Баль шем тов год рождения и смерти. Духовные лица и мудрецы

, Подолье , Речь Посполитая (ныне - Борщёвский район , Тернопольская область ., Украина) - 22 мая , Меджибож , Подолье, Речь Посполитая) - основатель хасидского движения в иудаизме , рабби.

Биография

Ранние годы

Баал-Шем-Тов родился у бедных и немолодых родителей в маленьком городке Окопы , (ныне - село Борщёвского района , Тернопольской области в Украине), и при рождении получил имя Исраэль. Хасидская традиция гласит, что к его отцу Элиэзеру под видом путника пришел пророк Илья и предсказал рождение сына . Перед смертью Элиэзер завещал маленькому Исраэлю «не бояться никого, кроме Бога одного», и любить любого еврея, каким бы он ни был. В пять лет Исраэль осиротел .

В 1716 году женился, но вскоре овдовел и начал странствовать по еврейским местечкам Восточной Галиции . В Язловце (близ Бучача) ему удалось получить должность меламеда в хедере . Одновременно он был шойхетом (резником) в различных местечках и деревнях.

Карпатский затвор

В 1727 году Бааль Шем Тов женился во второй раз, на дочери рабби Эфраима из Бродов и сестре известного даяна рабби Гершона Китовера (из Кут), ставшего позже учеником Бааль Шем Това. Помолвка произошла вследствие того, что рабби Эфраим был восхищен ученостью Бешта. Однако рабби Эфраим вскоре умер. Когда же Бешт пошел свататься вторично, то брат невесты рабби Гершон даже не хотел пускать его на порог, так как принял Бешта за простого украинского крестьянина. Тем не менее недоразумения уладились и свадьба состоялась. От второго брака у Бааль Шем Това родились сын Цви и дочь Адель. Однако отношения с рабби Гершоном не ладились и молодой семье пришлось уехать в далекое местечко Вижница в Карпатских горах (Черновицкая область), где Бешт прожил семь лет, зарабатывая на жизнь тяжёлым физическим трудом. Он добывал известь и торговал ею. В этот период Бааль Шем Тов много времени посвящал уединённой медитации (ѓисбойдедус ) и, согласно традиции, постиг многие тайны Торы. В это время Исраэль познакомился с атаманом разбойников Довбушем , банде которого помог укрыться в пещере. За это Довбуш подарил Исраэлю трубку, с которой тот не расставался до конца жизни.

Цадик

В 1734 году Бааль Шем Тов раскрылся и стал быстро широко известен как цадик и целитель. Ему приписывалась способность изготовлять талисманы и изгонять злых духов. Согласно хасидскому преданию, Бааль Шем Тов вызывал Сата́на , чтобы узнать тайну имени Бога . Он не выступал с публичными проповедями и не писал сочинения, своё учение он излагал лишь своим ученикам. В 1740 году он поселился в Меджибоже (Межбуже), где и протекала его основная деятельность. Постепенно Меджибож стал центром хасидизма. Бааль Шем Тов получал жалованье от местной общины как Бааль-шем и смог собрать в своей ешиве десятки учеников, которые стали, в свою очередь, лидерами хасидизма в следующем поколении. Бааль Шем Тов умер в 1760 году (5520 по еврейскому календарю). Перед смертью он сказал, что выходит через одну дверь и входит в другую.

После смерти

После его смерти руководство движением перешло к рабби Дов-Беру из Межерича . Среди выдающихся учеников Бааль Шем Това также были рабби Пинхас из Кореца , рабби Яков Йосеф из Полонного , рабби Йехиэль Михл из Злочева , рабби Исроэль Хориф из Сатанова , рабби Менахем Нохум из Чернобыля , рабби Меир Марголиус из Острога , рабби Мойше из Долины , рабби , рабби Хаим из Красно, рабби Нахман из Ѓороденки , рабби Шмуэль Каминкер, рабби Вольф Кицес, рабби Довид Лейкес и многие другие.

Ученики Баал Шем Това

  • Рабби Дов-Бер из Межерича преемник Баал Шем Това.
  • Рабби Пинхас из Корца
  • Рабби Яков Йосеф из Полонного
  • Рабби Йехиэль Михл из Злочева
  • Рабби Менахем Нохум из Чернобыля
  • Рабби Исроэль Хориф из Сатанова
  • Рабби Меир Марголиус из Острога
  • Рабби Мойше из Долины
  • Рабби Арье-Лейб - «мохиах» из Полонного ,
  • Рабби Хаим из Красно
  • Рабби Нахман из Ѓороденки
  • Рабби Мордехай из Заслава
  • Рабби Шмуэль Каминкер
  • Рабби Вольф Кицес
  • Рабби Довид Лейкес

Учение

Бешт разработал в рамках иудаизма изощренную мистическую систему, основанную не на интеллектуальном постижении Бога (как это делали учёные каббалисты), а на страстном религиозном рвении, доступном простым мирянам. Целью был «двекут» - единение с Богом.

Идея «двекут » («прилепления») заимствована из самой Торы: «[Дабы ты] любил Господа [YHVH ], Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся [давок] к Нему; ибо в этом жизнь и долгота дней твоих…» (Втор. 30:20). Достигнуть двекут - значит осознать Присутствие Бога в твоей жизни. Позже хасидские учителя утверждали, что двекут - это такой союз с Богом, который требует полного растворения в Нем собственного «я». Бешт, в отличие от раввинов, приверженных сложным теоретическим построениям и кропотливым исследованиям, полагал, что двекут - высшая цель религиозной жизни - не является прерогативой избранных мистиков, знакомых с эзотерическими писаниями и каббалистическими комментариями Торы, а представляет собой состояние сознания, доступное даже человеку совершенно неграмотному. Достаточно просто отдаться радости служения Богу через мицвот (заповеди). «Божественное Присутствие не нисходит на того, кто печалится в заповедях; оно нисходит на того, кто в заповедях радуется» (Бешт).

Изречения

  • Мир - из Бога и в Боге.
  • Человек - как бы лестница, вершиною своею упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы
  • Ни один человек не падает так низко, чтобы не смочь подняться к своему Творцу
  • Чтобы вытащить из грязи себе подобного, нужно самому ступить в грязь
  • Мелкие цадики любят мелких грешников, великий цадик любит великого грешника
  • иногда святость - всего лишь нечистое искушение
  • каждый еврей является частью Шехины
  • Не отвергай красоту девушки, но стремись, чтобы признание красоты возвращало тебя к её источнику - Богу. Если человек овладеет этой мудростью, то его физическое наслаждение будет влечь за собой и духовный рост

Фотографии

    BaalShemMatzeivoh.JPG

    Надгробие на могиле (до реставрации 2006-2008)

    Inside Besht Shul Medzhibozh.jpg

    Интерьер Бейс-Мидраша (синагоги) Баал-Шем-Това, 1915

    Интерьер Бейс-Мидраша после реконструкции в 2005 году

Напишите отзыв о статье "Баал-Шем-Тов"

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  • «Шивхей Бааль Шем Тов» («Прославление Бааль Шем Това»),
  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Агнон Ш. Й. Рассказы о Бааль-Шем-Тове . М., Текст , 2011.
  • 100 еврейских общин Украины. Вып.2. Подолия. СПб. 2000 г.

Примечания

Ссылки

  • Учения Бааль Шем Това.
  • Учение Бааль Шем Това.
  • Эли Визель, «Рассыпанные искры». Биографии учителей хасидизма.
  • на сайте
  • , р. Шлойме Абиш, «Оригинальные источники биографии Бааль Шем Това»

Отрывок, характеризующий Баал-Шем-Тов

– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.
– С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете?
– Давай, давай.
Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.

Основатель хасидизма рабби Исраэль Баал Шем Тов, более известный как БеШТ (по первым буквам Б аал Ш ем Т ов), родился 18 элула 5458 года от сотворения мира (1698 г. по григорианскому календарю) в небольшом карпатском городке Окопе - через пятьдесят лет после начала «освободительной войны» Хмельницкого, практически уничтоживших еврейские общины Украины, Подолии, Волыни и Польши. На момент рождения БеШТа последствия той катастрофы ощущались весьма отчетливо, оставшиеся евреи пребывали в глубоком отчаянии, начался рост ассимиляции. И потому большую часть своей жизни Баал Шем Тов потратил на борьбу с духовными последствиями погромов.

Тем не менее, неправильно было бы предполагать, что хасидизм являлся исключительно «духовным лекарством», необходимым для лечения больных, но не имевшем никакой ценности для здоровых. Одним из важнейших утверждений, составляющих учение Баал Шем Това, является именно принцип жизненной необходимости хасидизма для духовного благополучия любого еврея. Пусть даже этот еврей не знает слов «погром», «ассимиляция» и т.п.

