Беседы со священником о жизни. Любовь не дожидается просьбы

    - Роман Пушкина «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни». Так вот там читаем о супругах Лариных: «Два раза в год они говели». А как часто нужно причащаться сегодня? 5 раз – в посты и в день именин – достаточно?
    Прежде всего, хотелось бы обратить внимание боголюбивых читателей на то, что практика Причащения Святых Христовых Таин не была постоянной на протяжении истории Христианской церкви. Так, в ранний период, верующие причащались каждый день, храня Святые Дары дома. Однако в дальнейшем эта практика была заменена другой – причащались несколько раз в неделю. В воскресенье – все и обязательно. Кто не причащался без уважительной причины более двух недель, считались отпавшими от Церкви. К сожалению, в XVIII веке в России утвердился обычай приступать к Причастию только раз в год. Он был закреплен в правилах подготовки к этому великому таинству, которые предписывали серьезно потрудиться, постясь и молясь. Бесспорно, имея любовь к Богу, раз в год можно на неделю воздержаться от скоромной пищи, прочитать необходимые каноны и акафисты, сходить к батюшке на исповедь и как награду за понесенные труды получить Святое Причастие… Но, есть и другое мнение по этому важному вопросу. Некоторые отцы считают, что Божественные Дары отнюдь не награда, а лекарство для страждущей души.
    Каждый из собственного опыта знает, что при приеме прописанных врачом таблеток важна регулярность. Каким бы хорошим не был медицинский препарат, но если его принимать несколько раз в год, перспектива исцеления не велика, а вероятнее всего и вовсе невозможна.
    Сейчас немалая часть духовников рекомендует причащаться регулярно и не реже раза в месяц, а по возможности, и каждую неделю. При этом подготовительный пост может быть уменьшен до одного дня и вычитано только «Последование ко Святому Причащению», напечатанное в Православном молитвослове. Если идут праздничные дни (неделя Пасхи, Святки, сплошные седмицы) поста перед Причастием не положено, необходимо только вычитать указанное Последование.
    В завершении хотелось бы напомнить добрый совет батюшки Серафима своим духовным чадам о том, что хорошо бы причащаться Святых Христовых Таин на каждый двунадесятый праздник и, конечно, на Пасху.

    - И еще один вопрос о причастии. В воскресные дни в храме приходится наблюдать такую картину: молодые родители несут к причастию младенцев, но сами при этом не причащаются. А вот детей школьного возраста в храме уже меньше. Я так понимаю, что детки выросли, спросили маму-папу, почему они не причащаются, те не нашли, что ответить, и бывшие младенцы тоже перестают приобщаться Святых Христовых Тайн. Что бы Вы посоветовали родителям и младенцев, и отроков?
    Народная мудрость гласит: яблоко от яблони недалеко падает. Известно, что родители учат детей не словами, а личным примером. Младенец чутко воспринимает атмосферу, царящую в семье. Если родители книголюбы, то вероятнее всего и подросший ребенок будет много читать. Если мама и папа увлекаются спортом, наверное, и ребенок будет к этому тянуться. Также и с верой в Бога. В этом важном деле, прежде всего, необходим добрый пример родителей. Если в семье благодатная атмосфера молитвы, то и ребенок вырастит богобоязненным, исполняющим заповеди Божии. Чадо, видящее с какой радостью его любимые родители приступают к Святым Христовым Тайнам, несомненно, повзрослев, будет поступать таким же образом и никогда не нарушит 5-й заповеди, гласящей: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
    В данном случае вопрос для родителей стоит так: кого они хотят воспитать? Либо человека, исполняющего заповеди Божии и устремленного в Царство Небесное, либо наоборот… Святое Евангелие говорит – третьего, увы, не дано… Глубокая ошибка не готовить ребенка для Царства Небесного и не причащать его Плоти и Крови воскресшего Спасителя. Без этого жизнь вечная невозможна (Ин. 6, 53).
    Мне могут возразить: ну зачем же так категорично, мы Бога любим, носим крестик, перед сном, как бабушка научила, молимся, на Пасху и Рождество в храм ходим, свечи зажигаем, крещенская вода в доме есть… Дорогие мои, конечно, это неплохо, но хотелось бы большего… Трудно представить большое и красивое чувство у юноши, который про предмет своей любви вспоминает только несколько раз в год, носит фотографию возлюбленной в грудном кармане, но почти забыл о ней, только перед сном мысленно обращается к даме сердца давно заученной фразой: как хорошо, что ты у меня есть… Почти уверен, что большинство людей почувствуют в этом однозначную фальшь. И правильно – это так и есть. Бога надо любить горячо и искренне. И этому ребенка должны научить благочестивые родители, и прежде всего, личным примером. Так что всех милых родителей ждем на Причастие.

