В каком городе находится храм гроба господня. Архитектура великой святыни

Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня) в Иерусалиме

«Что вы ищите Живого среди мертвых? Христос Воскрес!»


Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem.


Храм возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Вместе с храмом Рождества Христова в Вифлиеме - главный центр христианского паломничества, образец церквей-мартириев и архитектуры Святых мест. Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена к 335 году. В дальнейшем храм несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся. После очередного пожара 1808 года он был вновь отстроен в 1810 году и приблизительно в этом виде существует в начале XXI века.



Современный Храм Воскресения Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон (соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.



Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания - православное, римо-католическое, антихалкидонское. Во избежание недоразумений общества соблюдают порядок служб, территориальные границы, существующие с 1757 года. Камень помазания находится в общем владении. Хранителями ключей храма является с 1246 года мусульманское семейство Нусейбе.

Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV в. влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христианской иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства.








Главный вход


Фасад храма - образец романской архитектуры XII века. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения (сейчас находятся в музее Рокфеллера в Иерусалиме).





Слева от входа находится колонна Святого Огня - одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года от сошедшего Благодатного Огня.


В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей , иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный паракклесион преподобной Марии Египетской.


Голгофа


Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католические приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.







Православный престол , высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя.




Южный придел церкви Голгофы - Пригвождения ко Кресту - принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани) поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя.



Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания , покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Снятие Господа с Креста изображено на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).






Часовня Гроба Господня, или Кувуклия , стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию - невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам.






Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов.




Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах - овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа - простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала - мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес ».



Пещера Гроба Господня - небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии - греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года.


В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел.




Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде , делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.


Триумфальная арка


Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих !» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав - России и Греции.


Храм Воскресения Господня (Кафоликон)


Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.





Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли».




В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божьей Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Над иконостасом - галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками).




Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата.

Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

В комплекс подземных храмов входит церковь Святой Елены, Церковь Обретенья Креста, часовня святого Вардана Полководца.




Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня (арх. Журден). Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.




Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников , являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.


Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц , без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине.


Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, которая является приходской для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери.


Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены. Одна из древних икон храма - Иорданская икона Божьей Матери, почитаемая чудотворной.



Восточную сторону площади занимает православный Авраамиев монастырь , главный храм которого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где праведный Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения.


Алтарь монастырской церкви Двенадцати апостолов , по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн Богослов. На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы.


К северу от монастырских дверей находится вход в армянскую церковь апостола Иоанна Богослова. В северо-восточном углу двора дверь между часовней cвятой Марии Египетской и церковью Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете которой расположена коптская церковь архангела Михаила , на верхнем - эфиопская церковь Тетраморфа.


В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположена Малая Гефсимания - подворье Гефсиманского Успенского монастыря. Здесь хранится плащаница Богородицы. Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями». По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница - произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX века, ее копии известны в российских храмах.



По материалам Православной энциклопедии, википедии, фото http://www.jerusalemshots.com






Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Израиль
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Гроба Господня (другое название храм Воскресения Христова) - конечная точка дороги Виа-Делароза (Via Dolorosa), по которой Иисус Христос нес свой крест к месту распятия. Путь на Голгофу, холм, где сегодня располагается знаменитый на весь мир храм, начинается от ворот святого Стефана в восточной части Иерусалима и проходит через Мусульманский квартал.

Сегодня Храм Гроба Господня располагается в самом центре Христианского квартала и включает, помимо места распятия Христа, также гробницу, где был погребен Сын Божий и впоследствии воскрес. Гробница является главным алтарем храма и местом паломничества христиан. Храм открыт для посещения, с самого раннего утра и до вечера.

Храм Гроба Господня

История

Начало строительства храма связывают с именем матери императора Константина Еленой, которая, находясь в преклонном возрасте, решила совершить паломничество к месту распятия Христа. Один из местных жителей привел её на холм, где располагался храм Венеры, в его подземелье и был обнаружен Гроб Господень, величайшая христианская святыня, место погребения Христа. Помимо гробницы, Елена обнаружила также три креста, и для того, чтобы определить, на каком из них распяли Сына Божьего, она прикладывала их к умершим. После прикосновения истинного креста произошло чудо воскрешения. Храм неоднократно разрушали и снова восстанавливали. Большая часть нынешней постройки относится к 11-12 векам.

