Сколько человек в мире исповедуют буддизм. Территория распространения буддизма

Буддизм первая из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах мира и в первую очередь Азии.

Возникновение буддизма связывается с именем Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии у границы Непала. Принц Гаутама был сыном главы племени шакьев. В 29 лет он расстался с беззаботной, роскошной жизнью, покинул дом, оставил жену с сыном и отправился странствовать...

Так как учение Будды - это путь освобождения,- его единственной целью является переживание нирваны. Будда не стремился к разработке последовательной философской системы. Он не старался удовлетворить интеллектуальное любопытство, желающее получить словесные объяснения конечной реальности.

Когда к нему приставали с расспросами о природе нирваны, о происхождении мира или реальности “Я”, и требовали ответа, Будда хранил “благородное молчание” - он считал, что эти вопросы неуместны и не ведут к...

Учение о Чистой Земле - одна из популярных традиций буддизма Махаяны, получившая наибольшее распространение в Китае и Японии, хотя корни этого учения, как и буддизма в целом, находятся в Индии.

Центральной фигурой буддизма Чистой Земли является Будда Амитабха (Амитаюс, кит.

Амитофо, яп. Амида) и Западная Страна Крайней Радости (Сукхавати, кит Цзинту, яп. Дзёдо - «Чистая Земля»). //Следует заметить, что каждый Будда имеет свою Чистую Землю, в которой он обитает в Теле Блаженства - одной из...

Вера формирует наше сознание и, соответственно, отношение к окружающему миру. Но она также влияет на связь нашего сознания с энергоинформационными полями практически всего, с чем мы соприкасаемся в жизни.

Вера несет очень много положительных качеств, особенно всего того.

Что касается личностных трансформаций, таких как духовное развитие, достижение цели, сила духа, - но она также может и ограничить мировосприятие, замкнуть человека на энергиях ограниченного круга и полностью лишить какого...

Буддизм – древнейшая мировая религия, восходящая к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленный», «пробужденный»). Сами буддисты ведут летосчисление своей религии от кончины Будды, однако среди них нет полного согласия относительно датировки времени его жизни (согласно традиции школы тхеравада.

Будда жил с 624 по 544 до н.э.; по научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э.; согласно новейшим...

Буддизм – название, данное религиозному движению, истоки которого - в жизни и учении великого Будды. Но, говоря более строго, буддизм означает неизменное учение или Дхарму, которая кроется за всем, что преходяще.

В центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Страдание и освобождение субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание состояние беспокойства, напряженности...

Буддизм российского Востока имеет очень богатую историю. Среди предков калмыков - ойратов - Учение распространялось в три волны. Впервые ойраты получили знание о буддизме от уйгур: вероятнее всего, это были поучения Махаяны. Во время второй волны, которая пришлась на начало XII века, распространялись различные направления тибетской школы Кагью. В середине XII века самым известным лицом в Тибете был Второй Кармапа Карма Пакши - глава традиции Карма Кагью. Его даже пригласили к монгольскому двору...

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Будда (что в переводе с санскрита означает "просветленный"). В...

На карте приведено традиционное распределение трех основных направлений буддизма по странам Азии: тхеравады (оранжевый цвет), махаяны (желтый цвет) и ваджраяны (красный цвет) . В таблице - численность населения этих стран (на 2001 год) и, если есть данные, процент людей, исповедующих буддизм.

Количество и процент верующих - цифра, как обычно, приблизительная и от источника к источнику отличается. Особенно это касается тех стран, где обычной практикой является одновременная принадлежность к более чем одному верованию и тех, где буддизм практически слился с местными религиями (Китай, Япония).

1. Тхеравада, теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)

Древнейшее направление буддизма, сохранившееся до наших дней в том виде, как его проповедовал Будда Гаутама Шакьямуни.

Изначальный буддизм - это не религия, а философско-этическое учение. В соответствии с учением Будды, мир никем не создан и никем не управляется, а вера в богов - это уход от личной ответственности и соответственно ухудшение кармы. Соответственно в буддизме нет бога-творца всего сущего, нет и поклонения высшим существам взамен на помощь и блага.

Из всех направлений и видов буддизма пожалуй только в Тхераваде практически отсутствуют иные объекты высшего поклонения, кроме Будды Гаутамы Шакьямуни. Это отражается и в сравнительной простоте и ритуалов, и канонов архитектуры и искусства.

Тхеравадинский буддизм не инкорпорирует в свой пантеон местных божеств и духов. Поэтому в странах своего распространения он существует в симбиозе с местными верованиями. То есть, являясь правоверными буддистами, за утешением, помощью и защитой тхеравадины в повседневной жизни, как правило, обращаются к разнообразным духам и местным божествам.

2. Махаяна (Великая Колесница)

Это направление буддизма уже можно отнести к религии со сложившимся пантеоном, культовой практикой и сложной религиозной доктриной.

