1 августа божественный праздник. Церковный Православный праздник августа

1 августа – первый день последнего летнего месяца 2018 года. Этот день становится для одних разочарованием, ведь лето подходит к концу. Другие понимают, что это стимул взять от лета побольше впечатлений, зарядиться энергией на весь год, поэтому отправляются на отдых, курорты, на экскурсии. В этот день в России и в мире празднуется много дат. Познакомившись с ними, кто-то может быть и для себя отметит важное событие.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Он известен как русский праведник, который вел послушнический образ жизни. Он проводил время молясь, испытывая себя. Например, молился 1000 дней и ночей. Это происходило на камне. Сама Богородица трижды спасала святого от болезней, являлась и наставляла его. В 1903 г. перехоронили его мощи через 70 лет после смерти. В этот момент происходило чудесное исцеление больных.

Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского . Его почитают за защиту Родины и христианской веры от татарского ига. Умер он в 1270 г., был замучен за отказ принять татарскую веру.

Преподобного Паисия Печерского. Был верным иноком Киево-Печерского монастыря. При жизни верно служил Богу, жил в Дальних пещерах вместе с иноком Меркурием. Их дружба была настолько сильна, что похоронили их после смерти в одном гробу.

Блаженного Стефана Лазаревича Нового (Высокого) и матери его благоверной княгини Милицы, Сербских . Стефана Высокого причислили к лику святых за его огромный вклад в поддержание православной веры, строительство храмов. При жизни он вёл войны, защищая территорию Сербии. Раздавал много денег в помощь неимущим.

Преподобного Дия Константинопольского. Церковь почитает игумена Дия. Начал он свой жизненный путь в конце 4 века. Он вел праведную жизнь, много молился, держал пост. Видя его старания Бог наделил Дия даром исцеления и приказал идти в Константинополь, славить там Бога. Дий поселился за городом, жил отшельником, боролся с демонами, творил чудеса. Однажды, чтобы определить, где ему основаться, Дий воткнул посох в почву и просил Бога дать знак. Посох пророс и вырос огромный дуб.

К нему приходили для духовного и телесного излечения. На месте, где он поселился, построили монастырь. Однажды игумен заболел и умер. Когда сошлись хоронить его, он встал и объявил, что Бог даровал ему ещё 15 лет. И действительно умер он через 15 лет спокойствии и смирении. Похоронили Дия в его же монастыре.

Народный праздник Макринин день

1 августа по народному календарю все православные чтут память Макрины Каппадокийской. Макрина жила в семье, где было 9 детей. Мать сама обучила её грамоте, воспитывала в вере и благочестии. Макрину обручили с юношей, но тот вскоре умер. В память о нем девушка отказалась выходить замуж и до смерти хранила чистоту и непорочность.

Когда отец умер, а дети подросли, Макрина с матерью распустили рабов и отправились в монастырь. К ним присоединились другие женщины, и вместе они обосновали обитель. Макрина за труды была наделена чудодейственным даром. Она исцелила больные глаза девочки, умела вызывать дождь. Когда пришёл голод в их обители пшеница не убывала.

В народе свершалась давняя традиция. Ту девушку, женщину, которая родилась на 1 августа нарекали Мокриной. После жатвы девушки приносили ей колоски, она собирала их в сноп. Потом проводился обряд вызывания дождя – Мокрина должна в реке утопить ногами все колоски. Мужчинам на Макринин день нельзя подходить к реке.

В это день обращают внимание на приметы. Если идёт дождь, то и осень будет дождливой. Дождь также предвещал хороший урожай. Для рыбаков это тоже особый день. Если будет большой улов, таким он будет и весь год. Если осины начинали пускать пух, моно было смело идти за подосиновиками.

Международные праздники

В России 1 августа — много праздников. С 2013 г. поминают воинов, которые погибли в Первой мировой войне . За 1914-1918 гг. Россия потеряла почти 600 000 солдат.

День тыла вооруженных сил РФ. Тыл способствует эффективной службе армии и флота. Его представители обеспечивают продовольственное, боевое, материальное обеспечение войск.

День создания службы специальной связи . Эта служба занимается передачей секретной информации, корреспонденции, важных грузов.

День инкассатора. Профессия является актуальной и в наше время, так как оборот денег увеличивается. Сбор, доставка, перевоз денег, ценных грузов от предприятий в банки, между учреждениями и возложена на инкассаторов.

В Азербайджане — День алфавита и языка .

