Современные языческие религии. Неоязычество в России: современная ситуация

Разговоры о Перуне, «русских богах», «Велесовой книге» и «дохристианском православии» с серьезным лицом вызывают желание ущипнуть себя… или того, кто это говорит. Что же стоит за современным язычеством, родноверием? Неоязычники», клянущиеся в любви к русскому народу, на самом деле этот народ презирают. Язычников правильнее называть «неоязычниками» - как их религиоведы и этнографы обычно и именуют. Все языческие народы широко и постоянно заимствовали друг у друга обряды, культы, верования. На Украине славянское язычество представлено «РУНВерой» и Объединением единоверцев Украины и диаспоры, известным как «Украинские Язычники».

Россия и новое язычество

Правда», точнее «правь», – это, по мнению новых язычников, законы, якобы управляющие вселенной. Эти «законы» безразличны к добру или злу, ибо по мнению неоязычников ни добра, ни зла как таковых не существует. Так считают новые язычники. При чем здесь разговоры о традиционализме», о «восстановлении древней исконной веры славян, Родной Веры»? Родная вера новых язычников – это сатанизм. Потому, что даже многие православные христиане таковы только по наружности. ЯД пишет, что новый сатанизм будет «далеко не тем чисто-философским сатанизмом, который мы знаем сегодня». Раскрещивание – это когда люди сознательно отказываются от своего христианского Крещения.

II. Где искать «русских богов»?

Сами язычники отказались от язычества. 5. Если славянское язычество — религия сильных, то почему оно проиграло христианству, религии слабых? Вывод однозначный — раз сам Иисус Христос сказал, что язычникам севера христианство нести не нужно, то значит славянам эта религия и не нужна. Ведь сам Христос же сказал… Эта цитата прямо противоречит второму популярнейшему утверждению неоязычников, что «мы не рабы божии, мы дети богов». Видите? До Крещения Руси еще ого-го сколько, а славян уже называют православными, а значит православие — название исконной, дохристианской веры славян! Он защищал Русь от поганых (язычников), молился на иконы (в былине «На заставе богатырской»), что также не вяжется с образом борца с христианством. На самом деле Иван Сергеевич писал об одном конкретном селе, где распространилась секта про очередное пришествие «антихриста» и сами себя нередко сектанты называли «совершенными христианами».

Древнегреческий историк Геродот писал, что они пришли на земли Среднего Поднепровья за тысячу лет до Дария, то есть за полторы тысячи лет до Рождества Христова. И их боги – это именно боги сколотов, венедов, антов и так далее. Но это ни в коей мере не русские боги. Да и о богах этих сохранилось крайне мало сведений. Тогда, еще до своего обращения ко Христу, он пытался привести всех языческих богов разных славянских племен к одному знаменателю. Любителям язычества нельзя выбрать ни русских, ни славянских богов «вообще». Древняя земля Вятичей дольше всех сопротивлялась христианству (до XII века), и она же стала первой землей, начавшей путь к освобождению от христианского чужебесия. Этот народ, придя на новые земли, уже был христианским. А были ли человеческие жертвоприношения в культах славянских племен? Был варяг один, христианин… и был у него сын… на которого пал жребий зависти диавола». Аркона – это город балтийских славян. В Арконе кроме Свентовита почитался и языческий бог Радегаст.

Смотреть что такое «Язычество в России» в других словарях:

Все остальные т.н. «русские язычники» или «неоязычники» — не более чем шарлатаны или просто откровенные сектанты, надёргавшие для своих «религий» знаний и богов с бору по сосенке. ТО,что они праздновали пасху, ничего не значит. Там нет ничего схожего с православием. Вот как раз то, что они для вида праздновали Пасху, поклоняясь при этом свои богам, и называется «внешним православием». Они считают, что поддерживают настоящие традиции Руси, на самом же деле придумают кому что нравится. Потому что все официальные церкви за непротивление злу насилием.

ЯЗЫЧЕСТВО - термин, обозначающий предшествующие теизму формы религий многобожия. Считается, что он происходит от слав. «языцы» нехристианские «народы», враждебные православию. ЯЗЫЧЕСТВО - (от церковно славян ского языцы народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле политеистических.

