1 августа религиозный праздник. Церковный Православный праздник августа

* Преподобной Макрины (380), сестры святителя Василия Великого, и * преподобного Дия (ок. 430). *** Преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца (обретение мощей, 1903). * Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Праведного Стефана Высокаго, деспота Сербского (1427) и матери его святой Милицы (1405).
Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Трех святителей: Димитрия, митрополита Ростовского (1709), Митрофана (1703) и Тихона (1783), епископов Воронежских. Преподобных Варлаама, проповедника Кавказского; Григория, нового исповедника; четырех подвижников, в мире преставившихся.

Преподобная Макрина

Преподобная Макрина была сестрой святых Василия Великого и Григория Нисского. Происходила из Каппадокии, от благочестивых родителей Василия и Емилии. Мать тщательно занималась воспитанием дочери. Начала обучение ее с книг Псалтири и Притчей Соломоновых. Она выбирала из этих книг для дочери то, что та могла понимать, и заставляла заучивать наизусть такие места, которыми она могла бы руководиться в жизни, а также молитвы и славословия. Так благочестиво настроенная, Макрина чуждалась рассеянности и любила часто посещать храм Божий. Емилия научила дочь и труду, необходимому и полезному в жизни, приучив ее к женским рукоделиям и домашнему хозяйству, так что она не проводила времени в праздности. Когда Макрина достигла совершеннолетия, к ней стали свататься женихи, многие из них были богатыми и знатными. Но умные и благочестивые родители искали в будущем муже своей дочери не богатства и знатности, а добрых качеств. Такой жених нашелся, и Макрина была обручена с ним. Но, по воле Божией, жених скоро умер. Тогда Макрина решила остаться девой, хотя и предлагали ей других женихов. «Жених мой не умер, - говорила она, - он только в отлучке; зачем же изменять ему?» Она посвятила себя заботам и трудам для семьи своих родителей, - облегчала труды и хлопоты матери по хозяйству и воспитанию братьев и сестер. Макрина так трудилась по хозяйству, что несколько служанок не могли исполнить того, что делала она одна. Когда же все братья и сестры Макрины выросли и могли заботиться сами о себе, она убедила мать вместе удалиться в монастырь в Понте, на берегу реки Ирисы. Здесь подвизались они в молитве, трудах и пении псалмов. Всякую минуту считали потерянной, если она употреблена была на что-нибудь ненужное.
Св. Макрина была так целомудренна, что когда однажды образовался нарост у нее на груди и нужно было сделать операцию, она, стыдясь обнажить свое тело, не решалась на операцию, а со слезами молилась Богу об исцелении, и Господь исцелил ее. При жизни она творила много чудес. Скончалась св. Макрина в 380 г.

Преподобный Дий

Преподобный Дий происходил из Антиохии и научился благочестивой жизни от своих родителей. Переселившись в Константинополь, он построил келью близ города и начал там подвизаться. К нему стал стекаться народ для поучения и приносить разные приношения. Святой же все, что получал, раздавал бедным и странникам. Сам император Феодосии Младший, услышав о святом подвижнике, посетил его и с любовью слушал его поучения. Император построил храм и обитель на том месте, где жил св. Дий и поставил его здесь игуменом. Святой обладал даром чудотворения. Скончался он около 430 г.

Преставление Романа, князя Рязанского

Преставление Романа, князя Рязанского. Он жил во время татарского ига - время трудное для России. Жаль было князю Родины, страдавшей от татар, и он много молился за нее; по мере возможности старался облегчать участь разоренных и угнетенных своих подданных, защищал их от нападений татар. Особенно же старался внушать всем и словом, и примером своим любовь к вере и благочестию как лучшим способам утешения в скорбях и несчастьях. Сам беспрекословно повиновался татарским ханам. Господь судил ему умереть за Христа в татарской Орде. В 1270 г. рязанский баскак (татарский начальник) по злобе оклеветал князя Романа перед ханом Темиром, будто бы он хулит хана и смеется над его верой. Хан поверил клевете, вызвал князя в Орду и потребовал или принять татарскую веру, или идти на мученическую смерть. Князь отвечал, что он ни за что не переменит своей веры. «Истинная вера одна - христианская. Жалею я о вашей слепоте», - говорил он при этом. Его начали бить и бросили в цепях в темницу. Здесь князь молился, чтобы Господь подал ему силу совершить мученический подвиг, и молитва укрепила его. Хан присудил св. Романа к казни, и ему сначала отрезали язык, затем вырезали глаза, отсекли пальцы рук и ног, обрезали уши и губы, наконец, отрубили руки, ноги и голову. Тело св. Романа было тайно унесено русскими в Рязань и погребено здесь.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского (1903 г.)