Необычные праздники 1 августа 2018 года

День бумажных салфеток . Салфетки есть в каждом доме, кафе, ресторане. Сегодня можно оставлять друг другу тайные послания на этих изделиях, или же делать из них поделки.

Поздравьте своих друзей в День друга . Открытки, тёплые слова, веселые картинки, фотографии совместных приключений, путешествий, приятных минут, станут хорошим укреплением чувств.

Никогда не интересовались как получается кочан капусты. Вот сегодня как раз время увлечься этим вопросом. День завивки капустных кочешков может стать веселым и вкусным.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» () . О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему.

Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди - иго, и грехи - бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.

Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.


Аудиоспектакль о преподобном Серафиме Саровском «Пламенный Серафим» — постановка режиссера, сценариста, поэта и композитора Натальи Валентиновны Агаповой. За своё творчество Наталья Агапова награждена орденом Великой княгини Ольги. В спектакле использованы церковные песнопения в исполнении сестер Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря и музыка С.В. Рахманинова...

Житие преподобного Серафима Саровского.


Однажды преподобный Антоний Великий спросил у Ангела, как спасаться? И ему было открыто: он увидел, что некий человек сначала немного поработал, потом немного помолился, еще немного поработал, и опять немного помолился. И Ангел сказал ему: «Делай и ты так, и спасешься».

Вот и мы начинаем домашние свои дела — «Господи, благослови!» Запустили стиральную машину, не вручную же ее крутим, — вот и время помолиться, прочитать два-три раза «Отче наш…» Обед готовишь — все положи в кастрюли, пусть там кипит, варится. В это время возьми молитвослов в руки, повернись к иконе и прочитай несколько молитв. Потом опять — к плите. И так получится, что самая обыкновенная, бытовая жизнь, растворенная молитвой, будет в непрестанном пред стоянии перед Богом.

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

1 августа отмечается 6 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 1 августа

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Почтение памяти святого Серафима (имя от рождения – Прохор). Праздник в честь обретения его мощей. Прославление святого состоялось в 1903 году.

В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство – краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, — учил Преподобный, — сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия».

Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

«Господь открыл мне, — сказал он, — что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способен к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву.

«Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но… молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды — «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера — «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

Макрина

Преподобной Макрины Каппадокийской

Посвящен сестре святителя Василия Великого – Макрине (Фекле). Жила в IV веке. Обладала даром чудотворений.

Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, родилась в Каппадокии в начале IV века. Ее мать, Емилия, видела во сне Ангела, назвавшего еще не родившуюся Феклой, в честь святой первомученицы Феклы. Святая Емилия исполнила волю Божию и назвала дочь Феклой. Другие же родственники именовали девочку Макриной, в честь бабушки, пострадавшей во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии.

Кроме Макрины в семье было еще девять детей. Святая Емилия сама руководила воспитанием и образованием своей старшей дочери, учила ее грамоте по Священным книгам и псалмам Давида, выбирая те примеры из Святых книг, которые назидали в благочестии и богоугодной жизни. Святая Емилия приучила свою дочь посещать церковные службы и совершать домашние молитвы. Макрина была научена также правильному ведению домашнего хозяйства и различному рукоделию. Она никогда не оставалась праздной и не участвовала в детских играх и забавах.

Kогда Макрина выросла, родители обручили ее с благочестивым юношей, но жених вскоре скончался. Многие молодые люди стремились к браку с ней, но Макрина всем отказывала, избрав девственную жизнь и не желая изменять памяти умершего жениха. Преподобная Макрина жила в доме своих родителей, помогая им исполнять домашние работы вместе со служанками как старшая: она тщательно следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца она стала главной опорой для семьи.

Когда все дети выросли и покинули родной дом, святая Макрина убедила свою мать, святую Емилию, оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в девичий монастырь. Некоторые из служанок-рабынь последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей, вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни.

После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители. Она пользовалась глубоким уважением всех знавших ее. Строгость к себе и воздержание во всем были присущи святой в течение всей жизни. Спала она на досках и не имела никакой собственности. Святая Макрина была удостоена дара чудотворения. Был случай (рассказанный сестрами обители святому Григорию Нисскому после смерти святой Макрины), когда она исцелила девочку, у которой на глазу было бельмо, поцеловав этот больной глаз. По молитвам святой, в ее обители во время голода не оскудевала пшеница, необходимая для пропитания сестер.

Умерла святая Макрина в 380 году, до последнего вздоха вознося благодарственные молитвы Господу за полученные от Него в течение всей ее жизни благодеяния. Похоронена преподобная в одной могиле с родителями.

Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского

Праздник святого Рязанского князя Романа – защитника Родины и христианской веры во времена татарского ига. Был приговорен к мученической смерти за отказ в принятии татарской веры в 1270 году. Прославление святого началось сразу после его кончины.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Преподобного Паисия Печерского

Чествование памяти инока Киево-Печерского монастыря Паисия. Святые мощи находятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Паисий Печерский был иноком Киево-Печерского монастыря. Из общего канона Киево-печерским преподобным, почивающим в Дальних пещерах, известно, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Меркурием (сведения о нем 24 ноября). Оба святых были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время их мощи почивают в отдельных раках.

Блаженного Стефана Лазаревича Нового (Высокого) и матери его благоверной княгини Милицы (во Святом Крещении Евфросинии), Сербских

Считается днем памяти сына и жены Сербского князя Лазаря.

Святой блаженный Стефан Лазаревич, Высокий (ок. 1377 — 1427), деспот (правитель) Сербский, родился около 1377 года старшим сыном благоверных государей Сербских, великомученика Лазаря и святой Милицы.

После того как его отец пал в Косовской битве, в 1389 году стал князем Сербским. В это время он вынужденно признал себя вассалом турецкого султана, но пытался укрепить центральную власть и объединить сербские земли.

Стремясь к освобождению от турецкой зависимости, заключил союз с королём Венгрии, от которого добился уступки Белграда ценой фактического признания венгерского протектората над Сербией. Стефан сделал Белград столицей своей державы.
С 1402 года обрёл независимость от турок и стал титуловаться деспотом. С 1426 года власть Стефана ширится и на Мукачевскую доминию, где покровительствует христианству.

Умел поддерживать благоприятные отношения как с турками, так и с венграми, показав себя искусным дипломатом и воином. Ему удалось уберечь страну от разрушений и даже расширить территории своих владений до Савы и Дуная и Адриатического моря. Он также развил экономику, особенно добычу руды; при нём развернулось книгописание. Святой деспот показал себя усердным храмостроителем – им были построены монастыри Манасия, Руденица, Копорин, Велудже; церковь в Белграде. Стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников, тратя казну на помощь нуждающимся.
Чтил память своего святого родителя и сербских воинов, павших в Косовской битве.
Мирно скончался 19 июля (1 августа) 1427 года.

Житие святого деспота было написано его современником, Константином Философом, после чудесного видения, бывшего ему: сам Стефан явился и наказал Константину написать это житие. В писаниях, составленных вскоре после кончины деспота, он уже именуется святым; называется «блаженным и святым» в сербском родослове, написанном около 1597 года и в другом, составленном во второй половине XVII века. В конце XVI века сербские монахи в переписке папой Климентом VIII указывали что «святое деспотово тело» находилось в Раваницком монастыре. Известны многочисленные изображения святого Стефана в старой сербской церковной росписи, где он представлен с нимбом и подписью «святой царь.»

С XV века почитание святого Стефана также распространилось на Русь, где в Богослужебных рукописях он указан святым. С XVII века он упомянут среди святых и в некоторых чешских месяцесловах. Некоторые исследователи искусства даже полагают, что его скульптура помещена среди венгерских правителей в римо-католическом монастыре Пресвятой Богородицы на Птуйской Горе.

Митрополит Белградский Димитрий, будучи серьезным церковным историком, предложил Архиерейским Соборам королевства Сербского 1907 и 1912 годов соборно внести имя деспота Стефана Лазаревича в диптих святых. Как главные основания для это в то время были указаны его вклад в возведение новых церквей и в развитие книжности. Однако вопрос не был решен из-за нагрянувших Балканских, а затем Первой мировой войн. Лишь на внеочередном Архиерейском Соборе в Пече 26-27 августа 1924 года вопрос был снова поднят патриархом Сербским Димитрием. На Соборе не было достигнуто единогласие: были голоса о создании комиссии, ряд архиереев – митрополит Скопийский Варнава, епископы Битольский Иосиф, Темишварский Георгий, Вршацкий Иларион, Рашско-Призренский Михаил, Жичский Ефрем и Бачский Ириней – высказались за трезвенный и осторожный подход. Наконец, патриарх Димитрий на бдении 19 июля 1927 года провозгласил деспота Стефана святым, предложив Собору внести его имя в диптих святых. Тогда же патриарх написал службу для него.

Преподобного Дия Константинопольского

Является днем памяти святого игумена Дия. Обладал даром чудотворений.