Благодатный огонь

Одно из главных чудес, которые связаны с храмом, - это церемония схождения Благодатного огня или Святого Света, ежегодно проводимая накануне Пасхи. Вынос Благодатного огня символизирует воскрешение Христа и собирает огромное количество верующих. Церемония также транслируется в прямом эфире.

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме – это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства – Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал “Православие и мир” предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям – вместе с фотографом .

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

За право обладать святыми реликвиями Палестины, несколько веков велась ожесточенная борьба среди самых сильных стран христианского мира: Англии, Франции, Австро-Венгрии, России. Неоднократно, в крестовый поход по освобождению Гроба Господня от исламских завоевателей, ходили европейские рыцари.

В 1053 году, началось разделение христианской религии на две самостоятельных ветви: католическую и православную. Внутрицерковные разногласия не устранены до сих пор.

Статус-кво. Договор о прекращении вражды

Каждая ветвь христианства желала получить божественные святыни в свое личное владение. Межрелигиозные разногласия урегулированы в 1855 г., заключением договора о совместном управлении храмом и допуске в него представителей всех конфессий - status quo.

Главой храма является православный Патриарх Иерусалимский. Весь храм разделен на зоны влияния - пределы. Решения об изменениях и улучшениях принимаются достижением общего согласия.

Символом незыблемости status quo стала, неизвестно когда оставленная на главном фасаде, недвижимая деревянная лестница.

Сколько и какие конфессии в храме Гроба Господня

Совершать молитвенные обряды в церкви вольны любые христиане, даже те, за кем нет закрепленного владения. 6 основных конфессий делят между собой помещения храма, поочередно проводят литургии, управляют единолично своими пределами.

На постоянной основе присутствуют:

  • Греко-православная;
  • Римско-католическая;
  • Сирийская;
  • Коптская;
  • Армянская;
  • Эфиопская.

Ключи от храма Гроба Господня

Во избежание межрелигиозных споров о первенстве и старшинстве, ключи больше тысячи лет хранят арабы. Ключником, ежедневно открывающим и запирающим церковь Гроба Господня в Иерусалиме, работает член семьи Нусайба.

Древняя история Распятия и Воскрешения сына Божьего Иисуса

Римская империя относилась толерантно к раздробленным религиозным культам завоеванных народов, прославлявшим многобожие и язычество. Небольшая, на тот момент, община христиан, верила в Единого Бога, ставила интересы духовные выше интересов государства, чем вызывала опалу и недовольство властей.

Иисус из Назарета перед мученической смертью на Кресте пообещал свое воскрешение, в качестве доказательства истинности христианской веры и надежды на спасения человечества в Царствии небесном.

Смерть и захоронение Спасителя

По пыльной дороге Виа Долороса, сын Божий взошел с крестом на гору Голгофа, принося свою жизнь в жертву, ради искупления людских грехов. Тело Спасителя ученики захоронили в пещере-усыпальнице на личной земле сподвижника - Иосифа Арифамейского.

Три дня жены-Мироносицы, во главе с Марией-Магдаленой, бывали у Гроба Господня. Первыми получив от ангела благую весть о чудесном Воскрешении.

В честь этих женщин, не отвернувшихся от Иисуса даже после смерти, в 16 веке была написана икона «Жены мироносицы у Гроба Господня», она хранится в Софийском соборе Новгорода.

Когда построен Храм Гроба Господня

Христианство, после чуда Воскрешения Спасителя, получило толчок к дальнейшему распространению, но из-за запретов и гонений место где находится Гроб Господень, на триста лет, было предано забвению, строить молитвенные сооружения, открыто славить Бога, первым христианам категорически запрещали римские власти.

В 320-326 гг. Император Константин I, сделал христианство официальной религией Рима, его мать, Царица Елена, совершила паломничество в Иерусалим. На горе Голгофа, к тому времени стоял языческий храм Афродиты.

С помощью местных жителей и епископа Макария I, Елена осуществила раскопки. Тогда же обнаружены материальные свидетельства казни Христа: Крест, 4 гвоздя, трехдневная усыпальница в заваленном камнями горном склепе.

Кто построил Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Царица, с помощью сына, к 335 г., возвела над усыпальницей первый Храм Гроба Господня.

Он неоднократно разрушался, следуя за драматической судьбой региона: крушением Римской и Византийской империй, захватом Иерусалима персами и арабами.

