За год до смерти отец Серафим сильно ослаб и для себя изготовил гроб. Он указал монахам место, где следует похоронить его тело. 1 января 1833 года старец в последний раз принял причастие, после чего благословил братию и каждому иноку раздал добрые пожелания, а на следующий день преставился ко Господу.

Его тело нашли бездыханным пред Ликом Богоматери.

Во время болезни в отрочестве

Святые мощи

70 лет после кончины богоносного старца люди приходили к его могиле за утешением в скорбях, помощью и исцелением от болезней. Святой еще не был канонизирован, но в его честь уже готовились престолы, составлялось житие, молитвы, писались иконы. И только в 1903 году старец иеромонах Серафим был причислен к Лику святых.

В день его рождения (19 июля) совершилось открытие его честных мощей . После революции они исчезли.

Второе их обретение совершилось лишь в 1991 году в Санкт-Петербурге, после чего они крестным ходом были препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Чудеса

Множество чудотворений связано с именем великого старца. По молитвам к блаженному Серафиму немые обретали голос, у слепых прозревали очи, калеки избавлялись от хромоты, парализованные могли двигать конечностями.

  • 19-летняя девушка имела сведенные конечности, ее руки были плотно сжаты на груди. После посещения могилки Серафима и купания в источнике, освященном во имя богоносца, больная самостоятельно встала, ее руки и ноги расправились, она стала самостоятельно передвигаться.
  • Крестьянку разбил 6 лет назад паралич. Ее, обездвиженную, привезли к роднику и трижды окунули в нем. Женщина полностью исцелилась.
  • В Крестном ходе участвовали мать и ее глухонемая дочь. Впереди процессии хоругвеносцы несли Лик Богородицы и большую икону Серафима Саровского. Женщина приложила ребенка к образу святого и малышка тут же окликнула своим голоском мать.
  • У могилки чудотворца прозрела молодая женщина, несколько лет назад полностью потерявшая зрение.

Известны случаи, когда люди исцелялись от сумасшествия, паралича, онкологии и прочих серьезных недугов. Все факты исцелений записаны в Летописи монастыря.

О чем молятся

В каждом доме на иконостасе должна стоять икона старца Серафима, он приносит удачу всем верующим во Христа.

Молитвы Серафиму Саровскому:

В чем помогает Чудотворец:

  • исцеляет от болезней;
  • молодым девушкам помогает встретить суженого;
  • восстанавливает веру в Бога;
  • возвращает в Церковь, отпавших от Нее;
  • утихомиривает гордыню;
  • помогает продвижению торговли и бизнеса.
Совет! А если испросить у великого чудотворца Серафима заступничества, то он обязательно поможет и повернет житие просителя к лучшему.

Посмотрите видео о Серафиме Саровском

Один из наиболее чтимых Русской православной церковью святых, еще при жизни прославившийся чудесами врачевания и исцеления. Его радением была основана Серафимо-Дивеевская женская обитель. Причислен к лику преподобных в начале XX столетия.

Детство и отрочество преподобного Серафима

В семье состоятельного курского купца, крупного заводовладельца и подрядчика по строительству каменных церквей и зданий Исидора Ивановича Мошнина (в некоторых источниках - Машнина) и его жены Агафьи Фотиевны 19 июля 1754 года (по другим данным - 1759 года) родился сын Прохор, впоследствии ставший одним из столпов русского православия - преподобным Серафимом Саровским. Семья жила в Ильинской слободе и благочестивые родители мальчика, бывшие прихожанами Ильинского храма, часто брали его на богослужения, где Прохор с самого раннего детства приобщался к вере и любви к Господу. Незадолго до рождения сына Исидор Иванович взял подряд на строительство храма в честь Казанской иконы Божьей Матери (сейчас Сергиево-Казанский кафедральный собор), но завершить начатое дело не успел, скончавшись в 1960 (1962) году. Отпевали его в Ильинском храме и, согласно некоторым сведениям, у стен храма и похоронили.

Руководство работами по возведению собора взяла на себя вдова купца - Агафья Фотиевна, лично контролировавшая рабочих и следящая за ходом строительства. Однажды, когда Прохор достиг семилетнего возраста, мать взяла его с собой, чтобы осмотреть почти полностью возведенную церковную колокольню. Поднимаясь к самому куполу, она ненадолго отвлеклась и выпустила руку сына. Любопытный Прохор быстро подбежал к перилам и с интересом перегнулся через них. Хватило двух-трех секунд, чтобы произошла трагедия - мальчик сорвался вниз. С сердцем, готовым вскочить из груди, мать бежала вниз, с ужасом представляя на земле окровавленное тело сына. Но то, что произошло внизу, убитая горем женщина иначе как чудом и Провидением Божьим назвать не смогла - ее мальчик, не получивший даже царапины при падении с большой высоты, был абсолютно цел и невредим. Агафья, со слезами радости и облегчения вознеся молитву Всевышнему, поняла - ее сына оберегают Небесные Силы. Обладая хорошей памятью и горя желанием выучиться грамоте, чтобы самому читать Священное Писание и Жития святых, Прохор быстро освоил азы грамоты и с удовольствием и подолгу изучал святые книги, читая их родне и сверстникам.