Преподобный Дий родился в городе Антиохии Сирийской в конце IV века в благочестивой христианской семье. С молодых лет он отличался воздержанием, принимал пищу в малом количестве и не каждый день, плоть свою усмирял бдением и непрестанными молитвами. За такие подвиги Господь даровал святому Дию бесстрастие и дар чудотворений.

Господь в видении повелел святому Дию идти в Константинополь и там служить Ему и людям. Святой Дий поселился за городом в уединенном месте, где люди боялись жить. Преподобный Дий мужественно боролся со злобными духами, пытавшимися изгнать его с того места. Он побеждал их молитвой и твердой надеждой на помощь Божию. Усердно помолившись, святой воткнул свой жезл в землю, прося Господа дать жизнь сухому посоху, если Ему угодно видеть Дия пребывающим на том месте. Господь услышал молитву Своего угодника: посох дал корни, начал расти и со временем превратился в огромный дуб, который долго стоял и после кончины святого Дия.

Окрестные жители стали приходить к праведнику за советом, наставлением, просили исцеления от душевных и телесных болезней. Святой Дий молитвой врачевал недуги, а пожертвованное ему раздавал нищим, странникам и больным.

Молва о святом Дии дошла до императора Феодосия Младшего. Он пришел к святому Дию за благословением вместе с Патриархом Константинопольским Аттиком (406-425). Император пожелал, чтобы на месте подвигов святого Дия был устроен монастырь, и дал средства на его постройку. Патриарх посвятил преподобного в священный сан и поставил его игуменом. Вскоре к святому Дию собралась многочисленная иноческая братия. Обители понадобился колодец. Его рыли долго и безуспешно. По молитве преподобного Господь извел источник чистой воды, которая вскоре наполнила весь колодец. Однажды святой, помолившись, воскресил утопленника. Много иных чудес совершал Господь через Своего угодника.

В глубокой старости преподобный Дий тяжело заболел. Он простился с братией, причастился Святых Таин и лежал на одре, как мертвый. В монастырь прибыли для совершения погребения Святейший Патриарх Аттик (память в Субботу сырную) и находившийся в Константинополе Антиохийский патриарх Александр. Святой старец неожиданно поднялся со смертного одра и сказал: «Господь дал мне еще пятнадцать лет жизни». Велика была радость братии.

Святой Дий действительно прожил еще 15 лет, помогая всем советом, наставлением, исцеляя больных, заботясь о нищих и странниках. Незадолго до кончины в алтаре церкви ему явился светлый муж в священнической одежде и предупредил о наступающем дне смерти. Возблагодарив Господа за извещение, святой Дий тихо скончался и похоронен был в своем монастыре (около 430 года.)

* Преподобной Макрины (380), сестры святителя Василия Великого, и * преподобного Дия (ок. 430). *** Преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца (обретение мощей, 1903). * Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Праведного Стефана Высокаго, деспота Сербского (1427) и матери его святой Милицы (1405).
Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Трех святителей: Димитрия, митрополита Ростовского (1709), Митрофана (1703) и Тихона (1783), епископов Воронежских. Преподобных Варлаама, проповедника Кавказского; Григория, нового исповедника; четырех подвижников, в мире преставившихся.

Преподобная Макрина

Преподобная Макрина была сестрой святых Василия Великого и Григория Нисского. Происходила из Каппадокии, от благочестивых родителей Василия и Емилии. Мать тщательно занималась воспитанием дочери. Начала обучение ее с книг Псалтири и Притчей Соломоновых. Она выбирала из этих книг для дочери то, что та могла понимать, и заставляла заучивать наизусть такие места, которыми она могла бы руководиться в жизни, а также молитвы и славословия. Так благочестиво настроенная, Макрина чуждалась рассеянности и любила часто посещать храм Божий. Емилия научила дочь и труду, необходимому и полезному в жизни, приучив ее к женским рукоделиям и домашнему хозяйству, так что она не проводила времени в праздности. Когда Макрина достигла совершеннолетия, к ней стали свататься женихи, многие из них были богатыми и знатными. Но умные и благочестивые родители искали в будущем муже своей дочери не богатства и знатности, а добрых качеств. Такой жених нашелся, и Макрина была обручена с ним. Но, по воле Божией, жених скоро умер. Тогда Макрина решила остаться девой, хотя и предлагали ей других женихов. «Жених мой не умер, - говорила она, - он только в отлучке; зачем же изменять ему?» Она посвятила себя заботам и трудам для семьи своих родителей, - облегчала труды и хлопоты матери по хозяйству и воспитанию братьев и сестер. Макрина так трудилась по хозяйству, что несколько служанок не могли исполнить того, что делала она одна. Когда же все братья и сестры Макрины выросли и могли заботиться сами о себе, она убедила мать вместе удалиться в монастырь в Понте, на берегу реки Ирисы. Здесь подвизались они в молитве, трудах и пении псалмов. Всякую минуту считали потерянной, если она употреблена была на что-нибудь ненужное.
Св. Макрина была так целомудренна, что когда однажды образовался нарост у нее на груди и нужно было сделать операцию, она, стыдясь обнажить свое тело, не решалась на операцию, а со слезами молилась Богу об исцелении, и Господь исцелил ее. При жизни она творила много чудес. Скончалась св. Макрина в 380 г.