    -Официальная позиция церкви: исповедь детей – с 7 лет. Можно ли исповедовать младенца в более раннем возрасте, предположим, в 5 или 6 лет?
    Было бы наивным думать, что до 7 лет ребенок не грешит. Жизненный опыт подсказывает обратное. Уже в шесть месяцев от роду младенец может воспользоваться только что появившимися зубами, чтобы выразить недовольство любимой мамочке недостаточно мощным потоком молока из груди. Малыши, играющие в песочнице, будут отставать свое право на полюбившуюся игрушку всеми имеющимися у них в наличии силами и т.д. В ребенке, к сожалению, даже если он и крещен, может продолжаться действие первородного греха – гордыни.
    В настоящее время в Православной церкви действует такое правило: ребенок приступает к исповеди с того момента, когда для него возможна критическая оценка своих поступков, но не позже 7 лет. Если в 4 или 5 лет малыш понимает, что кого-то обидел своим поведением и сожалеет об этом – ждем его на исповедь.

    - Некоторые родители не хотят, чтобы их ребенок слышал о распятии Христа, о принесенной Им жертве, т.к. это негативно сказывается на психике юного создания. Чтобы Вы сказали этим чадолюбивым родителям?

    Ну, во-первых, в молодом возрасте дети вообще не понимают что такое смерть. Мама и папа для них вечны, то есть будут рядом всегда. Они не могут представить иного. Но даже если печальное расставание произошло, то просто близкий человек уехал куда-то далеко и надолго… Любящий Бог защитил своею благодатию юные сердца от всецелого понимания трагизма смерти.

    Во-вторых, не имея опыта страданий, отроки и младенцы не смогут понять ужаса страданий Христа. Дети ограничатся пониманием: Ему было больно.

    В-третьих, основное внимание ребятишек будет сконцентрировано все же не на страданиях, а на чуде воскресения. Взирая на изображение распятия, они будут понимать, что это только сейчас Христос на Кресте, через мгновенье Сын Божий вознесется к Отцу.

    Всецелое понимание Крестных мук может прийти только по молитве и притом — в зрелом возрасте. Кроме того, мне не приходилось лично видеть или слышать от других священников, что у кого-то из молодых людей случился нервный срыв после того, как он узнал о страданиях и смерти Иисуса Христа. Уверен, что подобное опасение является явно надуманным.

    Записал Александр Дюжаков.

Да, я монах и я воспитываю детей. Так сложилась моя жизнь, и я очень рад тому, что у меня есть. Моя жизнь мне не принадлежит, я принадлежу детям. И наверное, это тоже по-монашески. Монах не должен заниматься только собой и своим бытом, а ему нужно все время посвящать другим людям. Когда качаешь ночью ребенка, вспоминаешь, что в это время обычно подвижники благочестия молятся, то тоже начинаешь совершать молитву, при этом делая еще полезное для других. Времени на богослужение у меня предостаточно, потому что большую часть своего времени я нахожусь с детьми. А как мы Богу служим? Только ли это молитвы и священнодействия? Мы служим Богу через людей. Я служу Богу через ближних, которые окружают меня – это то же самое богослужение.

Но вот один батюшка, выступающий по телевизору, оказался совсем юный, и боевой офицер Бурков, конечно, усмехнулся:

“Ну чему этот молодой священник, безусый юнец, может меня научить? Вот я прошел огонь и воду, и медные трубы, а он что? Салага, моря не видал!”. Но все-таки слушал, слушал и… «в какой-то момент почувствовал, что я, со всем своим жизненным опытом, дурак-дураком по сравнению с молодым священником, через которого Бог говорит! Несколько позже до меня дошло, почему: он говорил не свое, а Слово Божие, а в нем – истинная сила».