Эта идея важна для правильного понимания жизни и учения Баал Шем Това, поскольку часто можно услышать, что хасидизм был, в основном, предназначен для притесняемых и необразованных народных масс. И хотя БеШТ и его последователи действительно направляли большую часть своей энергии на помощь бедным безграмотным евреям, это все же не являлось основной характеристикой хасидизма, привнесшего в мир Торы и заповедей новый свет и новую глубину, благодаря чему в практике иудаизма были открыты новые направления.

Учение, на котором зиждится хасидизм, ранее было известно лишь избранным, но однажды пришла пора открыть его всему еврейству. Миссия Баал Шем Това заключалась как раз в том, чтобы начать эту работу и укоренить основы хасидизма, чтобы он смог полноценно развиваться и стать неотъемлемой частью еврейской жизни.

Хасидизм никогда не считался необязательным дополнением к еврейской жизни - наоборот, он являлся необходимой опорой, только благодаря которой до сих пор сохраняются наиболее существенные характеристики иудаизма и сама сущность еврейства.

Пятилетним малышом Баал Шем Тов осиротел. Его отец, благочестивый, праведный человек, завещал ему: «Сын мой, не бойся никого, кроме Б-га. Люби каждого еврея всем своим сердцем и душой».

Опекаемый общиной, он получил обычное для еврейских мальчиков того времени образование. Ему нравилось проводить свободное время на лоне природы в окрестностях родного города, где благодаря красоте тех мест и чувствительности собственной души мог наслаждаться величием Мироздания.

ТАЙНЫЕ КАББАЛИСТЫ

Четырнадцатилетним подростком БеШТ вступил в группу нистарим (досл. - сокрытые), в которую входили тайные мистики, последователи рабби Адама Баал Шема из Ропшиц. В соответствии со своей миссией, они странствовали от города к городу, общались с раввинами, учеными людьми, бедными рабочими и богатыми предпринимателями, поддерживая и даря надежду тем, кто пребывал в состоянии горестного пессимизма.

Через четыре года, по предложению БеШТа, нистарим взяли на себя ответственность за религиозное образование этих общин. Благодаря им были устроены подходящие школы, найдены набожные, квалифицированные преподаватели; особое внимание уделялось нуждам бедных.

После смерти рабби Адама Баал Шема, новым лидером нистарим был избран рабби Исраэль, Баал Шем Тов, который сразу же занялся основанием религиозных школ (хейдеров ) для детей, а для более старших мальчиков организовывались школы более «продвинутого» типа, предназначенные для изучения Талмуда. По инициативе БеШТа, они появились в сотнях еврейских общин.

Эта четкая, хорошо организованная религиозная образовательная система стала одним из лучших примеров служения Б-гу и соблюдения заповеди любви к евреям (аhават исраэль ). Для достижения второй цели нистарим сосредоточили свое внимание на том, чтобы помогать народу достичь высот Торы; тогда, в условиях тотальной безграмотности, это было жизненно необходимо.

В этот период биографии БеШТа в его распоряжении оказалось немало рукописей, ранее принадлежавших рабби Адаму Баал Шему и раскрывавших тайны каббалистического учения, которое он тогда подробно изучал.

На какое-то время БеШТ поселился в местечке Броды, где женился на сестре мудреца рабби Авраhама Гершона Китовера. У супругов родились сын Цви и дочь Адель (hодале).

На протяжении десяти лет, начиная с 5484 года от сотворения мира (1724 г. по григорианскому календарю) года, БеШТ вел уединенный образ жизни, полностью посвятив себя интенсивному изучению Торы. Существует письменное свидетельство о том, что в это время он получал наставления от Ахии из Шило, древнееврейского пророка времен царя Давида. Душа пророка регулярно являлась БеШТу и раскрывала перед ним тайны Торы.

ОСНОВАНИЕ ХАСИДИЗМА

В 5494 (1734) году 36-летний БеШТ переехал в Меджибож, где начал публично преподавать доктрину хасидизма. Нужно помнить, что в те времена изучение Торы являлось единственно возможным путем исповедания иудаизма, и безграмотные, необразованные евреи считались «второсортными».

Согласно учению Баал Шем Това, иудаизм и Тора принадлежат всем евреям; соответственно, каждый еврей, вне зависимости от своего общественного положения, происхождения или даровитости, способен служить Б-гу, а исполнение заповеди любви к евреям (аhават исраэль ) должно заключаться в желании жертвовать собой ради любого другого еврея.

Он проповедовал, что почитание Б-га жизненно необходимо для полноценного существования любого еврея; что религиозный потенциал молитвы бесконечен. И хотя молитва отчасти выполняет функцию обращения к Б-гу с просьбой удовлетворить какую-либо просьбу, она, скорее, все же является первоочередным способом единения человека с Б-гом, когда человек отказывается от осознания самостоятельного существования и осознанно вступает в вечное бытие Б-жье. Ощутимая связь с Владыкой мира дает человеку спокойствие, а лишь в таком состоянии человек может ощутить истинное веселье (симха ). Симха шель мицва (радость от исполнения заповеди), теплота и любовь по отношению к другим стали основной качественной характеристикой хасидизма.

Толпы людей начали стекаться в Меджибож; у БеШТа появлялось все больше и больше пылких последователей, среди которых было немало высоко почитаемых и прекрасно образованных раввинов и талмудистов того времени. Величайших из них, рабби Довбер из Межерича, стал последователем БеШТа и учителем выдающегося рабби Шнеора Залмана из Ляд. Эти и многие другие выдающиеся ученые и раввины помогали распространять учение БеШТа в своих общинах, и вскоре хасидизм распространился по всей Польше и ее окрестностям.

СОПРОТИВЛЯЮЩИЕСЯ

Некоторые раввины, незнакомые с учением Баал Шем Това, отнеслись к хасидизму с подозрением, опасаясь, что он является всего лишь очередным ложным «мессианским» движением, и принимали его в штыки. Эти подозрения были более, чем безосновательны, поскольку Баал Шем Тов и его последователи сами являлись ярыми противниками таких движений.

С первым открытым сопротивлением БеШТ и его последователи столкнулись в 5515 году от сотврения мира (1755 г. по григорианскому календарю) , то есть через двадцать лет после начала публичной деятельности БеШТа. Однако ничто уже не могло остановить бурное развитие движения хасидизма, которое привлекало к себе все больше и больше последователей как в народных массах, так и среди ученых и раввинов.

Таким образом, в последние годы своей жизни Баал Шем Тов стал свидетелем борьбы, которая на какое-то время разделила еврейский народ на два лагеря - хасидим и митнагдим (или миснагдим ; досл. - сопротивляющиеся). Однако он предвидел победу, которую, в конце концов, должно было одержать его учение, и окончательное повсеместное принятие своих идей еврейским народом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рабби Исраэль Баал Шем Тов скончался в 5520 (1760) году, в первый день праздника Шавуот (6 сивана) в возрасте шестидесяти двух лет. Он не оставил никаких письменных работ, но его учения и доктрины были записаны его учениками и опубликованы в их работах и собраниях сочинений. Учение Баал Шем Това, являющееся системой мысли и философии еврейской жизни, можно обнаружить во многих хасидских книгах, особенно в работах рабби Шнеура Залмана, основателя движения ХаБаД–Любавич.

Влияние Рабби Исраэля Баал Шем Това продолжало набирать силу даже после его смерти. Вскоре был положен конец долгому конфликту между хасидим и митнагдим, и хасидов перестали подозревать в еретических идеях. Более того, они были признаны благочестивыми представителями традиционного иудаизма. Прошло всего полвека - и половина еврейского населения Восточной Европы стала приверженцами хасидизма.

Сегодня, спустя более чем двести пятьдесят лет со дня смерти Баал Шем Това, движение хасидизма и его яркие ответвления являются одной из самых жизнеспособных, динамических и творческих сил ортодоксального иудаизма.

Бааль Шем Тов родился у бедных и немолодых родителей в маленьком местечке Окопы, (ныне - село Борщёвского района, Тернопольской области на Украине), и при рождении получил имя Исраэль. Хасидская традиция гласит, что к его отцу Элиэзеру под видом путника пришел пророк Илья и предсказал рождение сына. Перед смертью Элиэзер завещал маленькому Исраэлю «не бояться никого, кроме Бога одного», и любить любого еврея, каким бы он ни был. В пять лет Исраэль осиротел.

