Собор архангела гавриила. Благовещение непорочной Деве

26 июля отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 26 июля

Собор Архангела Гавриила

Праздник в честь Архангела Гавриила, который принес Деве Марии известие о рождении от Нее Спасителя.

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

Святой Архистратиг Гавриил – служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 — 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарию, предсказав рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

Особенности праздничного дня

С давних пор в народе сложилось множество поверий, определяющих, что можно, а что нельзя делать в праздник Собора Архангела Гавриила. Среди дел, признанных уместными, можно отметить общехристианские благочестивые поступки, такие как однодневный пост накануне праздника, посещение церкви с чтением подходящей случаю молитвы, а также оказание посильной помощи всем, кто в ней нуждается. В данном случае требования не выходят за рамки обычных норм поведения благочестивого христианина.

Дела, от которых лучше воздержаться

Перечень же запретов, налагаемых в этот день, достаточно своеобразен. Прежде всего, считается, что нельзя делать две вещи: резать ножом и колоть топором. Это объясняется тем, что чествуемый в тот же день Архангел Михаил может обидеться, поскольку колоть и рубить является прерогативой его огнепалящего меча. Нельзя также ткать, хотя причину этому и трудно найти.

Впрочем, эти запреты, возможно, связаны с более древним поверьем, согласно которому в этот день человеку ещё при жизни может воздаться за совершённые им грехи, то есть произойти нечто непредвиденное и роковое, например, какой-нибудь несчастный случай. В связи с этим было принято избегать выполнения различных тяжёлых работ, при которых можно было, скажем, надорваться, либо тех, которые сопряжены с риском получить травму.

Разумеется, исключения составляли те виды деятельности, которые человек обязан был выполнять не по своей воле, например, служебные или производственные обязанности. Сюда же относились дела, хоть и сопряжённые с тяжёлой или опасной работой, но при этом направленные на совершение чего-либо доброго и богоугодного. Важно лишь, чтобы при этом не преследовались корыстные цели.

Общим же для трёх дней чествования Архангела Гавриила было требование совершать в них как можно больше добрых поступков, что, впрочем, относится и ко всей человеческой жизни.

Преподобного Стефана Савваита

Считается днем памяти святого Стефана (725-794 гг.), который практически всю свою жизнь провел в Лавре св. Саввы. Обладал даром прозорливости и чудотворений.

Преподобный Стефан Савваит, племянник святого Иоанна Дамаскина (память 4 декабря), родился в 725 году. Десятилетним отроком поступил в Лавру святого Саввы и всю жизнь провел в этой обители, иногда уходя в пустыню для уединенных подвигов. Преподобному Стефану был ниспослан дар чудотворений и прозорливости: он исцелял больных, изгонял бесов, узнавал мысли приходивших к нему за советом. Скончался в 794 году, заранее извещенный о дне смерти. Житие преподобного составлено его учеником Леонтием.

С давних пор на Руси вошло в традицию трижды в год (8 апреля, 26 июля и 21 ноября) отмечать праздник, именуемый Собором Архангела Гавриила. Установлен он был в честь бесплотного духа ─ служителя Божьего, принесшего Пресвятой Деве Марии весть о Её великом предназначении. В связи с этим становится понятно, почему одним из дней выбрана дата, следующая за праздником Благовещения, отмечаемым накануне. Слово же «собор», включённое в название праздника, подчёркивает его всеобщность и массовость. В этот день христиане собираются все вместе, чтобы славить Бога и Его верного посланника.

Архангел, именуемый «Божьей крепостью»

Прежде всего, отметим, что его имя ─ Гавриил, переводится с древнееврейского языка, как «Крепость Божья». Кроме того, принято считать, что среди архангелов, являющихся представителями второго чина небесных духов (всего их, как известно девять) он занимает позицию сразу за Архангелом Михаилом, держащим в руке огнепалящий меч, и охраняющим вход в райский сад Эдем.

