Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский). «кто Матерь Моя? и кто братья Мои

И пришли мать и братья Его, и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Около Него сидел народ. И сказали Ему: «Вот мать Твоя, и братья Твои, и сестры Твои вне дома, спрашивают Тебя».

И отвечал им: «Кто мать Моя и братья Мои?»

И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: «Вот мать Моя и братья Мои,

ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и мать».

На наш сегодняшний текст можно посмотреть с двух сторон. Во-первых, постараться увидеть, что он говорит об Иисусе Христе. Думаю, это главное, поскольку Христос - главное действующее лицо всех Евангелий. Матфей, Марк, Лука и Иоанн прежде всего хотели показать читателям Иисуса Христа. Однако, есть и другая сторона. Нам будет полезно подумать и о том, что этот текст говорит о нас, поскольку он затрагивает крайне важную тему взаимоотношений в семье.

Начнем с того, что это место Писания говорит о Христе. Рассказ о том, как к Нему пришли мать и братья, завершает целый раздел, и Марк не зря поместил это событие именно здесь. Оно словно венчает эту часть евангельского повествования, ставит завершающую точку.

В прошлый раз мы увидели, как люди, соприкоснувшиеся с Иисусом Христом, разделились на два лагеря: поклонников и противников. Одни любили Его всей душой, другие ненавидели до безумия. Одни оставляли все, что имели и шли за Ним, другие тоже оставляли все дела, чтобы подкопаться под Него и обвинить. Одни бросались к Нему, чтобы коснуться Его, другие хватали камни, чтобы побить Его. Одни называли Его Учителем и Господом, другие - сумасшедшим и одержимым. Христос нажил Себе как друзей, так и врагов. Почему так случилось? Почему не все полюбили Его? Конечно, мы знаем ответ. Но если взять не Христа, а обычного человека, то зачастую люди наживают себе врагов по собственной вине. Они к одним выказывают расположение, а от других отворачиваются. Вот и получается, что появляются друзья и враги. Может быть, и Христос благоволил к одним и был холоден к другим, и поэтому так все вышло? На этот вопрос и отвечает Марк.

Человек - существо пристрастное. Нами движут не только доводы разума и принципы справедливости, но и два могучих понятия: «нравится» и «не нравится». Если человек нам нравится, то мы готовы простить ему многие недостатки, оправдать провинности и снизойти к слабостям. Но если не нравится, тогда мы становимся строгими и принципиальными. Мы замечаем проступки, обращаем внимание на несовершенства и при любой оплошности готовы сказать сами себе: «Ну вот, поэтому он мне и не нравится».

Хотя, конечно же, дело не в этом. Решение, будет нам человек нравиться или нет, мы принимаем заранее и, прежде всего, на основании внешнего вида. Есть лица располагающие, и есть отталкивающие. Если лицо располагает, то человек «нравится». И наоборот. Кстати говоря, в кинематографии у каждого актера есть характеристика, на какие роли он больше всего подходит. Скажем, Вячеслав Тихонов мог играть только положительные роли, у него было красивое, благородное и умное лицо. А другой известный актер Владимир Басов часто играл отрицательных героев, поскольку внешность у него была бандитская. Или еще один, Лев Перфилов. Вот некоторые его роли: буржуинский офицер («Сказка о Мальчише-Кибальчише), бандит Лохматый, немецкий офицер, кулак («Как закалялась сталь»), вор Моченый, бандит с гармошкой, доносчик Калимер, гестаповец-доктор Гаук, гангстер Люг, аферист с замочной скважиной, белобандит Ирод и еще ряд отрицательных персонажей. А все потому, что внешность была сомнительной, глаза навыкате, голос крикливый, и он просто не располагал к себе.

Есть и другие факторы: манеры человека или даже какой-нибудь один его поступок могут сформировать наше к нему отношение на многие годы. Кроме того, нам нравятся люди, похожие на нас. Мы обычно ищем себе таких, как сами. Пьяницы идут в компанию других алкашей, автолюбители тянутся к другим счастливым обладателям чуда на четырех колесах, и только рыбак рыбака обходит издалека, но это только во время рыбалки, а так они тоже не прочь прихвастнуть друг перед другом своим уловом.

Есть ли беспристрастные люди на земле? Думаю, нет. Мы все пристрастны, у всех нас есть предпочтения. Мы можем на некоторое время заставить себя относиться ко всем одинаково, но стоит расслабиться - и у нас опять появляются любимчики и те, на кого мы смотрим с неприязнью.

Конечно, люди чувствуют отношение к себе. Словно исходят от нас некие невидимые волны симпатии и антипатии. Те, кто нам нравится, как правило, отвечают взаимностью. А те, кто чувствует неприязнь, соответственно отвечают холодностью и даже враждебностью.

Люди, соприкасавшиеся со Христом, не могли оставаться равнодушными. Они либо становились Его учениками и последователями, либо исполнялись злобы и ненависти. И вот, возникает вопрос: может быть, было в Нем что-то, располагавшее одних и отталкивающее других. Почему мытари и блудницы льнули к Нему, а книжники и фарисеи уходили от Него? Может быть, Он выказывал предпочтение одним и был холоден к другим? Может быть, Ему, как и нам, одни нравились, а другие нет? Может быть, Он Своим поведением спровоцировал религиозную элиту к нападкам, настроил их против Себя? Может быть, они не нравились Ему, и поэтому Он не понравился им?

Конечно же, мы знаем, что Христос был совершенно беспристрастен. Он ко всем относился одинаково и не имел предпочтений. И вот, чтобы показать Его беспристрастность, Марк и приводит в качестве примера одно небольшое событие из Его жизни. Спаситель находился в доме, вокруг Него сидели люди, и в это время к дому подошли Его мать Мария, а также братья и сестры.