В 1710 году окончил хедер и стал помощником меламеда (учителя). Существует легенда, что уже в молодости Исраэль сразился с волком-оборотнем, пугающим еврейских детей, и убил его ударом дубины под пение псалмов. В этот же период он познакомился с учением Каббалы посредством Адама Баал Шема. Непосредственно с Адамом, жившим в Вене Исраэль знаком не был. Однако, согласно хасидской традиции, умирающий Адам получил откровение передать таинственные письмена некому Исраэлю в Окуп, что было сделано посредством его сына в 1712 году. К этому времени Исраэль уже работал сторожем в синагоге. По преданию, желая проверить силу, сын каббалиста и сторож синагоги вызвали ангела огня, который едва не привел к пожару.

Восстановленный клойз БЕШТа в Меджибоже (Фото: Евгений Шнайдер)

В 1716 году женился, но вскоре овдовел и начал странствовать по еврейским местечкам Восточной Галиции. В Язловце (близ Бучача) ему удалось получить должность меламеда в хедере. Одновременно он был шойхетом (резником) в различных местечках и деревнях.

Цадик

В 1734 году Бааль Шем Тов раскрылся и стал быстро широко известен как цадик и целитель. Ему приписывалась способность изготовлять талисманы и изгонять злых духов. Согласно хасидскому преданию, Бааль Шем Тов вызывал Сата́на, чтобы узнать тайну имени Бога. Он не выступал с публичными проповедями и не писал сочинения, своё учение он излагал лишь своим ученикам. В 1740 году он поселился в Меджибоже (Межбуже), где и протекала его основная деятельность. Постепенно Меджибож стал центром хасидизма. Бааль Шем Тов получал жалованье от местной общины как Бааль-шем и смог собрать в своей ешиве десятки учеников, которые стали, в свою очередь, лидерами хасидизма в следующем поколении. Бааль Шем Тов умер в 1760 году (5520 по еврейскому календарю). Перед смертью он сказал, что выходит через одну дверь и входит в другую.

Огель Бааль Шем Това, Меджибож (Фото: Евгений Шнайдер)

Учение

Бешт разработал в рамках иудаизма изощренную мистическую систему, основанную не на интеллектуальном постижении Бога (как это делали учёные каббалисты), а на страстном религиозном рвении, доступном простым мирянам. Целью был «двекут» - единение с Богом.

Идея «двекут» («прилепления») заимствована из самой Торы: «[Дабы ты] любил Господа , Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся [давок] к Нему; ибо в этом жизнь и долгота дней твоих…» (Втор. 30:20). Достигнуть двекут - значит осознать Присутствие Бога в твоей жизни. Позже хасидские учителя утверждали, что двекут - это такой союз с Богом, который требует полного растворения в Нем собственного «я». Бешт, в отличие от раввинов, приверженных сложным теоретическим построениям и кропотливым исследованиям, полагал, что двекут - высшая цель религиозной жизни - не является прерогативой избранных мистиков, знакомых с эзотерическими писаниями и каббалистическими комментариями Торы, а представляет собой состояние сознания, доступное даже человеку совершенно неграмотному. Достаточно просто отдаться радости служения Богу через мицвот (заповеди). «Божественное Присутствие не нисходит на того, кто печалится в заповедях; оно нисходит на того, кто в заповедях радуется» (Бешт).

Могила Бааль Шем Това (Фото: Евгений Шнайдер)

Изречения

· Мир - из Бога и в Боге.

· Человек - как бы лестница, вершиною своею упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы

· Ни один человек не падает так низко, чтобы не смочь подняться к своему Творцу

· Чтобы вытащить из грязи себе подобного, нужно самому ступить в грязь

· Мелкие цадики любят мелких грешников, великий цадик любит великого грешника

· иногда святость - всего лишь нечистое искушение

· каждый еврей является частью Шехины

· Не отвергай красоту девушки, но стремись, чтобы признание красоты возвращало тебя к её источнику - Богу.

Если человек овладеет этой мудростью, то его физическое наслаждение будет влечь за собой и духовный рост

После смерти

После его смерти руководство движением перешло к рабби Дов-Беру из Межерича. Среди выдающихся учеников Бааль Шем Това также были рабби Пинхас из Кореца, рабби Яков Йосеф из Полонного, рабби Йехиэль Михл из Злочева, рабби Исроэль Хориф из Сатанова, рабби Менахем Нохум из Чернобыля, рабби Меир Марголиус из Острога, рабби Мойше из Долины, рабби Арье-Лейб - «мохиах» из Полонного, рабби Хаим из Красно, рабби Нахман из Ѓороденки, рабби Шмуэль Каминкер, рабби Вольф Кицес, рабби Довид Лейкес и многие другие.


«БААЛ ШЕМ ТОВ»

Порой, когда религиозные или политические движения оказываются невосприимчивыми к нуждам человека, великая жажда простоты, мятежный дух овладевают людьми, и они ищут перемен. В начале XVIII в. большинство восточноевропейских евреев проживали в местечках без особой надежды на материальное благополучие. Еврейская община ценила тогда грамотных и квалифицированных работников. В местечках главенствовали семьи богатых торговцев, раввины и адвокаты. Бедняки были бесправны перед местечковыми советами.

В этой общине, насчитывавшей половину евреев мира и страдавшей от олигархии и угнетения, родился Баал Шем Тов, или "Учитель с божественным именем". Исраэль бен Елиэзер был бедняком, бродягой, сиротой, помощником учителя, копателем извести, хозяином постоялого двора, на все руки мастером, изготовителем амулетов, знахарем. Большая часть истории его жизни была пересказана его последователями и обросла удивительными легендами. Он не оставил никаких сочинений. О его дивных делах мы знаем из воспоминаний учеников. И все же велико было его влияние на развитие современного иудаизма. Наряду с развитием правоверной раввинской иудейской мысли, вершиной которой был Виленский Гаон, либерализацией, возглавленной философом Просвещения Мозесом Мендельсоном, Бешт (таково было прозвище Баала Шем Това) привнес сердечность и экстаз в молитву, страсть в сухие слова религиозного обряда.

Для некоторых современников Бешт был лидером еретиков, подобных последователям лжемессии Шабтая Цви или безумного Иакова Франка, проповедовавшего свободную любовь и обратившего позже всю свою группу в католицизм.


«БААЛ ШЕМ ТОВ»

Простые же люди обожали Бешта. Он проповедовал, что любой человек может общаться с Богом. Ученость не так важна, как набожность. Только через полное самозабвение путем духовного возвышения добьются праведники милости небесной. Любой может молиться, даже не будучи очень грамотным. Свист простака непосредственно достигает неба, неся с собой молитвы всей общины.

Согласно Бешту, поскольку Бог вездесущ, присутствует повсеместно - и в прозаичном слизняке, и в великолепном лесу, все вокруг дает радость, счастье окружает каждое живое существо. Бог заповедал нам быть счастливыми, петь и танцевать, чувствовать каждой клеточкой Его чудную щедрость. Бешт учил, что Рай скрыт за святыми словами, доступными каждому, кто позволяет экстазу молитвы вести за собой.

Одно из главных его творений - "цадик" (праведник) было использовано последователями для создания великих династий раввинов, Некоторые из которых сохранились до наших дней (например, Любавичское хасидское движение ведет свое происхождение с конца восемнадцатого века от учеников Бешта). Цадиком была исключительная личность, уникальная праведность которой делала ее особенно близкой Богу. Цадик мог даже ходатайствовать перед волеизъявлением Божьим. Преемники Баала Шема Това - Дов Баер и раввин Нахман из Братиславы внесли заметный вклад в дело расширения политического значения цадика, называвшегося также "ребе", чьи духовные ценности служили образцом для его общины, и носителем святых даров.

После смерти Баала Шем Това восточноевропейские евреи раскололись на долгие годы на приверженцев его экстатических идеалов и его более традиционных оппонентов во главе с Виленским Гаоном.

Хасиды прозвали его последователей митнагдим - противниками их собственной радости. Еврейское Средневековье завершилось конфликтом между хасидами и митнагдим, ставшим позже относительно бессмысленным на фоне светского еврейского Просвещения, или Гаскалы. Хасиды еще больше сосредоточились на изучении Талмуда. Это сблизило их с главным обычаем и отдалило от восторгов Бешты. Помимо его физического присутствия с курительной трубкой в зубах требовалась еще и определенная структура.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Выдающийся знаток сокровенного учения и праведник, основатель хасидского движения.

Раби Исраэль бар Элиэзер Бааль Шем Тов (Бешт; 5458—5520 /1698—1760/ гг.) — выдающийся знаток сокровенного учения и праведник; основатель хасидского движения.