В 20 лет я крестился и понял, что курение – это грех. Я бросил курить, не курил полгода и уже начал превозноситься над друзьями, желающими бросить, но сам вскоре сорвался. Другой раз я бросал курить так: я выбросил пачку сигарет в урну и думаю – все больше не буду. Прошел несколько шагов, крайне пожалел о безрассудном поступке, но залезать в урну мне было неудобно, поэтому я с нетерпением добежал до сигаретного ларька, купил сигареты и успокоился. Я понял: у меня полный паралич воли.

И думаю – что же мне делать бедному? Никто не мог мне дать совета! И только у Нилуса я прочитал о том, как он бросил курить в связи с болезнью жены. Она около месяца лежала с высокой температурой, таяла на глазах. И он упал на колени и стал молиться Пресвятой Богородице: «Исцели мою жену, а я совершу жертву – брошу курить, но я не смогу этого сделать сам, помоги мне!» После этой молитвы он застал жену исцеленной, с холодным лбом, а он будто и не курил никогда, и больше к курению не возвращался.

Знаете, каждому свое. Христианство, православие – оно для всех слоев населения: и для эстетов, и для простецов, для академиков, шахтеров, для молодых, для старых, для русских, для французов. Православие универсально. Это вера, которая может найти дорогу к сердцу, если человек готов сердце открыть. И этот грандиозный в архитектурном отношении храм может быть домом как для местных сельских жителей, так и для людей с высоким образовательным уровнем и большими эстетическими запросами.

Я считаю, что культурный потенциал храма в Подмоклово – способ сделать его миссионерской «приманкой». Кто-то придет полюбоваться красотой и удивиться месту, а потом проникнется богослужением, а может быть, увидит, как общается приход. Мы же здесь устраиваем фестивали под открытым небом, трапезы, молодежные трудовые слеты. Такая общинная жизнь, если с ней познакомиться, может дать почувствовать, что есть христианство по своей сути.


Один замечательный депутат предложил похлопотать о хорошей детской площадке, а над ним смеются: «Дурачок». А почему смеются? Потому, что на его фоне они начинают выглядеть не очень.

Я вот тоже такой «дурачок». Глядишь, больше «дурачков» соберется, и что-то сдвинется с места.

Вот такая ситуация. Шахта. На ней отработал житель Моспино Александр, и ему уже пора было выходить на пенсию в 45 лет. Оставалось около месяца до нее. У него жена, двое сыновей. Работяга, трудяга. Он шел со смены, и в этот момент его осколком разрезало буквально пополам… И когда меня пригласили его отпевать, о чем я думал? Вот лежит он в гробу. Человек, который вчера еще был живой. Два сына его стоят. Жена… А за что он погиб? Что он плохого сделал? Что он сделал такого, что его нужно было убить, разрезав из «Града» пополам? Он совершил преступление? И вот я отпеваю его, и в это время опять начался обстрел…

Люди не понимали, что вообще происходит. Полное безумие. На вопрос «За что?» не мог ответить никто. Когда шла Отечественная война, было понятно: вот немцы, вот мы. А здесь было полное безумие, абсолютно алогичное действие, не поддававшееся нормальным человеческим объяснениям.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков). Фото: Фома / www.foma.ru

Как-то мы тяжелобольного пациента перевозили из психиатрической больницы. У него была тяжелая пневмония, он фактически (но не окончательно) находился без сознания. Причем это был больной со старческой деменцией, а не с серьезными психическими заболеваниями типа шизофрении. Вот мы его везем, оказываем какую-то помощь в дороге. И вдруг видим, что наш пациент приподнимается на носилках, смотрит куда-то в угол глазами, полными ужаса, пытается защититься от кого-то. Он явно увидел нечто ужасное. Начинает отбиваться, ему страшно. Потом замирает, остановка сердечного ритма. Мы реанимируем, довозим до Института Склифосовского, где он умирает.

Со мной был фельдшер, который всегда сомневался в существовании потусторонних сил. И он сказал: «Я не знаю, есть ли ангелы, но бесы есть, это точно. В этом сегодня убедился».

У меня был случай, когда я в 2008 году по приглашению незнакомых турок ездил в Турцию в качестве священнослужителя «искать клад».

Эти самые незнакомые турки приехали к нам в Алма-Ату, пришли в епархию и сказали, что у их дедушки есть какой-то клад, который они «видят, но почему-то не могут взять», потому что клад христианский. Чтобы его взять, надо, мол, чтобы христианский священник почитал Инжил (Евангелие). В епархии спросили: «Поедешь с ними?» Я согласился, мне было интересно и с миссионерской точки зрения – почитать для них Евангелие.