Преподобный Дий

Преподобный Дий происходил из Антиохии и научился благочестивой жизни от своих родителей. Переселившись в Константинополь, он построил келью близ города и начал там подвизаться. К нему стал стекаться народ для поучения и приносить разные приношения. Святой же все, что получал, раздавал бедным и странникам. Сам император Феодосии Младший, услышав о святом подвижнике, посетил его и с любовью слушал его поучения. Император построил храм и обитель на том месте, где жил св. Дий и поставил его здесь игуменом. Святой обладал даром чудотворения. Скончался он около 430 г.

Преставление Романа, князя Рязанского

Преставление Романа, князя Рязанского. Он жил во время татарского ига - время трудное для России. Жаль было князю Родины, страдавшей от татар, и он много молился за нее; по мере возможности старался облегчать участь разоренных и угнетенных своих подданных, защищал их от нападений татар. Особенно же старался внушать всем и словом, и примером своим любовь к вере и благочестию как лучшим способам утешения в скорбях и несчастьях. Сам беспрекословно повиновался татарским ханам. Господь судил ему умереть за Христа в татарской Орде. В 1270 г. рязанский баскак (татарский начальник) по злобе оклеветал князя Романа перед ханом Темиром, будто бы он хулит хана и смеется над его верой. Хан поверил клевете, вызвал князя в Орду и потребовал или принять татарскую веру, или идти на мученическую смерть. Князь отвечал, что он ни за что не переменит своей веры. «Истинная вера одна - христианская. Жалею я о вашей слепоте», - говорил он при этом. Его начали бить и бросили в цепях в темницу. Здесь князь молился, чтобы Господь подал ему силу совершить мученический подвиг, и молитва укрепила его. Хан присудил св. Романа к казни, и ему сначала отрезали язык, затем вырезали глаза, отсекли пальцы рук и ног, обрезали уши и губы, наконец, отрубили руки, ноги и голову. Тело св. Романа было тайно унесено русскими в Рязань и погребено здесь.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) родился 19 июля 1759 г. в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Еще в раннем детстве он лишился отца. Детство Прохора ознаменовалось двумя событиями, указывавшими на то, что Господь хранит его особо для великих дел. Мальчик, забравшись с матерью на колокольню, начатую еще его покойным отцом, но не завершенную, упал с самого ее верха и чудесным образом остался невредим. В возрасте 10 лет Прохор опасно заболел и лежал при смерти. Но тут ему во сне явилась Божия Матерь и обещала исцеление. Случилось так, что крестный ход с Курской Коренной иконой Божией Матери из-за сильной грязи свернул во двор дома, где жил Прохор, и его мать приложила отрока к иконе. Прохор скоро выздоровел.
По благословению старца Киево-Печерской лавры отца Досифея Прохор поступил в Саровскую пустынь, где был пострижен с именем Серафим. Там произошло второе его исцеление от смертельной болезни. Явившаяся ему ночью Богородица сказала: «Сей - нашего рода». Вскоре после рукоположения в сан иеро-монаха 2 сентября 1793 г, преподобный Серафим принял на себе попечение о Дивеевской женской общине.
В 1794 г. преподобный испросил благословение у настоятеля Исайи на подвиг пустынно-жительства и удалился в дремучий сосновый лес, где в молитве, посте и трудах проводил время, возвращаясь по воскресеньям в монастырь, чтобы причастится Святых Христовых Тайн. В «дальней пустыньке», как любил называть свое уединенное жилище святой старец, он ежедневно совершал молитвенное правило по строгому уставу древних пустынножи-тельных монастырей, а также по чинопоследованию, им самим составленному и известному как «келейное правило отца Серафима», нередко полагая при этом до тысячи поклонов. С неизменным усердием он читал святоотеческие и богослужебные книги, Священное Писание и особенно Евангелие, с которым никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет. Одеждой преподобному служил один и тот же белый полотняный балахон.
Образ жизни старца был до крайности суров. Даже в сильные морозы келья его не отапливалась. Спал он, сидя на полу и прислонясь к стене либо подложив под голову камень или поленья. Преподобный соблюдал очень строгий пост, питаясь один раз в сутки. Не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему. Восходя от силы в силу, подвижник усугубил труды, взяв на себя особый подвиг - столпничество. Каждую ночь преподобный молился на большом гранитном камне. Днем он также молился в келье на другом, принесенном из леса камне. Тысячу дней и ночей длилось это молитвенное стояние.