Согласно хасидской традиции, родился восемнадцатого элуля 5458 /1698/ года в местечке Окуп, находящемся на рубеже между Подолией (юго-западной Украиной) и Валахией (Румынией).

Осиротел в раннем детстве.

Хасиды рассказывают, что перед смертью отец взял его на руки и сказал: «Помни, что с тобой всегда Б-г, а раз так — ничего не бойся!», — эти последние слова отца Исраэль пронес через всю свою жизнь (Шивхей Бешт 1).

Уже с детства в нем проявилось стремление к уединению.

Рассказывает, что «проучившись несколько дней в хедере, он вдруг исчезал, и его находили в лесу, одинокого и погруженного в свои мысли». Ребенка «снова отсылали к меламеду , а он снова убегал и скрывался в лесах» (там же 2).

В двенадцатилетнем возрасте его окончательно выгнали из хедера и, чтобы прокормить себя, юный Исраэль нашел место бегельфера — по утрам он отводил маленьких детей всего Окупа на молитву, обучал их словам молитвы, а по вечерам разводил по домам. Позднее он стал сторожем в синагоге: значительную часть дня он спал, а по ночам, когда прихожане покидали дом молитвы, учился — в эти годы он уже начал изучать сокровенные разделы Торы, в том числе и тайны практической кабалы. Жители местечка считали, будто ленивый служка спит и день, и ночь напролет (там же).

В восемнадцать лет Исраэль женился, но вскоре его юная жена умерла. После ее смерти он покинул Окуп и скитался по местечкам Галиции, пока не нашел работу учителя в небольшом местечке возле города Броды. Вскоре он женился вторично — на этот раз на сестре одного из знаменитых бродских раввинов р. Гершона Кутовера (см.).

Рассказывается, что у отца р. Гершона, богатого купца р. Авраама Кутовера, была тяжба с одним из жителей местечка, в котором преподавал р. Исраэль. За разрешением тяжбы они обратились к молодому учителю, и его мудрость настолько поразила р. Авраама, что впоследствии он вновь вернулся в это местечко и предложил р. Исраэлю в жены свою дочь. Жених и отец невесты составили тнаим (письменное соглашение о предстоящем браке), но, возвращаясь в Броды, р. Авраам заболел и вскоре скончался. Р. Гершон обнаружил брачный договор среди отцовских бумаг, но он не знал, кто этот «Исраэль бар Элиэзер», поскольку в договоре даже не было указано место жительства жениха. И лишь несколько месяцев спустя в Броды явился молодой человек, одетый в простую крестьянскую одежду, который предъявил опешившему раввину второй экземпляр брачного договора.

После состоявшейся вскоре свадьбы р. Гершон попытался научить своего нового шурина разбираться в хитросплетениях Талмуда, однако р. Исраэль, который не желал до времени открывать своего истинного уровня в познании Торы, представил дело так, будто он «ничего не может понять». Расстроенный раввин предложил сестре развестись с «этим неучем». А когда она отказалась, р. Гершон, подарив молодым телегу и лошадь, отправил их подальше от Брод, чтобы они не позорили его в глазах горожан (Шивхей Бешт 5).

Р. Исраэль и его жена поселились в маленькой деревушке, затерянной в лесах на одном из склонов Карпатских гор, между городками Кутов и Косово, — здесь они провели семь лет.

Жена жила в самой деревне, а р. Исраэль проводил большую часть недели один, поселившись в глубокой пещере, расположенной в ущелье на берегу горного озера, — и лишь на шабат он возвращался домой, к жене. Они кормились тем, что р. Исраэль пережигал известь, а жена продавала ее крестьянам. В будни р. Исраэль питался лишь самодельными лепешками: он замешивал муку на воде, тесто клал тонким слоем на камни и ждал, пока солнце его подсушит (там же 6).

В многолетнем уединении складывалось учение, которому предстояло завоевать сердца сотен тысяч евреев, — вглядываясь в величественную красоту мира, р. Исраэль стремился постигнуть вечную мудрость его Создателя.

В одном из писем, написанных в годы зрелости, Бааль-Шем-Тов признавался: «В молодости я многократно заблуждался и ошибался — до тех пор, пока Всевышний, да будет Он благословен, не даровал мне свет через моего святого наставника» (Михтавим кедошим мерабейну Бешт 47). Из другого письма явствует, что этим наставником был посланец с Небес, древний израильский пророк Ахья Шилони, который впервые «открылся» р. Исраэлю, когда ему «исполнилось двадцать шесть лет, в ночь восемнадцатого элуля 5484 /1724/ года», — и «первый урок пророка был посвящен разделу Берешит » (там же 28).

После того, как р. Исраэль и его жена прожили семь лет в горах, р. Гершон Кутовер арендовал для них корчму и постоялый двор, расположенные недалеко от Кутова.

И вновь жена вела хозяйство, а р. Исраэль проводил всю неделю в лесной хижине, погруженный в изучение сокровенных разделов Торы. Хасидское Рассказывают, что, уходя на целую неделю в лес, р. Исраэль брал с собой шесть хлебов и кувшин воды. В канун шабата, собираясь домой, он обычно обнаруживал все шесть хлебов нетронутыми, и каждый раз этому искренне удивлялся — настолько глубокой была его погруженность в постижение сокровенных тайн мироздания.

В дальнейшем р. Исраэль перебрался в деревню Кошиловиц, расположенную возле города Язловица, — здесь он обучался шхите (ритуальному забою скота), а затем и работал шойхетом . Из Кошиловиц семья переехала в местечко Тлуст, разместившееся на живописном берегу реки Серет, в окрестностях города Чорткова. И в этом местечке р. Исраэль вновь работал меламедом (учителем начальной школы) и шойхетом , а также был кантором в синагоге.

Согласно преданию, «он не спал более двух часов в сутки» и ночами постигал тайны Торы. Однажды в его доме заночевал р. Давид, магид из городка Коломыя, сбившийся зимой с пути. Проснувшись среди ночи, гость «увидел яркий свет, исходящий от печи». В первый момент он подумал, что загорелись лежавшие на ней поленья. Схватив ведро с водой, он бросился гасить пожар, но, приблизившись, увидел, что за печью сидит, склонившись над книгой, р. Исраэль и «вокруг него разлито сияние». Световая дуга «стояла над ним, подобно радуге». Пораженный этим зрелищем гость упал в обморок, и хозяину пришлось приводить его в чувство. Утром р. Давид, описав увиденное, спросил у хозяина: «Что это было?!». Р. Исраэль ответил ему: «Не знаю» (Шивхей Бешт 20).

По словам современника, р. Исраэль был в эти годы настолько беден, что «пальцы ног торчали из его дырявых сапог» (там же 11). Вместе с тем, уже в этот период его истинный лик был открыт р. Гершону Кутоверу — все же остальные люди, в том числе и жена, по-прежнему считали р. Исраэля всего лишь богобоязненным, но малообразованным простаком.

Впоследствии ученики Бааль-Шем-Това объясняли его тогдашнюю замкнутость и закрытость тем, что в течение долгих лет «он не мог говорить с людьми» — настолько тотальным и всеохватывающим был достигнутый им двекут (слияние с Б-гом). Но затем «его известный наставник научил его …говорить с людьми, не утрачивая двекута », — и тогда он сумел «открыться» (там же 81).

В Лаг баомер (33 день счета омера) 5593 /1733/ года р. Исраэль написал р. Гершону: «…Мой учитель и наставник, о котором тебе известно, сообщил мне, что спустя несколько дней мне предстоит открыться… И никто не знает, что произойдет, когда я откроюсь». Это письмо он переслал со своей женой, приписав по поводу ее следующее: «Твоя сестра ни о чем не знает, и, ради Б-га, не говори ей» (Михтавим 3).

В возрасте тридцати шести лет р. Исраэль, наконец, «открылся» — он начал распространять свое учение, а также исцелять больных с помощью камей (кабалистических амулетов) и целебных трав (Шивхей Бешт 11; Михтавим 28).

Слава о нем быстро распространялась среди евреев Галиции — его стали называть Бааль-Шем-Тов из Тлуста.

Титулом «Бааль-Шем-Тов» (буквально, «Обладатель Благого Имени») называли обычно знатоков практической кабалы, избавляющих из беды и исцеляющих больных с помощью сокровенного Имени Б-га.

В последующие годы Бааль-Шем-Тов, покинув Галицию, странствовал по местечкам Подолии и Волыни, исцеляя недужных, а также приобретая сотни новых учеников и последователей. Самые верные из учеников оставляли свои дома и отправлялись в странствие вместе с ним.