Упоминание в Ветхом Завете

Всякий ангел является вестником чего-либо (заметим попутно, что именно так переводится слово «ангел» с греческого языка), на Архангела же Гавриила возложена особая миссия ─ раскрывать сокровенный смысл видений, и предвещать людям ход грядущих событий. Кроме этого, у него немало обязанностей. В частности, стоя у Престола Божьего, он возносит хвалу Творцу Вселенной и молится за живущих на земле.

В числе прочих высших сил бесплотного мира он повелевает Небесным воинством. Как явствует из 1-й главы ветхозаветной Книги Еноха, в числе прочих архангелов Гавриил был послан Создателем покарать падших ангелов. Он же вдохновил пророка Моисея на создание Книги Бытия и открыл ему будущее еврейского народа. Однако и это далеко не всё из того, благодаря чему Собор Архангела Гавриила входит в число наиболее почитаемых в народе праздников.

Первые новозаветные пророчества

Именно Архангел Гавриил явился праведной Анне, когда она предавалась скорби о своём бесплодии, и возвестил ей о том, что её молитва ко Господу услышана, и вскоре она родит Деву, через которую воплотится в мир Сын Божий. Его слова в точности исполнились, и по истечении должного срока праведная Анна произвела на свет Пресвятую Деву Марию.

Когда с церковного амвона звучит в день Собора Архангела Гавриила проповедь, то в ней, как правило, упоминается и о том, как посланник Божий незримо пребывал со святой Девой в Иерусалимском храме в период Её отрочества, а затем оберегал во все дни земной жизни. Не забывают в таких случаях упомянуть и о том, как Архангел Гавриил явившись священнику Захарии, возвестил о том, что в скором времени его жена Елисавета произведёт на свет сына ─ будущего Иоанна Предтечу. Когда же тот усомнился в истинности пророчества, архангел поразил его немотой.

Благовещение непорочной Деве

Однако главное его деяние, сделавшее праздник Собор Архангела Гавриила особенно дорогим для всех православных христиан, ─ это благая весть, принесённая им Пресвятой Деве Марии о зачатии в Ней Сына Божьего осенением и действием Святого Духа. Об этом событии повествуют два евангелиста: Матфей и Лука, причём если первый из них весьма краток, то второй даёт подробный рассказ.

Далее, чтобы избавить непорочную Деву от подозрений, возникших у её обручника (формального мужа) Иосифа, неспособного слабым человеческим разумом постичь божественную тайну, Архангел Гавриил явился ему во сне и возвестил о том, что Отроковица, зачав во чреве, осталась невинной, так как произошло сие от действия Святого Духа, меняющего человеческое естество. Этим он вселил мир и покой в душу праведного старца Иосифа, о чём также упоминается в праздник Собора Архангела Гавриила.

Весть о приходе в мир Спасителя

Святой евангелист Лука, описывая рождение в Вифлееме Сына Божьего ─ Иисуса Христа, упоминает о том, что именно Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада, и возвестил им о великой радости ─ явлении во граде Давидовом Спасителя, Которому суждено избавить всех людей мира от вечной смерти. Он же, в окружении Небесных воинов, первый воспел хвалу Всевышнему, вселяющему в сердца своих чад мир и благоволение.

Не оставил своим попечением посланник Божий Обручника и после рождения Иисуса. Посланный Господом, он вторично явился ему во сне и повелел вместе с Богородицей и её Предвечным Младенцем бежать в Египет, чтобы там найти спасение от козней нечестивого царя Ирода, замыслившего уничтожить их Святое Семейство.

Благовестник трёх главных евангельских событий

Но и это ещё далеко не все деяния Божьего Посланника, упоминаемые в акафисте Собору Архангела Гавриила, который читается во всех православных храмах России. В один из самых драматических моментов земной жизни Иисуса Христа ─ Его молитвы в Гефсиманском саду, ставшей преддверием крестных мучений, Господь направил Архангела Гавриила укрепить Своего Сына. Евангелист Лука подробно описывает в 22-й главе, как Посланник Божий неотлучно находился рядом с Иисусом, помогая ему сохранить присутствие духа.