Преподобный Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) родился 19 июля 1759 г. в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Еще в раннем детстве он лишился отца. Детство Прохора ознаменовалось двумя событиями, указывавшими на то, что Господь хранит его особо для великих дел. Мальчик, забравшись с матерью на колокольню, начатую еще его покойным отцом, но не завершенную, упал с самого ее верха и чудесным образом остался невредим. В возрасте 10 лет Прохор опасно заболел и лежал при смерти. Но тут ему во сне явилась Божия Матерь и обещала исцеление. Случилось так, что крестный ход с Курской Коренной иконой Божией Матери из-за сильной грязи свернул во двор дома, где жил Прохор, и его мать приложила отрока к иконе. Прохор скоро выздоровел.
По благословению старца Киево-Печерской лавры отца Досифея Прохор поступил в Саровскую пустынь, где был пострижен с именем Серафим. Там произошло второе его исцеление от смертельной болезни. Явившаяся ему ночью Богородица сказала: «Сей - нашего рода». Вскоре после рукоположения в сан иеро-монаха 2 сентября 1793 г, преподобный Серафим принял на себе попечение о Дивеевской женской общине.
В 1794 г. преподобный испросил благословение у настоятеля Исайи на подвиг пустынно-жительства и удалился в дремучий сосновый лес, где в молитве, посте и трудах проводил время, возвращаясь по воскресеньям в монастырь, чтобы причастится Святых Христовых Тайн. В «дальней пустыньке», как любил называть свое уединенное жилище святой старец, он ежедневно совершал молитвенное правило по строгому уставу древних пустынножи-тельных монастырей, а также по чинопоследованию, им самим составленному и известному как «келейное правило отца Серафима», нередко полагая при этом до тысячи поклонов. С неизменным усердием он читал святоотеческие и богослужебные книги, Священное Писание и особенно Евангелие, с которым никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет. Одеждой преподобному служил один и тот же белый полотняный балахон.
Образ жизни старца был до крайности суров. Даже в сильные морозы келья его не отапливалась. Спал он, сидя на полу и прислонясь к стене либо подложив под голову камень или поленья. Преподобный соблюдал очень строгий пост, питаясь один раз в сутки. Не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему. Восходя от силы в силу, подвижник усугубил труды, взяв на себя особый подвиг - столпничество. Каждую ночь преподобный молился на большом гранитном камне. Днем он также молился в келье на другом, принесенном из леса камне. Тысячу дней и ночей длилось это молитвенное стояние.
Однажды в лесу на него напали разбойники. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, а затем, не найдя ничего кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись своего злодеяния. Утром преподобный с трудом добрел до обители. Восемь суток страдал он от нестерпимой боли, отказавшись от помощи врачей, и был исцелен Пресвятой Богородицей, явившейся ему в тонком сне в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.
По смерти настоятеля и своего духовного руководителя иеромонаха Исайи он принял обет молчания, который сравнивал с крестом, «на котором человек должен распять себя со всеми страстями и похотями». Вынужденный по состоянию здоровья и по приказанию монастырского начальства вернуться в обитель, он продолжил этот подвиг, поселившись в затворе.
25 ноября 1825 г. Пресвятая Богородица в сопровождении святителей - Римского Климента и Александрийского Петра - явилась преподобному Серафиму в сонном видении и повелела выйти из затвора для врачевания немощных человеческих душ. Началось восхождение на высшую ступень монашеского подвига - старчество. Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить благословение от угодника Божия. По молитве преподобного исцелялись многие, чьи тяжкие недуги не поддавались земному врачеванию. Первым, на ком проявилась его чудотворная сила, был нижегородский помещик М.В.Мантуров, который в знак благодарения всю жизнь посвятил устройству Дивеевской женской обители. Среди восставших от одра болезни по молитвам преподобного был и НА Мотовилов, всю последующую жизнь находившийся под духовным руководством старца и записавший его замечательные поучения о цели христианской жизни.
Последние годы жизни преподобный Серафим постоянно заботился об устроенной по повелению Пресвятой богородицы Мельничной девичьей общине в том же Дивееве, четвертом и последнем уделе Матери Божией на земле. На склоне лет преподобный Серафим удостоился еще одного, двенадцатого и последнего при жизни, посещения Пресвятой Богородицы, которое последовало 25 марта 1832 г. в праздник Ее Благовещения и явилось как бы указанием на его скорую блаженную кончину. Преподобный стал к ней усердно готовиться. Накануне дня кончины преподобный Серафим причастился Святых Христовых Тайн, благословил и поцеловал братию, простился со всеми и сказал: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Утром 2 января 1833 г. преподобный Серафим был найден почившим коленопреклоненно, с крестообразно сложенными на груди руками, перед иконой Божией Матери «Умиление». Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле около алтаря Успенского собора обители.
В продолжение семидесяти лет множество людей с верою прибегали к помощи преподобного Серафима. Его общецерковное почитание не прекращалось. 26 января 1903 г. определением Святейшего Синода иеромонах Серафим был прославлен в лике святых. 19 июля, в день рождения преподобного с великим торжеством в присутствии царской семьи и при большом стечении народа совершилось открытие его честных и многоцелебных мощей. Старец предвидел это событие, как и дальнейшую судьбу России, грядущие тяжелые испытания и гонения на православный народ.
После революции Саровская и Дивеевская обители были закрыты, а мощи преподобного Серафима исчезли. 11 января нов. ст. 1991 г. они были вторично обретены в городе на Неве и переданы Святейшему Патриарху Алексию П. 7 февраля они были торжественно перенесены в Москву, в Благовещенский кафедральный собор для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь к месту земных подвигов старца.
Почитание Саровского подвижника - особое у верующего народа, который поставил его в одном ряду с другим печальником и молитвенником, игуменом земли Русской, преподобным Сергием Радонежским. Преподобный Серафим - усердный молитвенник и ходатай пред Господом о всех обездоленных и нуждающихся в помощи.
Память преподобному Серафиму празднуется также 2(15) января, в день его представления (1833 г.) и второго обретения мощей (1991 г.).

Опубликовано 01.08.18 00:44

Сегодня, 1 августа 2018, также отмечают Всероссийский день инкассатора, День образования Службы специальной связи России, День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне и другие события.

В этот день народного календаря православные чтят память преподобной Макрины Каппадокийской, жившей в IV веке н.э. Праздник отмечается 1 августа 2018 года (19 июля по старому стилю).

Будучи еще совсем юной, Макрина дала обет безбрачия. Через несколько лет, вместе с матерью, она приняла монашеский постриг, и они поселились на берегу реки Ирис, чтобы никто их не отвлекал от молитв интккихс и трудов. Через время, прослышав о Макрине и ее матери Емилии, к ним стали приходить женщины, желавшие посвятить свою жизнь служению.

Легенда гласит, когда девушка заболела, она не допустила к себе врача, доверив свою жизнь Всевышнему. И когда многие женщины уже отчаялись, Макрина выздоровела и была вознаграждена за силу веры даром творить чудеса, в том числе и вызывать дождь.

Если день выдался ясным, совершался обряд «мокрин». Женщина, рожденная 1 августа, нарекалась Мокриной. Надев свой лучший наряд, она сидела дома и ждала, когда крестьянские девушки принесут ей колоски со своих полей. Собрав их в сноп, Мокрина выходила из избы и вместе с женщинами шла на реку. Там она бросала сноп в воду, заходила следом и начинала топить колоски. Главной задачей было потопить их все до того, как они уплывут по течению, иначе не видать дождя.

Мужчине запрещалось ходить даже рядом с рекой в этот день. Считалось, что если он хоть краем глаза узрит обряд, то навлечет большую беду на все село.

Если на Макрину не пошел дождь - так будет еще 6 недель; если пошел - то на тот же срок.

Какая погода в этот день - такая и осень.

Осина пустила пух - урожай подосиновиков будет богат.

В этот день нельзя:

  • проливать кровь - ни скот, ни птица не режется 1 августа, в противном случае кровь может перейти на потомков;
  • заквашивать огурцы или капусту, ставить квас;
  • продавать коня - остальной табун захворать может.

Всероссийский день инкассатора

Всероссийский день инкассатора отмечается ежегодно 1 августа. Обычай чествования работников вневедомственной охраны берёт начало в советские времена. Дата имеет символическое значение: она приурочена к созданию службы при Госбанке СССР - 1 августа 1939 года. Она специализировалась на перемещении ценностей финансового учреждения. День формирования этих подразделений стал одновременно и профессиональным праздником для его личного состава. Вскоре после основания органа зародилась традиция почитания сотрудников. Она сохранилась и в России. После распада Союза структура претерпела значительные изменения.

День образования Службы специальной связи России

День образования Службы специальной связи России отмечается 1 августа. В 2018 году ФГУП ГЦСС исполняется 79 лет. 17 июня 1939 г. СНК СССР утвердил Постановление № 884-145с «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР», а 29 июля Постановлением № 1131-210 была основана Служба специальной связи. Официальным днем ее образования считается 1 августа 1939 года, когда работники приступили к исполнению возложенных на них обязанностей. Они должны были перевозить особо секретную корреспонденцию и драгоценные металлы, а во время войны к этому перечню добавились и предметы искусства.