Мы не знаем зачем они пришли и о чем хотели поговорить. Иоанн сообщает, что братья Господа не верили в Него, поэтому, разумно будет предположить, что они пришли не затем, чтобы поучиться у Христа. Возможно, они захотели как-то «повлиять» на Него. Мария, несомненно, помнила все, что происходило при рождении Спасителя. Однако это было тридцать лет назад и, возможно, братья каким-то образом убедили ее пойти с ними. Весь контекст этого отрывка имеет печальную окраску. Родственники сочли Христа сумасшедшим, иерусалимские книжники назвали Его одержимым. Тут же появляются мать и братья. Наиболее вероятно, что они не собирались Его хвалить и одобрять Его образ жизни. Возможно, они хотели уговорить Его вернуться в Назарет. Возможно, хотели убедить не спорить с книжниками и фарисеями. Хотя также возможно, что у них возникли обычные бытовые вопросы. Иосиф, судя по всему, умер. Иисус, как старший сын, был главой семейства. А тут вдруг взял и ушел из дома. Так что, не исключено, что их волновали хозяйственные темы. Едва ли нам стоит об этом много рассуждать.

Главное они были семьей Иисуса. Семья на Востоке даже в наши дни значит намного больше, чем у нас. Мы, люди западного типа, индивидуалисты. Многие после того, как вырастут, уезжают из семьи и почти не сохраняют связей с родственниками. На Востоке семья - это все. Внутрисемейное единение, почитание старших, соблюдение семейных традиций - это наивысшие ценности. В исламских странах когда человек обращается к Иисусу Христу, семья может отречься от него. Для нас это не особо страшно. Отреклись так отреклись, как-нибудь и один проживу. Там это ужасно. Человек без семьи - словно лист, оторвавшийся от дерева. Отдельные семьи объединяются в одну большую семью - род. Именно род, а не общество предоставляет человеку экономическую и социальную защиту. Если кто-то из рода разорился, родственники обязаны поддержать и помочь. Если оскорбили или убили одного мужчину из семьи, все остальные мужчины связаны кровной местью.

Во времена Христа семейные связи были самыми крепкими. Из всех людей на земле человек оказывал наибольшее предпочтение своим родным. И чем ближе был родственник, тем большее расположение ему полагалось. Если в гости приходили соседи и родственники, то, разумеется, лучшие места доставались родственникам. Если просили о помощи близкие и посторонние, то, конечно, в первую очередь помогали близким. И если человек вел беседу, а тут приходили родственники, то вполне естественно было прервать разговор, извиниться и пойти пообщаться со своими. Они важнее. И уж тем более, если это собственная мать, братья и сестры. Даже в нашей эгоистичной и индивидуалистской культуре если бы вся семья стояла снаружи и звала нас, а мы бы отказались выйти, нас бы осудили.

И поэтому слова Христа были шокирующими. Человек, который сообщал ему о посещении родных подчеркнул, что пришло все семейство: «Вот матерь Твоя, и братья Твои, и сестры Твои вне дома, спрашивают Тебя». Чего ждали слушатели? Несомненно, что Он выйдет. Если бы к ним пришли родственники, они тоже бы вышли. И они готовы были потерпеть, сколько нужно, пока Он пообщается с ними. Это оправданная пристрастность. Это нормально, если человек предпочитает родственников другим людям. Но Господь потряс всех. Вначале Он спросил: «Кто матерь Моя и братья Мои?» Словно бы совсем их не знал. Словно Ему предложили каких-то родственников, а Он в недоумении говорит: «Это не Мои» И затем, оглядев совершенно чужих Ему людей, Он объявил: «Вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Этими словами Господь фактически отрекся от Своей семьи и Своей родни. А затем тут же определил для Себя новых родственников: новую мать, новых братьев и сестер. Ими стали те, кто исполняет Божью волю.

Как вы думаете, вышел Иисус к ним или остался в доме? Создатели фильма «Иисус», хотя старались в точности следовать евангельскому тексту, в этом месте все-таки внесли дополнение. Иисус в фильме сказал эти слова с мягкой улыбкой, словно ободряя окружающих, а потом встал и вышел к родным. Однако мне представляется, что Он произносил эти слова вовсе не с улыбкой. Более того, осмелюсь предположить, что Мария, Иаков, Иосия, Иуда и Симон так и не дождались Его. Постояли и ушли ни с чем. Возможно, оскорбленные. Возможно, не понявшие такого к себе отношения. Однако Христос поступил именно так. Он всегда вел Себя решительно и уверенно, подавая пример и нам.

Две важные вещи об Иисусе Христе мы видим в этом отрывке. Во-первых, нам открывается потрясающая беспристрастность Спасителя. Ко всем людям Он относился совершенно неицеприятно. Для Него ничего не значило, кто находится перед Ним: фарисей или рыбак, книжник или сборщик налогов, покрытый гноящимися язвами прокаженный или собственная мать. Ни к одному человеку Он не чувствовал неприязни, ни о ком не думал: «Этот Мне нравится, а этот нет». Он был носителем Божьего отношения и небесной мудрости, о которой впоследствии скажет один из Его уверовавших братьев по имени Иаков: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна... беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Этим Иисус стал известен в народе, так что даже Его враги говорили: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божьему учишь» (Мк. 12:14). Конечно, они хотели Его уловить, но своими словами они выразили то, что видел во Христе каждый. Этим Он был славен - Своим равным отношением ко всем. Это великое утешение. Пусть мы хуже других людей, пусть незначительны, грешны и есть много таких, которые добрее, чище и умнее нас, Христос отнесется к нам точно так же, как и к ним. «У Него нет лицеприятия» (Кол. 3:25).

А во-вторых, перед нами предстает и удивительная привязанность Господа к тем, кто следовал за Ним. Неверующие люди для Него были одинаково чужими, будь то иерусалимские книжники или собственные братья. Зато слушающие и исполняющие Слово Божье были для Него роднее всех родных. Если я буду слушать Христа и исполнять Его волю, Он назовет меня не не рабом, не слугой и даже не другом. Он назовет меня братом, и у меня дыхание захватывает от такой перспективы. И если кому-то может быть лучше, так только пожилым сестрам. Если вы, дорогие сестры, следуете Господним путем, то вы матери Иисуса Христа.

Некоторые люди молятся не Богу, а Марии, матери Господа, и объясняют это так: если мы будем просить Христа сами, то кто мы такие для Него? Он нас не послушает. Зато если за нас попросит Богородица, то Он точно ответит, ведь не сможет же Он отказать собственной матери. Думаю, такие люди просто не знают Писания. В нашем тексте Христос поставил людей, исполняющих Божью волю выше Своей матери.