Его путь пролегал по тем областям Украины, которые в наибольшей степени пострадали в годы казацкого восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем в период гайдамацкой резни. Традиционные центры еврейской учености были здесь уничтожены, большинство евреев оставалось малообразованным, а некоторые — деревенские торговцы, разносчики товаров, мелкие арендаторы, корчмари — жили в селах и хуторах, среди украинского крестьянства, перенимая от него многие элементы бытового уклада. Именно к таким, простым, но сохранившим свою веру евреям, которых ученые-талмудисты снисходительно называли «ам аарец» (народ земли), и было обращено, в первую очередь, учение Бешта.

Прибывая в каждое новое местечко, р. Исраэль собирал вокруг себя толпу и, часто прямо на рыночной площади, начинал рассказывать увлекательные истории и притчи, обращающие сердца к Всевышнему. Он утверждал, что ученость не является обязательным условием для подлинного служения — ведь порой простая молитва, исходящая из чистого сердца, может привести к высочайшей степени двекута (близости к Всевышнему).

Бешт рассказывал, что у одного богобоязненного еврея, живущего на отдаленном хуторе, был сын-пастушок, не умеющий даже читать молитвы. Однажды в Йом кипур отец привел этого мальчика в синагогу, в которой молился Бешт. Весь день ребенок молчал, сидя возле отца. Солнце уже клонилось к закату, но Бешт видел духовным взором, что, несмотря на горячие молитвы общины, Врата Небес оставались закрытыми. И вдруг, во время Неилы , последней молитвы этого святого дня, мальчик достал из кармана свою пастушью свирель и, растроганный мольбами и рыданиями окружающих его людей, заиграл ту незамысловатую мелодию, с помощью которой он привык созывать коров на лугу. Бешт увидел, что Небесные Врата растворились, пропуская внутрь все молитвы сыновей Израиля, — простая и наивная трель сыграла ту решающую роль, для которой не подходили все слова множества ученых и благочестивых людей (Сарей амеа 3:6).

Бешт стремился убедить своих слушателей, что Всевышний любит их и понимает каждое движение их сердца, как отец любит и понимает своих сыновей — даже самых непутевых и непослушных.

Бешт рассказывал, как однажды он ночевал на постоялом дворе с компанией торговцев. Утром, во время молитвы, они так торопились, что невозможно было разобрать ни одного слова. Опечаленный таким отношением к молитве Бешт сказал им: «Господа, у меня к вам есть одна просьба!». А затем он начал бубнить нечто нечленораздельное: «Бим-бам-ма-на-ба-ба…». Торговцы недоуменно переглянулись и сказали: «Мы не понимаем, чего ты хочешь?! Говори четко и ясно — нам пора в путь!». Бешт ответил им: «Ба-ба-ма-на-бим-бам…». «Этот человек, по-видимому, ненормальный!», — заключили торговцы. «Если вы не понимаете моих слов и считаете меня ненормальным, — возразил им Бешт, — почему же вы сами обращаетесь с таким невнятным бормотанием к Всевышнему?!». И тогда один из торговцев, простой и богобоязненный человек, пояснил: «С Б-гом все по-иному. Ведь если младенец лепечет в люльке свое “ма-ба-на”, все мудрецы Вселенной, собравшись вместе, не разберут, чего он хочет — есть, пить или что-то еще. Однако мать мгновенно разбирается в его лепете. Так и Б-г — он прислушивается к лепетанию Своих сыновей и мгновенно их понимает!» (там же 3:14).

Более того, Бааль-Шем-Тов утверждал, что смиренная жизнь простых тружеников ценится на Небесах выше, чем познания высокомерных талмудистов, которым «из-за непрерывного изучения Торы даже некогда подумать о Б-ге».

Он рассказывал парадоксальную притчу про двух соседей, один из которых был знаменитым знатоком Торы, а второй — бедным ремесленником. Каждое утро они встречались у ворот дома, и знаток Торы, снисходительно оглядывая спешащего на работу бедняка, благодарно говорил Б-гу: «Владыка Вселенной! Вот посмотри, он встает рано, и я встаю рано. Но я встаю ради изучения Торы и ради молитвы, а он встает ради… Ради чего он встает?!». А ремесленник, завидев соседа-знатока Торы, лишь тяжело вздыхал.

Соседи умерли почти одновременно. Представ перед Небесным Судом, талмудист удовлетворенно подвел итоги прожитой жизни. «Вот, я и пришел, и все выученное со мной, — с достоинством сказал он. — Слава Б-гу, все свои дни и ночи я служил Создателю, изучая его Тору и обращаясь к Нему с молитвой, сосредоточенной и серьезной». «Однако, — вмешался ангел-обвинитель, — этот человек каждый день высокомерно усмехался, когда встречал своего соседа-бедняка у ворот!». И вот на одну чашу весов положили все знания талмудиста и все его молитвы, а на другую — легкую усмешку, ежедневно кривившую его рот при встрече с соседом, — и вторая чаша перевесила, предопределив обвинительный приговор.

Освобождая своих слушателей от чувства собственной неполноценности, Бешт вселял в их сердца радость, связанную с тем простым фактом, что они родились евреями, — сыновьями избранного народа, предназначенного Творцом для особой миссии во Вселенной.

Опираясь на кабалистические концепции р. Моше Кордеверо (Рамака; см.) и Аризаля (см.), Бешт учил, что Всевышний наполняет собой все сотворенные миры, — поэтому и человек, и Вселенная представляют собой различные проявления Б-га. «Мир во всем своем многообразии, — говорил Бешт, — создан как бы из Самого Б-га и неотделим от Него, подобно тому, как складки одежды являются неотъемлемой частью самой одежды». А, следовательно, «человек, воспринимающий материальный мир, в сущности, всматривается в лик Творца».

Согласно учению Бешта, человек из народа Израиля является как бы центральной осью Вселенной, соединяющей материальные и духовные миры. «Человека можно сравнить с лестницей, упирающейся своей вершиной в небо, — образно пояснял Бешт. — Он подобен малой Вселенной, и от его поступков и слов зависит все, происходящее в высших мирах». Можно сказать, что человек, выполняющий заповеди Творца, сотрудничает с Ним в деле управления Вселенной: определенным образом воздействуя на предметы материального мира, он способен производить соответствующие изменения в высших мирах.

В своем учении Бешт перенес акцент с конечного избавления, которое совершится в будущем, с приходом Машиаха , на то избавление, которое происходит «здесь и сейчас», когда человек из народа Израиля приближается к Творцу через постижение свой подлинной духовной природы и, открывая в глубине своей души Б-га, соединяется с Ним. Стих Торы «Я — Г-сподь, Твой Б-г!» (Шмот 20:2) он толковал так: в каждом «я» пребывает Б-г. А стих «Вы, прилепившиеся к Г-споду, вашему Б-гу…» (Дварим 4:4) он объяснял: прилепившиеся к Б-гу, который внутри вас (Предисловие к Шивхей Бешт ).

Прямой дорогой, ведущей через сердце человека к Б-гу, была в учении Бешта молитва.

«Все, что я постиг, — признавался Бешт, — я постиг не столько изучением Торы, сколько молитвой». В его понимании, молитвенное сосредоточение помогало достичь того «единения с Б-гом», при котором человек «как бы освобождается от своей материальной оболочки и теряет субъективное ощущение своей отдельности, забывая, жив ли он по-прежнему или нет».

Один из его ближайших учеников, р. Яаков-Йосеф из Полонного (Толдот Яаков-Йосеф ; см.), свидетельствовал, что в час, когда Бешт молился… к нему спускалась Шехина (Б-жественное Присутствие) и, вследствие этого, земля под ним содрогалась, подобно сказанному в стихе (Шмот 19:18): «И от того, что сошел на нее Г-сподь в огне… вся гора содрогалась сильно». И хотя пульсация земли вокруг погруженного в молитву Бешта, как правило, оставалась незамеченной, бывали случаи, когда ее свидетелями становилось десятки людей. Р. Яаков-Йосеф из Полонного вспоминал: «Однажды в комнате, где молился Бешт, стояла бочка с водой, …и все видели, как вода ходила ходуном и вздымалась волнами, как при шторме, — благодаря воде, пульсация земли стала явной» (Шивхей Бешт 23).

Около 5500 /1740/ года Бааль-Шем-Тов обосновался в городе Меджибоже, на берегу Южного Буга. Рядом с ним поселилось около шестидесяти ближайших учеников. Особое место среди них занимали его друзья и ровесники р. Гершон Кутовер и р. Нахман из Городенки (см.), помогавшие в руководстве стремительно растущей общиной.