День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне

Воины, павшие в Великой войне, были незаслуженно забыты. Поэтому летом 2012 года, по инициативе члена Совета Федерации А.И. Лисицина, внесено предложение о дополнении закона «О днях воинской славы и памятных датах России» новым событием. 26 декабря 2012 г. Совет Федерации утвердил данное предложение. Спустя 4 дня, 30 числа, президентом РФ В.В.Путиным был подписан закон № 285-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», который закрепил 1 августа ежегодной датой празднования Дня памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.

День Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации

7 мая 1998 года Приказ Министерства обороны РФ № 225 утвердил празднование Дня Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации 1 августа. Мероприятия проходят ежегодно. В 2018 году дата отмечается 21-й раз.

18 февраля 1700 года Петр I издал указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом». Благодаря ему был создан специальный орган для снабжения армии, который обеспечивал ее всем необходимым: хлебом, зерном, крупами. Самостоятельными тыловые войска стали только 1 августа 1941 года. Это произошло благодаря приказу № 0257 Народного комиссара обороны СССР «Об организации Главного управления тыла Красной Армии...». Документ завизировал И. Сталин. Именно дата ратифицирования приказа и стала начальной точкой в праздновании Дня Тыла ВС Российской Федерации.

29 июля 2000 года был обнародован указ «О 300-летии Тыла Вооруженных Сил». Документ подписал президент России В. Путин.

Всемирная неделя грудного вскармливания

Всемирная организация здравоохранения приняла решение о праздновании «Всемирной недели грудного вскармливания» в 1990 году. Это событие проводится с 1 по 7 августа. На сегодняшний день, этот праздник отмечается в 170 странах. Основной целью считается информировать всех родителей о здоровье ребенка. Так как грудное вскармливание влияет хорошо на состояние и развитие любого ребенка.

Роман, Тихон, Степан, Дмитрий, Григорий, Митрофан, Евгения.

  • 1774 год - Впервые выделен молекулярный кислород учеными
  • 1903 год - К лику святых перечислен Серафим Саровский
  • 1914 год - Россия вступила в Первую Мировую Войну
  • 1936 год - Открытие Одиннадцати летних Олимпийских игр в Берлине (Германии)
  • 1964 год - Впервые вышла в эфир государственная радиовещательная компания «Маяк»
  • 1994 год - Сформирован отряд спецназначения ВВ МВД «Русь»
  • Ада Войцик 1905 год - советская киноактриса
  • Жан Батист Ламарк 1744 год - французский естествоиспытатель
  • Валентина Леонтьева 1923 год - советская телеведущая, народная артистка СССР
  • Ив-Сен-Лоран 1936 год - французский модельер
  • Герман Мелвилл 1819 год - американский писатель.

1 августа (19 июля по церковному юлианскому календарю, более известному как старый стиль, который до февраля 1918 года был государственным в России вплоть до его замены большевиками западным григорианским календарем). Вторник 9-й седмицы по Пятидесятнице (седьмой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы ). Поста нет. В этот день в Русской Православной Церкви совершается память 11 угодников Божиих, в том числе обретение мощей величайшего русского святого - преподобного Серафима Саровского, а также Собора Курских святых.

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца . Мощи этого величайшего русского святого, которого знают и любят во всех уголках земли Русской, чье житие выходит многотысячными тиражами, а практически в каждом православном храме есть почитаемая икона этого духовного подвижника, были обретены в 1903 году . Тогда при непосредственном участии императора Николая II состоялось прославление в лике святых этого христианского подвижника.

Сегодня честные останки этого святого пребывают в Серафимо-Дивеевском монастыре. Эта святая обитель Нижегородской епархии хорошо известна всему православному миру именно тем, что уже четверть века назад мощи преподобного Серафима после утраты были найдены и возвращены в монастырь. Безграничная любовь святого старца ко всему миру - от некогда изувечивших его разбойников до диких животных, с которыми преподобный Серафим общался в своем отшельническом лесном уединении, - была способна растопить даже самое черствое сердце, освободив его для принятия благодатных даров Святого Духа.

Подробнее об этом великом подвижнике, другой обители, связанной с его имением, - Саровской, а также о современном значении его подвига вы можете узнать из нашего материала , опубликованного на страницах Царьграда.

Собор Курских святых . Праздник Русской Православной Церкви, установленный в 2003 году в честь угодников Божиих, рожденных в Курской земле или совершавших свое служение в Курской епархии. Празднование Собора Курских святых было установлено в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского , родившегося в Курске в 1754 году .

Преподобная Макрина Каппадокийская . Святая IV века от Рождества Христова, родная сестра величайшего святого, богослова и учителя Церкви - святителя Василия Великого , а также святителя Григория Нисского .

Святая Макрина (в миру Фекла) с детских лет была очень набожной и благочестивой, прекрасно знала Священное Писание и отличалась глубокой молитвенностью. Когда она подросла, ее решили выдать замуж, однако жених вскоре скончался, и святая решила избрать монашеский путь. Но оставила мир только после того, как все ее братья и сестры выросли. Вместе с матерью - святой Емилией - они отпустили рабов, раздали свое имение и приняли иноческий постриг, проведя оставшиеся дни в монашеских подвигах.

Еще при жизни святая Макрина удостоилась от Бога дара совершать чудеса и исцеления. Отошла ко Господу преподобная в 380 году от Рождества Христова.

Преподобный Дий Константинопольский . Святой V века от Рождества Христова. Уроженец Антиохии Сирийской, святой Дий еще в юности удостоился видения, в котором Сам Господь повелел ему идти в Константинополь, где послужить Церкви Христовой и Ее людям. Еще при жизни святой Дий получил дар чудотворений и исцелений. Многие люди стали притекать к праведному старцу за помощью и утешением.

В итоге о подвигах святого Дия узнали император Феодосий Младший и Константинопольский патриарх Аттик. Император распорядился помочь старцу возвести обитель, а патриарх рукоположил его в священнический сан, поставив игуменом нового монастыря.

Преподобный Дий Константинопольский мирно скончался и был погребен в основанном им монастыре около 430 года от Рождества Христова.

Благоверный князь, мученик Роман Олегович Рязанский . Святой страдалец земли Русской из числа князей, прославившихся как защитники веры и отечества в период татаро-монгольского разорения. Оба деда святого Романа погибли в битве с Батыем.

Роман Олегович с юных лет старался защищать притесняемых ордынскими баскаками (сборщиками дани) русских людей от насилия и грабежей. Баскаки оклеветали князя перед ханом Менгу-Тимуром, будто Роман Олегович хулит ханскую веру. Благоверного князя вызвали в Орду, где тот за твердое исповедание христианства был подвергнут страшным мучениям, а затем обезглавлен. Это произошло в 1270 году от Рождества Христова.

Преподобный Паисий Печерский . Русский святой XIV столетия от Рождества Христова, инок Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. В общем каноне Киево-Печерским преподобным, почивающим в Дальних пещерах, сказано, что святой Паисий совершал духовные подвиги в единомыслии и братской любви с другим лаврским святым того времени - преподобным Меркурием .