Основное отличие махаяны от тхеравады - восприятие образа Будды не как исторического первоучителя, а как существа, обладающего божественной природой и “космическим телом Будды” - божественной субстанцией, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ.

Одним из краеугольных в махаяне является учение о “бодхисатвах”: святых подвижниках, которые отказались от нирваны и перерождаются вновь и вновь, воплощаясь в божественном облике или в конкретных людях, ради освобождения всех живых существ от страданий. Бодхисатвы являются основным объектом поклонения рядовых верующих, особенно популярен бодхисатва сострадания и милосердия Авалокитешвара и его различные воплощения.

Пантеон махаяны очень велик, имеет много рангов и включает в себя также множество местных божеств и других сверхъестественных существ. Их состав и количество варьируется в зависимости от конкретной страны, направления, школы и т.п. Почитаемая представителями всех конфессий Китая богиня Гуань Инь в махаянитской традиции считается женским воплощением Авалокитешвары.

Все Далай Ламы также являются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, а российская императрица Екатерина II была признана воплощением Белой Тары (женский образ бодхисатвы в тибетском буддизме) за заслуги перед бурятским буддизмом.

3. Ваджраяна (Алмазная колесница) или Тантраяна (Колесница Тантры)

Ваджраяна появилась в результате соединение махаяны с индийским тантризмом, а в Тибете в этот синтез добавились еще и элементы местной религии бон. Тибетский буддизм иногда рассматривается не как разновидность буддизма, а как отдельная религия.

В отличии от других направлений буддизма Ваджраяна предполагает возможность достижения человеком состояния Будды в течении одной жизни.

Основой религиозной практики Ваджраяны являются очень сложные тантрические техники управления сознанием.

Знания в ваджраяне являются эзотерическими и передаются от учителя (ламы) к ученику. Поэтому еще одним устаревшим общеупотребительным названием является “ламаизм”.

Кроме бодхисатв в тибетском буддизме существует культ дхармапал (защитников веры), т.е. святых, которые во имя защиты веры не следуют буддистским принципам непричинения зла живым существам.

Иконография и культовая практика вызывает наибольшее неприятие и критику вне тибетского буддизма. В связи с этим, также приводятся сведения об использовании в культовой практике тибетского буддизма ритуальных предметов из человеческих черепов, костей и кожи человека.

история возникновения буддизма насчитывает не одну тысячу лет. Последователей буддизма не определяют по этническому признаку. Любой человек, независимо от национальности, расы, места проживания, может исповедовать буддизм.

История возникновения и распространения буддизма

Для начала ответим на вопрос - сколько лет буддизму? Буддизм - древняя религия, зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры. Христианство появилось позднее на почти пятьсот лет, а ислам - на тысячу. Родина буддизма - северо-восточная часть современной Индии, на территории находились древние государства. Никаких точных научных данных о том, что представляло общество в те времена, нет. Есть только предположения, что явилось причинами основания и явилось предпосылками развития буддизма в древнем индийском обществе. Одна из причин - это то, что в это время в древней Индии назрел острый культурный, экономический и религиозный кризис, повлекший за собой появление новых альтернативных учений, которые создавали странствующие философы. Одним из таких философов - аскетов был Сиддхартха Гаутама, его считают основателем буддизма, история религии буддизм неразрывно связана с его именем. В то же время проводился процесс укрепления власти, установление классовых отношений, что, в свою очередь, требовало повышения авторитета верховных правителей и воинов. Буддизм как оппозиционное течение к брахманизму был выбран "царской религией", история развития буддизма как единой религии тесно связана с развитием верховной власти.

Кратко о том, что такое брахманизм . Основа учения - это перерождение человека, на основании кармы (за грехи или добродетели прошлой жизни). Согласно этого учения, в древней Индии считалось, что человек добродетельный перерождается в человеке, который занимает высокое положение, а иногда - является небожителем. В брахманизме особое внимание уделялось ритуалам, обрядам и жертвоприношению.

Вернемся к истории буддизма. Будда Сиддхартха Гаутама родился в 560 г до нашей эры, на юге территории современного Непала. Он принадлежал к роду Шакья, его называли Шакьямуни (мудрец). Будда жил в роскошном дворце своего отца, однако, столкнувшись с суровой реальностью, он сделал вывод о том, что в реальности в жизни много страдания и горя. Как результат -Будда решил отказаться от жизни во дворце и стал жить жизнью странствующего отшельника-аскета, пытаясь понять истину бытия, занимаясь, в том числе, практиками мучения и телесного умерщвления. Будда встречался с мудрецами, занимался йогой, применял разные техники и сделал вывод о том, что жесткие формы аскетизма не освобождают от страданий, которые связаны с рождением и смертью, также он сделал вывод о том, что следует находить некий промежуточный компромисс между чувственными удовольствиями и стремлением к отказу от жизненных благ. Самым действенным Будда считал размышления и молитвы. В возрасте тридцати пяти лет во время очередной медитации Гаутама Сиддхартха достиг Просветления, после этого его стали называть Будда Гаутама или просто Будда, это означает - "просветленный, пробужденный". После этого Будда прожил еще сорок пять лет, все время путешествуя по территории Центральной Индии и обучая своих учеников и последователей.