Сотни и тысячи людей со всей Украины потянулись в Меджибож, ставший столицей зарождающегося движения: одни приходили в поисках духовного руководства, другие, чтобы обрести исцеление от недугов или получить благословение на рождение детей, третьи просто приходили к Бешту, как к ясновидящему, чтобы с его помощью отыскать утерянные предметы.

Рассказывают, что один из посетителей спросил у Бешта, не украдены ли волы, посланные им на продажу по опасным дорогам. Прежде, чем ответить, «Бешт открыл книгу Зоар , заглянул в нее и сказал: “Я вижу, что твои волы целы и не украдены”. Посетитель удивился: “Неужели так написано в книге Зоар ?!”. “Наши мудрецы говорили, — пояснил ему Бешт, — что свет, созданный в первый день Творения, позволял одним взглядом охватывать всю Вселенную. Но впоследствии Всевышний скрыл от человечества этот свет, поместив его в Свою Тору. И если человек удостаивается того, что находит этот скрытый свет в Торе, он вновь, как и в первый день Творения, может охватить всю Вселенную одним взглядом” (там же 48).

Бааль-Шем-Тов не только ясно видел события, происходящие за многие километры от него, но и мог воздействовать на их ход.

Иногда невольными свидетелями его телепатического влияния становились окружающие его люди. Однажды во время трапезы Бешт вдруг начал делать резкие плавательные движения и произнес: “Плыви! Делай так и так — и спасешься!”. Многочисленные ученики с удивлением следили за его поведением. Спустя час в город пришел мокрый с головы до пят человек и поведал, что свалился вместе со своей повозкой в реку. Не умея плавать, он пошел ко дну, но внезапно в его сознании промелькнула мысль: “Попытаюсь-ка делать так и так!” — и он поплыл, будто кто-то руководил движениями его рук и ног. “Ну, и, слава Б-гу, догреб до берега”, — завершил спасенный Бештом человек свой рассказ (там же 189).

Духовное воздействие Бааль-Шем-Това изменяло реальность, внося существенные коррективы в судьбы людей. В заслугу его молитв многие бесплодные пары обретали потомство, а смертельно больные люди получали долгие годы жизни. Более того, Бааль-Шем-Тов обладал способностью предвидеть долговременные последствия внесенных им изменений — его духовному взору было открыто не только все пространство Вселенной, но и просторы времени.

У одного еврея из города Староконстантинова в течение долгих лет не было детей. Несколько раз он приходил к Бешту и просил вымолить для него ребенка. И вот, наконец, Бешт заверил его, что у него родится сын. И действительно, не прошло и года, как его жена родила. Но когда счастливый отец приехал известить Бешта, праведник разрыдался. “Почему мой господин плачет?” — удивился отец. “Я вижу, — сказал Бешт, — что в день, когда ребенку исполнится тринадцать лет, он, не дай Б-г, утонет. Но если в течение всего того дня ты сможешь уберечь его от воды, приговор потеряет силу”. Бешт предупредил отца, что за эти тринадцать лет предсказание совершенно улетучится из его памяти, и поэтому ему необходим знак, который поможет все вспомнить, — в то утро его сын наденет оба носка на одну ногу и будет искать второй.

Все произошло в точности, как предсказал Бешт: за тринадцать счастливых лет все предостережения забылись, а в день бар-мицвы отец увидел, как юноша, натянув два носка на одну ногу, бродит по комнате в поисках второго носка. И поскольку день был очень жаркий, и все дети убежали на речку, отец запер юношу в чулане без окон и продержал там до ночи, не внимая его жалобным крикам: “Отпустите меня! Ничего со мной не случится!” (там же 192).

Другому бездетному еврею, богачу, который в течение нескольких лет подряд приезжал за благословением в Меджибож, Бешт неизменно отвечал, что ему лучше оставаться бездетным. Однако поскольку этот богатый еврей настаивал, Бешт предупредил, что если у него родится ребенок, он потеряет все свое состояние — ведь в соответствии с отпущенной ему мерой милосердия, он не может быть одновременно и богатым, и благословенным детьми. Богач согласился на предложенное условие, и вскоре после рождения ребенка все его дела пошли под гору — постепенно он разорился и впал в полную нищету. Несколько лет спустя этот человек явился к Бешту с претензией: если бы он знал, что обнищает до такой степени, то не согласился бы иметь ребенка — ведь он рассчитывал, что просто потеряет богатство, но уж во всяком случае, сможет прокормить семью и обеспечить ее ночлегом. А теперь, зачем ему сын, если его нечем кормить?!

“Раз так, — сказал ему Бешт, — значит, у тебя есть иск к Б-гу. Иди в раввинский суд, и, если он признает твою правоту, я помолюсь за тебя”. Человек обошел несколько раввинских судов, но везде его принимали за сумасшедшего. И тогда Бешту пришлось написать специальное обращение в суд, в котором он описал всю историю и попросил “вывести это дело на свет”. Рассмотрев тяжбу между бывшим богачом и Всевышним, раввинский суд Меджибожа постановил, что истец прав: “Тот, Кто дал ему жизнь, должен дать ему пропитание”. Послание Бешта и решение, вынесенное раввинским судом Меджибожа, сохранились и опубликованы в сборнике писем Бешта (Михтавим 11).

Основав первый центр своего учения в Меджибоже, Бааль-Шем-Тов начал готовиться к переезду в Землю Израиля.

По свидетельству р. Гершона Кутовера, в конце 5502 /1742/ года Бешт с помощью своего уникального духовного зрения узнал, что в Йерушалаим прибыл выдающийся знаток сокровенного учения р. Хаим Ибн Атар (Ор ахаим ; см), в котором “сокрыта искра Машиаха ”, хотя сам потенциальный Машиах о своем предназначении еще не ведает. В связи с этим Бешт намеревался перебраться в Йерушалаим, чтобы, встретившись с р. Хаимом Ибн Атаром, организовать там совместный центр по изучению сокровенных разделов Торы и, возможно, помочь “потенциальному Машиаху ” реализовать свое предназначение.

Однако Бешт, тесно связанный с тысячами своих учеников и последователей, не сумел сразу собраться в путь и поэтому решил направить на Святую Землю р. Гершона Кутовера в качестве своего посланца и полномочного представителя. Но еще до того, как р. Гершон покинул Меджибож, Бешту стало известно, что р. Хаим Ибн Атар уже ушел из этого мира.

Ученики Бешта вспоминали, как пятнадцатого тамуза 5503 /1743/ года, в день, когда в Йерушалаиме умер р. Хаим Ибн Атар, Бешт, восседавший за своим субботним столом в Меджибоже, произнес: “Погасла западная свеча!”. В день святого шабата, когда запрещены любые проявления траура, он не мог более ясно рассказать о том, что открылось ему в видении, и лишь после авдалы сообщил, что в тот день скончался “великий мудрец, пришедший на Святую Землю из стран Запада”.

Вскоре, в том же 5503 /1743/ году, р. Гершон Кутовер все же отбыл в Йерушалаим, чтобы подготовить почву для приезда самого Бешта. Р. Гершон вспоминал, что мудрецы Святой Земли, вдохновленные его многочисленными рассказами о Беште, “страстно желали его увидеть”. Они неоднократно просили, чтобы р. Гершон “поторопил” своего наставника.

Вслед за р. Гершоном отправился в дорогу и Бешт. Он покинул Украину зимой и к празднику Песах достиг Стамбула. Согласно хасидскому преданию, здесь “ему было приказано с Небес возвратиться, но Бешт ослушался”: он сел на корабль, отплывающий в желанную страну предков. Однако корабль, налетев на скалу, разбился, и единственная дочь Бешта Адель упала за борт. Дочь удалось спасти, наскоро залатанный корабль сумел вернуться в Стамбул, и оттуда Бешт немедленно отправился в обратное путешествие — на Украину (Сарей амеа 6:7).

Тем не менее, связь Бааль-Шем-Това с Землей Израиля не прерывалась.

В 5510 /1750/ году, получив письмо от р. Кутовера, доставленное с оказией, Бешт направил ему послание, ставшее в истории хасидского движения переломным этапом.

