Шри Шри Рави Шанкар: Восемнадцать законов духовного развития. Освобождение от зависимости


18 законов духовного развития
Когда внимание обращено к духовному аспекту человеческой жизни, это приводит к появлению чувства ответственности, причастности, сострадания и заботы о всем человечестве. Духовное начало поддерживает и оберегает жизнь. Оно делает вас сильным и твердым. Оно разбивает узкие рамки каст, верований, религий и национальностей и дает вам осознание того, что жизнь присутствует повсюду. И только при помощи этой осознанности, этого духовного подъема сознания, мы можем прекратить войны и восстановить уважение прав человека во всем мире.

Как же достичь всего этого? Каковы основные принципы духовного развития?

УВЕРЕННОСТЬ: Первый шаг на духовном пути - быть уверенным в самом себе. Без уверенности невозможно ничего достичь. Сомнение - вот что препятствует уверенности. Как только вы удалите все отрицательные мысли, вы поймете, что положительное уже произошло. Когда рассеиваются сомнения, сразу появляется уверенность. Поэтому чтобы извлечь пользу из уверенности, вы сначала должны понять природу сомнения.
Если вы будете наблюдать за сомнениями, то поймете, что они всегда относятся к чему-то положительному. Вы никогда не сомневаетесь относительно отрицательного. Это должно быть известно вам на собственном опыте: вы сомневаетесь в чьей-то честности, однако никогда не ставите под сомнение нечестность. Вы сомневаетесь в положительных намерениях других людей, однако никогда не сомневаетесь в их дурных качествах. Если кто-то говорит: "Я очень тебя люблю", вы отвечаете: "Это правда?". Однако если вам говорят: "Я ненавижу тебя", вы никогда не переспросите: "Ты уверен в этом?"
Вы должны понимать, что ваше сомнение - это неуверенность в чем-то положительном и уверенность в негативном. Помните, что если у вас есть сомнение, это означает, что речь идет о чем-то положительном. В этом контексте сомнение дает вам возможность продвигаться вперед. Я не говорю вам отбросить прочь ваши сомнения. Ведь сомнения тем больше, чем больше вы можете! Отдайтесь им на сто процентов. Ваши сомнения помогут вам. Как только вы преодолеете преграду сомнений, вас ждет быстрый успех.

ПЕРЕСТАНЬТЕ ОСУЖДАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ: Следующий шаг - это перестать осуждать других людей и себя самого. Духовное путешествие - это путешествие к самому Себе, а когда вы поглощены самоосуждением, вы не хотите приблизиться к самому Себе. Вам это кажется неинтересным. Без этого сознательного движения по направлению к самому Себе, по направлению к духовному началу, вы будете автоматически двигаться по направлению к материальному. Радость, которую вы получаете от объектов материального мира, быстро надоедает. Радость, которую вы получаете от духовного, возвышает вас.
Вы будете находить негативные качества внутри себя, но не обязательно осуждать себя за это. Всякий раз, когда вы осуждаете себя, вы вынуждены переключиться затем на других, так как невозможно долго осуждать только себя. Вы будете находить причины, чтобы обвинить других. Это порождает ненависть. И наоборот, осуждая другого человека, вы снова готовитесь осуждать самого себя. Вокруг нас так много порицания, и это снижает осознанность людей во всем мире.

ХВАЛИТЕ СЕБЯ И ДРУГИХ: Третий закон - хвалить себя и других. Хвалить других - это следующий шаг после того, как вы научитесь не осуждать их. Похвала воспламеняет дух, а присутствие духовного начала возвышает вас, других людей и все окружение. Когда вы хвалите себя или другого, внутри вас создается пространство, наполненное радостью.
Если вы сами можете похвалить себя, вам не нужна похвала от других. Часто мы думаем, что хвалить себя - это проявление эго, но на самом деле эго никогда не хвалит само себя. Скорее оно будет надеяться получить похвалу от окружающих. Поймите, любая похвала так или иначе исходит от Божественного. Например, если вы говорите, что у вас красивые глаза, - кто создал их? Любая похвала исходит от Божественного, от Творца.
Акт предложения похвалы расширяет сознание. Что-то внутри вас раскрывается. Осуждение же сужает сознание. С того момента, как вы поймете, что рост духовного потенциала - это расширение сознания, ума, вам уже не хочется возвращаться к осуждению. Искренне предлагайте похвалу другому и наблюдайте, как вы сами будете себя при этом чувствовать.

ИСКРЕННОСТЬ: Искренность - это четвертый закон развития. В любом деле будьте искренни. Не обманывайте сами себя и не пытайтесь обманывать другого. Вы находитесь на духовном пути не ради кого-то. Духовный поиск без искренности тщетен. Он не принесет никакой пользы. А когда это совершается с искренностью, приходят спокойствие, счастье и радость, какие только можно испытать в этом мире.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Пятый закон духовного развития - ответственность. Духовный путь - это не бегство от ответственности, но принятие ее на себя. Чем больше ответственности вы берете на себя в своей жизни, тем больше вы растете на своем пути. Если вы жалуетесь на трудности, их число будет только увеличиваться. Люди ошибочно полагают, что существование по духовным законам - это бегство от тяжелой работы. Напротив, именно на духовном пути нужно действовать энергично и эффективно.