В 12 веке, молитвенный комплекс отстроили крестоносцы, соединив под купольной крышей, все места связанные с распятием и воскресением Спасителя.

В начале 19 в. после сильного пожара, церковь пережила глобальную реконструкцию, деньги на которую давала Россия.

Гроб Господень в Иерусалиме в настоящее время

Двойной входной портал для посетителей находится с южной стороны, один из проемов заложен кирпичной кладкой во времена арабского завоевателя Салах-ад-Дина.

Для какой религии священен Храм Гроба Господня

Израильское святилище - Гроб Господень, самая великая реликвия. В нем сосредоточены главные доказательства жизни и Воскресения Спасителя.

Согласно еврейскому Ветхому завету, созданному задолго до рождения Христа, на землю должен снизойти мессия, сын Божий - установитель Царства Небесного на земле.

Внутреннее устройство храма

Под общей кровлей храма действуют монастыри, есть служебные залы, тайные ходы. Пределы конфессий занимают подземные и надземные части сооружения.

  • в храме Гроба Господня. Лежит недалеко от центрального входа. Именно на нем ученики готовили тело Христа к вознесению: мазали мирой и алоэ, обертывали в льняную ткань - плащаницу.
  • Место казни - По преданию, там находится могила ветхозаветного первого человека Адама. Серебряным кругом отмечено место распятия сына Божьего.
  • . Часовня построена в центральной ротонде над пещерой-усыпальницей, состоит из двух пределов: Ангела и места Вознесения сына Божьего - погребального ложе. В 1555 г. оно было накрыто белой мраморной плитой для защиты от порчи паломниками и пилигримами.

Православная служба начинается 23-00, длится 4 часа;
Армянская литургия: с 3 часов ночи до 6 утра;
Католическая месса: с 6-00 до 9-00.

Храм Гроба Господня (храм Воскресения) — это еще одно обязательное место для посещения всех туристов и паломников Иерусалима. Такого храма нет больше нигде на земле. В нём отсутствует вычурная пышность, но величие его заключается в неоспоримой святости.

В библейские времена именно в этом месте оросили и навсегда освятили грешную землю капли крови Спасителя. Храм, как и многие великие постройки, возводился столетиями.

История строительства храма начинается в 325 году, когда Иерусалим посетила мать императора Византии Константина — царица Елена. Она искала место распятия и захоронения Иисуса. Все указывало на языческий форум в саду за городской стеной, который по её приказу начали исследовать.

Среди множества могил, находившихся в этом месте (ранее здесь располагалось древнее кладбище), всё- таки удалось найти пещеру погребения Христа. Нашли и Голгофу, на которой был распят Спаситель. В IV веке над священным местом погребения по приказу Елены возвели храм, который получил название «Анастасиас» (Воскресение).

Его разрушали дважды, но затем вновь отстраивали. Таким, каким мы видим его сегодня, храм стал в XII веке.

Крупные колонны и массивные стены были построены крестоносцами. Интересно, что при строительстве они использовали как свои камни, так и камни времён Константина и Елены. Теперь под его сводами находилась не только пещера Воскресения, но и Голгофа, и ещё несколько христианских святынь, связанных с миропомазанием, распятием и погребением Спасителя. Все вместе они именуются — «Путём скорби»(via dolorosa). Улица с аналогичным названием пролегает через весь старый город.

Каждый день ключник — мусульманин открывает двери храма большим ключом, весом в полкилограмма. Два раза в неделю он полностью проверяет исправность замка и при необходимости сам ремонтирует его.

Божьим промыслом в VII веке Господь поручил охрану храма мусульманам. Когда в 638 году город оказался в руках сарацин, патриарх Иерусалима — Сафроний передал ключи от святыни халифу Омару и попросил охранять её и быть почётным хранителем ключей. Халиф поручил эту обязанность своему ближайшему соратнику Нусейбу. С тех пор все его потомки почитают за честь быть хранителями ключей. Ключник также играет роль посредника в спорах христиан за право покровительства Храму Воскресения.

Сегодня хранителем является Ваджих ибн Нусейбе. Этот представитель арабского рода владеет многими языками и зачастую с удовольствием проводит ознакомительные экскурсы для почетных гостей.

За порядком в храме и соблюдением всех религиозных церемоний, как и сотни лет назад, следят Кавасы — охранники, также являющиеся мусульманами.

