Славянские и греческие боги. Древнеславянские боги, богини и их предназначение

Греческая мифология знает божество - юного красавца, покровителя искусств, певцов и музыкантов, родившегося на плавучем острове, еще будучи ребенком убившего змея Пифона, который опустошал околицы Дельф. А возмужав, божество приниет участие в битвах олимпийских богов с гигантами и титанами. Воин и пастух в одно и то же время, во время Троянской войны он выступал на стороне троянцев. Его отец – Зевс, а мать Лато. Сестра - Артемида, та, которой поклонялись загадочные тавры и к которым, во время той же Троянской войны она перенесла юную Ифигению, дочку микенского царя Агамемнона, ведущего греческое войско на Трою.

Итак, божество это - Аполлон. Однако оказалось, что Аполлон - пришлое божество в греческой мифологии, потому что даже в гомеровские времена оно еще ужасает своим появлением олимпийских богов, воспринимается как чужестранец и пришлый. Он пришел в Грецию с севера, из страны гиперборейской, которая представлялась древним грекам как обитель богов и справедливости. Именно там Аполлон ежегодно зимовал, хранил свои стрелы, именно там жили племена, которые особенно уважали его и к которым он сам больше всего приклонялся. А весной, призванный величественным пением, возвращался на Парнас в колеснице, запряженной белоснежными лебедями. Однако гиперборейцы и тогда не забывали своего любимца, они ежегодно отправляли на остров Делос, к алтарю Аполлона, двух девушек со священными дарами.

Если проследить путь гиперборейских даров, можно выяснить, что они посылались с территорий к северу от Черного моря, то есть с земли пра-славян и соседних с ними пра-прибалтов. Это подтверждается и тем, что еще во времена Овидия, на изломе двух эр, в Северном Причерноморье особенно уважались Аполлон и его сестра Артемида, которая имела культовое имя Тавропола.

По мнению исследователей, изначально Аполлон - божество, связанное с небом и землей, его стрелы - жаркие солнечные лучи, ему приносят как приношение первые побеги всевозможных растений и злаков. А этруски воспринимали своего Аплу, отождествляемого с Аполлоном, как охранника людей, скота и посевов. Это, а также то, что истоки культа Аполлона следует искать именно в Надчерноморьи, побуждало ученых отождествить его со славянским Иваном Купалой. Ведь и Купала соотносится с идеей неба и земли, с ритуальными кострами в день летнего солнцестояния.

Прыжки через костры свойственны купальским обрядам, но такой обычай свойствен и для итальянских венетов, которые поклонялись божеству Купавону, чужому для греков, но близкому для иллирийцев и славян. Аполлон - солнечный бог, но солнечная тема пронизывает и купальский праздник: горящее колесо, которое символизирует солнце, пускают по склону к реке, которая олицетворяет поединок огня с водой. Дары гиперборейцев Аполлону, завернуты в пшеничную солому, но из соломы делается и «кукла» Купалы. Для праздника Купалы характерна тема целебных трав, скота, гадания, поиска сокровищ, змей. А Аполлон - целитель, пастух, гадальщик и змееборец. В купальских обрядах непременно участвуют молодых девушки. То же имеем и в аполлоновских торжествах. Да и сами Купала и Аполлон - вечно молоды. Мотив умирания и воскресения Купалы перекликается с мифами об Аполлоне, который спускается в Аид, - потусторонний мир, а потом возвращается оттуда, то есть умирает и опять воскресает.

Во время июньских торжеств в честь Аполлона, как свидетельствуют античные авторы, женщину и мужчину украшают гирляндами из цветов, обводят вокруг города, а затем обоих сжигают. А у пра-славян также обнаружено сжигание двух «кукол», которые изображали мужчину и женщину. Причем отзвук первобытных человеческих жертвоприношений заметен и в песнях, которые сопровождают похороны Купалы. Мать Аполлона - Лато, а мать Купалы - Лада, мать всего сущего в славянской мифологии, следовательно, и богов. Связь Леты/Лато с северной Ладой не вызывает сомнения

Боги русов в Древней Греции February 4th, 2011

К сожалению, русские школьники и студенты знаю богов и героев Древней Эллады лучше, чем русских богов и героев Языческой Руси. Даже самый безграмотный россиянин с ходу назовёт с десяток древнегреческих и древнеримских богов и героев, кто не слышал про громовержца Зевса, владыку морей Посейдона, бога войны Ареса, мудрую Афину, славного Геракла, хитроумного Одиссея. Но, вряд ли вспомнит хоть одного русского, славянского бога, или богиню....

.

Вина лежит на всей системе просвещения и культуры, сняты десятки фильмов, написаны сотни книг, о небожителях Олимпа. Не отстаёт и Голливуд – снимаются фильмы с многомиллионными бюджетами, сериалы, мультфильмы. Наш народ с восхищением воспринимает античное наследие, которое уже третье тысячелетие даёт созидательный импульс художникам, зодчим, поэтам, писателям, сценаристам и режиссерам.


Происхождение «древнегреческих» богов


Но, мало кто из восторженных почитателей античного мира знает, что практически все боги и герои Античной Греции, имеют негреческое происхождение. Их имена имеют догреческое, негреческое происхождение и с греческого языка не переводятся. Они перешли грекам по наследству от догреческого населения Южных Балкан, или были занесены со стороны – сами греки считали, что многие боги пришли с Севера, из загадочной Гипербореи.

Не переводятся имена древних богов Олимпа (теонимы) и с других языков индоевропейской языковой семьи (романских, кельтских, германских и т. д.), а также с семитских языков. Часто люди делают вывод, мол древнейшие народы породившие столь богатый пантеон ушли в небытие и унесли разгадку тайны с собой.

Но есть одна интересная зацепка – почти две трети всей топонимики (географических названий) Средиземноморья, Греции, Балканского полуострова, Малой Азии-Троады, носят ярко выраженный славянорусский характер. Этот факт однозначно указывает на народ, который проживал на этой территории. Для примера: остров Крит – русский корень «скр», то есть «скрытый», потаённый остров, не даром на нём любили прятаться разного рода беглецы, даже боги; сама «Греция» – это «Гореция», «страна гор». «Пелопоннес» – это «Белый остров», Аргос, Арголида – Ярго, Рагоза.


Зевс


По древнегреческой мифологии владыка богов, бог грома, громовержец повелевающий богами и людьми. С греческого и других языков корень «зев» не переводится, но если изучить пантеон славянских богов, то находим бога «Жива». Этот бог характеризует всё живое в природе.

Если изучить образ жизни Зевса то, что сразу бросается в глаза – то, что он «жизнедаритель», «дарователь жизни». Он «даровал» детей почти всем богиням, да и многих смертных женщин осчастливил. Полное совпадение со славянским «Живом».

Есть совпадение и по другому образу, «Жив» проявление Бога-Отца, «Вседержителя» -породившего весь мир и всё живое на нём. «Греческий» «Зевс», микенский «Дий», латинский «Дио-Део» – означает «Верховный Бог», «Господь», «Вседержитель», что также совпадает с славянским «Живом».


Уран


«Дед» Жива-Зива-Зевса, отец богов, владыка неба, муж Земли. Он олицетворяет слепые силы природы, сверхмогучие, неукротимые, беспощадные. Уран породил горы, моря, нимф, титанов, циклопов, сторуких великанов. Был бесконечно плодовит и похотлив – как и следует природе. Его сыну Кроносу (отец Зевса) пришлось его оскопить.