ПОЗВОЛЬТЕ ПРОШЛОМУ УЙТИ: Шестой закон духовного развития - это способность отпустить прошлое. Смотрите на прошлое как на сон. Так вы сможете вернуться в настоящий момент. Вы поймете, что не обязательно прилагать усилия, чтобы находиться в настоящем моменте. В тот миг, когда вы отпускаете прошлое, ваш ум сам по себе возвращается в настоящее.
В настоящем моменте дух воспламенен, и достаточно искры, чтобы вспыхнул факел духа. Когда вы прилипаете к прошлому, ваш факел покрывается копотью. Будьте в настоящем моменте и сдувайте прочь копоть прошлого!

ПРИНЯТИЕ: Вы должны уметь создавать гармоничную атмосферу вокруг себя. Вы можете думать, что ваше окружение создает вас, однако на самом деле вы создаете ваше окружение. Вы должны осознавать: что есть, то и есть. Принятие того, что есть, имеет две стороны. Первое - принимать настоящий момент как неизбежный. Это случилось так, как оно случилось. Если вы хотите, чтобы все было по-другому, ситуация может измениться лишь в следующий момент. Только когда вы принимаете то, что есть, приходит покой, и вы действительно можете что-то изменить.
Второе - принимать других людей такими, какие они есть. Как бы они себя ни вели, осознавайте, что это - самый лучший вариант из тех, которые они могут предложить вам в данный момент. Анализируйте. Ищите возможные объяснения их действиям. И одновременно берите на себя ответственность за собственные действия. В этом случае принятие становится динамическим, а ваше окружение гармоничным.

ОСОЗНАНИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ СМЕРТИ: Восьмой закон духовного развития - это осознание неизбежности смерти, понимание, что все мы однажды умрем. Поскольку внутри нас есть нечто сокровенное, что не умирает, мы можем не полностью осознавать факт нашей смерти. Осознание неизбежности смерти может вернуть в настоящий момент. Оно может вывести за пределы ничтожных соблазнов, которые отдаляют вас от настоящего момента. Когда приходит осознание, что вы когда-нибудь умрете, будущее перестает быть для вас убежищем.

НЕПОСТОЯНСТВО ЖИЗНИ: Девятый закон развития - это непостоянство всего, что существует в настоящий момент, непостоянство ситуаций, обстоятельств, эмоций и людей вокруг вас. Понимание того, что все это непостоянно, увеличивает ваш духовный потенциал. Вы можете действовать с большей энергией, энтузиазмом и силой. Мы думаем, что признав все непостоянным, мы снизим свой энтузиазм и введем себя в состояние апатии. Это не так. Правильное понимание непостоянства воспламеняет дух. Когда дух воспламенен, вы чувствуете подъем. В вас есть энтузиазм и активность.

ДОВЕРИЕ: Доверяйте Высшему и Бесконечному Разуму, который создал все существующее, от явлений космического порядка и до взаимодействия генов, атомов и молекул. Простое расположение электронов делает что-то цветком, а что-то - камнем, что-то - золотом, а что-то - углем.
Вы должны видеть во всем общую основу, проявление общего разума, единство мироздания. Осознавайте, что все это - живое. Мы не думаем о вселенной как о живом творении. Везде мы видим только материю; в наших глазах отражаются только материальные объекты. Мы знаем, что во вселенной есть магия, однако часто смотрим на нее как на что-то мертвое. Чистое сознание, основа разума, частью которого являетесь вы и любой другой человек, - оно живое. Понимание, принятие и доверие к Высшему Разуму, который создает и сохраняет все в этом мире - таков десятый закон духовного развития.

ЕДИНСТВО ЖИЗНИ: Когда человеческий ум находится в стрессе и напряжении, он оценивает, осуждает, ему нравится это, не нравится то, он устанавливает рамки. И, таким образом, он как бы исключает самого себя из жизненного потока. Это исключение из потока существования мы называем отделением, однако это отделение - только кажущееся. Отделение от существования невозможно. Если сегмент круга был изъят, это уже не круг. Осознавайте, что вы - часть существования, частица выражения Высшего Разума, объединяющей силы, которая лежит в основе мироздания, в основе всего. Это - одиннадцатый закон развития.

ВАША ПРИРОДА - ЛЮБОВЬ И СПОКОЙСТВИЕ: Когда вы осознаете единство всего мироздания, вам не нужно делать усилие, чтобы полюбить других. Любовь - ваша природа. Любовь - это и есть вы. Не ничего, кроме любви. Осознавайте, что любовь - это не действие, совершаемое вами, не моральное обязательство, которое вы должны выполнять. Осознавайте, что вы существуете в любви, и все остальное также существует в любви.
Знайте, что спокойствие также ваша природа. В любой момент, в любом месте вы можете просто сесть и отпустить все, зная, что внутри вас есть чистота, чистое пространство, безбрежное и глубокое. Это внутреннее пространство и есть вы. Когда вы чувствуете это, вы находитесь в контакте с вашим духовным потенциалом.
"Я пришел из спокойствия, Я есть спокойствие. Я вернусь к спокойствию. Спокойствие - это моя природа и моя цель. Я - спокойствие, я - пространство, я - любовь". Это внутреннее утверждение или опыт делает вас ищущим. Осознание того, что вашей природой являются любовь и спокойствие - это двенадцатый закон развития.

РАВНОВЕСИЕ: Тринадцатый закон духовного развития - находиться в равновесии между активностью и отдыхом, между наслаждением внешним миром и возвратом к самому Себе, между молчанием и речью. Если вы храните тишину всю свою жизнь, ни разу не проронив ни слова, вовсе не обязательно, что вы живете духовной жизнью. Вы наделены даром речи. Вы наделены талантами и способностями. Правильно распорядитесь всем, чем вы наделены, и уравновесьте это медитацией и самоуглублением вашего сознания.