В этом послании Бешт рассказывал: “В день Рош ашана 5507 /1747/ года я, известным тебе путем, совершил вознесение души, и мне открылись удивительные картины, не виденные мною никогда прежде, …и то, что я увидел и узнал там, невозможно передать даже из уст в уста. В Саду Наслаждений я встретил великое множество душ — знакомых и незнакомых. Я поднимался из мира в мир по столпу света, известному тем, кто озарен Б-жественным милосердием… Я поднимался с уровня на уровень до тех пор, пока не проник в обитель Машиаха , где он изучал Тору вместе со всеми древними мудрецами и праведниками, среди которых были праотцы — Авраам, Ицхак и Яаков, а также Моше и царь Давид. Там царила величайшая радость, причина которой осталась мне неизвестной… Я спросил у Машиаха , когда он придет. Он ответил: “Знай, что, когда твое учение распространится и станет известным в мире, и твои родники прорвутся наружу, и другие смогут постигать такие же таинства, как и ты, — тогда отомрут все оболочки зла и наступит срок избавления”. И я был поражен сказанным, и мне было очень горько, что пройдет еще столько времени, прежде чем это сможет произойти” (Михтавим 65).

Последующее десятилетие Бааль-Шем-Тов посвятил распространению своего учения, получившего название хасидут (хасидизм) — от слова хасид (благочестивый).

Сохранив центр движения в Меджибоже, он вновь колесил по городам и местечкам Подолии, Волыни и Галиции, укрепляя связи со своими последователями-хасидами и приобретая тысячи новых сторонников, чтобы, насколько возможно, приблизить приход Машиаха .

Во время этих поездок, как и в Меджибоже, Бешт проявлял трогательную любовь ко всем евреям, исцеляя тела и души. Все свои деньги он растрачивал на помощь бедным, и все, что приносили ему состоятельные хасиды, он в тот же день раздавал нуждающимся, не оставляя у себя ни гроша. Он часто говорил: “Если к вечеру у меня в кармане остается медная монетка, то в эту ночь я не могу заснуть, как будто у меня камень под головой” (Сарей амеа 3:6).

Хасид, сопровождавший Бешта в одной из поездок, вспоминал: “По прибытии в Броды я заметил, что у Бешта кончились деньги — до последнего гроша. …Но когда он собрался в дальнейший путь, к нему пришел один из бродских богачей и вручил тысячу золотых монет”. Однако еще до того, как покинуть Броды, Бешт передал все эти деньги на нужды бедных. Встревоженный спутник спросил у Бешта, почему он так поступил, если у него самого в кармане нет ни гроша. Бешт ответил: “Знай, пока жив Б-г (а Он жив всегда), нам не о чем беспокоиться!”. И действительно, как только они “прибыли в следующую общину, горожане стали приходить к Бешту за врачеванием, и так было во всех других местах — так, что он вернулся домой с деньгами” (Шивхей Бешт 47).

Во время своих поездок Бешт старался щедро вознаградить тех, кто оказывал гостеприимство ему и его многочисленным спутникам.

Однажды в студеный зимний месяц тевет Бешт и сопровождавшие его хасиды свернули с дороги на постоялый двор, чтобы прочитать послеполуденную молитву. Хозяин постоялого двора так обрадовался высокой чести, выпавшей на его долю, что устроил для гостей пир, а затем вручил Бешту крупную сумму денег на нужды благотворительности. Перед отъездом Бешт спросил у гостеприимного корчмаря, чем он может ему помочь, — но тот ответил, что, слава Б-гу, у него нет ни в чем недостатка, дела идут хорошо и он всем доволен. “Если у тебя нет просьбы ко мне, то, пожалуйста, выполни тогда мою просьбу” — сказал Бешт. Он написал письмо, запечатал конверт своей печатью и попросил, чтобы корчмарь при случае передал его двум парнасам (руководителям) бродской общины, но обязательно из рук в руки. Корчмарь, с радостью обещав передать письмо, положил его в карман, но когда он запрягал лошадей для Бешта и его спутников, оно незаметно выпало на дно ящика со сбруей.

Письмо пролежало на дне ящика со сбруей пятнадцать лет. За эти годы из-за притеснений помещика корчмарь-арендатор разорился. Перед тем, как передать постоялый двор новому арендатору, он, собрав всю свою утварь, наткнулся на пожелтевший конверт. Он содрогнулся всем телом и зарыдал, проникшись уверенностью, что все его беды произошли из-за того, что он пренебрег просьбой праведника. И хотя самого Бешта уже давно не было в живых, он решил все же попытаться выполнить его поручение. Он пешком добрался до Брод и принялся искать адресатов послания или их потомков. К его изумлению оказалось, что на конверте значились имена людей, которые были впервые избраны руководителями бродской общины именно в тот день, когда он с письмом пришел в Броды. Бешт просил их оказать помощь подателю письма, который “всю свою жизнь прожил в достатке, а теперь разорился”. В конце письма содержалась приписка: “И вот вам знак, что это я, р. Исраэль бен Элиэзер, направил этого человека — через несколько минут вам обоим принесут добрые вести: у такого-то (следовало имя одного из парнасов) родится сын, а у другого (имя второго парнаса) — дочь”. Через несколько минут и это предсказание Бешта исполнилось (Сарей амеа 4:16; Гдолей Русия ).

Завоевывая тысячи сердец, учение Бааль-Шем-Това вместе с тем встречало ожесточенное сопротивление в среде ученых-талмудистов.

Многие из них не могли принять в качестве духовного лидера поколения образ популярного чудотворца, который странствует из местечка в местечко, одному недужному дает целебный эликсир, другому — исцеляющий амулет, запросто общается с простолюдинами и невеждами, рассказывая им простецкие истории и притчи. К тому же знатоки Торы опасались, что излишняя “популяризация” сокровенных тайн кабалы может привести к серьезному духовному кризису, как это уже не раз случалось с различными мессианскими движениями в еврейской истории — ведь одновременно с Бештом и даже в тех же местах, в Галиции, Подолии и Волыни, действовал последователь лжемашиаха Шабтая Цви, псевдо-кабалист Яаков Франк, которому удалось привести тысячи евреев к полному отступничеству от еврейской традиции и даже к переходу в католичество.

Но самое главное, ученые-талмудисты считали, что Бешт не обладает достаточным для еврейского духовного лидера алахическим авторитетом и эрудицией.

Согласно хасидскоой традиции, когда один из талмудистов прибыл к Бешту специально, чтобы проверить уровень его алахической эрудиции, Бешт сказал: “Если у меня возникает какой-либо вопрос, я заглядываю в Шульхан арух и нахожу там нужный закон”. “Но, если, например, в городе возникнет пожар в шабат, — возразил талмудист, — пока ты разберешься в Шульхан арухе , уже все сгорит!”. “Вы же меня считаете чудотворцем, — ответил Бешт, — ну, так я попрошу огонь, чтобы он подождал, пока я разберусь в Шулхан арухе ” (Праким бетолдот Исраэль ч. 2).

Основным бастионом сопротивления влиянию учения Бааль-Шем-Това в Галиции и на Украине был бродский клойз , где выдающиеся знатоки Торы объединились вокруг духовных лидеров поколения р. Иехезкеля Ландо (Нодэ бийеуда; см.) и р. Ицхака Гурвица (р. Ицикеля Гамбургера; см.).

Другим неприступным бастионом сопротивления хасидизму была Литва, и в первую очередь, литовские центры талмудической учености — Вильно и Шклов. Девятнадцатого тамуза 5517 /1757/ года раввинский суд Шклова наложил херем на Бааль-Шем-Това и его учеников, отлучив их от еврейской общины, — однако раввинский суд в Меджибоже, возглавляемый учеником Бешта р. Меиром Маргалиотом (см.), опротестовал решение шкловского суда, заявив, что оно “основано на лжи от начала и до конца” (Михтавим 48).

Несколько позднее, в 5518 /1758/ году, Бешт написал послание р. Менахему-Мендлу, главе раввинского суда Шклова. В этом документе он разъяснял, что все те стороны его учения, которые вызывали у его противников наибольший протест, не “изобретены” им, но является выражением подлинной еврейской традиции.

“Что касается представления о том, что Всевышний, благословен Он, наполняет Собой все миры и пребывает во всем, даже в самых низменных вещах, — писал Бешт, — …то такое понимание восходит к кабалистической концепции р. Моше Кордеверо, и именно на его системе я основал и построил свое учение”. Отвечая на упреки в том, что хасиды раскачиваются и совершают “странные телодвижения” во время молитвы, Бешт сослался на классический трактат Кузари , в котором его автор р. Йеуда Алеви (см.) говорит об “исконном еврейском обычае раскачиваться во время молитвы”. Бешт пояснил, что подобные движения рождаются “ненамеренно, в момент живой и вдохновенной молитвы, из спонтанного ощущения близости к Богу”. Он подчеркивал, что молитва хасидов не похожа “на заученное выполнение заповеди”, подобное молитве “наших сбившихся с пути оппонентов”. “Я пришел в этот мир, — объяснял своим оппонентам Бешт, — только для того, чтобы оживить иссохшие кости, чтобы внести в служение Всевышнему жизнь и душу” (Михтавим 55).