Но оказалось, во мне видели какого-то шамана-кладоискателя, который должен был найти им какой-то клад, неведомо где зарытый.

По приглашению иерея Георгия Кондратьева, настоятеля храма в селе Три Озера, прибыл протоиерей Владимир Головин для общения с верующими сельчанами. В ходе беседы отец Владимир ответил на волнующие духовные вопросы собравшейся в этот день аудитории.

Нынешняя проповедь - это продолжение дела, начатого Иисусом Христом. Это миссия, которая, возможно, сможет привести многих людей к спасению.

«Хочется, чтобы это была не пустая говорильня, а чтобы это общение вело нас с вами к каким-то добрым действиям. Я очень благодарен вам за то, что вы смогли оставить свои будничные дела и прийти пообщаться о вещах более, чем временных. Я очень надеюсь, что это общение принесёт пользу для нас с вами», - сказал священник в начале своей беседы.

Как научиться любить?

Этот вопрос, по мнению отца Владимира, очень жизненный и очень нужный. Отвечая на него, батюшка рассказал немного о любви. В Священном Писании сказано, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). Любовь - это полнота совершенств. Поэтому тот, кто хочет научиться любить, должен постараться приблизить себя к совершенству. Но сразу, конечно, ничего не получится, поэтому нужно начинать сначала. К сожалению, люди поломаны грехом, поэтому нужно учиться жить по законам Божьим. Первая ступень, ведущая к любви - это покаяние. Чтобы стяжать любовь, необходимо никогда не раздражаться и при этом помнить, что любовь прекратиться не может. В суете дней людям некогда думать о любви, некогда жить запросами души. Именно поэтому нужно научиться переосмысливать духовные и жизненные ценности, а не гнаться за придуманными целями. Нужно понуждать себя делать дела любви. К сожалению, люди подвержены греху гордости и самомнения. Нужно учиться исправлять, прежде всего, себя. Тогда и любить будет несложно.

Как приумножить в себе веру в Господа?

Следующий вопрос затронул тему веры. Как приумножить в себе веру в Господа? К сожалению, многие в наше время уходят «с головой» в суетные мелочи и, тем самым, теряются в них. Поэтому вера тухнет. Если человек живёт со Христом, то духовные ценности у него расставлены по своим местам. Батюшка привёл в пример фразу: «Когда у человека Бог на первом месте, то всё остальное будет на своём». Стоит только поставить Бога на первое место, то мелочи, действительно, окажутся мелочами. Батюшка дал людям совет по приумножению в себе веры: «Когда вы читаете главу из Евангелия, остановитесь и задайте себе три вопроса. Первый вопрос. Что в этой главе сказано о существе Божьем? Из этой главы видно, какой наш Бог? Второй вопрос. Что здесь сказано о естестве человеческом? Третий вопрос. Что это значит лично для меня сегодня, что Господь мне лично сегодня говорит, какой урок я должен для себя вынести?» Нужно постоянно держать себя в духовном тонусе, тогда и вера в Господа будет приумножаться в сердцах.

Вопрос о силе слов

Был освещён очень важный вопрос о силе слов. Бывает, люди очень часто говорят такую фразу: «Бог наказал». Это неправда! Бог никогда никого не наказывает. Такую фразу может сказать лишь тот, кто никогда не жил реально с Богом. Люди, своим образом жизни, сами себя либо наказывают, либо идут к спасению. Не зная ни Бога, ни духовной жизни, этими словами люди только поливают грязью Творца. Батюшка дал замечательный совет, как избегать подобного: «Нужно бояться клеветать на Господа. Быть очень внимательными и выверять каждое слово. Ведь слова имеют силу. Словом можно убить, а можно и воскресить».

Существует ли порча?

Такой интересный вопрос был озвучен в аудитории. «Слова «порча» в Библии нет, но там есть другое выражение: «одержимость бесами». Это и есть порча. Причина одержимости это, прежде всего, наши грехи. Порча не бывает от колдунов, как многие думают. 90% колдунов, гадателей и знахарей - шарлатаны, которым нужны только деньги.