Блаженный Стефан, король Сербский, и благоверная мать его, святая Милица, княгиня Сербская . Сын и вдова святого мученика Лазаря, князя Сербского , правившего Сербией в страшные для нее годы конца XIV века от Рождества Христова, которому было суждено погибнуть за веру православную и родную землю на Косовском поле в битве с турецким султаном Амуратом в июне 1389 года .

Святая Милица после гибели мужа правила сербским народом, пока не подрос ее сын. В 1393 году приняла монашеский постриг в Жупаневачском монастыре с именем Евгения. Заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани. В конце жизни приняла великую схиму с именем Евфросиния.

Святой Стефан , несмотря на османское иго, строил города, возводил храмы и помогал нуждающимся. Мирно отошел ко Господу в 1427 году от Рождества Христова.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский . Один из самых известных архипастырей начала XVIII века . Выдающийся деятель периода петровских реформ - одной из самых сложных эпох в истории России. Искусный проповедник и просветитель, автор многочисленных произведений в разных жанрах - от широко известных многотомных житий святых до театральных пьес.

Подробнее об этом выдающемся церковном деятеле, а также о некоторых неоднозначных деталях его жития вы можете узнать из нашего материала , опубликованного на страницах Царьграда.

Святители Митрофан и Тихон, епископы Воронежские . Святители, духовно окормлявшие Воронежскую землю в том же непростом для Русской Церкви XVIII столетии.

Владыка Митрофан прославился как талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем жестокий гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь, почитаемый самим царем, и в то же время бессребреник, святитель Митрофан Воронежский вошел в церковную историю как одна из самых противоречивых фигур русской церковной истории второй половины XVII века.

До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.

В 70-х годах XVII столетия от Рождества Христова будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги.

Однако для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе - игумен организовывал сельские школы, в которых грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатии к старообрядчеству.

На Московском Соборе 1681-1682 годов от Рождества Христова для борьбы с русским старообрядчеством и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского. С воцарением Петра I святитель Митрофан стал поддерживать царя в его реформах, хотя и не одобрял столь активной вестернизации. На Воронежской кафедре святитель трудился вплоть до своей кончины в 1703 году .

Поздравляем всех православных христиан с днем христианских подвижников, чья память сегодня совершается! А тех, кто в Святом Крещении или при монашеском постриге получили имена в их честь, рады поздравить с именинами!

Памятник героям Первой мировой войны в Москве (Фото: kremlin.ru)

В декабре 2012 года в число официальных памятных дат России была внесена дата 1 августа, как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов . Он установлен согласно Федеральному закону РФ от 30 декабря 2012 года «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», в целях увековечивания памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в той войне.

Надо сказать, что поминовение павших солдат началось ещё в годы самой войны, ставшей первым военным конфликтом мирового масштаба, одновременно с появлением первых воинских захоронений. Но в годы советской власти в нашей стране Первую мировую войну рассматривали лишь как столкновение империалистических держав.

Но начиная с 1990-х годов всплеск интереса к российской истории и возможность посмотреть на события дореволюционного периода иначе, более всесторонне, позволили отойти от жёсткой однозначной трактовки исторических фактов. Так, историю Первой мировой войны стали рассматривать и с точки зрения её демографических последствий, оценивая данный военный конфликт как величайшую трагедию в жизни людей, и о вкладе той или иной страны, того или иного народа в победу.

Российская Империя, несмотря на своё участие в союзе стран-победительниц (Антанта), вследствие катастрофического внутреннего положения вышла из Первой мировой войны (после подписания сепаратного Брестского мира в 1918 году), а затем была ввергнута в тяжелейшую Гражданскую войну, последствия которой для России стали не менее ужасными, чем последствия Первой мировой войны. Что не перечёркивает доблести русских войск на её фронтах.

Сколько их, известных и безызвестных осталось лежать в земле? Сколько сложило голову «За Веру, Царя и Отечество!»? Сколько отцов, мужей, сыновей не вернулось домой? По приблизительным подсчётам, это число превышает 1 600 000 человек. И это самое большое число потерь среди солдат и офицеров стран-участниц Первой мировой войны.

Первые воинские захоронения стали появляться в западных губерниях Российской Империи ещё в 1915 году. Сегодня, в основном, – это территории зарубежных стран: Латвии, Литвы, Польши, Белоруссии, Украины. Также для захоронений павших в Первую мировую войну русских воинов в феврале 1915 года на землях старинного усадебного парка села Всехсвятского под Москвой (ныне территория района Сокол Москвы) было открыто Всероссийское Братское кладбище и освящена часовня. Вплоть до середины 1920 года захоронения здесь производились практически ежедневно. Но поскольку после революции 1917 года события Первой мировой войны были преданы забвению, то в 1930-е годы и само кладбище было преобразовано в парк.

Лишь в 1994 году постановлением правительства Москвы территория бывшего Братского кладбища была объявлена памятником истории и культуры и поставлена на государственную охрану. На месте центральной части Братского кладбища создан Мемориально-парковый комплекс Героев Первой мировой войны, на территории которого в последующие годы были установлены различные памятники и часовня.

Традиционно 1 августа во многих российских и зарубежных городах, где сохранились данные воинские захоронения, проводятся панихиды по погибшим воинам, возлагаются цветы к могилам и к местам братских захоронений. Одно из первых подобных мероприятий было проведено в 1989 году в Даугавпилсе, тогда ещё Латвийской ССР. С тех пор в этот день мероприятия проводятся ежегодно.

В последние годы и на территории разных регионов России устанавливаются памятники, открываются мемориалы, освящаются часовни в память о российских воинах, погибших в годы той войны. Так, например, в 2014 году памятник героям Первой мировой войны был открыт в Калининграде и в Москве на Поклонной горе.

Флаг Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации

Ежегодно 1 августа в нашей стране отмечается памятная дата - День Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации , установленная Указом Президента РФ № 1393 от 28 июля 2000 года. Но свою официальную историю данный профессиональный праздник всех военнослужащих и гражданского персонала, имеющих отношение к частям и подразделениям тыла ВС России, ведёт ещё с 1998 года, когда был утверждён Приказом Министерства обороны РФ № 225 от 7 мая 1998 года.

За точку отсчёта истории Тыла Вооружённых Сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля Пётр I подписал Указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом».

Был учреждён первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками хлеба, крупы и зернофуража для армии. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.

В последующие годы система тылового обеспечения русской армии совершенствовалась, в том числе с учетом опыта войн. Так, получил развитие транспорт подвоза, была разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба. В Первую мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, работали фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие прием железнодорожного транспорта из тыла страны.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в составе тыла Вооруженных Сил СССР имелись: тыловые подразделения, части и учреждения, входившие в состав воинских частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил; базы и склады с запасами материальных средств; железнодорожные, автомобильные, дорожные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и другие тыловые части и подразделения центрального подчинения. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны.

Однако, существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось. Поэтому, в условиях начавшейся Великой Отечественной войны, 1 августа 1941 года произошло фактическое самоопределение Тыла Вооружённых Сил - Тыл определился как самостоятельный вид или род Вооружённых Сил.

В этот день Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии…», объединившего в своем составе штаб начальника Тыла, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника Тыла Красной Армии. Была введена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла Красной Армии «во всех отношениях» были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления.