Спустя несколько лет произошел случай, полностью подтвердивший догадку матери о избранности ее сына Господом. Будучи подростком, Прохор сильно заболел, и доктора были бессильны помочь ему. Именно тогда Прохору во сне явилась Богородица, пообещавшая исцелить его от недуга. Прохор рассказал об этом матери, и когда мимо их дома вскоре проходил Крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы, Агафья вынесла на крыльцо сына, чтобы он приложился к чудотворному образу. После этого Прохор действительно исцелился, а чудесное видение Богородицы бережно хранил в своем сердце. Поэтому, когда в 1776 году он пришел к матери за благословением ступить на путь монашества и отправиться с паломниками в Киево-Печерскую Лавру, женщина не только не была против, но и трепетно благословила сына, подарив ему небольшое медное распятие, которое тот всю жизнь носил у сердца как святыню.

Путь к иночеству

В Киево-Печерской лавре с Прохором долго беседовал старец Досифей (великая подвижница христианства Досифея Киевская, посвятившая себя служению Господу в мужском обличье), благословивший его на иноческий путь и указавший место послушания и принятия пострига - Саровскую пустынь. Возвратившись ненадолго в отчий дом, Прохор навсегда попрощался с родными и отправился в , куда и прибыл 20 ноября 1778 года. Старец Пахомий, тогдашний настоятель Саровской обители, ласково принял парня и назначил его духовником старца Иосифа, под началом которого Прохор проходил послушания - трудился в столярне, хлебной, просфорной, был пономарем, а свободное время полностью посвящал молитвам. По примеру многих иноков, удаляющихся из обители в лес для моления, послушник Прохор испросил для себя такое разрешение у старца Иосифа, и с тех пор после праведных трудов в монастыре уединялся в лесной глуши и творил молитвы Всевышнему.

Спустя два года Господь снова решил испытать Прохора, послав ему тяжелую болезнь - водянку, от которой все тело парня распухло, и он без малого на три года оказался прикованным к кровати. Другие иноки, полюбившие Прохора за мягкий нрав, трудолюбие и незлобивость, ухаживали за ним, ни разу не услышав от него роптания. Опасаясь, что без помощи врачей не обойтись, старец Иосиф хотел пригласить доктора, но Прохор, вверив свою душу и тело Господу, просил не делать этого, лишь причастить его. После причастия ему во сне снова явилась Богородица с апостолами - святым Петром и Иоанном Богословом, указавшая на больного и сказавшая, что он - от рода их и коснувшаяся жезлом бока Прохора, после чего вся лишняя жидкость вылилась из тела парня, и вскоре он снова был здоров. А на месте, где Прохору чудесным образом явилась Пресвятая Богородица, иноки возвели больничную церковь, в которой придел освятили в честь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, престол для которого из кипарисового дерева своими руками сделал Серафим и всегда причащался в этой церкви.

Через восемь лет послушничества, в 1786 году юноша принял иночество с именем Серафим. Спустя год епископом Владимирским и Муромским Виктором (Онисимовым) он был возведен в сан иеродиакона и продолжил еще более ревностно и усердно служить Господу. Покровительство отцу Серафиму часто являл Господь и Небесные Силы Бесплотные, являясь ему во время праздничных богослужений, что снискало иноку еще большую любовь братьев и подвигло на еще большее рвение в служении Отцу Небесному и Пресвятой Матери Божьей. Каждый день после всех трудов уединялся преподобный Серафим в лесу и всю ночь совершал молитвенные бдения.
В 1789 году иеромонах Серафим взял опеку над Казанской общиной (в будущем - Серафимо-Дивеевским женским монастырем), устроенной недалеко от схимонахиней Александрой (Мельгуновой), и всю свою жизнь помогал сестрам духовными советами и материальным обеспечением.