Что есть в русском языке – слово «юр», которое означает неостановимое, слепое половое желание, животную страсть, похоть. В одном слове и образ бога и происхождение слова!


Кронос


Второй владыка богов, повелитель времени, бог земледелия. С греческого языка не переводится, но в русском есть корень «к-р», т. е. «крона», «кронный», что совпадает с его функцией – владыка богов.


Гера


Жена и одновременно сестра Зевса, покровительница брака, семьи. Её образу сопутствует бурная ярость и ревность, т. к. Жив-Зевс ей часто изменял. Ее имя не переводимо с греческого, её часто изображают, как воительницу, с копьем и мечом в руке. Характер вспыльчивый, буйный, резкий, мстительна. В древних Микенах произносили «е-ра», в ней чётко прослеживается русский корень «яр».

Яростная, яркая богиня Яра-Гера! Опять полное языковое и образное совпадение.


Арес


Бог войны, сын Зевса-Жива и Яры-Геры. Его символы – огонь, волки, хищные птицы. Отбросим греческое окончание «-ес», корень «ар», у греков не было буквы «я». По-русски «Яр» – яростный, буйный, бесстрашный; даже отец Зевс его не любил за его «ярость». «Яр» – это один из древнейших корней Русского Языка, это бьющая ключом жизненная сила, требующая борьбы, движения, битвы. Одно из самоназваний древних русов – «ярии», т. е. полные жизни, способные к тяжёлому труду и тяжкой битве.

Полное совпадение образов. Позднее русский корень «яр», породил у греков слово «херос» – «герой».


Посейдон


Владыка морей, брат Зевса-Жива, его символ трезубец. Первая часть имени не имеет чёткой расшифровки, возможно от «потей» – «владыка», «властелин», но во второй «дон» чётко видно русское слово и переводится, как «река», «дно», «русло», «ров». В регионах населённых славянами и русами в нынешнее время, или в прошлом, многие реки имеют этот корень – Дон, Донепр-Днепр, Донай-Дунай, Днестр-Донестр и т. д.

Посейдон владыка моря и русский корень в его имени связан с водой, это не может быть случайностью. Интересно и то, что символ его власти трезубец, также сохранился в Роде Русов до нынешних времен – возьмите хотя бы герб Украины.


Лато-Лето, Аполлон, Артемида


Богиня материнства, материнской любви, мать Артемиды и Аполлона. Артемида – покровительница рожениц, богиня-охотница, покровитель живого мира, животных. Богиня целомудрия и плодородия. Аполлон – бог Солнца, бог воитель и одновременно покровитель искусств, музыки, науки, всех путников. Каждый год Аполлон улетал, на небесной колеснице запряженной лебедями, в Гиперборею, к своему народу. Вся троица пришла в Грецию с Севера – Гипербореи, причём Лато пришла в образе волка.

Значения их имен греки не понимали. Лато-Лето, полностью совпадает с матерью богов русской Ладой, старшей из богинь Рожениц. Совпадают и их функции – покровительство матерям, маленьким детям.

Артемида, в основе её имени корень «Арт», соответствующий русскому корню «Род» в древнегреческом произношении. Это лингвистическое и функциональное соответствие «греческой» Артемиды и русской богини Рожаницы отметил ещё истории Б. А. Рыбаков. Полное совпадение и функций двух «разных» богинь.

Основой образ Аполлона был древнерусский бог Кополо-Купало-Куп, в его честь до сих пор устраивают праздники в день летнего солнцестояния – память о древнем боге Солнца частично сохранилась.

Славянское происхождение этой троицы из Гипербореи не вызывает никаких сомнений. Оно подтверждается и образами этих богов – волки, лебеди, являются древними русскими символами.

Мудрая дочь Зевса-Жива, которую он «родил из головы». Богиня организованной войны, наук, ремёсел, знаний, покровительница городов. Афина не была женщиной в прямом смысле, это скорее мыслеобраз, идея, сокровенная и справедливая мысль, тайно зарожденная и выпущенная в мир.

По-гречески звучит, как «Атена», «Атана», т. е. по-русски «Таена» – «Тайна». Она появилась в Олимпе неожиданно, грозная, праведная мысль Жива-Зевса и стало опорой и защитницей владыки Олимпа.

Не только боги Олимпа имеют русское происхождение, но и их герои.



Геракл


Имя состоит из двух частей: первая «Гер» с греческого не переводится, но несет русский корень «Яр», «Ярый»; вторая «клеос» означает «слава». «Геракл» это русский «Ярослав», которого постепенно трансформировали, по мере забывания исходного языка, в «Хара-клеоса», «Хера-клеоса», «Геракла», «Геркулеса».


Прометей


Также сохранен древний русский корень «мет» – «мысль», т. е. это сметливый, смекалистый человек. Полное совпадение перевода и мифического образа героя. Промысл – человек, несущий людям благо, претворяющий своей мыслью добро в жизнь людей.


Язон – Ясон


На славянских языках означает «ясный», «светлый». Проявление бога Света, Сокола-Рода. Вспомните русские сказки – «Финист Ясный Сокол».


Внешний облик богов и героев Древней Греции


Нынешние греки, итальянцы, да и древние относятся к средиземноморской подрасе европеоидов – внешний облик их характеризуется черными волосами, довольно тонкокостным сложением, черными глазами, невысоким ростом, темной кожей (не негры конечно, но и не северные европеоиды).


Боги и герои же греков «златокудры», ясноглазы – серые, голубые глаза, с белой кожей, стройные, сильные, могучие. Это два разных народа!


О памяти


Русский Народ должен знать и помнить, что его далёкие предки русы-пеласги, русы-троянцы, русы Скрытня- Крита, расены-этруски населяли побережье и острова Средиземного моря, что Средиземноморская Русь была еще три, четыре тысячи лет назад исторической реальностью. Греки пришли на смену великому и древнему роду Русов, еще долгое время боги, герои и князья русов управляли ими.

В Древней Руси, в те времена, когда еще не было принято христианство, славяне боготворили потусторонние бестелесные существа. Языческие боги древней Руси, согласно представлениям древних, наделены сверхъестественными возможностями влиять на всё сущее. Они отвечают за все основополагающие принципы человеческого бытия, управляют как судьбой самих людей, так и всем что их окружает.

Каждое божество выполняет определенную, утилитарную функцию. История глубины веков хранит многие десятки имен, из которых нам сейчас известна только часть. Эта часть сохранилась до наших дней благодаря передававшимся из поколения в поколение языческим ритуалам и обрядам, которые с течением времени становились основой обычаев славянского рода.

На иерархической вершине стоит верховный бог, под его началом - боги среды существования всего живого, далее - боги человеческих судеб и обихода людей, внизу пирамиды - стихий и сил тьмы.

Таблица языческие боги древней Руси:

№ п/п Имя божества Предназанчение
1 РОД Верховный бог неба и земли
2 ХОРС Бог солнца
3 ЯРИЛО Бог весеннего солнца. Сын Велеса
4 ДАЖДЬБОГ Бог плодородия и солнечного света
5 СВАРОГ Повелитель Вселенной. Бог неба
6 ПЕРУН Бог молнии и грома
7 СТРИБОГ Бог ветра
8 ВЕЛЕС Бог плодородия (скота)
9 ЛАДА Женское воплощение Рода
10 ЧЕРНОБОГ Повелитель сил тьмы
11 МОКОШЬ Богиня земли, урожая и женской судьбы
12 ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА Властительница разгула
13 МОРЕНА Богиня зла, болезней и смерти

Древний славянский бог Род

Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.

Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь - в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай - во всем этом присутствует Род.

Иерархия языческих богов Руси

Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.

Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.

На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.

Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.

Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим , где основа это многочисленный пантеон богов.

Славянские боги по значимости и могуществу

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс - сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день - желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

  • Коляда
  • Ярило
  • Даждьбог
  • Сварог.

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

Мы и в настоящее время соблюдаем традиции древних славян: на Святки гадаем, на Масленицу жарим блины, на Ивана Купала жжем костры и плетем венки.

1. Бог славян Коляда

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр - солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет - всходы взойдут, где пройдет - травы заколосятся. На голове его - венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой - вожжи. Его время - от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла - солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время - от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря - период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Перун бог грома и молнии

Это бог войны. В своей правой руке Перун держит меч-радугу, в левой - стрелы-молнии. Облака - его волосы и борода, гром - его речь, ветер - дыхание, капли дождя - оплодотворяющее семя. Он сын Сварога (Сварожич), и также наделен грозным нравом. Он покровительствует храбрым воинам и каждому, кто прикладывает усилия к тяжкому труду, дарит им удачу и силу.

Стрибог бог ветра

Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог - повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.

Велес языческий бог богатства

Это бог земледелия и скотоводства. Еще Велеса называют богом богатства (он же Волос, Месяц). Он повелевает тучами. Будучи молодым, он сам пас небесных овец. В гневе Велес посылает на землю проливные дожди. После жнив люди еще до сих пор оставляют ему один собранный сноп. Его именем клянутся в честном слове и верности.

Лада богиня любви и красоты

Богиня Лада, это покровительница домашнего очага. Ее одежды - белоснежные облака, а утренние росы - слезы. В предрассветной дымке она провожает тени усопших в потусторонний мир. Лада - земное воплощение Рода, верховная жрица, богиня-мать, окружена свитой молодых прислужниц. Она красива и умна, смела и ловка, лозой гибка, из ее уст льется звонкая лестная речь. Лада дает людям советы как жить, что можно делать, а чего нельзя. Она порицает виновных и оправдывает ложно обвиненных. Давным-давно на Ладоге стоял ее храм, сейчас ее обитель - небесная синева.

Бог славян Чернобог

Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог - повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель - страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.

Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.

Бог славян Мокошь

Мокошь (Макеша), это богиня торговли, подобно древнеримскому Меркурию. По-старославянски мокошь означает «полный кошель». Она расчетливо использует собранный урожай. Еще одно ее предназначение - управление судьбой. Ее интересует прядение и ткачество; прядеными нитями она сплетает судьбы людей. Молодые хозяйки боялись оставлять на ночь незаконченную кудель, веря, что Мокоша пряжу испортит, а с ней и судьбу. Северные славяне считают Мокошу недоброй богиней.

Бог славян Параскева-Пятница

Параскева-Пятница - наложница Мокоши, которая сделала Параскеву божеством, властвующим над разгульной молодежью, азартными играми, попойками с вульгарными песнями и непристойными танцами, а также нечестной торговлей. Поэтому пятница и была в Древней Руси продолжительное время базарным днем. В этот день женщинам не позволялось работать, потому что за неповиновение Параскева могла обернуть непослушницу в холодную жабу. Она в колодцах и подземных ключах отравляла воду. Сегодня эта богиня не имеет никакой власти и практически забыта.

Бог славян Морена

Богиня, властительница зла, неизлечимых болезней и смерти, - это Маруха или Морена. Она насылает на Землю лютые зимы, ненастные ночи, эпидемии и войны. Ее образ - страшная женщина с темным морщинистым лицом с глубоко запавшими маленькими глазами, провалившимся носом, костлявым телом и такими же руками с длинными изогнутыми ногтями. Ей прислуживает недуги. Сама она никогда не уходит. Ее прогоняют, но она является вновь и вновь.

Обзор археологической мозаики за полторы тысячи лет жизни праславянского мира дал нам много отдельных сведений и намеков на культы и мифологические образы славянства.

В отличие от греческой мифологии, которая уже с VII в. до н. э. стала объектом (а, может быть, в какой-то степени и жертвой) литературной обработки и творческого обогащения жрецами, поэтами, писателями и специальными мифографами, славянская мифология, как "жизнь богов", осталась неописанной.

Несколько иначе обстояло дело у западных славян. Там с язычеством, являвшимся государственной религией в ряде княжеств, встречались миссионеры-иноземцы, которые должны были отчитаться перед римской курией в успехах своей проповеди и обращении язычников-славян в христианство. Католическим миссионерам и епископам вновь обращенных стран важно было показать, и показать красочно, в какой бездне заблуждений находились их подопечные ранее. Поэтому в их сочинениях фиксируются многотысячные языческие празднества, описываются идолы и храмы славянских божеств, их внешний вид, иногда функции богов и ритуал.

Но мифологии как таковой и эти авторы не раскрывают. В XV - XVII вв. славянские историки стали собирать письменные и этнографические данные о языческих богах и деталях культа. К сожалению, в этих ренессансных сочинениях разных авторов главной мыслью было сопоставление с таким международным стандартом, как греко-римская мифология. В славянском пантеоне важно было найти точное соответствие:

Греческому Урану, индийскому Вишне, соответствовал Род; Кроносу, как и четырёхликому Брахме, позднее соотносимому с Гефестом - Сварог; Зевсу, индийскому Парджанье - Перун; Дионису - Ярило; Лато - Лада; Апполону, индийскому Пуруше - Велес; Артемиде, индийской Сакти- Леля; греческой Тихе или Афродите, и римской Фортуне, германской Фрейе - Макошь; Античной Ма-Дивии, индийской Матери богов Адити соответствовала Жива.

По существу из общей суммы славянских и иноземных источников можем почерпнуть лишь перечень имен славянских богов и богинь.

Русские летописи называют богов, культ которых учредил князь Владимир в 980 г., - это Перун, Стрибог, Дажьбог, Хоре, Симаргл и богиня Макошь. Кроме того, упоминаются Белес, Сварог, Род и рожаницы. Этнография уже в XVII в. добавила несколько мифологических персонажей вроде Лады и Лели. Но все это только одни имена. Католические миссионеры в западнославянских землях называют Святовита, Сварожича, Яровита, Деву, Живу, Радогоста и т.д.

Мы далеко не всегда знаем функции этих богов, степень распространенности их культов. Лингвисты крайне противоречиво толкуют этимологию и семантику их имен. Не всегда учитывается, что одно и то же божество могло иметь несколько имен. Обращаясь к наиболее разработанной греческой мифологии, мы видим, что один и тот же бог неба назывался то Ураном, то Кроносом, то Зевсом.

Пожалуй, самым трудным является определение времени возникновения представлений о том или ином божестве. Следует помнить, что церковные писатели XI - XII вв. застали уже "смерть богов", а рождение их теряется, очевидно, в глубинах весьма отдаленной первобытности.

Кроме того, любое новое явление, появившись в сознании людей, не сразу отражалось в тех долговечных, но часто второстепенных вещественных источниках, которые в той или иной мере доживают до нас и доступны изучению, как, например, орнамент на керамике или металле.

Заранее следует оговориться, что на достижение полной ясности у современного человечества пока надежды нет: слишком фрагментарен материал средневековых славянских источников и слишком много трудностей как в его осмыслении, так и в привлечении сопоставительного материала других народов.