Однако, всякое действие язычника должно также опираться и на его личный духовный опыт, при этом не вступая в дисбаланс с Мировой Гармонией. Стоит отметить, что язычество в России сегодня является не каким-то культом, а уникальной и всеохватывающей философией, которая продолжает оставаться при этом национальным явлением. Особенно ярко выражено это различие при сравнении программных принципов, которые исповедуют язычники в крупных городах, а также язычники сельских языческих объединений.

Ярые зоозащитники, все они ставят животных выше человека и не допускают их умерщвления лишь потому, что, по их мнению, это «неправильно». Это ни что иное, как скотопоклонство.

После снятия запрета на религиозность люди получили возможность веровать во что угодно или не веровать вообще. Кто-то открыл для себя Православие, кто-то — иные религиозные конфессии и культы, однако многие решили заняться поиском дохристианских верований. Если Родноверие — это субкультура, построенная на языческих воззрениях, то помимо него существует еще огромное количество язычников, которые не относятся к родноверам. Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству.

Православие не нужно и не возможно придумывать. Даже нецерковные люди представляют, что именно христианство оценивает как грех. И в ответ говорят (устами некоей певички) – «Мне так тяжело! И тут ничего лучше «древних русов» не придумаешь. Это и наше Евангелие тоже!». Да, было и двоеверие.

Некоторые родноверы называют себя «православными». По их мнению, из «Влес-Книговойтриады: Яво, Право, Наво» и словосочетания «Правь славить» возникло понятие «православие».

Говорят, можно вернуться в дохристианские времена, потому что там тоже Россия. Но неужели православное христианство – это действительно религия рабства, религия непротивления злу силой? Такой взгляд на христианство является совершенно ошибочным. Христианство лучше язычества не потому, что создало такую Империю, и не потому, что мы к нему за тысячу лет привыкли. Только христианство объясняет смысл жизни человека и смысл истории.

Оказывается, у язычников-германцев, как и у язычников-славян, источник власти один и тот же. Это – царство смерти. Все остальное – мертво и чуждо. Остальное – мир чужой, как я уже писал выше – мир мертвых. А если язычество утверждается в настоящем, то все христианское наследие должно быть уничтожено. Иначе триумф язычества невозможен, ибо оно и христианство – противоположности. Но не думайте, что христианство – это только храмы, духовенство, культура, вообще – всяческое «наследие».

В этом новом обществе православному христианству не будет места. Не будет потому, что реальность, которую они строят, не имеет ничего общего с исторической Россией. И вообще, по словам того же господина Бжезинского, мы – «черная дыра». Отсюда – неизбежность цивилизационных конфликтов. Может быть, кто-то из нас считает, что государства на рубеже XXI века руководствуются нормами международного права и свято соблюдают права всех, даже самых малых народов? Вся русская история свидетельствует, что эта вера – православное христианство.

Они очень любят называть себя патриотами и клеймить врагов «Светлой Руси», под которыми в первую очередь подразумевают христиан. Издревле русские люди воспринимали свое Отечество и свою государственность как богоданный сосуд, который призван сохранить православную веру до Второго пришествия Христова. На Западе христианство сначала было искажено в католицизме и протестантизме. А что же у новых язычников?

Что такое современное язычество

Я без достаточных на то оснований отождествляют только с политеизмом. Из осознания родства человека с вечно возрождающейся обожествленной природой развился оптимистический жизнеутверждающий тип пантеистического мироощущения.

Что это такое? И как это происходит сегодня в Беларуси? Для большинства читателей это наверно будет неожиданностью, но язычники существуют и сегодня. У одного из них мы взяли интервью. Его зовут Максим, языческое имя – Веземар, живёт в Минске.

Здравствуй, Максим.

Доброго здравия.

Язычество – это вера, религия или что-то ещё?

Язычество для меня – это живая сила природы, связь с родовым древом, предками, силами земли. Это наследие крови и духа, славянская душа и древний родовой образ, который связывает душу с сотнями поколений предков и пращуров.

Как давно пришёл к этому и что на тебя повлияло?