Представители разных христианских конфессий долгое время вели споры о том, кто из них имеет больше прав на владение святыней. В 1852 году православным, католикам, сирийцам, армянам, коптам (христиане из Египта, которые считают себя самыми древними христианами) и эфиопам удалось договориться о территориальном распределении храма.

На первом месте по значению стоит православная церковь, владеющая почти половиной всего, что имеется в храме. Второе место занимают католики и армяне. Их значение почти одинаково. Копты и сирийцы подчиняются влиянию армянской церкви.

Все действия в храме (вплоть до ремонта) и богослужения строго расписаны между представителями разных конфессий. Запрещено вносить изменения во внутреннее убранство, поэтому всё здесь уже более 160 лет остаётся на своих местах. Но каждый год в этом месте происходит чудо, объединяющее всех христиан.

В священную пасхальную субботу на Храм Воскресения сходит божественный огонь. Учёные много веков бьются над загадкой природы его происхождения, но все их усилия в этом вопросе тщетны до сих пор.

Огонь каждый раз появляется в разном обличии: это и огненные шары, и огненная роса, и вспышки молнии и света. Церемония схождения божественного огня носит название Литании.

В первые минуты пламя настолько безвредно, что им можно даже умываться. Отсюда огонь отправляется в христианские храмы всего мира, где поддерживается весь год до следующей Пасхи.

Сам храм может вместить не более 10000 человек. Поэтому верующие с самого утра собираются у его ворот. Возглавляет церемонию иерусалимский патриарх, по молитвам которого сходит благодатный огонь.

Сегодня никто не оспаривает его право на совершение этого священного обряда. Но в 1579 году православным запретили молиться в храме. И тогда божественный огонь сошел не внутри, а за пределами святыни. Небесная молния ударила в колонну, стоявшую у дверей, и зажгла свечи в руках православных, которые находились у ворот.

Эта колонна, как немой свидетель Чуда Господнего, и сегодня находится на том же месте. Считается, что год, когда божественное пламя не спустится на землю, будет последним для людей. Поэтому паломники накануне пасхальной субботы соборуются и причащаются, как будто перед кончиной.

Сама часовня, куда снисходит благодатное пламя, разделена на две части: предел Ангела и Гроб Господень. В пределе Ангела хранится часть камня, закрывавшего вход в пещеру гробницы Спасителя. Дальше в маленьком помещении лежит плита, закрывавшая трёхдневное ложе Христа. Именно на ней рождается благодатный огонь, от которого зажигаются все светильники и свечи храма.

В нынешнем виде храм существует с 1810 года. При входе в него все главные святыни, можно окинуть взглядом одновременно. Что касается внешних стен, то сегодня, по сути, видна только одна из них, выходящая на южную площадь, сохранившуюся со времён крестоносцев. Из двух проходов, имеющихся в ней, только левый открыт для входа.

Первым делом при входе в храм следует взойти на Голгофу по лестнице, находящейся справа. В католическом пределе Голгофы находится место пригвождения Иисуса к кресту. Эта сцена изображена здесь на мозаике.

В православной части находится алтарь, под которым есть отверстие, считающееся местом казни Христа. Поэтому все верующие стремятся прикоснуться к этому месту. Но крест стоял немного дальше. Там, где сейчас располагается православное распятие.

Все иконы в этом пределе выполнены в православном стиле. Голгофу от Гроба Господня отделяют 33 шага, символизирующие число лет, прожитых Иисусом на земле.

Часто на иконах и фресках распятого Христа присутствует изображение черепа Адама.

По преданию Ной взял его на свой ковчег и затем предал земле на горе Голгофе, где впоследствии и произошло искупление грехов потомков первого Адама вторым Адамом. Через всю гору вниз идет трещина, в окончании которой действительно был найден человеческий череп. Голгофа переводится с арамейского как череп или голова.

Существует предположение, что по форме холм напоминал эту часть человеческого скелета, потому его так и назвали.

Прямо под Голгофой расположен предел Адама, принадлежащий иерусалимской православной патриархии. Здесь через специальное застекленное отверстие можно увидеть часть горы со знаменитой трещиной.

Как гласит легенда, в день распятия толпа зевак вокруг бесновалась и злорадствовала. И только двое смогли понять кто перед ними. Первый — распятый по правую руку от Иисуса преступник Дисмас, который за секунду до смерти признал Христа и попросил помянуть его в своём царствии. А второй преступник, Гестас издевался и требовал доказательств его божественной силы в виде спасения их троих.