Должность начальника Тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником Тыла Красной Армии был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, начальником его штаба - генерал-майор интендантской службы П.В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный и эффективно действующий механизм.

В 2010 году структуры Тыла ВС РФ были реорганизованы в новую структуру - в систему Материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации (МТО ВС РФ), которая объединила два ранее самостоятельных вида всестороннего обеспечения вооружённых сил - технический и тыловой, существовавших в структуре Тыла ВС России. Материально-техническое обеспечение организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности, с целью поддержания войск и сил в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.

1 августа в России отмечается профессиональный праздник – День образования Службы специальной связи . Свою историю эта служба ведет с 1939 года, она много раз переименовывалась, а сегодняшнее ее название – Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (ФГУП ГЦСС).

Днем создания ФГУП ГЦСС является 1 августа 1939 года. Именно в этот день начала свою работу Служба специальной связи Наркомата связи, на основании постановления Совета народных комиссаров СССР от 17 июня 1939 года № 884-145с «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР». Согласно этому же постановлению на новую службу были возложены задачи по перевозке и надежной доставке секретной, совершенно секретной корреспонденции и драгоценных металлов для всех ведомств (кроме высших партийных, государственных и военных органов) «от центра страны до районов и обратно».

Сегодня эти задачи не менее актуальны, чем в то время. И хотя современные технологии позволяют передавать информацию практически мгновенно в любую точку планеты, а услуги различных курьерских компаний – любой груз на любые расстояния (и не выходя из офиса или дома), но всегда существует какая-то важная информация, которая может быть передана только «из уст в уста», и такой ценный «груз», который может быть передан лишь «из рук в руки».

Надо сказать, что для обеспечения такой высокой надежности и секретности доставки необходимой информации или груза с давних пор существовали гонцы, курьеры, посыльные и т.д. Известно, что в России служба гонцов в 10 веке уже успешно функционировала, а при Петре I создание военно-полевой курьерской службы было оформлено законодательно. Знаменитый Фельдъегерский корпус был создан при Павле I в 1796 году. После Октябрьской революции 1917 года хоть и произошли глобальные изменения в структурах управления государством, но потребность в службе секретной связи никуда не пропала.

В первые годы советской власти на фельдъегерскую связь легло очень много обязанностей – осуществление доставки секретных документов партийных и государственных органов, транспортировка золота и других государственных валютных ценностей, обслуживание Госбанка СССР, инкассация денежных средств и многое другое. И с каждым годом этот список задач увеличивался, поэтому вскоре возникла потребность разделить фельдсвязь на две независимые структуры. За фельдъегерами оставили перевозку секретной корреспонденции высших советских, партийных и военных органов, а обеспечение доставки секретной и совершенно секретной корреспонденции всех других ведомств, а также драгоценных металлов и различных ценностей поручили Наркомату связи СССР, который в 1939 году и создал для этого Службу специальной связи.

С началом Великой Отечественной войны спецсвязисты эвакуировали в тыл важные документы и культурно-исторические ценности, обеспечивали доставку корреспонденции воинским частям различных фронтов, партийным и советским органам, оборонным предприятиям и научным учреждениям. В послевоенные годы обязанности Службы спецсвязи весьма расширились – разрабатывались новые документы, вносились изменения в существующие, значительно расширилась география доставки, выросли объемы отправлений…

В настоящее время филиальная сеть ФГУП ГЦСС расположена в 70-ти краевых и областных городах нашей страны, а в других населенных пунктах находятся отделения и пункты специальной связи. Главный центр Спецсвязи находится в Москве. География доставки охватывает населенные пункты России, страны СНГ и зарубежные страны.

А сотрудники ФГУП ГЦСС и сегодня достойно продолжают традиции надежности, заложенные поколениями спецсвязистов, обеспечивая бесперебойную и оперативную доставку секретной и ценной корреспонденции и грузов в интересах государственной безопасности и обороны, укрепления экономического потенциала России. А уникальные методы работы в сфере специальной связи, созданные за десятилетия успешной деятельности, развитая инфраструктура (вооружение и спецтранспорт, отработанная технология работы с отправлениями) и ответственный подход к делу сотрудников Службы спецсвязи создают им безукоризненную репутацию.

Гарантированная защита (Фото: cybrain, Shutterstock)

1 августа в нашей стране отмечается профессиональный праздник сотрудников инкассации - . В этот день в 1939 году была создана служба инкассации при Госбанке СССР.

Инкассация (от итальянского incassare - класть в ящик) - сбор и доставка наличных денег, иностранной валюты и других ценностей в операционную кассу банка .

Необходимость транспортировки и охраны денежных средств и ценностей возникла одновременно с их появлением в конце 9 века в Киевской Руси. Главными торговцами и казначеями в древнем Киеве выступали князь и бояре. Они и обеспечивали охрану торговых караванов силами своих дружин.

С тех давних времен деньги транспортировались либо их владельцами, либо людьми, которых они специально для этого нанимали и которым доверяли. И всегда, когда денег было достаточно много, их сопровождали вооруженные люди, готовые защищать их от грабителей.

Так, в 16 веке торговые караваны Сурожских купцов сопровождались внушительной охраной и возглавлялись «головным гостем» - представителем богатейшей купеческой прослойки, имевшем особое доверие корпорации гостей.

Однако до 20 века специальных служб перевозки ценностей в России не существовало. Охрану государственных средств при транспортировке выполняли воинские команды, государственная почта, фельдъегерская служба. Охрана частных денежных средств при перевозке была личным делом банков и торговцев. Ситуация изменилась после Октябрьской революции 1917 года.

С возникновением потребности сбора денежной наличности предприятий торговли, других организаций и доставки их в учреждения банков, из общей функции сбора и перевозки денег выделилась ее разновидность - инкассация, а вместе с ней возникла и профессия инкассатора.

Сначала инкассация была поручена органам ЧК ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), затем службе фельдъегерской связи СССР. 1 августа 1939 года на основании приказа председателя Правления Госбанка СССР была создана служба инкассации при Госбанке СССР.

В 1988 году было создано Российское объединение инкассации (Объединение «Росинкас»), которое с принятием Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» от 10 июля 2002 года вошло в систему Банка России и является на сегодняшний день самым крупным в стране перевозчиком денежной наличности и других ценностей.

В настоящее время большинство коммерческих банков пользуется услугами государственной службы инкассации, однако у некоторых крупных кредитных организаций существуют собственные службы.

Рост банковского сектора экономики неизбежно влечет за собой увеличение оборота денежных средств. Возникающие проблемы перевозок ценных грузов способствуют дальнейшему развитию служб инкассации, и, как следствие, растут требования к профессионализму сотрудников данных служб.

Эмблема Народно-освободительной армии Китая (НОАК)

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) была организована 1 августа 1927 года, в связи с чем ежегодно в Китае отмечается годовщина Дня создания народно-освободительной армии (People’s Liberation Army Day).