Будда умер, тело Учителя, по обычаю, кремировали. Гонцы из разных государств были присланы с просьбой передать им хотя бы частичку останков. Однако, останки разделили на восемь частей и поместили их в ступы - специальные конусовидные строения, находящиеся в столицах некоторых древних государств. Одна из частей останков была найдена (в 1898 году) в индийской деревне, где обнаружили ступу из древнего города Капилаваттху. Найденные останки были помещены в Индийском Национальном музее в Нью-Дели.

Позднее в такие ступы клали сутры (записи слов Будды). Это и есть Дхарма-- совокупность норм и правил, которые необходимы для "космического" порядка. Слово "дхарма" буквально переводится как то, "что удерживает или поддерживает".

Последователи Будды в течение четырёхсот лет сформировали несколько разных школ раннего буддизма с многочисленными ветвями. Школы и течения отличаются друг от друга иногда не существенно, а иногда имеют расхождения по очень значительным вопросам. Основная цель буддизма - достичь просветления, это - путь в нирвану, состояние души, которого можно достичь самоотречением и отказом от комфортных условий жизни. Будда проповедовал мнение о том, что в жизни нужно искать ту самую "середину", которая дает баланс между пресыщением и аскетизмом. Буддизм часто называют не только религией, но и философией, которая направляет человека на путь саморазвития.

История возникновения буддизма в России

Учитывая огромную территорию и число этнических групп и народов, проживающих в современной России, в нашей стране представлены разные религии запада и востока. являются христианство, ислам и буддизм. Буддизм - сложная религия с различными школами и течениями, на территории России представлены почти все конфессии буддизма. Но, основное развитие имеет традиционная религия Тибета.

Из-за географических причин и культурных контактов буддизм сначала распостранился среди тувинцев и калмыков, в XVI веке. Тогда эти земли входили в состав монгольского государства. Через сто лет идеи буддизма стали проникать в Бурятию, и сразу конкурировать с основной местной религией - шаманизмом. Бурятия в силу географии имеет тесные связи с Монголией и далее - с Тибетом. Сегодня именно в Бурятии сосредоточено большинство последователей буддизма. Именно в Бурятии находится Сангха России - центр буддистов России, там же расположены культовые сооружения, святыни и резиденция Духовного лидера буддистов России.

В республике Тува буддисты исповедуют то же философское течение, что и буряты. Есть еще один регион, где преобладает население, исповедующее буддизм, - это Калмыкия.

Буддизм в СССР

Сначала были попытки объединить буддизм и марксизм (сложно представить, что из этого могло получиться). Потом отказались от этого направления, начались репрессии: закрывались храмы, верховные жрецы подвергались преследованиям. Так было, пока не началась "послевоенная оттепель". Сейчас в России действует единый объединяющий центр - Буддийская Сангха России, а буддизм в нашей стране представлен, в основном, тремя регионами - Тувой, Калмыкией и Бурятией. В последние годы наблюдатели замечают распространение религии буддизм в других регионах России, в среде молодёжи и интеллигенции. Одной из причин этого можно считать общеевропейское увлечение культурой и историей Востока.

Публикую карту развития буддизма, там всё довольно понятно.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем, какие народы исповедуют и где они живут. Эта религия является одной из древнейших в мире. Возникнув в Индии, она за более чем 2500 лет своего существования распространилась в соседние страны и дальше по миру.

Сколько буддистов в мире

В начале этого тысячелетия численность населения в мире достигала почти 7 миллиардов человек. Из них исповедуют буддизм 7% верующих. По прогнозам различных источников, к середине XXI века количество буддистов в мире составит примерно 500 миллионов человек.

В буддийском течении нет единства, оно состоит из сотен школ. Можно выделить три главных направления:

  • – Великая колесница (в которую входит Ваджраяна – Алмазная колесница)
  • – Малая колесница (иногда её называют Хинаяна, но её последователи являются противниками этого названия)
  • (ламаизм)

Первое направление является самым многочисленным. На начало нашего века 56% буддистов являлись адептами Великой колесницы.

Со второго направления и зародилась буддийская религия. Его послушниками являются 38% буддистов в мире.

Тибетский буддизм исповедуют 6% верующих.