Справедливости ради следует сказать, что Господь заботился о Марии. На кресте Он поручил ее опеке апостола Иоанна. В дальнейшем Мария находилась в Иерусалиме среди апостолов и, несомненно, теперь находится на небесах. Но вошла она туда не из-за родственных связей, а потому что уверовала, как сказала ей Елисавета: «Блаженна уверовавшая». И мы также блаженны, и становимся в один ряд с матерью Господа, Его уверовавшими впоследствии братьями и миллионами других, возлюбивших Божье Слово и исполнивших Его в своей жизни.

А теперь посмотрим, что этот текст говорит о нас, то есть верующих. Мы призваны подражать Христу, отражать Его характер и Его отношение. И в связи с этим осмелюсь сказать несколько важных и, возможно, обличающих слов.

Когда человек обращается к Богу, в его жизни должны произойти кардинальные перемены. По этим переменам мы и судим, было обращение настоящим или нет. Меняется многое: поведение, привычки, характер. И самая главная перемена - меняется отношение ко всему в этой жизни. Например, меняется отношение ко греху. Раньше мы любили грех. Хоть понимали, что это плохо, но втайне наслаждались. Теперь мы ненавидим его, грех стал нам противен. То же и в отношении к миру: раньше мы жили мирской жизнью, нас интересовала мирская мода, философия, увлечения. Теперь мы люди «не от мира сего». Нам стали безразличны мирские страсти и веяния. Как поется в песне: «Мне мир чужим стал, и я для мира». Неверующие люди беспокойны, смятенны и одержимы заботами: «Что нам есть?.. Что пить?.. Во что одеться?..» А мы спокойны, скромно работаем и доверяемся заботе Небесного Отца. Изменилось отношение к деньгам. Раньше это была главная мечта всей жизни: разбогатеть. Мы мечтали о выигрыше в лотерею, удачном браке или хотя бы найти кошелек на дороге. Теперь довольствуемся тем, что есть, и не гоняемся за длинным рублем.

То же должно произойти и в нашем отношении к родственникам. Для многих родственники - это самые важные люди на всем свете. Особенно для женщин. Ведь женщина от природы является домоустроительницей. Для нее самое важное в жизни - дом и семья. Это мечта если не каждой, то почти каждой женщины: устроенное гнездышко, заботливый муж, здоровые дети, у которых все в жизни получилось. Если в семье проблемы, для женщины это худшее несчастье. Если она теряет семью или детей, то с ними теряет и смысл жизни. Материнский инстинкт побуждает ее постоянно думать о семье, жить семьей и для семьи. Хотя, конечно, для многих мужчин семья тоже важна, родственные связи одни из самых сильных в жизни человека. Люди, не имеющие этих связей, например, сироты или старые холостяки, чувствуют себя одинокими, никому не нужными и несчастными.

Так вот, когда человек обращается к Богу, меняется и его отношение к родственникам. В пятидесятые годы в СССР был снят фильм «Чужая родня». Сюжет простой: молодой комсомолец и передовой колхозник Федор женится на девушке и обнаруживает, что ее родители - ярые противники колхозной жизни. Между ними возникают конфликты. В описании говорится: «До женитьбы он и предположить не мог, как душно и тесно будет ему в пронафталиненном мирке этих ограниченных людей». Конечно, фильм был пропитан коммунистической идеологией и далек от настоящей жизни. Но с чем-то удивительно похожим приходится столкнуться и новообращенному христианину, когда он общается со своими неверующими родственниками. Вроде-бы давно знакомые люди, много общего, даже внешне похожи, но вдруг стали такими далекими. Совершенно разные интересы, разные желания, мнения. Вроде бы и родня, но чужая. Вроде и близкие люди, но настолько далекие, что и не рассказать.

Приходилось ли вам испытывать такие чувства? Ту внезапно возникшую отчужденность? Вы прозрели, а они остаются слепыми. Вы узнали истину, а они находятся в заблуждении. На вас обрушилось неописуемое счастье спасения, а они, несчастные, рассуждают о мелочных земных делах и не понимают, что есть совсем другая жизнь. Вы любите Иисуса Христа, а они любят деньги и развлечения. Вы движимы светлыми идеалами, ими руководит греховная плоть.

И вот, возникает разрыв, начинается отчуждение. Ваша святая жизнь досаждает домашним, и они настраиваются против вас, становятся враждебными, начинают требовать, чтобы вы оставили свою веру. Затем устраивают скандалы и сцены, ругаются и угрожают. Христос сказал об этом: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю - не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» (Мф. 10:34-36).

Как правило, постепенно конфликты затухают, но отчуждение остается. Мы понимаем, что у нас с этими людьми очень мало общего, и они перестают быть для нас такими важными, как раньше. Конечно же, мы любим домашних и заботимся о них, однако они перестают быть для нас смыслом жизни. Мы живем в семье, и в то же время, словно не в семье. Мы не вовлекаемся в семейные перипетии, не принимаем активного участия в обсуждениях квартирных, дачных, соседских и других вопросов, становимся отстраненными.

И это правильно, это признак. Думаю, это имел в виду Христос, когда сказал: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и саму жизнь свою, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Речь идет не о настоящей ненависти, а о том отчуждении, которое неизбежно возникает между возрожденной и невозрожденной душами, между чадами Божьими и детьми века сего, между праведностью и грехом, Божьим и человеческим.

И в то же время другие люди, которых мы раньше совсем не знали, никакие не родственники и даже не соседи, становятся удивительно близкими и родными. Ведь не раз такое бывало, что кто-то в церкви рассказывал о своих переживаниях, и нам казалось, что это рассказывают про нас. Или мы сами чем-то делились и видели в глазах слушателей полное понимание: у них тоже был точно такой опыт. Там, где родственники пожимали плечами и крутили пальцами у виска, эти, совсем чужие люди, улыбались, кивали и говорили: «Да, все так и есть». И мы понимали, что эти, некогда далекие люди, стали нам ближе всех близких и роднее всех родных.

Джон Оксенхем писал:

Неразлучимы мы с тобой: не запад, не восток,

Не юг, не север, - Бог живой к общенью нас привлек.

Сердцам искупленным везде блаженство суждено,

В Его служенье и труде сливаются в одно.

Подай же руку, брат, твою, где б в мире ты ни жил,

Коль ты вошел в Христа семью - ты дорог мне и мил.