Однажды в лесу на него напали разбойники. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, а затем, не найдя ничего кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись своего злодеяния. Утром преподобный с трудом добрел до обители. Восемь суток страдал он от нестерпимой боли, отказавшись от помощи врачей, и был исцелен Пресвятой Богородицей, явившейся ему в тонком сне в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.
По смерти настоятеля и своего духовного руководителя иеромонаха Исайи он принял обет молчания, который сравнивал с крестом, «на котором человек должен распять себя со всеми страстями и похотями». Вынужденный по состоянию здоровья и по приказанию монастырского начальства вернуться в обитель, он продолжил этот подвиг, поселившись в затворе.
25 ноября 1825 г. Пресвятая Богородица в сопровождении святителей - Римского Климента и Александрийского Петра - явилась преподобному Серафиму в сонном видении и повелела выйти из затвора для врачевания немощных человеческих душ. Началось восхождение на высшую ступень монашеского подвига - старчество. Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить благословение от угодника Божия. По молитве преподобного исцелялись многие, чьи тяжкие недуги не поддавались земному врачеванию. Первым, на ком проявилась его чудотворная сила, был нижегородский помещик М.В.Мантуров, который в знак благодарения всю жизнь посвятил устройству Дивеевской женской обители. Среди восставших от одра болезни по молитвам преподобного был и НА Мотовилов, всю последующую жизнь находившийся под духовным руководством старца и записавший его замечательные поучения о цели христианской жизни.
Последние годы жизни преподобный Серафим постоянно заботился об устроенной по повелению Пресвятой богородицы Мельничной девичьей общине в том же Дивееве, четвертом и последнем уделе Матери Божией на земле. На склоне лет преподобный Серафим удостоился еще одного, двенадцатого и последнего при жизни, посещения Пресвятой Богородицы, которое последовало 25 марта 1832 г. в праздник Ее Благовещения и явилось как бы указанием на его скорую блаженную кончину. Преподобный стал к ней усердно готовиться. Накануне дня кончины преподобный Серафим причастился Святых Христовых Тайн, благословил и поцеловал братию, простился со всеми и сказал: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Утром 2 января 1833 г. преподобный Серафим был найден почившим коленопреклоненно, с крестообразно сложенными на груди руками, перед иконой Божией Матери «Умиление». Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле около алтаря Успенского собора обители.
В продолжение семидесяти лет множество людей с верою прибегали к помощи преподобного Серафима. Его общецерковное почитание не прекращалось. 26 января 1903 г. определением Святейшего Синода иеромонах Серафим был прославлен в лике святых. 19 июля, в день рождения преподобного с великим торжеством в присутствии царской семьи и при большом стечении народа совершилось открытие его честных и многоцелебных мощей. Старец предвидел это событие, как и дальнейшую судьбу России, грядущие тяжелые испытания и гонения на православный народ.
После революции Саровская и Дивеевская обители были закрыты, а мощи преподобного Серафима исчезли. 11 января нов. ст. 1991 г. они были вторично обретены в городе на Неве и переданы Святейшему Патриарху Алексию П. 7 февраля они были торжественно перенесены в Москву, в Благовещенский кафедральный собор для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь к месту земных подвигов старца.
Почитание Саровского подвижника - особое у верующего народа, который поставил его в одном ряду с другим печальником и молитвенником, игуменом земли Русской, преподобным Сергием Радонежским. Преподобный Серафим - усердный молитвенник и ходатай пред Господом о всех обездоленных и нуждающихся в помощи.
Память преподобному Серафиму празднуется также 2(15) января, в день его представления (1833 г.) и второго обретения мощей (1991 г.).

Loading...Loading...