Далее на этот раз уже все четыре евангелиста сообщают о явлении Архангела Гавриила Жёнам Мироносицам, явившимся ранним утром ко Гробу Господню, помазать благовониями Его честное тело. Несмотря на то что их свидетельства несколько расходятся в перечислении участниц этого события, все они единодушны в одном ─ у входа в пещеру благочестивых женщин встретил именно Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении из мёртвых Сына Божьего. Таким образом, он явился благовестником трёх главных новозаветных событий, связанных с именем Иисуса Христа, ─ Его зачатия, рождества и воскресения.

И наконец, последний эпизод, связанный с Архангелом Гавриилом, и описанный в Новом Завете, ─ это его явление Пресвятой Деве Марии, пришедшей в конце жизненного пути на Елеонскую гору помолиться Своему Предвечному Сыну. Сообщив о приближении дня Её честного успения и вознесения на небо, он оставил Богородице светлую ветвь из

Чудо, явленное на Афонской горе

Всё, о чём было рассказано выше, известно со страниц Нового Завета, но рассказы о Божьем вестнике можно найти и в Священном Предании. И хоть они не звучат с церковных амвонов в день Собора Архангела Гавриила, христиане бережно хранят их на протяжении многих столетий. Вспомним лишь один из них.

Рассказывают, например, такой любопытный факт, имеющий прямое отношение к празднованию Собора Архангела Гавриила, ─ молитва «Достойно есть», читаемая ежедневно всеми воцерковлёнными людьми, оказывается, была принесена в мир именно этим Божьим посланником. Произошло это в конце XI века на святой горе Афон, где спасался тогда некий монах-отшельник со своим послушником.

Однажды, когда он отправился во храм ко всенощной службе, его келью посетил неведомый старец и научил остававшегося в ней отрока, приклонившего в тот час колени перед образом Богородицы, тексту этой новой, по тем временам, молитвы. Чтобы её слова не истёрлись из памяти юноши, ночной гость начертал их перстом на каменной плите, поверхность которой при этом сделалась мягкой, как воск. После этого он исчез также таинственно, как и появился, назвав лишь своё имя ─ Гавриил. Вернувшись от всенощной и выслушав рассказ послушника, монах понял, что в его отсутствие келью посетил Архангел Гавриил.

Впоследствии весть о чудесном происшествии распространилась по миру и достигла Константинополя. Туда, в подтверждение подлинности случившегося, была отправлена каменная плита с текстом молитвы «Достойно есть», читаемой с тех пор ежедневно и особенно торжественно произносимая в день Собора Архангела Гавриила. Икона же Богородицы, перед которой молились отрок и его ночной гость, с тех пор также получила название «Достойно есть». Её изображение приводится ниже.

Дискуссии учёных

Среди церковных историков нет единого мнения по поводу официальной даты установления праздника Дня Собора Архангела Гавриила. Многие из них склонны полагать, что эта традиция берёт начало с освящения в XVII веке Константинопольского храма, воздвигнутого в его честь. Однако их оппоненты весьма резонно указывают на многочисленные свидетельства того, что история Собора Архангела Гавриила имеет гораздо более глубокие корни.

Первые два дня памяти Архангела Гавриила

Что же касается общепринятых дней памяти этого бесплотного духа, посланника Божия, принесшего в мир вести, ставшие основными вехами в его истории, то их, как было сказано в начале статьи, три. Первый из них ─ 26 марта (8 апреля), отмечается на следующий день после праздника Благовещения, так как Архангел Гавриил имеет к нему самое прямое отношение.

Следующая дата ─ 13 (26) июля установлена в честь, происшедшего четыре столетия назад, освящения в Константинополе храма, посвящённого Архангелу Гавриилу, об этом также шла речь выше. Заметим кстати, что в народе бытует поверье ─ если этот день выдастся, пусть даже холодным, но без дождя, значит, осень будет сухой и тёплой.