На примере тех народов, мифология которых известна нам во многих подробностях, как, например, древних греков, мы явно ощущаем наличие двух социально обусловленных комплексов представлений: во-первых, это верхушечная жреческая система, нередко искусственно сплетенная из разных культов и сравнительно быстро эволюционирующая, а во вторых, - народная, глубинная религия, более архаичная, традиционная, в известной мере инертная и более аморфная. В только что упомянутом "пантеоне Владимира" (явно дружинно-княжеском подборе богов) отсутствуют такие устойчивые в народной среде божества, как Род, порицаемый церковниками вплоть до XVI в., или Белее, которому русские крестьяне оставляли последнюю жменю колосьев на поле ("Волосу на бородку") вплоть до XX в.

Но, несмотря на эти трудности и предостережения, мы не имеем права отказаться от сопоставления скудного славянского материала с мифологическим богатством других индоевропейских народов, и прежде всего греков.

Возьмем в качестве мерила хорошо известную нам мифологию античного мира. Греческая мифология ценна для нас:

Во-первых, своей детальной разработанностью, точным обозначением функций божеств;

Во-вторых, тем, что она прослеживается на протяжении почти двух тысячелетий и при известном усилии сквозь густую чащу позднейших литературно-поэтических домыслов удается рассмотреть действительную эволюцию воззрений, как народных, так и жреческих;

В-третьих, необходимо отметить, что при всем различии исторических путей славянства и греческого мира между ними не было непроходимой пропасти; дорийцы до переселения жили в сравнительной близости от праславян, а в классическую эпоху праславяне-борисфениты вели настолько регулярную торговлю с греками в самой Ольвии, что здесь открывались возможности и для религиозных контактов.

Крито-микенские надписи, не представляющие систематического перечня богов, но связанные с приношениями в храмы, дают нам очень многих персонажей позднейшего Олимпа, значительно удревняя тем самым олимпийский комплекс. Храмовые надписи содержат имена следующих богов: Ма, Ма-Дивия Элевтия, Лето (Латона), Зевс, Артемида, Посейдон, Эриния, Дионис, Гестия, Гермес.

Отмечено отсутствие в надписях следующих божеств: Деметры, Реи, Афродиты, Ареса, Афины, Аполлона. Этот список можно продлить за счет таких известных божеств, как Уран, Кронос, Гея, Геката, Аид. Однако, несмотря на сходство классического греческого пантеона с крито-микенским, мы явно ощущаем и различие их: крито-микенский пантеон значительно матриархальнее; количественно преобладают женские божества, а соответственно и женщины-жрицы. В надписях нет следов патриархальной генеалогии Зевса и нет того материала, из которого эта искусственная родословная была построена (Уран и Кронос). Зевс еще не занял своего первенствующего места среди греческих богов.

Большой интерес представляет существование в составе крито-микенских женских божеств матери Артемиды, богини Лето (Rato), римской Латоны, третьестепенной богини в классическую пору. Такое внимание крито-микенских греков, приносивших Латоне целые стада овец, необъяснимо с точки зрения позднейшей мифологии, когда имя этой богини встречалось лишь в литературных произведениях и она почти не являлась объектом культа.

В крито-микенских текстах перед нами две богини - Лето и Артемида, мать и дочь.

Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, - это прочная связь всего цикла лето-артемидо-аполлоновских мифов с севером, с гиперборейцами, жившими где-то на север от Греции. Локализация гиперборейцев, как и каждого мифического народа, очень запутанна и неопределенна, но самое имя их показывает, что их реальный прототип находился где-то в направлении на север или на северо-северо-восток от собственно греческих земель. Местожительство мифического народа отодвигалось (от Фессалии, Македонии и берегов Дуная до Ледовитого океана) все далее на север по мере расширения географического горизонта древних. Наиболее осторожно будет считать гиперборейцами земледельческие племена, жившие на север от Греции, невдалеке от Истра-Дуная (где произошла встреча Артемиды с Гераклом). Земледельческий характер занятий гиперборейцев явствует из того, что они ежегодно посылали дары в святилище на Делосе завернутыми в пшеничную солому.

Одним из дальних северных пунктов, связанных с Артемидой, является Таврида (Крым), куда богиня отправила свою жрицу Ифигению. В жертву Артемиде там приносили чужеземцев.

Второе, что следует отметить в мифологии Лето и Артемиды, - это обилие звериных образов. Сама Лето бежала на Делос, обернувшись волчицей. Артемида прочно связана с образом оленя или лани. То она сама превращается в оленя (миф об Оте и Эфиальте), то встречает Геракла со златорогою ланью, то оборачивается ланью предназначенная ей в жертву Ифигения.

Другим зверем, близким Артемиде, является медведица. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящен месяц артемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. У греков известны медвежьи праздники, называвшиеся "komoedia", послужившие основой будущей комедии. Вероятнее всего, что они проводились в месяце Артемиды, в марте, так как совершенно аналогичные медвежьи праздники у восточных славян (и носившие точно такое же наименование - "комоедицы") были приурочены к весеннему пробуждению медведя и проводились 24 марта.

Общий закон эволюции охотничьих культов - от мезолитического культа оленя или лося к позднейшему культу медведя - сказался и на мифологии Артемиды: мы видим здесь и оленей (ланей) и медведей. В классическое время Артемида выступает как богиня охоты и плодородия.

Вся сумма данных о Латоне и Артемиде позволяет высказать предположение, что в основе мифов о матери и дочери, связанных географически с севером, а тематически с охотой и со звериным миром (прежде всего с оленями и ланями), может лежать весьма древнее представление о двух небесных богинях-рожаницах доземледельческого периода, когда они выступали еще в своем полузверином-полуженском обличье. Рогатые рожаницы-оленихи мезолита и неолита находились в таком соотношении друг с другом, как Лето и Артемида - мать и дочь, и точно так же ведали плодовитостью природы. Артемиду, кроме того, считали помощницей при родах, сливая воедино ее образ с образом богини Илифии, покровительницы рожениц.

В мифах о Латоне и Артемиде настойчивые напоминания о гиперборейском севере связаны, по всей вероятности, с тем, что за северными рубежами греческого расселения, в зоне, прилегающей к Дунаю и Крыму, где роль охоты была более значительной, культ охотничьих рожаниц существовал, надо полагать, в более полной и целостной форме, чем на самом юге Балканского полуострова или на Крите.

Постепенно, с расширением разного рода связей и осознанием единства судеб всех земледельцев (общий для всех урожай или общий недород), образ богини земли приобретает более широкий, общенародный характер. Богиню земли рассматривают уже как всеобщую мать всей природы, всего, чем пользуется человек: поля, растения, деревья, звери. Она становится богиней природы и воспринимается как мать всего живого. В этом виде она и зафиксирована крито-микенскими надписями, отводящими ей первое место среди всех богов - Ма. Иногда называют ее МА-НАСА, мать-владычица. Кроме того, эту первую по рангу богиню называют просто богиней: zivja - Дивия.

Приношения Ма-Дивии символичны и драгоценны: ячмень (очевидно, для ритуального пива на празднествах), золотая чаша и женщина. Судя по позднейшим материалам, Ма мыслилась, несмотря на ее материнскую сущность, девой, что предвосхищает христианскую богородицу деву Марию на несколько столетий.