Сегодняшнее название Народно-освободительная армия Китая (НОАК) получила в 1946 году, до этого она носила наименование Рабоче-крестьянской революционной армии, Рабоче-крестьянской красной армии, Восьмой армии и Нового четвертого корпуса.

В состав НОАК входят военно-морские силы, военно-воздушные силы, сухопутная армия, ракетные войска, силы материально-технического обеспечения и Народная вооруженная милиция. И сегодня Вооружённые Силы Китая считаются крупнейшими по численности в мире (более 2 миллионов человек на действительной службе).

Однако сам праздник в настоящее время отмечается довольно скромно. В последние годы об нём напоминают только тематические публикации в газетах и журналах и мероприятия для военнослужащих, организуемые на правительственном уровне, хотя в прошлом годовщины создания партии и армии отмечались весьма широко и с военными парадами.

1 августа отмечается 6 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 1 августа

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Почтение памяти святого Серафима (имя от рождения – Прохор). Праздник в честь обретения его мощей. Прославление святого состоялось в 1903 году.

В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство – краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия».

Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

«Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву.

«Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но… молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды - «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера - «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

Макрина

Преподобной Макрины Каппадокийской

Посвящен сестре святителя Василия Великого – Макрине (Фекле). Жила в IV веке. Обладала даром чудотворений.

Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, родилась в Каппадокии в начале IV века. Ее мать, Емилия, видела во сне Ангела, назвавшего еще не родившуюся Феклой, в честь святой первомученицы Феклы. Святая Емилия исполнила волю Божию и назвала дочь Феклой. Другие же родственники именовали девочку Макриной, в честь бабушки, пострадавшей во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии.

Кроме Макрины в семье было еще девять детей. Святая Емилия сама руководила воспитанием и образованием своей старшей дочери, учила ее грамоте по Священным книгам и псалмам Давида, выбирая те примеры из Святых книг, которые назидали в благочестии и богоугодной жизни. Святая Емилия приучила свою дочь посещать церковные службы и совершать домашние молитвы. Макрина была научена также правильному ведению домашнего хозяйства и различному рукоделию. Она никогда не оставалась праздной и не участвовала в детских играх и забавах.

Kогда Макрина выросла, родители обручили ее с благочестивым юношей, но жених вскоре скончался. Многие молодые люди стремились к браку с ней, но Макрина всем отказывала, избрав девственную жизнь и не желая изменять памяти умершего жениха. Преподобная Макрина жила в доме своих родителей, помогая им исполнять домашние работы вместе со служанками как старшая: она тщательно следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца она стала главной опорой для семьи.

Когда все дети выросли и покинули родной дом, святая Макрина убедила свою мать, святую Емилию, оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в девичий монастырь. Некоторые из служанок-рабынь последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей, вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни.

После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители. Она пользовалась глубоким уважением всех знавших ее. Строгость к себе и воздержание во всем были присущи святой в течение всей жизни. Спала она на досках и не имела никакой собственности. Святая Макрина была удостоена дара чудотворения. Был случай (рассказанный сестрами обители святому Григорию Нисскому после смерти святой Макрины), когда она исцелила девочку, у которой на глазу было бельмо, поцеловав этот больной глаз. По молитвам святой, в ее обители во время голода не оскудевала пшеница, необходимая для пропитания сестер.

Умерла святая Макрина в 380 году, до последнего вздоха вознося благодарственные молитвы Господу за полученные от Него в течение всей ее жизни благодеяния. Похоронена преподобная в одной могиле с родителями.

Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского

Праздник святого Рязанского князя Романа – защитника Родины и христианской веры во времена татарского ига. Был приговорен к мученической смерти за отказ в принятии татарской веры в 1270 году. Прославление святого началось сразу после его кончины.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Преподобного Паисия Печерского

Чествование памяти инока Киево-Печерского монастыря Паисия. Святые мощи находятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Паисий Печерский был иноком Киево-Печерского монастыря. Из общего канона Киево-печерским преподобным, почивающим в Дальних пещерах, известно, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Меркурием (сведения о нем 24 ноября). Оба святых были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время их мощи почивают в отдельных раках.

Блаженного Стефана Лазаревича Нового (Высокого) и матери его благоверной княгини Милицы (во Святом Крещении Евфросинии), Сербских

Считается днем памяти сына и жены Сербского князя Лазаря.

Святой блаженный Стефан Лазаревич, Высокий (ок. 1377 - 1427), деспот (правитель) Сербский, родился около 1377 года старшим сыном благоверных государей Сербских, великомученика Лазаря и святой Милицы.

После того как его отец пал в Косовской битве, в 1389 году стал князем Сербским. В это время он вынужденно признал себя вассалом турецкого султана, но пытался укрепить центральную власть и объединить сербские земли.

Стремясь к освобождению от турецкой зависимости, заключил союз с королём Венгрии, от которого добился уступки Белграда ценой фактического признания венгерского протектората над Сербией. Стефан сделал Белград столицей своей державы.
С 1402 года обрёл независимость от турок и стал титуловаться деспотом. С 1426 года власть Стефана ширится и на Мукачевскую доминию, где покровительствует христианству.

Умел поддерживать благоприятные отношения как с турками, так и с венграми, показав себя искусным дипломатом и воином. Ему удалось уберечь страну от разрушений и даже расширить территории своих владений до Савы и Дуная и Адриатического моря. Он также развил экономику, особенно добычу руды; при нём развернулось книгописание. Святой деспот показал себя усердным храмостроителем – им были построены монастыри Манасия, Руденица, Копорин, Велудже; церковь в Белграде. Стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников, тратя казну на помощь нуждающимся.
Чтил память своего святого родителя и сербских воинов, павших в Косовской битве.
Мирно скончался 19 июля (1 августа) 1427 года.

Житие святого деспота было написано его современником, Константином Философом, после чудесного видения, бывшего ему: сам Стефан явился и наказал Константину написать это житие. В писаниях, составленных вскоре после кончины деспота, он уже именуется святым; называется «блаженным и святым» в сербском родослове, написанном около 1597 года и в другом, составленном во второй половине XVII века. В конце XVI века сербские монахи в переписке папой Климентом VIII указывали что «святое деспотово тело» находилось в Раваницком монастыре. Известны многочисленные изображения святого Стефана в старой сербской церковной росписи, где он представлен с нимбом и подписью «святой царь.»

С XV века почитание святого Стефана также распространилось на Русь, где в Богослужебных рукописях он указан святым. С XVII века он упомянут среди святых и в некоторых чешских месяцесловах. Некоторые исследователи искусства даже полагают, что его скульптура помещена среди венгерских правителей в римо-католическом монастыре Пресвятой Богородицы на Птуйской Горе.