Подвиги преподобного Серафима

В сентябре 1793 года по ходатайству монашеской братии епископ Тамбовский и Пензенский Феофил (Раев) возвел Серафима в сан иеромонаха, а уже в 1794 году после тихой кончины настоятеля о. Пахомия, благословившего преподобного на подвиг пустынножительства, о. Серафим, испросив также благословение у нового настоятеля - о. Исаии (Зубкова), удалился в небольшую лесную келью, отстоящую от обители на пять километров, и стал жительствовать в одиночестве. Одним из подвигов преподобный избрал строгий аскетизм, нося летом и зимой одну и ту же одежду, самостоятельно добывая пропитание, соблюдая все посты и постоянно перечитывая священные книги. Возле кельи о. Серафим раскопал небольшой огородик и завел пчельник. Только в субботу перед всенощным бдением приходил отшельник в Саровскую пустынь, возвращаясь к себе в лесную келью после литургии и причащения Святых Тайн.

Часто, творя молитвы, о. Серафим настолько глубоко погружался в себя, что ничего не видел и не слышал вокруг. В такие минуты нечастые гости затворника - иеродиакон Александр, схимонах Марк Молчальник или иноки, приносившие преподобному хлеб, тихо удалялись, боясь нарушить его молчание.

Известный факт - преподобный Серафим три с половиной года питался только травой снытью, растущей возле кельи и кормил из рук дикого медведя и других лесных зверей, приходящих к его келье. А однажды, когда нечистая сила стала очень допекать и искушать о. Серафима, он взял на себя трудный подвиг столпничества, и тысячу дней и ночей проводил в молитвах на камне, один из которых находился в келье, а другой - возле нее, покидая место молений только на время непродолжительного отдыха и приема пищи.

Вскоре к о. Серафиму стали приходить не только иноки, но и миряне, наслышанные о чудесном лесном затворнике, испрашивая у него совета и благословения. Он принимал всех, но вскоре, тяготясь таким паломничеством и желая жить в полном уединении и безмолвии и испросив на это благословение настоятеля, с помощью молитв преградил путь в свое жилище ветками вековых деревьев, скрывшими его от посторонних глаз.

Однажды с о. Серафимом произошел трагический случай. Трое крестьян, наслышанных о том, что к преподобному часто приходят не только бедняки, но и состоятельные люди, задумали его ограбить. В то время преподобный усердно молился, по обыкновению, не обращая внимание на происходящее вокруг. Разбойники напали на него, но он, будучи в расцвете лет и сил, даже не попытался противостоять им. Один из грабителей проломил о. Серафиму голову обухом топора, и все трое кинулись обыскивать жилище. Не найдя ничего, кроме иконы и небольшого запаса еды, разбойники в ужасе от содеянного разбежались, а преподобный, придя в себя, еле добрался до обители, где потрясенная братия восемь суток ухаживала за ним, удивляясь, что ему удалось выжить после тяжелых ран. Пречистая Дева снова не оставила в беде о. Серафима, придя к нему во сне. После прикосновения Богородицы преподобный Серафим стал поправляться, но еще без малого полгода ему пришлось провести в обители. После этого случая о. Серафим навсегда остался немного сгорбленным и ходил, опираясь на палку или посох, но обидчиков своих, вскоре найденных, простил и просил не наказывать.

Вернувшись в свою лесную келью, в 1807 году преподобный принял обет молчания, избегая встреч и общения с людьми, для чего даже перестал посещать субботние всенощные в обители.

Возвращение в обитель

Через три года отцу Серафиму пришлось вернуться в Саровскую пустынь - здоровье его было подорвано (нападение разбойников не прошло даром), но он сразу уединился в своей келье и никого не принимал целых пятнадцать лет. Лишь в ноябре 1825 года после видения во сне Приснодевы Марии по ее указанию он прервал свое уединение и, взойдя на последнюю ступень высшего монашеского подвига - старчества и обладая даром исцеления и ясновидения, стал принимать иноков и мирян.

Молва о Серафиме, Саровском чудотворце, была настолько громкой, что к нему приходили за советом и благословением не только простые крестьяне и бедняки, но и люди высших сословий и даже сам император . Для всех без исключения посетителей у преподобного было одно приветствие: «Христос воскресе», и называл он всех одинаково: «Радость моя». Врачуя раны душевные и хвори телесные, о. Серафим всегда был приветлив и весел, для каждого находил доброе слово и напутствие. Самым большим грехом преподобный считал уныние и советовал всем занимать свои руки богоугодными делами, а помыслы - страстными молитвами.

Кончина старца Серафима

В 1831 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Божья Матерь с апостолами и 12 девами снова приходила к старцу Серафиму во сне и после долгой беседы пообещала вскоре забрать его в Царство Небесное. После этой встречи преподобный стал много говорить о скорой кончине и сам указал место погребения - у алтаря с юго-восточной стороны собора Успения Пресвятой Богородицы. В сенях кельи по его просьбе иноки установили гроб, и он подолгу стоял возле него, вознося молитвы Всевышнему и готовясь предстать пред его судом.