Где-то во второй половине или к концу II тысячелетия до н. э. выдвинулся на первое место представитель мужского начала - Зевс, оформленный потом мифографами как отец и царь богов Олимпа. Зевс Громовержец, повелитель неба и туч, тоже в известной мере связан с аграрной стороной жизни, но главной питательной средой этого мифологического образа была все же греческая рабовладельческая знать.

Выискивать полное подобие славянских богов гpеческим не имеет смысла. И тем не менее общий ход pазвития античных мифологических пpедставлений для нас важен как показатель основных стадий, закономерно сменяющих дpyг дpyга фаз эволюции.

Исходя из всех пеpечисленных матеpиалов, нужно начать pассмотpение дошедших до нас пеpечней славянских божеств с матpиаpхальных божеств женского pода, в числе котоpых могyт оказаться и аpхаичные pожаницы (охотничьи и земледельческие), и Великая Мать.

Общий пеpечень подлежащих pассмотpению женских имен таков: Дивия (Дива), Желя, Макошь, Жива, Моpена, Рожаницы, Подага (погода), Кyпала, Лада, Леля.

Богиня Дива yпомянyта после Макоши и пеpед Пеpyном, что также говоpит о важном месте, занимаемом этой богиней в языческих пpедставлениях славян. Очевидны отголоски аpхаичного индоевpопейского пеpиода, лyчше сохpаненные в славянском миpе благодаpя более медлительномy темпy pазвития. Hельзя исключать и того, что Дива, Дивия, Siva - не собственное имя, а наpицательное индоевpопейское обозначение богини вообще, пpименявшееся к той всеобъемлющей Ма, котоpая и была пеpвоначально богиней как таковой, Великой Матеpью.

Макошь yпоминается автоpом "Повести вpеменных лет" (начало XII в.) под 980 г. в составе так называемого пантеона Владимиpа. Имя ее входит почти во все поyчения пpотив язычества XI - XIV вв. Известны этногpафические записи XIX в. на pyсском Севеpе о веpе в Макошь (Мокошь, Макешь, Мокyша, Макyша). За пpеделами восточных славян о Макоши достовеpных данных нет.

В общеизвестном тексте 980 г говорится: "И нача къняжити Володимеp в Кыеве един. И постави кyмиpы на хълме въне двоpа теpемьнаго: Пеpyна дpевяна, а главy его сьpебpянy, а yс злат, и Хъpса, и Дажьбога, и Стpибога, и Съмаpьгла, и Мокошь".

Это - не богиня произрастания, не божество плодородия как такового, а богиня итогов хозяйственного года, мать урожая в его окончательной форме.

Поэтому и было возможно новое осмысление простого слова: поскольку урожай при одних и тех же трудовых усилиях и молениях богам каждый год был различен, объем его в глазах первобытного земледельца определялся случаем. А отсюда слово "кош" приобретало значение "случайного", "неверного", "непостоянного", "непредвиденного", т. е. именно жребия, который мог выпасть и как счастливый и как несчастный. Макошь (если верно именно такое правописание) вполне может быть осмыслена как Ма-кошь - "мать хорошего урожая", "мать счастья".

В классической мифологии богинями, которые сочетали бы покровительство изобилию с влиянием на случайности человеческой судьбы, были греческая Тихе и римская Фортуна. Атрибутом обеих богинь был рог изобилия, связывавший отвлеченное понятие счастливой, удачливой судьбы с конкретным земным понятием обилия продовольствия. Такой, судя по всему, была и славянская Макошь.

Полного тождества между Макошью и теми богинями, с которыми прямо или косвенно можно ее сопоставлять, нет, но у нее много черт, роднящих ее и с Гекатой, и с Фрейей, и с Афродитой.

Лада. По поводу места, на котором был поставлен во второй четверти XII в. Бенедиктинский монастырь (Швейцария), в XVI в. была приведена такая легенда: "На Лысой горе некогда жила некая Госпожа, о которой рассказывали, что она будто бы под этой горой победила Александра Македонского. Она требовала, чтобы ее называли богиней Дианой. Однако бог ее наказал - замок был разбит молнией; от него до сих пор остались груды камней.

На том самом месте был храм трех идолов, которых звали Лада, Бода и Леля. К ним, к этим идолам, простые люди сходились в первый день мая возносить им свои мольбы и приносить жертвы. Тогда (княгиня) Дубравка приказала построить костел и посвятить его святой троицей.

В XV в. около монастыря существовала ярмарка, где в дни "зеленых святок" производились игрища с плясками, против которых выступали монахи-бенедиктинцы.

Археологические обследования открыли на Лысой горе величественные остатки культового места IX - X вв.: каменный вал окружал вершину горы на пространстве 1130 м в длину и 140 м в ширину. На этом пространстве предполагаются следы большого количества людей, приходивших сюда несколько раз в год со своей посудой, но здесь не живших. Вал в южной части не достроен; возможно, что это связано с утверждением христианства, прервавшим постройку языческой святыни.

Археология полностью подтвердила позднюю легенду о существовании культового места на Лысой горе. Искать остатки самого капища с тремя идолами, вероятно, бесполезно, так как обычно христианские церкви ставили непосредственно на месте языческих храмов.

Имеющиеся исторические и историко-этнографические материалы XV - XVII вв. рисуют нам Ладу как богиню брака и благополучия, празднования в честь которой проводились весной (1 мая) и в первую половину лета ("зеленые святки" в диапазоне: середина мая - середина июня). В полном согласии с этим находятся те этнографические песни XVIII - первой половины XIX в., в которых Лада называется матерью, святым божеством или приравнивается богу в весенних молениях о дожде и урожае. Ряд прямых обращений ("слушай нас, Лада"; "песни, Лада, поем мы тебе"; "благослови, мати Лада") не оставляет сомнений в том, что в глазах крестьянок, исполнявших песни, Лада являлась не бессмысленным песенным припевом, а обращением к четко персонифицированному божеству.

Самым устойчивым и широко распространенным у всех славян является Лель или Леля как сопутствующее Ладе слово (божество?). Это слово в большей степени подверглось "закону припевности" и нередко встречается с повторами: "Лель-люли", "Лель-полель" и др. Основу все же составляет то, что было записано поляками еще в XV в., - Ilely (сербское "льельо", хорватское "Ijeljo", русское "лель", "Ляля", "лёля" и т. п.).

Дочерняя сущность Лели-Ляли явствует из целого ряда близких к этому мифологическому имени слов: "ляля", "лялька" - ребенок, дитя, кукла, игрушка; "лелеять" - бережно носить ребенка; "люлька" - детская колыбель; "лелека" - аист, с которым связано поверье о том, что он приносит детей, и многое другое. "Леля", "Ляля" могло быть почти нарицательным обозначением "дочери", подобно тому как Персефона, дочь Деметры, именовалась просто "Корой", т. е. тоже "дочерью".

Итак, из многообразного общеславянского фольклорного материала вычленяются две мифологические фигуры: Лада - великая богиня весенне-летнего плодородия и покровительница свадеб, брачной жизни - и ее дочь Леля, Ляля, олицетворяющая весну, весеннюю зелень, расцвет обновленной природы.

Освобожденные от пренебрежительно-ученого критицизма, многочисленные сведения о Ладе позволяют нам считать ее общеславянским божеством с функциями богини растительного плодородия (в чем она как-то соприкасается с Макошью, как Деметра соприкасалась с Геей, Артемидой и др.) и богини брака.