День воздания почестей всем бесплотным Небесным Силам

А вот 8 (21) ноября выбрано, поскольку в этот день чествуется а вместе с ним и все равные ему по чину бесплотные духи: Иеримиил, Иегудиил, Уриил, Варахиил, Селафиил и, разумеется, ближайший к нему ─ Архангел Гавриил. Кроме того, в этот день воздаётся честь всем Небесным Силам, обретающимся у Престола Всевышнего и исполняющим Его святую волю.

Особенности праздничного дня

С давних пор в народе сложилось множество поверий, определяющих, что можно, а что нельзя делать в праздник Собора Архангела Гавриила. Среди дел, признанных уместными, можно отметить общехристианские благочестивые поступки, такие как однодневный пост накануне праздника, посещение церкви с чтением подходящей случаю молитвы, а также оказание посильной помощи всем, кто в ней нуждается. В данном случае требования не выходят за рамки обычных норм поведения благочестивого христианина.

Дела, от которых лучше воздержаться

Перечень же запретов, налагаемых в этот день, достаточно своеобразен. Прежде всего, считается, что 8 (21) ноября нельзя делать две вещи: резать ножом и колоть топором. Это объясняется тем, что чествуемый в тот же день Архангел Михаил может обидеться, поскольку колоть и рубить является прерогативой его огнепалящего меча. Нельзя также ткать, хотя причину этому и трудно найти.

Впрочем, эти запреты, возможно, связаны с более древним поверьем, согласно которому в этот день человеку ещё при жизни может воздаться за совершённые им грехи, то есть произойти нечто непредвиденное и роковое, например, какой-нибудь несчастный случай. В связи с этим было принято избегать выполнения различных тяжёлых работ, при которых можно было, скажем, надорваться или тех, которые сопряжены с риском получить травму.

Разумеется, исключения составляли те виды деятельности, которые человек обязан был выполнять не по своей воле, например, служебные или производственные обязанности. Сюда же относились дела, хоть и сопряжённые с тяжёлой или опасной работой, но при этом направленные на совершение чего-либо доброго и богоугодного. Важно лишь, чтобы при этом не преследовались корыстные цели.

Общим же для трёх дней чествования Архангела Гавриила было требование совершать в них как можно больше добрых поступков, что, впрочем, относится и ко всей человеческой жизни.

Прославлять Ангелов — наш долг: они, воспевая Творца, обнаруживают Его милость и благорасположение к людям.
Святитель Иоанн Златоуст

Второе место в ряду Ангелов, после Архангела Михаила, принадлежит Гавриилу, имя которого означает «Крепость Божия». Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем Всемогущества Божия. Если всякий Ангел есть «вестник » (по буквальному значению греческого слова), то Архангел Гавриил — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий.

Архангел Гавриил — один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами» (1Енох. 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция — молитва за живущих на земле: он «пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов» (1Енох, 40; ср.: Тов. 12:15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «…и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Гавриилу в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (1 Енох, 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (1 Енох, 54).

Архангел Гавриил вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8:16; 9:21–24).


Пророк Моисей

Архангел Гавриил являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Он явился святой праведной Анне, которая в своем саду скорбела о своем неплодии и со слезами молилась Богу, и сказал ей: «Анна, Анна! твоя молитва услышана, воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные, Ею дастся спасение миру, а получит Она имя Марии «.

Святой Архангел Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни.

Он же явился священнику Захарии, стоящему на правой стороне алтаря кадильного, возвестил ему разрешение от неплодства престарелой жены его Елисаветы и предсказал рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя, и, когда он не поверил, связал язык его немотой до дня исполнения слов его (Лк. 1:25).


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Архангел Гавриил и Захария

Этот же предстатель Божий явился Пресвятой Деве и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святого. Также явился он во сне и Иосифу, объяснивши ему, что Отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в ней от Духа Святого (Мф. 1:18-21).

А когда Господь наш родился в Вифлееме, сей Ангел Господень Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью стада свои, и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. А затем тотчас со множеством небесных воинов воспел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение » (Лк. 2:10-14).