Первые переживания, связанные с язычеством, можно сказать, были в детстве. Еще ребенком ощущал связь и влечение к лесу, его магии и красоте. Наша деревня и родовая земля находилась в Гомельском Полесье. Это край просто волшебной красоты. Чувствуя, что лес живой, я ребенком разговаривал с ним, приносил дары, угощал лесных духов. Сейчас понимаю, что это и было ощущение подлинного языческого мира, мира природных сил пронизанных духом волшебства и неких древних чар. Это потом, спустя много лет, познакомившись с разными направлениями современного славянства, проводя обряды и праздники, изучая источники и саму народную традицию, я понял, что подлинный дух языческого огня, скрыт именно в природе, в ее живой силе и могуществе.

Немного позже, уже в школе на уроках истории было очень интересно слышать про то, во что верили наши предки. Информации было мало, поэтому приходилось самостоятельно искать, изучать. Душа отзывалась на языческие образы, имена богов, древние символы… Все это и повлияло на мой путь и духовное становление, в рамках родовой традиции и образа жизни.

Как отнеслись к твоему увлечению родственники, друзья и как относятся сейчас?

Родственники, в принципе, всегда спокойно и нормально относились к моему пути. Никто не создавал преград. Сегодня некоторые из них более осмысленно относятся к понятию славянства и нашей древней веры. А друзья всегда были из моего круга и, разумеется, разделяли взгляды на веру и мировоззрение.

Обряды каждый год проводишь? Чем занимаешься в свободное время?

Обряды я провожу каждый год. Один или в круге единомышленников – славянское объединение «Наследие». В своей обрядовой практике, мы стараемся придерживаться народного и природного календаря и традиции. Календарь основных славянских праздников можно посмотреть на моем сайте, в разделе календарь. Народный календарь основан на сохранившихся у славян праздниках, с так называемого периода «двоеверия».

Природный календарь основан на природных датах и циклах.

Практически все мое время уходит на «Наследие» и ряд проектов, которые оно представляет. Они занимают очень много времени и силы, практически не оставляя возможности заниматься чем-то другим.

Перунов день

Громницы

Весеннее равноденствие

На своём сайте ты выкладываешь фото, видео, свои мысли, отвечаешь на вопросы. Ты представляешь какую-то организацию или действуешь самостоятельно?

Сайт Vezemar.org является личным авторским сайтом. По роду деятельности, являюсь руководителем объединения «Наследие», которое занимается изучением и возрождение нашей древней веры. «Наследие» проводит обряды и праздники, тематические встречи и мероприятия, занимается исследованием и изучением славянской традиции и культуры, популяризацией славянских ценностей и широкой просветительской работой. Я работаю как в составе объединения, так и самостоятельно.

Встреча по теме Осеннее равноденствие

Верить и знать для тебя разные вещи?

Вера для меня – это ощущение божественного в душе. Знание – это понимание, как устроено и что из себя представляет это божественное. Я отношусь к тем людям, которые стремятся знать и понимать все, что происходит во время обряда, как действуют те или иные силы. Для меня недостаточно просто прийти на праздник и сотворить некие ритуально-обрядовые действия. Необходимо четко понимать, видеть, ощущать токи силы, присутствие духов места, понимать, как происходит тот или иной процесс, из чего он следует и к чему приведет. Я стремлюсь к полному пониманию и осознанию всего, что происходит во время праздника или обряда и сопутствующих ему элементов.

При проведении обрядов ты используешь разные предметы, откуда они?

При проведении обряда я использую обрядовую утварь и предметы, помогающие проводить обряд или иное радение. Какие-то из них я приобрел у мастеров – бубен, братина, музыкальные инструменты. Некоторые сотворил сам – образы предков (чуры), символику, стяги..

Что можешь посоветовать людям, которые только начали изучать язычество?

Сегодня можно наблюдать, как растет интерес к родовой традиции у людей. Эта тенденция возникла не просто так. Возвращение к своим корням, это возвращение в родовое лоно, где находится сила и мудрость нашего народа. До нас она дошла в народных праздниках и обрядах – Коляда, Купало, Багач, Комоедицы.. В сказках известных с детства, в народной вышивке, оберегах, мифологии, фольклоре, праздничных песнях, заговорах..