Конечно, есть люди, в которых проявляются необыкновенные способности. Вот это уже страшно. Мы сами своим образом жизни, своими грехами активизируем бесов. Как себе помочь? Очень просто. Причащаться и исповедовать свои грехи. Это уже может стать нашим спасительным барьером», - наставляет батюшка.

Отвечают ли дети за грехи своих родителей?

Этот вопрос волновал многих людей, присутствовавших в аудитории. Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Есть такие грехи, которые обязательно наносят травму душе. Действие греха может отражаться на детях, или даже на внуках. Грехи, как черты характера, передаются по наследству. Но необходимо помнить, что Господь одарил человека свободной волей, поэтому, каждый может пойти путём изменения. Можно нейтрализовать действие греха. Главное, всё делать с любовь.

Как должен готовиться православный христианин к празднику Рождества Христова?

Этот вопрос очень хороший и своевременный. Православные уже начали готовиться к этому светлому празднику соблюдением поста. Рождество не просто праздник, а это переживание близости Господа рядом с нами. Необходимо помнить про любовь Господа к нам и стараться делать дела любви, а не просто празднословить. Самое главное в подготовке к празднику - приготовить свою душу. Отец Владимир пожелал всем стремиться жить с Господом, организовывать волю и расти в чувствах духовных. «Главное для нас помнить, что наше достоинство в осознании нашего недостоинства», - говорит отец Владимир.

— Нет, мы постились очень строго, — говорит благочинный Лужского округа, настоятель собора Воскресения Христова в Луге отец Николай Денисенко . — Что вы! Даже и подумать не могли, чтобы съесть что-нибудь скоромное. И родители вовсе не боялись, что строгий пост плохо повлияет на детский организм. Наоборот: они верили, что чем усерднее исполнять церковные правила, тем нам же будет лучше. Даже в Страстную седмицу, в конце её, когда по всему дому стоит запах готовящихся пасхальных лакомств и дети порой плакать начинают, так им хочется чего-то вкусного, — нет, даже и тогда родители твёрдо стояли на своём. И ничего дурного из этого не получилось: мы с сестрой выросли не хуже прочих!

— Да как же нынешнему школьнику поститься: ему же в школьной столовой постного не предложат…

— А ведь сейчас считается, что детям поститься вредно, да и взрослым то и дело даётся поблажка… Может быть, сейчас времена другие — в этом всё дело?

— Времена действительно изменились. Мы росли в годы хрущёвских гонений, когда вся жизнь у детей священника была — ну, подвиг не подвиг… Во всяком случае она постоянно требовала твёрдости душевной. Не знаю, как у кого, а у нас детские годы были непростыми… Вот миновал строгий, суровый пост, за ним радостная — по-настоящему радостная! — Пасха… Даже простое яичко кажется невероятно вкусным после настоящего поста, а у нас на пасхальном столе были не только яйца: родители старались, чтобы разговление было богатым. Так вот, миновало весёлое пасхальное застолье, в понедельник — в школу, а там перед началом занятий — линейка: «Кто на Пасху был в церкви? Шаг вперёд!» Мы выходим… Горько об этом вспоминать. Могли хлеба в магазине не дать: в хрущёвские годы трудно бывало с хлебом; приходишь в магазин, а тебе: «Семье священника хлеба нет!» Однажды сестре поставили двойку за отлично написанное сочинение — просто так, в плане борьбы с религией. Отец не побоялся, взял сестрину тетрадку и поехал в Новгород к уполномоченному. А там в ту пору знаете какие были уполномоченные? Из бывших начальников тюрем — на них смотреть-то было страшно… Но отец настоял на своём: сочинение пересмотрели, оценку исправили.