Именно поэтому нижняя перекладина христианского креста наклонена. Одним своим приподнятым концом она указывает на Дисмаса, попавшего в Рай, вторым на Гестаса, попавшего в ад.

Уверовал во Христа и центурион Лангин. После его смерти, видя мучения Спасителя, он воскликнул, прозрев: «Истинно сей человек есть сын божий!» Сегодня в храме есть предел Лангина, куда приходят люди, имеющие проблемы со зрением.

При входе в храм находится мраморная плита, защищающая камень миропомазания. К ней стремится прикоснуться каждый христианин. Ведь именно здесь, по преданию, лежал Христос, снятый с креста.

Над камнем находятся лампады, которые символизируют сферы влияния в храме: четыре из них принадлежат православным грекам, две лампады относятся к армянской конфессии, одна — к коптской, и последняя — к католической.

Сегодня камень постоянно мироточит смесью из 40 составляющих, которой нет в природе. Миром назывались благовония и масла, которыми в древности омывали тело перед погребением.

Неоднократно предпринимались попытки выяснить природу этого явления. Что только не делали: ставили скрытые камеры, пристально наблюдали. Но ответа на этот вопрос так и не удалось получить. Сегодня на мироточащем камне можно освятить любой предмет, просто коснувшись ним его.

Перед камнем миропомазания находится центральная стена храма, украшенная огромной панорамой, выложенной из мозаики. На ней изображено снятие спасителя с креста и возложения его в гроб.

Пещеру, в которую перенесли тело Христа с камня миропомазания, стесали во время строительства. На её месте сегодня стоит часовня Кувуклия.

Она настолько мала, что её может посетить только пара человек одновременно. Поскольку паломников очень много, то пускают туда всего на пару секунд. За это время надо успеть стать на колени, прикоснуться к плите и помолиться. Служения у Гроба Господня разделены по времени. В ночное время его проводят православные, затем представители армянской церкви, и под утро католики.

После завоевания Иерусалима турками они многое унесли из храма. Один из наместников решил переместить плиту с Гроба Господня к себе в жилище. Иерусалимский священник незаметно провел по ней перстнем, после чего она треснула.

Наместник был поражён и, сочтя это плохим предзнаменованием, оставил её на месте. До сих пор мраморная плита, состоящая из двух частей, покрывает Гроб Господень, уберегая его от паломников, стремящихся унести частичку святыни с собой.

Справа от Кувуклии располагаются лампады с благодатным огнём, горящие весь год до следующей Пасхи. Верующие зажигают от них пучок из 33 свечей и сразу гасят, таким образом, забирая частичку пламени с собой. Если зажечь в своем доме эти свечи, то по поверью, их пламя отгонит все несчастья.

Закрытие храма Воскресения представляет собой тоже особый ритуал: ключник поднимается по вынесенной священником лестнице, закрывает двери храма и передаёт её через специальное отверстие назад.

Не просто ансамбль, это учебник истории и искусства под открытым небом. Великолепные здания, площади, дворы и парки, возводившиеся на протяжении нескольких веков династией Габсбургов, давно стали визитной карточкой Вены.

Полезная информация для туристов

Распространенной ошибкой является обычай ставить свечку за здравие прямо у подножия Голгофы. Здесь находятся свечи только за упокой, а за здравие ставятся неподалёку справа.

Если Вы хотите, что бы Ваши близкие были упомянуты в молитве, можно написать записку с именами на кириллице в именительном падеже и не более 10 имён и отдать её в руки монахам. Не пишите лишних слов. Ведь записки читают, не знающие русского языка греческие священнослужители.

Самые удачные часы для посещения храма — 8.00 или 17.00. В это время здесь находится минимальное количество туристов.

Женщины имеют право входить в храм в брюках, но только с платком на голове.

С разрешения одного из представителей трех конфессий есть возможность остаться в храме на ночь.

Как добраться до Храма Гроба Господня

Добраться до Яффских ворот можно на автобусах № 3, 19, 13, 41, 30 и 99. Оставшийся путь придётся проделать пешком.

Часы работы и цены на посещение Храма Гроба Господня

Время посещения зависит от месяца, в который Вы решили здесь побывать. С апреля по сентябрь он открыт с 5.00 до 20.00. А с октября по март с 5.00 до 19.00.Посещение храма является бесплатным.

Loading...Loading...