Митрополит Белградский Димитрий, будучи серьезным церковным историком, предложил Архиерейским Соборам королевства Сербского 1907 и 1912 годов соборно внести имя деспота Стефана Лазаревича в диптих святых. Как главные основания для это в то время были указаны его вклад в возведение новых церквей и в развитие книжности. Однако вопрос не был решен из-за нагрянувших Балканских, а затем Первой мировой войн. Лишь на внеочередном Архиерейском Соборе в Пече 26-27 августа 1924 года вопрос был снова поднят патриархом Сербским Димитрием. На Соборе не было достигнуто единогласие: были голоса о создании комиссии, ряд архиереев – митрополит Скопийский Варнава, епископы Битольский Иосиф, Темишварский Георгий, Вршацкий Иларион, Рашско-Призренский Михаил, Жичский Ефрем и Бачский Ириней – высказались за трезвенный и осторожный подход. Наконец, патриарх Димитрий на бдении 19 июля 1927 года провозгласил деспота Стефана святым, предложив Собору внести его имя в диптих святых. Тогда же патриарх написал службу для него.

Преподобного Дия Константинопольского

Является днем памяти святого игумена Дия. Обладал даром чудотворений.

Преподобный Дий родился в городе Антиохии Сирийской в конце IV века в благочестивой христианской семье. С молодых лет он отличался воздержанием, принимал пищу в малом количестве и не каждый день, плоть свою усмирял бдением и непрестанными молитвами. За такие подвиги Господь даровал святому Дию бесстрастие и дар чудотворений.

Господь в видении повелел святому Дию идти в Константинополь и там служить Ему и людям. Святой Дий поселился за городом в уединенном месте, где люди боялись жить. Преподобный Дий мужественно боролся со злобными духами, пытавшимися изгнать его с того места. Он побеждал их молитвой и твердой надеждой на помощь Божию. Усердно помолившись, святой воткнул свой жезл в землю, прося Господа дать жизнь сухому посоху, если Ему угодно видеть Дия пребывающим на том месте. Господь услышал молитву Своего угодника: посох дал корни, начал расти и со временем превратился в огромный дуб, который долго стоял и после кончины святого Дия.

Окрестные жители стали приходить к праведнику за советом, наставлением, просили исцеления от душевных и телесных болезней. Святой Дий молитвой врачевал недуги, а пожертвованное ему раздавал нищим, странникам и больным.

Молва о святом Дии дошла до императора Феодосия Младшего. Он пришел к святому Дию за благословением вместе с Патриархом Константинопольским Аттиком (406-425). Император пожелал, чтобы на месте подвигов святого Дия был устроен монастырь, и дал средства на его постройку. Патриарх посвятил преподобного в священный сан и поставил его игуменом. Вскоре к святому Дию собралась многочисленная иноческая братия. Обители понадобился колодец. Его рыли долго и безуспешно. По молитве преподобного Господь извел источник чистой воды, которая вскоре наполнила весь колодец. Однажды святой, помолившись, воскресил утопленника. Много иных чудес совершал Господь через Своего угодника.

В глубокой старости преподобный Дий тяжело заболел. Он простился с братией, причастился Святых Таин и лежал на одре, как мертвый. В монастырь прибыли для совершения погребения Святейший Патриарх Аттик (память в Субботу сырную) и находившийся в Константинополе Антиохийский патриарх Александр. Святой старец неожиданно поднялся со смертного одра и сказал: «Господь дал мне еще пятнадцать лет жизни». Велика была радость братии.

Святой Дий действительно прожил еще 15 лет, помогая всем советом, наставлением, исцеляя больных, заботясь о нищих и странниках. Незадолго до кончины в алтаре церкви ему явился светлый муж в священнической одежде и предупредил о наступающем дне смерти. Возблагодарив Господа за извещение, святой Дий тихо скончался и похоронен был в своем монастыре (около 430 года.)

* Преподобной Макрины (380), сестры святителя Василия Великого, и * преподобного Дия (ок. 430). *** Преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца (обретение мощей, 1903). * Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Праведного Стефана Высокаго, деспота Сербского (1427) и матери его святой Милицы (1405).
Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Трех святителей: Димитрия, митрополита Ростовского (1709), Митрофана (1703) и Тихона (1783), епископов Воронежских. Преподобных Варлаама, проповедника Кавказского; Григория, нового исповедника; четырех подвижников, в мире преставившихся.

Преподобная Макрина

Преподобная Макрина была сестрой святых Василия Великого и Григория Нисского. Происходила из Каппадокии, от благочестивых родителей Василия и Емилии. Мать тщательно занималась воспитанием дочери. Начала обучение ее с книг Псалтири и Притчей Соломоновых. Она выбирала из этих книг для дочери то, что та могла понимать, и заставляла заучивать наизусть такие места, которыми она могла бы руководиться в жизни, а также молитвы и славословия. Так благочестиво настроенная, Макрина чуждалась рассеянности и любила часто посещать храм Божий. Емилия научила дочь и труду, необходимому и полезному в жизни, приучив ее к женским рукоделиям и домашнему хозяйству, так что она не проводила времени в праздности. Когда Макрина достигла совершеннолетия, к ней стали свататься женихи, многие из них были богатыми и знатными. Но умные и благочестивые родители искали в будущем муже своей дочери не богатства и знатности, а добрых качеств. Такой жених нашелся, и Макрина была обручена с ним. Но, по воле Божией, жених скоро умер. Тогда Макрина решила остаться девой, хотя и предлагали ей других женихов. «Жених мой не умер, - говорила она, - он только в отлучке; зачем же изменять ему?» Она посвятила себя заботам и трудам для семьи своих родителей, - облегчала труды и хлопоты матери по хозяйству и воспитанию братьев и сестер. Макрина так трудилась по хозяйству, что несколько служанок не могли исполнить того, что делала она одна. Когда же все братья и сестры Макрины выросли и могли заботиться сами о себе, она убедила мать вместе удалиться в монастырь в Понте, на берегу реки Ирисы. Здесь подвизались они в молитве, трудах и пении псалмов. Всякую минуту считали потерянной, если она употреблена была на что-нибудь ненужное.
Св. Макрина была так целомудренна, что когда однажды образовался нарост у нее на груди и нужно было сделать операцию, она, стыдясь обнажить свое тело, не решалась на операцию, а со слезами молилась Богу об исцелении, и Господь исцелил ее. При жизни она творила много чудес. Скончалась св. Макрина в 380 г.

Преподобный Дий

Преподобный Дий происходил из Антиохии и научился благочестивой жизни от своих родителей. Переселившись в Константинополь, он построил келью близ города и начал там подвизаться. К нему стал стекаться народ для поучения и приносить разные приношения. Святой же все, что получал, раздавал бедным и странникам. Сам император Феодосии Младший, услышав о святом подвижнике, посетил его и с любовью слушал его поучения. Император построил храм и обитель на том месте, где жил св. Дий и поставил его здесь игуменом. Святой обладал даром чудотворения. Скончался он около 430 г.