Всей своей деятельностью Бааль-Шем-Тов стремился исправить смертельный урон, наносимый теми, кто превращал еврейскую традицию в “иссохшие кости”.

Он говорил, что существует два рода грешников. Есть грешники сознательно нарушающие повеления Творца. Но есть и такие, которые и сами считают себя праведниками, и люди думают, что они праведники, — ведь они постоянно изучают Тору, постятся и молятся. На самом же деле все их труды напрасны, потому что им недостает подлинной веры, горячей привязанности к Творцу, возможности с Ним общаться, … — они упускают самую суть Торы. И если явные грешники при искреннем покаянии еще могут вернуться к Б-гу, то псевдо-праведники неисправимы: они слишком ослеплены, чтобы видеть истину — и поскольку считают себя праведниками, неспособны раскаяться в своих заблуждениях».

В то же время, к грешникам, которые еще способны осознать свои преступления, Бааль-Шем-Тов относился с пониманием и глубоким сочувствием.

Он учил, что, поскольку Творец как бы наполняет собой всю Вселенную, в мире не существует ничего абсолютно негативного: «во всем рассеяны искры святости, …и даже в преступлениях, совершаемых человеком» — и когда человек раскаивается в содеянном преступлении, «эти искры освобождаются и поднимаются в высшие миры».

Стих Торы «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18) Бешт объяснял так: каждый человек любит самого себя до такой степени, что не дает никому себя критиковать, — хотя сам и осознает свои многочисленные грехи, проступки и прегрешения. Точно так же следует любить любого еврея — «как самого себя» (Сарей амеа 3:3).

Друг и последователь Бешта р. Пинхас из Корица (см.) часто вспоминал совет, который дал Бешт отцу вероотступника: «Теперь ты должен любить сына больше, чем прежде. Когда кто-то ненавидит тебя и причиняет тебе зло, собери все силы своего духа и возлюби его больше, чем прежде. Только так ты сможешь изменить его отношение к тебе».

По выражению одного из учеников Бешта, он «любил самого дурного из сыновей Израиля больше, чем мы любим своего единственного сына» (там же 3:7).

В 5519 /1759/ году, в предпоследний год своей жизни, Бааль-Шем-Тов участвовал в диспуте с последователями лжемашиаха Яакова Франка, которые, стремясь заручиться расположением своих католических покровителей, обвинили евреев в ритуальном употреблении христианской крови.

Глава секты Яаков Франк, выросший в семье поклонников лжемашиаха Шабтая Цви, утверждал, что является очередным воплощением «царя-избавителя». Часто ночные «служения» сектантов завершались общими попойками и оргиями, призванными служить якобы для достижения «мистического подъема». По инициативе мудрецов бродского клойза ведущие раввины Польши и Украины, собравшиеся на съезд в Бродах, предали сектантов отлучению. И тогда, в начале 5519 /1759/ года, вожди «франкистов» обратились к польскому королю с просьбой принять их в лоно католической церкви, заявив, что в мистическом учении, которому они следуют, много общего с христианством… Перед массовым обрядом крещения «франкисты» предложили провести диспут между ними и представителями талмудического учения.

В диспуте, состоявшемся летом 5519 /1759/ года в кафедральном соборе г. Лемберга (Львова), участвовало сорок раввинов, среди которых особенных авторитетом пользовались Бааль-Шем-Тов и главный раввин Лемберга р. Хаим Рапопорт (см.).

В ходе диспута большинство раввинов старались как можно дальше оттолкнуть «франкистов» от еврейской общины, чтобы, приняв католичество, они лишились возможности влиять на сердца евреев, — и лишь Бешт попытался переубедить отступников. Он говорил: «Пока пораженный член связан с телом, остается хоть какая-то надежда излечить его. Когда же его отрезали, он уже пропал навсегда» (Сарей амеа 3:7).

По итогам диспута р. Хаим Рапопорт и Бешт составили меморандум, в котором провозглашали «чудесную победу над нечестивцами»: убедительно доказав несостоятельность кровавого навета, они сумели предотвратить смертельную опасность, нависшую над всеми еврейскими общинами Польши и Украины (Михтавим 59).

Сразу же после диспута тысячи «франкистов» крестились — в знак поощрения всем новоиспеченным католикам было даровано дворянское звание.

Весной 5520 /1760/ года, на седьмой день праздника Песах , во время молитвы Бешт «увидел, как Небесный Суд выносит ему приговор: он вскоре умрет за то, что слишком ожесточенно выступал против последователей Шабтая Цви» — Бешт остро чувствовал личную ответственность за то, что при его косвенном участии тысячи евреев изменили Б-гу Израиля.

Рассказывают, что, когда его друг р. Пинхас из Корица попытался молиться за его избавление, Бешт сказал: «Суд уже завершился, и ничего нельзя изменить» (Шивхей Бешт 216).

Р. Исраэль Бааль-Шем-Тов умер в Меджибоже шестого сивана 5520 /1760/ года — на исходе первого дня Шавуот а, праздника дарования Торы.

В первый день праздника он еще выступал перед хасидами и принимал посетителей. Но ближайшим ученикам он сообщил о том, что покинет этот мир еще до исхода этого дня. «Не тревожьтесь обо мне, — успокоил он учеников, потрясенных внезапным известием. — Я просто выйду в одну дверь и войду в другую». Перед смертью он назвал своим духовным преемником своего ближайшего ученика р. Дова-Бера (Магида из Межирича; см.).

К моменту, когда Бааль-Шем-Тов был призван в Небесную Ешиву, у него насчитывалось более десяти тысяч последователей — вся Подолия уже была охвачена духовным пламенем хасидизма.

В годы, когда хасидское движение возглавлял Магид из Межирича, оно распространилось на всю Украину и значительную часть Белоруссии. Многочисленные ученики Магида вовлекли в орбиту хасидизма почти всю Польшу, а затем Венгрию и Румынию. Крупные хасидские общины появились на Земле Израиля и в Америке.

Вместе с тем, сам Бешт сознавал, что широкое распространение движения неминуемо сопряжено с опасностью профанации и подмены внутреннего содержания чисто внешними формами. Один из учеников Бешта, р. Йехиэль-Михл из Злочева (см.), рассказывал, что однажды, когда Бешт читал послеполуденную молитву в придорожном лесу, он вдруг прислонился к дереву и заплакал. На сочувственные вопросы учеников он ответил: «Прилепившись душой к Всевышнему, я увидел, что в поколениях, которым предстоит жить перед самым приходом Машиаха , хасидские ребе размножатся, как саранча, — и именно они будут препятствовать избавлению, вызывая разделение в сердцах и порождая беспричинную ненависть».

Бааль-Шем-Тов никогда не записывал своих толкований и, помимо писем, не оставил никаких сочинений.

Однажды Бешт узнал, что один из учеников тайно записывает все его изречения. Бешт попросил у него эти записи, долго изучал их, а затем сказал: «Во всем этом нет ни одного сказанного мной слова… Твои уши слышали только то, чего я не говорил».

Наиболее адекватным выражением учения Бешта стала книга Толдот Яаков-Йосеф , принадлежащая перу р. Яакова-Йосефа из Полонного, — многие ее страницы создавались под наблюдением самого Бешта или с ним обсуждались.

Многочисленные высказывания Бешта приведены в книгах его учеников, а также учеников его учеников. Толкования Пятикнижия, переданные учениками от имени Бешта, объединены в сборнике «Бааль-Шем-Тов аль атора » (Бааль-Шем-Тов о Торе). Большинство его изречений, посвященных хасидскому пути служения, включены в сборник под названием «Бааль-Шем-Тов», впервые изданный в Варшаве в 5698 /1938/ году.

Воспоминания и истории о Беште собраны в книге Шивхей Бешт (Прославление Бешта).

Внуками Бешта были выдающиеся хасидские лидеры р. Моше-Хаим-Эфраим из Сиделкова (Дегель махане Эфраим ; см.) и р. Барух из Меджибожа (см.), а правнуком р. Нахман из Бреслава (см.).

До начала двадцатого века в Меджибоже был цел дом учения, в котором Бааль-Шем-Тов молился и наставлял хасидов. Могила Бааль-Шем-Това на еврейском кладбище Меджибожа привлекает паломников и по сей день.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Loading...Loading...