САМООСОЗНАНИЕ: Самоосознание - это следующий закон духовного развития. Начните с осознания ощущений вашего тела, вашей кожи под вашей одеждой, ваших мускулов и нервов под вашей кожей, а затем и костей. Не будьте невнимательны к жизни, подобно животному, которое только ест, пьет и спит. Наблюдайте каждое ощущение. Здесь очень важна острота осознания. Осознав собственное тело, вы приблизитесь к осознанию духа, который отличен от тела.

БЕСПРИСТРАСТИЕ И ЗРЕЛОСТЬ: Острое осознание приходит со зрелостью, или, по-другому, с беспристрастием. Зрелость и беспристрастие приходят вместе. Вы не можете быть зрелым, если вы также не беспристрастны. Беспристрастие часто бывает неверно понято как вялое, тупое состояние ума или дурное расположение духа. Иногда беспристрастию приписывают оттенок отчужденности и равнодушия. Это не так. В беспристрастии вы ведете себя осознанно, вы общаетесь с самим Собой. В зрелости нет лихорадочности. В зрелости есть только королевское достоинство, свобода, понимание, тайна. Это пятнадцатый закон духовного развития - преимущество беспристрастия и жизненная зрелость.

ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ: Шестнадцатый закон духовного развития - понимание красоты мироздания, красоты в каждом человеке, красоты внутри себя, осознание того, что красота - это природа духа. Ум бежит за красивым, ценит красивое, однако есть разница между пониманием красоты и желанием владеть ею. Стремясь завладеть красотой, мы теряем свое беспристрастие.
Знайте, что только духовное обладает красотой. В чем бы вы ни видели красоту, в этом есть духовное начало. Если кто-то красив, это потому, что в нем есть душа. Мертвое тела не бывает красивым. Относя красоту к духовным, а не материальным ценностям, вы становитесь на долгий путь духовного развития.

ПОКЛОНЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ: Понимание красоты приводит к поклонению. Вы поклоняетесь красоте, вы обожаете ее. Поклонение и обожание всех вещей в мироздании как отражения Создателя - это еще один закон духовного развития.
Почитайте все на свете. Почитание - это нечто большее, чем эмоциональный отклик, это настрой. Такой настрой свидетельствует об уравновешенном понимании жизни. Когда в уме присутствуют и уважение, и любовь, приходит почитание. Когда есть почитание, ум на сто процентов присутствует в настоящем моменте, и приходит священный трепет. Вы не можете не любить что-то, одновременно зная, что это священно, и вы не можете испытывать любовь и не считать это священным. Священный трепет ведет к появлению бдительности в сознании. Следом приходит осознанность.

ЖИЗНЬ ВЕЧНА: Следующий и последний закон духовного развития - понимание того, что жизнь вечна. Это полностью противоречит закону о том, что жизнь непостоянна, что все в мире бренно. А сейчас мы говорим, что жизнь вечна и с ней ничего не может произойти. Истина всегда противоречива.

Шри Шри Рави Шанкар

Индия – родина многих духовных наставников, известных по всему миру. Во главе их по праву находится Шри Шри Рави Шанкар . Он делится своими умениями и знаниями вот уже около полувека. На сегодняшний день медитация Шри Шри имеет множество поклонников, ведь это не просто практика, это настоящее чудо.

Способы погружения в медитацию

Индийский гуру советует своим последователям выполнять несколько несложных упражнений. Этот комплекс необходим для достижения лучшего эффекта от занятий, а также он помогает новичкам достигать правильного состояния перед очищением мыслей. На самом деле, не очень просто ни о чем не думать. Чтобы медитация Шри Шри имела благоприятное воздействие на ваш внутренний мир, выполните несколько методик:

  1. Занятия физической культурой

Мышцам будет гораздо легче расслабиться, если перед этим они немного поработают. Спокойствие нервной системы также достигается быстрее после спортивных упражнений.

  1. Контроль дыхания

Духовный наставник Шри Шри Рави Шанкар разработал собственную систему, по которой легко найти свой личный ритм дыхания. Она носит название Сударшан Крию и была открыта во время длительного молчания гуру. Именно благодаря данной системе медитация Шри Шри легка в выполнении.

  1. Правильное использование органов чувств

Человек, тонко ощущая каждое отдельное чувство, может выйти за его границы. В этот момент все системы организма расслабляются. Согласно древним учениям, каждое чувство соответствует природному элементу. Распределение происходит следующим образом: зрение – огонь, вкус – вода, слух – эфир, тактильные ощущения – воздух, нюх – земля.

  1. Эмоции

Мыслительные процессы очень зависят от общего эмоционального фона человека. Забавный факт: во время удивления наш мозг не создает новых мыслей, то есть самостоятельно освобождается от них. А негативные эмоции, наоборот, могут вам очень помешать, и медитация Шри Шри будет прервана. Для начинающих лучше всего подходят такие ощущения, как романтика, любовь, сочувствие, нежность. Они помогают перестать заботиться о чем-либо, освобождают от проблем.

  1. Интеллектуальные способности

Медитативные техники лучше получаются у тех, кто обладает большими знаниями и стремится постоянно их пополнять. У таких людей разум находится в определенном возбуждении, которое способствует правильному погружению во внутренний мир.

Суть медитации Шри Шри

Шри Шри Рави Шанкар

Разум человека приобретает чистоту только в момент абсолютного спокойствия.