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа

Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне и предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей.


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ангел является во сне Иосифу

Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, был послан с Небес Архангел Гавриил. (Лк. 22:43)


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Борение Иисуса в Гефсимании

Сей же ангел явился мироносицам, сидящим на камне у гроба, возвещая им о воскресении Господнем (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин., 20): таким образом, будучи благовестником зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его воскресения.


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Женщины у гроба Иисуса

Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, возвестил Ей приближение Ее честного успения и от земли на небо переселения, и дал Ей светлую райскую ветвь.

Случай на Афоне

В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим послушником. Однажды старец отправился к всенощному бдению в храм, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Отворив её, юноша увидел перед собой незнакомого монаха, который попросил разрешения войти. Послушник впустил его, и они вместе начали молитвенные песнопения.

Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Её иконою ДОСТОЙНО ЕСТЬ «Милующая», послушник начал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…», но гость остановил его и сказал: «У нас не так величают Божию Матерь » – и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего ». А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…».

Икона Божией Матери «Достойно есть» (или «Милующая»)

Инок наказал послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанную песнь в честь Богородицы. Не надеясь, что он запомнит столь чудесные слова услышанной молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил, и тогда незнакомец написал слова молитвы пальцем на камне, который стал неожиданно мягким как воск. Затем он внезапно исчез, и инок только и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил».

Вернувшийся из храма старец был удивлен, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о чудесном госте и увидев чудесно начертанные письмена песни, старец понял, что явившийся небожитель – это архангел Гавриил.

Весть о чудесном посещении архангела Гавриила быстро распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в Константинополь каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры молитва «Достойно есть» стала неотъемлемой частью православных богослужений.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архангела Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

О вере в Ангелов

Священное Писание утверждает, что ангельский мир сотворен Богом: “В начале сотворил Бог небо и землю ” (Быт. 1:1). Под “небом” святые отцы и церковное Предание понимали некий духовный мир, а под “землею” - материю, физическое начало. Мы слишком мало знаем об этом духовном ангельском мире. Вернее сказать, знаем ровно столько, сколько нужно для нашего спасения.

Ангелы — живые и реальные духовные существа, предстоящие в невидимом Царстве Божием, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат духовному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Природа этих духовных существ до конца непостижима земному человеческому разуму. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание, мы можем лишь познать достаточно большой ряд свойств их таинственной природы. Хотя им и не приписывается человеческих черт, они часто принимают образ людей, оставаясь при этом бесплотными.

Ангелы — служебные духи и являются слугами Божьими, которым поручается защищать праведных (Пс. 90:11-13; Евр. 1:14), расстраивать козни демонов (Тов. 8:3), возносить молитвы людей к Богу (Тов. 12:12), отводить душу в загробную жизнь (Лук. 16:22), отделять добрых от злых на последнем Страшном Суде (Мф. 13:49). К каждому из людей приставлен ангел для помощи ему в добрых делах; такой ангел обыкновенно называется Ангелом-Хранителем.

До поры нам не дано видеть святых Ангелов, но не навсегда. Плоть наша мешает нам их видеть. А грехи не дают нам почувствовать их близость. Но когда придёт время, и с наших бессмертных душ спадёт смертный телесный покров, мы встретимся с ними лицом к лицу, и вера уступит место видению.

Если нам до поры не дано видеть Ангелов, нам наказана вера в них, предписано почитание и прославление этих чудных певцов славы Творца. Пока нам дана лишь вера. И наша вера в Ангелов основана не на человеческой фантазии, а на свидетельствах Божиих, данных через святых и праведных людей, которым было дано видеть Ангелов.

Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал об Ангелах в притче о сеятеле: «скажу жнецам», — а жнецы суть Ангелы. Ангелы собирают человеческие души после смерти и уносят их с собой в Небесные пределы. Подтверждение этому мы находим и в притче о богаче и Лазаре, когда умер Лазарь, «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22).