В последний раз старец Серафим пришел в больничный Зосимо-Савватиевский храм 1 января 1833 года, где после богослужения и причащения простился с братией и благословил ее. Ранним утром 2 января 1833 года один инок, проходя мимо кельи старца Серафима, почувствовал запах горелой бумаги, исходивший из нее. После того, как монахи открыли келью, они увидели удивительную картину - все книги и вещи Серафима уже тлели, душа его отлетела к Господу, а тело находилось в коленопреклоненном состоянии с молитвенно сложенными руками.

Канонизация преподобного Серафима Саровского

Целых семьдесят лет после преставления старца Серафима к месту его погребения стекались люди, веруя, что он может облегчить страдания и наставить на пусть истинный. Задолго до официальной канонизации в храмах устраивались престолы в его честь, составлялись тропари и жизнеописания. А после того, как в семье императора , имевшей уже четырех дочерей и мечтавшей о наследнике, после молитв Серафиму Саровскому родился долгожданный сын, царская чета уверовала в святость старца, в кабинете Николая II появился большой портрет старца Серафима, а русский народ в январе 1903 года с ликованием воспринял решение Святейшего Синода о его канонизации.

В день рождения преподобного, 19 июля 1903 года в присутствии императорской четы, высшего духовенства, знати и простых людей состоялись пышные Саровские торжества по случаю открытия святых и многолечебных мощей Серафима Саровского. На торжествах побывали более 150 тысяч человек.

Обретение святых мощей

В декабре 1920 года по решению специальной комиссии новой рабоче-крестьянской власти рака с мощами прп. Серафима Саровского была вскрыта, и в 1922 году перевезена в московский , преобразованный большевиками в музей религиозного искусства.

В связи с бурными и трагическими событиями в истории в течении следующих семидесяти лет мощи Серафима Саровского затерялись, поэтому были обретены только осенью 1990 года. Во время работ в (тогда - музее истории религии) в одном из заказников были обнаружены не проходящие по предыдущим описям мощи. В декабре 1990 года мощи были освидетельствованы и сравнены с актом вскрытия мощей Серафима Саровского в 1920 году, что подтвердило гипотезу о принадлежности мощей старцу Серафиму.

В первых числах февраля 1991 года святые мощи перевезли в и крестным ходом пронесли в . В конце июля 1991 года с крестным ходом святые мощи Саровского чудотворца отправились в место упокоения, указанное самим преподобным - Дивеевскую пустынь, где их встречало большое количество верующих.

Интересные факты

  • В Курской Коренной Рождество-Богородичной пустыни и установлены и освящены памятники преподобному отцу Серафиму.
  • Его именем названа улица в пригороде сербской столицы Белграда - Батайнице.
  • С 2007 года прп. Серафим Саровский объявлен покровителем физиков-ядерщиков, а белгородские студенты, согласно проведенному в 2009-2010 годах опросу в рамках работы «О студенческих поверьях и обрядах» считают его своим небесным заступником.

Своей праведной подвижнической жизнью и посмертными чудесами прп. Серафим, Саровский чудотворец, стал для всего православного мира наряду с преподобным негасимым светочем христианства, и в наши дни незримо оберегающим людей от зла и дарующим надежду на спасение и вечную жизнь.


Имеет отношение к населенным пунктам:

С ноября 1778 г. и до самой смерти в 1833 г. пребывал в Саровской пустыни и находящейся поблизости лесной келье, в 1786 г. принял иночество с именем Серафим. Иеромонах Саровского монастыря (с 1793 г.).

Серафим Саровский является одним из самых почитаемых православных святых. С этим человеком связано множество необычных фактов, которые интересно будет узнать каждому верующему.

Серафим Саровский очень почитаем церковью из-за своих деяний. Он претерпел немало проблем на пути к гармонии с внешним миром и с Богом. Некоторые его подвиги до сих пор считаются невозможными, поэтому в вопросах достоверности большую роль играет вера. Те, кто крепки в своей вере, совершают паломничество В Дивеево к мощам святого , чтобы приложить руки и голову к месту, где упокоен с миром один из самых великих русских святых. 15 января — официальный день памяти святого по церковному календарю.

История и чудеса Серафима Саровского

Родился этот великий человек в Курске в 1754 году. Несмотря на то, что семья Серафима была богатой и знатной, он посвятил себя Богу. Отец ребенка умер, когда тот находился еще в раннем возрасте.

Чудеса с ним начали происходить еще в детстве. Прохор, как святого звали до принятия монашества, однажды упал с колокольни, но остался невредим. Вскоре он тяжело заболел, но во сне к нему пришла Дева Мария и пообещала исцелить его. Через некоторое время так и случилось. Мальчик был окружен верой, поэтому отдал много своего личного времени изучению христианства. Его вера крепла день ото дня.