Благодаря расслабленному состоянию мы учимся концентрироваться автоматически.

Если быть лишь наблюдателем происходящих событий, но не участвовать в них, не стремиться что-либо изменить, можно с легкостью обучить свой ум без усилий сосредотачиваться в нужный момент.

К тому же медитация Шри Шри благоприятно влияет на память человека, развивает интуицию, повышает интеллектуальный уровень.

Следуя напутствиям великого гуру медитация Шри Шри преследует главную цель: любовь внутри нас – это и есть Божество или Высшая Сущность.

Индийский наставник Шри Шри Рави Шанкар утверждает, что существует две стороны медитативного занятия:

  • Первый подразумевает изучение внутреннего мира, естественное ощущение Божественного участия во всех жизненных ситуациях. Его именуют Нивритти.
  • Второй, зовущийся Правритти, представляет медитации, в которых человек покидает свою внешнюю оболочку. В процессе таких практик он является хозяином всего происходящего.

Верно проделанная медитация Шри Шри улучшает общее состояние организма, благоприятно влияет на активность, как физическую, так и умственную, создает гармонию внутри человека, а также вокруг него. Окружающие моментально замечают изменения, ведь те, кто занимается данной практикой, чувствуют себя счастливее.

Виды медитаций Шри Шри

Хари Ом

По словам Шри Шри основное действие кроется в правильном произношении звуков и сопровождаемых их вибраций. То есть смысл слов абсолютно не важен, главное – научиться управлять звуковой энергией.

Звук «ОМ» участвует практически во всех практиках восточного мира. Он несет в себе частички любви и блаженства.

Данная медитация Шри Шри, носящая название «Хари Ом» уничтожает любые виды боли, избавляет от страдания и горя, негативных мыслей. Она приводит в действие все чакры, обновляет энергетическую составляющую, способствует улучшению ее циркуляции. Основная идея – работа с энергетическими точками, которые находятся в нашем позвоночном столбе.

Управляемая медитация «Хо-Хе»

Практика связана со смехом – к такому выводу можно прийти исходя из самого названия. Наставник советует выполнять упражнения, которые положительно влияют на все энергетические точки в нашем организме. Например, повторите шесть раз звук «Хо», а затем один раз звук «Хе».

Для правильного эффекта вам понадобится удобно сесть, опустить веки и следить за дыханием. Никаких резких движений и никаких мыслей.

Сахадж Самадхи

Данная медитация Шри Шри требует профессиональной помощи, так как для ее выполнение каждому обучающемуся выдают индивидуальную мантру. Именно она и есть основой практики. Правильное произношение звука, создание вибрационных потоков раскроют вашу сущность и помогут найти веру в собственные силы. Занятия снимают напряжение в нервной системе, улучшают кровообращение, помогают работе сердца.

Первые три занятия длятся по часу, затем человек может самостоятельно уделять несколько минут в день для благоприятного результата.

Практика молчания

Индийский гуру учит своих учеников, что все практики должны проводиться спокойно, без напряжения. Не стоит заставлять себя что-либо делать, все действия должны исходить прямо из сердца. Молчание помогает достичь необходимого спокойного состояния. Эту практику можно проводить в домашних условиях без специальной помощи.

Вы должны мысленно произносить мантру. Благодаря практике молчания можно навсегда избавиться от внутреннего зажима, обрести уверенность, возобновить энергетические потоки.

  1. Лучшее время, чтобы начать заниматься медитацией – это девять-десять лет. Этот возраст позволяет скорее научиться концентрации, ведь разум и тело очень гибки и восприимчивы. Подросток способен впитать в себя значительно больше информации, нежели взрослый. Следует помнить о постоянстве занятий, а также желании их выполнять.
  2. В домашних условиях можно медитировать, но следует позаботиться об устранении ненужных шумов и раздражающих факторов.
  3. Благодаря особенным звукам и вибрациям человек побеждает три основные преграды, которые мешают открыться душе: желание, интеллектуальные возможности, эго человека.
  4. Без правильного дыхания медитация Шри Шри не имеет никакой силы.

Друзья, заходите к нам в любое время дня и ночи!

Сайт всегда рад видеть вас своим гостем!

Чувствуйте себя как дома!

Интересное

Q: Гуруджи, как я могу успокоить мой ум?

Шри Шри Рави Шанкар: Само по себе желание покоя очень сильно поможет. Медитация и Сударшан Крия также помогут!

Q: Что такое духовность, и как можно совместить её с повседневной жизнью?

Шри Шри Рави Шанкар: Дух - это Радость. Дух - это Любовь. Дух - это Энтузиазм. Все то, что возвышает дух, является духовностью. Первый шаг к тому, чтобы совместить духовность с повседневной жизнью, - это перестать думать, что она неуместна в повседневной жизни. Духовность не отличается от повседневной жизни. Так что нет необходимости прикладывать усилия, чтобы совместить её со своей жизнью. Ваша жизнь просто не может существовать отдельно от духовности, это только вопрос осознания.

Q: Какая польза от медитации?

Шри Шри Рави Шанкар: У вас не будет проблем с давлением, также и другие проблемы со здоровьем будут решаться. После медитации ум становиться яснее, развивается интуиция, уходят препятствия, и в нас расцветает счастье и спокойствие. Негативное влияние планет устраняется. Любые проблемы станут мельче еще до того, как настигнут вас. Есть еще множество других прекрасных эффектов практики медитации.

Q: Гуруджи, не является ли духовность эгоцентричностью?