Места проживания

Если изучить географию распространения буддизма, то мы увидим, что на территории Азии проживает большая часть буддистов — 408 миллионов, что составляет 87% от их общего мирового количества. В соотношении «сколько миллионов буддистов живёт в данной стране – процент буддистов в ней» это выглядит так:

  • Япония - 72 млн. (58 %)
  • Таиланд - 52 млн. (93%)
  • Мьянма - 37 млн. (88%)
  • Вьетнам - 35 млн. (52%)
  • Китай - 34 млн. (3%)
  • Шри-Ланка - 12 млн. (70%)
  • Южная Корея - 12 млн. (28%)
  • Камбоджа - 7 млн. (87%)
  • Индия - 6 млн. (0,7%)
  • Лаос - 2,4 млн. (59%)
  • Непал - 1,3 млн. (7%)
  • Малайзия - 1,2 млн. (7%)
  • Бангладеш - 0,7 млн. (0,6%)
  • Монголия - 0,6 млн. (26%)
  • Бутан - 0,4 млн. (70%)
  • КНДР - 0,4 млн. (2%)

Многочисленны североамериканские и европейские буддийские общины, соответственно 3,7 и 1,7 миллиона человек. В других уголках земного шара их не так много. В Латинской Америке – 672 тысячи, в Океании – 448 тысяч верующих, а в Африке – 247.

Среди африканцев буддизм прижился в:

  • Буркина-Фасо
  • Камеруне
  • Кот-Д"Ивуаре
  • Кении
  • Сенегале
  • Танзании
  • Замбии
  • Зимбабве
  • Республике Конго


Как гласит энциклопедия «Британника», всего буддистов можно встретить в 150 странах мира.

Как подсчитывается количество буддистов

У любопытных читателей может возникнуть вопрос, как же определяется численность приверженцев той или иной религии, и почему эти цифры отличаются в разных источниках. Для этого применяется комбинированное сочетание нескольких методов, чтобы избежать неточности:

  • Традиционно используют данные из религиозных отчётов, принимая во внимание, что многие организации специально завышают количество своих адептов.
  • Выбирают сведения о религиозном самоопределении из спискарезультатов переписи. Тут следует учесть, что перепись проводится редко и не во всех странах.
  • Проводят опросы среди верующих, что не всегда гарантирует правдивый ответ, особенно среди религиозных меньшинств.
  • Оценивают косвенные данные, например, количество членов какой-либо организации, подразумевая, что они придерживаются одной религии.
  • Проводят полевые исследования, когда другие методы применить невозможно, к примеру, в закрытых сектах.


Проанализировав эти методы, мы можем прийти к выводу, что обработанные сведения не всегда будут надёжными. Поэтому, примем данные о численности буддистов как относительное число.

Российский буддизм

На территории современной России буддизм зародился ещё в VII веке. Древние бохайцы, жившие в Приморье и вдоль Амура исповедовалиМахаяну.

В XVII столетии калмыки присоединились к российскому государству и принесли сюда буддийское учение. В это же время и буряты приняли тибетский буддизм под влиянием соседних стран.

А в середине XVIII века государыня Елизавета I выпустила документ, косвенно признававший данное религиозное направление в нашей стране.

Через несколько десятилетий она основала пост Пандито Хамбо-лама, что можно перевести как «учёный главный монах», для обозначения должности буддийского лидера Забайкалья и Восточной Сибири. Такой поступок был уже официальным признанием. За покровительство она почиталась местными буддистами как воплощение бодхисаттвы Белой Тары.


А с начала прошлого столетия к России отошла и республика Тыва, где буддийские традиции существовали ещё 700 лет назад. Тыва является единственной буддийской европейской страной в Евразии.

Буддийское учение, успешно развивавшееся до 30х годов прошлого века, затем пережило период жесточайших репрессий вплоть до окончания Великой отечественной войны.

После войны на территории Бурятии построили Иволгинский храм, ставший затем местопребыванием советского главы буддистов.

Теперь на территории нашей страны существует множество буддийских организаций, но пока нет единого центра, который бы их все объединял.

Буддизм в западных странах

Веяния буддистского учения долго не доходили до западного мира и получили широкое распространение только в XX веке по ряду причин.

Вначале в западных странах была создана теоретическая база для распространения буддизма. Учёными многих стран переводились древние тексты, что помогало обществу приобщиться к аутентичным источникам буддизма. Различали три школы исследователей:

  • англо-германскую, специализировавшуюся на работе с палийскими текстами
  • франко-бельгийскую, исследовавшую тексты на санскрите, тибетские и китайские
  • русскую, занимавшуюся индийским буддизмом

Затем творческая интеллигенция «примерила на себя» буддийские идеи. Знаменитым проповедником буддизма считается немецкий философ А. Шопенгауэр, чьи собственные философские идеи совпали с доктриной буддизма ещё до того, как он с ней ознакомился.


Его работы повлияли в дальнейшем на мировоззрение многих известных людей, в результате чего они обратились в буддизм.

Когда китайцы, корейцы, вьетнамцы и японцы начали массово переселяться в США, страны Европы, американского континента, в Австралию, они принесли с собой свою культуру и религию.

Повышению интереса к буддийскому учению во многих странах из перечисленных поспособствовало теософское общество в Японии, которое открыло оккультизм для широкой публики. Этих же результатов добилось у англо-американских последователей и теософское движение Блаватской и Олкотта.

В начале прошлого века в западном обществе основываются общины и тхеравады.