Восток и запад, север, юг сливаются в хвале:

В Иисусе мы и брат и друг по всей, по всей земле.

Для настоящего, возрожденного христианина церковь становится новой семьей, Христос - новым, всепоглощающим увлечением, Библия - новым жизненным ориентиром, Небесное Царство - главной целью, и Божья воля - главной задачей. Вот вопрос: так ли оно в нашей жизни? Или мы всего лишь прихожане, посещающие церковь, а сердце наше далеко, увлеченное теми же интересами и заботами, что у наших неверующих родственников.

У каждого человека есть места, где он чувствует себя своим, и где чувствует себя чужим. Так сказать, в своей и не в своей тарелке. Христиане - это «свои среди чужих, чужие среди своих». Ответим себе, где мы чувствуем себя своими: в церкви или среди неверующих родственников? Где у нас раскрывается сердце, изливается душа? Это тест, испытание на настоящую веру, подлинное возрождение. Пройдем ли мы его?


Православная церковь поклоняется метери Иисуа Христа Марии. Однако, обратимся к Библии (от. Матфея гл. 12) «47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» То есть Сам Христос не признавал ее Своей матерью только на том основании, что она Его родила. Скажите, пожалуйста, почему же православие считает ее святой, только на этом основании? Или я заблуждаюсь?

Существует родство кровное и духовное. Последнее выше. На это указал Спаситель. Когда «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11: 27 – 28). Между Божией Матерью и Спасителем было не только кровное родстро, но и теснейшее сродство духовное. Когда Пресвятая Дева носила во чреве Богомладенца, Она сложила дивную песнь: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 46 – 49). В приведенном месте Евангелия (Мф.12:47-50, Иисус Христос придал особую значимость духовному родству, потому что в это время фарисеи («род лукавый и прелюбодейный») злословили Спасителя и даже возводили хулу на Святаго Духа (Мф. 12: 24 – 32). Иисус Христос указал и признаки этого духовного родства: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 50). Слова эти в наибольшей степени относятся к Божией Матери, Которая сказала архангелу Гавриилу: «се, Раба Господня» (Лк. 1: 38).

Даже тени сомнения не должно быть при мысли об отношении Иисуса к Своей Матери. О Его нежной любви свидетельствуетПисание. Как чтил и исполнял Ее желания видим из описания чуда в Кане Галилейской. «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин. 2: 3–4). На эти слова Матерь Иисуса уверенно говорит слугам: «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2:5). Обратим внимание: Она заранее знает, что Сын Ее исполнит Ее просьбу и сотворит чудо, хотя до этого Он их еще не совершал («Так положил Иисус начало чудесам»; 2:11). Здесь, несомненно, свидетельство особого духовного родства между Ними. Умирая на Кресте в страшных мучениях Спаситель проявляет любовь к Своей Матери и поручает заботу о Ней любимому ученику.

Деньги
И некто сказал Ему: вот, матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои.
Евангелие от Матфея, XII, 47-49.

Что касается денег, то я, естественно, забочусь только о своих людях и безразличен к чужим . Так делает каждый, разница между людьми только в том, кто для них - свой, а кто - чужой. А кто мне - мой? Отвечаю: мой - тот, кто ищет человеческое, кто Человек, кто еще Человек или на пути к Человеку.

Распоряжаться деньгами мне легко, потому что моих денег - у меня нет.

Налоговая инспекция полагает, что у меня есть мои доходы и моя - частная - собственность, но она, конечно, не права. У меня нет частной собственности. Есть личная - которая обслуживает мои непосредственные нужды, и я не считаю правильным этого лишаться. Я обязан заботиться о своей жизни и своем здоровье и без крайней нужды лично необходимые мне вещи никому отдавать не собираюсь.

Но от частной собственности я отказываюсь. Я отдам любую "свою" вещь тому, кто распорядится ею лучше, чем я, кто с ее помощью сделает больше добрых дел. И я считаю себя вправе присвоить себе любую "чужую" вещь, если в моем пользовании она принесет людям больше пользы.

Однако мне свойственно ошибаться, и в мало-мальски спорных случаях я остаюсь в рамках действующего законодательства.

В отношении денег я вообще жмот и на этом настаиваю. Если вы у меня попросите денег, я, скорее всего, вам откажу, потому что ни свободных, ни вообще своих денег у меня нет. Жизнь дает мне деньги только в пользование, и я не могу их празднично выкинуть на себя или сделать кому-то щедрый подарок - жизнь не давала мне такого права.

Жизнь - та, которая вокруг меня! - бедна, и устраивать кутежи ей не по карману.

Если вы попросите у меня деньги, я не буду интересоваться, в какой вы мне степени родства и отдадите ли вы мне их. Мне будет важно, что вы собираетесь с ними сделать и нет ли у меня других планов, в которых эти деньги дадут большую отдачу.

Я обязательно спрошу деньги за свою работу, если убежден, что за такую работу деньги платить правильно. А за другую свою работу я не возьму с вас денег, даже если вы мне будете предлагать. Если я спрошу себя: "Я бы за такое заплатил?" и отвечу: "Нет, это было - пустое", значит, и вам за это мне платить не надо. А вот это - не пустое, это ваш настоящий труд и мне это нужно, поэтому я за это платить буду. А если вы свой труд цените мало, я укорю вас за это и заплачу вам больше, чтобы вы свой труд и себя - уважали.

Я мало интересуюсь, из какого источника деньги ко мне приходят, и, если мне деньги дают, я беру их всегда без всякого стеснения. Это было бы странно - ведь я беру их не себе.

Я плачу своим людям деньги, но для них у меня нет понятия зарплаты - есть материальная поддержка и есть перспективное вложение. Мой человек хорошо и спокойно работал - я дам ему деньги, чтобы он мог так же спокойно работать дальше. Я вижу, что этот человек может сделать многое, много доброго, - я дам ему деньги, чтобы он это сделал. Ему не надо эти деньги возвращать мне - ему надо только сделать людям то, что он сделать для них может. Если у меня есть деньги и я увижу, что вы эти деньги употребите лучшим образом, я все эти деньги с радостью отдам вам.