Шри Шри Рави Шанкар: Да. И небольшое количество эгоцентричности – это нормально. Знаете, если доктор сам нездоров, то как же он может вылечить сотни других пациентов?! Поэтому доктору необходимо самому быть совершенно здоровым. Подобным образом, наши ум и тело должны быть здоровыми, чтобы, в свою очередь, мы могли позаботиться о многих.

Q: Дорогой Гуруджи, могли бы Вы рассказать о кризисе середины жизни?

Шри Шри Рави Шанкар: До возраста 30-36 лет вы думаете только о себе. Кризис середины жизни происходит только потому, что вы думаете о том, что вы получите от общества, от других. По мере взросления вы становитесь мудрее, так как ваш ум становиться более зрелым. Вы чувчтвуете умиротворение внутри себя. Если вы выполняете служение, то кризис середины жизни не затронет вас. Духовность – это начало нового путешествия. Примите то, что вы будете счастливее.

Q: Почему медитация так скучна для меня?

Шри Шри Рави Шанкар: Поначалу вам может быть скучно, но затем это изменится. Будьте с этой скукой! Идите шаг за шагом. Медитация – это отдых в самом себе. Медитация – это перестать быть объектом наблюдения и стать наблюдателем.

Q: Гуруджи, говорят, что духовный путь – это путь для бесстрашных людей. А как стать бесстрашным?

Шри Шри Рави Шанкар: Каждая личность в этом мироздании духовна. Некоторые осознают это, а некоторые нет. Нам необходимо быть простыми. Естественными. Просто будьте естественными. Не раньте никого и не делайте никому больно. Выполняйте Севу и Садхану, и тогда все само встанет на свои места.

Q: Что важнее: знание или преданность?

Шри Шри Рави Шанкар: Они идут рука об руку. Это подобно стулу... если вы потянете за одну ножку, остальные тоже подвинутся! Знание приносит преданность, а преданность – знание.

Q: Гуруджи, мне так понравилось находиться в молчании, я обрел покой. Достигну ли я Мокши (освобождения), если стану немым?

Шри Шри Рави Шанкар: Ну, хорошо, если вы обнаружили, что выполнение чего-то полезно для вас, вы будете продолжать это делать все время? В нашем мире так много глухих людей - и что же, все они просветленные? Максимализм – это проблема нашей страны (Индии). Есть некоторые люди, которые хранят молчание в течение 12 лет. И после этого их голосовой аппарат перестает функционировать. Они не могут говорить. Бог подарил вам инструмент - используйте его. Иначе он заржавеет. Если ваши слова способны принести счастье и утешение, тогда, конечно, вы должны говорить. Молчание тоже важно. По крайней мере, два или три раза в год. Молчание позволяет нам стать более знающими, мужественными и умелыми. Так что делайте и то, и другое: и молчите, и разговаривайте. Если вы разговариваете все 24 часа, то вы теряете свои творческие способности.

Q: Как можно понять: добился ли я прогресса на духовном пути?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы чувствуете больше уверенности, чувствуете, что ум стал спокойным, ненависть растворилась; раздражительность и гнев уменьшились, а вообще-то… они тоже должны исчезнуть. Поскольку вы так любите совершенство, то, когда вы видите, что где-то оно отсутствует - в этот момент обычно теряете его. Не так ли? Смотрите на жизнь как на череду событий; у вас есть счастливые моменты и моменты, когда вы испытываете боль и печаль. Но вы же видите – вы проходите через всё! На духовном пути есть свои ориентиры. Но настоящий показатель – это улыбка на вашем лице. Если вы ходите с вытянутым лицом, просто загляните внутрь себя. Это не является вашей истинной природой. Просто знайте, что вы не одиноки. Божественное всегда защищает вас, всегда рядом с вами. Это напоминание себе, что «я не один», будет поддерживать вас в приподнятом состоянии. Тогда тенденция служить придет естественным образом.

Q: Гуруджи, мне нравится этот путь духовности, Садханы, Севы и Сатсанга, но иногда мне становиться скучно. Нормально ли это - иногда становиться озорным?

Шри Шри Рави Шанкар: Да-да, но не завися от оценок других людей. Знаете, когда вы счастливы, то даже незначительные вещи смешат вас; это то состояние, когда ваш ум свободен от стресса. Если ваш ум находится в стрессе, то вы не можете посмеяться даже над настоящими шутками.

Q: Вы говорите сохранять улыбку на лице во время медитации?

Шри Шри Рави Шанкар: Просто улыбнитесь и отпустите. Я не говорю вам сохранять улыбку в течение всего времени. Не держитесь за это. Не прикладывайте для этого усилий.

Q: Почему старые воспоминания беспокоят меня, когда я сажусь медитировать?

Шри Шри Рави Шанкар: Это не имеет значения! Не переживайте! Позвольте воспоминаниям придти. Скажите: «Приходите, посидите со мной, воспоминания пяти, десяти или двадцатилетней давности. Давайте! Посидите со мной». Чем больше вы будете желать избавиться от них, тем больше они будут вас беспокоить.

Q: Я всегда засыпаю во время медитаций! Что мне с этим делать? Это со всеми происходит? Какой опыт у других людей?

Шри Шри Рави Шанкар: Не беспокойтесь об опытах других людей! Будьте со своим собственным опытом... Ваш опыт меняется время от времени. Так что не беспокойтесь! Все в порядке!

Q: Сегодня моей Севой была уборка мусора, и это показалось мне раем! Когда Вы мне дадите настоящую работу?