Все сказанное позволяет говорить о древнем, существовавшем у значительной части индоевропейских народов Центральной и Восточной Европы культе двух рожаниц, из которых старшая, рожаница-мать, именовалась Лато или Лада, а имя младшей варьировало: у праславян - это была Лель, Леля, Ляля; у греков - Артемида, сохранившая много черт архаичной охотничьей богини, хотя преобладали свойства покровительницы земледелия и плодородия.

Не подвергается сомнению тот факт, что Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги.

В легендах Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда - с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета - зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами, как у ее скандинавского аналога - Фрейи. Лада - возвышенный образ женщины.

Лада - сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Ясуней. Великая Лада богиня - покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины русского народа.

Мужские божества славянского средневековья почти все воинственны; их изначальные функции заслонены, как это и должно было быть в раннефеодальном обществе, обилием оружия, доспехов, боевых коней и знамен, которыми снабдили их почитатели-дружинники.

Важным Божеством - Творцом Вселенной у славян являлся бог Сварог. Верховный владыка вселенной, родоначальник всех богов, он является олицетворением бога Рода - он старший Родич, Отец-Прародитель. По преданию Сварог сотворил Землю, а также заботился о людях - подарил огонь небесный (солнце) и огонь земной.

Сварог - Отец первого поколения богов - Сварожичей, славянский демиург, сковавший («сварганивший») мир. Именно Сварог метнул Алатырь в Великий Океан, благодаря чему из океанских пучин поднялась первая суша.

В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом -- из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи -- небесные воины. В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь -- самое святое место в храме. А когда в подземной тьме родился Чернобог и стал плодить аспидов, Сварог несколько раз ударил своим кузнечным молотом по Алатырю и из высеченных искр родились первые боги - Даждьбог, Семаргл и Стрый.

Бог Сварог - символ мудрого отца-воина, покровителя рода, его защитника и наставника. Это не только светский, но и духовный лидер, способный в случае опасности призвать себе на помощь весь род и единым ударом сокрушить врага непоколебимым единством расы.

Сварог - кузнец, которого некоторые исследователи соотносят с древнегреческим Гефестом. Но подобная аналогия несправедлива. Вышеупомянутые боги - боги-кузнецы, которым подчиняется огонь. Но у греков огонь - это сила разрушения, могучая и непобедимая. А у славян огонь - это очищающее пламя, это кровь Ра, физическое воплощение жизнь дарующего света Инглии. Огонь - основа мироздания, которая не способна к разрушению. Пламя обжигает лишь в своем земном аспекте и то, лишь при необходимости (или по глупости того, кто обжегся).

Сварог творит не магией, не мыслью, но руками. Он - символ труда, он учит тому, что лишь собственным трудом можно создать что-то действительно значимое. А великим это «что-то» может стать тогда, когда приобретет значение в масштабах всего рода. Сварог также почитался, как покровитель небес (владыка небесного мира - Слави и божественного сада Ирия). Фактически данную функцию несложно уловить, если рассматривать этимологию имени этого бога, ведь в санскрите «сва» означает «небо». С другой стороны, в индоарийском языке «свар» значит «солнце» (отсюда «Сварга» - «солнечная дорога»).

Бог Сварог всегда изображался, как могучий богатырь в самом рассвете лет (около 40). В мирное время он надевал простую льняную рубаху, закатывал рукава и брал в руки свой огромный молот, которым был выкован мир. Во дни войны этот бог облачался в темно-лазурные (либо багряные) доспехи и шел разить врагов света. Иногда его изображали с исполинским двуручным мечом в руках.

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог -- это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов.

«Сварганить» до сих пор значит - чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» - санскр. вода). Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце--Ра (отсюда наше слово радость) -- и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря -- белого камня, при ударе о который вылетали искры.

К характеристике Сварога следует добавить еще то, что мы почерпнули из свадебных песен и письменности Киевской Руси. Сварог установил законы прочной семьи. Сварог - отец Солнца - Дажьбога, и отец или дед Сварожича - огня.

День празднования его приходится на 14 ноября - Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына - Сварожича-Огня. В средние века, но, очевидно, позднее эпохи Киевской Руси, примерно в XIV - XV вв., древний языческий Сварог был заменен (по созвучию с его основной кузнечной функцией) Кузьмодемьяном или двумя святыми: Кузьмой и Демьяном.

В деревенском христианском пантеоне Кузьмодемьяну отводилось весьма почетное место - нередко сразу после господа-бога и богородицы.

Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род - божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале. Эпиграфом к этому разделу можно было бы поставить слова Н. М. Гальковского, написанные им в 1916 г., но остающиеся в силе и по сей день: "Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным".

Род определен как предшественник Перуна, следовательно, как главное божество славян до утверждения дружинного культа Перуна-громовержца. Соотношение примерно такое же, как между культом Урана или Кроноса и вытеснившим их со временем культом Зевса. Вторично Род оказывается соперником библейско-христианского бога-творца, бога-вседержителя.

Язычники именно Роду приписывают возникновение новой жизни на земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то "груды", содействующие рождению, "грудие" - капли, "грудие росное" - капли росы, "градные груды" - дробинки града. Наиболее вероятно, что слово "грудие" без дополнительного определения (росное, градное) означало просто дождевые капли. Род именно с неба ("седя на воздусе") мечет свои плодотворные капли. Если принять это толкование, согласующее все части интересующего нас текста, то в нашем распоряжении будет огромное количество этнографических примеров веры в универсальную оплодотворяющую силу дождя как в отношении земли, так и в отношении женщин.

Получив представление о Роде как о божестве, которое противопоставлялось Саваофу, мы должны рассмотреть разветвленный комплекс древнерусских слов, содержащих корень "род". Это прежде всего группа слов, связанных с понятием родства и рождения: Род, Родичи, Природа, Народ, Родина, Рождать, Родня, Родить, Урожай.

Единственное календарное упоминание Рода связывает его с зимним солнцеворотом ("солнце - на лето, зима - на мороз"), с христианским праздником рождения Христа. Еще раз источники наталкивают нас на сближение Рода с важнейшим персонажем христианской религии и одновременно с культом солнца, так как Христос очень часто приравнивается богословами к солнцу.

Одна из легенд гласит: " Род - славянский бог, создатель мира и отец первого поколения светлых богов (боги-отцы), Причина всех Причин, основатель и сущность мироздания. Это живая мысль, творящая и створяющая, бесконечная в пространстве и времени. Славяне считали, что изначально Род находился внутри Мирового Яйца, некоей пространственно-временной единице, лежащей за пределами бытия. Хотя, строго говоря, до Рода никакого бытия и не было. И небытия тоже не было. Все сущее, свет и тьму создал Род. «Родил», как говорили наши предки, отсюда и происходит имя этого великого бога.

Единый бог Род создал мир таким, каким мы его знаем. Он создал небо, землю, горы и реки. Населил все это животными, рыбами и насекомыми. Род поделил мир на три части: Правь (мир, в котором жили его дети, боги), Явь (наземный мир, который заселили животные, а затем и люди) и Навь (мир мертвых, в котором по некоторым вариантам трактовки древних легенд располагалось Пекельное царство, оплот тьмы). Род посадил Мировое Древо (Дуб) который кроной своей обуял вышний мир, стволом своим пронизал мир земной, а корнями ушел глубоко в мир подземный.