Я бизнесмен, и все, что у меня в руках, должно приносить максимальную прибыль. Должно приносить максимальную прибыль мое время, мои руки, мои деньги - потому что это не мое время, не мои руки, не мои деньги. Их хозяйка - Жизнь, она дала мне их в пользование, и она ждет от меня, что я распоряжусь ими наилучшим образом. А я люблю свою хозяйку - Жизнь и буду делать так, как хочет она.

Я люблю тебя, Жизнь!

195. Были ли у Иисуса сестры?
Ответ: Да. (Мар.3:32: И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.)

194. Процитируйте первые слова Нового Завета.
Ответ: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака... (Мф. 1:1-2)

193. Как звали бабушку царя Давида?
Ответ: Руфь.

192. Какие реки упомянул прокаженный Нееман, в которой он мог бы очиститься?
Ответ: Авана и Фарфар (4 Цар.5:11-12)

191. В чем Иона обвинял Бога?
Ответ: В милости (Иона 4:2)

189. Какая птичка заставила камень заплакать?
Ответ: Петух Петра (Петр означает "камень"). (Мф. 26:74-75)

188. Кто не умер и в живых не остался?
Ответ: Жена Лота - она превратилась в соляной столб. (Быт. 19:26)

187. Что является гнилью для костей?
Ответ: Зависть (Пр. 14:30).

186. Назовите двух человек, которые родились, но никогда не умирали, и двух других, которые никогда не рождались, но умерли?
Ответ: Илия и Енох вознеслись, Адам и Ева были сотворены.

185. О чем была первая молитва царя Соломона в храме Божием?
Ответ: Соломон просил, чтобы Господь всегда слышал молитвы и прошения, которые произносятся в храме, и воздавал каждому по делам его. (2 Пар. 14-42)

184. Как звали мать Соломона?
Ответ: Вирсавия (3 Цар. 1:11)

183. Царь Соломон построил храм Господу, после чего построил дом для себя. Что было больше: дом Соломона или храм Божий?
Ответ: Дом Соломона был больше (3 Цар. 6:2, 3 Цар. 7:2)

182.Кого царь Соломон поставил на самые тяжелые работы при строительстве храма (каменотесами и носильщиками)?
Ответ: Пришельцев (2 Пар. 2:17-18)

181. Кому царь Соломон дал имена Иахин и Воаз?
Ответ: Двум столбам перед храмом Божиим. (2 Пар. 3:15-17)

180. Какое из четырех Еванглий не содержит притч?
Ответ: Еванглие от Иоанна

179. Кто был первым хирургом?
Ответ: Бог (Когда извлёк из Адама ребро)

178. Когда пение петуха слышал весь мир?
Ответ: В ковчеге Ноя.

177. Кто ни разу не родился, но два раза умирал?
Ответ: Адам (первый раз - духовно, второй раз - физически).

176. Что сделано на небесах человеческими руками?
Ответ: Раны Иисуса Христа.

175. Что просила мать Иакова и Иоанна у Иисуса?
Ответ: Чтобы ее сыновья сели по обе стороны от Иисуса на небесах. (Мф. 20:20-21)

174. Город во времена судей, в котором однажды во время ежегодного праздника Господнего вениаминитяне выбрали себе жён.
Ответ: Силом (Суд. 21:20-23)

173. На каком животном ехал Соломон к месту, где его должны были провозгласить царем?
Ответ: Соломон ехал на муле. (3-я Царств, 1: 43-44)

172. Какое дикое животное встречается в Библии наиболее часто?
Ответ: Лев. Он упоминается около 130 раз. Как в настоящее время, так и в древности лев был символом силы и царского достоинства.

171. Царь Иудеи, которому свидетельствовал Апостол Павел.
Ответ: Агриппа (Деян. 25:13 - 26:32).

170. Где вспоминается о плаче в первый и где в последний раз в Библии?
Ответ: Быт. 21:16 - Агарь... подняла вопль и плакала, Отк. 21:4 - ... отрет Бог всякую слезу... и плача уже не будет

169. Кто самый старый пророк, о котором мы знаем?
Ответ: Енох (Иуды 1:14)

168. Что делает тот, кто вмешивается в чужую ссору согласно притчам Соломона?
Ответ: хватает пса за уши (Пр. 26: 17)

167. Какой самый длинный и самый короткий псалом в Библии?
Ответ: длинный - 118 (176 стихов), короткий - 116 (2 стиха)

166. Как звали отца Саула?
Ответ: Кис (1 Цар. 9:1)

165. Кого Иисус исцелил не в первый, а во второй раз?
Ответ: Слепого в Вифсаиде (Мр. 8:22-25)

164. Екклесиаст сказал: "Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь..." А кто отвечает за все это?
Ответ: Серебро (Ек. 10:19)

163. Кто был самый бедный и в то же время самый щедрый?
Ответ: бедная вдова (Мр. 12:41-42)

162. Кто перестал быть скупым с первого дня, когда увидел Иисуса?
Ответ: Закхей (Лук. 19:1-10)

161. Как звали человека, которого первым хотели лишить жизни из-за Христа?
Ответ: Лазарь (Иоан. 12:10)

160. Какое самое большое письмо в Библии?
Ответ: Письмо, упоминаемое в Зах 5:2, длиною в 20 локтей и шириною в 10 локтей.

159. В 2 Пет. 3:10 написано: "придет же день Господень, как тать ночью". Что означает слово "тать"?
Ответ: вор

158. Какие два предмета согласно Священному Писанию вредны для глаз?
Ответ: Дым и вино (Пр. 10:26, 23:29-30)

157. Какой пир продолжался почти полгода?
Ответ: пир Артаксеркса (Есф. 1:3-4)

156. Какой город два раза не посетил Апостол Павел, т.к. ему воспрепятствовал сатана?
Ответ: Фессалоники (1 Фес. 2:18)

155. Каким двум совершенно противоположным вещам удивился в разное время Иисус?
Ответ: вере (Мф. 8:10) и неверию (Мр. 6:6)

154. Кто заплатил дань из живого кошелька?
Ответ: Иисус и Петр, взяв статир из рыбы (Мф. 17:24-27)

153. В каком случае Соломон дает предпочтение собаке перед львом?
Ответ: ... и псу живому лучше, нежели мертвому льву (Ек. 9:4)

152. Где в Священном Писании написано, что среди народа Божьего не должно быть бедных?
Ответ: нигде, наоборот "... ибо нищие всегда будут среди земли твоей..." (Вт. 15:11)

151. Какими словами заканчиваются все послания Апостола Павла?
Ответ: "... Благодать со всеми вами, Аминь"

150. Какая церковь помогала Апостолу Павлу в начале его благовествования?
Ответ: церковь в Филиппах (Фил. 4:15)

149. Из какого колена был Апостол Павел?
Ответ: из колена Вениаминова (Фил. 3:5)

148. С чего начинаются все послания Апостола Павла?
Ответ: со слова "Павел". Часто "Павел, волею Божию избранный Апостол..."