— Я слышал, отец ваш был непростым человеком…

— Что значит «непростым»? Его Господь вёл всю жизнь. Сам он родом с Украины, во время войны ещё подростком увезли его в Германию. Как мать о нём убивалась! И, как женщина верующая, ходила к знаменитому в тех краях старцу Лаврентию — святой Лаврентий Черниговский — знаете, наверное? Старец сказал моей бабушке: «Ты за сына не тревожься — он жив, хоть и страдает сильно. Но домой вернётся обязательно, ты только жди!» И действительно, чего только отец в Германии не натерпелся! Но всякий раз, когда дело шло к его гибели, Господь вмешивался и чудесным образом отводил беду. Однажды немец решил его за что-то расстрелять. Вывел в поле, приказал копать могилу, приготовил винтовку… И вот уже и винтовка поднята — откуда ни возьмись является другой немец и тому, первому: «Ты что здесь делаешь! Иди скорее шнапс пить, а то без тебя всё выпьют!» Тот приказал отцу не отлучаться и побежал пьянствовать. Отец постоял-постоял, потом взял лопату, закопал могилу и ушёл. И больше его этот немец не трогал. В другой раз он пережидал в бомбоубежище авианалёт. Бомба попала прямо в убежище — все погибли, он один целым остался. Он работал на фабрике, в условиях сравнительно неплохих, но тут его решили перевести в лагерь, откуда живым никто не возвращался. Погрузили их партию в машину, — и тут мотор заглох. Пока чинили, пока искали новую, дело само собой замялось и отец остался на фабрике… Вернулся домой с твёрдым намерением: «Раз Господь так меня берёг, буду оставшуюся жизнь служить ему. Стану священником». Принял сан… Но этот путь у него тоже был очень нелёгким… О нём книгу можно писать: как ему Богородица являлась, как он служил в Новгородской епархии, в глухой деревеньке… И в эту глухомань к нему столько народу приезжало за молитвой, за советом — из Ленинграда, из Москвы, Вологды, Ростова… А как отец ездил по району, когда нужно было причастить больного: на машине, потом на моторной лодке по реке, потом на лошадях по лесу — и только так добирались до деревни. И обратно тем же порядком: одна церковь была на район. А как хоронили покойников в весеннее или осеннее бездорожье? — лошади вязнут в грязи… Делали особую волокушу: на сани клали еловые лапки, на них ставили гроб, батюшка рядом садился, и трактор тянет всё это сооружение на кладбище…

Всё это было у меня перед глазами, всё проходило через моё сердце, но, знаете, никакого страха во мне не было, и когда пришла пора, я не задумываясь выбрал путь священника…

— Вы ведь тоже начинали ещё в годы гонений?..

— Ну, в ту пору таких явных репрессий уже не было, но бед всевозможных хватало. Вот вы говорите — Пасха… А вы знаете, что здесь, в Луге, у меня несколько раз ночное пасхальное богослужение бывало сорвано? И это ещё совсем недавно — в начале 80-х… Представьте себе: Пасхальная ночь, только что закончился крестный ход, а рядом, в клубе, закончились танцы. Вся молодёжь, изрядно разогретая и танцами и вином, валит в храм. В храме стоит шум, гам, начинаются драки — мы зовём милицию, но та не спешит являться… Снаружи кто-то начинает бросать камни и бутылки в окна… Что тут делать? Несколько раз служба срывалась. В конце концов мы придумали: окна на Пасху стали закрывать металлической сеткой, а пьяных от храма отгоняли своими силами ещё на подходе. Причём, чтобы не устраивать скандал, делали так: говорили молодёжи: «Как только начнется богослужение, двери закроем до утра. Хотите провести всю ночь в храме? Будете с нами молиться?» Желающих не находилось — все мирно поворачивали обратно.

— Вам Господь не давал забыть, что христианская жизнь — это подвиг, что всякую Пасху надо выстрадать. А мы, похоже, начинаем это забывать… А в результате и Пасха проходит мимо нас: всё чаще слышишь от людей, что никакой пасхальной радости они на службе не испытывают, что праздники не задевают сердца…

— Своих трудностей и сейчас хватает, но ведь дело даже не в них… Беды и скорби у каждого есть — и у церковного человека, и у нецерковного. Но христианину должна сопутствовать радость от своего духовного подвига, от общения с Богом, от сознания величия Божия. Её надо взрастить у себя в душе, чтобы вместе с апостолом Фомой сказать: «Господь и Бог мой!» Эта будет Пасха не внешняя, не человеческая, а духовная, ангельская. Люди всё ещё по-язычески подходят к Богу: «Я столько молился, а мне не повезло. Я столько постился, а у меня такое искушение в семье!..» Это чисто языческое у нас: мы постимся и ждём, что Бог в ответ пришлёт нам благодарственную грамоту с печатью. Надо честнее относиться к своей жизни, к своей душе. Но сейчас много говорится о том, что пост — он не в воздержании от пищи, а в укрощении души… И всё-таки когда говоришь с верующими о посте, ни одного вопроса о духовном от них не слышишь… Людей интересует одно: что можно есть, а что нельзя… Значит, для них это по-прежнему важно. И, значит, важно напоминать снова и снова: «Благодать приходит через смирение, а смирение — через строгость и воздержание!» Без строгости мы никогда не почувствуем эту несказанную радость. Ведь взять прп. Серафима Саровского: он Пасху круглый год ощущал, а почему? От строгости своей жизни. Питался одной травой, а в душе и на устах непрестанно: «Христос Воскресе!» Для него Пасха продолжалась круглый год. Пасхальная радость не похожа на простую человеческую радость: это чувство небесное, его словами не объяснить.