Когда Прохору исполнилось 17 лет, он решил оставить отчий дом. Принял постриг он по совету старицы в Киево-Печерской лавре. Выбор пал на Саровский монастырь в Тамбове. В 1778 году он стал послушником, а полноценным монахом - в 1786 году. Сан иеромонаха ему был присвоен еще через семь лет. Монах Серафим всегда имел склонность к уединению, поэтому старался жить подальше от других людей. Он жил в лесу в келье, искал сам себе пропитание, соблюдал строжайший пост и постоянно молился. Он не считал это подвигом — таково было его искреннее желание.

Согласно историческим источникам, Серафим занимался столпничеством, то есть постоянной молитвой на протяжении многих лет. Он молился на камне, о чем узнали люди и стали приходить к нему за советами. День и ночь он отдавал себя полностью молитвам. Говорят, что чудесным образом к нему постоянно приходили дикие животные, включая даже медведей, которых святой кормил хлебом. В лесу с ним приключилась беда — до плохих людей дошли вести о том, что его посещают богатые, оставляя ему дары. Разбойники нашли место уединения Серафима Саровского и жестоко избили его, причинив серьезные увечья. После того, как монах поправился, он остался сгорбленным на всю жизнь. Говорят, что он даже не сопротивлялся, а позднее и вовсе простил своих обидчиков, заявив о том, что их необходимо отпустить. Этих людей так и не предали суду.

В начала уже 19 века святой принял обет молчания, который старался исполнять почти 20 лет. Последние 7-8 лет своей жизни он исцелял болезни людей и принимал всех, кто желал его видеть. В числе гостей был даже царь Александр Первый. Умер старец в 78 лет во время молитвы. К лику святых был причислен лишь спустя 70 лет после смерти. 1 августа отмечается обретение мощей святого , а 15 января является официальным днем памяти и именинами всех мужчина с именем Серафим.

15 января — день памяти Серафима Саровского

Таких людей, как монах Серафим, можно пересчитать по пальцам. Только преданной веры и самоотверженности не было почти ни у кого. Он демонстрировал силу духа и веру в Христа, которая помогла ему прожить достойную жизнь.

Старцу Серафиму посвящены иконы и молитвы. Считается, что святой Серафим помогает нам в облегчении страданий и в исцелении болезней. В каждом доме должна стоять икона этого святого, которая принесет удачу всем верующим. Молитвы перед иконой Серафиму Саровскому помогают восстановить веру в Бога, поэтому часто к этой молитве прибегают матери детей, которые утратили веру в Бога.

15 января в каждой церкви православного мира из года в год вспоминается жизнь святого Серафима. В этот день священнослужители рекомендуют не ругаться с близкими, делать только добрые дела и верить в чудеса. Бог милостив ко всем, кто в этот день посвящает свое время молитвам.

Молитвы Серафиму Саровскому имеют особую силу не только в день памяти или 1 августа. 15 января и в любой другой день просите преподобного, чтобы он молился за наши души и за здравие всех близких. Будьте счастливы, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.01.2017 06:05

6 февраля 2017 года христиане отмечают день памяти святой Ксении Петербургской. Ее почитание было прижизненным...

30 июля 1754 года родился Прохор Исидорович Мошнин, которого мы знаем как Серафима Саровского. Один из самых почитаемых русских святых, его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации.

Канонизация

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву. В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован. Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.
Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность. Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто. Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Старовер

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года. Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора. В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину. Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок). Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Личные мотивы императора

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника». После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима. Были ли в действиях Николая II сокрыты личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Письмо