147. Какое новое имя Иакова, было данное ему Богом?
Ответ: Израиль

146. Какое имя пророка слева направо и справа налево читается одинаково?
Ответ: имя Нафан

145. Было шесть, двое беседовало, двенадцать размышляло.
Ответ: Иисус беседовал с самарянкой у колодца около шестого часа, ученики размышляли, почему Иисус не голоден

144. Говорил ложь, Бог был с ним, а сказал правду, Бог отступил.
Ответ: Самсон скрывал секрет своей силы (Судей, 16)

143. Кто умер из-за танцев?
Ответ: Иоанн Креститель (Мтф. 14:6-10)

142. Кто в Ветхом Завете умер между небом и землёй?
Ответ: Авессалом - запутался в ветвях дерева (2 Цар 18:9, 14)

141. Какая женщина была вдовой три часа?
Ответ: Cапфира (Деян. 5:7-10)

140. Прокаженных было 10, исцелились все, но к Христу пришел один, кто он был?
Ответ: самарянин (Лук. 17:11-19)

139. Какой человек только благодаря нужде другого вспоминал о своей неблагодарности?
Ответ: главный виночерпий фараона (Быт. 41:8-13)

138. Первое упомянутое в Библии празднование дня рождения?
Ответ: Пир фараона во времена жительства Иосифа в Египте (Быт. 40:20)

137. Кто, не будучи ни на земле, ни на небе, молился Господу и был услышан?
Ответ: Иона (Ион. 2)

136. Кто от большой радости не впустил в дом гостя?
Ответ: Служанка Рода (Деян. 12:13-14)

135. Сколько лет прожила Сарра, жена Авраама?
Ответ: 127 лет (Быт. 23:1)

134. Какое женское имя наиболее часто упоминается в Библии?
Ответ: Сарра, 60 раз

133. Кто помазал на царство первого царя Израиля Саула?
Ответ: Самуил (1 Цар. 10:1)

132. Какая женщина шила красивые рубашки и платья?
Ответ: Тавифа (Деян. 9:36-39)

131. Как звали вавилонского Царя, который завоевал Иудею?
Ответ: Навуходоносор (4 Цар. 25)

130. Как звали жену Исаака, сестру Лавана?
Ответ: Ревекка (Быт. 25:20)

129. Кто просил себе смерти у Бога?
Ответ: Илия (3 Цар. 19:4)

128. Когда шли, искали, нашли, упали, встали, взяли, а потом кричали?
Ответ: Арест Иисуса (Иоанна 18:4-13, 40)

127. Четверо было, двое предстало, трое упало?
Ответ: Преображение Господне (Мф. 17:1-9)

126. Кто был выше земли, но земли не видел?
Ответ: Ной, когда плыл по воде в ковчеге (Быт. 7)

125. Пять с поля. два с моря, один с небес сотворил много чудес.
Ответ: 5 хлебов. 2 рыбки и Иисус (Мф. 14:15-21)

124. С каким событием евреи связывали праздник Пасхи до прихода Иисуса Христа (во времена Ветхого завета)?
Ответ: с выходом евреев из Египта (Исх. 12:1-27)

123. Кого отпустил Пилат вместо Иисуса?
Ответ: разбойника по имени Варавва (Мф. 27:21)

122. За сколько серебряником Иуда предал Иисуса?
Ответ: за 30 (Мф. 26:14-15, 27:3)

121. Кто приготовил пасху (вечерю) для Христа и Его учеников?
Ответ: Петр и Иоанн (Лук. 22:8)

120. Что сделали с 30-ю серебряниками, которые Иуда вернул первосвященникам?
Ответ: на них купили землю горшечника для погребения странников (Мф. 27:4-10)

119. Почему обрадовался Ирод, когда Пилат прислал к нему Иисуса?
Ответ: он надеялся увидеть от Него чудо (Лук. 23:8)

118. Какая птица и кому напомнила о его обещании?
Ответ: петух - Петру (Мф. 26:74-75)

117. С кем вкушал пасху Иисус?
Ответ: с 12-ю учениками (Мф. 26:20)

116. Кого из учеников взял с собой Иисус, чтобы помолиться в Гефсиманском саду?
Ответ: Петра, Иакова и Иоанна (Мр. 14:33)

115. Кто укреплял Иисуса в молитве в Гефсиманском саду перед тем, как Его взяли?
Ответ: Ангел (Лук. 22:43)

114. Кто предостерегал Пилата не делать ничего плохого Иисусу?
Ответ: его жена, она видела сон (Мф. 27:19)

113. Как Пилат показал народу, что он не виновен в крови Иисуса?
Ответ: он умыл руки (Мф. 27:24)

112. Кого заставили нести крест Иисуса?
Ответ: Симона Киринеянина (Мф. 27:32)

111. Сколько времени была тьма во время распятия Иисуса?
Ответ: 3 часа (Мф. 27: 45-46)

110. Какие три события произошли во время смерти Иисуса?
Ответ: завеса в храме разодралась надвое, землетрясение, многие воскресли (после воскресения Иисуса) (Мф. 27:51-52)

109. Кто, взяв тело Иисуса, похоронил его в своей новой гробнице?
Ответ: Иосиф из Аримафеи (Мф. 27:57)

108. Кто отвалил камень от гроба Иисуса?
Ответ: ангел (Мф. 28:2)

107. Где встретился Иисус со Своими учениками после воскресения?
Ответ: в Галилее (Мф. 16-17)

106. Что сказали лжесвидетели против Иисуса, когда Его взяли?
Ответ: они сказали, что Иисус хотел разрушить храм (Мф. 26:61)