Бед же хватает и сегодня. Вот наш Воскресенский собор: изу-мительное по красоте здание — второго такого в Луге нет. Но он до сих пор не восстановлен, и нет желающих помочь нам в его возрождении: ни администрация, ни предприниматели не спешат украсить родной город. И сердцем переживаешь, что люди не ценят труд своих предков. Но работа идёт — чудом Божиим, но идёт: к Пасхе надеемся завершить колокольню. Как-то по копеечке деньги появляются… Что же нам — плакать прикажете на Пасху, что храм до сих пор не восстановлен? Нет, мы лучше будем радоваться, что Господь даёт нам сил трудиться, что Он посылает нам какую-то помощь… Хоть капельку, да мы сделали — Бог позволил нам потрудиться, — и это достойная причина для радости. Так и всем советую: Бог дал нам возможность потрудиться Ему Великим постом, — будем радоваться этому. Бог позволил нам дойти до праздника Пасхи — это тоже радость. Радость рождается из подвига — понесём же то, что нам дано, и радость не минует нас.

Вопросы задавал Алексей Бакулин

В практике Русской Православной Церкви сложилась традиция исповеди перед каждым Причастием. Ломать этот сложившийся с течением времени стереотип достаточно проблематично. В какой степени можно это делать, как и нужно ли вообще это делать?

Безусловно, существует некое противоречие, когда, с одной стороны, верующие церковные люди стараются причащаться как можно чаще. С другой стороны, - частая исповедь имеет тенденцию превращаться в формальность, когда человек начинает воспринимать исповедь просто как формальный способ получить разрешение приступить к Причастию, прочитав список грехов.

Но на самом деле вполне возможно в ситуации, когда человек причащается, допустим, раз в неделю, все-таки наполнить свою исповедь покаянным чувством.

«Делом, словом, помышлением»

В крайнем случае, я прошу у своих прихожан, которые собираются причащаться, но не хотят вновь перечислять тот же список грехов по бумажке, что и на прошлой неделе, попытаться с покаянным чувством и переживанием сказать: «Господи, прости, что согрешил делом, словом и помышлением».

И у того, кто искренне просит прощения, это превращается не в формальное допущение к Чаше, а в акт примирения с Богом.

Ведь если человек часто исповедуется и не имеет серьезных грехов, ему надо просто просить у Бога искренне, от сердца прощения. Больше ничего, просто сказать: «Господи, прости меня, согрешил словом и помышлением. Прости меня, Господи, такого-то, недостойного пса смердящего».

У меня есть одна замечательная прихожанка, ей уже 90 лет, но она, крепка, и внутренне, и внешне. Когда она исповедуется, каждый раз с искренними слезами читает отрывок в 5–7 строчек из какого-нибудь покаянного псалма, или молитву, или еще что-то. Просто от сердца просит у Бога прощения или словами Священного Писания, или молитвами. Я считаю, что это идеальная образцово-показательная исповедь для частого причащения. Но такое покаяние, со слезами, - подарок от Бога.

Но периодически, скажем, в пост, должна быть такая, как бы генеральная исповедь, когда мы берем книжку архимандрита Иоанна (Крестьянина) о подготовке к исповеди, выписываем себе на бумажку десятки грехов. Такого рода исповедь, правда, в общей форме всегда проходит в нашем храме непосредственно или перед Рождеством или перед Пасхой.

Перед ночной службой я всегда читаю полностью все эти грехи из соответствующей брошюры о таинстве исповеди. «Братья и сестры, все ли вы каялись? Те, кто не каялся, давайте так обстоятельно попросим у Бога прощения». Это не перечисление грехов, это просьба о прощении: «Прости меня, милосердный, Господи».