Все было хорошо в мире. Но как-то неупорядоченно, ведь некому было следить за законами этого мира. И тогда единый бог Род создал Сварога, великого бога-кузнеца, сковавшего стальные цепи, связывающие между собой все элементы мироздания. Так в мир пришла упорядоченность, а Род мог спокойно отдыхать на изнанке Вселенной. Сварог, таким образом, будучи первым и единственным сыном Рода, довершил его творение."

Также именем Рода славяне называли наименьшие структурные единицы своего общества - роды. Кстати слово «урод» у славян означало вовсе не то, что мы привыкли под ним подразумевать. Урод - означало первенец, первый ребенок в роду, человек, стоящий у истока рода. А человека глупого и страшного славяне называли выродок.

Вообще все славянские боги - это воплощения Рода, конкретные земные проявления тех или иных его качеств. Роду кумиров никогда не ставили, так как Род не имеет обличия, ведь он - есть все сущее. Фактически Род - это древнейший архетип единого и бессмертного в пространстве и времени Творца, создавшего весь обитаемый мир, от земли до звезд.

Также вместе со славянским богом Родом иногда упоминаются некие женские божества - рожаницы. Некоторые исследователи полагают, что под рожаницами можно понимать богинь Ладу и Лелю.

Главный пpаздник Рода и двyх pожаниц был общественным осенним пpаздником ypожая, совеpшенно подобным пpаздникy ypожая в честь западнославянского четыpехглавого Святовита. Втоpично Рода и pожаниц чествовали на pождество Хpистово (после 25 декабpя). Оба пpиypочения к хpистианским пpаздникам объясняются не только вполне понятными и очень аpхаичными пpедставлениями о необходимости благодаpить богов за ypожай и о зимнем солнцестоянии как пеpеломе зимы, но и тем, что в обоих слyчаях в хpистианской мифологии действyют "pожаницы", pожающие богини.

В пеpвом слyчае - это Анна, pодившая Маpию, а во втоpом - Маpия, pодившая Иисyса. Хpистианские пеpсонажи легко сливались с аpхаичными языческими pожаницами, что и позволяло шиpоко пpаздновать дpевнее благодаpственное моление под пpикpытием цеpковных обpядов.

Hо наpядy с кyльтом этих богинь население наиболее отдаленных севеpных pайонов (а именно к немy и были по пpеимyществy обpащены обличения кyльта pожаниц) пpодолжало еще веpить в двyх pожаниц, сохpаняя не только их безымянность, но и их теснейшyю связь с аpхаичным охотничьим мифом о двyх полyженщинах-полyлосихах.

Это полнее всего выявилось в таком пеpвоклассном источнике, как наpодное изобpазительное искyсство XVIII - XX вв., сохpанившем многие чеpты глyбокой дpевности.

Исследовательский проект

«Сопоставительный анализ славянских и античных мифов о происхождении мира и богов»

Выполнила: Руслан Амина,

ученица 6 «Д» класса, школы-лицея №1

Руководитель проекта: Леськив Е.В.

г.Астана, 2015г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3

1.1.Миф……………………………………………………………….4

2.1.Сравнительный анализ……………………………………….6

3.1.Пантеон богов. Античная мифология………………………17

3.2.Пантеон богов. Славянская мифология………………….18

4.Соответствие богов……………………………………………..19

5.Заключение……………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………….22

Аннотация

Руслан Амина

г. Астана , школы-лицея №1,

6 “ Д ” класс

Загадки мифологии”

Руководитель - Леськив Елена Владимировна - учитель русской словесности и русского языка.

Цель научной работы: выявить как представлены боги в античной и славянской мифологии.

Методы исследования: теоретические. Работали над осуществлением следующих задач:

    изучение мифологии: античной, славянской. Чтение мифов.

    изучение богов высшего пантеона.

    составление пантеона высших богов.

    сравнительный анализ высших богов этих мифологий.

Основным результатом исследовательской работы стали материалы для проведения лекций на уроках русской словесности, с целью ознакомления учащихся с мифологией различных народов, также в возможности проявить себя, как на уроках и викторинах, так и во внеурочное время.

Введение

Миф (от греч. mythos - предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первых людей, возникшее в первобытном обществе.

Актуальность данной темы определяется повышенным интересом к изучению мифологии как словесного достояния. В наше время, время технологий, инноваций и продвижения в плане развития - мифология становится актуальнее, чем когда-либо. В особенности жанр фэнтези, который сейчас очень популярен среди молодёжи, в основе которого и лежит определённый миф. Также очень интересен жанр городской легенды, который, по сути, является современным мифотворчеством.

Цель исследования: изучить античную и славянскую мифологии. Сопоставить мифы о верховных богах.

Задачи исследования:

1)Изучить научно-теоретическую и исследовательскую литературу. 2)Внимательно читать энциклопедии, литературные издания, стихотворения, мифы, произведения Гомера, и русских писателей 19 века и современности.

3) Изучить мифологии: античную, славянскую.

4)Сделать сравнительный анализ верховных богов эти мифологий.

Этапы процедуры исследования:

1)Изучение мифологий разных народов в энциклопедиях и литературных произведениях.

2)Работа с интернет -источниками.

4)Анализ собранных материалов в подведении итогов.

Объект исследования: “Загадки мифологии».

Методы: исследования поисково-теоретические.

Новизна исследования: попытка системного и комплексного изучения миф и её происхождения.

Миф

Миф – это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Под мифом обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первобытных, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.

Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах.

Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

Мифология – это предание, сказание и слово, - часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания.

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образам. С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.

Боги – это Высшее, создающее и мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон.

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира - при чрезвычайном их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется.

Изучив мифы древних греков и славян, мы нашли подтверждение этому.

Сравнительный анализ

Сходства славянской и греческой мифологии

Славянская мифология

Греческая мифология

1. До того, как все начало быть, была одна лишь Великая Темь.

2. В лоне Великой Тьмы родилось Золотое Яйцо.

3. Из Яйца вышел Род, и стал Свет.

4.Когда раскололось Золотое Яйцо и воссиял Свет Рода, Темь приняла обличие Океан – моря - бездонного, безбрежного, безымянного. Из верхней части Яйца стала твердь Вышняя - Сварга Златая, и родился огонь и воздух. Из нижней части Яйца стала твердь Нижняя, и родились земля и вода. Нижней тверди не на что было опереться, и она скрылась под водами Океан - моря.

1. Вначале существовал безграничный Хаос - источник жизни.

2. Из хаоса появилась Земля-Гея, и Тартар - бездна тьмы и мрака.

3. Хаос также породил Мрак и Ночь.

4. От Мрака и Ночи произошли Свет и День.

Различия между славянской и греческой мифологиями

1. Воля Рода творить породила Сварога – Коваля Небесного. Воля Рода любить породила Ладу – Богиню Любви и Лада. Воля Рода ведать породила Велеса – Вещего Бога. Воля Рода жить породила Земун – Корову Небесную, мать Вещего Бога. Сварог и Лада породили Светлых Сварожичей – детей Небесного Огня.

2. Затем также мирным путем появляются другие боги.

3. А когда окончился их срок, ушли они в Неведомые Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев своих – людей. И был дан людям от Рода урок: свято чтить Родных Богов и предков своих, жить по совести и в ладу с Природой. А для тех, кто ищет Высшей Мудрости – особый урок: познать себя. И стало так, по Воле Рода. И верви родов земных плели узор рода небесного, и день сменяла ночь, и ночь сменял новый день, и век сменял век. И неустанным Дыханием Самого Рода жило Всемирье

1. Гея – земля порождает титанов и циклопов.