Для тех, кому все это интересно и кто хочет узнать больше, я приглашаю на наши встречи и мероприятия, наши сайты и информационные ресурсы, обряды и праздники!

Язычество и его формы в современном мире – интересный вопрос, исследуемый многими религиоведами и теологами по всему свету. Как так вышло, что язычество не отошло в историю, а продолжает существовать? Видимо, всему виной его закоренелая мифологическая традиция, от которой невозможно избавиться, так как генетическая и историческая память народа довольно сильны.

Любая языческая религия базируется на основной категории – категории рода, благодаря чему также продолжает существовать. В каждой семье и в каждом роде традиции и религия передаются по наследству, поэтому продолжают существовать испокон веков и по сей день. Любые действие, мысли и желания человека должны расцениваться исключительно в контексте его родства с семьей и всеми людьми-братьями на земле, а также в контексте его взаимоотношений с окружающей его природой и ее одухотворенными частями.

Традиционно большинство языческих религий ограничиваются одной нацией или одним народом, который мыслится в качестве надродовой структуры, имеющей главенствующее значение. Большинство ученых и исследователей предполагают, что со временем и процессами глобализации в мире нивелируются такие понятия, как нация или этнос. Вследствие этого произойдет вымирание этнических религий в рамках язычества. Но пока этого не произошло, несмотря на все перемены в общественной жизни большинства языческих народов.

По мнению меньшинства, предположительно процессы глобализации наоборот – подстегивают языческие религии к развитию в современном мире. Некоторые язычники стараются оставаться староверами и отчаянно противостоят глобализации, некоторые же наоборот – изо всех сил помогают этому процессу и стремятся принять в нем участие. Так или иначе, и те, и другие помогают сохранить язычество, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь основой для любой языческой религии является ее традиция, то есть, тот набор установок и моделей поведения, которые помогают человеку адаптироваться и гармонично существовать в этом мире. Но традиция не является тождественной культуре народа, так как она не такая явная и предпочитает быть скрытой от любопытных глаз. Таким образом, язычники считают свою традицию расположенной над всем, а это значит, что к ней можно относиться как в реставрационном духе, так и в духе инноваций и нововведений.

В подтверждение предыдущим мыслям достаточно привести в пример современную Японию или страны Западной Европы, которые довольно либерально относятся к своей религии и даже наличию нескольких религий – монотеистических и языческих. Что же касается Восточной Европы и нашей страны в частности, то здесь пока что преобладают националистические консервативные тенденции, не позволяющие религии языческой выделиться из общего православного пласта и стать более податливой к переменам. Поэтому на данной территории продолжает существовать православная монотеистическая религия с отчетливыми элементами язычества и поклонения силам природы. Чего только стоят ежегодные празднования Масленицы или Ивана Купала. Язычеству на Руси требовалось время, оно ему требуется и сейчас.

МОСКВА, 25 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. "Вера наших великих предков — правая!" — говорят современные язычники. Сколько их в России — трудно сказать, ведь родноверы, как они себя сами называют, проводят свои ритуалы вдали от людских глаз. Корреспонденту РИА Новости удалось побывать на одном из таких обрядов и выяснить, почему некоторые россияне поклоняются идолам.

"Гой еси!"

В будние дни Вадим Казаков — главный инженер одной из крупных компаний. А во время языческих праздников — жрец Союза славянских общин славянской родной веры.

Вадим ведет единоверцев к месту проведения обряда, который называется "славлением богов и духов природы". В центре небольшой поляны на окраине леса аккуратно уложены бревна. Сейчас у родноверов Масленица, или, как они ее называют, Комоедица. В дохристианский период зиму провожали в день весеннего равноденствия — подносили богам блины, а первый блин, как известно, комом.

Современные язычники, преимущественно живущие в крупных городах, отмечают Комоедицу в ближайшие после весеннего равноденствия выходные. "Кого только нет в наших рядах — топ-менеджеры известных фирм, спецназовцы, фээсбэшники. Правда, не все они любят афишировать свое вероисповедание", — говорит Казаков.