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться». О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже. Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье. Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»). Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.
Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись. По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен. Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда. Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима? В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи. Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства? Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста. Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе. Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей. Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи». Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.
В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году. Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Батюшку Серафима уже при жизни народ почитал святым, к нему можно обращаться с молитвами по любым вопросам.
Перед его иконой очень полезно молиться о духовной помощи в моменты отчаяния или упадка сил из-за обрушившихся на вас бед. Святой считал, что самые тяжкие христианские грехи – скорбь и уныние, поэтому искренние молитвы ему могут помочь вам преодолеть эти напасти и обрести силу.
Еще при жизни преподобного Серафима, к нему приходило большое количество людей за помощью в защите от искушений, и батюшка помогал им, давал оступившимся людям утешение и надежду на разрешение проблем. До сих пор он слышит нас, грешных, и святыми молитвами перед Господом помогает всем кающимся.
Масло, которое освящено его святыми мощами, часто помогает больным.
Существует мнение о Серафиме Саровском, что его помощь может проявляться в торговых делах. Он помогает тем людям, которые стремятся не только к личному обогащению, но в первую очередь занимаются благотворительностью, помогают ближним, неимущим, больным людям, жертвуют средства на святую Православную Церковь.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Преподобный Серафим Саровский был рожден 19-го июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье. При крещении он получил имя Прохор.
В возрасте трех лет умер отец Прохора, который незадолго до смерти взял подряд на строительство храма преподобного Сергия, все труды по продолжению работ взяла его супруга Агафья. Как-то раз она пошла на стройку вместе с маленьким Прохором, который во время осмотра оступился и упал с высокой колокольни. Мать очень испугалась, но спустившись вниз, увидела сына здорового и невредимого, в чем усмотрела особое попечение Бога.
Около десятилетнего возраста, Прохор очень сильно заболел, его жизнь даже оказалась под угрозой, но во сне ему было видение — к нему явилась Царица Небесная и пообещала исцелить отрока. Тогда по Курску несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Агафья вынесла своего больного сына, он приложился к иконеи с того момента начал быстро поправляться.
Его старший брат торговал и стал приучать к этому занятию и Прохора, но душа мальчика стремилась к Богу, он каждый день посещал храм, утром рано просыпался, чтобы пойти и послушать утреню. Прохор рано выучился грамоте, с самого детства любимым занятием его было читать Священное Писание и Жития святых. Его мать видела, чем занимается ее сын и была этому очень рада.

Когда юноша достиг семнадцатилетнего возраста, он точно решил, что оставит мир, попросил благословения у своей матери и посвятил себя иноческой жизни.
Сначала преподобный отправился в Киево-Печерскую лавру, в которой познакомился с одним прозорливым затворником Досифеем, который разглядел в Прохоре верного слугу Христова. Затворник сказал, что его место в Саровской пустыни и благословил юношу идти в нее за спасением.
По этому совету девятнадцатилетний Прохор Мошнин 20-го ноября 1778 года оказался, в Сарове, где был принят старцем Пахомием, который был настоятелем пустыни.
Постоянно пребывая в молитвах, Прохор был усердным исполнителем всех послушаний, которые возлагались на него, он оказывался в числе первых, кто приходил на службы, в келье внимательно читал святые духовные книги, особенно любил Евангелие, Апостольские послания и Псалтырь. Спал он немного. Но его душа жаждала еше более строгой жизни и однажды, получив благословение от старцев, Божий избранник начал уходить в лес для молитв. Братия удивлялась той силе святых подвигов, которую показывал Прохор.
Прохор очень долго, почти три года болел, но всякий раз, когда монахи предлагали ему лечиться, отклонял их предложение, уповая на Божию милость. И вот, когда состояние Прохора стало критическим, к нему явилась Сама Божия Матерь и снова, как в детстве, исцелила его. По истечении некоторого времени, келью, в которой случилось это чудесное посещение, снесли, а на ее месте поставили храм и больничный корпус.
13-го августа 1786 года, в свои 28 лет, Прохор был подстрижен в иноки с наречением имени Серафим . В декабре 1787 года Серафим был посвящен в сан иеродиакона. 6 лет он, практически без перерывов, находился в служении. Он почти не отдыхал, часто забывал поесть, но Бог давал ему особые силы.
Однажды во время Божественной литургии Серафимом было получено необычайное видение: святой узрел Господа Иисуса Христа во славе, сияющего неизреченным светом. Он был в окружении ангелов, архангелов, вокруг были также херувимы и серафимы. Он прошел по воздуху от церковных ворот, остановился возле амвона и благословил всех Своими святыми руками.
В 1793-м году будущего святого рукоположили в сан иеромонаха.
После кончины старца Пахомия, преподобный Серафим по благословению своего духовного отца старца Исаии, оставил обитель.

20-го ноября 1794года он ушел жить в уединенную келью, которая была на расстоянии 5-6 километров от монастыря в лесу на берегу реки Саровки. В келье было всего одно помещение с печкой. Около своего жилья преподобный сделал огород, а позже стал разводить и пчел. Одежда Серафима была очень простая, даже убогая- поношенная камилавка, балахон из белой ткани, кожаные рукавицы, чулки и лапти на ногах. На груди его всегда висел крест, которым его благословила мать, а за плечами находилась котомка, в которой всегда находилось святое Евангелие.