Шри Шри Рави Шанкар: У меня у самого нет работы! Ну, хорошо. Всем улыбайся. Каждое утро улыбайся себе, что бы ни происходило. Улыбайся больше. Относись к жизни проще. Всем необходимым ты будешь обеспечен. Оно ведь так и происходит? Наши молитвы, медитация имеют такой эффект: что-то начинает происходить, ещё до того как мы этого пожелаем. Вам необходимо укрепиться в знании.

Q: Какова разница между медитацией и сном?

Шри Шри Рави Шанкар: Одно состояние вертикально, а другое горизонтально! На этот момент думайте, что разница такова. Но завтра, когда вы сядете медитировать, не думайте об этом, иначе вы не сможете ни медитировать, ни спать!

Шри Шри Рави Шанкар – лидер, духовный учитель и посол мира, ярый приверженец идеалов гуманизма, мечты которого о создании свободного общества без насилия стали настоящим смыслом жизни для многих и многих людей по всему миру.

Шри Шри Рави Шанкар родился в 1956 году. То, что это необычный и очень одаренный мальчик стало понятно еще с самого раннего детства. Ему только-только исполнилось 4 года, а он уже рассказывал наизусть целые отрывки и Бхагават Гиты, древнего писания на санскрите, которое может понять далеко не каждый взрослый.

Уже тогда Рави занимался медитацией, а его первым духовным учителем стал Сударак Чатурведи, который в свое время был соратником самого Махатма Ганди. В 1973 году Рави исполнилось всего 17 лет, а он уже закончил университет и получил степень бакалавра по физике и ведической литературе.

Основание фонда «Искусство Жизни»

В 1981 году под руководством Рави начала свою работу международная некоммерческая образовательная и гуманитарная организация под названием «Искусство Жизни», целью которой стало продвижение методик, позволяющих любому человеку научиться справляться со стрессами, которых в современном мире с каждым днем становится все больше, и начать получать от жизни настоящее удовольствие. Одним из главных достоинств практических подходов этих методик стало то, что использовать их может абсолютно каждый, вне зависимости от принадлежности к той или иной культуре или вероисповеданию.

В 1982 году мир узнал о мощной дыхательной технике Сударшан Крия, которая родилась после того, как Шри Шри провел в Шимоге в индийском штате Карнатака в абсолютном молчании целых десять дней.

Прошло совсем немного времени, и эта техника, направленна на преодоление стрессов, открытие внутреннего источника энергии, достижение состояния покоя и обретение полной свободы, стала неотъемлемой частью обучающих курсов Искусства Жизни. Международная Ассоциация «Общечеловеческие ценности» начала свою работу в 1997 году.

В процессе ее создания Рави Шанкар принял самое деятельное участие. Сегодня эта организация активно сотрудничает с «Искусством Жизни» в вопросах продвижения проектов, направленных на развитие общества, разрешение глобальных конфликтов и пропаганду общечеловеческих ценностей.

Особенное внимание участники этих организаций уделяют программам рационального развития сельских областей в Индии, Африке и Южной Америке, в которые сегодня вовлечены уже более 36 тыс. деревень.

Вдохновляющее суждение и мудрость, объединяющая мир

Шри Шри Рави Шанкара вдохновляет огромное количество людей на совершение настоящих подвигов гуманизма. Добровольцы организаций, созданных при его участии, самоотверженно работают в самых «горячих» и опасных точках Земного шара.

Они помогают пострадавшим в глобальных природных катастрофах, жертвам террористических атак, детям из неблагополучных семей и многим, многим другим, становятся посредниками в разрешении глобальных конфликтов.

И все это совершенно бескорыстно, ведь людьми руководят не корыстные интересы, а стремление к истинному духовному служению. Шри Шри в совершенстве владеет йогой и искусством медитации.

Будучи духовным учителем что называется «от Бога», он смог трансформировать их в такую форму, которая позволяет современным людям 21 века использовать их максимально эффективно. Древние знания позволили Рави Шанкара создать совершенно новые техники, позволяющие познать самого себя, а также переосмыслить свое место в этом мире и сделать свои взаимоотношения с окружающими людьми максимально эффективными.

За 29 лет знания Шри Шри Рави Шанкара помогли огромному количеству людей, проживающих в 150 странах мира, сделать свою жизнь лучше, стать свободными и счастливыми.

Человек мира

Шри Шри Рави Шанкара является настоящим посланником мира, поэтому одним из направлений его работы стало активное участие в разрешении конфликтов по всему миру, а так же продвижение идеологии ненасилия через участие во всевозможных форумах и встречах. Шри Шри не поддерживает ни одно из мировых политических течений, у него своя собственная программа мира.

И она по-настоящему работает. Именно Шри Шри смог добиться диалога между враждующими сторонами в Ираке, Кот-д’Ивуаре, Кашмире и Бихаре. Это дает надежду людям, вовлеченным в противостояния против своей воли, на то, что из любой, даже самой сложной ситуации, есть возможность выйти мирным путем.

Шри Шри активно выступает за распространение общечеловеческих ценностей по всему миру. Одним из основных постулатов его жизненной философии является твердая вера в то, что все мы – одно человечество.

Шри Шри прилагает максимум усилий к достижению и поддержанию межрелигиозного согласия и многокультурного образования. Именно это, по его мнению, позволит достичь устойчивого мира на планете и не допустит возвращения фашизма, который в 20 веке унес десятки миллионов жизней ни в чем не повинных людей. Весь мир – одна семья, границы рас, религий и национальностей не играют никакой роли.