Славление проходит в полной тишине, даже фотографировать нельзя. А еще нельзя покидать пределы капища и ходить вокруг него против движения солнца. Члены общины за этим бдительно следят, чуть что не так — строгое замечание. Молчание нарушают лишь возгласы жрецов и верующих. Над поляной разносятся троекратные "Чур!" и "Гой!". Каждое обрядовое действие заканчивается дружным возгласом.

— Слава богам! — заводит жрец толпу.

— Слава! — отвечают ему собравшиеся, вскидывая правые руки вперед и вверх.

Затем выкрикивают еще два славления — предкам и победе. Могут еще славить род, русский народ и славян. Причем под последним понимается нечто большее, чем просто этнос. "Если человек пьет и курит, то какой он тогда славянин! Он не имеет права так именоваться", — рассуждает Ладомир.

Язычником он стал пять лет назад. До этого религией особо не интересовался, "разве что читал Библию, но там ничего для себя не нашел". С родноверием его познакомил друг. "Он мне много рассказывал про это, а потом посоветовал залезть в интернет и все прочитать самому", — вспоминает он.

Истины из интернета

Современные родноверческие организации религиоведы называют неоязыческими: они были созданы в основном в 90-е годы и не имеют исторической связи с верованиями дохристианской Руси. Но именно их воссоздание отличает родноверов от других направлений неоязычества.

"К родноверию я пришел еще в детстве. Читал про Перуна, Сварога, мне это все понравилось. А в 1993 году появилась наша община. Тогда она состояла всего из трех человек. Мы вообще думали в тот момент, что являемся единственными в России, — мол, конец XX века, какие язычники! А оказалось, нас таких десятки, если не сотни тысяч", — уверяет жрец Вадим Казаков.

Увлечение россиян язычеством привело к созданию в 1998 году Союза славянских общин славянской родной веры, первой в стране организации такого толка. Правда, Казаков жалуется, что многие считают их сектантами.

"В той же Церкви нас не все любят. Наверное, все дело в конкуренции. А ведь Русская церковь немало переняла из язычества", — уверен он.

Современные язычники в разговорах постоянно апеллируют либо к "родным традициям", либо к информации в интернете. Вадим Казаков, например, убеждая меня в том, что родноверов с каждым годом становится все больше, ссылается на число подписчиков на языческие группы в соцсетях. Правда, тут же оговаривается, что "конечно, там могут состоять и просто интересующиеся".

Игра в религию

Москвичка Арина Пономарева — одна из старейшин общины "Остров вятичей". Здесь, как во многих родноверческих организациях, постоянно подчеркивают свою уникальность и "правильность" совершаемых ритуалов.

"Много обрядовых действ родилось из практики", — рассказывает Пономарева. Они тоже проводят свои обряды в лесах — в основном в Московской и Владимирской областях. Капище должно быть устроено по особым правилами, поэтому место под него выбирают очень тщательно.

© Фото: из личного архива Арины Пономаревой

© Фото: из личного архива Арины Пономаревой

"У нас есть поляны, где установлены изваяния — священные кумиры. Рядом есть площадка для игр и общения. На летних выездах — обязательно река, если это Купала, день Перуна или Русалии. Обряд в честь Перуна или Сварога правильно проводить на возвышенном месте, кумир Велеса, наоборот, установлен в низине у ручья. А Макошь или Ладу принято чествовать в светлой березовой роще", — объясняет родноверка.

Лично для нее родноверие — скорее традиция, а не религия в полном смысле этого слова. Ей до сих пор трудно объяснить, почему она подалась в язычество.

"Лет десять тому назад на Урале и в Подмосковье группы энтузиастов проводили обряды, зажигали костры, произносили торжественные славы. Это было очень красиво и значимо. Стала помогать, больше узнавать, читать, практиковать и со временем смогла стать в центре круга родноверов как организатор праздников и обрядов", — делится она.

Скандальная тризна

Впрочем, не все у язычников гладко. То один подаст на другого в суд "за оскорбление религиозных чувств", то кто-то совершит какую-нибудь шокирующую выходку. В начале марта в соцсетях активно стали обсуждать поступок язычника Родостава Добровольского, который похоронил своего единоверца, как он выразился, по древнерусскому обычаю: сжег тело на костре. У многих возник резонный вопрос: а законно ли это?