Во второй половине XX столетия Тибет был оккупирован Китаем, что привело к появлению большого количества беженцев оттуда. Тибетские школы начали активную деятельность и получили признание общественности как в США, так и в Германии, Швейцарии, Италии.


Заключение

Сейчас на западе существуют почти все буддийские направления. Они имеют собственные школы, сообщества, культовые заведения, центры медитации, куда приходят миллионы приверженцев всех национальностей.

С каждым годом увеличивается число последователей учения Будды во всём мире. По некоторым данным, их прирост происходит ежегодно примерно на 1,5%. Ряды адептов буддизма пополняются за счёт тех людей, которым нравится мыслить иначе, чем это предписывают другие догматичные религии.

Друзья, на этом прощаемся с вами. Будем благодарны, если вы поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

(7 %) и сторонники традиционных верований.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Народы мира. Передача 3. Народы, расы, языки: совпадения и раличия

    ✪ Исламизация России

    ✪ Благотворительность (ч.2) Зачем знаменитости помогают бедным | Билл Гейтс

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про Грюнвальдскую битву

    Субтитры

Последователи религий в 2010 году

В таблице, представленной ниже, указаны данные о численности последователей основных религий. Данные приведены на 2010 год и взяты из трёх источников - Энциклопедии «Религии мира» Дж. Мелтона , Энциклопедии «Британника » и отчёта американского исследовательского центра Pew Research Center (англ.) русск. (PRC).

Религия «Религии мира» «Британника» PRC
1 Христиане 2 292 454 000 33,2 % 2 280 616 000 33,0 % 2 173 180 000 31,5 %
2 Мусульмане 1 549 444 000 22,4 % 1 553 189 000 22,5 % 1 598 510 000 23,2 %
3 Индуисты 948 507 000 13,7 % 942 871 000 13,6 % 1 033 080 000 15,0 %
4 Агностики 639 852 000 9,3 % 659 781 000 9,6 % 1 126 500 000 16,3 %
5 Буддисты 468 736 000 6,8 % 462 625 000 6,7 % 487 540 000 7,1 %
6 Китайская религия 458 316 000 6,6 % 454 404 000 6,6 % 405 120 000 5,9 %
7 Традиционные верования 261 429 000 3,8 % 269 723 000 3,9 %
8 Атеисты 138 532 000 2,0 % 137 564 000 2,0 % см. «неверующие»
9 Новые религии 64 443 000 0,9 % 63 684 000 0,9 % см. «другие»
10 Сикхи 24 591 000 0,4 % 23 738 000 0,3 % см. «другие»
11 Иудеи 14 641 000 0,2 % 14 824 000 0,2 % 13 850 000 0,2 %
12 Спиритисты 13 978 000 0,2 % 13 732 000 0,2 % см. «другие»
13 Даосы 9 017 000 0,1 % 8 429 000 0,1 % см. «другие»
14 Бахаи 7 447 000 0,1 % 7 337 000 0,1 % см. «другие»
15 Конфуцианцы 6 461 000 0,1 % 6 516 000 0,1 % см. «другие»
16 Джайны 5 749 000 0,1 % 5 276 000 0,1 % см. «другие»
17 Синтоисты 2 782 000 0,0 % 2 772 000 0,0 % см. «другие»
18 Зороастрийцы 181 000 0,0 % 178 580 0,0 % см. «другие»
19 другие - - 1 427 000 0,0 % 58 110 000 0,8 %
- Мир, всего 6 906 560 000 100 % 6 908 689 000 100 % 6 895 890 000 100 %

Основные религии

Христианство

Последователи крупнейшей мировой религии не сохранили единства и распадаются на десятки тысяч деноминаций. Условно, всех христиан можно разделить на 4 основных направления:

Ислам

Не существует общепринятых классификаций течений в исламе. Отчёты, выпускаемые Pew Research Center, делят мусульман на суннитов (87 - 90 % всех мусульман в 2009 году) и шиитов (10 - 13 %) . При этом, авторы исследований признают, что в исламе есть и другие группы, а также обще-исламское течении суфизм . «Всемирная христианская энциклопедия » (World Christian Encyclopedia, WCE) делит ислам на следующие 3 течения :

  • сунниты (84,4 % от всех мусульман). Согласно источнику, свыше половины суннитов (53 %) придерживаются ханафитской правой школы; сторонники шафиитского и маликитского мазхабов составляют соответственно 24 % и 22 %. Самый малочисленный мазхаб - ханбалиты насчитывают 2,3 млн последователей. Среди суннитов источник отдельно выделяет представителей сектантского суннизма - ваххабитов (7 млн).

Индуизм

Современный индуизм распадается на 5 основных направлений :

  • шактизм в 2000 году объединял 3 % индуистов всего мира.

Большинство индуистов (814 млн) проживают в Азии, где они составляют 22,6 % населения. В Океании индуисты (439 тыс.) составляют 1,5 % населения. Доля индуистов в населении остальных частей света не превышает 1 %. В Африке проживает 2,5 млн индуистов, в Северной Америке - 1,8 млн, в Европе 871 тыс., в Латинской Америке - 747 тыс.