Преставление Романа, князя Рязанского

Преставление Романа, князя Рязанского. Он жил во время татарского ига - время трудное для России. Жаль было князю Родины, страдавшей от татар, и он много молился за нее; по мере возможности старался облегчать участь разоренных и угнетенных своих подданных, защищал их от нападений татар. Особенно же старался внушать всем и словом, и примером своим любовь к вере и благочестию как лучшим способам утешения в скорбях и несчастьях. Сам беспрекословно повиновался татарским ханам. Господь судил ему умереть за Христа в татарской Орде. В 1270 г. рязанский баскак (татарский начальник) по злобе оклеветал князя Романа перед ханом Темиром, будто бы он хулит хана и смеется над его верой. Хан поверил клевете, вызвал князя в Орду и потребовал или принять татарскую веру, или идти на мученическую смерть. Князь отвечал, что он ни за что не переменит своей веры. «Истинная вера одна - христианская. Жалею я о вашей слепоте», - говорил он при этом. Его начали бить и бросили в цепях в темницу. Здесь князь молился, чтобы Господь подал ему силу совершить мученический подвиг, и молитва укрепила его. Хан присудил св. Романа к казни, и ему сначала отрезали язык, затем вырезали глаза, отсекли пальцы рук и ног, обрезали уши и губы, наконец, отрубили руки, ноги и голову. Тело св. Романа было тайно унесено русскими в Рязань и погребено здесь.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) родился 19 июля 1759 г. в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Еще в раннем детстве он лишился отца. Детство Прохора ознаменовалось двумя событиями, указывавшими на то, что Господь хранит его особо для великих дел. Мальчик, забравшись с матерью на колокольню, начатую еще его покойным отцом, но не завершенную, упал с самого ее верха и чудесным образом остался невредим. В возрасте 10 лет Прохор опасно заболел и лежал при смерти. Но тут ему во сне явилась Божия Матерь и обещала исцеление. Случилось так, что крестный ход с Курской Коренной иконой Божией Матери из-за сильной грязи свернул во двор дома, где жил Прохор, и его мать приложила отрока к иконе. Прохор скоро выздоровел.
По благословению старца Киево-Печерской лавры отца Досифея Прохор поступил в Саровскую пустынь, где был пострижен с именем Серафим. Там произошло второе его исцеление от смертельной болезни. Явившаяся ему ночью Богородица сказала: «Сей - нашего рода». Вскоре после рукоположения в сан иеро-монаха 2 сентября 1793 г, преподобный Серафим принял на себе попечение о Дивеевской женской общине.
В 1794 г. преподобный испросил благословение у настоятеля Исайи на подвиг пустынно-жительства и удалился в дремучий сосновый лес, где в молитве, посте и трудах проводил время, возвращаясь по воскресеньям в монастырь, чтобы причастится Святых Христовых Тайн. В «дальней пустыньке», как любил называть свое уединенное жилище святой старец, он ежедневно совершал молитвенное правило по строгому уставу древних пустынножи-тельных монастырей, а также по чинопоследованию, им самим составленному и известному как «келейное правило отца Серафима», нередко полагая при этом до тысячи поклонов. С неизменным усердием он читал святоотеческие и богослужебные книги, Священное Писание и особенно Евангелие, с которым никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет. Одеждой преподобному служил один и тот же белый полотняный балахон.
Образ жизни старца был до крайности суров. Даже в сильные морозы келья его не отапливалась. Спал он, сидя на полу и прислонясь к стене либо подложив под голову камень или поленья. Преподобный соблюдал очень строгий пост, питаясь один раз в сутки. Не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему. Восходя от силы в силу, подвижник усугубил труды, взяв на себя особый подвиг - столпничество. Каждую ночь преподобный молился на большом гранитном камне. Днем он также молился в келье на другом, принесенном из леса камне. Тысячу дней и ночей длилось это молитвенное стояние.
Однажды в лесу на него напали разбойники. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, а затем, не найдя ничего кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись своего злодеяния. Утром преподобный с трудом добрел до обители. Восемь суток страдал он от нестерпимой боли, отказавшись от помощи врачей, и был исцелен Пресвятой Богородицей, явившейся ему в тонком сне в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.
По смерти настоятеля и своего духовного руководителя иеромонаха Исайи он принял обет молчания, который сравнивал с крестом, «на котором человек должен распять себя со всеми страстями и похотями». Вынужденный по состоянию здоровья и по приказанию монастырского начальства вернуться в обитель, он продолжил этот подвиг, поселившись в затворе.
25 ноября 1825 г. Пресвятая Богородица в сопровождении святителей - Римского Климента и Александрийского Петра - явилась преподобному Серафиму в сонном видении и повелела выйти из затвора для врачевания немощных человеческих душ. Началось восхождение на высшую ступень монашеского подвига - старчество. Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить благословение от угодника Божия. По молитве преподобного исцелялись многие, чьи тяжкие недуги не поддавались земному врачеванию. Первым, на ком проявилась его чудотворная сила, был нижегородский помещик М.В.Мантуров, который в знак благодарения всю жизнь посвятил устройству Дивеевской женской обители. Среди восставших от одра болезни по молитвам преподобного был и НА Мотовилов, всю последующую жизнь находившийся под духовным руководством старца и записавший его замечательные поучения о цели христианской жизни.
Последние годы жизни преподобный Серафим постоянно заботился об устроенной по повелению Пресвятой богородицы Мельничной девичьей общине в том же Дивееве, четвертом и последнем уделе Матери Божией на земле. На склоне лет преподобный Серафим удостоился еще одного, двенадцатого и последнего при жизни, посещения Пресвятой Богородицы, которое последовало 25 марта 1832 г. в праздник Ее Благовещения и явилось как бы указанием на его скорую блаженную кончину. Преподобный стал к ней усердно готовиться. Накануне дня кончины преподобный Серафим причастился Святых Христовых Тайн, благословил и поцеловал братию, простился со всеми и сказал: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Утром 2 января 1833 г. преподобный Серафим был найден почившим коленопреклоненно, с крестообразно сложенными на груди руками, перед иконой Божией Матери «Умиление». Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле около алтаря Успенского собора обители.
В продолжение семидесяти лет множество людей с верою прибегали к помощи преподобного Серафима. Его общецерковное почитание не прекращалось. 26 января 1903 г. определением Святейшего Синода иеромонах Серафим был прославлен в лике святых. 19 июля, в день рождения преподобного с великим торжеством в присутствии царской семьи и при большом стечении народа совершилось открытие его честных и многоцелебных мощей. Старец предвидел это событие, как и дальнейшую судьбу России, грядущие тяжелые испытания и гонения на православный народ.
После революции Саровская и Дивеевская обители были закрыты, а мощи преподобного Серафима исчезли. 11 января нов. ст. 1991 г. они были вторично обретены в городе на Неве и переданы Святейшему Патриарху Алексию П. 7 февраля они были торжественно перенесены в Москву, в Благовещенский кафедральный собор для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь к месту земных подвигов старца.
Почитание Саровского подвижника - особое у верующего народа, который поставил его в одном ряду с другим печальником и молитвенником, игуменом земли Русской, преподобным Сергием Радонежским. Преподобный Серафим - усердный молитвенник и ходатай пред Господом о всех обездоленных и нуждающихся в помощи.
Память преподобному Серафиму празднуется также 2(15) января, в день его представления (1833 г.) и второго обретения мощей (1991 г.).

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
12.03.2019 -
13.03.2019 -
14.03.2019 -

Loading...Loading...