Одни юристы посчитали, что это нарушение федерального закона "О погребении и похоронном деле", по которому сожжение тела можно проводить только в крематории. Другие отмечают , что такой вид похорон вообще "не укладывается ни в какие рамки законодательства".

Добровольский же утверждает, что умерший сам завещал сжечь его тело. И теперь Родостав призывает всех единоверцев составлять такие завещания, чтобы у общины потом не было проблем.

Сколько их?

В России множество родноверческих организаций, поэтому посчитать число их последователей на самом деле нереально. К тому же среди язычников немало разногласий по поводу того, как кого называть, отмечает религиовед Алексей Гайдуков.

"Родноверие как раз относится к этническим формам неоязычества. Еще есть современные колдовские традиции — викка например. Есть системы, связанные с неодруидизмом, неокельтикой, неоскандинавской традицией", — отмечает специалист.

"Можно выделить национал-патриотов, природно-экологическое направление и реконструкторов с ролевиками, которые чаще всего являются увлеченными историками. Сейчас националисты если себе позволяют что-то говорить, то их свобода ограничивается по закону", — добавляет он.

Некоторые неоязыческие организации фигурируют в списке запрещенных на территории России. Под запрет время от времени попадают и книги по этой тематике.

Возможно, из-за этого почти каждый язычник в разговоре обязательно упомянет, что даже в их среде есть сектанты, которые "имитируют веру предков". А кто из них действительно следует существовавшим до Крещения Руси обычаям, на самом деле не знает никто.

14.01.2015

Согласно опросу, который провел Институт социологии РАН, к услугам колдунов регулярно обращаются 67% россиянок и 4% россиян. 6% процентов жителей для достижения поставленных целей периодически практикуют оккультные обряды. Иными словами, почти две трети наших женщин пользуются услугами «мира тьмы», а 6 процентов наших сограждан сами являются колдунами (цифра немалая, 6% от 146 миллионного населения, это почти 9 миллионов!). Конечно, нужно понимать, что уровень «продвинутости» этих колдунов может быть минимальным, но в духовном мире даже направленность действий чрезвычайно важна. Далее еще интереснее. По сообщению главного кардиолога Москвы Юрия Бузиашвили: "Около 17 миллиардов долларов вывозятся из нашей страны на лечение за границу, и более 30 миллиардов долларов тратится на экстрасенсов, колдунов и так далее " . Ну конечно, нужно не очень придирчиво относится к этим цифрам, но осознавать, сколько на эти деньги можно было бы создать благ для нуждающихся людей, мы обязаны.

В наше время люди, вообще не задумывающиеся о Боге, в случае, если есть какая-либо потребность (чаще всего связанная с неприятностями), бегут в храм, там ставят самые толстые свечи и пытаются убедить священника в том, что их семейные проблемы спровоцированы «сглазом» и «порчей». Для некоторых простой акт возжигания свечей в храме является чуть ли не центром в их религиозной жизни. И пусть кто-нибудь попробует переставить или затушить эти свечи! По пути домой они могут забежать и еще к какому-нибудь народному целителю, который «почистит карму». Не лучше обстоят дела и со святой водой. Нередко в дни, когда в храмах служатся молебны с водосвятием, священника просят, чтобы он "побольше побрызгал" освящаемых. Я и сам, признаться, люблю покропить от души, но верить в то, что «чем больше, тем лучше» в данном случае неуместно.

Рассмотрим же некоторые виды проявлений язычества в наши дни.

1. Астрология - типично языческое явление. Древний человек после грехопадения, не имея возможности найти своим взором Божественного Творца, начал предавать особую силу бездушным и неразумным тварям - небесным светилам. Во всех языческих религиях поклонение луне, солнцу и звездам - неотъемлемый атрибут. Человек начал считать, что его жизнь зависит не от Господа, не от праведной жизни, не от исполнения Божьих заповедей, а от движения звезд на небосклоне. При этом не надо бороться со своими грехами, ведь для астролога это и не грехи вовсе, а только отличительные черты человека, родившегося под воздействием какого-нибудь светила.