2. Уран возненавидел своих детей - великанов и низверг их Тартар. Земле было жаль своих детей, и она призывала их восстать. Ее послушался Крон. Крон боялся, что его тоже свергнет кто-нибудь из детей, и поэтому проглатывал их, как только они родятся. Его жена Рея приходила в ужас, когда видела судьбу своих детей. Рея не хотела потерять последнего ребёнка, и спрятала его на острове Крит в глубокой пещере. Она назвала его Зевсом, а вместо него дала Крону камень, завёрнутый в пелёнки.

3. Когда Зевс возмужал, он сверг Крона и заставил его изрыгнуть проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть и победили. Но Гея решила отомстить за своих детей, произвела на свет чудовищ гигантов и Тифона. Но и их Зевс победил.

4. После этого боги поселились на горе Олимп, и воцарился мир на всей земле.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обеих мифологиях мир возник из Хаоса – Тьмы, затем появляются свет и тьма, ночь и день, небо и земля, подземный мир. Затем рождаются боги. Но в славянской мифологии боги рождаются от Рода, от его воли творить, любить, ведать. Все боги живут мирно и уходят затем на небо, оставив Землю людям с пожеланием жить по совести и в ладу (то есть в согласии). В греческой мифологии старшие боги постоянно свергают и убивают младших и наоборот, то есть мира и любви здесь нет. Мир появляется после того, как Зевс всех побеждает.

Верховные боги

Зевс

Сварог

1.Верховный бог античной мифологии, громовержец.

2.Сын Кроноса бог Зевс-это владыка Олимпа и громовержец.

3.Зевс нейтральный бог. Он поступал хорошо(помогал), но он убил своего отца.

4.Атрибутами Зевса были гром и молния, щит, лабрис и орёл.

5.Зевс не уступал своего трона никоу.

1. Верховный бог восточных славян, небесный огонь.

2. Сын Рода бог Сварог - это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю.

3. Сварог всегда был светлым богом, помогал людям.

4. Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот.

5. Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу.

Богини любви и красоты

Афродита

Лада

1. В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты.

2. Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.

3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи.

1. Славянская богиня любви и красоты.

2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо.

3. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.

Боги подземного царства

Аид

Велес – Чернобог, Вий

В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.

Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами.

Велес - бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона – Чернобог – бог царства мертвых.

Вий - в восточнославянской мифологии - дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

Солнечные боги

Гелиос

Даждьбог

    Гелиос – в древнегреческой мифологии бог солнца.

  1. Греки же думали, что Гелиос днём едет на золотой колеснице, и от её колёс исходит солнечный свет.

1. Даждьбог - в славянской мифологии бог Солнца, податель тепла и света.

2. Славяне считали, что солнечные лучи - это стрелы Даждьбога.

Боги виноделия

Дионис

Квасура

Дио ì нис - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия.

Квасура – в славянской мифологии бог виноделия. Получил тайну приготовления солнечного напитка Сурьи от богини Лады.

Богини утренней зари

Эос

Денница

1. Эос - в древнегреческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса.

2. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни.

1. Денница (утренница, зарница), в славянской мифологии образ полуденной зари, мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее ревнует солнце.

2. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах.

Боги грома и молний

Зевс

Перун

Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче - черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает « Тот, кто сильно бьёт », « Разящий ». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница - вот откуда гром, вот почему он « прокатывается » по небесам.

Покровительницы лесов и охоты

Артемида

Девана

    Артеми ì да - в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.

    Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань.

    Об ее почитании греками свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей.

Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц,чаще в лунные ночи.

    Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора.

    Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами.

    Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками.

Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.

Боги ветра

Зефир, Нот, Борей

Стрибог

В древнегреческой мифологии боги ветров, братья, сыновья Астрея и Эос.

В восточнославянской мифологии бог ветра.

Боги плодородия

Деметра

Ярило

1. Деме ì тра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны.

2. Ее имя означает « Мать-Земля ». Культ богини-матери - покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле. Она - « Великая мать », порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии.

1. Ярило – в славянской мифологии бог плодородия.

2. В мифе о Ярило говорится, что он дарит огонь и жизнь земле, что он породил животных и человека

Боги лесов

Велес

Пан

Велес - бог лесов, животных.

Пан - бог лесов и пастбищ.

Пантеон Богов

Славянская мифология

Пантеон Богов

Соответствие богов

Атрибуты богов

Римские боги

Греческие боги

Славянские боги

Демиург

Сатурн

Уран, Крон

Род

Верховный бог, громовержец

Юпитер

Зевс

Перун, Сварог

Верховная богиня

Юнона

Гера

Лада, Додола

Посланник, странник, ветер, мудрость

Меркурий

Гермес

Стрибог

Богиня плодородия

Церера

Деметра

Жива, Лада

Умирающий и возрождающийся бог

Аттис, Адонис

Адонис

Ярило

Покровительница животных

Диана

Артемида

Дива

Бог охотник

Сильван, Фавн

Пан

Светобор

Богиня - земля

Теллус

Гея

Мать Сыра Земля

Бог воды

Нептун

Посейдон

Переплут

Бог огня, кузнец

Вулкан

Гефест

Семаргл

Бог воитель

Марс

Арес

Лют, Волх

Богиня любви

Венера

Афродита

Леля

Бог герой

Геркулес

Геракл

Хорс, Геровит

Поэт, бард

Орфей

Баян

Ткачиха, пряха судеб

Парки

Мойры

Макошь

Солнечный бог, ветер

Аполлон

Гелиос, Аполлон

Купала

Весна, Юность

Ювента, Прозерпина

Геба, Персефона

Порвата

Целительство

Панацея, Эскулап

Панакея, Асклепий

Троян

Бог подземного мира

Плутон, Диспатер

Аид

Кощей, Вий

Враг мира и богов

Тифон

Тифон

Чернобог, Ящер

Заключение

Мифы нужны для объяснения мира. Мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах живет память, которая объясняет – кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства жизни.

Мифы нужны для связи человека и остального мира, личности и его народа, его предков.

В нашей работе мы изучили славянскую и греческую мифологии, попытались сравнить их и найти аналогии. Мы доказали выдвинутую нами гипотезу, что в мифах много общего. Мы можем сделать вывод, что наши культуры шли по сходному пути развития, и между людьми разных народностей гораздо больше общего, чем различного. Хотя между греческой и славянской мифологией есть и различия. После изучения славянской мифологии выяснилось: боги сразу стали властителями мира; появление богов происходит мирным путем; славянские боги были дружны; славянские боги жили в гармонии друг с другом; каждый бог отвечал за какое-нибудь явление природы, либо кому-нибудь покровительствовал; один бог мог отвечать за несколько природных явлений. В древнегреческой мифологии перед богами были титаны; появление богов сопровождается кровопролитием и распрями; греческие боги враждовали между собой.

Таким образом, мы можем сделать главный вывод, что наша культура основана на мире и согласии, на ладе друг с другом.

Список использованной литературы

    Н.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». 2000г. Из-во «Кристалл», 464 стр.

    Гомер «Одиссея», 2011г. Из-во «АСТ», 768 стр.

    Гомер «Илиада», 2014г. Из-во «Азбука», 576 стр.

    Р.Риордан «Перси Джексон», 2009г. «Эксмо», 154стр.

Г.Белякова «Славянская мифология»

Loading...Loading...