Все время ревностный Христов подвижник проводил в молитве и чтении святых книг. Во время холодов он заготавливал дрова, чтобы топить свою келью, летом работал на земле, выращивая на огороде овощи, которыми и питался.
Перед воскресными и праздничными днями преподобный Серафим Саровский шел в обитель, где слушал вечерню, всенощное бдение или утреню и причащался святых Тайн. Потом общался с иноками, затем брал хлеб на неделю и снова возвращался в свою одинокую лесную келью. Сначала он питался сухим хлебом, а позже, святой отец Серафим еще больше усилил пост и отказался даже от хлеба. Питался преподобный только овощами, которые выращивал на своем огороде.
Разные искушения выпадали ему в испытание. Однажды преподобный Серафим Саровский, подвергся нападению злых людей, потребовавших денег, которые тот якобы получал от мирян. У старца денег конечно же не было, он покорно сложил крестом руки на груди и сказал: «Делайте, что вам надобно.» Грабители набросились на подвижника, связали и сильно избили его. После этого они ворвались в келью, где нашли немного картофелин и одну икону. Подумав о преподобном Серафиме, что Саровский отшельник убит, злодеи сильно испугались и убежали. Когда святой пришел в сознание, он сразу же поблагодарил Господа Бога за это страдание и помолился о прощении нападавших, кое-как освободился от пут и утром окровавленный добрался до обители. Врачи осмотрели раны и сильно удивились тому, что старец оказался жив – голова его была проломлена, ребра сломаны, долго он лежал обессиленный, отказываясь даже от принятия пищи.

И снова у отца Серафима было видение: Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоаном Богословом подошла к нему и сказала в сторону врачей:

«Что вы трудитесь?» а преподобному: «Сей от рода моего!»

После этих слов отец Серафим отказался от врачей и предоставил свою жизнь в Божьи руки. На девятый день к нему начали возвращаться силы и старец смог встать с постели. Но целых пять месяцев он еще находился в обители, восстанавливая силы, после чего снова возвратился к своей келье.
Люди узнавали о преподобном отце, к нему начали приходить за помощью. От некоторых людей старец старался уклоняться потому, что к тому времени уже умел узнавать нужды, а тех, кто действительно нуждался, принимал и давал советы и наставления. Много людей видело, как старец кормил из рук большого медведя – об отшельнике Серафиме знали даже дикие звери и любили его.
Диавол очень старался, что прекратить подвижнический подвиг Серафима, искушая и строя ему козни. Так он устраивал громогласные звериные рыки возле кельи, или делал так, что святому представлялось, как будто за дверями его жилища большое количество людей пытаются вломиться к нему или развалить хижину. Спасался Серафим только молитвою и силой Животворящего Креста Господня.
Не единожды батюшку искушали духом честолюбия, предлагая ему стать игуменом или архимандритом какого-нибудь монастыря, но он стремился к настоящему подвижничеству и всякий раз отклонял такие предложения.
Три года святой преподобный не разговаривал, храня обет совершенного молчания. Тысячу дней и ночей он, подобно св. Семиону столпнику, стоял на камне и молился Богу словами мытаря:

«Боже, милостив буди мне, грешному!».

С мужеством отцом Серафимом переносились зимняя стужа, летний зной, дожди, комаров и мухи. Сходил он с него только для того, чтобы принять пищу.
Об этом подвиге никто не знал до той самой поры, пока об этом не было рассказано самим Преподобным.
Святой до такой степени ослабел в этих подвигах, что уже не мог сам приходить в монастырь. Поэтому 8 мая 1810 года, после шестнадцати лет пребывания в лесу, он навсегда оставил пустыньку и возвратился в монастырь, где начал новый подвиг затворничества.

В течении первых пяти лет пребывания в обители, он вообще никуда не выходил, никто не видел даже, как старец брал пищу, которую ему приносили. Потом он открыл дверь своей кельи, но все равно не разговаривал с людьми, приняв обет молчания.
В его келье находилась икона Божией Матери, с горевшей лампадой перед нею, обрубок пня был ему вместо стула. И в сенях стоял дубовый гроб, возле которого старец молился, готовясь к переходу к вечной жизни.
Когда прошло 10 лет такого безмолвного затворничества, преподобный Серафим Саровский отверз свои уста снова, чтобы послужить миру и двери его кельи открылись для людей. Его посещали многие знатные лица, государственные мужи, которым он давал наставления и учил, как жить с верностью Церкви и отечеству.
В ноябре 1825-го года, Серафиму во сне было явление Богоматери, которая разрешила выйти из затвора. После чего он стал посещать монастырь и кроме этого, помогал поднимать женскую иноческую Дивеевскую общину, которую в 1780 году основала помещица Мельгунова.
За год и десять месяцев до окончания своей земной жизни, Серафим Саровский удостоился двенадцатого в его жизни праздника — явления Божией Матери, которое было как предзнаменование его блаженной кончины и нетленной славы.
Второго января 1833 года келейник преподобного старца, отец Павел, почувствовал запах гари, который шел из кельи святого Серафима. У него всегда были зажжены свечи, он говорил:

«Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Когда были открыты двери, все увидели бездыханное тело преподобного Серафима, которое было в молитвенном положении, а книги и другие вещи в комнате тлели.
Тело преподобного положили в приготовленный при жизни дубовый гроб, погребение состоялось по правую сторону соборного алтаря.