2. Гадание - попытка заглянуть в будущее. Отверженный от Бога человек после грехопадения стал страшится всего, а самое страшное - это неведомое. Самое главное неведомое - это будущее человека. Законами физического мира будущее не познается. Перестав доверять Богу, отдалившись от Него, чело-век стал очень уязвим. Так на заре человечества в бесполезных и бессмысленных попытках узнать неведомое будущее и появилось гадание. Христианин должен уяснить для себя навсегда - будущее ведомо только Богу. Ни люди, ни темные силы, тайны будущего не знают. Вспомним, как пророк Даниил ответил царю: "тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны" (Библия, Книга пророка Даниила, 2:27) . Чтобы Господь открыл будущее, нужна истинно христианская жизнь. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему усмотрению и для нашей пользы.

З. Вера в сны . В языческих культурах сны это не особое время, а особый мир, в котором человек завязывает отношения с духами (вполне понятно какими). Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он в обычной жизни находится во власти страстей, беспокойства и суеты. В таком состоянии иногда на человека может воздействовать темная сила. То же происходит и во сне. Здесь этой силе еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена, сознание спит, вместо обычного сознания бодрствует подсознание. Поэтому святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая откровениями о будущем.

Говоря о мистической стороне сновидений, скажем, что в большинстве своем сны - это продукты нашего подсознания, в них чаще всего нет ничего потустороннего. «Вещие» сны - это не что иное, как совпадение с последующим событием. Как замечает профессор Л. Л. Васильев: «по теории вероятности так и должно быть: много снов, много событий, кое-что непременно должно и совпасть» .

4. Некрофобия - боязнь покойников и того, что с ними связано. Множество суеверий и предрассудков связано с похоронами. Этот первобытный мистический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. В языческих обществах свой покойник «помогал», чужой «нападал». При этом надо было почитать своего покойника. Покойник у язычников должен и в том мире жить не хуже, чем здесь. Вообще языческое отношение к смерти - это особый мир. К сожалению, мы христиане никак не можем избавиться от многих наследий этого «мира». Вот некоторые из суеверий, пришедшие к нам из темного прошлого. Завешивают зеркала, чтобы не увидеть в зеркале душу покойного. Оставляют возле портрета покойного рюмку с куском хлеба, кладут еду на могилу покойного (чтобы смог подкрепиться в «том мире»). Все это конечно языческие суеверия, ничего общего не имеющие к христианскому отношению к смерти и представлениям о загробной жизни.

Некоторые суеверия и предрассудки характерны, к сожалению, и для верующих воцерковленных людей.

5. Технофобия - боязнь продуктов технического прогресса. «Приверженцы» этого течения считают, что компьютеры, банкоматы, интернет и т. д. - это от лукавого. Такие люди активно способствуют распространению всяких слухов о близком конце света, занимаются борьбой со штрих-кодами, ИНН и тому подобным.