105. Что означает слово «Голгофа»?
Ответ: лобное место (Мр. 15:22)

104. Сколько времени Иисус висел на кресте?
Ответ: 6 часов (Мр. 15:25, 34-37)

103.Что не понадобилось женщинам, которые пришли ко гробу Иисуса?
Ответ: ароматы для помазания (Мр. 16:1)

102. Как сатана подействовал на Иуду, чтобы тот предал Иисуса?
Ответ: он вошел в него (Лук. 22:3)

101. Какой спор произошел между учениками на вечере?
Ответ: кто из них больше (Лук. 22:24)

100. Какая надпись и на каком языке была над Иисусом на кресте?
Ответ: «Сей есть царь Иудейский» - на римском, греческом и еврейском языках (Лук. 23:38)

99. С кем спутала Мария Иисуса, когда встретилась с Ним у пустой гробницы?
Ответ: с садовником (Иоанна 20:15)

98. В чем Иоанн опередил Петра, а затем Петр Иоанна?
Ответ: Иоанн пришел ко гробу Иисуса воскресшего первым (Иоанн. 20:4), Петр же опередил Иоанна, встречая Господа у моря Тивериадского (Иоан. 21:7-8)

97. Как звали скупого, который вопреки своему желанию, после своей смерти оставил благотворительное учреждение?
Ответ: Иуда Искариот, оставивший землю для погребения странников (Мф. 27:3-10)

96. На сколько частей разделили одежду Христа при распятии?
Ответ: на четыре (Иоанн. 19:23)

95. Какое повеление дал Иисус Своим ученикам перед вознесением?
Ответ: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча соблюдать все то, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20)

94. Назовите животное, с которым Иоанн Креститель сравнил Иисуса.
Ответ: Агнец (Иоан 1:29)

93. Что взял с собой на родину в память об Израиле сирийский военачальник Нееман?
Ответ: землю (4 Цар. 5:14-17)

92. Какое имя встречается в Библии наиболее часто?
Ответ: Захария. 33 человека названы этим именем, что означает "Господь вспомнил".

91. Какой город был, по словам Иоанна "престолом сатаны"?
Ответ: Пергам (Откр. 2:12-13), там был языческий храм

90. У какого пророка было очень "тяжелое" имя?
Ответ: Амос - отягощенный.

89. Кто царствовал дольше всех в Израиле?
Ответ: Манассия - 55 лет

88. Какое Библейское имя взято из мира птиц?
Ответ: иона - голубь.

87. Назовите самую короткую главу в Библии.
Ответ: псалом 116.

86. Кто в Ветхом Завете погиб от большого ветра?
Ответ: сыновья и дочери Иова (Иов 1:18-19)

85. Какое непохвальное сходство мы находим между Иовом и Иеремией?
Ответ: Они оба прокляли свой день рождения (Иов 3:1, Иер. 20:14)

84. Знаменитый день, в который Бог так слушал человека, как никогда до и после этого дня.
Ответ: День победы израильтян над аморреями, когда Иисус Навин воззвал к Господу (Ис. Нав 10:12-14)

83. Кто является родоначальником филистимлян?
Ответ: Каслухим (Быт 10: 13-14)

82. В послании к Евреям Павел призывает оказывать гостеприимство странникам, потому что они могут оказаться ….
Ответ: Ангелами (Евр 13:2)

81. В каком городе верующие впервые стали называться христианами?
Ответ: Антиохия (Деян 11:26)

80. Кто из высматривающих землю Ханаан принес добрую весть?
Ответ: Иисус Навин и Халев (Чис 14:6-9)

79. О каких двух мужах, не видевших смерти, говорится в Библии?
Ответ: Енох (Быт 5:24) и Илия (4 Цар. 2:11)

78. Кто из пророков назван плачущим?
Ответ: Иеремия (Иер 9:1, 13:17)

77. Кем и о ком сказано: проповедует о чужих божествах?
Ответ: Греческими философами об Апостоле Павле (Деян 17:18)

76. Кто написал 30 главу Книги Притч?
Ответ: Агур (Притчи 30:1)

75. Какие предметы находились в скинии, в ковчеге завета?
Ответ: Золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. (Евр 9:4)

74. Кто спросил: Есть ли что трудное для Господа?
Ответ: Бог (Быт 18:13-14)

73. Что значит имя Тавифа?
Ответ: Серна (Деян 9:36)

72. Кто создал первый оркестр?
Ответ: Царь Давид (2 Цар 6:5)

71. Циц был: городом,
источником,
солдатом,
священнослужителем,
возвышенностью
Ответ: возвышенностью (2 Пар 20:16)

70. Какое имя дал фараон Иосифу?
Ответ: Цафнаф-панеах, что значит "сохраняющий жизнь" (Быт 41:45)

69. Имя мужчины, построившего первый упоминаемый в Библии город, название этого города.
Ответ: Каин, Енох (Быт 4:17)

68. Сколько раз Ветхий завет упоминается в Откровении: 121, 799, 84 или 245?
Ответ: 245

67. Кому Иисус сказал: отойди от меня, сатана?
Ответ: Петру (Мф 16:23)

66. Мариам и Аарон упрекали Моисея за то, что его жена была...
Ответ: Эфиоплянка (Чис 12:1)

65. Назовите первого и последнего судей Израиля.
Ответ: Гофониил, (Суд 3:7-11), Самуил (1 Цар 7:15)

64. Какую птицу выпустил Ной из ковчега первой?
Ответ: Ворона. (Быт 8:6-7)

63. На каком языке была сделана надпись, поставленная на кресте Иисуса?
Ответ: На еврейском, греческом и римском. (Иоан 19:19-20)

62. Как звали первосвященнического раба, которому Петр отсек ухо?
Ответ: Малх (Иоан 18:10)

61. Сколько окон имел ковчег?
Ответ: Одно (Быт 8:6)

60. Как звали первенца Иакова?
Ответ: Рувим (Быт 35:23)

59. Как звали брата Голиафа?
Ответ: Лахмия. (1 Пар 20:5)

58. Какие животные выжгли огнем поля и сады?
Ответ: Лисицы, к хвостам которых Самсон привязал факелы. (Суд 15:4-5)

57. Жители какого города охотнее всего слушали новости?
Ответ: Афины (Деян 17:21)