Построить общество, в котором не будет места насилию, каждый член которого спокоен и счастлив, возможно только на основе общечеловеческих ценностей и бескорыстного служения высшим идеалам.

Его работа

Мечта Шри Шри Рави Шанкар – общество без насилия и стрессов. Но это не просто мечта. Он не только сам прилагает огромные усилия к ее достижению, но и вдохновляет на это огромное количество добровольцев по всему миру. Шри Шри основал фонд «Искусство Жизни», став не только духовным лидером и учителем медитации, но и настоящим гуманистом и борцом за мир.

Вот уже 30 лет он призывает человечество вернуться к общечеловеческим ценностям, что позволит примирить представителей различных религиозных течений, и установить взаимопонимание между людьми из разных социальных слоев. Шри Шри выступает за то, чтобы каждый человек осознал всю ту социальную ответственность, которая сегодня ложится на плечи каждого из нас. Сам Рави Шанкар прилагает массу усилий для продвижения идей гуманизма в современном обществе.

Вся жизнь и работа Шри Шри Рави Шанкар – пример бескорыстного служения человечеству. Посещает он районы, пострадавшие от природных катастроф, для помощи в организации восстановительных работ, встречается с сельской молодежью, проводит коллективные медитации, беседует со своими учениками или отвечает на их личные вопросы, каждое его действие вдохновляет все больше людей не только изменить свою собственную жизнь, но и помочь другим это сделать. Будучи настоящим человеком мира, Шри Шри уже не один раз объехал весь Земной шар, обращаясь к людям разных национальностей, религий и социального положения.

Не важно, кто перед ним: заключенный или руководитель крупной корпорации, школьник или его учитель, нищий крестьянин или промышленник-миллионер, мысль, которую Шри Шри Рави Шанкар посылает людям, всегда одна – помнить об общечеловеческих ценностях и стараться сделать лучше не только свою жизнь, но и жизнь людей, которые нас окружают.И это действительно работает. На курсах «Искусства Жизни» вполне можно увидеть сидящих рядом людей из стран, находящихся в открытом военном конфликте. Это большой шаг к «единой мировой семье», построенной на идее всеобщего единства.

Шри Шри Рави Шанкар всей своей жизнью доказывает, что достижение этого идеала вполне реально.

Перевод статьи профессора политологии из Индии, об опасности проникновения лидеров культов в сферу публичного обсуждения экономических и политических вопросов, которые стоят на повестке дня в Индии. Фактов мало, но сама постановка вопроса, что средний класс является целью культов и опасность ухода Индии от демократии в ультранационализм интересен. Перевожу близко по смыслу и духу.

Jyotirmaya Sharma - преподает политику в университете Хайдарабаде (Индия), ведет лекции в вузах Австрии, Швеции и Германии, и является автором книг "A Restatement of Religion: Swami Vivekananda and the Making of Hindu Nationalism" и "Cosmic Love and Human Apathy: Swami Vivekananda and the Restatement of Religion".

Сейчас необходимо ослабить влияние гуру Нью-эйджа более, чем когда-либо. В противном случае, засилье религиозных культов в правительствах станет реальностью.

В марте 2001 года я написал короткую заметку в национальной ежедневной газете, где я утверждал, что нет никакой существенной разницы между уничтожением талибами в Бамианских (Bamiyan Buddha) статуй Будды и разрушением мечети Масджид Бабри (Babri masjid) в Индии. На каждого муллу Мухаммеда Омара в Афганистане, есть соответствующий Гирирадж Кишор (Giriraj Kishore) в Индии.

Вскоре после того, как заметка была опубликована, я получил приглашение от Шри Шри Рави Шанкара (Sri Sri Ravi Shankar), через его ученика, на беседу по теме этой заметки. Мне сказали, что популярный нью-эйдж гуру был расстроен и озадачен моим сравнением уничтожения статуй Бамиан Будды и мечети Масджид Бабри.

Я познакомился с ним в Дели, и мы проговорили почти час (в течении которого Шри Шри не прекращал есть из большой миски сухофрукты, не предлагая мне присоединиться). У нас были асимметричные взгляды на перспективы и мы не смогли согласиться с друг другом. Я не смог убедить его, что рабство в исторической памяти может привести к спирали взаимных обвинений и подпитывать желание свести счеты бесконечно. Оба этих акта, современные, но они рождаются из циничной политики и стремления разделить людей, править ими на основе такого разделения.

"Богочеловек" [Шри Шри] опирался на факт, что мечеть в Айодхье была построена после разрушения индуисткого храма и это относит его к другой категории, чем с Бамианскими статуями Будды. Для меня же импульс уничтожения статуй Будды в Бамиане и мечети Бабри проросли из того же семени нетерпимости и страха перед разнообразным и сложным миром, лишь с незначительной разницей.

Правительство Индии выделило грант на 2 млрд. рупий фонду Шри Шри Рави Шанкара "Искусство жизни" для проведения "Мирового культурного форума" на берегу реки Ямуна (недалеко от Дели).

Маскировка сектантских признаков

Конечно распространение новых возрастных индуистских гуру в последние годы, позволило им прикрываться малопонятным тегом "Новый век" (New Age) для скрытия своих очевидных сектантских признаков. Им удается спрятаться за расплывчатое понятие "мировые религии", которое освобождает их от немедленной идентификации с какой-либо узкой сектантской идеологией. Их акцент на пение, танцы и "ощущать себя счастливым", и доктринальный фаст-фуд в виде демонстрации "улыбок" и "любви" подкупает к их расцветающей идеологии "Я, я, сам" ("I, me, myself") средний класс в Индии, особенно в среде молодежи.