В течение многих лет со дня смерти святого к месту его захоронения приходили люди, и по молитвам преподобному Серафиму Саровскому, получали исцеления от различных душевных и телесных болезней.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО СЕРАФИМА

В 1903 г. 1 августа состоялась канонизация преподобного преподобного Серафима Саровского. В день его рождения торжественно были открыты его мощи и перенесены в приготовленную раку.

В Сарове на этот праздник тогда собралось больше трехсот тысяч человек.
16/29 июля 1903 г. в Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения - Парастасы, о приснопамятном иеромонахе Серафиме.
17/30 июля был совершен крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую обитель. Весь путь участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, совершались литии.
Навстречу крестному ходу из Дивеева вышел крестный ход к мощам Серафима Саровского. Когда они встретились, епископ Тамбовский Иннокентий осенил на четыре стороны людей чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас ».
После этого объединенный крестный ход направился в Саров.
Вечером 18/31 июля на Всенощном бдении преподобный Серафим был прославлен в лике святых. Когда открыли гроб, все, включая присутствовавшего Государя Императора опустились на колени. Зазвучало величание

«Ублажаем тя преподобне отче Серафиме…».

Историки утверждают, что таких праздников до этого дня в России еще не было.
Миру были оставлены наставления Серафима Саровского, часть которых была записана им самим, а часть теми, кто слышал их из его уст.
В 1903 году была издана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни », которая состоялась в ноябре 1831 г., незадолго до его преставления.
Кроме учения о христианстве, в ней есть новое изъяснение святейшего многих важных мест Священного Писания.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Никто не знает сколько настоящих чудес Господь Бог совершил через Серафима Саровского и сколько еще будет совершено в будущем.

Первое чудо случилось, когда Прохор (такое имя носил Серафим Саровский по рождению) случайно он упал с высокой колокольни храма, но как ни в чем не бывало встал на ноги без всяких повреждений. В десять лет к заболевшему Прохору во сне явилась Божия Матерь и исцелила его от смертельной болезни.

В монастыре Прохор заболел водянкою, весь распух, но после Святого Причастия к нему в свете явилась в свете Пречистая Богородица и снова исцелила его, коснувшись своим жезлом его бедра.

У преподобного Серафима Саровского был брат Алексей, которому он за 48 лет предсказал точную дату его смерти.

Однажды из Спасска в Саров приехал диакон, который ложно обвинял другого священника. Когда он пришел к святому, он узрел его обман и прогнал его, сказав:

« Поди, клятвопреступник, и не служи».

После этих слов диакон целых три года не мог проводить службы в церкви (у него немел язык) до тех пор, пока не сознался во лжи.

Серафима Саровского слушались животные. Саровский инок Петр рассказывал: «Подходя к келье, я увидел, что отец Серафим сидит на колоде и кормит стоящего перед ним медведя сухариками. Пораженный я остановился в страхе за большим деревом. Тот час же увидел, что медведь пошел от старца в лес. Преподобный Серафим с радостью увидел меня и просил молчать о медведе до его успения»

Чудо появления источника«Серафимова» .
25 ноября 1825 года преподобный Серафим увидел на берегу реки Саровки Божию Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Богоматерь жезлом ударила в землю и из-под земли выбился фонтан воды, а потом Она дала указание об устроении Дивеевской обители.
Взяв инструменты из монастыря, батюшка Серафим сам две недели копал колодец, от воды которого происходили и до сих пор происходят чудесные исцеления.

У преподобного Серафима Саровского был дар прозорливости. Он неоднократно отвечал на письма даже не раскрывая их. После его кончины было обнаружено много таких запечатанных писем.

Люди не раз видели , как отец Серафим, начинал молиться, а потом, вдруг, поднимался над землей. Дарья Трофимовна, сестра из Дивеево, однажды удостоилась увидеть этого чуда, но по наказу, данным отцом Серафимом, молчала об этом до его смерти.

Есть свидетельства, когда по молитвам преподобного Серафима Саровского возвращалась жизнь у неизлечимых больных.

«Укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай сам себя — так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь»

прп. Серафим Саровский

ВЕЛИЧАНИЕ

Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

ВИДЕОФИЛЬМ

Loading...Loading...