Это важно, чтобы человек знал, что он не только вчера согрешил, а действительно грехов у него много, и грехи эти вполне конкретные. Но он делает это два раза в год: накануне Рождества и накануне Пасхи. А так человеку, мне кажется, вполне достаточно вот так от сердца у Бога просить прощения, как наша пожилая прихожанка.

Осознать свое недостоинство

Регулярная исповедь - это еще и возможность для священника что-то донести до человека. Когда человек, регулярно исповедующийся, думает, что нет у него грехов, и говорит: «Я исповедовался недавно, и ни в чем таком особо не согрешил», - тут как раз и удобный повод для священника объяснить, что покаяние - это не только и не столько, ситуация, когда мы называем какие-то свои грехи.

Если, вроде бы, никаких явных грехов нет, то это не значит, что мы живем достойно той высокой святости, к которой призывает нас Господь. «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16). Это призыв ко всем христианам. «У меня нет грехов», - могу я услышать от пришедшего на исповедь. «Если грехов нет, можно икону с тебя писать?», - спрашиваю я в таком случае.

При частой исповеди есть возможность обратить внимание на то, что, вообще, мы в целом оказываемся недостойны звания христианина. Мы не молимся так, как призывал нас Господь. Мы не любим людей так, как призывал нас Господь. Мы не относимся к другим людям и к Богу так, как этого ждет от нас Бог. Мы думаем о себе, о своих проблемах. Погрязли в своих заботах и эгоизме.

Можно ли говорить, что я - Христианин? Что я достоин Причастия? Нет, конечно, нельзя. И вот с этим чувством осознанного, проговоренного перед священником недостоинства человек идет ко Христу, испрашивая у Него прощения. Подходит, уже примиренный, к Чаше. Это главный момент.

Исповедь - индивидуальна

Связь между исповедью и Причастием не всегда безусловна.

Мне кажется, подход вполне может быть очень индивидуальным. По отношению к тем прихожанам, которых священник хорошо знает, чью жизнь, чье духовное состояние может наблюдать, может быть исключение из сложившегося правила.

Если речь не идет о новоначальном христианине или новоначальном священнослужителе, то, мне кажется, вполне возможен как раз индивидуальный подход, когда, пожалуйста, подходите каждую неделю к Причастию, а исповедуйтесь раз в месяц, как минимум.

Регулярная исповедь необходима. Человек должен свою жизнь строить как покаяние. Не должна прерываться связь между исповедями, человек должен помнить, в чем он просил прощения у Бога на предыдущей исповеди, что изменилось с того момента.

В общем, для воцерковленных, регулярно причащающихся христиан, такая практика исповеди и причащения была бы допустима, мне кажется. Я не думаю, что надо вводить это директивно, но предлагать индивидуально было бы можно.

Исповедь в храме и покаяние дома

Перед Причастием по слову апостола Павла, человек должен испытывать себя. Он должен действительно ставить себя на суд Божий. Это происходит на таинстве исповеди в присутствии священника. Человек должен обличить в присутствии священнослужителя свои грехи. Это действительно важно. Когда этого не происходит достаточно регулярно, то у человека усиливается общая тенденция судить себя все более снисходительно, оправдывать себя.

Перед священником сложнее себя оправдать. Я имею в виду понимающего человека, вполне осознающего, как нужно каяться. Это не тот случай, когда люди приходят, говорят: «Господи, у нас грехов-то нет. Если убивали кого то, только по делу». В составе ежедневных вечерних молитв есть повседневное исповедание грехов. Мы ежедневно каемся в совершенных грехах. Но почувствовать себя стоящим перед Богом, естественнее и удобнее в храме в присутствии священника.

Соответственно, важно не превращать исповедь в приятельскую беседу со священником, а исповедоваться честно, действительно от сердца. Я знаю, некоторые духовники даже не здороваются с прихожанами перед исповедью, чтобы не превратить исповедь в беседу: «Здравствуйте! Как дела? Как жена? Как дети?». Человек просит прощения у Бога в присутствии священника. А священнику Бог дал власть вязать и решить, то есть прощать или не прощать грехи от имени Бога. Это та власть, от осознания которой должно становиться страшно и человеку, пришедшему на исповедь и самому священнику.

Loading...Loading...