Избегание любого серьезного обсуждения их доктрины, помогает оправдать и легитимный гедонизм, и бессмысленное потребительство. Они помогают понять мир, где чья-то вина это последствие плохой кармы, а хорошей кармой является стремление к безудержному наслаждению, в том числе неуместной жажде "духовности".

Эти новые гуру "в возрасте" предлагают индусам упрощенную, без рисков и предварительно разжеванную доктрину, которая основана на своеобразной интерпретации философской системы Адвайта-веданты (advaita Vedanta), которая стала популярной в Индии с девятнадцатого века. Это как переспелый банан, который выглядит снаружи нормальным, но внутри он липкий и мягкий. Гуру начинает бесконечно болтать о единстве Вселенной и универсальности Брахмана (Бога-Абсолюта). Добавьте к этому йогу, медитацию и аюрведу, и картина будет завершена. Последние составляющие преподносятся как часть великого вечного и непреходящего наследия сектантской версии великой индусской цивилизации, дополнительно их популярность в других местах помогает интеграции с западной современностью и концепцией прогресса (современностью).

Что еще более важно, почти все из этих новых культов и гуру "в возрасте" являются вербовочными центрами для Раштрия Сваямсевак Сангха (the Rashtriya Swayamsevak Sangh) и паривар Сангха (the Sangh parivar). Иначе говоря, RSS передал вербовку в свои ряды на аутсорсинг этим новым культам. RSS и Паривар Сангх понимают, что никакое количество изменений не поможет исправить уже сложившийся негативный имидж.

О военной славе Индии, где истинное смирение лежит в силе,

О мечте об Индии как супердержаве, которая не может прийти к экономическому росту из-за коммунистов, секуляристов, мусульман, миссионерах других религий, альтернативного образа жизни (вне каст), неортодоксальных идей, творческой литературы, поэзии и современного искусства, которые все работают на очернение Индии (которая является центром Индуизма и духовного мира) и ее величия в глазах всего мира.

***

  • "Искусство жизни" - снова гуруизм? - Доктор Ден
  • О добре и зле, любви и справедливости. На основе моего опыта общения с "Искусством жизни" - Наталия Брель
  • Индия - страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий - раздел публикаций об агрессивной сущности прошлого и современного индийского язычества, его безумных суевериях и обрядах...

***

Губительная банальность

Основатель "Искусства Жизни" (Art of Living Foundation) Шри Шри Рави Шанкара обращается к предпринимателям на "Happening Haryana Global Investors Summit 2016" в Гургаоне

Не менее опасными являются банальности от культа, которые они предлагают изо дня в день. Наиболее популярные среди них: "тот же бог во всех нас" и "та же сущность пронизывает нас всех". С помощью них, они преуменьшают значимость других религий и их последователей до ничтожности и уничтожая их какую-либо культурную самобытность (самоидентификацию) не смотря на их значимость для людей, прикрываясь снисходительностью к этим конфессиям. Новые гуру "в возрсате" так управляют своими движениями, чтобы внушить своим последователям, что эта культовая доктрина является сутью индуизма, который очень толерантен, как и эта доктрина.

Противостоять этим пагубным учениям может политика ориентированная на демократию, либерализм с плюрализмом по своей сути и духу. Подлинная демократия является величайшим врагом этих регрессивных движений. Политики в последние годы искажают общественную сферу, давая публично выступать по общеполитическим вопросам различным "богочеловекам", которые напрямую относятся к работе политиков.

Причины подобных действий необходимо обсуждать в публичных дискуссиях, для понимания является ли это частной инициативой или политической, для избегания повторения подобных действий. Ни Шанкарачарья (Shankaracharya), ни новые гуру "в возрасте" не имеют никакого права вмешиваться в политические вопросы. Они не имеют легитимности, ни полномочий. Они не являются частью официального политического дискурса и должны быть отстранены от общественной жизни. Конечно, "боголюди" тоже являются гражданами этой страны, но они больше не являются единственными представителями своих вероисповеданий. Это как просить индуисткого националиста гуру Канчи Ачарью (Kanchi Acharya) вести переговоры об урегулировании спора о мечете Бабри-Рам, что явно несправедливо по отношению к тем индуистам, которые не смотрят на него, как на своего духовного лидера.

Новые гуру "в возрасте" представляют еще меньшее (но активное) количество людей, которые устроились в своих красивых анклавах, которые имеют мало общего с остальной частью Индии. Необходимо непосредственно сейчас, чем когда-либо, уменьшить культовое влияние. В противном случае, будет повторение конфликта как в Гуджарате в другом месте и "Засилье религиозных культов в правительстве" станет нынешней реальностью.

Существует много проблем в Индии, где "боголюди" реально могут помочь. Большинство из них делают это, но ограничивают эту помощь индоктринпцией будущих поколений молодых мужчин и женщин, чтобы сделать их менее гражданами Индии и больше индуистами, мусульманами или христианами. У них нет никакого "искусства жизни", но есть ошеломляющее множество возможностей, которые мы могли бы реализовать. Самый обычный индус инстинктивно понимает это до тех пор, пока он не становится жертвой распри идеологий или ограничительных идеологий культов. Одним из этих многих способов реализации и хорошей жизни заключается в том, чтобы наслаждаться шумом и хаосом демократии, что является для некоторых из нас более духовным и священным, чем священный текст, вера в "богочеловека", или идея паломничества.

Loading...Loading...