Буддизм

Буддизм не является единой религией и распадается на сотни школ . Принято выделять 3 основных направления в буддизме :

  • Махаяна является крупнейшим направлением буддизма по числу верующих. В 2000 году 56 % буддистов мира были приверженцами Великой колесницы.
  • Тхеравада представляет собой старейшее направление буддизма. В 2000 году 38 % буддистов мира принадлежали одной из школ тхеравады.
  • Тибетский буддизм исповедуют 6 % буддистов.

Большинство буддистов (87 % или 408 млн) проживают в Азии. За пределами этой части света значительное число буддистов можно встретить в Северной Америке (3,7 млн) и Европе (1,7 млн). На других частях света численность буддистов невелика: в Латинской Америке их 672 тыс., в Океании - 448 тыс., в Африке - 247 тыс.

Иудаизм

  • Ашкеназы - 11 млн
  • Мизрахим - 2,4 млн
  • Сефарды - 1 млн
  • Караимы - 24 тыс.
  • Самаритяне - 0,5 тыс.

Большинство верующих иудеев проживают в двух странах мира - Израиле (5,3 млн) и США (5,22 млн). Соответственно, по числу иудеев среди частей света лидируют Азия (5,97 млн) и Северная Америка (5,67 млн). Немало иудеев в Европе - 1,9 млн. В Латинской Америке иудаизм исповедуют 907 тыс. жителей; в Африке - 125 тыс., в Океании - 101 тыс.

Другие религии

На протяжении всего XX века доля последователей традиционных религий и верований неуклонно падала. Однако в конце XX века традиционные верования обратили на себя внимание возрождением европейского язычества (неоязычество). Очевидно, что данная группа включает в себя тысячи различных религиозных традиций, весьма слабо связанных между собой. Тем не менее, иногда верующих традиционных религий делят на две основные группы: анимисты (95 %) и шаманисты (5 %) .

Большинство последователей этнических религий проживают в Азии (133,7 млн) и Африке (92 млн); при этом в Африке они составляют более 10 % населения континента. В Латинской Америке сторонники данных религий насчитывают 3,3 млн последователей, в Северной - 1,6 млн, в Европе - 1,2 млн и в Океании - 293 тыс.

Среди традиционных верований отдельно выделяются сторонники китайской народной религии . Большинство верующих данной религии проживает в Китае (435 млн) . В других азиатских странах численность верующих китайской религии составляет 32 млн. С распространением китайской диаспоры по всему миру, численность сторонников китайской религии растёт и на других континентах; в Северной Америка их 762 тыс., в Европе - 345 тыс., в Латинской Америке - 167 тыс., в Океании - 85 тыс. и в Африке - 61 тыс.

От традиционных народных верований следует отличать новые религиозные движения (НРД) и синкретические секты , несмотря на то, что большинство из них имеют этническую основу (так, различают американские, европейские, японские, корейские, вьетнамские НРД, синкретические культы индейцев и негров Америки и др. ). Классификация новых религий, как и вопрос об их границах, остаются весьма дискуссионными. Азия является континентом, на котором проживают большинство (58 млн) адептов новых религий. Немало их и в обеих Америках; в Северной - 1,69 млн, в Латинской - 1,46 млн. На остальных континентах их численность невелика: 353 тыс. в Европе, 107 тыс. в Африке и 85 тыс. в Океании.

Несмотря на свою малочисленность, бахаи являются одной из наиболее дисперсно представленных религий мира. Азиатская община бахаи насчитывает 3 млн последователей, африканская - 1,7 млн. На остальных континентах численность бахаистов незначительна: Северная Америка - 786 тыс., Латинская Америка - 527 тыс., Европа - 134 тыс., Океания - 87 тыс.

Распространение религий

Современные религии разнятся по степени распространения. Единственной религией, представленной во всех странах мира, является христианство . Считается, что не религиозных людей (агностиков) можно встретить почти во всех странах мира, за исключением теократического государства Ватикан . Более чем в 100 странах мира можно встретить бахаистов , мусульман , буддистов , иудеев , индуистов , сторонников традиционных верований, китайской религии и новых религиозных движений .

В таблице, приведённой ниже, указаны религии по числу стран присутствия. Данные на 2000 год взяты из «Всемирной христианской энциклопедии», данные на 2004 - из «Энциклопедии мировых религий» Роберта Эллвуда , данные на 2010 - из Энциклопедии «Британника».