6. Ксенофобия - боязнь чужого, иностранного. Ксенофобия, как правило, сочетается с национализмом и невежеством. Незнание церковной истории, полноты христианской традиции, недостаток развития общего кругозора, остаток советского сознания «осажденной крепости» породило очень популярную церковную ксенофобию. Представители этого неоязыческого течения всегда «заточены» под политику. Они главные антиэкуменисты, главные антиамериканисты, везде видят происки евреев, масонов и ЦРУ. Несомненно, у нашей страны, как и у любой великой державы, немало внутренних и внешних врагов. Но перекладывать библейские сюжеты на политическую злободневку, трактовать древние пророчества как образы сегодняшней геополитической борьбы, абсолютно не зная истинных Божественных промыслов, просто безумие. Представители этого течения любят во всем хвалить «свое» (хотя в некоторых случаях откровенно нечем хвалится) и безудержно ругать все иностранное, зачастую не отделяя зерна от плевел и вместо здорового разумного патриотизма, получается какой-то лубок. Типично языческий образ. В язычестве свои боги (родовые божества), опора на своих предков (души своих умерших предков помогают, души чужих предков «упыри» и «навии» - нападают) и т. д. В христианстве нет бога русских, бога китайцев, бога американцев - есть один Бог-Творец земли и неба, Бог и друзей, и врагов, и всего сущего. Прекрасно сказал об этом апостол Павел: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» . (Библия, Послание к Колоссянам 3:8-11). Очень любят адепты данного направления лозунги типа «только в России спасутся», «только Россия устоит перед антихристом» и прочее в таком же духе. В Писание ни разу не упоминается слово «Россия» или «русский» (что не означает, кстати, отсутствия Божественного промысла о нашей стране), тем более о какой-то особенной роли нашей страны в деле частного или всеобщего спасения. Приводя высказывания каких-то святых на эту тему, забывают о нескольких очень важных вещах. Во-первых, будущее из-вестно только Богу и никому иному, Сам Господь однозначно об этом говорит: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Евангелие от Матфея 24:36). В Древнем Израиле волю Господа о грядущем возвещали пророки, были также пророки и в первые века христианства. Ко времени принятия нашей страной святого Крещения, никаких пророков уже не было, как никогда не было их впоследствии и на Руси. Были святые люди, которые иногда высказывались о судьбах Отечества, но они хоть и, безусловно, имели особый дар предчувствия, все-таки могли и ошибиться. Это не значит, что к предсказаниям святых мы должны относиться без внимания. Конечно, со вниманием, и с очень большим, эти люди своей святой жизнью являли великие чудеса. Но все же нужно понимать, что корме Господа Бога никто достоверно будущее знать не может, ибо сам Господь и есть Творец и будущего, и прошлого, и настоящего. Во-вторых, известно, что святые далеко не всегда что-то сами писали. Иногда их высказывания, «передаваясь из уст в уста», доходят до нас в искаженном виде (иногда имеет место просто фальсификация, иногда неправильная интерпретация, слова, вырванные из контекста, «обрастания» реальных слов и фактов мифами). В третьих, несмотря на тысячелетия святой веры в нашей стране, давайте, положа руку на сердце, честно ответим себе на вопрос - какой процент наших граждан ведут собственно христианский образ жизни (регулярно посещают богослужения, исповедаются, причащаются, читают Святое Писание, занимаются богоугодными делами и т. д.)? И ответив себе, подумаем, достойны ли мы встретить Спасителя в Новое Пришествие?

Конечно, христианин может и должен быть патриотом и добросовестным гражданином. Но лучше для всех нас не рассуждать о том, что там нам готовит день грядущий в глобальном масштабе, а приносить пользу своей стране и своему народу на своем конкретном рабочем месте. Тогда и в масштабе всей страны, глядишь, и жизнь станет лучше. И ни в коем случае не надо хвалиться национальной избранностью, нужно понимать, что немало и у нас хорошего, но и у других народов и стран есть чему поучиться. Опять же Писание нам говорит об этом: «и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Евангелие от Матфея, 3:9).

Христианство несет в себе главный и основной смысл - спасение человека через Господа нашего Иисуса Христа. Оно не может быть национально-политическим клубом, движением за социальную справедливость или еще за что-нибудь. Страны, народы, текущая и вечно изменяющаяся политическая обстановка - все это пройдет и будет, по словам апостола, «новое небо и новая земля» (см. Библия, Книга «Откровение», 21:1), будет что-то принципиально иное. Вечным и неизменным был, есть и будет только Господь.

Суеверий, практик и предрассудков языческого толка существует намного больше, чем описано в данной статье. Христиан должен быть всегда душевно внимателен к своим поступкам, мыслям, действиям. Он должен раз и навсегда сказать «нет» внутреннему язычеству, закравшемуся в мысли и сердце, и доверить свою жизнь исключительно Богу.. Ну конечно, нужно не очень придирчиво относится к этим цифрам, но осознавать, сколько на эти деньги можно было бы создать благ для нуждающихся людей, мы обязаны.

В наше время люди, вообще не задумывающиеся о Боге, в случае, если есть какая-либо потребность (чаще всего связанная с неприятностями), бегут в храм, там ставят самые толстые свечи и пытаются убедить священника в том, что их семейные проблемы спровоцированы

Loading...Loading...