Те, кому было дано видение святых Ангелов, свидетельствовали о них: кого-то Ангелы посещали в темницах, другим приносили пищу в пустыне, кто-то слышал Ангельские голоса, кто-то получал наставления, советы во сне и наяву, кого-то восхищали духом в Небеса, и там они общались с Ангелами.

«Но если видения даны не всем, то вера предлагается каждому. А видения были даны для того, чтобы укреплять в вере маловерных и немощных в вере. Но и вера не меньше видения, Господь ставит веру выше видения и говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Век сей — век веры, а век не видений. В грядущем веке все увидят, если удостоятся, удостоится же всякий, кто уверует. «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6), говорит Апостол. Верой ходим, верой спасаемся, по вере судимы будем. Вера — правило, а видение — исключение. Сколь драгоценным ни было бы видение, оно лишь слуга веры, ее подтверждение. Не соблазняйтесь ложными речами лжесвидетелей, отрицающих все, что они не могут увидеть телесными очами. Разум тоже вещь невидимая. Спросите их, верят ли они в существование своего разума, который недоступен для видения, посмотрим, что они вам ответят. Чем искреннее вы будете почитать Ангелов Божиих, тем больше будете чувствовать их близость. А когда приидет Сын Божий и все святые Ангелы с Ним, тогда настанет Последний Суд. И Господь будет судить каждого по вере и по ее плодам, ибо вера — корень жизни, из которого произрастают надежда, любовь, смирение, милосердие, правда и всякое добро, которое красило праведников Божиих от начала мира. Кто не имеет веры, тот не имеет корня жизни, откуда же расти надежде и любви и всем остальным добродетелям, которые делают человека человеком, которые многих христиан сделали подобными Ангелам Небесным?» (Святитель Николай Сербский)

Материал подготовил Сергей Шуляк

25 июля христиане отмечают великий праздник - День Архангела Гавриила. Он считается одним из главных ангелов Бога, поэтому Гавриила издавна почитают все христиане мира. Про традиции и главные запреты праздника - читайте в нашем материале.

День Архангела Гавриила: история праздника

Архангела Гавриила почитают как одного из семи главных ангелов, служителя Божественного Всемогущества.

Праздник берет свое начало в библейской истории о рождении Иисуса Христа. Именно Гавриила выбрал Бог для того, чтобы оповестить Марию и человечество о приходе Спасителя.

Кроме того, он же поведал женам-мироносицам радостную весть о Воскресении Христовом.

День Архангела Гавриила: что нужно делать

В этот день обязательно нужно идти в храм на божественную литургию. Кроме того, православные верующие считают, что нужно поставить свечу и помолится Гавриилу - попросить здоровья для себя и своих близких, успехов в новых начинания и избавления от плохой энергии.

Согласно древним народным традициям, в этот день следует делать первый сноп и называть его зажинным или именинным. В древности верили, что именинный сноп может совершить чудеса.

Считается, что если попросить у Архангела Гавриила исполнения своего самого заветного желания, то он обязательно его исполнит. Однако это относится только к благородным и добрым пожеланиям.

По традиции, в День Архангела Гавриила можно узнать, какая будет осень. Если 26 июля на дворе сухо, то осень будет долгая, теплая и сухая. Наши предки в этот день наблюдали за ласточками: если они низко летают, осень будет долгая. С этого времени кое-где грачи начинают собираться в первые осенние стаи.


День Архангела Гавриила: что категорически нельзя делать

Как и на большинство православных праздников, на Гавриила существует ряд запретов, которые категорически нельзя нарушать.

Традиционно, на христианское торжество запрещается ругаться и сквернословить. Нельзя оскорблять святой праздник своими плохими помыслами.

В древности люди считали, что Гавриил поражает своих врагов молниями — огненными стрелами. Гаврила считается «громовым», «сердитым» праздником. Поэтому 26 июля категорически запрещается заниматься тяжелым трудом, иначе Гавриил «заведует» громами, может спалить копну.


Loading...Loading...