Религия 2000 2004 2010
- Мир, всего стран 238 232
1 Христиане 238 238 232
2 Неверующие 236 237 231
3 Бахаи 218 218 221
4 Атеисты 161 219 220
5 Мусульмане 204 206 209
6 Буддисты 126 130 150
7 Традиционные верования 142 144 145
8 Иудеи 134 134 139
9 Индуисты 114 116 125
10 Китайская религия 89 94 119
11 Новые религии 60 107 119
12 Спиритисты 55 56 57
13 Сикхи 34 34 55
14 Зороастрийцы 24 23 27
15 Джайны 10 11 19
16 Конфуцианцы 15 16 16
17 Синтоисты 8 8 8
18 Даосы 5 5 6
- другие 76 78 79

Динамика численности в XX веке

Определённый интерес представляет динамика численности современных религий на протяжении минувшего столетия. Самой быстрорастущей религией в ХХ веке (в абсолютных цифрах) оставалось христианство . Однако прирост численности христиан в XX веке был равен среднемировому приросту населения, поэтому общая доля христиан в населении Земли практически не менялась.

На протяжении XX века прирост мусульман, индуистов и сикхов превышал среднемировой; доля сторонников этих религий в общемировом населении неуклонно увеличивалась. Наоборот, доля буддистов, иудеев, сторонников традиционных верований и китайской религии в ХХ веке уменьшилась.

Динамика численности неверующих и атеистов на протяжении XX века претерпевала значительные изменения. Бо ́льшую часть столетия доля безрелигиозных людей стремительно росла, достигнув пика к 1970 году. Однако, к концу XX века доля безрелигиозных людей на планете заметно уменьшилась.

В таблице, представленной ниже, приведена динамика численности основных религий в ХХ веке. Данные на 1900 год взяты из «Всемирной христианской энциклопедии»; данные на 1970 год и 2000 год взяты из Энциклопедии «Религии мира» Дж. Мелтона и Мартина Баумана (нем.) русск. (первое и второе издание).

Религия 1900 1970 2000
1 Христиане 558 132 000 34,5 % 1 234 969 000 33,4 % 1 999 564 000 33,0 %
2 Мусульмане 199 941 000 12,3 % 579 875 000 15,7 % 1 188 243 000 19,6 %
3 Индуисты 203 003 000 12,5 % 458 845 000 12,4 % 811 336 000 13,4 %
4 Неверующие 3 024 000 0,2 % 542 318 000 14,7 % 768 159 000 12,7 %
5 Буддисты 127 077 000 7,8 % 234 028 000 6,3 % 359 982 000 5,9 %
6 Китайская религия 380 006 000 23,5 % 231 814 000 6,3 % 384 807 000 6,4 %
7 Традиционные верования 117 558 000 7,3 % 165 687 000 4,5 % 228 367 000 3,8 %
8 Атеисты 226 000 0,0 % 165 301 000 4,5 % 150 090 000 2,5 %
9 Новые религии 5 910 000 0,4 % 39 332 000 1,1 % 102 356 000 1,7 %
10 Сикхи 2 962 000 0,2 % 10 677 000 0,3 % 23 258 000 0,4 %
11 Иудеи 12 292 000 0,8 % 15 100 000 0,4 % 14 434 000 0,2 %
12 Спиритисты 269 000 0,0 % 4 657 000 0,1 % 12 334 000 0,2 %
13 Даосы 375 000 0,0 % 1 734 000 0,1 % 2 655 000 0,0 %
14 Бахаи 10 000 0,0 % 2 657 000 0,1 % 7 106 000 0,1 %
15 Конфуцианцы 640 000 0,0 % 4 759 000 0,1 % 6 299 000 0,1 %
16 Джайны 1 323 000 0,1 % 2 629 000 0,1 % 4 218 000 0,1 %
17 Синтоисты 6 720 000 0,4 % 4 175 000 0,1 % 2 762 000 0,0 %
18 Зороастрийцы 108 000 0,0 % 125 000 0,0 % - 0,0 %
19 другие 49 000 0,0 % - 0,0 % 1 067 000 0,0 %
- Мир, всего 1 619 626 000 100 % 3 698 683 000 100 % 6 055 049 000 100 %

Прогнозы

Различные исследования пытаются спрогнозировать численность сторонников основных религий на будущее. Подобные прогнозирования учитывают демографические тенденции и миссионерские усилия. В таблице, представленной ниже, даны прогнозы на 2050 год из трёх источников:

Религия в 2050 году «Религии мира» WCE PRC
1 Христиане 3 220 348 000 35,0 % 3 051 564 000 34,3 % 2 918 070 000 31,4 %
2 Мусульмане 2 494 229 000 27,1 % 2 229 282 000 25,0 % 2 761 480 000 29,7 %
3 Индуисты 1 241 133 000 13,5 % 1 175 298 000 13,2 % 1 384 360 000 14,9 %
4 Неверующие 556 416 000 6,1 % 887 995 000 10,0 % 1 230 340 000 13,2 %
5 Буддисты 570 283 000 6,2 % 424 607 000 4,8 % 486 270 000 5,2 %
6 Китайская религия 525 183 000 5,7 % 454 333 000 5,1 % 449 140 000 4,8 %
7 Традиционные верования 272 450 000 3,0 % 303 599 000 3,4 %
8 Атеисты 132 671 000 1,4 % 169 150 000 1,9 % см. «неверующие»
9 Новые религии 63 657 000 0,7 % 118 845 000 1,3 % см. «другие»
10 Сикхи 34 258 000 0,4 % 37 059 000 0,4 % см. «другие»
11 Иудеи 16 973 000 0,2 % 16 695 000 0,2 % 16 090 000 0,2 %
12 Спиритисты 17 080 000 0,2 % 20 709 000 0,2 % см. «другие»
13 Даосы 15 018 000 0,2 % 3 272 000 0,0 % см. «другие»
14 Бахаи 15 113 000 0,2 % 18 000 000 0,2 % см. «другие»
15 Конфуцианцы 6 014 000 0,1 % 6 953 000 0,1 % см. «другие»
16 Джайны 7 943 000 0,1 % 6 733 000 0,1 % см. «другие»
17 Синтоисты 2 355 000 0,0 % 1 655 000 0,0 % см. «другие»
18 Зороастрийцы 170 000 0,0 % - - см. «другие»
19 другие - - - - 61 450 000 0,7 %
- Мир, всего 9 191 294 000 100 % 8 909 095 000 100 % 9 307 190 000 100 %

Соревнование христианства и ислама

Повышенный интерес представляет динамика численности христиан и мусульман в будущем. Учитывая, что на стыке XX и XXI века прирост мусульман в процентном соотношении опережал прирост христиан, различные футурологи делали заявления о будущем численном превосходстве мусульман над христианами и превращении ислама в крупнейшую мировую религию.

Так, всемирно известный социолог Самюэл Хантингтон в своём труде Столкновение цивилизаций (1993 г.) прогнозировал, что ислам станет крупнейшей религией мира в первое десятилетие XXI века; согласно указанному источнику к 2025 году доля мусульман в общем населении планеты должна достичь 30 %, а доля христиан упасть до 25 % . Первую часть данного прогноза уже можно считать опровергнутой, прогноз Хантингтона на 2025 год также опровергают большинство известных исследований. Считается, что христианство останется доминирующей религией и в 2050 году .

Относительно более долгосрочных прогнозов мнения расходятся. Согласно отчёту PRC численность мусульман и христиан сравняется к 2070 году, при этом доля каждой из религий составит 32 % населения Земли. Согласно источнику, к 2100 году ислам станет крупнейшей по числу последователей мировой религией (35 % населения), а христианство сместится на второе место (34 %) . В своём исследовании аналитики PRC сделали упор на демографические данные.

Однако, существуют и противоположные мнения. Ещё в 1995 году в «Энциклопедии будущего» указывалось, что христианство останется доминирующей религией и в 2200 году. При этом, авторы рассматривали три возможных сценария (общий сценарий, сценарий «исламского возрождения» и сценарий «роста безрелигиозности»), однако во всех случаях к 2200 году христианство опережало ислам более чем на 1,5 млрд верующих . О доминировании христианства вплоть до 2200 года говорится и во «Всемирной христианской энциклопедии» . Дэвид Барретт и Тодд Джонсон, исследуя четыре возможных сценария, также приходят к выводу о доминировании христианства как в 2100, так и в 2200 году в своём труде «World Christian Trends» .

Методология подсчёта

При определении количества верующих той или иной конфессии комбинировано используются пять основных методов :

  • Отчёты религиозных организаций . При использовании подобных источников учитывается, что ряд организаций умышлено завышают (реже - занижают) число своих сторонников. Также, учитывается, что различные религиозные группы по разному определяют членство в них: для того, чтобы стать членом некоторых конфессий, необходимо пройти длительный процесс инициации (иногда, доступный лишь в сознательном возрасте).
  • Переписи населения . Зачастую вопрос религиозных предпочтений включён в графы переписи населения. Данный источник признан надёжным способом определения религиозной самоидентификации. Однако, значительное число стран не проводят переписей или же не включают в него вопрос о вероисповедании; к тому же переписи проводятся не часто, и их данные могут значительно устаревать. Некоторые правительства обвиняются в фальсификации данных переписей, в том числе данных о религиозной самоидентификации.
  • Опросы . Точность подобного источника получения информации во многом зависит от качества исследования, в первую очередь - от репрезентативности. Данные опросов редко способны выявить точное количество верующих малых религиозных групп. В некоторых странах, представители религиозных меньшинств при опросах могут уклоняться от ответа, либо давать неверный.
  • Оценки основанные на косвенных данных. Приверженцы некоторых племенных религий иногда учитываются путём подсчёта членов племени; при этом подразумевается, что все представители племя придерживаются одной религии. Некоторые православные церкви используют подобный метод. Такие оценки могут быть весьма ненадёжными.
  • Полевые исследования часто используются для определения численность малых религиозных групп. Зачастую это единственный способ определения численности небольших организаций, особенно полузакрытых сект.

См. также

Примечания

  1. , p. lix.
  2. Darrell J. Turner. . Worldwide Adherents of All Religions (англ.) . Encyclopedia Britannica (2011) . Проверено 2 июля 2015.
Loading...Loading...