56. Кто хотел покончить с собой за час до принятия Христа своим Спасителем?
Ответ: Темничный страж (Деян 16:27-33)

55. Какой проповедник огорчился, что после его проповеди все покаялись?
Ответ: Иона (Иона 4:1-3)

54. Какое слово не могли выговорить ефремляне, и поэтому погибло из них сорок две тысячи?
Ответ: Шибболет (Суд 12: 5-6)

53. В послании к Римлянам написано, что Бог одного человека возненавидел. О ком идет речь?
Ответ: Об Исаве (Рим 9:13)

52. Кто носил сорок лет одну и ту же обувь?
Ответ: Народ Израильский в пустыне (Вт 29:5)

51. Кто из Апостолов Христа был убит первым?
Ответ: Иаков (Деян 12:1-2)

50. Как звали человека, который видел летящий свиток?
Ответ: Захария (Зах 5:1)

49. Какой раб сбежал от своего хозяина, а позже сам вернулся назад?
Ответ: Онисим (Филимону 1: 10-12)

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 46 - 50; глава 13, ст. 1 - 3

12:46. Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

12:47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

12:48. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

12:49. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

12:50. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

13:1. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

13:2. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

13:3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять…

(Мф. XII, 46- XIII, 3)

Завершение XII главы Евангелия от Матфея может показаться довольно трудным для понимания. Господь проповедует, и некто говорит, что Его хотят видеть мать и братья, стоящие вне дома. Христос спрашивает: «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» - и, указывая рукой на учеников, говорит: «Вот матерь Моя и братья Мои, ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» . Отношение Христа к Своим родным и близким внешне может показаться непонятным, даже небрежным, но это совершенно не так. Здесь мы должны понять, что Господь, используя эту ситуацию, находит возможность сказать слова, очень полезные для всех нас.

Вспомним эпизод, когда ко Христу пришел человек и сказал, что у него с братом тяжба: они не могут поделить имение. Ответив: «Кто поставил Меня судить и рядить между вами», - Он нашел в этом моменте удобный случай для того, чтобы сказать назидательные слова и проповедь. Есть целый ряд моментов, когда Христос использует такие ситуации и действует Божественная премудрость.

Возможно, в сегодняшней зарисовке мы должны увидеть именно такой момент. То есть здесь нет небрежения Спасителя к Своим братьям и Божией Матери, но есть научающий и назидательный момент для каждого из нас, который мы должны хорошо запомнить: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» .

Рассмотрим этот евангельский эпизод и с другой стороны. Действительно, в жизни Христа присутствует трагедия, состоящая в том, что самые близкие и дорогие Ему люди, никогда не принимали Его. В Евангелие от Иоанна, в VII главе, 5-ом стихе, сказано, что Его братья не веровали в Него. Евангелист Марк в 21-ом стихе III главы рассказывает, что когда Иисус приступил к выполнению Своей общественной миссии, друзья хотели задержать Его, считая, что Он помешался и в Своем безумии рискует жизнью. Причина та же - они не понимают Его, но в большей степени не верят и не хотят верить в Него.

Неслучайно, наверное, Господь произносит слова о том, что враги человеку домашние его. В наших программах мы рассматривали эту фразу. Враг рода человеческого особенным образом действует через самых близких и родных нам людей, которые не хотят видеть вставшего на путь Христов. Мы помним и слова о том, что нет пророка в отечестве своем, которые Господь говорит и о Самом Себе. Твои родные близкие не понимают и не принимают тебя; и когда ты стараешься вести христианский образ жизни, тебе могут сказать, что ты помешался, сошел с ума, и зачем тебе все это надо. Казалось бы, напротив, самые близкие должны поддержать, но оказывается, что это не так. Такой парадокс человеческой жизни, который связан с преодолениями искушений, которые мы должны совершить в своей жизни. Еще раз вспомним, что Господь говорит о том, что пришел в этот мир принести не мир, но меч, и что наступит разделение даже в кровных связях: со свекровью, сыновьями, братьями и сестрами будут распри и даже убийства. И все это происходит по ясным причинам.

Более того, надо сказать, что подлинное родство не всегда кровное. Без сомнения кровные узы всегда остаются той связью, которую ничто не может порвать, но так же верно, что мы можем обрести подлинную дружбу и связь с людьми, связанными с нами общими убеждениями, идеями и целями. Самый яркий пример - это наше стремление к Богу. Вот где мы находим подлинную связь. Вспомним, как апостол Петр спрашивает у Христа: «Господи, мы оставили все: дом, жен, дочерей, сыновей, что же будет нам?». И Господь отвечает, что нет такого человека, который не получил бы в сто крат больше перечисленного, как в этой жизни, так и в будущем веке. Один из толкователей говорит, что мы получаем в сто крат больше братьев и сестер, потому что находимся в Церкви, где каждого именуем братом и сестрой. Если в нашей среде царят настоящие отношения и общение друг с другом, тогда мы подлинно обрели для себя и Христа, и братьев и сестер. Такой пример открывает нам здесь Господь.

Среди нас должна царить подлинная любовь, как говорит Христос: «По тому и узнают, что Вы мои ученики, что имеете любовь между собой». Это должно роднить и связывать всех нас. Если это есть внутри нашей общины, тогда мы подлинные ученики Христовы. Если же этого нет, мы должны о многом задуматься, поразмышлять о том, что мы делаем и каким путем следуем. Похоже, что в настоящее время это острая проблема.

Во всяком случае, из сказанного становится очевидным, что если христианин познаёт, что самые близкие меньше всего сочувствуют и помогают ему и даже как-то осуждают, у каждого из нас всегда остается дружба со Христом и всеми теми, кто любит Господа. Вот к чему мы должны стремиться и чего нам сейчас по-настоящему не хватает - единства и единения во Христе. Не хватает настоящей, подлинной дружбы.

Господь называет нас Своими друзьями: «Тот, кто исполняет волю Отца Небесного, тот мне брат, сестра и матерь». Что означает «исполнить волю Отца Небесного?» Это значит поверить в Того, Кого Он посылает, поверить и довериться Христу и исполнить Его заповеди, а самая главная из них - повторим еще раз и запомним для себя - это заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога и ближнего своего».

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Loading...Loading...