Тропарь кондак и величание крещения господня. Крещение Господне

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь, глас 4

Готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматерию, не крыйта себе, якоже в рай прежде, ибо, наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Тропарь, глас 4 (Предпразднеству, навечерие)

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.

Тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, отсюда и пошло название «задостойник».

Припевы

Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

Ирмос 9-й песни

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, низумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.


В предверии праздника Крещения мы публикуем список крещенских купальных мест в Москве и Подмосковье и рассказываем, как окунуться в прорубь по правилам. Об опасности экстремальных «стихийных» купаний, об особенностях рек, и о том, Иордань какого Подмосковного храма считается образцовой, «Нескучному саду» рассказал главный государственный инспектор Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) по Московской области Алексей Гавреев


Отвечает протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор


Начиналось все бодро. Собрались небольшой компанией, пропели тропарь празднику и отправились на машине в подмосковный Радонеж. Ну как не искупаться на Крещение! Я и благословение взяла. Правда, были среди нас и те, кого купаться не благословили. Они ехали за компанию. Кому из нас больше повезло, не знаю


Время празднования Крещения Господа Иисуса Христа напоминает нам о смысле нашего собственного крещения. Зачем кто-то из нас уже выбрал, а кто-то еще только думает выбрать для себя и своих детей путь христианина?


К празднику Богоявления, или Крещения Господня, приурочен чин великого освящения воды. Богоявленская (или, что то же, крещенская) вода считается величайшей святыней. А о чудесном свойстве «агиасмы» (греч. «освященной [воды]») не портиться в течение весьма длительного времени упоминается в богослужебных книгах с незапамятных времен. Тексты великого водоосвящения для нашей рубрики прокомментировал священник Михаил АСМУС


Крещение Господне – праздник, посвященный не только событию Крещения Христа Спасителя, но и явлению миру Прествятой Троицы. Воплотившийся Сын приходит на Иордан, Дух является в виде голубя, слышен и голос Отца. Поэтому праздник и называется иначе Богоявлением


18 января, в Крещенский сочельник, Литургия Василия Великого начинается с Великой Вечерни, где читаются 13 паремий - текстов Ветхого Завета. Паремия в переводе с греческого - «притча», то есть история с особым смыслом. О чем эти 13 историй и как они связаны с праздником Крещения?


В Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения в Церкви совершается Великое освящение воды. Кроме того, молебны с водосвятием служатся в течение всего года. Как обращаться со святой водой? Где граница между благоговением перед святыней и простым магизмом?


Где купаться на праздник Крещения Господня в Москве, когда многие православные по традиции идут купаться в проруби? В этом году в Москве будут оборудованы 39 мест для купания, в Московской области – 69


Крещенская вода не магическое зелье. Ее можно пить не натощак, некрещеным и даже неверующим. На наиболее распространенные вопросы о крещенской воде отвечает прот. Константин ОСТРОВСКИЙ.


Главное в иконе Крещения - изображение Откровения миру о Пресвятой Троице, приближения земного и небесного. Смотрим, как изображался момент, с которого началось Служение Христа, на мозаиках Равенны, в грузинских рельефах, русских иконах и фресках Нестерова. ФОТОГАЛЕРЕЯ


Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения: Часы, Изобразительны, Навечерие, Литургия и Освящение воды



Последние 15 лет в одном из деревенских храмов Московской области весь приход во главе с настоятелем на Крещение окунается в прорубь. Как это происходит, и почему батюшке нравится окунаться – в фоторепортаже из деревенской проруби.
Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничной всенощной и литургии

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Задостойник, глас 2-й

Величай, душе моя, честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Душа моя, прославляй Богородицу, честнейшую Небесных Сил, Деву Пречистую.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Никакой язык человеческий не в силах достойно восхвалять Тебя, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но Ты, как Благая, прими веру, потому что любовь нашу пламенную Ты знаешь: Ты – Предстательница христиан, Тебя мы величаем.

Тропари на водоосвящении, глас 8-й

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Глас Господа взывает на водах, говоря: «Все придите и примите явившегося Христа, – Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия».

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Ныне освящается водное естество, и Иордан разделяется и останавливает свое течение, видя крещающегося Владыку.

Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.

Как человек пришел к реке Иордан Христе Царь, и требуешь, Благой, рабского крещения от руки Предтечи ради очищения грехов наших,Человеколюбче.

Слава, и ныне: Ко гласу вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, – пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха; видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света, како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Слава и ныне: Ко гласу вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу» пришел Ты, Господи, образ раба приняв, и просишь, безгрешный, у него крещения; увидели Тебя воды и убоялись. Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Ты Сам, Спаситель, взявший на себя грехи мира, освяти меня и воды!»

Тропарь, глас 4:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Тропарь, глас 4:

Готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматерию, не крыйта себе, якоже в рай прежде, ибо, наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Тропарь предпразднству (Навечерие), глас 4:

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознёсшуся Илий, / и разделяхуся воды сюду и сюду / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

Кондак, глас 4:

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод: Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещению Господню:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.

Перевод: Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Припев:
Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

Перевод: Душа моя, прославляй Богородицу, честнейшую Небесных Сил, Деву Пречистую.
---

Задостойник, глас 2:

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Перевод: Никакой язык человеческий не в силах достойно восхвалять Тебя, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но Ты, как Благая, прими веру, потому что любовь нашу пламенную Ты знаешь: Ты – Предстательница христиан, Тебя мы величаем.

Тропари на водоосвящении, глас 8:

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Глас Господа взывает на водах, говоря: «Все придите и примите явившегося Христа, – Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия».

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Ныне освящается водное естество, и Иордан разделяется и останавливает свое течение, видя крещающегося Владыку.

Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.

Как человек пришел к реке Иордан Христе Царь, и требуешь, Благой, рабского крещения от руки Предтечи ради очищения грехов наших,Человеколюбче.

Слава, и ныне: Ко гласу вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, – пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха; видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света, како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Слава и ныне: Ко гласу вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу» пришел Ты, Господи, образ раба приняв, и просишь, безгрешный, у него крещения; увидели Тебя воды и убоялись. Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Ты Сам, Спаситель, взявший на себя грехи мира, освяти меня и воды!»

Loading...Loading...